Церковь саентологии. Саентология: история возникновения и основные принципы

Сложно представить более недоступное для фотографов место. А подивиться есть чему — великолепному зданию и тайным действам, красивейшему атриуму и секретным электронным приборам, кафе и даже розовым плюшевым мишкам. Корреспондент НедоСМИ сумел не только попасть в эту закрытую дня посторонних организацию, но и вернуться оттуда с фоторепортажем.

На вопросы главного редактора отвечают Нина Михайловна Де Кастро, ответственная за связи с общественностью Церкви Саентологии в России, странах СНГ и Балтии и Елена Шклярова, заместитель директора по связям с общественностью Саентологической Церкви Москвы.

— Слово «Саентология», создано Л. Роном Хаббардом, происходит от латинского scio — «знать» или «распознавать» и греческого logos — «собственно причина» или «внутренняя мысль». Таким образом, оно означает: «наука о мудрости или знании», «знание о том, как знать». В то же время, саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью.


— В Москве находятся одна большая Саентологическая церковь, расположенная на ул. Таганская, дом 9, несколько миссий, небольшие организации, предоставляющие первоначальные услуги по Дианетике и религиозные группы услуг Саентологии и Саентологических обрядов.


— Число московских последователей достигает 150 тысяч, из которых активными прихожанами Церкви являются порядка 5000 человек. Каждый день Церковь посещает более 500 из них. Сотрудников Церкви, административного персонала и священников, около 350-ти.


— На данный момент в мире около 12,5 миллионов последователей Саентологии, более 9000 организаций и Церквей в 189 странах мира.


— В России порядка полумиллиона последователей Саентологической религии и около 70 саентологических организаций в 50 регионах.

— Саентология не накапливала богатства и недвижимость сотнями лет, как это делали другие религии — она должна прокладывать себе путь в этом мире так, как того требуют экономические и культурные условия современного общества, традиционные устои, имеющие отношение к территориальной и расовой принадлежности. Соответственно, культурные и архитектурные традиции саентологических Церквей различны в зависимости от стран и мест их расположения. Саентологические религиозные обряды едины и не меняются от страны к стране. Они полностью изложены Л. Роном Хаббардом в книге «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы».







— Саентологические Церкви, точно также как и любые другие принимают пожертвования от прихожан для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность Церкви, финансировать ее широкомасштабные программы социальных реформ, помогать узнавать о Саентологии тем людям, которые иначе никогда бы не получили возможности воспользоваться ею, содействуя созданию безопасного и приятного окружения для всех людей.


— В некоторых церквях применяется система церковной десятины, другие требуют от своих членов платы за аренду церковной скамьи, или за религиозные церемонии и услуги. В Саентологической же Церкви прихожане делают денежные пожертвования за одитинг (процесс предоставления помощи человеку вернуть свои способности) и изучение разделов религиозной философии, которые они желают получить. Эти вклады саентологов являются главным источником финансирования Церкви и составляют финансовую основу всей ее деятельности, как религиозной, так так и той, что направлена на улучшение состояния общества. От саентологов не требуют платить десятину или делать другие пожертвования.


— Если принять во внимание то, во что обходится предоставление даже одного часа одитинга, для которого требуются специалисты с высоким уровнем обучения, и во что обходится содержание помещений Церкви, необходимость денежных пожертвований становится понятной.


— Церковь выбрала систему пожертвований в качестве своего главного метода финансирования, потому что эта система в наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон. Тому, кто пользуется материальной базой Церкви, следует вкладывать больше средств в ее поддержание.


— Разумеется, что никаких пожертвований не ожидается от тех людей, которые приходят в Церковь не для получения духовной консультации или изучения разделов религиозного писания, а для того, чтобы принять участие в каких-то других услугах — таких как прослушивание магнитофонных записей лекций Л. Рона Хаббарда, чтение саентологических материалов в библиотеке Церкви, встречи с другими прихожанами или получение совета от капеллана, а также от тех, кто приходит на воскресные службы, проповеди, венчания, крестины и панихиды.


— Помимо системы пожертвований, в саентологических церквях существуют так называемые бесплатные саентологические центры, где те, кто не в состоянии внести пожертвования, могут получить одитинг безвозмездно.


— Количество пожертвований для разных людей может быть различным в зависимости от того, какой путь ими выбран. Один способ — это внести пожертвование за одититнг и, одитируясь, дойти до состояния Клир (Клир — это слово, обозначающее особое состояние, которое достигается с помощью одитинга, или обозначающее человека, который достиг этого состояния. Клир — это существо, которое больше не имеет собственного реактивного ума и, следовательно, не страдает от болезненных воздействий, которые может причинить реактивный ум.


— Однако путь, который предпочитают большинство саентологов — это обучение на одитора и прохождение взаимного одитинга с другим саентологом. Этот путь требует гораздо меньших пожертвований, чем просто получение одитинга, при этом вы также помогаете духовному совершенствованию другого человека.


