А.П. Чехов "Вишневый сад": описание, герои, анализ пьесы. Анализ пьесы вишневый сад

Имение поме-щицы Любови Андре-евны Ранев-ской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Ранев-ская и её семна-дца-ти-летняя дочь Аня прожили за границей. В имении оста-ва-лись брат Ранев-ской Леонид Андре-евич Гаев и её приемная дочь, двадца-ти-че-ты-рех-летняя Варя. Дела у Ранев-ской плохи, средств почти не оста-лось. Любовь Андре-евна всегда сорила день-гами. Шесть лет назад от пьян-ства умер её муж. Ранев-ская полю-била другого чело-века, сошлась с ним. Но вскоре траги-чески погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андре-евна, не в силах пере-нести горя, бежала за границу. Любовник после-довал за ней. Когда он заболел, Ранев-ской пришлось посе-лить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухажи-вать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и пере-ехать в Париж, он обобрал и бросил Ранев-скую.

Гаев и Варя встре-чают Любовь Андре-евну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алек-се-евич Лопахин. Отец Лопа-хина был крепостным Ранев-ских, сам он разбо-гател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым посто-янно что-нибудь случа-ется и кото-рого прозвали «двадцать два несча-стья».

Наконец подъ-ез-жают экипажи. Дом напол-ня-ется людьми, все в приятном возбуж-дении. Каждый говорит о своем. Любовь Андре-евна разгля-ды-вает комнаты и сквозь слезы радости вспо-ми-нает прошлое. Горничной Дуняше не терпится расска-зать барышне о том, что ей сделал пред-ло-жение Епиходов. Сама Аня сове-тует Варе выйти за Лопа-хина, а Варя мечтает выдать Аню за бога-того чело-века. Гувер-нантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцен-тричная особа, хвалится своей удиви-тельной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напо-ми-нает Ранев-ской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, един-ственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Ранев-скую пред-ло-жение Лопа-хина удив-ляет: как можно выру-бить её любимый заме-ча-тельный вишневый сад! Лопа-хину хочется подольше остаться с Ранев-ской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обра-ща-ется с привет-ственной речью к столет-нему «много-ува-жа-е-мому» шкафу, но потом, скон-фу-женный, вновь начи-нает бессмыс-ленно произ-но-сить излюб-ленные бильярдные словечки.

Ранев-ская не сразу узнает Петю Трофи-мова: так он изме-нился, подурнел, «милый студентик» превра-тился в «вечного студента». Любовь Андре-евна плачет, вспо-миная своего малень-кого утонув-шего сына Гришу, учителем кото-рого был Трофимов.

Гаев, остав-шись наедине с Варей, пыта-ется рассуж-дать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андре-евна вышла замуж не за дворя-нина, да и вела себя не «очень добро-де-тельно». Гаев любит сестру, но все-таки назы-вает её «порочной», что вызы-вает недо-воль-ство Ани. Гаев продол-жает строить проекты: сестра попросит денег у Лопа-хина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допу-стят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворч-ливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счаст-лива: дядя все устроит.

Лопахин не пере-стает угова-ри-вать Ранев-скую и Гаева принять его план. Они втроем завтра-кали в городе и, возвра-щаясь, оста-но-ви-лись в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объяс-ниться с Дуняшей, но та уже пред-почла ему моло-дого цинич-ного лакея Яшу. Ранев-ская и Гаев словно не слышат Лопа-хина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легко-мыс-ленных, неде-ловых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Ранев-ская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Ранев-ская заводит разговор о «гордом чело-веке». По мнению Трофи-мова, в гордости нет смысла: грубому, несчаст-ному чело-веку нужно не восхи-щаться собой, а рабо-тать. Петя осуж-дает интел-ли-генцию, не способную к труду, тех людей, кто важно фило-соф-ствует, а с мужи-ками обра-ща-ется, как с живот-ными. В разговор всту-пает Лопахин: он как раз рабо-тает «с утра до вечера», имея дело с круп-ными капи-та-лами, но все больше убеж-да-ется, как мало вокруг поря-дочных людей. Лопахин не дого-ва-ри-вает, его пере-би-вает Ранев-ская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Насту-пает тишина, в которой слышится отда-ленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расхо-дятся. Остав-шиеся наедине Аня и Трофимов рады возмож-ности пого-во-рить вдвоем, без Вари. Трофимов убеж-дает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в насто-ящем, нужно сначала стра-да-нием и трудом иску-пить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обяза-тельно увидят его.

Насту-пает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе зате-ва-ется бал, приглашен еврей-ский оркестр. Когда-то здесь танце-вали гене-ралы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развле-кает своими фоку-сами Шарлотта Ивановна. Ранев-ская с беспо-кой-ством ожидает возвра-щения брата. Ярослав-ская тетка все же прислала пятна-дцать тысяч, но их недо-ста-точно, чтобы выку-пить имение.

Петя Трофимов «успо-ка-и-вает» Ранев-скую: дело не в саде, с ним давно покон-чено, надо взгля-нуть правде в глаза. Любовь Андре-евна просит не осуж-дать её, пожа-леть: ведь без вишне-вого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Ранев-ская полу-чает теле-граммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом — сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», кото-рого она все-таки любит, умоляет её прие-хать. Петя осуж-дает Ранев-скую за любовь к «мелкому негодяю, ничто-же-ству». Сердитая Ранев-ская, не сдер-жав-шись, мстит Трофи-мову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить... надо влюб-ляться!» Петя в ужасе пыта-ется уйти, но потом оста-ется, танцует с Ранев-ской, попро-сившей у него прощения.

Наконец появ-ля-ются скон-фу-женный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дери-га-нова, дав сверх долга девя-носто тысяч. Лопахин подни-мает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишне-вому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»...

Дом опустел. Его обита-тели, простив-шись друг с другом, разъ-ез-жа-ются. Лопахин соби-ра-ется на зиму в Харьков, Трофимов возвра-ща-ется в Москву, в универ-ситет. Лопахин и Петя обме-ни-ва-ются колко-стями. Хотя Трофимов и назы-вает Лопа-хина «хищным зверем», необ-хо-димым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин пред-ла-гает Трофи-мову деньги на дорогу. Тот отка-зы-ва-ется: над «свободным чело-веком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Ранев-ская и Гаев даже пове-се-лели после продажи вишне-вого сада. Раньше они волно-ва-лись, стра-дали, а теперь успо-ко-и-лись. Ранев-ская соби-ра-ется пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня вооду-шев-лена: начи-на-ется новая жизнь — она закончит гимназию, будет рабо-тать, читать книги, перед ней откро-ется «новый чудесный мир». Неожи-данно появ-ля-ется запы-хав-шийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказа-лось, что на его земле англи-чане нашли белую глину.

Все устро-и-лись по-разному. Гаев говорит, что теперь он банков-ский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устро-и-лась экономкой к Рагу-линым, Епиходов, нанятый Лопа-хиным, оста-ется в имении, Фирса должны отпра-вить в боль-ницу. Но все же Гаев с грустью произ-носит: «Все нас бросают... мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопа-хиным должно, наконец, произойти объяс-нение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопа-хина». Варе Ермолай Алек-се-евич нравится, но сама она не может сделать пред-ло-жение. Лопахин, тоже прекрасно отзы-ва-ю-щийся о Варе, согласен «покон-чить сразу» с этим делом. Но, когда Ранев-ская устра-и-вает их встречу, Лопахин, так и не решив-шись, поки-дает Варю, восполь-зо-вав-шись первым же пред-логом.

«Пора ехать! В дорогу!» — с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Оста-ется только старый Фирс, о котором, каза-лось бы, все забо-ти-лись, но кото-рого так и забыли отпра-вить в боль-ницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андре-евич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдох-нуть и лежит непо-движно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Насту-пает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Представляем краткое содержание произведения Чехова Вишнёвый сад по действиям .

Пьеса "Вишнёвый сад " содержит 4-х действия, которые разворачиваются в имении Л.А. Раневской.

Вишневый сад краткое содержание по действиям

Краткий пересказ по действиям :

Первое действие пьесы «Вишневый сад» разворачивается ранним майским рассветом в комнате, "которая до сих пор называется детскою".

Второе действие «Вишневого сада» происходит на природе, неподалёку от старой церкви, откуда открывается прекрасный вид на вишневый сад и виднеющийся на горизонте город.

Третье действие пьесы начинается вечером в гостиной. В доме играет музыка, пары кружатся в танце. Именно там возникает спор о том, что ради любви можно и голову потерять.

Четвертое действие пьесы Чехова разворачивается в пустой детской, где в углу стоят ожидающие вывоза багаж и прочие вещи. С улицы слышатся звуки срубаемых деревьев.

