Божья матерь умиление в коренной. Икона умиление божией матери

Один из основных видов икон Пресвятой Богородицы.

На иконах Богоматери «Умиление» обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКУЮ (Серафима Саровского), на которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками.

икона Богородицы «СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ» (УМИЛЕНИЕ)

10 августа (28 июля по старому стилю)

Варианты названия иконы:

  • Умиление Серафимо-Дивеевская

  • Всех радостей Радость

  • Радость Всех Радостей

Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».


Храм Лежащего Будды
Ват Пхо (тайск. วัดโพธิ์), Храм Лежащего Будды - буддийский храм в центре Бангкока, Таиланд. Располо...

Путешествуя по миру. Япония. Золотой павильон.
Золотой павильон – один из красивейших японских храмов, расположенных в Киото. Время его постройки д...

Париж. Однажды и мы в нём побываем...
Фотопрогулка по городу любви Париж - считается самым романтичным городом во всем мире. И мног...

Играй, музыкант!
Стихи Ирины Киричук, картины Stephanie Pui-Mun Law Весна настала! Первый день Весны! Сме...

Календарь космического наблюдателя на октябрь 2013 года
Александр Козловский Календарь наблюдателя на октябрь 2013 года - очере...

Совершенно неважно, перед какой иконой молиться, главное – молиться с открытым чистым сердцем, добрыми мыслями и глубокой верой в помощь. Однако история сохранила множество случаев, когда тому или иному человеку в трудные минуты являлась сама Божья Матерь.

Иногда во снах, иногда наяву – и называла икону, перед которой необходимо помолиться о своей беде или болезни, описывала ее и сообщала, где можно найти то или иное изображение. Все исполнялось по слову .

История, где находится образ?

Серафимо-Дивеевскую икону Божьей Матери, называемую «Умиление», почитают и любят православные верующие.

Она имеет еще другие названия: «Радуйся, Невесто Неневестная» – такая надпись помещена вокруг святого нимба, «Радость всех Радостей» – такое название ей присвоил православный святой . Этот образ был размещен в его келье, перед ним он постоянно молился.

Написание иконы «Умиление» относят ближе к концу XVIII века.

Иконография ее схожа с иконой Богоматери Остробрамской, хранящейся в Вильнюсе. Предположительно и на той, и на другой отражен момент, когда Дева Мария уже оповещена Архангелом Гавриилом, что она благословлена стать матерью Сына Божия .

Голова Пречистой слегка наклонена, глаза полуопущены, и весь ее облик являет смирение: «Да будет по глаголу Твоему».

Холст с написанным на нем святым образом крепился к деревянной основе из кипариса. Таким его и подарил батюшке Серафиму император Николай I.

Святой старец всех приходящих к нему с истинным покаянием благословлял этой иконой и помазывал маслицем из теплившейся перед ней лампадки. У этого святого образа он и отошел в вечность.

Задолго до своей кончины саровский чудотворец провидел, что его любимая икона будет помещена в Дивеевской женской обители, считающейся четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле.

Он даже оставил определенную сумму денег с непонятым на то время заветом: на устроение «большой кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас» .

После кончины батюшки Серафима на эти средства построили новый корпус, где по указанию тогдашнего игумена Нифонта и была помещена . Тогда всем стал понятен смысл слов преподобного Серафима о Высокой Госпоже.

В 1903 году саровский старец был прославлен Церковью в лике преподобных. Икону, уже «одетую» в серебряную с золочением ризу, крестным ходом перемещали из Дивеева, где она нынче находилась, в Саров, где нес свой ежедневный подвиг служения преподобный Серафим.

Император Николай II принес обители в дар богатый оклад для образа. К этому времени икона уже явила себя как чудотворная . Такими же проявляли себя и списки с нее.

После закрытия (1927 г.) Серафимо-Дивеевского монастыря его игуменье Александре перед арестом удалось каким-то образом сберечь Святой образ, а после освобождения перевезти его в Муром, где она и поселилась с еще несколькими монахинями.

Жизнь имеет обыкновение заканчиваться, и икона переходила от одной сберегающей ее монахини к другой, пока последняя из них, чувствуя приближение кончины, не решила передать ее бывшему тогда Патриархом Московским и всея Руси Пимену.

В ту сложную богоборческую пору патриарх счел необходимым поместить драгоценную святыню в гораздо более неприметном и потому безопасном месте.

Он перепоручил ее священнику из подмосковного поселка , где она вместе с некоторыми другими личными вещами святого старца хранилась вплоть до 1990-х годов, пока в России не стала возрождаться Православная церковь.

