Дуа чтобы брат разговаривал со мной. Как дуа может помочь умершему человеку. Доводы тех, кто выступает «за»

Всевышний в Коране говорит: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам » (сура "Гафир", аят 60).

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. К сожалению, среди мусульман находятся такие, которые в силу своего невежества не просят Аллаха, стыдясь этого, мол Аллах ведь мне и так всё даёт и мне стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако так может сказать только невежа, поскольку Аллах любит, когда его просят. Потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Аллахом и признаёт Его власть и господство!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дуа - это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли » ("Джамиуль-ахадис" № 12408).

الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит нам о важности мольбы. Дуа подобно оружию, оно способно защитить человека от бед и невзгод, болезней и трудностей, подобно тому, как оружие способно защитить человека от врага.

Здесь будет уместным привести одну историю, в которой говорится, что некий человек увидел во сне, как Аллах спрашивает его. Он увидел во сне, что наступил Судный день, и что он спасся, и Аллах спрашивает его: «Знаешь ли ты, почему ты спасся, по какой причине?». Он отвечает: «Не знаю, о Аллах! Наверное, потому, что я молился, постился». Аллах ему говорит: «Намаз, что ты совершал - Я не принял, пост, что ты соблюдал - тоже не принял. Я не принял ничего из твоих деяний. Помнишь ли ты, в такую-то ночь, вы собрались на маджлис у некоего человека?». «Помню», - ответил он. «Там тебя попросили сделать дуа?». «Попросили», - ответил он. Его действительно просили делать дуа. «Эту твою мольбу Я тоже не принял», - сказал Аллах. «Когда в ту ночь на маджлисе ты делал дуа, все собравшиеся говорили «Амин!», и среди них был человек, мольбу, которого Я принял. И его «Амин!» на твою мольбу спасло тебя».

В целом о понятии и сущности мольбы можно прочитать в статье: «Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята ». А в этом материале хочется обратить внимание на некоторые моменты:

1. Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы , ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: « О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).

Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, и по своему невежеству, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (мир ему и благословение)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (мир ему и благословение) читал очень много разных азкаров. Авторитетный учёный Ислама имам ан-Навави сказал: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).

2. Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:

Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).

В этом хадисе ясно и чётко Пророк (мир ему и благословение), сам сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:

Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Хаман говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Сказал (Аллах): Поистине, их (Мусы и Хамана) дуа принята » (сура «Юнус», аят89»).

قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا

В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.

Также говорят, что Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Амин», когда я делал дуа». Даже аналогии (киясу) противоречат, те, кто отрицают, что коллективное дуа было во время Пророка (мир ему и благословение), как рассказали сподвижники:

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи » (имам аль-Бухари в его книге «Сахих» №609). В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи.

Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин», и вдобавок к этому в Исламе есть одно основополагающее правило, суть которого заключается в том, чтобы в земных делах предпочитать других, а в ахиратских - прежде всего самого себя! А дуа несомненно является ахиратским делом, поскольку оно является одним из видов поклонения Всевышнему и поэтому не подобает отказываться от его совершения.

Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах для своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, мольба, в которой просят за своих братьев по вере принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии - его мольба бывает принимаемой Всевышним. И каждый раз, когда человек просит [благое] за своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца » («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).

دعاء المرء المسلم مستجاب لأخيه بظهر الغيب، عند رأسه ملك موكل به كلما دعا لأخيه بخير قال الملك آمين، ولك مثل ذلك

Пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.

Одной из самых примечательных сторон ислама является его легкость и простота, которая заключается в том, что все в религии имеет смысл. Единственное, что требуется для того, чтобы быть мусульманином, естественно для человека как дыхание – следовать определенным предписаниям и остерегаться запретного.

И если вы хотите чего-либо и стремитесь к чему-либо, все, что нужно, – это обратиться ко Всевышнему Аллаху.

Есть пара вещей, которые увеличат шансы на ответ на ваши дуа. Пророк Мухаммад (мир ему) научил нас многому, что может сделать дуа более эффективными.

Не забывайте, что все – в воле Всевышнего. Доверьтесь Ему и примите Его предопределение.

  1. Дуа во время поездки, путешествия.
  1. Дуа в моменты угнетения и притеснения.
  1. Дуа за детей.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Три вида дуа к Аллаху не будут отвергнуты: дуа угнетенного и обиженного; дуа путешественника; дуа родителей за своего ребенка»/

  1. Дуа в последнюю треть ночи.

Могущество Нашего Господа спускается на нижнее небо каждую ночь в последнюю треть ночи, и Он говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?»

  1. Дуа за другого мусульманина.

«Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствие – его мольба бывает принята Всевышним. И каждый раз, когда человек просит [благое] за своего брата по вере у его изголовья, объявляется ангел, которому Всевышним поручено говорить «О Аллах, прими его мольбу и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца».

