Биография авиценны. Философия Авиценны (Ибн Сины) – кратко

Ибн Сина краткая биография и интересные факты из жизни средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложены в этой статье.

Авиценна краткая биография

Ибн Сина, латинизированное имя которого Авиценна, родился в 980 году в селе Афтана. Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

После того как пали Сасниды в его родной стране, Ибн Сина путешествовал по дворам персидских князей, служа придворным лекарем. Он пользовался авторитетом среди европейских коллег-врачевателей. Итогом его врачебной деятельности стала фундаментальная работа, энциклопедия по медицине в 5 томах — «Канон медицины». Она вмиг стала популярной и переводилась на иностранные языки, на латыни он переиздавалась целых 30 раз.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии». Умер великий ученый в 1037 году.

Авиценна интересные факты

Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишья. Он говорил, что писал их для себя, для души.

Уже в возрасте 10 лет он понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой. Он обучался в гуманитарном классе. И это мальчик еще не начал изучать математику и медицину. А когда он приступил к их изучению, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

В 10 лет мальчик знал священную книгу Коран наизусть.

Ибн Сина является создателем кружка, который назвал Академией Мамуна.

Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел.

Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

За его славу бьются несколько мусульманских стран. Иран считает его своим потому, что здесь расположена могила Ибн Сины. Арабы гордятся им, ведь он писал на их языке. Таджики не сомневаются, что он был из их племени, так как он родился на территории их древнего государства. Даже узбеки по праву гордятся им как подданным бухарского эмира, владение которого является частью современного Узбекистана. Для европейцев Авиценна – продукт эллинизма и провозвестник эпохи Возрождения. Коран и труды Аристотеля он читал с одинаковым упоением, а жизнь его полна удивительных событий. Он не был женат и не имел детей, но каждый человек на земле мог бы назвать его своим отцом и учителем, а сам он был сыном античной культуры.

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

Сокровищница знаний

Медицина была не единственным увлечением Ибн Сины, хотя ей он посвятил свой энциклопедический труд «Канон врачебной науки». Здесь он не только предрек открытие бактерий и вирусов, но и описал особенности и отличия таких болезней, как оспа, холера, чума и проказа. В «Каноне» ученый дает множество рецептов изготовления лекарственных снадобий, которые с успехом применялись в средневековой Европе.

Основываясь на практическом опыте, описывает лечение вывихов и переломов. Он был первым, кто провел трепанацию черепа. В третьем тома «Канона» ученый рассматривает вопросы патологии и терапии заболеваний, вызывающих лихорадку, опухоли и гнойные воспаления. Описание заболеваний сопровождают анатомические пояснения. С поразительной точностью и глубиной он объясняет устройство мышц человеческого глаза.

Не имея теоретической базы и инструментов, он догадался о бактерицидных свойствах чеснока и полыни. Ибн Сина знал о полезных свойствах пчелиного меда, который вошел в состав многих его рецептов. Он уделяет внимание правилам сбора лекарственных трав и дыхательным упражнениям. Именно Авиценна дал детальное описание симптомов и признаков сахарного диабета, а также проанализировал такие болезни как менингит и язва желудка.

Другой капитальный труд «Книга исцеления», как ни странно, посвящен скорее философской проблематике. Здесь автор делится своими рассуждениями о музыке, астрономии, логике, арифметике, геометрии, психологии, биологии и физике. От его пытливого ума не укрылись и фундаментальные вопросы бытия, которые он излагает в «Книге знаний».

Ибн Сина стал первооткрывателем перегонки эфирных масел, знал о процессе добычи азотной, серной и соляной кислоты, гидроксидов натрия и калия. Вслед за Аристотелем он утверждал, что Земля круглая. Авиценна был в курсе последних достижений в области астрономии и даже написал Компендиум Альмагеста на труд Птолемея. Он определял долготу города Гургана, пользуясь правилами сферической тригонометрии, и развивал теорию движения, предложенную Аристотелем.

