Государственные (муниципальные) услуги (работы). Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Организации которые предоставляют государственные и муниципальные услуги
Многофункциональные центры
На 1 января 2017 года на территории РФ создано 2752 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (31 983 окна), 10 199 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) (11 807 окон), 312 офисов на базе привлекаемых организаций (392 окна). Значение показателя охвата населения одним окном составляло 96%.
Перечень государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу одного окна, был дополнен социально значимыми услугами: выдача паспортов граждан РФ, заграничных паспортов, водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений.
Установлены положения о предоставлении в МФЦ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами.
В 2016 году проведено исследование удовлетворённости граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Уровень составил 82,9% при плановом значении 80%. Показатель «Среднее количество обращений представителей бизнес-сообщества за получением государственной (муниципальной) услуги» составил 1,97 при плановом значении 2.
Государственные услуги в электронном виде, юридически значимые действия в электронном виде
По результатам 2016 года плановый показатель 50% по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, превышен и в целом по стране составил 51,3%.
Количество пользователей Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) за 2016 год выросло с 22 млн до 40 млн. Количество посещений Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) в декабре 2015 года составило 11,8 млн, в декабре 2016 года – 29,2 млн.
На Единый портал выведены интерактивные формы 338 государственных и муниципальных услуг (функций) из 766 услуг, представленных на Едином портале.
Самыми популярными услугами стали проверка судебной и налоговой задолженностей, а также штрафов ГИБДД, заказ выписки с индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде России, регистрация автотранспортных средств, получение водительских удостоверений, оформление загранпаспорта и выдача справок о наличии или отсутствии судимости. При этом по всем приоритетным транзакционным услугам, таким как регистрация автомототранспортных средств, получение водительского удостоверения, оформление паспорта гражданина Российской Федерации и загранпаспорта, регистрация по месту жительства или пребывания, выдача разрешений на ношение и хранение охотничьего и травматического оружия, наблюдается двукратный рост числа заявлений в электронном виде.
На Едином портале функционирует электронная оплата посредством банковских карт и электронных денег налоговых задолженностей, долгов по исполнительным производствам, штрафов за нарушение правил дорожного движения, госпошлин за получение паспорта. Сумма электронных платежей за 2016 год составила 8,1 млрд рублей, что почти втрое превышает общую сумму платежей за 2015 год (2,9 млрд рублей). Количество оплат также существенно выросло за год – до 7,5 млн транзакций.
За период 2015–2016 годов произведена комплексная модернизация пользовательского интерфейса ЕПГУ для повышения удобства его использования, обеспечения поддержки использования с мобильных устройств, что позволило более чем вдвое увеличить частоту использования ЕПГУ. Также комплексно модернизировано мобильное приложение «Госуслуги», предоставляющее доступ к ключевым возможностям ЕПГУ и доступное пользователям устройств под управлением операционных систем iOS, Android и Windows. В результате модернизации приложение получило устойчивые рейтинги 4–4.5* в магазинах приложений и регулярно попадает в перечень рекомендуемых и популярных сервисов.
Электронное взаимодействие органов власти при оказании государственных и муниципальных услуг осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В 2016 году количество запросов в системе составило 9,7 млрд.
Разработан Системный проект электронного правительства, обобщающий перспективные направления развития электронного правительства в России, в том числе в части развития инфраструктуры электронного правительства, внедрения реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг, а также нового подхода к архитектуре электронного правительства.
Минэкономразвития России ежегодно проводит мониторинг качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В ходе мониторинга в сентябре – октябре 2016 года исследовано 663 услуги федеральных ведомств, что на 86 услуг больше, чем в 2015 году.
На Едином портале теперь можно подать в электронном виде документы по 289 федеральным государственным услугам. Уведомление по результатам рассмотрения удалось получить по 24% исследованных услуг.
В электронной форме на Едином портале можно получить результат предоставления 19 государственных услуг федеральных ведомств, что составляет около 3% от общего числа федеральных услуг.
Москва, 17 июля 2013 года. - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило сводку статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России.
Как выяснилось, наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 % населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид.
Вопреки ожиданиям, Москва оказалась на лишь 13 месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26 строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению госуслуг. По этой же причине, Татарстан, будучи лидером в России по уровню информатизации госорганов, с показателем в 0,9% оказался в пятерке регионов с негативными показателями.