— Поскольку предоставление одитинга обходится Церкви намного дороже, чем обучение (ведь для предоставления одитинга одному прихожанину требуется несколько сотрудников), пожертвования должны быть выше. Обучение требует от прихожанина намного меньших затрат и дает прихожанам стимул пройти обучение, а затем бесплатный взаимный одитинг до достижения состояния Клир. Независимо от избранного пути, все, кто достиг состояния Клир, говорят о том, насколько бесценна та духовная свобода, которой они достигли.

— Е-метр (сокращение слова «электропсихометр») — прибор религиозного назначения, применяемый с целью направления преклира (человека, которому помогают) в одитинге. Его может использовать только саентологический священник или человек, проходящий обучение на саентологического священника, чтобы помочь преклиру найти область душевного страдания и спокойно рассмотреть ее.


— Сам по себе Е-метр ни на что не влияет. Это электронный прибор, который определяет душевное состояние людей и его изменение и способствует повышению четкости и скорости проведения одитинга. Е-метр не предназначен и неэффективен для диагностики заболеваний, их лечения и профилактики.
















— Л. Рон Хаббард оставил большое наследие в виде законченных трудов по Дианетике и Саентологии, в которых содержится большой свод знаний и они содержат практические решения на большое количество вопросов по различным аспектам жизни и существования.


— Однако, Л. Рон Хаббард не просит принимать на веру все что угодно, а рекомендует самому наблюдать и думать, принимать решения исходя из принципа наибольшей пользы наибольшему количеству людей. Человек открывает для себя, что Саентология работает, применяя ее принципы и наблюдая или ощущая на себе ее результаты.





— Распространение листовок — один из способов желания помочь другим людям. Саентологи это делают потому, что, во-первых, они сами получили огромную помощь — и хотят, чтобы такие же успехи получили и другие люди. Во-вторых, саентологи понимают, что жизнь нельзя прожить в одиночку. У человека не только одна динамика (стремление выжить в качестве самого себя). Он хочет помочь своей семье, своей группе, человечеству и всему живому лучше выживать. Распространять листовки могут как сотрудники Церкви, так и прихожане.




















Оригинал взят у блогера ottenki_serogo.

16.05.2018 42 104 3 Игорь

Психология и общество

В современном мире, когда прагматизм и скептицизм считаются едва ли не эталоном мировоззрения, влияние религии на духовную жизнь человека, его нравственность возрастает с каждым днем. Одной из актуальных на сегодняшний день религий, о которой мы часто слышим, особенно в американских фильмах, является «саентология». Что она означает простыми словами?

Содержание:

Что такое саентология?

Саентология (от латинского «scio» – знать в самом полном смысле слова и греческого «logos» – учение) – религиозное движение, которое включает в себя перенятые из разных религий псевдонаучные и мистические идеи, сформированное в единую систему верований и практик, направленных на достижение успеха и продвижение по карьерной лестнице. Простыми словами, это знание о том, как нужно знать. Основателем этой религии является американский писатель-фантаст Рон Хаббард, который в своей книги «Саентология: основы жизни» раскрыл основные принципы саентологического учения.



Элементы, которые составляют основу саентологического учения:

  • древнегреческие философские воззрения;
  • ведические знания;
  • буддийские и иудейские верования;
  • философия Ницше;
  • психотерапевтические приемы Фрейда.

Все нормы морали и нравственности, которые проповедуются церковью, обращены к духовному началу человека. Они помогают уставшим от социальных, экономических и моральных проблем людям обратиться к себе настоящим и подумать над смыслом своего существования. Факторы, которые поддерживают религиозность людей во все времена: различные фобии, страх перед будущим, мысли о загробной жизни, неразрешимые проблемы, болезни и т.д.

Особенно наблюдается рост числа людей, обращающихся к религии, в кризисных ситуациях, в переломные исторические моменты, когда происходит смена системы ценностей, норм и идеалов: прошлые принципы развития общества устаревают, а новые еще не успевают сформироваться. В этом случае на помощь всегда приходит вера в бога, подкрепленная вечными нравственными заповедями.

Саентология относится к религии по следующим причинам:

  • вера в Высшую силу, которая помогает обрести покой;
  • применение различных практик, направленных на понимание и принятие этой Высшей силы;
  • объединение верующих в сообщества для следования Высшей силе.

Саентология представляет собой точный маршрут, который ведет человека к ясному и полному осознанию своей роли и помогает осмыслить отношения с самим собой, семьёй, друзьями, партнерами, человечеством, формами жизни, материальной вселенной, духовной вселенной и Верховным Существом. Саентологию можно назвать религией XXI века, поскольку она вмещает в себя знания, основанные на фундаментальных истинах. Одна из таких главнейших истин проповедуется саентологическим направлением и состоит в том, человек – духовное существо с гораздо большими возможностями и способностями, чем мы думаем. Он может не только подняться с самого дна, побороть собственные трудности, преодолеть все препятствия, достичь поставленных целей, выйти на новый уровень развития и обрести душевный мир и покой, но и обрести новое состояние и более высокий уровень сознания, о чем он даже никогда не мечтал.

Все мировые религии дают надежду на внутреннюю свободу, которая состоит в отсутствии материальных ограничений и жизненных страданий. Но ни одна их них не показывает путь, как это состояние достичь, как преодолеть недостатки современного общества, которое оказывает на нас негативное влияние, разрушает изнутри.

