Баас арабское движение. Политическая борьба в ираке. баас у власти. Кто такие баасисты
(31) Те, которые отрицали встречу с Аллахом, уже оказались в убытке. Когда же внезапно для них настанет Час, они, неся свои ноши на спинах, скажут: «Горе нам за то, что мы упустили там!» Как же скверно то, что они понесут!
Люди, считающие ложью встречу с Аллахом, непременно оказываются в великом убытке и лишаются всякого добра. Неверие побуждает их совершать дерзкие преступления и тяжкие грехи, и поэтому час расплаты застает их в самом скверном состоянии, за самыми отвратительными деяниями. И тогда они начинают сожалеть о содеянном и говорят: «Горе нам за то, что мы упустили в мирской жизни!» Но сожалеть об этом бывает уже слишком поздно, и им приходится нести на плечах свою скверную ношу. Она обременяет их, но они не могут избавиться от нее. Они навечно попадают в Преисподнюю и навлекают на себя нескончаемый гнев Могущественного Владыки.
(32) Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?
Мирская жизнь, по сути дела, является всего лишь игрой и потехой: игрой – для тела, и потехой – для души. Она заставляет людей терять голову, их души переполняются любовью к ней, а их помыслы связываются только с ней. Она увлекает людей так же, как игры и развлечения увлекают маленьких детей. Но если человек богобоязнен, то ему будет гораздо лучше в Последней жизни, которая превосходит мирскую жизнь по своим качествам и по своей продолжительности. В ней собраны всевозможные блага, которых жаждут человеческие души, которыми упиваются взоры и которые доставляют много радости и удовольствия. Однако эти блага достанутся далеко не каждому – они достанутся только богобоязненным праведникам, которые выполняют повеления Аллаха и остерегаются нарушать Его запреты. Неужели люди не способны поразмыслить, чтобы понять, какой из этих двух жизней следует отдать предпочтение?
(33) Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя – беззаконники отвергают знамения Аллаха!
О Мухаммад! Нам известно, что тебя печалит и огорчает то, что неверующие говорят о тебе. Мы велели тебе проявлять должное терпение и сделали это только для того, чтобы ты достиг больших высот и добился великого успеха. Не думай, что они говорят такие ужасные слова потому, что сомневаются в истинности твоей миссии. Они не считают тебя лжецом. Напротив, они убеждены в твоей правоте и знают о твоих поступках и твоем поведении. Недаром до начала твоей миссии они называли тебя верным и заслуживающим доверия. Их слова объясняются только тем, что они отрицают знамения, которые Аллах показал им через тебя.
(34) До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о посланниках.
До тебя неверующие тоже нарекали лжецами Божьих посланников, но они терпеливо сносили их обиды и оскорбления. Терпи же так, как терпели они, и ты непременно одержишь победу, подобную той, что одержали они. Тебе уже известны повествования о посланниках, которые должны укрепить твое сердце и придать тебе уверенность.
(35) Если тебя тяготит их отвращение, то если ты сможешь отыскать проход в земле или лестницу на небо, то принеси им знамение. Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути. Посему не будь одним из невежд.
Ты стремишься наставить их на прямой путь и желаешь обратить их в правую веру, но если их отвращение к религии продолжает тяготить тебя, то сделай все возможное для того, чтобы наставить на прямой путь тех, кого Аллах не желает вести прямым путем. Если ты сможешь отыскать проход в земле или взобраться по лестнице на небо, чтобы принести им знамение, то сделай это, но ведь это все равно не принесет им пользы. Не питай надежды наставить на верный путь упорствующих безбожников. Если бы Аллах пожелал, то привел бы их на прямую стезю, однако божественная мудрость требовала, чтобы они остались заблудшими. Тебе же не подобает быть в числе невежд, которые не понимают сути этого и не расставляют вещи по местам.
(36) Отвечают только те, кто внимает. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему.
