Баас арабское движение. Политическая борьба в ираке. баас у власти. Кто такие баасисты

(31) Те, которые отрицали встречу с Аллахом, уже оказались в убытке. Когда же внезапно для них настанет Час, они, неся свои ноши на спинах, скажут: «Горе нам за то, что мы упустили там!» Как же скверно то, что они понесут!

Люди, считающие ложью встречу с Аллахом, непременно оказываются в великом убытке и лишаются всякого добра. Неверие побуждает их совершать дерзкие преступления и тяжкие грехи, и поэтому час расплаты застает их в самом скверном состоянии, за самыми отвратительными деяниями. И тогда они начинают сожалеть о содеянном и говорят: «Горе нам за то, что мы упустили в мирской жизни!» Но сожалеть об этом бывает уже слишком поздно, и им приходится нести на плечах свою скверную ношу. Она обременяет их, но они не могут избавиться от нее. Они навечно попадают в Преисподнюю и навлекают на себя нескончаемый гнев Могущественного Владыки.

(32) Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?

Мирская жизнь, по сути дела, является всего лишь игрой и потехой: игрой – для тела, и потехой – для души. Она заставляет людей терять голову, их души переполняются любовью к ней, а их помыслы связываются только с ней. Она увлекает людей так же, как игры и развлечения увлекают маленьких детей. Но если человек богобоязнен, то ему будет гораздо лучше в Последней жизни, которая превосходит мирскую жизнь по своим качествам и по своей продолжительности. В ней собраны всевозможные блага, которых жаждут человеческие души, которыми упиваются взоры и которые доставляют много радости и удовольствия. Однако эти блага достанутся далеко не каждому – они достанутся только богобоязненным праведникам, которые выполняют повеления Аллаха и остерегаются нарушать Его запреты. Неужели люди не способны поразмыслить, чтобы понять, какой из этих двух жизней следует отдать предпочтение?

(33) Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя – беззаконники отвергают знамения Аллаха!

О Мухаммад! Нам известно, что тебя печалит и огорчает то, что неверующие говорят о тебе. Мы велели тебе проявлять должное терпение и сделали это только для того, чтобы ты достиг больших высот и добился великого успеха. Не думай, что они говорят такие ужасные слова потому, что сомневаются в истинности твоей миссии. Они не считают тебя лжецом. Напротив, они убеждены в твоей правоте и знают о твоих поступках и твоем поведении. Недаром до начала твоей миссии они называли тебя верным и заслуживающим доверия. Их слова объясняются только тем, что они отрицают знамения, которые Аллах показал им через тебя.

(34) До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о посланниках.

До тебя неверующие тоже нарекали лжецами Божьих посланников, но они терпеливо сносили их обиды и оскорбления. Терпи же так, как терпели они, и ты непременно одержишь победу, подобную той, что одержали они. Тебе уже известны повествования о посланниках, которые должны укрепить твое сердце и придать тебе уверенность.

(35) Если тебя тяготит их отвращение, то если ты сможешь отыскать проход в земле или лестницу на небо, то принеси им знамение. Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути. Посему не будь одним из невежд.

Ты стремишься наставить их на прямой путь и желаешь обратить их в правую веру, но если их отвращение к религии продолжает тяготить тебя, то сделай все возможное для того, чтобы наставить на прямой путь тех, кого Аллах не желает вести прямым путем. Если ты сможешь отыскать проход в земле или взобраться по лестнице на небо, чтобы принести им знамение, то сделай это, но ведь это все равно не принесет им пользы. Не питай надежды наставить на верный путь упорствующих безбожников. Если бы Аллах пожелал, то привел бы их на прямую стезю, однако божественная мудрость требовала, чтобы они остались заблудшими. Тебе же не подобает быть в числе невежд, которые не понимают сути этого и не расставляют вещи по местам.

(36) Отвечают только те, кто внимает. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему.