В это же число, но по другим основаниям, попали: Кабардино-Балкария (0,5%), Карачаево-Черкесская Республика (0,7%) , Тыва (0,8%) и Ингушетия (1,0%). Результат этих регионов, как правило, определен экономической ситуацией, невысоким уровнем доступности широкополосного интернета и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.
По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит о позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения. Составленный нами рейтинг имеет большое значение. Мы планируем регулярно обновлять данные и ориентироваться на него в своей работе».
В свою очередь, Министерство связи и массовых коммуникаций планирует упрощать процесс регистрации на едином портале государственных услуг. Пользователи смогут зарегистрироваться на портале, указав набор необходимых сведений о себе и номер своего мобильного телефона. Ранее для регистрации требовалось лично обратиться в один из 200 офисов «Ростелекома» или ждать получения регистрации от портала почтовым заказным письмом.
Статистика использования портала госуслуг в регионах РоссииРегион | Федеральный округ | Население | Пользователей ЕСИА (примерно) | В ЕСИА % от населения |
Приморский край | ДВФО | 1947500 | 294100 | 15.1% |
Калининградская область | СЗФО | 954978 | 100400 | 10.5% |
Амурская область | ДВФО | 816992 | 84800 | 10.4% |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | УФО | 1583851 | 159400 | 10.1% |
Хабаровский край | ДВФО | 1342128 | 116200 | 8.7% |
Архангельская область | СЗФО | 1202543 | 90200 | 7.5% |
Республика Карелия | СЗФО | 637008 | 46300 | 7.3% |
Свердловская область | УФО | 4316852 | 313100 | 7.3% |
Самарская область | ПФО | 3213717 | 226000 | 7.0% |
Ямало-Ненецкий автономный округ | УФО | 542190 | 34200 | 6.3% |
Московская область | ЦФО | 7050557 | 444200 | 6.3% |
Ульяновская область | ПФО | 1274805 | 77600 | 6.1% |
Москва | ЦФО | 11977988 | 679800 | 5.7% |
Калужская область | ЦФО | 1005801 | 54900 | 5.5% |
Мурманская область | СЗФО | 780549 | 41400 | 5.3% |
Иркутская область | СФО | 2422078 | 123400 | 5.1% |
Республика Коми | СЗФО | 880726 | 43400 | 4.9% |
Ивановская область | ЦФО | 1049385 | 49900 | 4.8% |
Камчатский край | ДВФО | 320596 | 15200 | 4.7% |
Тюменская область | УФО | 3511457 | 163700 | 4.7% |
Псковская область | СЗФО | 661586 | 30300 | 4.6% |
Омская область | СФО | 1974361 | 86800 | 4.4% |
Алтайский край | СФО | 2399070 | 102500 | 4.3% |
Вологодская область | СЗФО | 1196375 | 47400 | 4.0% |
Томская область | СФО | 1064670 | 41400 | 3.9% |
Санкт-Петербург | СЗФО | 5028313 | 189900 | 3.8% |
Сахалинская область | ДВФО | 493513 | 17800 | 3.6% |
Новосибирская область | СФО | 2709836 | 96500 | 3.6% |
Магаданская область | ДВФО | 152319 | 5400 | 3.5% |
Еврейская автономная область | ДВФО | 172585 | 5600 | 3.2% |
Липецкая область | ЦФО | 1162316 | 37600 | 3.2% |
Республика Саха (Якутия) | ДВФО | 955360 | 30900 | 3.2% |
Республика Марий Эл | ПФО | 690612 | 21200 | 3.1% |
Ростовская область | ЮФО | 4254763 | 129800 | 3.1% |
Саратовская область | ПФО | 2503632 | 75500 | 3.0% |
Рязанская область | ЦФО | 1144839 | 34100 | 3.0% |
Курганская область | УФО | 885777 | 26200 | 3.0% |
Брянская область | ЦФО | 1253981 | 36100 | 2.9% |
Белгородская область | ЦФО | 1541296 | 43500 | 2.8% |
Воронежская область | ЦФО | 2331091 | 65400 | 2.8% |
Ленинградская область | СЗФО | 1750946 | 48500 | 2.8% |
Нижегородская область | ПФО | 3291095 | 90000 | 2.7% |
Удмуртская Республика | ПФО | 1517969 | 41100 | 2.7% |