  1. Проявление терпения.

«На мольбы раба продолжают отвечать до тех пор, пока он не становится нетерпеливым и говорит «Я молил, я молил, и все-таки не получил ответа».

  1. Не просить в дуа запретного и греховного.

«На мольбы раба продолжают отвечать до тех пор, пока он не просит о чем-то греховном или не разрывает родственные связи, и пока не становится нетерпеливым».

  1. Восхвалять Всевышнего в дуа.
  1. Молиться за Пророка Мухаммада (мир ему).

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив перед этим Всевышнего Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка (мир ему), и сказал: «Этот человек поспешил!» После чего подозвал его к себе и сказал ему: «Когда кто-нибудь из вас пожелает обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнет с того, что воздаст хвалу своему Великому Господу и восславит Его, потом пусть призовет благословение на Пророка, а уже потом просит, чего пожелает!»

  1. 10. Дуа в моменты отчаяния.

«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты)».

  1. Употребляйте дозволенное.

Однажды посланник Аллаха (мир ему) упомянул о человеке, который долгое время находится в пути, его волосы растрёпаны и покрыты пылью, он протягивает руки к небу и говорит: «О Господь мой, о Господь», однако пища его запретна, питьё его запретна, одежда его запретна, и он насыщен запретным, как же будет отвечено на его молитву!?»

  1. Дуа в пятницу.

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». И он показал своей рукой, насколько короткий этот промежуток времени.

  1. Дуа между азаном и икамом.

«Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута».

  1. Дуа во время сражения с врагом.

«Молитва в два момента времени не будет отвергнута: после азана и во время сражения с врагом».

  1. Совершать дуа с уверенность в ее принятии и не говорить «если хочешь» в дуа.

«Когда кто-то из вас обращается к Аллаху с просьбой, пусть будет целеустремлен и не говорит: «Господи! Прости меня, если хочешь, помилуй меня, если хочешь, дай мне, если хочешь». Потому что ничто не может вынудить Аллаха поступить против Его собственной воли».

  1. Дуа после обязательной молитвы.

Посланника Аллаха (мир ему) спросили: «О посланник Аллаха, какое дуа будет услышано?» Ответил: «Совершаемое в конце ночи и в конце предписанных намазов».

  1. Дуа с поднятыми ладонями.

Передается от Яхья ибн Саида и Шарика, который слышал от Анаса что Пророк (мир ему), «поднимал руки так, что я видел белизну его ладоней».

  1. Дуа во время обязательной молитвы.

Яхъя спросил посланника Аллаха о дуа во время обязательных молитв, на что посланник Аллаха сказал (мир ему): «вреда в этом нет».

  1. Дуа в день Арафа.

«Лучшая мольба – это мольба в День ‘Арафа, а лучшее, что сказал я и другие пророки до меня, это слова: «Нет бога, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища».

  1. Дуа в сторону Киблы.

Абдулла Заид аль Ансари передал, что Посланник Аллаха (мир ему) последовал в место совершения молитвы, чтобы просить Всевышнего о дожде. И во время мольбы он обратился в сторону киблы.

  1. Дуа с искренностью.

Щедрость Всевышнего всеобъемлюща и безгранична.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Тема смерти - одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника) , возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки). В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа -их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:

«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила - прим. сайт ) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения - прим. сайт ), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний - прим. сайт ) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммя иння (имя покойного ) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»

Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).

«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»

Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Дуа на кладбище

Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. входит также в традицию проведения главных исламских праздников - Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).

Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)

Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Но насколько полезными для умерших людей будут совершённые в их пользу благие деяния - мольба и подаяние? Этот вопрос занимает умы исламских учёных, среди которых встречаются и те, кто ставит под сомнение возможность помощи покойникам живыми людьми.

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный"» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла. 2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить] , однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это - подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим). 3. (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него. 4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим). 5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника. 6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является . Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти. Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.

Смерть — лишь временное расставание

Смерть близких людей является большим испытанием для любого человека. Расставание с тем, кого ты любил, с кем проводил время, кто много значил в твоей жизни, приносит боль и страдания. Потеря родителей, ребёнка, супруга, брата, сестры… через это так или иначе проходят люди. Иногда они могут не пережить горя. Или же их жизнь может кардинально измениться. Стать мрачной и тусклой.

Как на подобные испытания смотрит ислам?

Религия Всевышнего Аллаха даёт ответы на все вопросы, которые стоят перед человеком. – это неотъемлемая часть жизни, которая всецело зависит от воли Всевышнего. Именно Аллах даёт людям испытания по Своей мудрости и знанию. Милостивый и Милосердный, Знающий все тонкости человеческой души, Он не даёт людям испытаний, пройти которые им не под силу. Испытания – это экзамен, успешно сдав который мусульманин возвышается в степени перед Всевышним.

