Изменение окончаний прилагательных по родам и падежам. Изменение имён прилагательных по падежам

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Трудно вообразить живой разговор без ярких эпитетов, отражающих чувства человека – восхищение, ликование, радость, досаду, негодование. В основном эти необычные слова, делающие нашу речь насыщеннее – прилагательные, которые обозначают качество предмета и отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Определения просты в произношении, но не только школьники, но и взрослые, путаются в их написании. Чтобы избежать ошибок при письме, нужно правильно определять падеж этих колоритных слов.

Как определить падеж прилагательного по существительному

Обычно прилагательное согласуется в падеже с соподчиненным существительным. Рассмотрим простенькое предложение: “Узкая тропинка бежала через ельник, петляя и извиваясь, пока, наконец, не исчезла в непроходимой чащобе”.

  • Ищите прилагательные, поставив вопросы – какая? какой? Выходит, что 2 слова – узкая и непроходимой – прилагательные.
  • Найдите существительное связанное с первым эпитетом, спросив – что? Ответ – тропинка, которая стоит в именительном падеже, выходит, и узкая – такого же падежа.

Запомните: если существительное является подлежащим – это И.п., если второстепенным членом – В.п.

  • Второе существительное – в чащобе, оно отвечает на вопрос – в чем? где? и имеет предложный падеж, поэтому и прилагательное – в непроходимой, стоит в П.п.

Как определить падеж прилагательного женского рода

Для каждого рода прилагательных свои правила определения падежей. Разберем склонение женского рода.

Именительный падеж обладает окончанием – ая, -яя, родительный, дательный, творительный и предложный – ой, -ей. Винительный – ую, -юю. Подробнее – в примере.

Как видите, окончания в разных падежных формах одинаковые, поэтому в случае затруднения, перепроверьте правописание по зависимому существительному, воспользовавшись подсказкой из 1-го пункта.


Как определить падеж прилагательного мужского рода

Чтобы определить падеж прилагательные мужского рода задайте к нему вопрос и ориентируйтесь по окончаниям:

И.п. – окончания – ой, -ый, -ий;

Р.п. – ого, -его;

Д.п. – ому,-ему;

В.п. – если предмет неодушевленный окончания будут – ой, -ый, -ий, живой объект – ого, -его;

Т.п. – ым, -им;

П.п – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного среднего рода

В именительном и винительном падеже прилагательные среднего рода единственного числа оканчиваются на – ое, -ее. Далее идет без повторов – родительный падеж – ого, -его, дательный – ому, -ему, творительный – ым, -им, предложный – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного множественного числа

Эти словоформы отвечают на вопрос – какие?, совпадают в числе с зависимым существительным и имеют такие падежные окончания:

И.п. – ые, -ие;

Р.п. и П.п. – ых, -их;

Д.п. – ым, -им;

В.п. – одушевленные предметы по Р.п., неодушевленные – по И.п.;

Т.п. – ыми, -ими.


Итак, вы узнали, как определять падеж имени прилагательного, пора закрепить результат. Распечатайте схемы-подсказки и пользуйтесь ими по мере надобности, чтобы писать правильно любое сложное прилагательное.

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП

    Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.

    Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.

    Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.

    падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,

    интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род

    Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:

    Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:

    Голубое небо

    Голубого неба

    Голубому небу

    Голубое небо

    Голубым небом

    О голубом небе.

    Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.

    Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.

    Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).

    Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.

    Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

    Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.

    Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.

    Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.

    Например:

    1. Синее небо. Сущ. имеет именительн. падеж (что?). Значит и прилагательное тоже стоит в этом падеже.
    2. Унылой порой (чем?). Творительный.
    3. Радоваться желтому солнышку (чему?). Дательный.
    4. Принес радостную весть (кого что?). Винительный.
    5. Пришел поблагодарить лучшего друга (кого чего?). Родительный.
    6. Сожалеть о потраченных деньгах (о чем?) предложный.

    Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.

    Например:

    слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.

    Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.

    Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).

    Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.

    Давайте разберем пример:

    Я хочу попрощаться со старыми вещами.

    У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.

    То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.

    Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.

    Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.

Конспект урока русского языка

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Цели: 1. Познакомить детей со словообразованием прилагательных по падежам.

Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Ход урока

1. Мотивация учебных действий

Легкий или трудный для вас урок русского языка?

Почему?

Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

(говорим, читаем, слушаем, пишем)

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

«Мудрым никто не родился, а научился».

Как вы понимаете эту пословицу?( Мудрости можно научится на ошибки других. Му́дрость- это способность грамотного, точного и истинного применения знаний.)

Поднимите руку, кто хочет стать сегодня мудрее. Значить будем – учиться.