Несмотря на то, что жизнь ставит перед нами все новые и новые вопросы, приносит нам неразрешимые проблемы, саентология доказывает, что найти ответы на них очень просто, а способы решения всех проблем находятся в доступной близости от каждого из нас. Эта религия помогает избавиться от таких проблем: одиночество, неурядицы в личной жизни, низкая самооценка, трудности на работе, межличностные взаимоотношения, неуверенность, страх, отчаяние, обиды, сомнения и т.д. Выбирая путь к полной свободе, который пропагандирует саентология, со всеми этими проблемами можно без труда справиться.




История саентологии: кто такой Рон Хаббард?

Рон Хаббард – известный писатель, философ, гуманист и основатель саентологической религии, в основе которой лежат принципы предыдущего учения дианетики – которое известно, как наука «о душевном здоровье». Весной 1952 года Хаббард перенес в город Финикс в штате Аризона дианетический колледж, создателем которого он является. Будучи преподавателем этого колледжа, на одной из лекций, он объявил студентам о появлении саентологии. Самая первая саентологическая церковь была открыта в 1955 году в Вашингтоне. Немногим позже Р.Хаббард создал Центр религиозной технологии, который контролировал правильное использование всех материалов о саентологии, созданные им технологии и лицензированные торговые марки.

Перед своей смертью в 1986 году он усовершенствовал и систематизировал все свои наработки по саентологии и дианетике для того, чтобы люди могли ими пользоваться для достижения величайших духовных высот. К таким наработкам относятся множество книг, публикаций, лекций, фильмов, записанных на пленку. Благодаря этим материалам сегодня саентологическое движение охватывает миллионы людей во всем мире. Доказывают эффективность наследия Хаббарда миллионы его друзей, которые достигают благодаря саентологии чудесных результатов в своей жизни и несут это наследие в вечность.

После смерти Хаббарда сменилось руководство церкви, и часть саентологов, не согласных с этими изменениями, сформировали свое независимое течение, которое назвали Свободная Зона. Наибольшее количество последователей Церкви саентологии живет в США. Небольшая доля церквей и церковных организаций, проповедующих идеи саентологии, присутствует в странах Европы и Азии.




Учение организации

Саентология направлена на внутренний мир человека, его дух, а не тело или разум. Главная идея – человек представляет собой не только генетическое наследие и продукт окружения, но он – нечто намного большее, и он сам может найти это в себе и познать.

Саентология построена на системе знаний , которая включает в себя следующие фундаментальные принципы:

  1. Человек – бессмертное духовное существо. Его способности неограничены.
  2. Свой опыт человек переносит на несколько поколений, а не на одну человеческую жизнь.
  3. Нельзя терять веру, если та или иная способность человека в данный момент времени не может быть полностью реализована.
  4. Всегда нужно бороться за выживание.
  5. Дух может быть спасён, и только он может спасти и исцелить тело и разум.

Это учение основывается на том, что каждый человек рождается хорошим с добрым характером, и его душевное состояние формируется ним самим и окружением близких ему людей, а также зависит от стремления к достижению им единства со Вселенной.

Отличием саентологии от других религий является то, что она не требует от человека принять то, что она пропагандирует, на веру. Только сам человек, применяя принципы саентологического учения на практике, может проверить их истинность и наблюдать результаты от их применения на личном опыте.

Высшей целью саентологии является истинное духовное просвещение и внутренняя свобода.

Важно! Мечтой саентологии, как и всех великих религий, является мир на Земле и спасение человечества. Главное ее отличие – это предложение конкретного пути, который ведет к духовному самосовершенствованию и дает возможность его достичь, применяя принципы саентологического учения.



Чем занимаются саентологи?

Бытует мнение, что саентология – это секта и секретное общество. На самом деле эти мнения разняться с направлением религии. Саентологи хотят помочь людям найти себя через самопознание и самостоятельный поиск истины. Для чего им это? Здесь несколько причин:

  1. До того, как человек обратится к саентологии, ему самому представители этого учения оказали неоценимую помощь, поэтому он хочет, чтобы этого же успеха достигли и другие люди с его помощью.
  2. Саентологи осознают тот факт, что ни один человек не может прожить свою жизнь в одиночку, потому стараются помочь выжить в сложных ситуациях своим близким и всему человечеству.

Среди саентологов есть представители из всех слоёв общества. Саентологами становятся люди разных профессий и звании, от учителей до бизнесменов, врачей, домашних хозяек, адвокатов, инженеров, медсестёр, строителей, управляющих, специалистов по маркетингу, секретарей, спортсменов, государственных служащих и других людей, в том числе и знаменитостей. Представителей этой религии затрагивают социальные проблемы, потому они являются участниками программ по совершенствованию общества: реабилитация нарко- и алкозависимых, повышение образовательных, культурных и нравственных стандартов, снижение уровня преступности и т.д.

Важно! Саентология решает человеческие проблемы, направляя свои действия на области душевных страданий, которые являются источником этих проблем. Как только эти барьеры начинают исчезать, человек приобретает способность к общению с членами семьи, друзьями и просто знакомыми. Он освобождается от стрессов и больше радуется жизни. Но более важно то, что Саентолог начинает полностью осознавать себя как духовное существо, открывает свои настоящие способности и вновь обретает уверенность в том, что он бессмертен.