О Пророк! Ответить на твой призыв, принять твое послание и покориться твоим повелениям и запретам могут только те, которые всем сердцем внимают тому, что приносит им пользу. Такие люди обладают разумом и способностью слушать. Под способностью слушать здесь подразумевается умение слушать сердцем и отвечать на призыв, а не просто способность слушать ушами, которой обладают как праведники, так и нечестивцы. Всевышний Аллах довел истину до сведения всех творений, несущих ответственность за свои дела. Все они услышали Его знамения, и если они отказались принять их, то они не найдут оправдания своему поступку. Затем Аллах сообщил, что мертвые будут воскрешены и вернутся к Нему. Согласно одному толкованию, смысл этих слов нужно противопоставить смыслу предыдущего высказывания, то есть ответить на пророческий призыв могут только люди с живыми душами, поскольку те, чьи души уже мертвы, не понимают того, что может осчастливить их и принести им спасение. Они не внимают пророческому призыву и не повинуются его велениям, когда же наступит День воскресения, Аллах воскресит их и соберет к Себе. Согласно другому толкованию, которое опирается на очевидный смысл аята, Всевышний Аллах подтвердил истинность воскрешения и обещал воскресить покойников в Судный день, а затем поведать им о том, что они совершили. В таком случае обсуждаемый нами аят вдохновляет рабов отвечать на призыв Аллаха и Его посланника (С.А.С.) и предостерегает их от ослушания.

(37) Они говорят: «Почему ему не ниспослано знамение от его Господа?» Скажи: «Аллах властен ниспослать знамение». Но большинство их не обладает знанием.

О Мухаммад! Неверующие, упрямо отказывающиеся признать твое послание, возмущены тем, что Аллах не ниспослал знамения, которые они хотели увидеть, руководствуясь своим дурным разумом и порочными желаниями. «Они говорят: “Ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник; или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки; или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами; или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдешь на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать”. Скажи: “Пречист мой Господь! Я же – всего лишь человек и посланник”» (17:90-93). Аллах властен показать людям любые знамения, ведь Его могущество не знает границ. Разве может быть иначе, если перед Его могуществом смиряются все творения, а Его власть распространяется на все сущее?!! Однако большинство людей не обладает знаниями. По своему невежеству они требуют показать им знамения, которые принесут им зло, ведь если они откажутся уверовать после того, как увидят их, они тотчас будут наказаны. Таково неизменное установление Аллаха. Если же они желают увидеть знамения, которые позволят им узнать истину и уяснить прямой путь, то Пророк Мухаммад (С.А.С.) уже показал им неопровержимые знамения и привел убедительные доводы, подтверждающие истинность его учения. Благодаря этому рабы Аллаха могут по каждому религиозному вопросу найти множество логических аргументов и убедительных текстов, которые не оставят в их душах даже тени сомнения. Благословен же Аллах, Который отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины и подтвердил его правдивость ясными знамениями, чтобы погибшие погибли при полной ясности, а оставшиеся жить жили при полной ясности! Благословен Слышащий и Знающий Господь!

(38) Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.

Все живые существа, обитающие на земле и летающие в небе, домашняя скотина, дикие звери и птицы, являются сообществами, которые подобны сообществу людей. Ведь Аллах сотворил их благодаря Своему могуществу и Своей непоколебимой воле, которая также неукоснительно исполняется в отношении всего человечества. Он ничего не упустил в Своем писании. Он записал в Хранимой скрижали все важные или незначительные события, и каждое из них происходит в строгом соответствии с тем, как это было записано тростью в Хранимой скрижали. Этот аят свидетельствует о том, что первое Писание содержит в себе сведения обо всем происходящем во Вселенной. Вера в это является одной из четырех составляющих веры в Божье предопределение и судьбу. К ним относится вера в знание Аллаха, которое объемлет все сущее; запись Аллаха, которая распространяется на все творения; Его волю, которая неукоснительно исполняется в отношении всего происходящего; и сотворение Им всех творений и даже их деяний. Согласно другому толкованию, под Писанием в этом аяте подразумевается Священный Коран. В таком случае его смысл похож на смысл следующего аята: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89). Затем Аллах сообщил, что все народы будут собраны перед Ним на огромном и устрашающем ристалище, и тогда Аллах воздаст каждому человеку по заслугам, руководствуясь Своей милостью и справедливостью. Он вынесет приговор, за который Его будут восхвалять первые и последующие поколения творения, все обитатели небес и земли.

(39) Те, которые считают ложью Наши знамения, глухи и немы во мраках. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает.

