Контролировать систему госзакупок теперь будет минфин. Минфин берет закупки в свои руки

Минфин опубликовал два проекта постановлений правительства, передающих ведомству полный контроль над сферой госзакупок, реформу которой Белый дом пытается реализовать уже больше двух лет. Такой вариант решения проблемы объясняется невозможностью согласования интересов всех участников системы в рамках существующего распределения полномочий между ведомствами. Однако, по данным “Ъ”, против идей централизации контроля госзакупок в Минфине в процессе обсуждения выступали представители администрации президента. Минэкономики, в свою очередь, предлагало перевести реформу закупок на проектный принцип управления.


Процесс сосредоточения контроля госзакупок в Министерстве финансов, о котором “Ъ” писал 15 февраля , перешел в формальную стадию. Минфин опубликовал для общественного обсуждения проекты постановлений правительства о передаче министерству полномочий по определению госполитики в этой сфере и том, что контролировать и управлять единой информсистемой госзакупок (ЕИС) будет подведомственное Минфину Федеральное казначейство . Сейчас эти полномочия сосредоточены в Минэкономики, а казначейство уже занимается ведением и обслуживанием ЕИС и разработкой сопряженной с ней системы «Электронный бюджет».

Первый документ подготовлен по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова по итогам совещания 9 февраля, второй ссылается на поручение президента Владимира Путина от 19 января 2017 года. Напомним, консолидация контроля закупок в финансирующем их ведомстве объясняется проблемами при информатизации этой сферы. Системы контроля закупок, оборота лекарств и электронный бюджет должны сопрягаться (это же, напомним, предполагает разработанная Минфином концепция мониторинга расходования бюджетных средств (см. “Ъ” от 20 февраля). До сих пор попытки объединения систем вызывали только масштабные сбои в их работе.

Провал затянувшихся более чем на год попыток участников системы госзаказа согласовать интересы, вероятно, и привел правительство к идее объединить все полномочия по контролю госзакупок в одном ведомстве. Главам Минэкономики Максиму Орешкину и Минфина Антону Силуанову до 16 февраля было поручено «проработать предложения об уточнении полномочий министерств и ведомств в сфере закупок товаров, работ, услуг» и «представить в правительство проекты нормативно-правовых актов». На этом фоне сообщения источников “Ъ” о том, что техническое и программное обеспечение системы «Электронный бюджет» может быть передано госкорпорации «Ростех», выглядят резонными - ГК уже назначена правительством разработчиком сопрягаемых систем контроля оборота лекарств и ЕИС госзакупок.

Впрочем, несмотря на формализацию Минфином этого варианта решения проблемы прозрачности госзаказа, источники “Ъ” в Белом доме сообщают о том, что против передела полномочий между ведомствами уже после соответствующего поручения Игоря Шувалова выступили представители администрации президента, ссылавшиеся на нежелательность радикальных изменений существующего порядка. Напомним, полномочия Минэкономики по контролю закупок государства (5,3 трлн руб. в 2016 году) сформированы, когда главой ведомства была руководившая реформой закупок и запуском контрактной системы ныне глава Банка России Эльвира Набиуллина. Сейчас в ведении Минэкономики находится мониторинг закупок, о результатах которого ведомство регулярно отчитывается правительству, год за годом фиксируя рост числа неконкурентных действий в этой сфере. Косвенно возможность отказа правительства от перераспределения полномочий ведомств подтверждается и тем, что до сих пор ни в Минфине, ни в Минэкономики “Ъ” не смогли подтвердить, состоялась ли встреча министров 16 февраля - и были ли на ней выработаны какие-то совместные предложения.

Предложенной Минэкономики альтернативой передачи закупок Минфину, напомним, является идея перевести системы госзакупок, закупок госкомпаний и развитие конкуренции (за него сейчас отвечает ФАС) на проектный принцип управления, однако реакция на него Белого дома неизвестна.