Знаменитости и саентология

Много известных голливудских личностей является приверженцами саентологического учения. Среди них: Боб Адамс, Энн Арчер, Джениффер Аспен, Линдси Бартильсон, Карен Блэк, Кэтрин Белл, Нэнси Картрайт, Кейт Кебирано, Чик Кориа, Том Круз, Марисоль Никольс, Джон Траволта и его жена Келли Престон, Кёрсти Элли, Джейсон Майкл Ли, Айзек Хейз, Присцилла Пресли, Джена Эльфман, её муж Боди Эльфмана и свёкр Ричард Эльфман.



Среди знаменитостей немало и тех, кто покинул эту религию:

  • Пол Хаггис– был членом Церкви саентологии на протяжении 35 лет, но покинул организацию в 2009 году по причине отказа саентологов выступить в поддержку запрета однополых браков в Калифорнии и стал оппонентом этого учения.
  • Кэти Холмс – обратилась к саентологии после того, как вышла замуж за Тома Круза, но после развода с ним в 2012 году вернулась к католицизму.

Шарон Стоун несмотря на поддержку принципов саентологии, никогда не была членом этой церкви. Она – буддистка, а саентология близка ей по причине отказа от наркотиков и алкоголя. Отличает эти две религии отношение к современной медицине: саентологи отказались от нее, а буддисты ее принимают.

Есть ли движение в России?

Появление саентологического движения в России имело печальные последствия. Оно проникло во все сферы жизни и установило над ними полный контроль: госструктуры, образование, бизнес, оборонные предприятия.

Пример: О силе влияния саентологии в РФ можно судить по тому, как мэр Перми Владимир Филь, выпускник одного из российских дианетических центров, принял решение всю власть города подчинить учению Хаббарда и выполнять свои управленческие функции, руководствуясь принципами саентологического учения. Но он встретил серьезное сопротивление со стороны здравомыслящих представителей культуры, науки и православия в Перми.

В 90-х годах ХХ века по России была создана громадная сеть, подчиняющаяся саентологической церкви , которая контролировала множество предприятий и организаций, бизнес-структур, страховых и банковских организаций.

В 1996 году Государственная Дума издала официальное постановление, согласно которому эта церковь была признана деструктивной. Но только в 2015 году после долгих судебных заседаний в судебном порядке она была ликвидирована . В конце июня 2016 года, Верховный суд России признал законным решение о ликвидации Саентологической церкви Москвы , не удовлетворив апелляционную жалобу организации . Основная причина: несоответствие устава Церкви саентологии российскому законодательству.

Или коммерческая организация? Все эти понятия можно отнести к термину «саентология». Что это на самом деле, мы попытаемся рассказать в нашей статье.

Вы познакомитесь с краткой историей этого движения, его течениями и основными идеями. Кроме этого, будут озвучены основные положения критики, относящиеся к саентологии.

Значение термина

Время от времени это слово появляется в прессе в связи с различными скандалами. Итак, саентология — что это? Согласно информации основателя движения Л. Рона Хаббарда, он составил этот термин путём сращения двух слов: латинского scio, которое означает «знан ие», и греческого logos, которое означает «слово» — иначе говоря, внешнюю форму, которая придаётся внутренней мысли для её выражения и сообщения, а также означает саму эту внутреннюю мысль или рассудок. Следовательно, саентология — это «знание о знании». Л. Рон Хаббард подчеркнул идею знания, поскольку именно оно ведёт человека к ясному и полному пониманию своей духовной природы. Знание помогает разобраться в отношениях с самим собой, семьёй, группами, человечеством, формами жизни, материальной и духовной вселенной, а также с Верховным Существом.

В марте 1952 года Хаббард впервые употребил это слово, когда назвал свою лекцию в городе Вичита (штат Канзас) «Саентология: первая веха». Хотя это слово ранее встречалось и у других писателей, таких как Аллен Апвард и Анастасиус Норденхольц, однозначно говорить о заимствовании Хаббардом его из более ранних работ невозможно. Это слишком часто употребляемые слова в англоязычной среде. Поэтому данный вопрос для исследователей остается открытым, нам же важнее факт существования этого направления, так как далее мы поговорим об истории его становления.

История саентологии

Саентологическое учение стало продолжением дианетики Л. Рона Хаббарда. Дианетику автор определил как учение о душевном здоровье, опубликовав в 1950 году книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Ключевыми в ней являлись методы умственной терапии.

На основе групп, которые объединили многих заинтересованных в новшествах дианетики, в 1952 году создается саентология. Общество называлось «Ассоциация саентологов Хаббарда». Впоследствии в (город Феникс) переносится недавно основанный дианетический колледж. А через три года в столице открывается первая Церковь саентологии.

В 1981 году была создана Международная церковь саентологии, чтобы служить «материнской церковью» для всех остальных церквей. В 1982 году для контроля за использованием и распространением материалов, технологий и торговых марок был создан Центр религиозной технологии.

