Иконография благовещение пресвятой богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

1.
Благовещение (Устюжское)
Век:XII

Иконографическая справка: Возможно, икона попала в Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря из основанной в 1103 г. церкви Благовещения, находившейся напротив монастыря, на другом берегу реки Волхов, либо воспроизводит главную икону этой церкви. От расположенной вверху в сегменте фигуры Ветхого Деньми к изображению Богоматери шел ныне утраченный луч света со Святым Духом в виде голубя. Эта икона - одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догмат о воплощении Христа, стоявший в центре многочисленных богословских дискуссий, отражен с такой выразительной наглядностью.


Фрагмент

7.
Благовещение (двустороняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Палаты

8.
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание " Акафист "

Иконографическая справка: Иконография широко известна в псковских памятниках XVI века: ангел шагает как бы из портика, ноги его заслонены городской стеной. Капители колонн изображены в виде масок. Фигуры помещены на широкой полосе позема. Спереди пространство отгорожено невысокой стеной. Архангел входит через темный проем левой палатки, занавешенный красной тканью. Колонна на переднем плане подчеркивает глубину пространства.

Стилистическая справка: Тщательно разработанная цветовая гамма, использование в холодной зоне спектра наряду с зеленым ахроматических тонов (серые по контрасту с красными воспринимаются как зеленоватые), смуглое личное письмо делают публикуемый памятник классическим произведением псковской иконописи середины XVI века.

9.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.
Век:XVI
Место создания: Россия

Иконографическая справка: Рассматриваемая икона воспризводит стандартную для XVI века иконографическую схему, но имеет и некоторые оригинальные особенности. Арочная скамья, обыкновенно помещавшаяся поверх широкой полосы позема, здесь опущена до самого края ковчега. Архангел Гавриил фактически идет по воздуху, так как ступни его ног висят на фоне арочек. Трон Богоматери и его подножие поставлены поверх скамьи и висят в воздухе на фоне зданий. Если позы и жесты фигур на общепринятые, то архитектура имеет свои неповторимые особенности. Позади Богоматери и архангела помещены высокие палатки, соединенные велумом. Яркой особенностью иконы является большая пространственная пауза между фигурами. В ней помещена украшенная орнаментом стена, имеющая дугообразный, выгнутый верх. Дуга стены как бы соединяет широко разнесенные в стороны фигуры.

11.
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе слева изображен Архангел Гавриил, простирающий правую руку к Марии. Справа сидит Богоматерь с веретеном в руке. От веретена тянется пурпурная нить - символ зарождающейся плоти Христа. На Марию в лучах нисходит Святой Дух. Архитектура заполняет все свободное пространство фона. Трон Богоматери помещен над нижним краем ковчега на фоне арочек скамейки.

Стилистическая справка: В сравнении с изображениями Благовещения в праздничных чинах из церквей Николы со Усохи и Николы в Любятово, в иконографии данной иконы присутствует ряд новых деталей. Так, сидящая на престоле Богоматерь изображена на фоне купольного здания сложной формы с портиком, полукруглое завершение которого напоминает киворий (надпрестольную сень). Еще одна особенность данной иконы - полоса ткани, перекинутая через велум, соединяющий здания, не имеет аналогий в древнерусском искусстве.

12.
Благовещение (с клеймами Акафиста)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

13.
Благовещение (с клеймами жития Богоматери)
Век:XVI

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров в храм Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Благовестие Иоакиму в пустыне 4. Благовестие Анне в саду 5. Зачатие Богородицы 6. Рождество Богородицы 7. Благословение иереев 8. Ласкание Богородицы 9. Первые шаги Богородицы 10. Введение во храм 11. Моление о жезлах 12. Обручение Марии с Иосифом 13. Благовещение 14. Рождество Христово 15. "Смертное" благовещение 16. Богородица на горе Елеонской 17. Прощание с женами Иерусалимскими 18. Успение Богородицы

Стилистическая справка: Сцены в клеймах и в среднике написаны на золоте. В колорите примечательно почти полное отсутствие синих (лазоревых) красок, вместо которых иконописец вводит зеленые тона разных оттенков. Активно используются светлые розоватые и охристые тона, что придает живописи иконы мягкое элегическое звучание, свойственное произведениям московской школы живописи XVI в.


