Адам был создан на земле. Кто раньше умер Адам или Ева

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).

И прародитель человеческого рода. Муж Евы , отец Каина , Авеля и Сифа . Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла .

Сотворение (Быт. ; )

Согласно второму параллельному рассказу (Быт. ; ), Бог вылепил человека (адам ) из «праха земного» (адама ), вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в Сад Эдемский (Быт. ).

Жизнь в Эдеме (Быт. )

Затем Бог образовал из земли всех животных и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот дал им названия (Быт. ), «но для человека не нашлось помощника, подобного ему » (Быт. ). Тогда Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину - Еву , которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » (Быт. ).

Грехопадение и изгнание из Эдема (Быт. )

Змей же, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог » (Быт. ), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла (Быт. ). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. ). Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. ). В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. ).

За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. ); женщине было определено «в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него » (Быт. ). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям «одежды кожанные» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят » (Быт. ). Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни , у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся » (Быт. ).

После изгнания из Эдема (Быт. - )

Существование Адама после изгнания из Эдемского сада в корне изменилось: он был обречён на полную страданий и тяжкой работы жизнь в поте лица. Теперь Адам жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. ).

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина . Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына - Авеля (Быт. ). В возрасте 130 (230) лет Адам произвёл на свет третьего сына - Сифа (Шета), который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа (Быт. ).

В апокрифах ТаНаХа

Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во Второй книге Еноха, которую тоже можно рассматривать как славянский апокриф. Единственный доступный нам сербский список второй книги Еноха, попавший на славянскую территорию вероятно уже в XI-XII веке, в своей пространной редакции (датируемой концом XV века), включает в себя рассказ Господа Еноху о сотворении первого человека:

Дальше по тексту данный апокриф рассказывает о славе и величии Адама, и даже называет его «ангелом» - очевидно, лишь в символическом значении. В этом эпизоде апокриф явно восходит к более старому устному еврейскому преданию, в котором ангелы, обманутые видимым величием Адама, принимают его за Бога и поклоняются ему: «В час, когда Святой, да Благословен Он, сотворил человека, ошиблись в нём ангелы служения и собирались пропеть перед ним „Свят, свят, свят“» .

Легенды о грехопадении

Четвёртая книга Ездры (I в. до н. э.) подробно останавливается на эпизоде грехопадения, возлагая всю вину на Адама и обвиняя его в том, что у него «лукавое сердце» .

  • νατολή - восток
  • Δ ύσις - запад
  • ρκτος - север
  • Μ εσημβρία - юг

Следует отметить, что данный акроним имени первого человека базируется на греческой транскрипции слова «Адам» , и невозможен в оригинальном прочтении на иврите. Легенда о творении человека в этом апокрифе значительно напоминает аналогичную историю из Таргума Псевдо-Ионатана , рассмотренную ниже.

В еврейской традиции

История сотворения и жизни Адама подробно освещается в аггадическом мидраше на книгу Бытие «Берешит Раба» (около III в.), а также в различных трактатах Талмуда .

Сотворение

Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира - верхний и нижний.

История о сотворении человека начинается словами Бога: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. ) Экзегетика иудаизма предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению , перед тем, как сотворить человека Бог совещается со своими ангелами . Классический комментатор Танаха , Раши (XII век) , делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша , на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку «если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями ».

Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: «Не твори», а другие говорили: «Сотвори». Милосердие сказало - создавай, потому что он творит милосердие. Истина сказала - не создавай, потому что весь он - ложь. Правда сказала - создавай, потому что он вершит справедливость. Мир сказал - не создавай, потому что он - сплошные раздоры. Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: «и повергнута была истина на землю » (Дан. ). Обратились тогда ангелы к Творцу: «Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: «истина возникнет из земли » (Пс. ).» Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите - человек уже создан

Берешит Раба, 8

Согласно другому варианту мидраша , Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии Мидраш Танхума , Всевышний обращается к Торе , чьи заповеди заступаются за человека. По мнению Нахманида , Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби Саадия Гаон (X век) и р. Авраам ибн Эзра объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш , в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) - тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.

По одному из мнений, приведенных в Талмуде , прах для тела Адама был взят Творцом из Вавилона , для головы - из Земли Израиля , а для остальных органов - из прочих стран.

«Таргум псевдо-Ионатана» (перевод Священного Писания, написанный на западном диалекте арамейского языка , и датирующийся по составу входящих в него фрагментов от I века до н. э. до VII века н. э.) вводит ещё одну легендарную подробность о сотворении Адама: Бог создал в теле человека 248 членов и 365 жил. Эти цифры имеют символическое значение и указывают на 613 заповедей Торы (сумма из 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей). Дальше «Таргум Псевдо-Ионатанна» рассказывает о материале для сотворения Адама, которым являлся прах с места будущего Иерусалимского храма , смешанный с водами от четырёх сторон света. Из этой смеси Бог создал человека «красным, смуглым и белым» .