Мусульманин, имеющий твёрдые убеждения, смотрит на жизненные трудности как на должное, понимая, что их ему послал Всевышний Аллах. Более того, верующий обретает благо посредством испытаний. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, великое воздаяние рядом с великим испытанием, и, поистине, если Аллах возлюбил людей, то подвергает их испытаниям. Кто удовлетворяется этим, тот обретает довольство, а кто гневается, тот навлекает на себя гнев» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Также передаётся, что Абу Са‘ид спросил: «Посланник Аллаха, кто из людей проходит наибольшее испытание?» Он ответил: «Пророки». Абу Са‘ид спросил: «Посланник Аллаха, а кто потом?» Он ответил: «Потом праведники. Бывает, что кого-либо из них испытывают бедностью, и он не находит ничего, кроме абы, которой оборачивается, и бывает, что он радуется этому испытанию, как вы радуетесь благоденствию» (Ибн Маджа, Аль-Хаким).

Таким образом, потеря близкого человека не должна становиться для мусульманина сокрушительным ударом, после которого он не сможет оправиться. Тем более что, зная человеческие чувства и эмоции, в Вечной жизни Всевышний Аллах не разделяет людей, любивших ради Него друг друга в этом мире. Как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), люди будут рядом с теми, кого они любят. Поэтому смерть близкого человека для мусульманина, как правило, лишь временное расставание.

И, самое главное, со смертью близкого человека мусульманин не теряет цели своей жизни. Его главные ценности и устремления остаются рядом с ним. Он продолжает поклоняться Всевышнему, жить ради довольства Аллаха и Его награды – , ширина которого подобна ширине небес и земли. Он прекрасно осознаёт, что и его в скором времени тоже ждёт смерть. , которая отнимет у него возможность совершать благие дела и пополнять ими свой багаж на Судный день. День, после которого он отправится либо в рай, либо в ад.

И как прекрасно положение мусульманина: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари).

Чем мусульманин может помочь умершему брату?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи провожают покойного (в последний путь), две из которых возвращаются, и остаётся одна: его семья, его имущество и его дела – семья и имущество возвращаются, а дела остаются» (Аль-Бухари, Муслим). Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 7, 8).

Из этих текстов мы видим, что из того, чем обладает человек, пользу после ему принесут только его дела. Однако может ли мусульманин быть полезным дорогому ему человеку, уже отправившемуся в иной мир?

Всевышний Аллах, зная о привязанности людей друг к другу, сделал это возможным. Более того, мусульманин, приносящий пользу близкому ему умершему человеку, получает за свои действия награду и сам.

Чем же человек может помочь умершему? Что он может для него сделать?

Поклонение Аллаху, посредством которого человек может приблизиться к Нему, делится на три вида:

1) полностью телесное поклонение;

2) полностью имущественное поклонение;

3) поклонение, включающее в себя элементы телесного и имущественного.

К первому виду относятся, например, намаз, чтение Корана, пост. Ко второму – садака (милостыня), к которой относится помощь неимущим как деньгами, так и другим имуществом, или угощение и кормление людей и т. п. К третьему виду поклонения относятся хадж и умра, которые включают в себя как трату имущества, так и телесное поклонение.

Шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити говорит в комментариях к «Заду-ль-мустакни’», что большинство учёных считают неузаконенным совершение мусульманином полностью телесного поклонения за другого человека (живого или мёртвого), кроме тех его видов, относительно которых пришло исключение шариата. То есть не может один человек, например, совершать намаз за другого.

Исключением будет ситуация, когда умерший давал обет на соблюдение поста и не успел его исполнить. В таком случае дозволено сделать это за него, как на это указывает хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Что же касается второго вида – полностью имущественного поклонения, – то его дозволено совершать за умершего, как на это указывают многочисленные хадисы от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что один человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?» Он сказал: «Да» (Аль-Бухари; Муслим).

И, конечно, наиболее полезным для умершего мусульманина может быть дуа, которое делают за него живые. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда умирает сын Адама, все его дела прекращаются, кроме трёх вещей: милостыня, продолжающая приносить людям пользу; приносящее пользу знание и праведный ребёнок, делающий за него дуа» (Муслим).

Какое бы большое благо ни попросил мусульманин у Аллаха для своего брата, если он будет искренним в своей мольбе (дуа), Аллах может ответить ему. Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда любой раб Аллаха, исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата, ангел (который находится рядом с ним) всегда говорит: “И тебе того же!”» (Муслим).

Милостыню и дуа за умершего мусульманина могут делать любые мусульмане, независимо от того, кем они ему приходятся.

Пусть Аллах поможет нам не забывать в своих дуа наших близких, покинувших этот мир. Они нуждаются в этом как ни в чём другом. Тогда, возможно, Аллах сделает так, что и после нас останутся люди, которые будут упоминать нас в своих обращениях к Господу миров.




Top