Какой раздел русского языка мы начали изучать?(Имя прилагательное)

Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи

2. Чистописание и актуализация знаний

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?(изменяемая часть слова)

Назовите, какие окончания могут иметь существительные ж.р., м.р., с.р.

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

Посмотрите, что общего в этих словах?(Все слова им. прилагательные в ед.ч.)

Что такое имя прилагательное?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р. → ж.р. → с.р.

Запись на доске: Ойыйий аяяя оеее

Напишите эту цепочку до конца строки.

3. Словарная работа

1. Задание:

По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

Прекрасная, солнечная, морозная…(погода)

Сладкие, яблочные, горячие, ароматные…(пироги)

Белые, легкие, пушистые, кучевые …(облака)

Свежая, русская, интересная, ежедневная…(газета)

Водный, белый, комфортабельный…(корабль)

Проверьте, так получилось?

2. Задание:

В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

Какие это слова?

3. Задание:

Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому-либо грамматическому признаку.

По роду: погода пироги облака

Газета корабль

По числу: ед.ч (газета, корабль, погода)

Мн.ч. (пироги, облака)

Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?(род, число, падеж)

Физминутка

4. Постановка проблемы и выход из нее.

1. Задание:

Записать под диктовку.(Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.)

а) Определите роль имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.(В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р. и т.д.)

б) Определите число имен прилагательных.

Сделайте вывод. (Имя прилагательное всегда находится в том числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.)

Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

Мы не можем это сделать.

Какой вопрос возникает?(Склоняются ли имена прилагательные?)

2. Задание. Работа в парах.

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1ряд: зимний день

И.п. какой ? зимний что? день

Р.п. какого? зимнего чего? дня

Д.п. какому? зимнему? чему? дню

В.п. какой? зимний? что? день

Т.п. каким? зимним чем ? днём

П.п. о каком?зимнем о чем ? о дне

2 ряд: зимнее утро

Им.п. какое? зимнее что? утро

Р.п. какого? зимнего чего? утра

Д.п. какому? зимнему чему? утру

В.п. какое? зимнее что? утро

Т.п. каким? зимним чем? утром

П.п. о каком? о зимнем о чем? об утре

3 ряд: зимняя погода

Им.п. какая? зимняя что? погода

Р.п. какой? зимней чего? погоды

Д.п. какой? зимней чему? погоде

В.п. какую? зимнюю что? погоду

Т.п. какой? зимней чем? погодой

П.п. о какой? о зимней о чем? о погоде

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой пары.

Какой сделаем вывод?

Вывод: Имена прилагательные склоняются по падежам. Имя прилагательное находится в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

Определите, какая сегодня тема урока? (Изменение имен прилагательных по падежам).

Подтвердите свои наблюдения.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Просклонять существительное и прилагательное. Упр.211

И.п. святой источник, святые источники

Р.п. святого источника, святых источников

Д.п. святому источнику, святым источникам

В.п. святой источник, святые источники

Т.п. святым источником, святыми источниками

П.п. о святом источнике, о святых источниках

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр.211(3-4).

И.п. золотое сердце, родная дочь

Р.п. золотого сердца, родной дочери

Д.п. золотому сердцу, родной дочери

В.п. золотое сердце, родную дочь

Т.п. золотым сердцем, родной дочерью

П.п. о золотом сердце, о родной дочери

С какими трудностями вы встретились?

7. Включение в систему знаний и повторение.

Упр.212, с.82

Прочитайте выразительно стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

Сколько в этом стихотворении прилагательных?(11)

Выпиши из текста 5словосочетаний сущ.+ прил., определите род, число, падеж.

лиловый лес (м.р., ед. ч., И.п.)

золот ой лес (м.р., ед. ч., И.п.)

багрян ый лес (м.р., ед. ч., И.п.)

весёл ой стеной (ж.р., ед. ч., Т.п.)

пёстрою стеной (ж.р., ед. ч., Т.п.)

над светлою поляной (ж.р., ед. ч., Т.п.)

жёлтою резьбой (ж.р., ед. ч., Т.п.)

в голубой лазури (ж.р., ед. ч., П.п.)

в сквозной листве (ж.р., мн.ч., П.п.)

тихою вдовой (ж.р., ед. ч., Т.п.)

в пёстрый терем (м.р., ед. ч., В.п.)

Дополнительно:

Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета? Какие из этих слов являются синонимами? (Багряный, багровый)

Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор?(Значение прил. багряный).

Как это можно узнать?(Посмотреть в Толковый словарь.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

По какой теме мы работали?

Как изменяются имена прилагательные?(по родам, числам, падежам)

Как определить падеж имени прилагательного?

Где можно применить полученные знания?

Определите на лестнице успеха свое место.

Домашнее задание

Выучить правило с.81 , упр.4.





Top