Где учат в службу спасоп. Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов аэропорта города Челябинска. Основные задачи и функции ведомственной пожарной охраны спасоп фас россии

По правилам обеспечния безопасности полетов, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП) должна быть в каждом аэропорту. Эта профессиональная команда, подготовленная для максимально быстрой локализации и тушения пожара, аварийно-спасательных работ, поиска и эвакуации людей. Согласно требованиям РПАСОП ГА-91, в любой конец взлётно-посадочной полосы расчеты СПАСОП должны прибыть в течение трёх минут при любом авиа происшествии и в любое время года. Служба полностью укомплектована пожарной техникой и оснащена современным специальным пожарно-техническим оборудованием.

Команда СПАСОП очень радостно и приветливо встретила людей с фотоаппаратами. Служба выстроила технику в шеренгу перед боксами

1.

2.

Начальник службы спрашивал у нашей споттерской тусовки как лучше выстроиться для сочных снимков. Охотно рассказывал об особенностях работы

3.

4.

У СПАСОП имеется гусеничный вездеход ГАЗ-71 - для быстрого доступа к месту аварии в любой непроходимой местности

5.

6.

Ребята здесь работают весёлые

6.

Для защиты от опасных факторов пожара, пожарные и спасатели обеспечены современными шлемами-касками и одеждой для работы в холодное время года

7.

8.

9.

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543А. В своё время они были основным пожарным автомобилем в аэропортах СССР

10.

Также имеется пожарная техника на шасси КамАЗ и Урал. Все пожарные автомобили оснащены инструментом для вскрытия фюзеляжа (дисковые пилы), теплоотражательными костюмами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, пожарными рукавами и шанцевым инструментом

11.

12.

С наблюдательного пункта стартовой аварийно-спасательной станции (САСС) обеспечивается обзор взлётно-посадочной полосы, мест стоянки воздушных судов и перрона

13.

14.

Пройдём на территорию где проходят тренировки СПАСОП

15.

16.

Когда-то это были самолёты Ил-18

17.

Корпус самолёта Ту-154Б-1, изготовленного в 1976 году и списанного в 1995-ом. На нём производятся тренировки по тушению пожара и эвакуации людей

18.

19.

20.

21.

22.

Нам решили продемонстировать как тушится пожар на самолёте

23.

Пожарный автомобиль подъезжает к самолёту

24.

25.

26.

Даёт напор по самолёту

27.

Один из пожарных сказал, что в ясную погоду при такой струе видна радуга

28.

Условный пожар успешно потушен

29.

В боксах аварийно-спасательной станции размещаются пожарно-спасательные расчеты, здесь же стоит вездеход

30.

31.

32.

Вот так устроена СПАСОП в аэропорту города Челябинска

На авиационном предприятии существует служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Оплачиваемое рабочее время данной службы за одно дежурство составляет 22 часа. По мнению проверяющей комиссии, время одного дежурства должно составлять 24 часа согласно п. 6.3. Положения, утвержденного приказом ФАС России от 11.12.1998 N 361. Однако п. 6.1. Положения не предусматривает включение перерыва для отдыха и питания в рабочее время личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП, и авиапредприятие считает, что допустим 22 часовой график сменности.

Правомерно ли требование комиссии об указании в табеле учета рабочего времени 24 часов отработки, и включается ли время перерыва для отдыха и питания в рабочее время?

Согласно п. 6.3 Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11.12.1998 N 361 (далее - Положение N 361), график сменности работы ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливает 12- или 24-часовой с утверждением его руководителем авиационного предприятия по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом авиационного предприятия.

Если при сменном режиме работы, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, на основании ст. 104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России продолжительность рабочего времени устанавливается из расчета 40 часов в неделю (п. 6.1 Положения N 361).

По общему правилу время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включается (часть первая ст. 108 ТК РФ). Не предусматривает включение перерыва для отдыха и питания в рабочее время личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России и Положение N 361, согласно п. 6.1 которого в норму рабочего времени входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу дежурства.

Для работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком авиационного предприятия и отражается в коллективном договоре (п. 6.2 Положения). Таким образом, устанавливаемые работникам ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России перерывы для отдыха и питания, в течение которых работники свободны от исполнения трудовых обязанностей и которые они могут использовать по своему усмотрению, не должны включаться в рабочее время.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с частью третьей ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Поэтому, если некоторые категории работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России правилами внутреннего трудового распорядка отнесены к работникам, которые не могут покидать свое рабочее место и которым возможность для отдыха и приема пищи предоставляется в рабочее время, то время фактического отдыха и питания у таких работников включается в рабочее время и учитывается в табеле учета рабочего времени как фактическая отработка.