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Абу Али Ибн Сина

(980-1037)

Портрет Абу Али ибн Сины, художник А. Бакиров.

Рядом с бессмертными именами великих мыслителей стоит имя Ибн Сины – крупнейшего представителя передовых общественно-политических идей народов Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени. Его ботатейшее наследие занимает почетное место в истории развития мировой цивилизации.

Абу Али Ибн Сина родился в 980 году в с. Афшана, близ Бухары. Известен месяц его рождения по мусульманскому летоисчислению – сафар, что соответствует второй половине августа и первой половине сентября.

Мальчику дали имя – Хусейн.

Пятилетнего Хусейна и младшего брата Махмуда отец Абдуллах перевез в Бухару, где решил дать детям хорошее образование.

Хусейн изучал арабский язык, и в десять лет знал наизусть коран. Мальчик учился также арифметике, мусульманскому законоведению – фикху.

Ибн Сина рассказывает в автобиографии о приезде в Бухару ученого Абу Абдуллаха Натили, который давал ему уроки логики и философии.

Позже Хусейн изучает геометрию, астрономию и другие науки, затем обращается к медицине.

Он овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что известные врачи обращались к нему за советами.

Из автобиографии мы узнаем, с какой одержимостью Ибн Сина ночами, иногда отгоняя усталость чашкой вина, изучал геометрию, музыку, астрономию. Ибн Сина хорошо знал труды своих предшественников Платона, Аристотеля и других ученых.

Есть в автобиографии строки об изучении «Метафизики» Аристотеля. Молодой Хусейн несколько раз прочитал, но не понял этот труд. Потом случайно на базаре назойливый торговец все же вручил ему книгу. Это оказались комментарии великого философа Абу Насра Фараби к «Метафизике» Аристотеля, которые и помогли изучить знаменитую работу.

И в автобиографии, и в исторических книгах приводятся примеры из врачебной практики Ибн Сины. Придворные медики не могли вылечить правителя Бухары Нух Ибн Мансура и обратились за помощью к молодому Хусейну.

Он определил диагноз болезни, помог придворным врачам восстановить здоровье эмира.

Видимо этот случай помог открыть доступ Хусейну в библиотеку Саманидов, одну из богатейших на Ближнем и Среднем Востоке.

Сведения из автобиографии дают нам возможность установить, что философская книга «Исследования о душевных силах» была написана Хусейном, когда ему было 17 лет, а книга «Алмадзкмуль» («Собрание»), где излагаются мысли о риторике, поэтике и других науках, создана, когда ученому шел 21 год.

В 1005 году Ибн Сина переезжает в Хорезм, где знакомится с великим математиком и астрономом Беруни и другими учеными.

Через семь лет Ибн Сина уезжает в Джурджан, затем в города Хорасана и Ирана.

В Джурджане началась работа над знаменитым многотомным «Каноном врачебной науки».

В Хамадане Ибн Сина был визирем, но и попадал в немилость, даже находился в заточении, в зиндане, где также написал несколько книг.

С 1024 г. Ибн Сина живет в Исфагане, где правитель Алауддавла создал ему все условия для научной работы.

Ибн Сина оставил огромное наследие: многотомный «Канон врачебной науки», книги по логике, физике, математике и другим наукам.

По данным ученых Ибн Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240.

На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины.

Творчество Ибн Сины имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Наряду с многочисленными стихами философского и лирического содержания дошли до нас и девять его поэм – урджузы, причем восемь из них посвящены медицине.

Изучая арабскую литературу, Ибн Сина глубоко познакомился с классиками арабской поэзии, что сыграло немаловажную роль в формировании его как поэта. Сначала он писал небольшие стихотворения, а позже касыды и поэмы. Таким способом он пропагандировал науку среди народа.

Как свидетельствует Абу Рейхан Беруни, древние индусы все свои научные труды писали в стихотворной форме. Только эти книги пользовались популярностью, их передавали из поколения в поколение.

