Когда идти на кладбище – до или после Пасхи? Убирать могилу перед пасхой принято в родительские субботы

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать усопших родственников. Перед Пасхой достаточно многие следуют традиции отдавать почести почившим.

На Пасху принято приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес!» и отвечать на приветствие «Воистину воскрес!». Также на Пасху обмениваются крашеными яйцами, устраивают соревнования с катанием их по горкам и многое другое. Но поскольку это христианский праздник, важно помнить, что все веселье связано с воскрешением Иисуса Христа.

Лучше всего для этого дня подходят молитвы, помогающие спасти душу и избавиться от грехов, за что и принял мучения Иисус Христос. Одна из таких молитв равноценной по силе молитве «Отче наш». Раньше ею даже изгоняли бесов. Она называется «Да воскреснет Бог ».

Родительская суббота

В календаре есть даты, обязательно определяющиеся Церковью как дни особого поминовения усопших — родительские субботы. Чаще всего они выпадают именно на предпоследний день недели, что и отражено в названии. Их в году несколько: суббота перед Великим постом (мясопустная), субботы 2,3 и 4 недель Великого Поста, Троицкая Суббота и Радоница (вторник после Фомина Воскресенья, второй вторник после Пасхи). Это не все дни, когда Церковь поминает усопших, более того, они различаются между собой по значимости, поскольку есть даже так называемые вселенские родительские субботы .

Однако в советское время закрепилась традиция посещать кладбища в первый день Пасхи. Многие приводят в порядок надгробия и ограды накануне этого светлого праздника, и по сей день в сознании многих закреплено, что необходимо перед Пасхой поминать души усопших родственников.


Можно ли перед Пасхой посещать кладбище

Пасха — это торжество и радость. Само значение и содержание праздника не соответствует мыслям о поминовении умерших. Ведь Пасха связана с воскрешением Иисуса Христа, освобождением людей от грехов и вечной жизнью с Богом. Фактически, посещение кладбища в эти дни — нарушение правил. Ведь даже в церкви не произносятся заупокойные ектении на протяжении всей пасхальной недели.

Поэтому ближайший день для поминовения — это суббота на Фоминой неделе. Во все остальное время от посещения кладбища лучше воздержаться или как минимум не предаваться на кладбище слезам и унынию и не злоупотреблять спиртными напитками.

Кстати, традицию поминать покойных алкоголем церковь тоже не поощряет. Это действо закрепилось в сознании людей вопреки заветам религии.

Поскольку многие поддерживают традицию обмениваться пасхальными крашеными яйцами, стоит задуматься о том, как покрасить яйца без вреда для здоровья и при этом не тратя много средств. Вам подойдут домашние рецепты, в которых используется только растительные красители из обыкновенных имеющихся в каждом доме овощей, Светлой Пасхи, и не забывайте нажимать на кнопки и

29.04.2016 05:06

Праздник Святой Пасхи пропитан обычаями, которые помогают сблизиться с Богом. Следование традициям поможет сделать вашу...

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших...

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

Посещать кладбище, и убирать могилы можно круглый год. Но есть небольшой по времени период, связанный с основным христианским праздником Пасхой, когда лучше этого не делать. Во сем мире принято проводить уборку на кладбище до праздника Воскресения Христова. Важно только знать когда именно. Хорошо, если есть возможность отложить все дела и убрать в специально отведенные для этого дни на протяжении поста.

Когда лучше делать уборку на кладбище: в какие дни лучше воздержаться от посещения кладбища

В первую очередь для проведения уборки на могилах подходит Вербная неделя. Это 6 дней до Вербного воскресенья. Но после этого следует Страстная неделя, когда не желательно заниматься ничем подобным. Церковных канонов запрещающих в этот период навещать покоящихся нельзя нет, но священники на этом настаивают.

Считается, что Страстную неделю нужно проводить в иных хлопотах - подготовке к празднику. Важно успеть убрать дом до Чистого четверга, а в четверг вымыть окна и двери. Очень хорошо самому помыться именно в этот четверг. Закупить необходимые для приготовления праздничных блюд продукты и все приготовить.

В пятницу вообще ничего не делать ни по дому, ни на кухне. Запрещено в этот день печь куличи. Нужно молиться и сходить на вечернюю службу. Именно в пятницу был распят Иисус, поэтому она считается днем скорби и траура. В субботу хлопот обычно больше всего: закончить приготовление еды, сложить корзинку и отправиться на ночную службу. Так что в Страстную неделю не только не стоит, но и некогда ходить на кладбище.

Когда лучше делать уборку на кладбище: Родительские субботы - дни уборки на кладбище

Специально установлены три субботы подряд во время великого поста, вторая, третья и четвертая от его начала субботы, которые подходят для посещения кладбищ. В эти дни в церквах проходят службы за упокой душ умерших. Тем, кто в силу объективных причин не6 смог или не успел попасть к могилам в этот период, остается дождаться восьмого дня после Пасхи. Это как раз за день до Родительского дня. И только тогда заняться уборкой.

Неделю до праздника и неделю после посещать кладбище не рекомендуется. Категорически запрещено ходить к усопшим непосредственно на саму Пасху. Это день радости и его нужно проводить в компании с семьей. Пасха для тех, кого больше нет в живых - это Радоница. Выпадает она на 9 день после основного праздника. Именно тогда нужно идти к могилам и разделить радость светлого Воскресения с усопшими родственниками.