Общеизвестно, что СПАСОП аэропортов является важнейшим условием обеспечения безопасности полетов. От их оснащенности, профессионального уровня и экипировки личного состава и зависит может ли аэропорт принимать воздушные суда и осуществлять аэропортовую деятельность, или нет?!

Это является жестким требованием Международной организации гражданской авиации (ICAO), неисполнение которого равнозначно банкротству.

Что же такое СПАСОП аэропорта России сегодня, кто и как в них работает? Пожарные, спасатели... . Каков их правовой статус и социальная защита?

Именно эти, и целый ряд других жизненно важных вопросов были предметом дискуссий и обсуждений, состоявшихся в рамках круглого стола 26 октября 2016 года в городе Москве на тему: «Нормативное правовое обеспечение и организация деятельности СПАСОП: проблемы и пути решения» .


Круглый стол был организован редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии». Модератором выступил главный редактор журнала Сергей Груздь , который на основании публикаций в журнале руководителей аэропортов и СПАСОП, а также экспертных мнений сделал обобщенный вступительный доклад (скачать ) и представил презентацию (скачать ).

В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты СПАСОП ряда аэропортов (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Курумоч, Калуга, Нижний Новгород), авиакомпании «Сибирь», института «Аэропроект», а также представители Росавиации, Ространснадзора, МЧС России, других заинтересованных структур и компаний- разработчиков и поставщиков техники, оборудования, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебно-тренажерных комплексов, боевой одежды и снаряжения (36 участников).


Участники круглого стола отметили, что на сегодня в силу нечеткости и неполноты законодательной регламентации правовой статус у этих служб вызывает массу вопросов. СПАСОП сегодня выступает одновременно в двух качествах- как аварийно-спасательное формирование и проходит аттестацию в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя, с одной стороны. И с другой- как Ведомственная пожарная охрана — получает лицензию на деятельность по тушению пожаров. Но это никак, к сожалению, не коррелируется со статусом сотрудника СПАСОП, его социальной защитой, оснащенностью, финансовым обеспечением деятельности.


На сегодня практически не урегулирован ряд вопросов, связанных с созданием, численностью таких служб, и оснащением, подготовкой личного состава, со статусом сотрудника и др.

Остается открытым вопрос кем же должен быть сотрудник СПАСОП- пожарным или спасателем? Так как во всех действующих классификаторах (в частности- ЕКС и ЕКТС) нет должностей пожарный- спасатель или пожарный, спасатель. В этой связи наблюдается отсутствие единообразия в толковании статуса сотрудников СПАСОП и, соответственно их социальной защиты и льгот.

Как признались присутствующие руководители СПАСОП, им на практике приходится изловчаться, опираться на законодательство о защите населения и территорий от ЧС, об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя и пожарной безопасности, приспосабливать программы, убеждать юристов, финансистов и руководителей аэропортов.

В итоге пришли к выводу, что требуется четкая регламентация вопросов оснащения СПАСОП, профессиональной и боевой подготовки личного состава, ГДЗС.

Нужны такие решения и документы, которые бы позволили внедрять более современные образцы мощной и высокопроизводительной техники, оптимизировать количество пожарных аэродромных автомобилей, находящихся на боевом дежурстве, численность личного состава данных подразделений, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебных тренажеров и финансовое обеспечение с применением различных финансовых институтов и инструментов.


Малый аэропортам с низкой интенсивностью полетов не всегда по силам и экономически целесообразно создавать и содержать в полном объеме полноценные ПАСОП. Поэтому в качестве выхода из положения назывались варианты субсидирования содержания таких СПАСОП за счет федерального и региональных бюджетов в рамках действующих программ по субсидированию перевозок, а также аутсорсинг и кратковременную (на период осуществления полетов и подготовки) аренду частных противопожарных и аварийно-спасательных формирований., соответствующих предъявляемым требованиям и имеющих соответствующие разрешительные документы.


А для обновления парка пожарной и аварийно-спасательной аэродромной техники, оборудования, огнетушащих веществ, дыхательных аппаратов, одежды и экипировки личного состава участники высказали заинтересованность в привлечении лизинговых схем с участием ГТЛК и других лизинговых компаний. Одновременно это, в конечном итоге, должно повысить эффективность СПАСОП, сделать службу в ней привлекательной и престижной.