Аллах разъяснил положение неверующих, которые считают ложью Его знамения и отвергают Его посланников. Они сами закрыли перед собой дверь, ведущую на прямой путь, и распахнули перед собой врата, ведущие к погибели. Они глухи к истине и немы, когда возникает необходимость произнести истину, поскольку все их речи лживы и бесполезны. Они погружены во мрак невежества, неверия, несправедливости, упрямства и ослушания, потому что Сам Аллах пожелал ввести их в заблуждение. Он один решает, кого наставить на прямой путь, а кого ввести в заблуждение. При этом Он всегда руководствуется милосердием и мудростью.

(40) Скажи: «Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?»

О Посланник! Спроси многобожников, которые равняют свои божества с Аллахом, станут ли они взывать к ним, если их поразит наказание Аллаха или наступит Судный час. Неужели они станут призывать идолов и истуканов, когда их поразит великая беда, от которой они захотят избавиться? Или же они станут взывать только к своему Господу, Истинному и Явному Властелину?

Политическая борьба в Ираке. БААС у власти. Вряд ли король Ирака Фейсал и глава его правительства Нури Сайд могли рассчитывать на всенародную любовь. Еще после Первой Мировой войны англичане получили мандат на управление Ираком от имени Лиги наций и сделали шейха Фей-сала королем Ирака, получив право иметь там свои войска и определять внешнюю политику страны. В 1955 году подмандатный Ирак подписал Багдадский пакт, который создали империалистические государства с целью усиления контроля внешнеполитической ориентации арабских стран. Ирак утрачивал свою независимость, и это не могло не вызвать сопротивления королевской власти и тем, кто ее поддерживал.
К концу 50-х годов национально-освободительное движение в Ираке приобретает новые черты - создаются массовые политические организации и партии, ставившие антиимпериалистические задачи. В 1956 году патриотическими силами был создан Фронт Национального единства (ФНЕ) под флагом борьбы против монархического режима и выхода из Багдадского пакта. Фронт объединял Национально-демократическую партию, Партию независимости, БААС и Коммунистическую партию. Следует отметить, что на данный Фронт опирались и узкие сословные организации, различного рода экстремистские группы, тайные общества, типа «Свободные офицеры», патриархально-родовые кланы. В данном случае невозможно было предположить с достаточной точностью, никакая из политических сил сумеет захватить власть и какими точно политическими целями она будет руководствоваться.
Ростом оппозиционных движений в Ираке воспользовались высшие слои офицерства. 13 июля 1958 г. две бригады третьей дивизии получили приказ идти через Багдад для интервенции против Ливана. Однако командиры подразделений во главе с генералом Касемом - члены тайной организации «Свободные офицеры» - на следующий день вошли в Багдад и захватили правительственные здания. Созданный Ревсовет объявил о низвержении короля. Фейсал П и Нури Сайд были убиты. Данный переворот означал, что в стране победу одержала антиимпериалистическая, демократическая революция. ФНЕ выполнил свои задачи. Судьба политических партий после переворота была такова, что одни заявляли о самороспуске (партия НДПИ), другие переживали острый кризис.
В созданном правительстве провозглашенной республики преобладали военные во главе с генералом Касемом, который возглавил Ревсовет и правительство. Первые шаги правительства для многих были обнадеживающими. Однако к концу 50-х годов стало очевидным, что глава государства Касем склонялся к режиму военной диктатуры. Это и обусловило раскол в лагере движущих сил революции. Баасисты уже в 1959 году предпринимали попытки к свержению этого правительства. В организации заговора участвовал 24-летний Саддам Хусейн. Он был ранен и бежал в Каир, где два года учился на юридическом факультете. В поддержке Касему отказали не только БААС, но и ДАН (Движение арабских националистов), и иракские насеристы (сторонники насеровского пути).
Новый заговор военных, членов партии БААС, в 1963 году увенчался успехом. Касем был убит, и к власти пришли лидеры правсэкстремистских кругов баасистов. Перевороты, организованные БААС, следовали один за другим, но они не могли решить главного - ликвидировать или хотя бы ослабить разногласия в партии и стране, обеспечить «гармонию арабского общества». «Гармонии» не получалось, а борьба с оппозиционерами внутри партии и общества продолжалась. 26 ноября 1963 г. правящая военная верхушка обнародовала правительственную программу строительства в Ираке так называемого «арабского социализма», который провозглашал верность националистическим идеям арабского единства. Принятая временная конституция запрещала деятельность политических партий, кроме правительственной организации - Арабского социалистического союза. Он объединял различные политические группы и силы, поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.
Новый переворот армейских офицерских групп и баасис-тов 17 июля 1968 г. был также шагом к установлению однопартийной системы и диктатуры. Власть перешла к лидеру партии баасистов генералу Ахмеду Хасану аль-Бакру. Сразу же после захвата власти БААС провела серьезную перестройку в своих рядах и создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист С. Хусейн. Созданный Совет революционного командования объявил о начале широкомасштабных реформ.