О Пророк! Ответить на твой призыв, принять твое послание и покориться твоим повелениям и запретам могут только те, которые всем сердцем внимают тому, что приносит им пользу. Такие люди обладают разумом и способностью слушать. Под способностью слушать здесь подразумевается умение слушать сердцем и отвечать на призыв, а не просто способность слушать ушами, которой обладают как праведники, так и нечестивцы. Всевышний Аллах довел истину до сведения всех творений, несущих ответственность за свои дела. Все они услышали Его знамения, и если они отказались принять их, то они не найдут оправдания своему поступку. Затем Аллах сообщил, что мертвые будут воскрешены и вернутся к Нему. Согласно одному толкованию, смысл этих слов нужно противопоставить смыслу предыдущего высказывания, то есть ответить на пророческий призыв могут только люди с живыми душами, поскольку те, чьи души уже мертвы, не понимают того, что может осчастливить их и принести им спасение. Они не внимают пророческому призыву и не повинуются его велениям, когда же наступит День воскресения, Аллах воскресит их и соберет к Себе. Согласно другому толкованию, которое опирается на очевидный смысл аята, Всевышний Аллах подтвердил истинность воскрешения и обещал воскресить покойников в Судный день, а затем поведать им о том, что они совершили. В таком случае обсуждаемый нами аят вдохновляет рабов отвечать на призыв Аллаха и Его посланника (С.А.С.) и предостерегает их от ослушания.
(37) Они говорят: «Почему ему не ниспослано знамение от его Господа?» Скажи: «Аллах властен ниспослать знамение». Но большинство их не обладает знанием.
О Мухаммад! Неверующие, упрямо отказывающиеся признать твое послание, возмущены тем, что Аллах не ниспослал знамения, которые они хотели увидеть, руководствуясь своим дурным разумом и порочными желаниями. «Они говорят: “Ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник; или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки; или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами; или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдешь на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать”. Скажи: “Пречист мой Господь! Я же – всего лишь человек и посланник”» (17:90-93). Аллах властен показать людям любые знамения, ведь Его могущество не знает границ. Разве может быть иначе, если перед Его могуществом смиряются все творения, а Его власть распространяется на все сущее?!! Однако большинство людей не обладает знаниями. По своему невежеству они требуют показать им знамения, которые принесут им зло, ведь если они откажутся уверовать после того, как увидят их, они тотчас будут наказаны. Таково неизменное установление Аллаха. Если же они желают увидеть знамения, которые позволят им узнать истину и уяснить прямой путь, то Пророк Мухаммад (С.А.С.) уже показал им неопровержимые знамения и привел убедительные доводы, подтверждающие истинность его учения. Благодаря этому рабы Аллаха могут по каждому религиозному вопросу найти множество логических аргументов и убедительных текстов, которые не оставят в их душах даже тени сомнения. Благословен же Аллах, Который отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины и подтвердил его правдивость ясными знамениями, чтобы погибшие погибли при полной ясности, а оставшиеся жить жили при полной ясности! Благословен Слышащий и Знающий Господь!
(38) Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.
Все живые существа, обитающие на земле и летающие в небе, домашняя скотина, дикие звери и птицы, являются сообществами, которые подобны сообществу людей. Ведь Аллах сотворил их благодаря Своему могуществу и Своей непоколебимой воле, которая также неукоснительно исполняется в отношении всего человечества. Он ничего не упустил в Своем писании. Он записал в Хранимой скрижали все важные или незначительные события, и каждое из них происходит в строгом соответствии с тем, как это было записано тростью в Хранимой скрижали. Этот аят свидетельствует о том, что первое Писание содержит в себе сведения обо всем происходящем во Вселенной. Вера в это является одной из четырех составляющих веры в Божье предопределение и судьбу. К ним относится вера в знание Аллаха, которое объемлет все сущее; запись Аллаха, которая распространяется на все творения; Его волю, которая неукоснительно исполняется в отношении всего происходящего; и сотворение Им всех творений и даже их деяний. Согласно другому толкованию, под Писанием в этом аяте подразумевается Священный Коран. В таком случае его смысл похож на смысл следующего аята: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89). Затем Аллах сообщил, что все народы будут собраны перед Ним на огромном и устрашающем ристалище, и тогда Аллах воздаст каждому человеку по заслугам, руководствуясь Своей милостью и справедливостью. Он вынесет приговор, за который Его будут восхвалять первые и последующие поколения творения, все обитатели небес и земли.