Республика Северная Осетия-Алания | СКФО | 706101 | 19000 | 2.7% |
Республика Хакасия | СФО | 532908 | 13700 | 2.6% |
Ярославская область | ЦФО | 1271856 | 32400 | 2.5% |
Пензенская область | ПФО | 1368872 | 34000 | 2.5% |
Владимирская область | ЦФО | 1422134 | 32300 | 2.3% |
Тамбовская область | ЦФО | 1075754 | 24300 | 2.3% |
Республика Башкортостан | ПФО | 4061546 | 90100 | 2.2% |
Костромская область | ЦФО | 658925 | 14300 | 2.2% |
Тверская область | ЦФО | 1334594 | 28800 | 2.2% |
Красноярский край | СФО | 2847585 | 59100 | 2.1% |
Чувашская Республика | ПФО | 1243619 | 24200 | 1.9% |
Смоленская область | ЦФО | 975450 | 18900 | 1.9% |
Астраханская область | ЮФО | 1014219 | 19400 | 1.9% |
Пермский край | ПФО | 2635280 | 50200 | 1.9% |
Оренбургская область | ПФО | 2016130 | 37400 | 1.9% |
Челябинская область | УФО | 3485648 | 63300 | 1.8% |
Курская область | ЦФО | 1119170 | 20300 | 1.8% |
Новгородская область | СЗФО | 625970 | 11100 | 1.8% |
Краснодарский край | ЮФО | 5332252 | 91900 | 1.7% |
Кемеровская область | СФО | 2742640 | 47200 | 1.7% |
Волгоградская область | ЮФО | 2583342 | 43600 | 1.7% |
Кировская область | ПФО | 1319391 | 21800 | 1.7% |
Тульская область | ЦФО | 1532856 | 25300 | 1.7% |
Ненецкий автономный округ | СЗФО | 42844 | 700 | 1.6% |
Ставропольский край | СКФО | 2791232 | 44700 | 1.6% |
Республика Мордовия | ПФО | 818512 | 12300 | 1.5% |
Республика Бурятия | СФО | 971810 | 14500 | 1.5% |
Орловская область | ЦФО | 775936 | 11100 | 1.4% |
Республика Адыгея | ЮФО | 444514 | 6300 | 1.4% |
Чеченская Республика | СКФО | 1324959 | 17900 | 1.4% |
Республика Калмыкия | ЮФО | 284245 | 3600 | 1.3% |
Республика Дагестан | СКФО | 2946303 | 36900 | 1.3% |
Забайкальский край | СФО | 1095303 | 13700 | 1.3% |
Чукотский автономный округ | ДВФО | 50718 | 600 | 1.2% |
Республика Алтай | СФО | 210469 | 2300 | 1.1% |
Республика Ингушетия | СКФО | 443236 | 4400 | 1.0% |
Республика Татарстан | ПФО | 3822859 | 32700 | 0.9% |
Республика Тыва | СФО | 310694 | 2400 | 0.8% |
Карачаево-Черкесская Республика | СКФО | 471683 | 3300 | 0.7% |
Кабардино-Балкарская Республика | СКФО | 859126 | 4300 | 0.5% |
Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.
Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.
Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.
Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.
Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.
Создан правительством нашей страны для перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Действие портала распространяется по всей территории Российской Федерации. При этом сайт Госуслуги имеет подразделения по отдельным регионам и областям. В этой статье мы попробуем разобраться, с какой целью портал был разделен, и в каких регионах существуют отдельные сайты.
Описание структуры сайта Госуслуги
Как уже говорилось раньше, портал Госуслуги разделен на части по регионам нашей страны. Такое разделение предусмотрено в связи с тем, что в разных областях страны существуют определенные правила и возможности получения некоторых услуг. У каждого муниципалитета есть ограничения или дополнительные предписания при подаче заявлений. Из чего следует вывод, что технически невозможно предъявить общие требования при получении электронных услуг на всей территории страны. Принцип работы областных порталов Госуслуг схож с общероссийским сайтом, благодаря чему пользователи могут без труда сориентироваться, даже если попали на портал одного из регионов впервые.