У арабов многие книги даже по грамматике были написаны также в стихах и использовались в качестве учебных пособий в медресе.

Творческое наследие Ибн Сины характеризует его как неутомимого борца за разум, свободомыслие. Его жизнь, настроение и горести, протест против невежества, фанатизма и несправедливости нашли яркое отражение в поэтических произведениях.

В своем творчестве он использовал стихотворный стиль и для распространения знаний среди населения. Особенно увлекался Ибн Сина логикой, которой посвятил много книг и написал поэму. В поэме есть ссылка, что она написана по просьбе везира хорезмского шаха ас-Сахли в Гургандже (Хорезме), чтобы логика прочно укрепилась в памяти людей. Поэма состоит из 297 бейтов (двустиший), где автор дает определение науке и многим терминам: категории, силлогизму, аналогии, диалектике, риторике, софистике и т. д. Эту поэму, как и поэму о медицине, он написал в молодые годы.

Ибн Сина хотел, чтобы наука врачевания широко популяризировалась среди народа.

Урджуза (Ал-урджуза фи-т-тибб) – поэма о медицине, одна рукопись которой хранится в фондах Института востоковедения Академии наук УзССР в Ташкенте, самая крупная как по содержанию, так и по охвату материала, стоит на втором месте после «Канона врачебной науки». Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114-1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках. Поэма состоит из 2652 строк.

Другие поэмы освещают темы о четырех сезонах года, о гигиене, об анатомии и т. д.

Поэмы созданы на арабском языке, сохранились до наших дней и свидетельствуют об огромном поэтическом даровании Ибн Сины.

Ибн Сина писал и прозаические литературно-философские произведения. Многие из них известны нам -«Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д.

Ибн Сина больше уделяет внимания предотвращению болезни, чем ее лечению. Это очень важно и сейчас. Поэтому его произведение о медицине можно назвать гимном здравоохранению.

Предлагаемая книга посвящена поэтическому творчеству Ибн Сины. В нее вошли лирические строки – газели, касыды, рубаи, кытъы. Эта лирика всегда пользовалась большим успехом у читателей, представляет она большой интерес и в наши дни. Стихи много раз издавались, но урджуза – «Поэма о медицине» в стихотворной форме на русском языке печатается впервые. Ибн Сина часто употребляет названия лекарственных трав, дает советы, как их использовать при различных заболеваниях.

Переводчики «Поэмы о медицине» не рассчитывали на академическое издание. В данном варианте она сокращена. Но, несомненно, широкому кругу читателей дается возможность познакомиться с творчеством величайшего ученого и поэта.

Абдусадык ИРИСОВ.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (европейцы называют его Авиценной) родился 16 августа 980 г. в 10 веке в с. Афшана недалеко от Бухары (территория относилась к арабскому халифату). Сейчас в селе Афшана находится музей Ибн Сина.

Исследователи подсчитали, что Авиценна преуспел в 29 отраслях знаний. Он с успехом занимался медициной и поэзией, философией и астрономией, логикой и математикой.

Но большинство людей совершенно справедливо считают его самым великим врачом в истории. По одной из версий, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе - исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина».

Главный труд Авиценны «Канон врачебной науки» самое тиражируемое после Библии издание, до XVII века являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе.

Когда Авиценне исполнилось 17, слава о нем, как о враче, уже была настолько велика, что юношу пригласили лечить заболевшего бухарского эмира. Эмир выздоровел и обещал любую награду за свои услуги. Юноша ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения пользоваться уникальной библиотекой эмира. Спустя несколько лет библиотека сгорела. В поджоге библиотеки обвинили молодого врача - говорили, что Авиценна хотел, чтобы никто не прочел древние книги и не стал столь же мудрым.

Родоначальник диагностики по пульсу. Одна из легенд рассказывает о чудесном исцелении дочери бухарского купца. Девушка таяла на глазах от какой-то странной болезни. Все врачи оказались бессильны. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти.