Тогда все эти святыни их хранитель протоиерей Виктор получил возможность передать тогдашнему Патриарху Алексию II . С того времени ценнейший дар хранится в Москве, в Патриаршем Богоявленском соборе, который в народе называют еще Елоховской церковью.

В воскресенье, завершающее пятую неделю Великого поста, отмечается праздник, называемый Похвалой Пресвятой Богородице. Тогда икона выносится для всеобщего обозрения и поклонения и читается посвященный ей акафист.

О чем молятся иконе?

Трудно переоценить значение икон Пресвятой Богородицы. Это касается и «Умиления». Обращаясь к ней с , можно быть уверенным, что Богородица защитит, если терзают душевные скорби, дурные мысли или удручающие сомнения.

Непередаваемая нежность, какая-то пронизывающая трогательность изображенного на холсте Лика уже при одном лишь взгляде на него способны вывести из тяжкого уныния, которое нередко настигает человека в череде одинаковых будней.

Икона обрела славу «женской». Это произошло потому, что к ней обращаются:

  • Молодые девушки, желающие обрести семью.
  • Женщины, лишенные радости быть матерью.
  • Будущие мамы – о благополучном исходе беременности .
  • Матери взрослых дочерей – о счастливой женской доле для них.
  • Дарует она и юным девам сохранение чистоты , целомудрия, доброго нрава.
  • К иконе могут обращаться и мужчины . Ей молятся не только об избавлении от болезней, но и те, кому не хватает материнского участия, сопереживания, понимания, и те, кто сам должен быть поддержкой находящимся рядом.
  • Бесконечным потоком к иконе и ее многочисленным чудотворным спискам идут люди с различными недугами и получают исцеление.
  • По-настоящему верующим икона помогает облегчить сложности переходного возраста.
  • Серафимо-Дивеевскую икону можно просить об избавлении от гордыни – как проявления ее в себе, так и защите от гордыни других.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение

Существуют и другие иконы Пресвятой Богородицы с названием «Умиление» , и они обладают не меньшей силой чудотворения.

Псково-Печерская

Это список не оригинального образа «Умиление», а иконы Богоматери «Владимирской». Ее создание авторства монаха Арсения Хитроша относят к началу XVI века.

Название иконографического типа «Елеуса» , к которому она относится, так и переводится с греческого – сострадание, милость. На таких иконах Матерь Божья изображается с Богомладенцем на руке, и Тот прижимается щекой к ее щеке , – как символ безграничной .

Свою чудодейственную силу этот образ являл в весьма трудные времена. Так, при завоевании Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581 г.) было приказано забрасывать город калеными ядрами.

Одно из таких ядер угодило непосредственно в икону, не нанеся ей при этом ни малейшего вреда. Именно лику Пресвятой Богородицы обязаны защитники города поражением неприятеля.

По легенде, икона «Умиление» помогла отбить у наполеоновских войск захваченный ими Полоцк.

Описано множество случаев, когда по молитве болящих перед этим образом они получали исцеление.

Смоленская

Икона «Умиление» Смоленская, известная с начала XII века, изображает Богородицу, которая любуется Младенцем Христом, играющим в складках Ее одеяния.

Много веков спустя после написания этого образа Смоленск под ее защитой оказался недосягаем для поляков, пытавшихся захватить его.

Ростовская

В Свято-Никольском храме Ростова помещена икона «Умиление» Ростовская, в народе называемая «Богородица с яблочком», на которой Младенец Христос держит в Своих руках яблоко, прославившаяся множеством документально подтвержденных самых невероятных исцелений.

История ее обретения тоже связана с выздоровлением больной девочки, которой Матерь Божья явилась в видении, указав место нахождения своего чудесного образа.

Новгородская

По виду очень напоминает Серафимо-Дивеевскую икона «Умиление» Новгородская. Более семисот лет поклоняются ей новгородцы: первое ее прославление произошло в 1337 году, когда непонятная сила восхитила ее, и из глаз Пречистой заструились слезы.

Существует целый список массовых исцелений от различных недугов, молятся перед иконой для защиты от , вражеских нашествий.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область) также хранит один из особо почитаемых списков со святыни, в честь которого освящен придел.

Список этот, хотя еще и сравнительно «молодой»: написан в конце позапрошлого столетия, но уже известен далеко за пределами монастыря своими чудотворными свойствами.

Локотская

Интересна история Локотской иконы «Умиление», находящейся в пос. Локоть на Брянщине.