Фрагмент. Средник иконы

14.
Век:XVI-XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское", Москва

Иконографическая справка: Основой иконографии для данной иконы стал евангельский текст о явлении Богородице архангела Гавриила с благою вестью о том, что Она родит Божественного Младенца (Лука, I, 26-38). Архангел Гавриил поднял правую руку в жесте обращения, в левой держит страннический посох - атрибут небесного посланничества. Богородица стоит перед богато орнаментированным троном с пряжей в руках. Вверху - восседающий на небесном престоле Господь Саваоф. Поверх мафория Богоматери, на груди Ее написана фигура обнаженного Младенца Христа, символизирующего уже Воплощенное Божество. Редкой иконографической особенностью соловецкой иконы является изображение на фоне стены, между фигурами архангела и Богородицы, горы с крутыми уступами и черным проемом пещеры. Эта деталь служит прообразом Рождества Христова, на что указывает и надпись, выполненная в проеме пещеры: "Гора и вертеп / в нейже родися Xристос". Введение в сюжет "Благовещения" новых деталей связано с обращением художника к текстам "Акафиста Пресвятой Богородице", в стихах которого Мария воспевается как "Гора Нерукосечная", "Глубина Неизмеримая", "Чрево Божия воплощения", "Вместилище Бога Невместимого". Образ Благовещения из Соловецкого монастыря отличают также заполненность иконного пространства сложной архитектурой, декоративность и обильное применение орнаментальных мотивов.


Фрагмент. Богородица

15.
Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей


Фрагмент. Богородица.

16.
Век:XVII

Иконографическая справка: В иконе использован широко распространенный, характерный для праздничных чинов извод, получивший новую редакцию в иконописной мастерской Оружейной палаты за счет введения в композицию заимствованных из европейских гравюр архитектурных форм с элементами ордера и полами "в шахмат".


Фрагмент. Богоматерь (Благовещение)

17.
Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Иконографический тип иконы близок "устюжскому" изводу, с которым ее сближает поза Богоматери, стоящей и держащей обеими руками пряжу так, что правая ладонь прижата к груди. Во всем остальном композиционная схема иконы иная: ангел не стоит, а устремляется навстречу Деве Марии, делая шаг левой ногой; изображение Младенца, входящего в лоно Богородицы, отсутствует. Непосредственным иконографическим образцом для публикуемой иконы мог стать образ "Благовещения" конца XVI века, находившийся в местном ряду Троицкого собора Ипатьевского монастыря, вложенный Годуновыми. Единственное отличие - жест принятия благодати правой руки Богородицы. Поскольку годуновская икона в настоящее время находится под записью 1701 года (мастер Амвросий Романов), невозможно судить о том, насколько этот жест первоначален и не был ли он изменен понови-телем. Во всех остальных деталях, в частности в форме архитектурных построек за архангелом Гавриилом и Богородицей, иконы совпадают.

Стилистическая справка: Обращает на себя внимание обильное использование иконописцем малинового бакана в изображении гиматия архангела, что отражает изменение колористического строя, произошедшее в середине XVII века в иконописной практике столичных мастеров за счет внедрения в технологию новых материалов.

18.
Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

19.
Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Живопись праздников из церкви Иоанна Предтечи знаменует собой следующий шаг в развитии новой художественной культуры на Вологодском Севере. Иконописцы уже более последовательно пользуются приемами прямой перспективы и передают объемность фигур и предметов, глубину пространства. Прежние "нутровые палаты" постепенно превращаются в изображение интерьера, в оконных и дверных проемах которого просматривается дальний план с элементами окрестного пейзажа и архитектуры. Фигуры персонажей изображаются в сложных поворотах и ракурсах.

В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).

Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.

Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.

Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.

Описание сюжета из апокрифичкеских источников

Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».

Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!...», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).

Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.

Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) - сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23).

Почитание иконы Благовещение

Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.

Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.

Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой.

Какое чудо произошло

С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.

Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси

Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.

Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.