Олег Сапожков


Почему информатизация закупок увязала в согласованиях


Федеральное казначейство и Минэкономики ищут выход из кризисной ситуации, которая привела к коллапсу в работе Единой информационной системы закупок (ЕИС) и невыполнению Белым домом поручения президента интегрировать к 1 февраля ЕИС c разрабатываемой информационно-аналитической системой (ИАС) закупок лекарств. Минэкономики в начале февраля предложило отказаться от избыточного казначейского контроля за закупками, казначейство - отложить сроки ввода в эксплуатацию ИАС.

Новость для участников госзакупок. Министерство финансов становится уполномоченным органом в сфере государственных закупок. Ведомство сможет определять требования к электронным площадкам, утверждать порядок применения закрытых способов закупок, уточнять ситуации, когда допустимо заключать контракт с единственным поставщиком. За работой единой информационной системы в сфере госзакупок будет следить Федеральное казначейство.

В правительстве услышали предложение министра открытого правительства Михаила Абызова и согласились передать полномочия Министерства экономического развития в сфере государственных закупок Министерству финансов. Дмитрий Медведев подписал постановление , которое делает Минфин единственным уполномоченным органом в этой области.

Ранее СМИ писали , что переход займет немного времени - уже с 1 июля 2017 года ведомство сможет полностью контролировать госзакупки. Но постановление правительства вступит в силу с 25 апреля. Сколько времени понадобится чиновникам, чтобы решить организационные, финансовые и материально-технические вопросы, пока неизвестно.

Вместе с тем, после завершения переходного периода Министерство финансов сможет:

Что касается передачи полномочий, большинство экспертов считают, что подобная централизация необходима. Сейчас Федеральное казначейство проверяет всю информацию до того, пока она будет опубликована в единой информсистеме практически вручную. Из-за этого работа тормозится, заказчики и участники недовольны. Предполагается, что после передачи полномочий Минфину все изменится. Кроме того, повысится контроль за расходованием бюджетных средств, процесс закупок станет более прозрачным и бизнесу будет проще получить госконтракт.

В правительстве, в свою очередь, заявляют , что сейчас система госзакупок не нуждается в таких посредниках как Министерство экономического развития. Федеральное казначейство, новые полномочия которого закреплены в постановлении правительства от 13.04.2017 № 442 , работает по всей стране, пользуется современными информационными технологиями на хорошей материальной базе. Поэтому ему можно доверить сопровождение государственных контрактов и взаимодействие с электронными площадками в полной мере. Чиновники также верят, что передача полномочий Минфину и подконтрольному ему казначейству позволит более эффективно контролировать процесс закупок в государственных и муниципальных нуждах.

10/03/2017 08: 09

МЭР больше не регулирует контрактную систему.

Стало известно, что Министерство экономического развития РФ передаст в июле функции по контролю за госзакупками Министерству финансов РФ. В частности, Минфину перейдет регулирование Единой информационной системой (ЕИС) госзакупок. Эксперты Т94 сошлись во мнении, что такая расстановка и передача всех функций в одни руки только к лучшему. Главное - чтобы длительная процедура передачи полномочий не затормозила процесс развития контрактной системы.

Сейчас все права по регулированию в сфере госзакупок сосредоточены в руках Минэкономразвития.Новый проект постановления Правительства РФ передает полномочия Минфину с 1 июля. Если раньше речь шла только о передаче ЕИС, то теперь Правительство намерено закрепить за Минфином всю систему госзакупок. "То, что появится один централизованный регулятор - это хорошо. Но учитывая сложность задач, справиться им будет не просто", - подчеркивает Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.

Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, напомнил, что система госзакупок с 2014 г. контролируется Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой, Минфином, Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Из года в год функции контролирующих органов передавались. Вначале Росфиннадзор передал полномочия Федеральному казначейству, которое в свою очередь находится под ведением Минфина. Теперь МЭР передает функции контроля за госзакупками и ЕИС Федеральному казначейству.