Сегодня сторонников саентологии больше всего в Соединенных Штатах. Среди них даже есть голливудские звезды, например, и Том Круз. После смерти основателя последователи разделились на два течения, о которых мы поговорим немного позже.

Основные идеи

Сейчас мы кратко озвучим основы саентологии, которые Рон Хаббард излагал в течение двадцати лет (в пятидесятых и шестидесятых годах двадцатого века). Итак, саентология — что это?

Сами последователи определяют учение как религию. Еще о ней говорят как о прикладной За цель саентологи ставят изучение духа человеческого, а также практику его взаимосвязи и отношения с самим собой, вселенными и остальной жизнью.

В саентологии человек — бессмертное духовное существо, наделенное природными возможностями, которые можно улучшить в большей степени, чем принято считать.

В противовес представлениям, традиционным для христианства и многих других религий, где люди обладают душой и представляют собой единство души и тела, в саентологии человек сам является своей душой, духовным существом. Более того, в этом качестве он жил до этой жизни и будет жить вновь.

Некоторые издания, в частности «Британская энциклопедия», указывают на схожесть идей саентологии с представлением о реинкарнации, хотя сам Хаббард не использовал это слово.

Л. провозглашал несколько ключевых моментов философии саентологии.

Во-первых, все люди хорошие по своей сути. Они стремятся не только к собственному выживанию, но и к выживанию своей семьи, группы, человечества, живой и неживой природы, духовных существ и (в конечном итоге) бесконечности или Высшего существа.

Во-вторых, чтобы добиться этой цели, необходимо достичь единства с собой, своими ближними и вселенной.

И последнее: спасение возможно только посредством духа. Если удастся его познать, получится даже исцелить тело.

Течения

В ходе развития учения появлялось множество последователей. По некоторым источникам, сторонники этой религии есть среди граждан более 100 стран мира, а их общее число — порядка 8—10 миллионов человек.

При этом данные самих саентологов говорят о наличии более трех тысяч миссий в этих странах. На середину девяностых годов прошлого века в Российской Федерации насчитывалось около десяти тысяч последователей и сочувствующих.

После смерти основателя религии Рона Хаббарда (в 1986 году) движение разделяется на два течения — «Церковь саентологии» и «Свободная зона». Более подробно о них мы поговорим далее.

Саентология в России

В России впервые саентологические организации появились в январе 1994 года, когда была зарегистрирована «Саентологическая церковь города Москвы». Позже началась череда скандалов и выступлений разнообразных критиков, судебные запреты и их обжалование. Несколько раз запрещались организаций саентологов. Петербург, например, пережил ликвидацию «Саентологического центра» в 2007 году.

Также в июне 2011 года один из Московских судов признал восемь работ Рона Хаббарда экстремистскими и запретил их распространение на территории России. Однако в России действует закон о свободе совести и религиозных объединениях, поэтому саентологические группы могут функционировать и действительно функционируют на территории страны. Давайте теперь поговорим отдельно о двух течениях, появившихся в восьмидесятых годах.

Церковь

Первая из них называется «Церковь саентологии». Фактически, это старейшая организация в истории этого движения. Она была основана в 1954 году, вскоре после начала популяризации идей Рона Хаббарда. Сегодня это единственный преемник и распорядитель всех технологий и торговых марок основателя компании.

Авторские права на работы Рона Хаббарда, которыми владеет Церковь саентологии, согласно законодательству Российской Федерации, завершаются в 2056 году. Поэтому в этой стране через несколько десятков лет организация не сможет пользоваться эксклюзивными правами на продукцию и идеи.

Кроме этого, единственной организацией, которая владеет всеми товарными знаками, является Центр религиозной технологии. Ввиду специфической иерархии корпорации только он может выдавать лицензии на их использование. Такой возможности нет даже у Международной церкви саентологии, хотя она по сути является материнской организацией.

Итак, саентология в России пошла двумя путями. В стране существуют религиозные группы, которые работают под духовным лидерством Международной церкви саентологии. Однако есть и те, кто проявили интерес к новому течению, которое распространяется в Западной Европе. Организация называется "Свободная зона". Она сформировалась и оформилась после смерти основателя учения.

Данное течение не является единым и централизованным обществом, как Церковь саентологии. Здесь находятся различные общества. Одни стремятся к сохранению учения в том виде, в котором оно было при Хаббарде, вторые хотят его усовершенствования и развития.

Дабы избежать юридического конфликта на основе авторских прав, последователи "Свободной зоны" пользуются исключительно прижизненными изданиями работ Хаббарда, а также личными трудами.

Фактически, это течение занимается популяризацией саентологии как религии. Большинство остальных направлений, на которые имеются патенты и права у Церкви, официально не разрабатываются поклонниками "Свободной зоны".

Критика

Многие журналисты и исследователи старались понять, что такое саентология. Отзывы бывших последователей, мнения специалистов различных отраслей, включая юриспруденцию, религиоведение и прочие направления, повлияли на то, к какому виду деятельности относят саентологию в разных странах.