После изгнания из Эдема

Мидраш Берешит Раба, продолжая историю Адама после его сотворения, тщательным образом разбирает и комментирует каждый ключевой стих Торы, добавляя к ним множество высказываний и легендарных повествований. Мидраш изображает Адама в виде гиганта, заполняющего собою весь мир и сидящего на троне. Адам, превосходящий своим совершенством все другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны. Но после грехопадения Адам утратил свои гигантские размеры - он стал ростом в 100 локтей, что позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в Эдемском саду .

В еврейской философии и мировоззрении

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

Влечение же к жене стало причиной телесного наслаждения, которое стало началом несправедливостей и преступлений. Символом наслаждения и является змей. Основные детали библейского рассказа не нужно понимать буквально:

Однако, как кажется, под садом подразумевается владычествующая способность души, которая исполнена, словно тысячами деревьев, множеством суждений, под деревом жизни - величайшая из добродетелей, богопочтение, благодаря которой душа приобретает бессмертие, а под деревом познания добра и зла - среднее разумение, посредством которого различается по природе противоположное

Маймонид

Фразу «Вы будете как боги (Элохим), знающие добро и зло » (Быт. ) Маймонид, вслед за Онкелосом , трактует как «И будете, как владыки…» . Это обусловлено тем, что слово Элохим на иврите может означать и Божество, и ангелов, и судей - правителей государств.

В «Шемона пераким» (гл. 8) Маймонид, вслед за Онкелосом и Саадией Гаоном , поясняет стих «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один (כאחד) из Нас (ממנו), зная добро и зло » (Быт. ) следующим образом: «…вот, человек стал единственным [в своем роде] (כאחד), от него (ממנו) [зависит] - познавать добро или зло» . Это прочтение отличается от обычного иной разбивкой фразы и иным пониманием слова - не «из нас» а «от него» . Таким образом, согласно Маймониду, этот стих говорит не об уподоблении человека Богу, а о свободе выбора между добром и злом, которая появилась у Адама после грехопадения .

По словам Маймонида, человек - единственное существо, творение которого разделено на два этапа: «И создал Господь Бог человека из праха земного» - наделение человека эмпирическим существованием; «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» - завершение творения человека во встрече его с Богом (ср. Пс. ). Эта мысль перекликается с сюжетом знаменитой картины Микеланджело «Сотворение Адама».

Маймонид отвергает воззрение, согласно которому чувственное восприятие возникает в результате грехопадения. Подобное воззрение, рассматривающее первоначального Адама как чисто духовное существо и грех как падение в материальный мир, характерно для неоплатонических и гностических интерпретаций рассказа об Адаме.

К толкованию рассказа о грехопадении Маймонид возвращается во второй части Путеводителя растерянных(II, гл. 30). Предлагаемая там интерпретация опирается на Мидраш и носит более выраженный аллегорический характер. Изгнание Адама из рая, где он мог протянуть руку и вкусить от Древа жизни, на землю, которую он должен обрабатывать в поте лица своего, служит предметом ряда аллегорических толкований, развиваемых последователями Маймонида на основании данных им намёков.

Средневековая философия

Многие средневековые комментаторы рационалистического направления полагали, что право и обязанность Адама вкушать от Древа жизни остается в силе после грехопадения.

Так, например, философ XIV века, Герсонид (р. Леви бен Гершом) толкует Быт. следующим образом: «Неужели Адаму была дана способность, которая делала его подобным высшим субстанциям („одному из нас“, подразумеваются Бог и ангелы), для того, чтобы он постигал добро и зло? Теперь же, когда ослушался и упустил задуманное Мной, разве может он исполнить то, для чего предназначен, - простереть свою руку и взять от Древа жизни, и вкусить от Древа жизни и обрести вечную жизнь? » Следующий стих (Быт. ) Герсонид объясняет так: именно для того, чтобы дать человеку возможность вкусить от Древа жизни, несмотря на то, что он утратил способность непосредственно постигать интеллигибельное (обрабатывать сад Эдема), Бог высылает его из Эдема обрабатывать землю - чувственные восприятия, и помещает на пути к Древу жизни сияние меча обращающегося и херувимов - воображаемые формы и эманацию Активного Интеллекта.