В финале пьесы дом закрывают. После чего появляется лакей Фирс, о котором просто забыли в суматохе. Он понимает, что дом уже закрыт, а его просто забыли. Правда он не злится на хозяев, а просто ложится на диван и вскоре умирает.

Раздаётся звук лопнувшей струны и ударов топора о дерево. Занавес.

Вишнёвый сад - краткое содержание читать

Произведение А.П. Чехова - «Вишневый сад» начинается со сцен ожидания всеми хозяйки поместья. Хозяйкой является Раневская Любовь Андреевна, помещица. Она пять лет тому назад уехала за границу, после смерти своего мужа и трагической гибели любимого маленького сына.

Лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова описывает такое время года как весна, время, когда цветут вишнёвые деревья и всей своей красотой радуют глаз окружающих. Все персонажи, которые ждут дома приезда хозяйки, очень волнуются и переживают, поскольку совсем уже скоро этот прекрасный сад должен быть продан в уплату всех тех долгов, которые скопились за время отсутствия хозяйки и за то время, что она проживала в Париже и тратила деньги себе в угоду. Кроме мужа и сына у Раневской есть семнадцатилетняя дочь Аня, с которой хозяйка поместья все последние пять проживала с ней за границей. В самом же имении после отъезда Любови Андреевны оставались её родной Леонид Андреевич Гаев и её приёмная дочь, двадцатичетырехлетняя девушка, которую все звали просто Варя. За последние пять лет Раневская из богатой светской дамы превратилась в бедную женщину с кучей долгов за спиной. Все это произошло, потому, что Любовь Андреевна всегда и везде сорила деньгами и никогда ни на чем не экономила. Шесть лет тому назад от пьянства у Раневской умирает муж. Однако жена не сильно расстраивается этому факту и вскоре влюбляется в другого человека и сходится с ним. Ко всем тем несчастьям, которые уже случились с Любовью Андреевной, трагически погибает ее маленький сын Гриша, утонув в реке. Раневская просто не в силах перенести такого страшного горя и никакого другого выхода не видит, как быстрее сбежать за границу. Ее любовник, не в силах жить без нее, последовал вслед за ней. Однако на этом беды Любови Андреевны не заканчиваются. Вскоре сильно заболел ее любовник, и Раневской просто ничего не оставалось, как поселить его на своей даче возле Ментоны и три года почти не отходить от его кровати и постоянно за ним ухаживать. Однако вся любовь любовника была лишь обманом, поскольку как только дачу пришлось продать за долги и переехать в Париж, он просто взял, обобрал и бросил Раневскую.

Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь Раневской Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. В поместье хозяйку и ее дочку с нетерпением горничная Дуняша и знакомый семьи, купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец этого самого Лопахина был в прежни годы крепостным Раневских. Сам же Ермолай Алексеевич разбогател, но все же считает, что богатство никак не повлияло на его характер и жизненных прерогативы. Купец считает себя обычным, простым, без особых требований мужиком. В имение помещицы также по случаю приезда самой хозяйки приходит конторщик Епиходов. Конторщик является тем самым человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого в шутку, с долей правды, прозвали «двадцать два несчастья».

К поместью приближают экипажи. Поместье Раневских наполняется людьми, которые находятся все в приятном возбуждении. Каждый из находящихся в доме, говорит о своём, при этом мало обращая на проблемы и желания окружающих. Любовь Андреевна проходит по всему поместью, разглядывает все комнаты и сквозь слезы радости вспоминает о прошлом, о тех самых моментах, которые дарили ей столько радости и тепла. В пьесе также описанные и некоторые истории любви. К примеру горничной Дуняше по приезду барышни, просто не терпится рассказать о том, что ей сделал предложение руки и сердца сам Епиходов. Дочь Раневской Аня советует своей сестре Варе выйти замуж за Лопахина, а Варя же в свою очередь мечтает выдать Аню за очень богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, являясь очень странной и эксцентричной особой, хвалится перед всеми своей замечательной собакой. Сосед помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик просит денег взаймы у Раневской. Очень старый и самый верный слуга Фирс уже почти ничего не слышит, и все время бормочет тихо что-то себе под нос.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин напоминает Любови Раневской о том, что ее имение довольно в ближайшее время должно быть продано с торгов. Единственным выходом из сложившейся ситуации купец видит в разделении земли на небольшие участки, которые потом можно отдать в аренду дачникам. Такого рода предложение Лопахина очень удивляет Раневскую. Она никак не может понять, как вообще возможно вырубить её столь любимый и замечательный вишнёвый сад. Лопахину в свою очередь очень хочется подольше остаться с Раневской. Купец оказывается безумно влюбленным в Любовь Андреевну. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, снова начинает вести разговор, при этом употребляя всевозможные излюбленные им бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает бывшего учителя ее утонувшего семилетнего сына Петю Трофимова. В ее глазах учитель сильно изменился, стал менее красивым, стал одним из тех людей, кто учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Встреча с Петей пробуждает у помещицы воспоминания о своего маленьком утонувшем сыне Грише, учителем которого был Трофимов.

Леонид Андреевич Гаев, оставшись наедине с Варей, и пользуясь такой возможностью, пытается рассуждать обо всех важных делах, которые навалились на них за последнее время. Гаев также вспоминает и об очень богатой тётки, проживающей в Ярославле, которая, правда, их не любит. Вся ее нелюбовь связана с тем, что Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и ко всему прочему вела себя не скромно и в финансовых вопросах и в светской жизни. Леонид Андреевич очень любит свою сестру, но все-таки называет её женщиной легкого поведения, что в свою очередь вызывает сильное недовольство Ани. Гаев строит определенные планы по дальнейшему жизненному пути всех его членов семьи. Он очень хочет чтобы сестра попросила денег у Лопахина, чтобы Аня поехала в Ярославль. Проще говоря, он хочет сделать все возможное для того, чтобы имение не было продано. Гаев даже клянётся во всем этом. Ворчливый, но самый преданный слуга Фирс, наконец, уводит своего барина, как ребёнка, в его покои и укладывает его спать. Аня всей душой верит в то, что дядя сможет разрешить все возникшие у них проблемы, она счастлива и спокойна.

Лопахин в свою же очередь ни на шаг не отходит от своего великолепного плана и продолжает уговаривать Раневскую и Гаева принять его великолепный план дальнейших действий. Раневская, Гаев и Лопахин все вместе завтракали в городе и по пути домой решили остановиться в поле у часовни. В тоже время, немного ранее, на той же скамье возле часовни, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей. Но к его разочарованию Дуняша уже предпочла ему циничного и молодого лакея по имени Яша. Хозяева поместья, а именно Раневская и Гаев в беседе с Лопахиным словно вообще не слышат его и говорят совершенно о других вещах. Все уговоры и упрашивания ни к чему не приводят, Лопахин хочет уйти, так как не ведет толку продолжать этот разговор со столь неделовыми, странными и легкомысленными людьми. Однако Любовь Андреевна просит его остаться, поскольку ей очень нравится компания Лопахина.

После к Раневской, Гаеву и Лопахину приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о таком человеческом качестве как гордость, об особенности этого качества и типах людей, которым это качество человеческого характера свойственно. Трофимов уверен в том, что в гордости нет никакого смысла. Он считает, что несчастному и грубому человеку лучше начать работать, нежели продолжать восхищаться самим собой. Петя просто напросто осуждает ту самую интеллигенцию, которая совершенно не способную к труду. Он осуждает тех людей, которые только умеют важно философствовать, а с обычными мужиками обращаются просто напросто, словно с животными. В данном разговоре участвует также и Лопахин. Из-за своеобразия своей жизни он в работе и днем и ночью. В своей работе он сталкивается с большим количеством людей, но среди этой массы очень мало порядочных людей. По поводу этой темы между участниками беседы происходят небольшие споры и определенные демагогии. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Можно сделать вывод, что большая часть участников беседы не хотят или вообще не умеют слушать друг друга. После всех споров наступает глухая тишина, в которой слышится довольно отдалённый печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре после такого оживленного разговора все начинают расходиться. Оставшиеся наедине друг с другом Аня и Трофимов были очень рады возможности поговорить вдвоём, без Вари. Трофимов говорит Ане о том, что просто необходимо погасить в себе все те чувства, которые люди называют любовью. Он говорит ей о таком человеческом состоянии как свобода, что просто необходимо жить в настоящем. Но для того, чтобы узнать все прелести жизни, нужно сначала страданием и трудом искупить все, то нехорошее, что было сделано в прошлом. Счастье уже совсем близко и если уж они его не увидят и не испытают, то другие обязательно увидят то самое счастье и свободу.