Саентология получила официальное признание в качестве религии в Австрии, Англии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Индии, Индонезии, Испании, Италии, Канаде, Кении, Коста-Рике, Непале, Нидерландах, Никарагуа, Новой Зеландии, Португалии, Словении, Тайване, Танзании, Филиппинах, Хорватии, Швеции, Шри-Ланке, Эквадоре, ЮАР и многих других странах.

Так, в Англии с 11 декабря 2013 года саентология признана полноправной религией. Саентологические священники получили право совершать церемонии бракосочетания — с точки зрения государства они будут признаны юридически.

Однако в ряде стран Европейского союза (Чехия, Словакия, Польша, Литва, Эстония Иордания) на данный момент нет официально учрежденных организаций саентологов или же действуют миссии, которые были открыты недавно.

В некоторых других государствах, таких как Греция, Бельгия и Франция, саентологические организации учреждены как религиозные объединения. Их статус официально не признан, тем не менее они осуществляют свою деятельность. Стоит отметить, что во Франции саентология не раз попадала под определение секты. Такой статус она получила в 1995 году в докладе Национального собрания. О том, что саентология — секта, причем тоталитарного характера, было заявлено в правительственном докладе 2000 года.

Саентология также не признана религией в Израиле, Ирландии и Мексике. В Германии несколько иная ситуация. На территории данного государства Церковь саентологии попала в категорию коммерческих организаций. Будет ли саентология запрещена в Германии, пока неизвестно, однако такая возможность рассматривается.

Скандалы

Но не только этим знаменита саентология. Отзывы критиков можно расценить и как «черный» пиар. В ряде случаев выдвигались обвинения в таких скандальных событиях, как убийства, запугивания и самоубийства.

Из самых громких дел стоит упомянуть случай с Лизой Макферсон. Молодая девушка пришла к идеям саентологии в 18 лет. В возрасте 36 лет она попадает в легкую аварию. Отказавшись от пребывания в больнице, она заявляет о желании получить религиозную поддержку от членов своей общины и отправляется туда. Через 17 дней девушка умирает от закупорки лёгочной артерии (тромбоэмболии). Банкир Боб Минтон вкладывает 2 миллиона долларов, чтобы доказать, что именно саентологи виновны в её смерти. Однако после многолетнего судебного разбирательства обвинения против Церкви саентологии не находят подтверждения.

Второй случай связан с самоубийством Патриса Вика. Это француз, который в 1988 году выбросился из окна, поскольку не смог найти средств на оплату очередного курса. Глава лионского отделения Церкви саентологии и четырнадцать членов признаны виновными в непредумышленном убийстве. После этого события в школах Франции начаты разъяснительные работы по поводу специфики учения.

Также имеются свидетельства о запугиваниях, убийствах неугодных людей в рамках практики «честной игры» и ритуала R2-45. Среди жертв СМИ называют Рудольфа Виллемса, собственника разорившейся немецкой металлургической компании, Рекса Фоулера, американского бизнесмена, Ноя Лоттика, который выпрыгнул из окна, держа в руках последние деньги - 171 доллар.

Ниже приведены еще несколько фактов, связанных со скандальной репутацией саентологии:

1. Утверждается, что с середины девяностых годов идет постоянный процесс по изъятию из всемирной сети любой информации, противоречащей учению Хаббарда.

2. Также были попытки заставить Google и Yahoo удалить из поисковых результатов информацию о страницах с неугодной саентологам информацией.

3. А в 2009 году арбитражным комитетом "Википедии" запрещены правки на своем сайте с любого IP-адреса, связанного с Церковью или ее филиалами.

Сравнение с религией

Можно ли назвать учение Л. Рона Хаббард а религией? Вопрос достаточно спорный, на который сложно дать четкий ответ. Б ольшинство учёных-религиоведов пришло к выводу, что с академической точки зрения саентология является религией. Однако само понятие «религия» неоднозначно — существуют десятки, если не сотни, определений этого термина. Поэтому некоторые специалисты, опираясь на частные определения, утверждают, что саентологию нельзя отнести к данной категории.

Это наука или нет?

Саентология позиционируется как религия. Однако в ней не требуется, чтобы человек принимал что-то на веру. Напротив, людей призывают проверить для себя принципы саентологии, применив их на практике и наблюдая результаты этого применения. Центр саентологии оказывает помощь людям в вопросах улучшения интеллекта, здоровья, карьеры.

Например, программу «Чистое тело, чистый разум» многие исследователи рассматривают как профилактику и общеукрепляющие процедуры. Она подразумевает прием витаминов и прочих добавок, пробежки и посещение сауны.

Однако многие ученые говорят о саентологии, что это псевдонаука. В первую очередь критике подвергается «тест на стресс» как непоказательный процесс исключительно для привлечения новых членов. С другой стороны, д октор медицинских наук В. Е. Каган подчёркивал, что Хаббард никогда не связывал термин «саентология» с английским science — «наука».

Саентология — культ?

Учение, которое создал Рон Хаббард (саентология), по словам ряда ученых, является «деструктивной тоталитарной сектой, которая оказывает пагубное и подавляющее влияние на психику своих последователей».

Подобная ситуация повторилась в Германии, Франции, не избежала гонений саентология в Москве. Случай запрета судом восьми произведений Рона Хаббарда, как экстремистских, был описан выше.