В Каббале

Согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В современной еврейской философии

Два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека начинаются с одного и того же момента - описания 1-го дня Творения. Из самого текста книги Бытие неясна длительность второго рассказа (то есть длительность пребывания Адама в Эдемском Саду). Согласно еврейской традиции, эти рассказы заканчиваются одновременно, и наступление Субботы соответствует изгнанию Адама из Сада. Иными словами, эти два библейских рассказа о Сотворении рассматриваются в качестве хронологически полностью параллельных и всё пребывание Адама в Саду, тем самым, происходило в 6-ой день Творения. Комментаторы объясняют, что два рассказа о Сотворении соответствуют двум сторонам мира и человека. Анализируя соотношения между двумя рассказами о Сотворении, р. Й.-Д. Соловейчик называет человека, описанного в Первом рассказе о Сотворении, «человеком природным» (ибо в Первом рассказе человек представлен как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во Втором рассказе о Сотворении - «человеком метафизическим», противопоставленным природе. Таким образом, каждый из этих рассказов даёт как бы свою «плоскую проекцию» сложного и многомерного человека.

Адам в христианстве

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но все это было утеряно им в грехопадении, и свою греховность он передал всем своим потомкам - всему роду человеческому; эта греховность искуплена «вторым Адамом» - Иисусом . В повествовании Корана об Адаме вместо змея фигурирует Сатана . Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством.

Адам в искусстве

Библейский рассказ об Адаме и Еве послужил основой для многих выдающихся памятников мирового искусства («Изгнание из рая» Мазаччо, «Сотворение Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и многие другие) и литературы (поэма «Потерянный рай» Дж. Мильтона, трагедия «Смерть Адама» Ф. Г. Клопштока и другие).

  • Зогар , Быт. 55б
  • Талмуд , Санхедрин 38б
  • Мидраш Берешит Раба, 17:4; Мидраш Бамидбар Раба, 19:3; Мидраш Кохелет Раба, 7:1 и др.
  • (30 голосов : 4.27 из 5 )

    Ада́м – имя первого человека, родоначальника всего человечества, а также имя, обозначающее все человечество и всех людей, синоним слов «человечество/люди». Бог создал первого человека (евр. «адама») из земли (евр. «адамы»). Адам сотворен Богом в шестой день творения мира : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ().
    В Священном Писании () человек, созданный по образу и подобию Божьему как мужчина и женщина, завершает собой шестидневное Сотворение мира. При этом выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности, распространяется на представителей обоих полов и все порожденное ими человечество. Прародитель Адам заключает в себе все будущее человечество: «Божественные Провидение и Сила охватывают в первозданном весь род человеческий. Ибо образ Божий не заключен в одной части природы, ни благодать не заключена в одном только индивиде среди тех, которые относятся к нему, но действие их распространяется на род человеческий в целом… Нет никакого различия между человеком, образованным в начале создания мира, и тем, который придет в конце его: они одинаково носят в себе образ Божий» – учит св. .

    Адам – венец творческого акта Бога. Он представляет существо, которое завершает собой творение мира и увенчивает его совершенство. Призвание сотворенного человека состояло в приобщении к Богу, в соединении с благодатной Божественной жизнью, которая через человека как царя всего тварного мира должна была преобразить всю тварную природу. По слову св. , Адам был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати». Цель творения человека заключалась в : «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности, и явились Ему подобными по обожению от благодати, через которую совершается всякое сущетворение существующего, и возникновение из не сущих» (св. Максим Исповедник).

    Грехопадение человека трагически разъединило человека и Бога, поставив под угрозу осуществление цели, предначертанной человеку свыше. Возникновение греха, как болезни человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди повлияло на саму человеческую природу. Греховная природа не могла порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получил природу, зараженную грехом. Все силы человеческой души получили предрасположенность ко злу и страстям. От нарушения заповеди Божией человек сделался подвержен искушениям и падениям, стал доступным всеванию в него зла со стороны дьявола. Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (

    Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

    Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

    Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

    Создание Адама и Евы.

    Александр Сулимов. Адам и Ева

    Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

    Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

    Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

    Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

    Где находился Эдемский сад?

    Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

    На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

    Искушение.

    Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

    Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

    Почему именно змей выступает как символ зла?

    Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

    Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

    Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

    Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

    Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

    История грехопадения.


    Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

    Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

    Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

    Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

    Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

    Изгнание из рая.

    Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

    Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

    Дети Адама и Евы.

    Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

    О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

    Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

    Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

    Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

    Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

    О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

    На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

    Плодитесь и размножайтесь

    Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

    Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

    Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

    Судьба Евы

    Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

    Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

    Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

    Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

    Предания ислама

    А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

    Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

    Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

    Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

    И умерли почти в один день

    Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

    Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

    Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
    и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
    Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

    Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

    Что говорит наука

    А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

    После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

    Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

    Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

    Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

    По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

    Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).



    
    Top