Наступает самый важный и ответственный день - день торгов - двадцать второе августа. В этот день, в вечернее время в поместье был запланирован особенный вечер - бал. На данное мероприятие был приглашен даже еврейский оркестр. Были такие времена, когда в имении на балах танцевали только генералы да бароны. А теперь, как подмечает Фирс, на данное мероприятие еле идут почтовые чиновники и начальники станций. Всех присутствующих на данном мероприятии всячески развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Сама же хозяйка поместья Любовь Андреевна Раневская с беспокойством ожидает возвращения своего брата. Ярославская тётка, несмотря на всю ненависть к помещицы, все же прислала пятнадцать тысяч. Однако данной суммы было недостаточно для того, чтобы выкупить все имение.

Бывший же учитель погибшего сына Раневской Петя Трофимов всеми силами успокаивал Раневскую. Он ее уговаривал уже не думать о саде, что с ним давно покончено, необходимо просто взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна оказалась в очень не простой ситуации, как финансовой, так и душевной. Хозяйка просит не осуждать её, а наоборот - пожалеть. Без вишнёвого сада её жизнь теряет весь смысл. Все время, пока Раневская находится в поместье, она изо дня в день получает телеграммы из Парижа. По началу она просто рвала их сразу, ну а потом последующие начала читать и также потом рвать. Тот самый сбежавший любовник, которого она по сей день все еще любила, в каждом из писем умолял её приехать обратно в Париж. Петя хоть и не хочет причинять Раневской еще больше боли, но он все, же осуждает ее за любовь к такому мелкому негодяю, ничтожеству. Оскорбленная и очень сердитая Раневская при всей своей воспитанности, не сдержавшись, мстит Трофимову. Она называет его чудаком, некрасивым человеком и жалким чистюлей. Раневская упаяет на то, что людям просто необходимо любить и влюбляться. Петя, услышав такое в свой адрес, хочет уйти, но вскоре решает остаться, танцует с Раневской, которая попросила у него прощения.

На пороге бального зала появляются усталый Гаев и радостный Лопахин. Гаев сразу уходит к себе, ничего не рассказав. Вишнёвый сад все-таки оказывается, продан, и его купил тот самый Лопахин. Новый хозяин поместья очень счастлив, ведь на торгах ему удалось превзойти богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин с гордостью поднимает ключи, которые были брошены на пол гордой Варей. Сейчас главным его желание является то, чтобы продолжала играть музыка и чтобы все увидели, как Ермолай Лопахин радуется тому, что именно он теперь хозяин всего этого красивого вишнёвого сада.

После известия о том, что сад продан, Ане ничего больше не оставалось, как утешать свою плачущую мать. Дочь уверяла свою мать, что хоть сад и продан, но жизнь на этом не заканчивается и впереди у них еще целая жизнь. Аня была уверена, что в их жизни еще будет новый сад, роскошнее того, что был продан, и то что их ожидает спокойная умеренная жизнь, в которой будет еще куча причин для радости.

Дом, который недавно принадлежал Раневской, постепенно опустел. Все те, кто проживал там, попрощавшись друг с другом, начали разъезжаться. Лопахин Ермолай Алексеевич собирается на зиму в Харьков, Трофимов Петя возвращается снова в Москву, в свой университет и продолжает жить жизнью закадычным студентом. Лопахин и Петя при прощании обмениваются несколькими колкостями друг с другом. Хотя Трофимов и называет Лопахина хищным человеком, он все равно в нем видит человека, который способен на нежные чувства, которые может войти в положение других и который тонко чувствует окружающих. Лопахин по доброте своей душевной даже предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот конечно же отказывается. Он считает, что такого вида подачки подобны властной руке, которая ради своей последующей прибыли, готова сейчас оказать содействие простому человеку. Трофимов просто уверен, что человек всегда должен быть свободным и независящим от кого-то или чего-то, никто и ничто не должно ему мешать на путь к достижению его жизненных целей.

После продажи вишнёвого сада Раневская и Гаев даже повеселели, у них как будто груз с плеч упал, они перестали нести эту тяжелую ношу. Если раньше они были взволнованы, испытывали постоянные страдания, то теперь они полностью успокоились. В дальнейшие планы госпожи Раневской входит жизнь в Париже на те самые денежные средства, которые были присланы тёткой. Дочь Раневской Аня воодушевлена. Она считает, что именно сейчас у нее начинается абсолютно новая жизнь, в которой она должна окончить гимназию, найти работу, работать, читать книги, вообще она просто уверена, что перед ней откроется новый чудесный мир. Борис Борисович Симеонов-Пищик же, наоборот, вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздаёт долги. Выяснилось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все герои лирической пьесы устроились по-разному. Гаев стал теперь банковским служакой. Лопахин всеми силами обещает найти новое место для Шарлотты. Варя устроилась экономкой к семье Рагулиных. Епиходов, в свою очередь был нанят Лопахиным и остаётся в имении служить новому хозяину. Престарелого Фирса должны отправить в больницу, для последующего ухода и лечения. Однако Гаев думает, и у него есть на то основания, что все люди, так или иначе нас бросают, мы становимся просто вдруг друг другу не нужными.

Между влюбленными Варей и Лопахиным, наконец, должно произойти столь долгожданное объяснение. С давних пор уже Варю дразнят все вокруг и называют мадам Лопахина, при этом смеясь над тем, что она таковой до сих пор не является. Варя, как девушка робкая, не может сделать предложение, хоть Ермолай Алексеевич ей и очень нравится. Лопахина тоже уже не устраивала сложившаяся ситуация, ему хотелось как можно скорее покончить с ней и объясниться с Варей уже. Он прекрасно отзывался о Варе, полностью был согласен покончить раз и навсегда с этим делом. Раневская, которая тоже была в курсе сложившейся ситуации, решает устроить им встречу. Однако при встрече Лопахин, все-таки так и не решившись объясниться, покидает Варю, воспользовавшись первым, же для этого предлогом.

Пьеса "Вишневый сад" заканчивается на печальной ноте, когда все встретившиеся в поместье люди уходят из него, запирая при этом все двери на замок. Казалось бы, все обитатели поместья заботились и помогали старому Фирсу, но все, же он остается совсем один. Никто даже не вспомнил, что ему требуется лечение, покой и уход. И даже после этого старый Фирс остается человеком и искренне переживает, потому, что Леонид Андреевич поехал в такой холод в тоненьком пальто, а не в теплой шубе. Он в силу своего возраста и состояния ложится отдохнуть и лежит неподвижно, будто принимая и понимая свою дальнейшую судьбу без боя. Раздётся звук лопнувшей струны. Наступает глухая кромешная тишина, которую прерывает только еле слышные где-то вдалеке, в самом центре вишневого сада, удары стучащего по дереву топора.

Вишнёвый сад краткое содержание по действиям .
Вишнёвый сад как пьеса о прошлом настоящем и будущем России .

"Вишневый сад" Антон Чехов написал в 1903 году. Автор определил жанр своего произведения как комедию, но в последней сцене присутствуют трагические нотки. В январе 1904 года на сцене Московского художественного театра состоялась премьера спектакля по пьесе Чехова "Вишневый сад". Это драматургическое произведение и сегодня входит в репертуар многих театров. Кроме того, пьеса несколько раз была экранизирована.

История создания

Важный образ в произведении А. П. Чехова - вишневый сад. Главная героиня в силу легкомысленности и непрактичности оказалась в сложном финансовом положении. Усадьба, где она провела ранние годы, продается. Новый хозяин не восхищается красотой вишневого сада. Чехов в своем небольшом произведении не раз подчеркивает противоположность характеров Раневской и Лопахина. И эта противоположность символизирует разобщенность, непонимание между представителями разных социальных слоев.

Почему писатель именно так назвал свое произведение? Вишневый сад у Чехова - образ дворянской культуры, которая изжила себя к началу 20 столетия. Станиславский - главный режиссер Московского художественного театра - в автобиографической книге вспоминал о том, как он впервые услышал от Антона Чехова об этой пьесе. Эти воспоминания объясняют замысел автора.

Драматург любил присутствовать на репетициях, нередко он сиживал и в гримерной. Однажды во время праздной, ничего не значащей беседы он и поведал режиссеру замысел будущей пьесы. «Я назову произведение «Ви́шневый сад», - Чехов произнес эти слова торжественно, но Станиславский не понял, в чем необычность такого названия.

Прошло несколько месяцев. Режиссер уже и забыл о новой пьесе под названием «Вишневый сад». А. Чехов, стоит сказать, при первом упоминании о будущем произведении ударение в слове «ви́шневый» делал на первый слог. Но потом немного изменил название. Писатель радостно поделился с режиссером: «Не ви́шневый, а вишне́вый сад». А. П. Чехова и тогда Станиславский не понял. Только позже, когда прочитал пьесу, постиг смысл, сокрытый в названии.