Также стоит упомянуть отличие в течениях. Данные факты касаются в основном Церкви саентологии. Сторонники "Свободной зоны" заявляют, что у них подобного диктата нет, хотя есть сведения о противоположном.

Коммерция

Критики говорят, что основу капитала Церкви саентологии составляет недвижимость на много миллионов долларов по всему миру. Также сюда относятся сеансы одитинга, пожертвования, книги. Саентология развивается как финансовая пирамида, по некоторым заявлениям.

Кроме этого, есть утверждения о том, что Рон Хаббард таким образом решил проблему своего благосостояния. Однако после его смерти Налоговое управление США постановило, что Церковь саентологии «управляется исключительно в религиозных и благотворительных целях», и освободило её от налогов.

По некоторым сведениям, за привлечение новых членов саентологи получают комиссию, головной офис имеет 10 % от ежемесячного оборота дочерних филиалов, а конкуренты убирают ся с помощью судебных разбирательств.

В 2018 году Церковь саентологии запустила собственный круглосуточный телеканал Scientology Network.

Происхождение термина

Саентология происходит от латинского слова scio (знание) и греческого слова logos (учение). Также, Саентология определяется как «изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и жизнью».

История

Церковь саентологии в России и странах СНГ

Церковь Саентологии и общественные и гуманитарные программы

Церковь Саентологии инициирует и проводит различные социальные компании. К ним относится программы по информированию о вреде наркотиков (No To Drugs Yes To Life), программы по повышению уровня нравственности (The Way To Happiness), по саентологическим методам обучения (Прикладное Образование), реабилитация зависимых людей и лиц с криминальным прошлым (Нарконон, Криминон), помощь в местах катастроф (Добровольные священники). По данным ЦС эти программы помогают эффективно справляться с общественными проблемами.

В течение двух месяцев прошедших после землетрясения, Церковь Саентологии продолжала обеспечивать гаитян помощью. Более 200 саентологов из США, Мексики, Испании, Швеции, России, Японии и других стран работали в качестве Добровольных Священников в Порт-о-Пренсе . Многие саентологи остаются на Гаити на период нескольких месяцев иил больше чтобы участвовать в долгосрочных программах полного восстановления страны.

Церковь спонсирует чартерные перевозки медицинского персонала, добровольных священников и медикаментов в Порт-о-Пренс, послала на Гаити корабль "Хорнбим" с более чем 160 тоннами продовольствия.

Отношения Церкви Саентологии и других течений

Критика

По мнению Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, "Церковь саентологии" вообще церковью в христианском смысле этого слова не является, так как место бога практически занимает Хаббард.

Обзор деятельности организации саентологов. В настоящее время организация саентологов представляется органам внутренней безопасности, уполномоченным вести уголовные расследования и защищать общество, как организация, которая под прикрытием религиозного объединения соединяет в себе элементы экономической преступности и психотеррора в отношении собственных членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями. Основа ее деятельности лежит в области экономической преступности. Вследствие этого государственные меры должны быть применены именно в этой области.

Деятель антисектантского движения Евгений Волков в своей статье «Преступный вызов практической психологии» называет Церковь саентологии одним из наиболее известных деструктивных культов . По его словам, церковь использует множество прикрытий и ипостасей (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон и т. д.), чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы.

Литература

Официальные источники

Сторонники

Противники в других течениях сантологии

Противники

Нейтральные источники

Примечания

Это место было очень долгое время недоступно для фотографов и СМИ, но одному корреспонденту не только удалось попасть
в Саентологическую церковь, но и вернуться оттуда с фоторепортажем. А посмотреть действительно интересно.

На вопросы главного редактора отвечают Нина Михайловна Де Кастро, ответственная за связи с общественностью Церкви Саентологии в России, странах СНГ и Балтии и Елена Шклярова, заместитель директора по связям с общественностью Саентологической Церкви Москвы

Слово “Саентология”, создано Л. Роном Хаббардом, происходит от латинского scio - “знать” или “распознавать” и греческого logos – “собственно причина” или “внутренняя мысль”. Таким образом, оно означает: “наука о мудрости или знании”, “знание о том, как знать”. В то же время, саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью.

В Москве находятся одна большая Саентологическая церковь, расположенная на ул. Таганская, дом 9, несколько миссий, небольшие организации, предоставляющие первоначальные услуги по Дианетике и религиозные группы услуг Саентологии и Саентологических обрядов.



Число московских последователей достигает 150 тысяч, из которых активными прихожанами Церкви являются порядка 5000 человек. Каждый день Церковь посещает более 500 из них. Сотрудников Церкви, административного персонала и священников, около 350-ти.

На данный момент в мире около 12,5 миллионов последователей Саентологии, более 9000 организаций и Церквей в 189 странах мира.

В России порядка полумиллиона последователей Саентологической религии и около 70 саентологических организаций в 50 регионах.