Главными политическими документами президентства аль-Бакра, определившими дальнейшее историческое развитие страны, были принятая новая временная конституция 1970 г., которая провозглашала Ирак «Народной Демократической республикой», и «Национальная хартия Ирака», обнародованная в ноябре 1971 г. На основе данной Хартии аль-Бакру удалось создать «Прогрессивный национально-патриотический фронт», основой которого стал союз партии баасистов и коммунистов. В правительство вошло даже два коммуниста. Этот союз не мог долго продолжаться, но он, несомненно, облегчил осуществление реформ левого толка и создавал в Советском Союзе иллюзию о якобы переходе Ирака на «некапиталистический путь» развития. Именно так трактовался подписанный в 1972 г. Договор о дружбе с Советским Союзом и Иракской республикой. Многие преобразования Ирака в СССР ошибочно были провозглашены как курс на социалистическую ориентацию.
Действительно, крупным событием стало принятие правительством решения о национализации собственности «Ирак петролеум компани» в 1972 г. Позициям иностранного капитала был нанесен серьезный удар. Советский Союз оказал поддерлску Ираку, предоставив в аренду несколько танкеров из Новороссийска для экспорта нефти. Особое внимание уделялось развитию индустриальной базы страны. С помощью СССР началось строительство около 100 предприятий: машиностроительных, энергетических объектов, Бовиных заводов и ирригационных сооружений. Удельный вес государственного сектора значительно вырос. В 70-е годы он составлял около 80%. Предприятиям государственного сектора были предоставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов и т. д. Разворачивалась аграрная реформа, которая была, пожалуй, самой радикальной из всех ранее проводимых реформ.
Экономические реформы не решили многих экономических и политических вопросов, даже некоторый экономический рост не снизил остроту социальных проблем. По вопросам реформ противоречия в среде политических союзников усилились, и это не могло не вызвать обострение политической борьбы между ними. Баасисты действовали весьма умело, используя любые ошибки оппозиционеров. Одним из главных дирижеров закулисной борьбы за власть выступал министр безопасности и лидер правых С. Хусейн.
Изоляция коммунистической партии от власти началась сразу же после Ш-го съезда КПИ, который принял авантюристическую программу перехода партии к «социалистической революции». Баасисты заявили о том, что коммунисты готовят переворот с целью захвата власти и на этом основании получили возможность обвинения коммунистов в заговоре. Двадцатипятитысячная КПИ была умело изолирована и вскоре уничтожена, сразу же после установления режима С. Хусейна. Компартия была обречена, так как, с одной стороны, она находилась на грани раскола из-за сложившихся противоречий, а с другой - руководство КПИ само официально признало лидерство БААС и добровольно отказалось от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны. БААС после разгрома последней оппозиционной партии становится единственной политической силой в стране. Постепенно расчищались пути к установлению абсолютной диктатуры. Вскоре наступила очередь аль-Бакра покинуть пост президента. По официальной версии, он ушел в отставку, а на самом деле был взят под домашний арест и отстранен от всех постов в государстве и армии.