(39) Те, которые считают ложью Наши знамения, глухи и немы во мраках. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает.
Аллах разъяснил положение неверующих, которые считают ложью Его знамения и отвергают Его посланников. Они сами закрыли перед собой дверь, ведущую на прямой путь, и распахнули перед собой врата, ведущие к погибели. Они глухи к истине и немы, когда возникает необходимость произнести истину, поскольку все их речи лживы и бесполезны. Они погружены во мрак невежества, неверия, несправедливости, упрямства и ослушания, потому что Сам Аллах пожелал ввести их в заблуждение. Он один решает, кого наставить на прямой путь, а кого ввести в заблуждение. При этом Он всегда руководствуется милосердием и мудростью.
(40) Скажи: «Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?»
О Посланник! Спроси многобожников, которые равняют свои божества с Аллахом, станут ли они взывать к ним, если их поразит наказание Аллаха или наступит Судный час. Неужели они станут призывать идолов и истуканов, когда их поразит великая беда, от которой они захотят избавиться? Или же они станут взывать только к своему Господу, Истинному и Явному Властелину?
Политическая борьба в Ираке. БААС у власти. Вряд ли король Ирака Фейсал и глава его правительства Нури Сайд могли рассчитывать на всенародную любовь. Еще после Первой Мировой войны англичане получили мандат на управление Ираком от имени Лиги наций и сделали шейха Фей-сала королем Ирака, получив право иметь там свои войска и определять внешнюю политику страны. В 1955 году подмандатный Ирак подписал Багдадский пакт, который создали империалистические государства с целью усиления контроля внешнеполитической ориентации арабских стран. Ирак утрачивал свою независимость, и это не могло не вызвать сопротивления королевской власти и тем, кто ее поддерживал.
К концу 50-х годов национально-освободительное движение в Ираке приобретает новые черты - создаются массовые политические организации и партии, ставившие антиимпериалистические задачи. В 1956 году патриотическими силами был создан Фронт Национального единства (ФНЕ) под флагом борьбы против монархического режима и выхода из Багдадского пакта. Фронт объединял Национально-демократическую партию, Партию независимости, БААС и Коммунистическую партию. Следует отметить, что на данный Фронт опирались и узкие сословные организации, различного рода экстремистские группы, тайные общества, типа «Свободные офицеры», патриархально-родовые кланы. В данном случае невозможно было предположить с достаточной точностью, никакая из политических сил сумеет захватить власть и какими точно политическими целями она будет руководствоваться.
Ростом оппозиционных движений в Ираке воспользовались высшие слои офицерства. 13 июля 1958 г. две бригады третьей дивизии получили приказ идти через Багдад для интервенции против Ливана. Однако командиры подразделений во главе с генералом Касемом - члены тайной организации «Свободные офицеры» - на следующий день вошли в Багдад и захватили правительственные здания. Созданный Ревсовет объявил о низвержении короля. Фейсал П и Нури Сайд были убиты. Данный переворот означал, что в стране победу одержала антиимпериалистическая, демократическая революция. ФНЕ выполнил свои задачи. Судьба политических партий после переворота была такова, что одни заявляли о самороспуске (партия НДПИ), другие переживали острый кризис.
В созданном правительстве провозглашенной республики преобладали военные во главе с генералом Касемом, который возглавил Ревсовет и правительство. Первые шаги правительства для многих были обнадеживающими. Однако к концу 50-х годов стало очевидным, что глава государства Касем склонялся к режиму военной диктатуры. Это и обусловило раскол в лагере движущих сил революции. Баасисты уже в 1959 году предпринимали попытки к свержению этого правительства. В организации заговора участвовал 24-летний Саддам Хусейн. Он был ранен и бежал в Каир, где два года учился на юридическом факультете. В поддержке Касему отказали не только БААС, но и ДАН (Движение арабских националистов), и иракские насеристы (сторонники насеровского пути).