Саентология не накапливала богатства и недвижимость сотнями лет, как это делали другие религии - она должна прокладывать себе путь в этом мире так, как того требуют экономические и культурные условия современного общества, традиционные устои, имеющие отношение к территориальной и расовой принадлежности. Соответственно, культурные и архитектурные традиции саентологических Церквей различны в зависимости от стран и мест их расположения. Саентологические религиозные обряды едины и не меняются от страны к стране. Они полностью изложены Л. Роном Хаббардом в книге “Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы”.











Саентологические Церкви, точно также как и любые другие принимают пожертвования от прихожан для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность Церкви, финансировать ее широкомасштабные программы социальных реформ, помогать узнавать о Саентологии тем людям, которые иначе никогда бы не получили возможности воспользоваться ею, содействуя созданию безопасного и приятного окружения для всех людей.

В некоторых церквях применяется система церковной десятины, другие требуют от своих членов платы за аренду церковной скамьи, или за религиозные церемонии и услуги. В Саентологической же Церкви прихожане делают денежные пожертвования за одитинг (процесс предоставления помощи человеку вернуть свои способности) и изучение разделов религиозной философии, которые они желают получить. Эти вклады саентологов являются главным источником финансирования Церкви и составляют финансовую основу всей ее деятельности, как религиозной, так так и той, что направлена на улучшение состояния общества. От саентологов не требуют платить десятину или делать другие пожертвования.

































Если принять во внимание то, во что обходится предоставление даже одного часа одитинга, для которого требуются специалисты с высоким уровнем обучения, и во что обходится содержание помещений Церкви, необходимость денежных пожертвований становится понятной.

Церковь выбрала систему пожертвований в качестве своего главного метода финансирования, потому что эта система в наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон. Тому, кто пользуется материальной базой Церкви, следует вкладывать больше средств в ее поддержание.

Разумеется, что никаких пожертвований не ожидается от тех людей, которые приходят в Церковь не для получения духовной консультации или изучения разделов религиозного писания, а для того, чтобы принять участие в каких-то других услугах – таких как прослушивание магнитофонных записей лекций Л. Рона Хаббарда, чтение саентологических материалов в библиотеке Церкви, встречи с другими прихожанами или получение совета от капеллана, а также от тех, кто приходит на воскресные службы, проповеди, венчания, крестины и панихиды.

Помимо системы пожертвований, в саентологических церквях существуют так называемые бесплатные саентологические центры, где те, кто не в состоянии внести пожертвования, могут получить одитинг безвозмездно.

Количество пожертвований для разных людей может быть различным в зависимости от того, какой путь ими выбран. Один способ – это внести пожертвование за одититнг и, одитируясь, дойти до состояния Клир (Клир – это слово, обозначающее особое состояние, которое достигается с помощью одитинга, или обозначающее человека, который достиг этого состояния. Клир – это существо, которое больше не имеет собственного реактивного ума и, следовательно, не страдает от болезненных воздействий, которые может причинить реактивный ум.

Однако путь, который предпочитают большинство саентологов – это обучение на одитора и прохождение взаимного одитинга с другим саентологом. Этот путь требует гораздо меньших пожертвований, чем просто получение одитинга, при этом вы также помогаете духовному совершенствованию другого человека.





Поскольку предоставление одитинга обходится Церкви намного дороже, чем обучение (ведь для предоставления одитинга одному прихожанину требуется несколько сотрудников), пожертвования должны быть выше. Обучение требует от прихожанина намного меньших затрат и дает прихожанам стимул пройти обучение, а затем бесплатный взаимный одитинг до достижения состояния Клир. Независимо от избранного пути, все, кто достиг состояния Клир, говорят о том, насколько бесценна та духовная свобода, которой они достигли.

Е-метр (сокращение слова “электропсихометр”) - прибор религиозного назначения, применяемый с целью направления преклира (человека, которому помогают) в одитинге. Его может использовать только саентологический священник или человек, проходящий обучение на саентологического священника, чтобы помочь преклиру найти область душевного страдания и спокойно рассмотреть ее.
- Сам по себе Е-метр ни на что не влияет. Это электронный прибор, который определяет душевное состояние людей и его изменение и способствует повышению четкости и скорости проведения одитинга. Е-метр не предназначен и неэффективен для диагностики заболеваний, их лечения и профилактики.

Л. Рон Хаббард оставил большое наследие в виде законченных трудов по Дианетике и Саентологии, в которых содержится большой свод знаний и они содержат практические решения на большое количество вопросов по различным аспектам жизни и существования.
- Однако, Л. Рон Хаббард не просит принимать на веру все что угодно, а рекомендует самому наблюдать и думать, принимать решения исходя из принципа наибольшей пользы наибольшему количеству людей. Человек открывает для себя, что Саентология работает, применяя ее принципы и наблюдая или ощущая на себе ее результаты.
- Распространение листовок – один из способов желания помочь другим людям. Саентологи это делают потому, что, во-первых, они сами получили огромную помощь - и хотят, чтобы такие же успехи получили и другие люди. Во-вторых, саентологи понимают, что жизнь нельзя прожить в одиночку. У человека не только одна динамика (стремление выжить в качестве самого себя).
Он хочет помочь своей семье, своей группе, человечеству и всему живому лучше выживать. Распространять листовки могут как сотрудники Церкви, так и прихожане.


















































Top