Ви́шневый - прилагательное, образованное от названия деревьев, которые высаживают ради получения прибыли. В слове «вишне́вый» больше поэтичности, возвышенности. Станиславский понял: вишневый сад не приносит дохода, он хранитель поэзии ушедшей барской жизни. Такой сад радует глаз. Но растет он по прихоти непрактичных избалованных эстетов. Пьеса Чехова «Вишневый сад» - это печальная комедия об уходящем времени.

Критика

Не все литераторы и критики были в восторге от пьесы Чехова. "Вишневый сад" особенно не понравился эмигранту-дворянину Ивану Бунину. Этот писатель прекрасно знал, как выглядела настоящая помещичья усадьба, и он заявил, что вишни там редко высаживали.

В России, по мнению Бунина, сложно было найти большой вишневый сад. А. Чехов с помощью диалогов пытался передать красоту майского пейзажа. Его персонажи то и дело восхищаются красотой сада (все, за исключением купца, сына бывшего крепостного). Вопреки видению Чехова, в вишневом саду, по мнению Бунина, нет ничего прекрасного. Маленькие, невысокие деревья с мелкой листвой даже в пору цветения не представляют собой живописное зрелище.

Возмутил Ивана Бунина также и финал пьесы Чехова "Вишневый сад". А именно та поспешность, с которой Лопахин принялся рубить деревья, не дождавшись уезда прежней хозяйки. Бунину показалась эта сцена нелепой, и он отметил: «Лопахину нужно было в спешке рубить деревья только для того, чтоб зрители смогли услышать стук топоров, символизирующий уходящую эпоху». Кроме того, писатель утверждал, что его коллега ничего не знает о русской усадебной культуре, а Фирс (один из персонажей «Вишневого сада») - герой, достойный внимания, но отнюдь не оригинальный. Тем не менее чеховская пьеса не утрачивает популярности на протяжении вот уже более ста лет. С точкой зрения Бунина не многие соглашаются.

Ниже представлено содержание "Вишневого сада" Чехова. Пьеса состоит из четырех действий. На чтение произведения Чехова уйдет не более часа. Краткое содержание "Вишневого сада" Чехова изложим по следующему плану:

  1. Возвращение.
  2. Главная героиня.
  3. Усадьба.
  4. Купец.
  5. Продажа имения.
  6. Петя Трофимов.
  7. Анна.
  8. Богатая тетка.
  9. День торгов.
  10. Новая жизнь.

Возвращение

Любовь Андреевна Раневская - главный женский персонаж "Вишневого сада" Чехова и одна из самых ярких героинь в русской литературе. События в произведении начинаются в конце мая. Завершается история, произошедшая с чеховскими героями, в конце августа.

После пятилетнего отсутствия в родовое имение возвращается Любовь Раневская с дочерью Анной. Здесь все это время жил и ее брат, Леонид Гаев, и приемная дочь Варвара. Позже читатель узнает некоторые подробности из жизни героев Чехова.

В пьесе "Вишневый сад" диалоги автор выстроил особым образом. Разговор между героями может показаться бессвязным, сумбурным. Главная особенность пьесы Чехова "Вишневый сад" - персонажи не слышат друг друга, каждый занят собственными переживаниями.

Подъезжает экипаж. Господский дом наполняется людьми, приятно возбужденными. Все рады приезду Раневской, но при этом каждый говорит о своем. Герои произведения Чехова "Вишневый сад", как уже было сказано, не слышат и не слушают друг друга.

Главная героиня

Итак, Раневская возвращается в родовое имение. Дела у нее плохи, денег почти не осталось. Шесть лет назад умер ее муж. Умер он от пьянства. Затем утонул маленький сын, после чего Раневская решила покинуть Россию - чтоб не видеть этого дома, прекрасного вишневого сада и глубокой реки, которая напоминала ей о страшной трагедии. Но пришлось вернуться - нужно решить вопрос с продажей имения.

Раневская и ее брат - "большие дети". Это люди, абсолютно неприспособленные к жизни. Любовь Андреевна сорит деньгами. Люди в доме голодают, но она готова последнее отдать случайному прохожему. Кто она - бессребреница, святая? Отнюдь. Это дама, привыкшая жить в роскоши и неспособная ограничивать себя в чем-либо. Подвыпившему прохожему она отдает деньги не по доброте душевной, а скорее в силу беспечности и легкомыслия.

После смерти мужа Раневская сошлась с человеком, который так же, как и она, не любил ограничивать себя в расходах. К тому же был личностью непорядочной: тратил преимущественно сбережения Любови Андреевны. Именно по его вине она растратила последние средства. Он поехал за ней в Париж, там долго болел, затем ввязался в сомнительные дела, а после ушел к другой женщине.

Усадьба

Когда Любовь Андреевна приезжает в родовое имение, она предается воспоминаниям. В саду, который она назовет позже единственным интересным местом во всей губернии, ей вдруг мерещится образ умершей матери. Любовь Андреевна радуется и обстановке дома, совсем не изменившейся со времен ее детства.

Купец

В то время как Варя и Гаев встречают Раневскую с дочерью на станции, дома ожидают приезда хозяйки горничная Дуняша и купец Лопахин. Ермолай Алексеевич - человек простой, но пробивной. Он не видел Любовь Андреевну пять лет и теперь сомневается, узнает ли она его. За эти годы Лопахин сильно изменился: сколотил немалое состояние, из сына крепостного превратился в удачливого купца. Но для Раневской и Гаева он так и останется человеком простым, необразованным, неотесанным.

Является конторщик Епиходов. Это человек, с которым постоянно происходят всякие неудачи. "Двадцать два несчастья" - так называют Епиходова окружающие.

Другие персонажи

Епиходов накануне сделал предложение горничной Дуняше, о чем девушка радостно сообщает Анне. Но та не слушает ее - не только потому, что устала с дороги, но и потому, что занята совершенно другими мыслями. К слову, замужество - довольно обсуждаемая тема. Анна уговаривает Варвару выйти замуж за Лопахина - человека практичного, прочно стоящего на ногах. Та в свою очередь мечтает о том, чтобы выдать семнадцатилетнюю дочь Раневской замуж за богатого дворянина.

В этой сцене появляется также гувернантка Шарлотта Ивановна. Эта эксцентричная, странная особа хвалится своей "удивительной" собачкой. Здесь же присутствует Симеонов-Пищик, который постоянно просит взаймы.

Продажа имения

Лопахин поднимает тему, неприятную для Раневской и Гаева. Родовое имение скоро будет продано с торгов. Единственный выход для Раневской - это вырубить вишневый сад, разбить землю на участки и отдавать в аренду дачникам. Несмотря на то что финансовое положение Любови Андреевны хуже некуда, она и слышать не хочет о продаже дома. А идею об уничтожении вишневого сада она и ее брат воспринимают как кощунство. Ведь их усадьба - единственное место в губернии, достойное внимания. О вишневом саде даже сказано в энциклопедии - об этом вспоминает Гаев, такой же непрактичный и инфантильный человек, как и его сестра.

Стоит дополнить характеристику Лопахина. Если Раневская и Гаев восхищаются красотой сада, то купец говорит так: «Деревья плодоносят раз в два года, вишню не покупают. Прелесть сада только в том, что он большой». Не ценит Лопахин красоты цветущего сада. Он во всем видит только практическую сторону. Но нельзя сказать, что это отрицательный персонаж. Чехов не делит героев на плохих и хороших.

Петя Трофимов

Это весьма интересный персонаж в пьесе Чехова "Вишневый сад". Жанр произведения, как уже было сказано, комедия. Но в пьесе немало печальных моментов, например сцены, в которых главная героиня вспоминает о гибели маленького сына. Петя Трофимов - вечный студент. Он был гувернером погибшего сына Раневской, а потому в день приезда Любови Андреевны его просят первое время не появляться ей на глаза. Ведь он живое напоминание о трагическом событии, которое произошло пять лет назад.

Но Трофимов все же появляется. Раневская плачет, вспоминая утонувшего сына Гришу. Трофимов время от времени предается рассуждениям. Возможно, в словах этого героя присутствует и авторская точка зрения.

Монолог Трофимова

Слова этого героя, приведенные ниже, - это часть диалога. Но поскольку Раневская, Гаев и прочие персонажи не особенно вслушиваются в то, что говорят их собеседники, речи Трофимова смело можно назвать монологом.

Трофимов рассуждает о русском обществе, где работают немногие. Он говорит об интеллигенции, вероятно, намекая на таких, как Раневская и Гаев. Они ничего не ищут, ничего не делают, к труду не приспособлены. Называют себя интеллигентами, но к прислуге обращаются на ты, с мужиками же обращаются, как с животными. Они мало читают, о науке имеют поверхностное представление, в искусстве тоже мало что смыслят.