Авиценна первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций. Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов.

Он обращал внимание на психологический фактор в лечение болезней. Своим пациентом говорил: «нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».

В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.
Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов как Лидер среди мудрецов (Аль-Шейх Аль-Раис), Гордость страны (Шараф-ул-Мулк), Великий целитель (Хаками бузург).

Умер Авиценна в Хамадане (Иран) 18 июня 1037 г. Перед смертью ученый оставил завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю.

Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…

Захоронение Авиценны стало местом паломничества. Люди верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Люди были так уверены во всемогуществе Авиценны, что считали ему удалось раскрыть секрет бессмертия. Перед смертью он приготовил 40 снадобий и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя.

Картина художника Джавона Умарбекова «Человек разумный» была написана к юбилею великого ученого. Художник долго думал, как изобразить эту выдающуюся личность, пока ему не пришла идея изобразить известных ученых, с кем можно было бы сравнить Ибн-Сину. Ведь всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, желая найти людей, разделяющих его убеждения. На картине рядом с ученым Аристотель, Навои, Данте, Леонардо да Винчи, Аль-Беруни, Эйнштейн, Омар Хайям, Циолковский, Менделеев. В центре картины образ Венеры из произведения Боттичелли «Рождение Венеры» как символ истины, к которой Авиценна стремился всю жизнь. На картине выдающийся врач держит в левой руке человеческий череп и как бы спрашивает самого себя, кто мы такие? Откуда пришли? Куда мы идем? В его ухо нашептывает сомнения образ символизирующий ложь, он написан в темных тонах.

Именем Авиценны названа малая планета и горная вершина (прежнее название Пик Ленина), минерал авиаценнит и растение семейства Акантовых — авиценния. Его лик украшает денежную единицу Таджикистана - сомони.

Авиценна (испорченное от Ибн Сина, полное имя Абу Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) – известный мусульманский философ и врач. Он родился в 980 году близ Бухары, умер в 1037, во время похода на Хамадан. По преданию, десяти лет от роду Авиценна знал наизусть Коран и ряд комментариев к нему. Уже на восемнадцатом году жизни Ибн Сина славился в Бухаре как выдающийся врач (он был учеником христианина Исы ибн Яхьи). Он объездил Туркестан и Персию, всюду читая лекции по медицине и философии и выступая как практикующий врач. В Хамадане Авиценна вылечил правителя Шамса ад-Даулу и в награду за это был назначен визирём. Придворные интриги при преемнике Шамса заставили Ибн Сину сложить это звание и бежать в Исфахан. Будучи обвинён в государственной измене, он попал к Абу Джафару, противнику хамаданского властелина, и вместе с ним совершил ряд походов на Хамадан. Лишения, надорванное усиленными научными трудами и разными излишествами здоровье, нравственные страдания, причинённые Авиценне правоверными улемами (законоведами), которые считали его учение о Боге и душе еретическим, преждевременно свели учёного в могилу.

Авиценна (Ибн Сина). Портрет на серебряной вазе

Ещё будучи визирём в Хамадане, Ибн Сина окончил первую часть своего знаменитого сочинения «Канон врачебной науки», в основу которого были положены взгляды античного медика Галена . В XII веке слава Авиценны как автора этой медицинской энциклопедии, была очень велика. К тому времени относится первый латинский перевод «Канона». В 1493 этот труд впервые появился в печати на латинском языке в Венеции. Арабский текст вышел в 1593 году в Риме. Позже «Канон» издавался неоднократно в довольно посредственных переводах на латинском и древнееврейском языках. В главнейших книгохранилищах Европы существует множество его рукописей. «Канон» – одно из руководящих медицинских сочинений всего средневековья. Многие другие медицинские сочинения Авиценны доселе сохраняются в рукописях. Они часто комментировались мусульманскими, еврейскими и христианскими врачами. Число этих исследований Авиценны – в прозе и стихах – доходит до 12. Они посвящены преимущественно вопросам гигиены и диететики.