Список адресов региональных Госуслуг
Ниже представлен полный список адресов портала Госуслуги по регионам нашей страны. Каждый адрес имеет ту же юридическую силу в предоставлении государственных услуг, что и общероссийский сайт Госуслуги.
Республика Алтай | алтай.рф | Калужская область | uslugikalugi.ru |
Республика Башкортостан | pgu.bashkortostan.ru | Костромская область | gosuslugi.region.kostroma.ru |
Республика Бурятия | pgu.govrb.ru | Курская область | pgu.rkursk.ru |
Республика Дагестан | gu.e-dag.ru | Ленинградская область | gu.lenobl.ru |
Кабардино-Балкарская Республика | gosuslugi.economykbr.ru | Липецкая область | pgu.admlr.lipetsk.ru |
Республика Калмыкия | pgu.egov08.ru | Магаданская область | 49.gosuslugi.ru |
Республика Карелия | service.karelia.ru | Московская область | pgu.mosreg.ru |
Республика Коми | pgu.rkomi.ru | Мурманская область | 51.gosuslugi.ru |
Республика Марий Эл | pgu.gov.mari.ru | Новгородская область | pgu.nov.ru |
Республика Мордовия | gosuslugi.e-mordovia.ru | Омская область | pgu.omskportal.ru |
Республика Северная Осетия — Алания | gosuslugi.ru | Оренбургская область | gosuslugi.orb.ru |
Республика Татарстан (Татарстан) | Псковская область | gosuslugi.pskov.ru | |
Удмуртская Республика | Ростовская область | 61.gosuslugi.ru | |
Республика Хакасия | 19.gosuslugi.ru | Самарская область | pgu.samregion.ru |
Чувашская Республика — Чувашия | gosuslugi.cap.ru | Саратовская область | 64.gosuslugi.ru |
Алтайский край | 22gosuslugi.ru | Свердловская область | 66.gosuslugi.ru |
Забайкальский край | pgu.e-zab.ru | Смоленская область | 67.gosuslugi.ru |
Краснодарский край | pgu.krasnodar.ru | Тамбовская область | pgu.tambov.gov.ru |
Приморский край | gosuslugi.ru | Тверская область | pgu.tver.ru |
Ставропольский край | gosuslugi26.ru | Тульская область | |
Хабаровский край | pgu.khv.gov.ru | Тюменская область | uslugi.admtyumen.ru |
Архангельская область | gosuslugi29.ru | Ульяновская область | gosuslugi.ulgov.ru |
Астраханская область | gosuslugi.astrobl.ru | Челябинская область | gosuslugi74.ru |
Белгородская область | gosuslugi31.ru | Ярославская область | 76.gosuslugi.ru |
Брянская область | 32.gosuslugi.ru | Москва | |
Волгоградская область | gosuslugi.volganet.ru | Санкт-Петербург | gu.spb.ru |
Воронежская область | pgu.govvrn.ru | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86.gosuslugi.ru |
Ивановская область | pgu.ivanovoobl.ru | Чукотский автономный округ | gosuslugi.chukotka.org |
Иркутская область | 38.gosuslugi.ru | Ямало-Ненецкий автономный округ | pgu-yamal.ru |
Калининградская область | ar.gov39.ru |
Как проходит регистрация
Следует знать! При регистрации на одном из региональных порталов ваши данные автоматически заносятся в , что позволяет в дальнейшем без повторной регистрации авторизоваться на сайте Госуслуг другой области.
Регистрация на региональных порталах полностью идентична . Для начала вам необходимо заполнить форму с личными данными и подтвердить номер мобильного телефона. После чего вы получите доступ к минимальному списку услуг и справочной информации.
Для расширения доступа к другим услугам в личном кабинете Госуслуг потребуется ввести данные своего и номер СНИЛС. Как только информация будет подтверждена Пенсионным фондом и Миграционной службой, вы сможете записаться к врачу, или, например, проверить штрафы ГИБДД.
Чтобы воспользоваться полным спектром услуг следует личной явкой в один из центров услуг (список адресов ближайших центров можно посмотреть на сайте Госуслуги). В результате вы сможете заказывать любые справки, подавать заявления на оформление личных документов и оплачивать счета.
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.
Основными функциями МФЦ являются:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.
Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .
Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы» . Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» .