У представителей интеллигенции, по мнению Трофимова, серьезные лица, они философствуют, говорят о важном, но между тем спокойно взирают на те условия, в которых находятся рабочие. Раневская его не слышит. И Любовь Андреевна, и Варвара только и говорят Трофимову: "Как вы постарели, Петя!"

В одной из сцен между главной героиней и студентом разгорается спор. Любовь Андреевна признается Трофимову в том, что любит того человека, который находится в Париже и шлет ей телеграммы. Студент недоумевает. Как можно? Ведь он проходимец! Трофимов высказывает ей все, что думает по поводу ее легкомысленности. А та в свою очередь оскорбляет студента, называя его «жалким уродом». Впрочем, ссора скоро забыта. В этом доме злиться по-настоящему не умеют.

Анна

Единственный человек, который действительно слушает Трофимова - это дочь Раневской. Анну и вечного студента связывает дружба. Трофимов говорит: "Мы выше любви". Анна же восхищается речами студента, она ловит каждое его слово. Трофимов говорит о том, что и дед, и прадед девушки были крепостниками: владели душами, не работали. От всего этого следует избавляться, полагает бывший гувернер. А потому советует Анне забыть и родовую усадьбу, и прекрасно вишневый сад - символ губительного помещичьего уклада.

Богатая тетка

Лопахин снова поднимает тему об аренде земли. Но как и прежде, обедневшие владельцы роскошного родового имения не понимают его. Вырубить вишневый сад? Это все равно что уничтожить приятные воспоминания о детстве и юности. Сдать землю в аренду дачникам? В понимании Раневской и Гаева это пошло. Но они не считают пошлостью ждать денег от богатой тетки.

Раневская и Гаев и слышать не хотят об аренде земли. Хотя совсем скоро дом уйдет с торгов. Спасти материальное положение может сумма в сто тысяч рублей. Богатая родственница пришлет не более пятнадцати тысяч.

Гаев опасается, что тетка не даст денег. Ведь его сестра вышла замуж не за дворянина, к тому же вела себя не "очень добродетельно". Любовь Андреевну он называет порочный, намекая на ее связь с тем человеком, который в Париже обобрал ее до нитки. Гаев рассуждает о том, как бы выдать удачно замуж племянницу. При этом беспрестанно повторяет, что не допустит продажи имения.

Еще один персонаж - старый слуга Фирс, который постоянно бурчит, разговаривает как будто сам с собой. В то же время и этот герой иногда произносит слова, которые не лишены глубокого смысла. Именно ему отвел автор заключительный монолог в пьесе.

Фирс обращается с Гаевым как с ребенком. Когда тот пускается в свои обычные рассуждения о невозможности продажи имения, он уводит его и укладывает спать.

Спустя несколько дней после приезда Раневская вместе с братом и Лопахиным отправляются в город, в ресторан. После возвращения они останавливаются у часовни. Купец возмущен легкомысленностью этих людей, воспринимающих идею об аренде земли пошлостью и не желающих смотреть правде в глаза. Он в гневе пытается покинуть дом Раневской, но та, как всегда, беспечна. Любовь Андреевна говорит Лопахину: "Останьтесь, с вами веселей!"

День торгов

Двадцать первого августа дом Раневской продают. В этот день, несмотря на отсутствие денег, она устраивает небольшое торжество. Гости танцуют, веселятся, только к концу вечера хозяйка бала начинает переживать. Она с беспокойством ожидает возвращения Гаева. Богатая тетка все же прислала денег - пятнадцать тысяч рублей. Но их, конечно же, недостаточно для того, чтобы выкупить имение.

Наконец, появляется Лопахин. Он доволен, но несколько сконфужен. Вишневый сад продан, новым владельцем стал купец, сын бывшего крепостного. Новоиспеченный помещик счастлив. Он заключил выгодную сделку, превзойдя на торгах некоего Дериганова.

Новая жизнь

Раневская наконец осознает, что вишневый сад продан. Анна успокаивает мать, уверяя, что вскоре начнется новая жизнь.

Проходит несколько дней. Главная героиня словно повеселела после продажи имения. Раньше она волновалась, страдала. Теперь успокоилась. Она снова собирается в Париж, ведь теперь у нее есть деньги, присланные богатой теткой. Анна тоже воодушевлена. Впереди у нее новая жизнь: учеба в гимназии, работа, чтение. Внезапно появляется Симеонов-Пищик, но на этот раз не просит взаймы, а, напротив, раздает деньги. Оказывается, на его земле была обнаружена белая глина.

В последней сцене показан опустевший дом. Прежние обитатели разъехались, новый владелец собирается на зиму в Харьков. Трофимов вернулся в Москву - он наконец решился закончить курс.

Заключительная сцена

Остается лишь один Фирс. Старый слуга произносит печальный монолог, в котором присутствуют такие слова: «Человека забыли». Опустел дом. Все разъехались. И только слышен стук топоров - это вырубают деревья по приказанию Лопахина. Таково краткое содержание "Вишневого сада" Чехова.

Анализ

История, которую поведал Чехов в произведении "Вишневый сад", была не редкостью в начале XX столетия. Более того, нечто подобное произошло и в жизни писателя. Дом вместе с лавкой, которая принадлежала отцу, продали еще в восьмидесятые годы. Это событие оставило неизгладимый след в памяти Антона Чехова. Став писателем, он решил рассказать о психологическом состоянии человека, лишившегося родного дома.

Героев в пьесе «Вишневый сад» можно разделить на три группы. К первой относятся аристократы Раневская и ее брат. Ко второй - люди нового типа. Лопахин противопоставлен главной героине. Сын бывшего крепостного, в отличие от Раневской и Гаева, способен приспособиться к реалиям нового времени.

К третьей группе следует отнести Петю Трофимова и дочь Раневской. Пьесу "Вишневый сад" Чехов написал за два года до Первой русской революции. Критика в адрес дворянства звучит из уст Трофимова не случайно. Это своего рода отголосок революционных настроений, которые усилились к началу 20 века.

Герои Чехова не понимает и не слышит друг друга. Этим автор хотел подчеркнуть не особенности характеров его персонажей, а разношерстность русского общества на рубеже веков. Среди дворян все больше встречалось неспособных заниматься серьезным делом. В основном это были праздные люди, проводившие большую часть своего времени за границей. В этом отчасти и причина революции, свершившейся в 1917 году.

В чеховской пьесе отсутствует открытый конфликт. И это еще одна особенность произведения. Главное событие - продажа вишневого сада. На фоне этого можно рассмотреть противоречия между представителями ушедшей эпохи и "новыми" людьми.

В пьесе изображено столкновение настоящего и будущего. Конфликт поколений в русской литературе в 1903 году был отнюдь не нов, но ранее никто из писателей не раскрывал изменения исторического времени на подсознательном уровне. Ведь Чехов не знал о том, что произойдет с русским дворянством спустя десятилетия после того, как зрители впервые посмотрят спектакль "Вишневый сад". Учитывая события, произошедшие после революции, сложно назвать эту пьесу комедией. В ней присутствует предчувствие страшной надвигающиеся грозы.

Комедия в четырех действиях

Действующие лица:

Раневская Любовь Андреевна — помещица.

Аня — ее дочь, 17 лет.

Варя — ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич — брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич — купец. Трофимов Петр Сергеевич — студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович — помещик. Шарлотта Ивановна — гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич — конторш ик

Дуняша — горничная.

Фирс — лакей, старик 87 лет.

Яша — молодой лакей.

Действие первое

Комната, которую все еще называют детской. Рассвет, скоро взойдет солнце. Май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно. Окна в комнате закрыты.

Лопахин и Дуняша ждут приезда Раневской. Лопа- хин говорит о том, какой легкий, простой человек Любовь Андреевна. Он вспоминает, как она утешала его в детстве, когда его ударил пьяный отец. Отец был простым мужиком, а вот теперь Лопахин ходит в белом жилете и желтых башмаках. «Со свиным рылом в калашный ряд… вот богатый, денег много, а ежели подумать… то мужик мужиком», — говорит он о себе. Лопахин делает замечание Дуняше, что она слишком нежная для прислуги: «Так нельзя. Надо себя помнить».

Входит Епиходов и роняет букет. Он сетует на холод на улице, выражает недовольство купленными сапогами, которые скрипят. С Епиходовым каждый день случается какая-то неприятность. Выходя, он опрокидывает стул. Дуняша приносит Лопахину квас, который тот просил, и рассказывает, что Епиходов сделал ей предложение. Этот человек притягивает к себе несчастья. Все его так и зовут: двадцать два несчастья. Лопахин слышит, что к дому подъехали экипажи. От волнения Дуняша готова упасть в обморок. Через сцену проходит Фирс в старинной ливрее, ездивший встречать Любовь Андреевну.