Оценив сложившуюся ситуацию, партия Баас при поддержке военных совершила 17-30 июля 1968 г. государственный переворот и обеспечила себе безраздельную власть в стране. Для руководства делами республики был учрежден Совет революционного командования (СРК), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Возглавил СРК Ахмед Хасан аль-Бакр, занявший одновременно посты президента, премьер-министра, главнокомандующего армией. Партия Баас, вынужденная до 1968 г. работать в подполье, сумела сохранить свою организацию и влияние, в том числе и в армии. Ее поражение в 1963 г. сопровождалось резким обострением фракционной борьбы в самой партии, переживавшей во второй половине 1960-х годов тяжелый период переоценки своей предшествующей деятельности. Пришедшая к руководству Баас военная группировка аль-Бакра отмежевалась от крайне правых элементов в своем составе, возложив на них вину за преследование коммунистов и демократов и войну с курдами. Большой политический опыт, которым обладала партия Баас, наличие у нее более или менее четко сформулированной программы - на фоне разобщенности и слабости левых сил, в том числе и И КП (после физической ликвидации в 1963 г. значительной части ее актива), - способствовали успеху баасистов. Придя вторично к власти, партия Баас была полна решимости теперь удержать ее в своих руках. Добиться этого можно было лишь при опоре на широкие массы иракского народа, что для баасистов явилось делом совсем непростым. Сам переворот 17-30 июля был встречен в Ираке весьма настороженно: с партией Баас, с именем А.Х. аль-Бакра, равно как и других активных участников переворота, у иракцев ассоциировался мрачный период баасистского правления 1963 г., ввергнувшего страну в глубокий всеобъемлющий кризис. Завоевать доверие масс партия Баас могла лишь конкретными действиями, отвечавшими интересам различных слоев иракского общества. 11-1299 В 1968 г. перед Ираком стояли все те же главные задачи: создание условий для преодоления отсталости на базе динамичного устойчивого развития экономики в соответствии с запросами модернизации; осуществление аграрной реформы в интересах крестьянства; решение курдской проблемы на принципах широкой демократизации общественно-политической жизни Ирака; сплочение всех патриотических сил страны для решения этих задач. Руководство партии Баас призвало к сотрудничеству «все здоровые силы нации». Особый интерес для баасистов представляли коммунисты и курды: при их поддержке Баас рассчитывала найти опору в тех слоях населения, среди которых ИКП и ДПК имели большой авторитет. Однако слишком свежи в памяти были трагические события 1963 г. К тому же в первые годы вторичного пребывания у власти (июль 1968 - начало 1970 г.) руководство этой партии, выдвигая предложение о сотрудничестве, настаивало на признании ее единственной «руководящей силой» в едином фронте. При этом продолжалась политика преследований коммунистов, весь 1969 г. не прекращались военные действия против отрядов Барзани и карательные акции против курдского мирного населения. Такая политика затрудняла сближение руководства Баас с коммунистами и курдами. Кроме того, контакты Баас с ИКП и ДПК вызывали противодействие правых сил внутри руководства этой партии. Попытка антиправительственного переворота в январе 1970 г. заставила иракское руководство пойти на урегулирование курдского вопроса, сдерживавшего решение других неотложных политических и социально-экономических проблем Ирака. 11 марта 1970 г. было опубликовано «Заявление СРК об урегулировании курдской проблемы», являвшееся соглашением между правительством и курдами. Главным в соглашении стало признание права курдского народа на автономию. Это была большая победа курдского национального движения в Ираке. Установление мира на севере страны позволило власти приступить к решению других задач. 21 мая 1970 г. был издан закон № 117, считающийся одним из наиболее радикальных в области аграрных преобразований. Закон предусматривал ограничение земельной собственности, изъятие излишков земли и распределение ее среди крестьян наделами, размеры которых определялись с учетом плодородия почвы, расположения участков, обеспеченности водой, вида выращиваемых культур. Он был направлен против наиболее архаичных структур в деревне. Проведенные преобразования закрепили принцип частной собственности на землю, что не решило проблемы малоземелья и безземелья. Преодоление экономической отсталости партия Баас видела в ускорении темпов индустриализации страны, в создании таких отраслей промышленности, как нефтехимия, электроэнергетика, машиностроение. Определяющее место в этом вопросе отводилось госсектору при допуске государственно-частного и частного секторов. Базу реализации планов промышленного развития составили неуклонно возраставшие доходы от экспорта нефти. В 1972-1975 гг. правительство Ирака осуществило национализацию многонациональной компании «Ирак Петролеум», поставив под свой полный контроль главное богатство страны - нефть. Резкое повышение в 1974 г. мировых цен на нефть сопровождалось беспрецедентным усилением власти и влияния правящей в Ираке партии. За 1968-1980 гг. поступления в государственную казну страны от экспорта нефти выросли более чем в 54 раза (с 476 млн. до 26 134 млн. долл.). Это дало Баас такую степень власти и независимости, которой никогда не имело ни одно из предыдущих правительств в Ираке. Реальная власть в стране, в том числе финансовая, оказалась в руках небольшой группы членов СРК - высшего правящего органа Ирака. Большое внимание правительство уделяло решению социальных вопросов. В 1970-1971 гг. были приняты законы о труде, пенсиях и социальном обеспечении. Многое было сделано для улучшения медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и обучения рабочих в специальных центрах. В 1970-е годы в Ираке сложилась одна из лучших образовательных систем в арабском мире. Прогрессивные тенденции в решении иракским руководством важнейших внутренних проблем подкреплялись существенными переменами и в его внешней политике. Расширялось сотрудничество с дружественными Ираку государствами, среди которых особое место отводилось Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Заключенный 9 апреля 1972 г. советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве поднял на более высокую ступень отношения между СССР и Ираком. Осуществлявшиеся баасистским руководством преобразования создавали предпосылки для сближения национально-патриотических сил страны. 17 июля 1973 г. руководители Баас и ИКП подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках созданного Прогрессивного национально-патриотического фронта (ПНПФ), куда кроме коммунистов и баасистов вошли прогрессивные националисты и независимые демократы. Были зарезервированы места и за ДПК. Руководство во Фронте принадлежало баасистам, которые стали использовать ПНПФ для упрочения своих позиций и установления контроля за деятельностью иракских коммунистов. В начале 1970-х годов партия Баас укрепляла свои позиции путем «баасиза- ции» армии и государственного аппарата. Эта линия проводилась и в Курдистане. Уже с 1970 г. в курдских районах нарастала напряженность, которая в итоге вылилась в новое вооруженное противостояние Багдада и курдов. 11 марта 1974 г. был принят закон №33 об автономии Курдистана, предусматривавший создание Курдского автономного района (КАР). ДПК во главе с Барзани, оценив закон как несовершенный, к тому же принятый без предварительного согласования с курдской стороной, одобрить его отказалась. В марте 1974 г. отряды Барзани перешли к вооруженному сопротивлению правительству. Военные действия сразу приобрели ожесточенный характер, сопровождались большими жертвами среди мирного населения, в массовом порядке эмигрировавшего в Иран. Власти разрушали курдские деревни, а жителей насильственно переселяли в центральные и южные районы страны. В 1975 г. правительственные войска смогли подавить вооруженное сопротивление курдов, воспользовавшись Алжирским соглашением 1975 г. с Ираном, в соответствии с которым Тегеран обязался прекратить помощь курдским повстанцам Ирака. Курдский вопрос был решен по-баасистски: «автономия» стала средством подчинения развития Курдистана интересам баасистов. Мустафа Барзани эмигрировал в Иран, а затем в США, где он умер в 1979 г. Подавление вооруженного выступления Барзани в 1974-1975 гг. привело к изменению политической ситуации в Курдистане, к расколу в рядах курдского национального движения, к образованию на месте ДПК нескольких группировок, вступивших между собой в противоборство. Главными из них стали Демократическая партия Курдистана во главе с сыном Мустафы Барзани Масудом Барзани и Патриотический союз Курдистана во главе с видным лидером курдов Джала- лом Талабани. Поражение курдов повлекло за собой ослабление общедемократической борьбы в Ираке и ускорение становления диктатуры баасистского руководства. Наряду с курдской важнейшей социально-экономической проблемой Ирака является шиитская. Община шиитов в Ираке - самая многочисленная среди общин арабских стран, занимающая третье место в мире после общин Ирана и Пакистана. В Ираке она насчитывает около 13 млн. человек, что составляет 60-65% всех мусульман Ирака и примерно 80% мусульман-арабов. Шиитами являются 30% живущих в этой стране туркоманов (туркмен). К этой общине принадлежали и те 200 тыс. иракцев иранского происхождения, которых власти Ирака выслали из страны в конце 1970-х годов. Шииты, представляющие наиболее отсталую в политическом, экономическом и культурном отношении часть населения, живут в основном на юге Ирака, много их в Багдаде. Священными городами шиитов являются Кербела и Неджеф. Острота шиитской проблемы - в традиционно подчиненном положении шиитов, в их отстраненности от власти: суннитами были правители Османской