Это не иконопись в чистом ее виде, а копия, помещенная на настенном календаре, который, уже устаревший, в свое время купила одна женщина, просто, чтобы его не утилизировали и тем не осквернили Святой лик.

Собственно календарь женщина отрезала, а икону поместила на стене. Через какое-то время образ стал источать миро и благоухать. По благословению митрополита в поселке построили часовню и поместили там эту «календарную» икону, и к ней идут и едут сотни страждущих.

После молитвы перед Святым образом женщины исцеляются от бесплодия, выздоравливают онкологические больные, как и страдающие диабетом, церебральным параличом, трофической язвой и др., отыскиваются пропавшие.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Икона Божией Матери «Умиление» Псково - Печерская

В Православной церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы, один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

ПРАЗДНОВАНИЕ: 12/23 июня, 26 августа/8 сентября, 23 июня/6 июля, 21 мая/3 июня, 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году).

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» является списком . Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Псковско-Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.
В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове».
С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае – как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители – из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».
24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.
Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

Икона Божией Матери «Умиление» Псково – Печерская

«Умиление» - икона Божией Матери Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви. К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др.

МОЛИТВЫ
Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

Глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

Глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков.
Аминь.


Икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Серафимо-Дивеевская

Празднование – 28 июля/10 августа. Иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"
Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.


Икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Серафимо-Дивеевская

Икона Божией Матери «Умиление» - Серафимо-Дивеевская считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Радость всех радостей». Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.
Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу.

Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. История иконы История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь в Свято-Троицкий собор, находившийся под покровительством старца Серафима. Для этого в соборе был отстроен специальный придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.
Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители).
В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду.
Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.
В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.
В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.


Икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Серафимо-Дивеевская

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

Икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Новгородская

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице. Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней.
Историю иконы можно проследить по описям Успенского собора только с XVIII века. До этого времени она теряется в многочисленных иконах Умиления и поясных Богородиц. Без указания иконографческого типа в описи 1701 года упоминается в киоте у северного столпа с северной стороны «образ пресвятыя Богородицы поясной» в серебряном окладе. Опись 1771-1773 годов повторяет эту запись, добавляя к ней перечисление драгоценных камней в венцах Богородицы и Иисуса. О том, что данная икона является образом Богородицы Умиление XII века, свидетельствует её схематичное изображение, опубликованное в 1911 году Н.П. Лихачёвым с гравюры XVIII века. Опись 1815-1818 годов указывает, что икона находилась на том же месте - у северо-восточного столпа с северной стороны, но имеет уже другой более простой оклад (вероятно древний драгоценный был похищен наполеоновскими войсками в 1812 году).
В описях 1841-1843 и 1853-1854 годов икона называется уже «Афонской», а приписка середины XIX века к первой из указанных описей сообщает о перемещении иконы в иконостас у южной стены собора. Название «Афонская» связывается с новоявленной святыней - Акафистной Хиландарской иконой Божией Матери. При поновлении иконы и изготовлении для неё нового серебряного оклада в 1875 году на поле оклада была прочеканена надпись - «Акафистная Пресвятыя Богородицы находящейся в хилендарском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.
От массивного серебряного оклада 1875 года икона была раскрыта в 1961 году. Тогда же была снята потемневшая олифа под которой вначале была обнаружена живопись конца XVII - начала XVIII веков (возможно, эта запись принадлежит царскому изографу Кириллу Уланову, который в этот период занимался поновлением ряда древних икон Успенского собора). При дальнейшем раскрытии иконы была обнаружена живопись XII-XIII веков.


Икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Новгородская. Конец XII века.

Икона имеет новгородское происхождение. Мастер копировал византийский прототип, соединив в иконе элементы иконографических типов - Одигитрии и Умиления. Младенец Иисус, хотя и прижимается щекой к голове Богородицы, изображён в позе типичной для извода Одигитрии. В правой руке он держит свиток, а левая изображена с подобием благословляющего жеста (пальцы её разжаты, как в иконографии Умиления, где левая рука Богомладенца изображается направленной к щеке Богоматери). По мнению академика В. Н. Лазарева «такого рода контаминация различных иконографических типов лишний раз говорит о работе местного мастера, не привыкшего, в отличие от византийцев, точно копировать прототипы».
Лики и одежды на иконе сохранились, имеются утраты на нимбе, золотых узорах платка Богородицы и грунта на полях. Иконная доска надставлена со всех сторон.


Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609–1611 гг.), находился в лагере русских войск воеводы Шеина, в течение 18 месяцев удерживавших неприятеля от разграбления города.

Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в настоящее время в Спасо-Окопном храме города Смоленска.
В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть.


Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская

На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу – символ власти и силы. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.


Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская

МОЛИТВЫ
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

Глас 4
Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

Глас 4
К Богородице со умилением припадем/ вси, грехами обремененнии,/ чудотворную икону умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей.
Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость. Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери.
Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям. Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.
Гимнография Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист.
Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.
Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа. Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее – они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям. Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой. - 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
- 1 июля.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

С особым благоговением православные христиане относятся к иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Для верующих это не просто образ. Это воплощенное свидетельство всепрощения, вечной жизни. Лик Божьей Матери «Умиление» предвозвещает избранническую смерть ради бесконечной любви и милости.

Синонимичные названия

Икона «Умиление» из Дивеевского православного женского монастыря известна под несколькими наименованиями. Название «Дивеевская» указывает на то, что длительное время образ был главной святыней Троицкого собора в обители села Дивеево Нижегородской области. Поместные Православные Церкви почитают этот монастырь в качестве четвертного «земного удела Пресвятой Богородицы» (после Иберии, Афона, Киево-Печерской лавры). С 1861 года монастырь стал именоваться «Серафимо-Дивеевский Троицкий».

Связано такое переименование с тем фактом, что основателем Дивеевского монастыря был преподобный Серафим Саровский. За ним же закрепился статус покровителя обители. Великий подвижник часто молился Пресвятой Богородице пред иконой «Умиление». По молитвам преподобного Серафима перед этим образом совершалось множество чудес. Подле этой иконы великий старец и почил. Поэтому часть «Серафимо» добавили к определению «Дивеевская».

Наряду с наименованием «Серафимо-Дивеевская» употребляют название «Серафимово Умиление». Сам старец называл икону «Всех радостей Радость».

Описание

Серафимо-Дивеевский Образ Божией Матери принадлежит к разряду икон «обретенных». Их происхождение является сокровенной и сакральной тайной. По преданию, икону «Умиление» нашел преподобный Серафим в саровских лесных дебрях. Образ «Умиление» был написан по холщевому левкасу, натянутому на кипарисовой доске. Размер иконы составляет 70х50 см.

Отличительной чертой Дивеевского образа является изображение Богородицы без Богомладенца. Приснодева изображена на иконе в совсем юном возрасте. Образ фиксирует момент возвещения Деве Марии благой вести. На Благовещение от Архангела Гавриила Божья Матерь смиренно отвечает о своем согласии принять волю Господа.

На полотне изображен задумчивый лик Девы Марии со сложенными крестообразно руками на груди. Голова наклонена немного вправо. Опущенные вниз глаза устремлены во внутреннюю глубину. Весь облик передает глубокое смирение и бесконечную любовь.

Над головой Богородицы, изображенной в полурост, начертаны слова из акафиста «Радуйся, Невесто Неневестная!». Запечатленный момент начала Боговоплощения возвещает исполнение обещанного спасения всего человечества.

Духовное значение понятия «Умиление» сводится к особому состоянию человеческой души. Она переживает момент соприкосновения верящего сердца с Благодатью и милостью Господа.

Историческая судьба святыни

Саровский настоятель о. Нифонт после смерти Преподобного Серафима передал икону «Умиление» сестрам Дивеевской обители. Монахини поместили икону в Свято-Троицком соборе, где специально был отстроен придел. Святыню облачили особым нарядным киотом. С тех пор закрепилась традиция, согласно которой насельницы монастыря при богослужении находились за киотом Божьей Матери.

Святой Николай ІІ в 1902 году преподнес как дар обители золоченую ризу для «Умиления» и серебряную лампаду. По инициативе императора, в 1903 году Серафим Саровский был прославлен в лике преподобных. Тогда же с богородичной иконы сделали несколько точных списков. Их отправили по разным российским монастырям.

1927 год стал этапом закрытия Дивеевского монастыря. Оригинал Святого образа тайно вывезла игуменья Александра в город Муром. Десятилетия святыню бережно хранили благочестивые и истинно верующие люди.

1991 год. Чудотворный образ передается Патриарху Алексию ІІ. С того времени святыня находится в Патриаршей церкви «Владимирской иконы Божьей Матери».

Традиционно раз в год на праздник Похвалы Приснодевы (суббота Акафиста) Главой Русской Православной Церкви святыня приносится в Богоявленский собор. Пред нею читается Великий Акафист на утрене праздника. Тогда же чудотворный лик выносится для поклонения. Приложиться к образу могут все желающие.