Входят Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна, Варя в пальто и платке, Гаев, Симеонов-Пищик. Прислуга вносит вещи. Любовь Андреевна со слезами на глазах рассматривает бывшую детскую. Она узнает и целует Дуняшу. Гаев сетует, что поезд опоздал на два часа. Уходят все, кроме Ани и Дуняши. Дуняша радостно целует Аню и рассказывает ей о сватовстве Епиходова. Аня с нежностью осматривается, узнает комнату, окна. Она рада, что дома. Дуняша рассказывает, что три дня назад приехал Петя. Он живет в бане, чтобы никого не стеснять. Входит Варя и просит Дуняшу подать кофе. Аня рассказывает Варе о своей поездке в Париж. Мать, жившая где-то на пятом этаже, вызывала у нее жалость. Любовь Андреевна вынуждена была продать дачу около Ментоны и сидела совершенно без денег. Но в дороге она все равно сорила деньгами, не понимая своего положения. Проценты не заплатили, и здешнее имение будет продаваться в августе.

В комнату заглядывает Лопахин. Аня знает, что он любит Варю, и спрашивает у нее, не сделал ли он ей предложение. Варя считает, что у них ничего не получится, несмотря на то что все говорят об их свадьбе. Она мечтает удачно выдать Аню замуж, а сама хочет отправиться по святым местам. Входит Яша. Он заигрывает с Дуняшей. Аня задумалась. Она вспоминает, как шесть лет назад умер отец, а через месяц утонул в реке ее брат. Неудивительно, что мать так безоглядно уехала отсюда. Они боятся, что присутствие Пети будет тяжело для Любови Андреевны, потому что тот был учителем Гриши. Фирс хлопочет возле кофейника и вспоминает, как старый барин приезжал из Парижа на лошадях. От радости, что приехала его барыня, он плачет.

Входят Любовь Андреевна, Гаев, Симеонов-Пищик. Гаев делает вид, что играет на бильярде. Он вспоминает, что они с сестрой детьми спали в этой комнате. Аня уходит спать. Гаев говорит, что она очень похожа на его сестру в молодости. Варя напоминает Лопахину и Симео- нову-Пищику, что уже поздно и пора спать. Любовь Андреевна смеется и целует Варю, говоря, что она все такая же. Забирая у Фирса кофе, она целует и его. Раневская рада, что приехала домой, что Фирс жив. Фирс совсем глухой и отвечает ей невпопад.

Лопахин должен в пятом часу ехать в Харьков, а ему так хотелось бы поговорить с Любовью Андреевной, посмотреть в ее удивительные, трогательные глаза. Он говорит, что любит ее как родную, именно она сделала для него, сына мужика, так много. Любовь Андреевна не может усидеть на месте. Она разговаривает с любимыми вещами: шкафом, столом. Времени у Лопахина мало, поэтому он, несмотря на свое желание сказать что-то веселое, начинает излагать свой план спасения имения. Он предлагает вырубить вишневый сад и раздать его под участки дачникам. Это приносило бы не меньше двадцати пяти тысяч дохода в год. Гаев все это называет чепухой, а Любовь Андреевна не может согласиться с вырубкой сада, который даже был занесен в энциклопедию. Лопахин напоминает, что если до двадцать второго августа ничего не придумают, то с молотка будут проданы как имение, так и вишневый сад.

Варя приносит Любови Андреевне две телеграммы. Та отвечает, что с Парижем закончено, и рвет их. Гаев и Пищик выясняют, что шкафу уже сто лет. Гаев произносит речь, обращенную к шкафу, в которой прославляет его существование, направленное к светлым идеалам добра и справедливости. Лопахин перед уходом еще раз напоминает о своем плане и обещает достать пятьдесят тысяч взаймы, если они согласятся. Когда он уходит, Гаев называет его хамом, но сразу же извиняется перед Варей, поскольку Лопахин ее жених. «Не говорите, дядечка, лишнего», — отвечает Варя. Пищик просит взаймы двести сорок рублей. Любовь Андреевна говорит, что у нее ничего нет. Пищик ее успокаивает, что деньги найдутся. Вот у него вдруг проложили по его земле железную дорогу и заплатили. Там, глядишь, Дашенька выиграет по лотерейному билету.

Варя замечает, что Аня спит. Она тихо открывает окно, чтобы можно было получше увидеть деревья и вдохнуть свежего воздуха, услышать скворцов. Гаев любуется цветущим садом. Любовь Андреевна смотрит в окно и говорит: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После

темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» Ей кажется, что по саду идет ее покойная мать. Она смеется от радости. Но никого нет, это просто склонилось деревце.

Входит Петя Трофимов, который не смог дождаться утра. Узнав его, Любовь Андреевна плачет, сокрушаясь

о своем сыне; Она спрашивает Петю, почему он постарел, подурнел. Тот отвечает, что его и в вагоне одна баба назвала облезлым барином. Похоже, что он так и останется вечным студентом. Пищик опять начинает просить в долг денег. Любовь Андреевна просит брата одолжить ему. Уходят Любовь Андреевна, Трофимов, Пищик и Фирс. Варя и Гаев замечают, что Любовь Андреевна никак не отвыкнет сорить деньгами. Варя напоминает Яше, что его мать со вчерашнего дня ждет в людской. Тот и не собирается идти к ней.

Гаев размышляет, как можно спасти имение. Когда от какой-то болезни предлагают слишком много лекарств, то это значит, что болезнь неизлечима. Так же и в случае с имением. У него очень много планов, а это значит, что, в сущности, ни одного. Можно удачно выдать замуж Аню, можно попытать счастья у тетушки в Ярославле. Он начинает рассуждать о неудачном замужестве Любови Андреевны, называет ее порочной. Варя шепотом напоминает, что Аня стоит в дверях, и Гаев делает вид, что ему что-то попало в глаз. Аня входит в комнату. Гаев целует ее, называет крошкой, ангелом. Аня советует ему побольше молчать. Гаев соглашается, что его слова были ужасны, вспоминает свою речь, обращенную к шкафу. Он называет все это глупым. Гаев обещает поговорить в банке, чтобы устроить заем под векселя. Во вторник он собирается еще раз поговорить об этом. Ане он предлагает поехать к бабке в Ярославль, а Любовь Андреевна поговорит с Лопахиным: «Вот так и будем действовать с трех концов». Он клянется Ане и Варе в том, что не допустит аукциона. Его речь успокоила Аню, она почти счастлива. Гаев говорит о том, как хорошо он знает мужиков. Варя опять советует ему помолчать. Гаев уходит.

Варя рассказывает Ане, что слуги распускают слух о том, что она из экономии кормит их одним горохом. Во время ее рассказа Аня засыпает. Варя уводит Аню спать. Проходящий мимо Трофимов с умилением смотрит на них: «Солнышко мое! Весна моя!»

Действие второе

«Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре; все сидят задумавшись. Шарлотта в старой фуражке, она сняла с плеч ружье и поправляет пряжку на ремне».

Шарлотта рассказывает, что у нее нет настоящего паспорта. В детстве родители возили ее по ярмаркам, где она делала разные трюки. Когда родители умерли, ее взяла к себе одна немецкая госпожа. Потом она стала гувернанткой. Она так и не узнала, кто она и откуда, сколько ей лет. Епиходов играет на гитаре и поет. Шарлотте не нравится пение Епиходова. Дуняша кокетничает с Яшей. Епиходов считает себя развитым человеком. Он читает разные книги, но никак не может понять, чего ему хочется — жить или застрелиться. Он показывает всем револьвер, который носит с собой. Шарлотта говорит Епиходову, что он очень умный человек и очень страшный. Его должны любить женщины. Ей не с кем поговорить. Она все одна и одна. Шарлотта не спеша уходит. Епиходов говорит, что судьба относится к нему, как буря к небольшому кораблю, без сожаления. Например, сегодня утром он увидел у себя на груди огромного паука, в другой раз берет он кружку квасу напиться, а там — таракан. Он хочет наедине поговорить с Дуня- шей, которую называет Авдотьей Федоровной. Дуняша просит его сначала принести ей ее тальмочку, потому что очень холодно. Епиходов сообщает, что теперь он знает, что ему делать с револьвером, и уходит. Яша, зевая, называет его глупым. Дуняша кокетливо говорит, что она с детства живет у господ. Поэтому она такая деликатная, благородная, всего боится. Она не знает, что будет с ее нервами, если Яша ее обманет. Яша отвечает, что он любит девушек хорошего поведения. Услышав, что к ним идут господа, он выпроваживает Дуняшу, чтобы не подумали, будто он с ней на свидании.

Дуняша уходит, входят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин.