империи, свергнутые революцией 1958 г. члены королевской династии, а также лидеры правящих кругов республиканских режимов. С приходом к власти в 1968 г. партии Баас ситуация в шиитских районах усложнилась, что кроме многих других факторов было вызвано такими мерами правительства, как введение цензуры на религиозные публикации, закрытие ряда исламских шиитских учебных заведений, а также разрешение впервые в истории страны продажи алкоголя в священных городах шиитов. Шиитское духовенство, пользующееся большим авторитетом у населения, сплотило верующих для выражения протеста. В 1968 г. в Ираке было основано подпольное политическое движение «ад-Даава аль-исламийя» («Исламский призыв»). Первые политические демонстрации протеста шиитов в республиканском Ираке состоялись в 1974 г. Причиной их было не только ущемление экономических интересов шиитов, но и их крайне немногочисленное участие в высших эшелонах власти, низкий удельный вес среди образованных людей и специалистов. Власти отреагировали на эти демонстрации мгновенно: 25 шиитских лидеров были арестованы, пятерых из них казнили. С этого времени в шиитских массах нарастали скрытые антибаасистские настроения, вылившиеся в феврале 1977 г. в острую открытую форму. Стычка полиции с религиозной процессией шиитов, направлявшейся из Неджефа в Кербелу, вызвала массовые шиитские волнения. При их подавлении несколько десятков участников волнений были убиты, около двух тысяч - арестованы. Это был самый массовый и длительный вызов шиитов правлению Баас. Трибунал приговорил 8 человек к смерти, а 15 - к пожизненному заключению. В качестве средства борьбы с шиитской оппозицией власти применяли и экономические меры: в 1978 г. под строгий контроль были поставлены все доходы шиитов, что подрывало влияние шиитского духовенства среди рядовых членов общины. Исламская революция 1979 г. в Иране вызвала подъем среди широких масс шиитов. Ее открыто поддержали лидеры «ад-Даава». Баас ответила на это тактикой «кнута и пряника». В марте 1980 г. на шиитов вновь обрушились репрессии: были казнены 97 военных и гражданских лиц, половина из которых были членами движения «ад-Даава». Декретом СРК от 31 марта 1980 г. «ад-Даава» была запрещена, членство в ней стало караться смертной казнью. 8 апреля 1980 г. был казнен глава шиитов Ирака аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр, не раз выступавший с осуждением баасистского режима. Вместе с тем власти пошли на некоторые политические и экономические уступки шиитам. Например, было принято решение о включении в состав парламента 40% депутатов-шиитов, его спикером в 1980 и 1984 гг. был избран Наим Хаддад, шиит, известный государственный деятель, член СРК и регионального руководства Баас. Впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными. Укрепив к середине 1970-х годов свои позиции в руководстве страной, Баас все меньше нуждалась в сотрудничестве с другими партиями. После разгрома курдского движения и выступлений шиитов на Юге кампания репрессий была развязана и против коммунистов. В мае 1978 г., используя ставшее традиционным обвинение в «политической деятельности в вооруженных силах», власти казнили 31 члена ИКП и их сторонников. В 1979 г. число арестованных по политическим мотивам (большинство из них составляли коммунисты) равнялось десяти тысячам. Руководство ИКП в мае 1979 г. приняло решение о выходе из ПНПФ, что на деле означало развал Фронта, хотя формально он продолжал свое существование. В конце 1970-х годов в Ираке стал складываться авторитарный диктаторский режим. Последовательную линию на укрепление своих позиций в партии вел Саддам Хусейн, уроженец г. Тикрит, член партии с 1957 г. К 1968 г. он стал в Баас фигурой номер один. При президенте А.Х. аль-Бакре С. Хусейн занимал посты вице-президента, заместителя генерального секретаря партии, председателя партийного бюро по национальной безопасности, поставив фактически под свой контроль руководство Баас. 16 июля 1979 г. А.Х. аль-Бакр «добровольно» отказался от занимаемых постов «по болезни». Единоличная власть сосредоточилась в руках Саддама Хусейна, который стал генеральным секретарем регионального руководства Баас, председателем СРК, президентом республики и главнокомандующим вооруженными силами страны. Несогласных с усилением диктатуры С. Хусейна членов Баас в 1979-1980 гг. подвергли репрессиям. 22 члена руководящих органов этой партии, включая пятерых членов СРК, суд приговорил к смертной казни. Одновременно партия Баас старалась придать демократический облик режиму. В июне 1980 г. впервые в истории республики состоялись выборы в Национальный совет (парламент) Ирака. На 250 мест было выдвинуто 840 кандидатов из числа представителей Баас и партий, оставшихся в ПНПФ. В сентябре 1980 г. прошли выборы и в Законодательный совет КАР, кандидаты в который были выдвинуты от курдских политических партий, сотрудничавших с Баас.


Top