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО «Аэропорт Толмачево» создана в 1997 году и предназначена
для поисково-спасательного, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов в соответствии с Воздушным кодексом РФ, рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами.

СПАСОП включает в себя штатные и нештатные аварийно-спасательные расчеты, осуществляющие посменное круглосуточное дежурство. При необходимости для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ привлекаются силы и средства Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательные службы других организаций и ведомств г. Новосибирска и Новосибирской области.

Весь персонал СПАСОП проходит специальное обучение и аттестацию в соответствующем порядке. СПАСОП аттестована Центральной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса РФ и имеет сертификат на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Силы и средства аварийно-спасательного формирования в соответствии с нормами ИКАО, обеспечивают возможности аэропорта по приему и выпуску всех типов воздушных судов отечественного и иностранного производства.

Поисково-спасательное обеспечение полётов

Для поиска и спасания на территории Сибирской зоны авиационно-космического поиска и спасания организовано дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп, наземных поисково-спасательных команд, персонала Регионального координационного центра поиска и спасания.

Наземная поисково-спасательная группа АО «Аэропорт Толмачёво» осуществляет круглосуточное дежурство в 30-ти минутной готовности к выезду летом и в 45-ти минутной готовности зимой, включает в свой состав 10 человек и оснащена:

  • передвижным пунктом управления на транспортном средстве повышенной проходимости с УКВ и КВ радиостанциями для обеспечения внутрипортовой радиосвязи, радиосвязи с воздушными судами и оперативным штабом управления;
  • гусеничным вездеходом-амфибией с поисковым и аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением.

Аварийно-спасательное обеспечение полётов

Аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется круглосуточно аварийно-спасательной командой АО «Аэропорт Толмачёво» включающей в свой состав пожарно-спасательную команду, медицинский расчет, расчет инженерно-авиационной службы, расчеты пассажирских и грузовых перевозок, расчет службы эксплуатации аэродрома, расчет службы авиационной безопасности, расчет обеспечения связи и другие.

Всего в состав аварийно-спасательной команды дежурной смены входят 87 человека и 20 единиц техники.

Аварийно-спасательная команда АО «Аэропорт Толмачёво» оснащена всем необходимым снаряжением и оборудованием для оказания помощи пассажирам и членам экипажей воздушных судов терпящих бедствие.

Для эвакуации воздушных судов потерявших способность двигаться аэропорт Новосибирск (Толмачёво) имеет современный комплекс аварийно-эвакуационного оборудования, применяемого для любого типа воздушных судов как зарубежно­го, так и отечественного производства, в том числе:

  • аварийные пневмотканевые подъёмники (АПТП);
  • комплект для буксировки аварийного воздушно­го судна;
  • приспособления для подъёма аварийного воз­душного судна за крыло и носовую часть фюзеляжа.

Противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта

АО «Аэропорт Толмачёво» имеет Лицензию надеятельность по тушению пожаров и Сертификат соответствия на противопожарное обеспечение полётов с обеих ВПП по 9 категории по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ).

Противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта осуществляет ведомственная пожарная охрана (ВПО СПАСОП) включающая в свой состав 4 пожарно-спасательные команды и группу противопожарной профилактики.

ВПО СПАСОП оснащена 5-ю основными и 2-мя резервными пожарными автомобилями с общим запасом огнетушащих составов на дежурных автомобилях (вода + пенообразователь) более 50 тонн. Пожарные автомобили оснащены углекислотными и порошковыми установками пожаротушения, установками покрытия взлетно-посадочной полосы пеной, пожарно-техническим вооружением, инструментом для вскрытия фюзеляжа воздушных судов и другим оборудованием.

Пожарные и аварийно-спасательные машины радиофицированы, имеют привод на все колеса, размещаются в боксах основной и стартовой аварийно-спасательных станций (АСС), находящихся напротив центров взлетно-посадочных полос. АСС снабжены пунктами для постоянного наблюдения за взлётом, посадкой и рулением воздушных судов.

Время боевого развертывания пожарных автомобилей в самой удаленной точке летного поля, от момента получения сигнала до начала тушения пожара, составляет 3-4 минуты.

Кроме поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов аварийно-спасательное формирование может привлекаться для ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера.




Top