Лопахин настаивает на решении вопроса о сдаче участков в аренду. Гаев вспоминает обед в городе и сокрушается, что не пошел сразу в дом сыграть партию в бильярд. Любовь Андреевна удивляется, как много они потратили денег в городе. Ей совестно, что Варя на всем экономит, а она сорит деньгами. Любовь Андреевна в буквальном смысле рассыпает золотые, случайно уронив кошелек. Яша собирает деньги. Раневская пеняет брату на то, что он слишком много пил и рассуждал с половым о декадентах. Гаев соглашается, что он неисправим. Яша смеется и говорит, что не может без смеха слышать голоса Гаева. Лопахин просит Гаева и Раневскую что-нибудь решить наконец. Гаев говорит, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но неизвестно, когда и сколько. Лопахин больше не может разговаривать. Он готов уже закричать, или зарыдать, или упасть в обморок. Он называет Гаева бабой. Тот отвечает невпопад. Лопахин собирается уйти, но Раневская просит его остаться. Гаев, задумавшись: «Дуплет в угол… Краузе в середину…»

Раневская рассказывает о своем муже, который умел только пить и делать долги. После смерти мужа она сошлась с другим мужчиной, и, как бы в наказание за это, утонул ее сын. Она, закрыв глаза, бежала из дома. Любовник отправился за ней. За границей любовник болел три года, она за ним ухаживала. Когда дачу продали за долги, он обобрал ее и бросил. Она просит Бога больше не наказывать ее. Раневская вытаскивает из кармана телеграмму, в которой любовник просит простить его и умоляет вернуться, и рвет ее. Лопахин смеется, вспомнив пьесу, которую он видел в театре. Раневская советует ему присмотреться к собственной серой жизни. Лопахин согласен, что жизнь у него дурацкая. Раневская советует ему жениться. Она сватает ему Варю. Лопахин говорит, что он не прочь, девушка хорошая. Гаев рассказывает, что ему предлагают место в банке. Раневская: «Где тебе! Сиди уж…» Фирс приносит Гаеву пальто. Раневская замечает, что Фирс очень постарел. Тот говорит, что живет он очень давно, что, когда его собирались женить, Раневской еще не было на свете. Лопахин считает, что прежде было хорошо, по крайней мере драли. Фирс не расслышал, подтверждает, что раньше был порядок: мужики при господах, господа при мужиках. Гаев собирается на следующий день встретиться с генералом, который может дать в долг под вексель. Лопахин считает, что ничего не получится. Любовь Андреевна бросает: «Это он бредит. Никаких генералов нет».

Входят Трофимов, Аня, Варя. Лопахин посмеивается над Трофимовым: «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент». Трофимов сравнивает богатого Лопахина с волком, съедающим все, что попадается ему на пути, и говорит, что он нужен для правильного обмена веществ. Все смеются. Раневская предлагает продолжить вчерашний разговор о гордом человеке. Для Трофимова в гордом человеке, как его понимает Раневская, есть что-то мистическое. Он предлагает перестать восхищаться собой и начать работать. Гаев: «Все равно умрешь». Трофимов: «Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы». Раневская восхищается умом Пети, а Лопахин иронизирует. Трофимов рассуждает о бездействии интеллигенции, которая только говорит, но ничего не делает. Все это, чтобы отвести глаза от окружающей пошлой действительности. Он предлагает прекратить умные разговоры. Лопахин говорит, что как только начнешь что-нибудь делать, так сразу понимаешь, как мало честных людей. В такой богатой стране люди должны бы уже по-насто- ящему быть великанами. Раневская замечает, что великаны хороши только в сказках, а в действительности они пугают. В глубине сцены проходит Епиходов. Гаев напыщенно говорит о природе. Трофимов предлагает ему: «Лучше желтого в середину» (бильярдная фраза, которую часто повторяет Гаев).

Все сидят задумавшись. Вдруг слышится отдаленный, печальный звук лопнувшей струны. Никто не может понять, что это за звук. Раневская вздрагивает. Ей это неприятно почему-то. Фирс говорит, что перед несчастьем тоже так было. Оказывается, несчастьем он называет волю, данную крестьянам. Раневская предлагает уйти. У Ани на глазах слезы. Появляется слегка пьяный прохожий. Он спрашивает дорогу на станцию. Обращаясь к Варе, он просит тридцать копеек голодному россиянину. Варя испуганно вскакивает. Лопахин сердится. Раневская, оторопев, дает золотой. Варя упрекает мать, что дома людям нечего есть, а она отдает прохожему золотой. Раневская обещает дома дать Варе денег и просит взаймы у Лопахина. Варе она говорит, что ее тут просватали. Варя просит не шутить этим. Лопахин отшучивается.

Все, кроме Ани и Трофимова, уходят. Трофимов шутит, что Варя боится их любви, не понимая того, что они выше этого. Аня под влиянием Трофимова уже не так нежно любит вишневый сад. Он считает всю Россию садом. По его мнению, на душе Ани не могло не сказаться то, что их семья много поколений владела живыми душами. Они как бы привыкли жить в долг, за счет других людей. Чтобы жить по-настоящему, нужно сначала искупить прошлое, покончить с ним. Это искупление возможно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Несмотря на то что судьба его не баловала, Трофимов предчувствует счастье: «Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!» Варя зовет Аню. Трофимов с Варей решают уйти к реке. Слышится голос Вари, зовущей Аню.

Действие третье

Гостиная. В передней играет еврейский оркестр. Вечер. В зале танцуют. Симеонов-Пищик называет танцевальные фигуры по-французски. В гостиную выходят танцующие: в первой паре Пищик и Шарлотта Ивановна, во второй — Трофимов и Любовь Андреевна, в третьей — Аня с почтовым чиновником, в четвертой — Варя с начальником станции. Варя тихо плачет, утирая слезы. В последней паре Дуняша. Фирс во фраке приносит на подносе сельтерскую воду.

Пищик рассказывает, что с ним уже два раза был удар, танцевать трудно, но, «…как говорится, попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй». Здоровье у него лошадиное. Отец рассказывал, что их род происходит от той лошади, которую Калигула посадил в сенате. Он садится. Главная его беда в том, что нет денег. Пищик засыпает и тут же просыпается. Как голодная собака верует только в мясо, так и Пищик говорит только о деньгах. Трофимов соглашается, что в фигуре Пищика есть что-то лошадиное. Пищик отвечает, что лошадь зверь хороший, ее продать можно. Входит Варя, которую Трофимов именует мадам Лопахиной, на что та называет его облезлым барином. Варю беспокоит, что нечем платить музыкантам. Она уходит. Трофимов говорит Пищику, что если бы он энергию, затраченную на поиски денег, направил на что-нибудь другое, то мог бы перевернуть землю. Пищик говорит, что Ницше в своих сочинениях писал, что можно делать фальшивые бумажки. Сам он

Ницше не читал. Это ему Дашенька рассказывала. Послезавтра ему нужно заплатить триста десять рублей, а у него только сто тридцать. Ему кажется, что он потерял деньги. Обнаружив их за подкладкой, он облегченно вздыхает.

Входят Любовь Андреевна и Шарлотта Ивановна. Любовь Андреевна удивляется, что так долго нет Гаева. Трофимов предполагает, что не состоялись торги. Раневская сокрушается, что музыканты пришли некстати, бал затеян не вовремя. Шарлотта Ивановна показывает карточные фокусы и приемы чревовещания Пищику. Он в восторге. Шарлотта Ивановна показывает фокусы с пледом. За пледом по очереди показываются Аня и Варя. В конце Шарлотта Ивановна бросает плед на Пищика и убегает. Тот бежит за ней.

Любовь Андреевна говорит, что торги уже кончились. Имение или продано, или торги не состоялись. Варя старается ее утешить, предполагая что дядечка уже купил имение. Бабушка прислала ему доверенность, чтобы он купил имение с переводом долга на ее имя. Это она сделала ради Ани. Раневская говорит, что ярославская бабушка прислала деньги для покупки имения на имя Ани, потому что им она больше не верит. Раневская закрывает лицо руками и говорит, что сегодня решается ее судьба.

Трофимов дразнит Варю, называя ее мадам Лопахи- ной, та обзывает Трофимова вечным студентом, напоминая, что его уже два раза увольняли из университета. Любовь Андреевна уговаривает Варю не сердиться на Трофимова. Если Лопахин ей нравится, то можно выйти за него, а если не нравится, то никто ее не неволит. Варя.серьезно относится к Лопахину. Он ей нравится. Но она не может сама сделать ему предложение, а он все отшучивается. Лопахин — очень занятой человек, ему не до Вари. Она ушла бы в монастырь, если бы у нее было хоть немного денег. С другой стороны, она не может без дела. Входит Яша и со смехом сообщает, что Епиходов сломал кий. Варя с досадой недоумевает, кто ему дал кий. Она уходит.