иконописец Юрий Кузнецов
Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни - Благовещенская.

Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.

С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.

Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.

Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.

Значение иконы

Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.

25 марта 5549 года от сотворения мира произошло одно из основных событий в истории христианства. Именно в этот день благочестивой деве Марии явился ангел и поведал ей, что она станет матерью спасителя человечества. Произошедшее чудо нашло отражение во многих религиозных и светских художественных произведениях.

История святого лика

Благовещение Пресвятой Богородицы - один из самых значимых праздников христианского мира. По важности он стоит на третьем месте после Рождества Христова и Пасхи. О чудесном событии рассказывается в Евангелии и апокрифах первых веков христианства.

Икона Пресвятой Богородицы «Благовещение»

Библейский сюжет

Основную информацию об этом событии содержит Евангелие от Луки. Оно повествует, что архангел Гавриил явился в дом праведного мужа Иосифа и благочестивой Девы Марии с радостной вестью. Он поведал, что Господь выбрал её для рождения Спасителя человечества. Мария смиренно приняла волю Всевышнего. На давшую добровольное согласие стать матерью Сына Господня деву снизошел Святой Дух, заполнивший её лоно.

Более подробная информация даётся в различных раннехристианских апокрифических сочинениях. Их знание играет важную роль в понимании иконографии сюжета Благовещения. В некоторых источниках говорится, что в момент явления ангела Пречистая Дева занималась плетением пурпурной завесы для храма в Иерусалиме.

В других религиозных текстах, построенных на логической основе, упоминается о двух явлениях Посланника Божия. Первое из них произошло у колодца, где Мария слышала лишь голос ангела. Оно должно было подготовить её к встрече с посланником в человеческом обличии. Описание второго явления, произошедшего в доме, практически полностью совпадает с текстом святого Луки.

Описание занятия Марии в момент появления перед ней архангела Гавриила иногда рассказывает, что она читала книгу. Исследователи предполагают, что она могла изучать Святое Писание или записи пророка Исайи, в которых предсказывалось появление богочеловека, рожденного простой женщиной.

Появление праздника

Первые изображения сюжета Благовещение, найденные в раннехристианских катакомбах, относятся ко II в. н. э. Поэтому некоторые историки христианства считают, что традиция празднования чудесного явления была заложена в апостольский период. Достоверные сведения о начале почитания Богородицы относятся к IV в., когда, благодаря деятельности святой Елены - матери Константина Великого - произошло открытие святых мест, связанных с основными библейскими событиями. Благовещение становится одним из главных христианских праздников к VII в., когда он распространился не только по Византии, но и по Европейским государствам.

Иконография

Художественное выражение праздника Благовещение создавалось на основе многочисленных письменных источников. Иконография образа Благовещение Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Библейский сюжет представлен в православной иконописи четырьмя основными типами, основанными на различных трактовках события, создателями Евангелия:

  1. Самым распространённым типом иконы является «Благовещение с рукоделием», созданное на основе Протоевангелия от Иакова. Жрецы иерусалимского храма решили соткать для него новую завесу. Для этого выбрали восемь дев, которые на основе жребия выбрали себе материал для работы. Марии достались пурпур и багрянец, забрав которые она вернулась домой и принялась за работу. Именно в этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Образ «Благовещение с книгой», основывается на рассказе псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария прилежно служила Господу, посвящая своё время праведному труду и чтению священных и религиозных текстов. На основе этой записи появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется Посланник Божий.
  3. К благовещенскому типу икон относится образ «Богородица у колодца» (Предблаговещение). Сюжет, на основе которого создавался художественный образ, описывается в 11 главе Евангелия от Иакова. Дева Мария с кувшином в руках набирает воду из колодца и слышит голос невидимого ещё ангела, призывающий её радоваться. Испугавшись, она возвращается в дом и возвращается к своему занятию. Часто это изображение входит в состав житийных икон Богоматери.
  4. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы «Се раба Господня» изображает Деву Марию, радующуюся вести, принесенной ангелом. Отличительной чертой этого извода является раскрытая перед Богоматерью книга.
На заметку! Четыре перечисленных сюжета сохраняются в иконописи на протяжении многих веков, дополняясь деталями, соответствующие духу времени. На однотипных иконах разного времени отличаются постановка и поза фигур, архитектурные и пейзажные детали.