Новый заговор военных, членов партии БААС, в 1963 году увенчался успехом. Касем был убит, и к власти пришли лидеры правсэкстремистских кругов баасистов. Перевороты, организованные БААС, следовали один за другим, но они не могли решить главного - ликвидировать или хотя бы ослабить разногласия в партии и стране, обеспечить «гармонию арабского общества». «Гармонии» не получалось, а борьба с оппозиционерами внутри партии и общества продолжалась. 26 ноября 1963 г. правящая военная верхушка обнародовала правительственную программу строительства в Ираке так называемого «арабского социализма», который провозглашал верность националистическим идеям арабского единства. Принятая временная конституция запрещала деятельность политических партий, кроме правительственной организации - Арабского социалистического союза. Он объединял различные политические группы и силы, поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.
Новый переворот армейских офицерских групп и баасис-тов 17 июля 1968 г. был также шагом к установлению однопартийной системы и диктатуры. Власть перешла к лидеру партии баасистов генералу Ахмеду Хасану аль-Бакру. Сразу же после захвата власти БААС провела серьезную перестройку в своих рядах и создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист С. Хусейн. Созданный Совет революционного командования объявил о начале широкомасштабных реформ.
Главными политическими документами президентства аль-Бакра, определившими дальнейшее историческое развитие страны, были принятая новая временная конституция 1970 г., которая провозглашала Ирак «Народной Демократической республикой», и «Национальная хартия Ирака», обнародованная в ноябре 1971 г. На основе данной Хартии аль-Бакру удалось создать «Прогрессивный национально-патриотический фронт», основой которого стал союз партии баасистов и коммунистов. В правительство вошло даже два коммуниста. Этот союз не мог долго продолжаться, но он, несомненно, облегчил осуществление реформ левого толка и создавал в Советском Союзе иллюзию о якобы переходе Ирака на «некапиталистический путь» развития. Именно так трактовался подписанный в 1972 г. Договор о дружбе с Советским Союзом и Иракской республикой. Многие преобразования Ирака в СССР ошибочно были провозглашены как курс на социалистическую ориентацию.
Действительно, крупным событием стало принятие правительством решения о национализации собственности «Ирак петролеум компани» в 1972 г. Позициям иностранного капитала был нанесен серьезный удар. Советский Союз оказал поддерлску Ираку, предоставив в аренду несколько танкеров из Новороссийска для экспорта нефти. Особое внимание уделялось развитию индустриальной базы страны. С помощью СССР началось строительство около 100 предприятий: машиностроительных, энергетических объектов, Бовиных заводов и ирригационных сооружений. Удельный вес государственного сектора значительно вырос. В 70-е годы он составлял около 80%. Предприятиям государственного сектора были предоставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов и т. д. Разворачивалась аграрная реформа, которая была, пожалуй, самой радикальной из всех ранее проводимых реформ.
Экономические реформы не решили многих экономических и политических вопросов, даже некоторый экономический рост не снизил остроту социальных проблем. По вопросам реформ противоречия в среде политических союзников усилились, и это не могло не вызвать обострение политической борьбы между ними. Баасисты действовали весьма умело, используя любые ошибки оппозиционеров. Одним из главных дирижеров закулисной борьбы за власть выступал министр безопасности и лидер правых С. Хусейн.
Изоляция коммунистической партии от власти началась сразу же после Ш-го съезда КПИ, который принял авантюристическую программу перехода партии к «социалистической революции». Баасисты заявили о том, что коммунисты готовят переворот с целью захвата власти и на этом основании получили возможность обвинения коммунистов в заговоре. Двадцатипятитысячная КПИ была умело изолирована и вскоре уничтожена, сразу же после установления режима С. Хусейна. Компартия была обречена, так как, с одной стороны, она находилась на грани раскола из-за сложившихся противоречий, а с другой - руководство КПИ само официально признало лидерство БААС и добровольно отказалось от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны. БААС после разгрома последней оппозиционной партии становится единственной политической силой в стране. Постепенно расчищались пути к установлению абсолютной диктатуры. Вскоре наступила очередь аль-Бакра покинуть пост президента. По официальной версии, он ушел в отставку, а на самом деле был взят под домашний арест и отстранен от всех постов в государстве и армии.