Раневская просит Петю не дразнить Варю. Тот считает ее слишком усердной. Она все лето преследовала их с Аней. Боялась, что у них будет роман, не понимая, что они — выше любви. Раневская про себя говорит, что она, должно быть, ниже любви. Ее сейчас интересует только одно: продано имение или нет. Любовь Андреевна просит Петю говорить ей хоть что-нибудь, чтобы спасти ее — в таком она напряжении. Петя предлагает ей взглянуть правде в глаза: с имением уже давно покончено. Раневская говорит, что Петя так смело рассуждает об имении, потому что он молод. Она просит его понять, что в этом имении она родилась, выросла, здесь жили ее родители, дед. Если уж продавать вишневый сад, без которого она не может жить, то вместе с ним нужно продать и ее. Она плачет. Петя сочувствует ей. Раневская вынимает из кармана платок, и на пол падает телеграмма. У нее сегодня особенно тяжело на душе, и она просит не осуждать ее. Раневская готова отдать Аню за Петю. Но ему нужно как-нибудь уж закончить университет и отрастить бороду. Она смеется. Трофимов отвечает, что не хочет быть красавцем. Он поднимает телеграмму. Раневская рассказывает, что этот человек в Париже заболел и нуждается в ее помощи. Ей нужно съездить к нему туда. Она признается, что любит его, хотя это камень на ее шее. Раневская просит Петю не думать о ней дурно. Трофимов сквозь слезы напоминает Раневской, что этот человек обобрал ее. Любовь Андреевна ничего не хочет слышать. Трофимов называет его мелким негодяем, ничтожеством. Раневская рассержена, но – сдерживается. Она призывает Трофимова быть мужчиной, полюбить самому, а не быть выше любви. Она называет его смешным чудаком, чистюлей. В его годы нужно уже иметь любовницу. Трофимов ужасается словам Раневской. Со словами, что между ними все кончено, он уходит в переднюю. Раневская просит его остаться, говорит, что пошутила.

Слышно, как кто-то быстро идет по лестнице и с грохотом падает вниз. Раздается смех. Аня, смеясь, рассказывает, что Петя упал с лестницы. Она убегает. Все танцуют. Из передней проходят Трофимов, Аня, Варя и Любовь Андреевна. Наблюдая за танцующими, Фирс вспоминает, как раньше у них на балах бывали генералы, бароны и адмиралы, а сейчас даже почтовый чиновник и начальник станции приезжают неохотно. Любовь Андреевна танцует с Петей. Аня взволнованно сообщает, что слышала на кухне пересуды о продаже вишневого сада. Никто не знает, кто его купил. Любовь Андреевна просит пойти узнать, кому продано имение. Ее уверяют, что этот человек уже ушел. Яша просит Любовь Андреевну взять его с собой в Париж, если она туда поедет, Любовь Андреевна танцует с Пищиком, который опять просит у нее в долг. Дуняша говорит Фирсу, что у нее от танцев кружится голова. Она рассказывает, как почтовый чиновник назвал ее цветком, а у нее от этого закружилась голова. Епиходов говорит Дуняше, что она обращается с ним как с насекомым. Он упрекает ее в том, что она дала ему слово, а сама знать его не желает. Дуняша предлагает после поговорить об этом. Теперь же ей недосуг, она мечтает. Варя упрекает Епиходова в том, что он ведет себя как гость вместо того, чтобы заниматься делами. Они ссорятся. Варя замахивается палкой на уходящего Епиходова и случайно ударяет вошедшего Лопахина. Варя извиняется. Любовь Андреевна спрашивает у Лопахина, где Гаев. Ло- пахин отвечает, что они приехали вместе и, боясь обнаружить свою радость, сообщает, что они опоздали на поезд и поэтому задержались.

Входит Гаев с покупками, утирая левой рукой слезы. Не отвечая на вопросы об имении, он говорит, что сегодня очень много выстрадал. Вместе с Фирсом он уходит переодеваться. Лопахин рассказывает всем, что вишневый сад купил он. Пауза. Любовь Андреевна угнетена. Варя бросает ключи на пол. Лопахин сам не может поверить в то, что он, полуграмотный выскочка, стал хозяином имения, прекрасней которого нет на свете. Он приказывает играть музыкантам: «Приходи те все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь… Музыка, играй!» Играет музыка. Любовь Андреевна плачет. Лопахин с укором пеняет ей за то, что она его не послушала. Пищик уводит Лопахина в залу.

Любовь Андреевна одна плачет в гостиной. Приходят Аня и Трофимов. Аня становится на колени перед матерью. Она говорит матери, что, несмотря на то что продан вишневый сад, у нее впереди вся жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..»

Действие четвертое

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Яша держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики. Голос Гаева: «Спасибо, братцы, спасибо вам»… Гул стихает».

Входят Любовь Андреевна и Гаев. Раневская бледна, не может говорить. Гаев упрекает сестру в том, что она отдала кошелек. Любовь Андреевна отвечает, что не могла поступить иначе. Оба уходят. Лопахин им вслед предлагает выпить шампанского. Услышав отказ, он предлагает выпить Яше. Тот пьет, говорит, что шампанское не настоящее, и смеется. Лопахин поторапливает, потому что времени мало.

Входит Трофимов. Он тоже собирается уезжать и ищет свои калоши. Лопахин вместе со всеми поедет в Харьков: «Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать руками; болтаются как то странно, точно чужие». Трофимов на прощанье дает Лопахину совет отучиться от привычки махать руками: «И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать… Как- никак, все-таки я тебя люблю. У тебя… тонкая, нежная душа…» Лопахин обнимает его, предлагает денег на дорогу. Петя отказывается, говорит, что получил за перевод: «Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как.пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Лопахин иронично спрашивает, дойдет ли он. Петя уверен, что дойдет.

Слышно, как стучат топором по дереву. Аня передает просьбу Раневской не рубить сад, пока они здесь. Аня, Варя и Яша обсуждают, отвезли ли Фирса в больницу. Яша отказывается выйти проститься с матерью. Все выходят, кроме Яши и Дуняши. Дуняша просит Яшу написать ей из Парижа и с плачем бросается ему на шею. Яша пьет шампанское и советует Дуняше вести себя прилично — тогда не придется плакать.

Входят Раневская, Гаев, Аня и Шарлотта Ивановна. Гаев устроился работать в банк. Лопахин уверен, что он там долго не продержится из-за лени. Любовь Андреевна прощается со старым домом, называет его дедушкой. Аня счастлива, что начинается новая жизнь. Раневская едет в Париж на деньги ярославской бабушки, которые та прислала для покупки имения. Она знает, что этих денег хватит ненадолго. Аня уверена, что Любовь Андреевна скоро вернется. Она к этому времени собирается сдать экзамен в гимназии и устроиться работать. Аня мечтает о том, как они с матерью будут вместе читать книги и перед ними откроется новый мир. Входит Лопахин. Шарлотта просит его найти ей место в городе. Тот обещает. Входит запыхавшийся Пищик. Гаев уходит, думая, что тот пришел просить деньги. Пищик отдает долг Лопахину. Тот не может в это поверить. Оказывается, на земле Пищика англичане нашли белую глину. Он сдал им в аренду землю. Теперь Пищик объезжает всех знакомых и раздает долги. Он возвращает долг Раневской. Раневская заговаривает с Лопахиным о Варе. Она считает, что он должен жениться на Варе. Тот не против и предлагает сейчас же сделать предложение. Любовь Андреевна зовет Варю. Варя входит и озабоченно осматривает вещи, разыскивая что-то. Она говорит, что нанялась к Рагулиным вести хозяйство. Лопахин говорит о своем отъезде, о том, что оставляет в этом доме Епиходова. Услышав, что его зовут, он выходит. Варя плачет. Входит Раневская. Варя успокаивается и собирается уезжать. Гаев порывается сказать речь, но Аня его прерывает, и он уныло говорит привычное: «Дуплетом желтого в середину…»

Входят Трофимов и Лопахин. Варя находит свой зонтик и калоши Пети. Все готовы к отъезду. Лопахин запирает дверь в дом. Аня прощается с домом, со старой жизнью. Трофимов приветствует новую жизнь. Все выходят, кроме Раневской и Гаева. Любовь Андреевна прощается с садом: «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!» Они выходят. Сцена пуста. Слышно, как закрывают двери. Звучит грустный стук топора. Появляется больной Фирс. Он видит, что все уехали, а про него забыли. Он беспокоится, что Гаев, наверное, не надел шубы. Он бормочет что-то, говорит сам с собой: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». Фирс ложится. «Силушки-то у тебя нету, — говорит он себе, — ничего не осталось, ничего… Эх ты -, недотепа!» Фирс лежит неподвижно. Раздается звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. В саду стучит топор.




Top