Известные изображения

В православной церкви иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» получили широкое распространение. Они относятся к различным типам и техникам выполнения и являются одними из самых почитаемых у верующих людей.

Тиносская икона

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы предположительно написана апостолом Лукой в начале I в.н.э. Название получила по месту обретения в 1823 году. Образ относится к типу «Богородица с рукоделием». Её нашли в земле после упорных поисков, которые начались после видения монахине Пелагии.

Сегодня икона находится в одноимённом храме на острове Тинос. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда и проходят на коленях путь от порта до храма, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Мозаика в храме Святой Софии в Киеве

Мозаичная икона, расположенная на столбах в киевском храме Святой Софии. В руках Девы Марии, одетой в синее одеяние, находится веретено с пурпурной нитью. Правая рука архангела Гавриила поднята в благословляющем жесте. В левой руке Посланника находится жезл. Он выглядит более угловатым и грузным, чем женская фигура.

Мозаичная икона Богородицы в Софийском соборе

Интересно! Основываясь на разнице в технике исполнения фигур, входящих в состав композиции, исследователи считают, что над фигурами работали два мастера.

Устюжное благовещение

Особо почитается в Русской православной церкви чудотворная икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжная. Образ написан в начале XII века в Великом Новгороде. Своё название она получила благодаря легенде, появившейся на основе жития Прокопия Устюжского. В 1290 году блаженный Прокопия призывал жителей Великого Устюга прийти в храм и молиться, чтобы город обошла стороной страшная беда. Когда над поселением сгустились тучи, засверкали молнии и ударил гром горожане укрылись в церкви и начали возносить молитвы Небесной Заступнице. В ответ на их молитвы из иконы потекло миро, а тучи над городом рассеялись.

Интересно! Несмотря на то, что образ написали в Великом Новгороде, церковь долгое время поддерживала легенду об устюжном происхождении реликвии.

Сегодня подлинник иконы хранится в Третьяковской галерее. Но существует несколько почитаемых списков, которые хранятся в следующих храмах:


По типу икона относится к «Благовещению с рукоделием». Характерной особенностью этого иконографического извода является фигура младенца Христа, входящего в чрево Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично, лишенное архитектурных деталей.

Благовещение Андрея Рублёва

Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных благовещенских икон Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она сидит на престоле с наклоненной в сторону Божьего Посланника головой. Цветовая гамма образа очень символична и выражает радостное, праздничное настроение. В ней преобладают золотые, красные и зелёные тона.

Значение иконы

В образе Благовещения воплощены смирение, покорность и вера в Силу Господа Девы Марии, которая духовным подвигов чистоты сердца и помыслов, служением и любовью к Нему заслужила стать матерью Спасителя рода человеческого.

С другой стороны, художественное воплощение известного сюжета отражает любовь и заботу Бога о своих детях.

В чём помогает

Дева Мария на иконе представляется идеальной женщиной-матерью. Перед её образом молятся о помощи в следующих проблемах:

  • в женском и мужском бесплодии;
  • в недугах тела и души;
  • в заточении;
  • зависимости от наркотиков, алкоголя и других искушений;
  • в избавлении от грехов;
  • душевного смятения.

Вообще, к богородичным образам обращаются с любыми проблемами и горестями. Особенной силой обладает молитва, возносимая к Заступнице 7 апреля - Праздник Благовещения.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы - художественное воплощение важного для каждого христианина события. Она учит смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей.

Икона Благовещения Божией Матери

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Праздник Благовещенья

Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери. В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами.

Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить.

На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья.

В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней - ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть.

Сила иконы

Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.

Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы.

В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

О чем просят икону

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии. Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении. Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Правильно читайте молитву дома.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Оформите свой красный уголок в доме, добавив к уже существующим образам икону Пресвятой Богородицы. Она защитит вашу душу, если вы будете обращаться к ней с помощью молитв каждый день . Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и




Top