"Можно говорить о централизации всех полномочий от планирования бюджета до исполнения госконтрактов в одном федеральном ведомстве - Минфине. В итоге регулятором будет Минфин, а контролером - ФАС. Такая расстановка приведет к снижению количества согласований и повышению оперативности принятия решений при изменении каких-либо законодательных норм.Бюджетные расходы станут в целом эффективнее", - рассказал Т94 Николай Баранов.

В многочисленных передачах полномочий от одних министерств и ведомств к другим есть как плюсы, так и минусы, считает Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок. По его словам, пока рано говорить о последствиях смены регулятора. Однозначно, на работу электронных торговых площадок это никак не повлияет. "ЭТП как институт показали свою эффективность, в том числе, с точки зрения госуправления. Они сегодня качественно работают независимо от регулятора", - подчеркнул эксперт.

Передача регулирования контрактной системы Министерству финансов не повлечет каких-либо кардинальных изменений в отрасли, считает и Денис Патрунин, заместитель генерального директора по правовым вопросам B2B-Center. "Принципиальной разницы в том, какое ведомство будет заниматься контролем, мы не видим. Особенно, если вся команда экспертов профильного департамента Минэкономразвития перейдет в Министерство финансов", - говорит Денис Патрунин. О том, что штат профильного департамента по развитию контрактной системы Минэкономразвития будет переведен полностью в Минфин, речи пока нет. При этом в Правительстве говорят о том, что сотрудники МЭР могут переходить в Минфин в индивидуальном порядке, но это будет зависеть от того, какие штатные единицы потребуются Минфину. Сложная и длительная процедура передачи полномочий может затормозить процесс развития контрактной системы в ближайшей перспективе, предупреждает Денис Патрунин.

Впрочем, в интересах МЭР передать быстро свои полномочия, так как нагрузка на ЕИС будет с каждым месяцем увеличиваться. В целом, эксперты сходятся во мнении, что после наделения Минфина полномочиями регулятора, возрастут контрольные функции за ЕИС. В таком случае, системой станет проще управлять, потому что в руках Минфина окажется весь контрольный механизм за расходованием бюджетных средств отмечает Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг". При этом есть опасения, что контрольных функций может стать слишком много. "Важно, чтобы основная функция ЕИС - предоставление полной и открытой информации для рынка- не стала вторичной", - говорит Дмитрий Сытин. Он также добавил, что пока не ясно, как повлияет смена регулятора на рынок электронных площадок. Все будет зависеть от позиции Правительства и нового министра, которого назначат куратором закупок в Минфине. Основной тренд, который сейчас есть на рынке, - сокращение количества площадок и реформирование 44-ФЗ, - сохранится.

"Передача контроля за госзакупками Министерством экономического развития Минфину выглядит логично, а централизация в одном исполнительном органе улучшит работу всей системы. Задача повышения эффективности закупок идет параллельно формированию бюджета, за который ответственен Минфин. У нового регулятора контрактной системы будет прямая заинтересованность в правильном расходовании бюджетных средств при организации госзакупок.Это повысит общую эффективность и прозрачность работы, - комментирует Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Министерство экономического развития, в первую очередь, было ответственно за развитие 44-ФЗ. Сегодня закон о контрактной системе называют жестким, но в нем практически все систематизировано и учтено. Теперь необходимо обеспечить контроль за его качественным исполнением. Минфину удастся это сделать лучше, нежели другим ведомствам".

Эксперт также считает, что теперь все усилия Минэкономразвитияпо совершенствованию системы закупок будут направлены на 223-ФЗ, который еще нуждается в серьезных доработках. В самом министерстве на этот счет чиновники комментариев пока не дают.

Для справки:
Вся внутриведомственная документация будет разработана Минфином до 1 июля. А уже до 31 марта на рассмотрение в ГосдумуРФ должны быть внесены все необходимые проекты постановлений об изменении положений двух министерств.




Top