В Серафимо-Дивеевской обители находится сейчас точный список «Умиления». Копия почитается как одна из главных святынь монастыря. Насельницы и монахини считают икону «Небесной Игуменьей». Празднование Серафимо-Дивеевского «Умиления» припадает на 28 июля (10 августа).

Явленная чудотворная сила Умиления

Иконописный образ Девы Марии не единожды даровал православным благодать, приводил их к милости Божией. Умиление как христианская добродетель воплощается в состоянии радостопечали. Соприкасаясь с Умилением, души людей наполняются нежно-трогательными и теплыми чувствами.

Через Умиление становится очевидней осознание того, что никто из смертных недостоин безмерной любви Божьей. Но человек получает милость Господнюю как бесценный дар и высшую благодать. Под действием Умиления в одновременном сочетании радости и печали души людей приводятся к сокрушению, наполняются любовью к Богу и ближним.

Спасение от мора

По летописным сообщениям, в 1337 году Новгород покорил устрашающий мор. С каждым днем смертоносный недуг собирал обильную жатву человеческими телами. Казалось, не было от повальной болезни никакого спасения.

Приблизившись к отчаянию, православный народ собрался под сводами Троицкого собора. Там верующие слезно взывали к образу Приснодевы. При этих просьбах производилось молебное пение. Миряне просили Богородицу о ниспослании милости и спасении несчастных от смертельных объятий эпидемии.

После этого напасть поспешно отступила. Благодарные верующие закрепили в памяти поколений это явление Божественной помощи. Происходит ежегодное почитание сотворенного чуда: из Софийского Собора совершается крестный ход в Троицкую обитель.

Благословение от Святого старца

Согласно составленным жизнеописаниям, Серафим Саровский все свое земное существование находился под покровительством Божией Матери. Образ Богоматери много раз являлся Преподобному. Благодаря этому Серафим был исцелен от смертельных болезней, защищен от умыслов злых людей.

Серафимо-Дивеевское «Умиление» была келейной иконой Преподобного старца. Он помазывал больных елеем от горевшей перед святыней лампады. Просящие и страждущие получали исцеление после помазывания.

Двусторонняя (Локотская) мироточивая икона

Известность одного из современных образов «Умиления» связана с местом ее обретения в поселке Локоть (Брянской области). Появилось изображение чудеснейшим и непостижимым образом.

Одна женщина увидела календарь Божьей Матери на одном из прилавков магазина. Численник был просрочен. Женщина принесла образ домой. Через некоторое время образ начал мироточить. Так явилась уникальная двусторонняя мироточивая икона.

В доме женщины стали происходить чудеса, удивительные исцеления. Собраны многочисленные свидетельства об исцелении душевных и телесных болезней. Молитва перед Локотской Божьей Матерью «Умиление» не раз помогала преодолевать тяжелые болезни, справляться с непростыми жизненными трудностями.

Известна встреча одной страдалицы с этим современным чудодейственным ликом. Женщину ожидала сложная онкологическая операция. Поэтому страдалица молилась об удачном преодолении недуга. В больнице провели ультразвуковое обследование. Обнаружилось исчезновение раковых клеток. Пациентка полностью выздоровела.

О чем молятся и в чем помогает Серафимо-Дивеевское «Умиление»

Значение Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление» находит множество вариантов толкований. Одним из них становится воплощение чистоты. Поэтому в народе этот образ Богородицы воспринимается как верная помощница при избрании достойного жениха.

Перед чудотворным образом просят:

  • освобождения от недугов, болезней, душевных тягостей;
  • преодоления переходного возраста;
  • облегченных родов;
  • умиления злых сердец;
  • избавления от безнравственных помыслов;
  • придания внутренней гармонии.

Излучаемая Приснодевой сдержанная радость наставляет целомудренных девиц. «Умиление» подсказывает девушкам выбор верного пути. Можно просить Божью Матерь о благополучном браке, долгожданном зачатии, счастливых родах. Также молятся перед святым образом о даровании кроткого и благородного нрава.

Образ «Умиления» уберегает от тягостных уныний. Чудодейственный лик избавит от душевной подавленности, обусловленной чередой однообразных серо-бездуховных будней.

Чудотворная Серафимо-Дивеевская икона Богоматери «Умиление» дарует наивысшее духовное осмысление. Ниспосланные через иконописный лик чудеса связаны со смирением, надеждой, любовью к Богу. Наполняя души верующих радостью и благодатью, Серафимо-Дивеевский образ «Умиления» являет милость Господнюю и действенное снисхождение к человеку.




Top