Совесть мучает тех, кому так и не получилось убрать могилы до Пасхи. Но это глупо и бессмысленно. Жизнь накладывает свой отпечаток на каждого и не всегда человеку удается делать то, что он хочет. Есть обстоятельства от которых мы зависимы. А убрать можно тогда, когда появится такая возможность. Главное чтобы те, кто уже покоится на кладбище, оставались в памяти и сердцах живых.

Когда убираются на кладбище перед Пасхой? Пасха – это главный православный праздник, символ возрождения и победы над смертью. Предшествует этому празднику Великий пост, соблюдая который, человек очищается духовно. В мире сложилась давняя традиция приводить к Воскресению Христову в порядок не только мысли, но и свой дом. До празднования Пасхи обычно прибирают после зимы и могилы близких. В какие дни нужно убирать на кладбище? Церковным Уставом назначены «Родительские субботы» – дни, в которые в храмах проводят специальные службы за упокой. В эти же дни посещают кладбища, приводят в порядок могилы, навещают покоящихся. Перед Пасхой, во время Великого поста, установлены три Родительских дня: 2, 3 и 4-я от его начала субботы. Если вы придерживаетесь православных канонов, то лучше посетить кладбище в это время. Однако не у всех может получится сделать это в определенные церковью дни. Например, в районах, где долго лежит снег, можно физически не попасть к могиле. Крайний день перед Пасхой, когда можно убраться на кладбище – суббота накануне Вербного воскресенья. Ходят ли на кладбища в Пасху? На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя. Посещать могилы на саму Пасху – верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня. Для того чтобы разделить радость этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на девятый день от главного праздника. Радоница – это Пасха для тех, кто находится в мире ином. Как правильно проводить дни поминовения? Алгоритм действий следующий: поставить свечу и оставить поминальную записку в церкви; подать милостыню с просьбой молиться о душе усопшего; на кладбище поставить свечу у иконы или креста, перед памятником свечи не зажигают; прочитать молитву; помянуть усопшего добрыми делами, мысленно поговорить с ним; убрать мусор на могиле; обновить краску на ограде, памятнике или поправить крест; подстричь траву, посадить цветы, побелить деревья. А чего нельзя делать на кладбище в родительский день? Запрещается: предаваться горю; устраивать пир; употреблять спиртное или выливать его на могилу; оставлять на кладбище еду – лучше отдать нищим; украшать могилу искусственными цветами; громко разговаривать; оставлять мусор. Если вы не имеете возможности посетить кладбище в родительские субботы, то не нужно мучиться от чувства вины. Нет чётких указаний, к какому дню должны быть прибраны могилы или помыты окна в доме. Мирские привычки не всегда отражают истинную духовность человека. Поставьте свечу в храме, отслужите литургию и панихиду, совершите подаяние и проведите день с мыслями об усопших. Ваши добрые дела – лучшее, что вы можете сделать для их светлой памяти.

Праздник Пасхи в Российской Федерации очень важен. Многие люди с нетерпением ждут пасхальных выходных. Эти дни в большей части посвящаются семье и близким людям. Но главная суть праздника состоит в победе над смертью и духовном возрождении человека.

Приготовление к Пасхе затрагивает многих, так как нужно убрать в доме. Но наведение порядка затрагивает не только живых, но и мир мертвых. Многие до Пасхи стараются привести в порядок могилы усопших.

После зимы могилы умерших нуждаются во внимании. Для православных для уборки могил отведены специальные дни - так называемые «Родительские субботы».

Это дни, когда церковь поощряет прихожан посещать кладбища для наведения там порядка. Таких субботы всего три. К ним относятся вторая, третья и четвертая субботы от начала Великого поста.

Также в дни, когда можно посещать кладбища для уборки могил, можно еще посетить храм и поставить свечку за упокой умершего родственника.

Из-за быстрого ритма жизни и нередко из-за погодных условий не всегда можно успеть убрать могилы именно в эти дни. В таком случае допустимо посещение кладбища еще в субботу перед Вербным воскресеньем.

Праздник Пасхи для живых

Каждый день Страстной недели, которая проходит непосредственно перед Пасхой, несет в себе некий смысл, напоминает о красоте и ценности человеческой жизни. В эти дни церковным Уставом запрещается посещать территорию мертвых, кладбища.

А также следующие 8 дней тоже нельзя ходить к усопшим на кладбища. Только на 9 день наступает Радоница – это праздник «Пасха для усопших». Именно в этот день нужно идти на могилы предков и разделить с ними радость воскрешения Спасителя.

На сегодняшний день осталось мало людей, которые придерживаются религиозных традиций. Но при этом все должны знать правила поведения на кладбище.

Поминая усопшего нужно вспоминать о его добрых делах при жизни. Нужно воздерживаться от проявления бурных эмоций и громких высказываний.

Следует отказаться от пира на могиле, так как церковь не приветствует распивание алкоголя и употребление еды на кладбище. Оставлять угощения на могиле - тоже не лучшая традиция. Отдайте еду лично в руки тем, кто в ней действительно нуждается.




Top