Ещё значительнее была слава Ибн Сины как богослова и философа. Число сочинений его по вопросам логики, метафизики и психологии превышало 60. Большая часть их утрачена, многие лишь ждут издания. Деист-спиритуалист, ученик неоплатоников и Аристотеля , Авиценна не дал самостоятельной философской системы. Он интересовался отвлечёнными вопросами лишь постольку, поскольку этого требовали течения мусульманской религиозной мысли. Утрата его главнейших сочинений, с которыми приходится знакомиться только из вторых рук, через переводчиков или плохих комментаторов, не позволяет набросать точную картину главнейших этапов философской жизни Авиценны. Однако в «Китаб аш-шифа», из которого сохранилось извлечение «Китаб ан-наджат», напечатанное в приложении к римскому изданию «Канона» (1593), можно найти некоторые точки опоры для воспроизведения философского учения Ибн Сины.

Сначала им устанавливаются три категории науки – высшая, средняя и низшая, которым соответствуют метафизика, математика и физика. Метафизика учит, что всё существующее распадается на две группы: а) необходимое и б) возможное. Первое место в группе необходимого занимает абсолютно необходимое, которому во второй соответствует абсолютно возможное. Абсолютно необходимым является первопричина всего существующего, самый Абсолют или Бог. Он – начало всего, он – всё, он – вечен. «Просто необходимое» – следствие, проистекающее из первопричины, так называемое, «возможное само по себе», то есть мысль. Эта мысль принимает в философии Авиценны форму первой интеллигенции (Мировой Души), тождественной по существу с мыслителем – Абсолютом, но вместе с тем представляющей как бы нечто отдельное от него, исходящее от него. Эта первая эманация служит началом длинной цепи дальнейших эманаций, конец которой – в нашем мироздании, вернее, в нашей планете, со всем на ней находящимся, одухотворённым мировой душой. Сама материя, на которую действует цепь эманаций, вечна, но не абсолютно, потому что первопричина, будучи единой, может вызвать только нечто единое и единичное, а именно – первое движение своей мысли.

Установив, таким образом, согласно Аристотелю, вечность Творца и вечность мира, Авиценна подвергает детальному анализу сущность человеческой души. Она – не что иное, как одна из трёх разновидностей, в которых проявляется Мировая Душа, сила, исходящая из Абсолюта, возвращающая и возвращающаяся к нему. В сфере материального мира она проявляется в наиболее высоком своём виде в форме души человеческой. Низшими её ступенями являются, последовательно, душа животная и душа растительная. Первая категория душ (человеческих) заключает в себе также все свойства душ второго и третьего разрядов. В конце концов души низшего порядка, переходя в высший разряд, возвращаются к своему первоисточнику, к первой эманации (Мировой Душе), чтобы затем слиться с нею и через неё – с Абсолютом.

Связь философии Ибн Сины с неоплатонизмом, отчасти даже и с маздеизмом , довольно ясна. Наличность в ней мистического элемента легко установима. Если принять во внимание прозрачность изложения и лёгкость языка Авиценны, то станет понятным его огромное влияние на читателей. Мусульманство усмотрело в учении Авиценны ересь и предало его проклятию. Не так отнеслись к нему средневековые еврейские мыслители (особенно мистик-каббалист Албалаг). При посредстве их переводов и комментариев Ибн Сина стал хорошо известен и христианскому миру, преимущественно в эпоху Возрождения . Следы его влияния заметны у Данте .

Арабская литература отмечает целых десять сочинений Авиценны по астрономии, естественным наукам, алхимии. Все эти произведения сохранились в неполном рукописном виде в Британском музее и других библиотеках. Прославленный химик Бертело признаёт за Ибн Синой огромные заслуги в области алхимии, находя, что его работы проливают свет на ряд явлений чисто химических и пополняют немало пробелов в истории органической химии.




Top