Крестная сила. Сила крестная

Крестная сила - сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест — это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, крестного знамения.

Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, — защита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу — народная демонология — не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).

«Крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, — писал корреспондент в Тенишевское бюро о Гжатском у. Смоленской губ., — стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках» для предохранения от нечистой силы и колдовства.

Указание на этот благочестивый обычай — выжигание крестов — одно из наиболее часто встречающихся во всех тенишевских материалах. Различие лишь в том, что в большинстве сообщений речь идет о свечах Великого Четверга, но встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолках, потолках, избяных матицах.

По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою — кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В.И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.

Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник — «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля.

А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись.

Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, — крестились.

«При упоминании о нечистой силе, — писал Ф. Зобнин, — у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому — «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда — «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением.

Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья — человек остается без защиты.

Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенным для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.

При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили «Господи, благослови». Существовали понятия благословенный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.

Крестились, когда подавали питье и еду приезжему (или прохожему) человеку чужой веры, которого опасались, «чтобы не напустил нечистого»; посуду после него перемывали со св. водою. Но при этом его никогда не обидят, лишней копейки с него не возьмут за ночлег, «а то еще и совсем не просят, а что дадут, за то и спасибо» (сведения Волховского у., Орловской губ.).

Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» — причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей — отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.

Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего — осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств — поведение в них определялось устоявшимся обычаем, — возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», — говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста — не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.

За 100 лет после революций в России мы, ее граждане, в абсолютном большинстве позабыли суть многих православных торжеств. Некоторое представление имеем лишь о Пасхе да Рождестве, символизирующих заключительно-кульминационный и начальный моменты земного бытования Спасителя. И все же память о христианских праздниках к русским людям как будто понемногу возвращается. Например, Крещение, приходящееся на 19 января, у нас отмечают все более активно и массово. В чем смысл и каковы особенности этого замечательного празднества?

Два дня, 18 и 19 января, вся вода в реках, озерах, подземных источниках меняет изначальные свойства. Впоследствии она может храниться годами и не портиться, проявляя целебную силу. Даже многие врачи из тех, что не относят себя к верующим, рекомендуют употреблять ее при различных заболеваниях. Более того, если чуть-чуть этой воды добавить в другую, самую обычную, то последняя получит сходные качества, хотя и послабее. С научной точки зрения подобные явления объяснения не находят. Тут мы имеем дело с одним из чудес, ежегодно, наглядно и ощутимо подтверждающим человечеству историю земной жизни Иисуса Христа.

Согласно Евангелиям, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иордана. В те времена это еще не было таинством. Пророк требовал от пришедших к нему покаяния, разрыва с порочной жизнью, а обряд омовения очищал их от прежних грехов. Когда же перед ним предстал безгрешный Господь, Иоанн моментально понял, Кто его посетил, был поражен и с благоговейным трепетом произнес: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Христос на это ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», - и принял крещение от праведника.

Небо отверзлось, снизошел на Спасителя Дух Святый в виде голубя, и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 14–17).

Тогда Иисус впервые открылся людям как Бог. Отсюда и второе название праздника - Богоявление. Христос очистил, освятил Собой и воду, и человеческую сущность, до той поры слишком низкую, заведомо не способную возвыситься до Божественного идеала. Снизойдя до человека, Он как бы уравнялся с ним, повел за Собой. С Крещения началась Его священная миссия. Здесь к Нему присоединились первые ученики, апостолы - так возник духовный фундамент христианской Церкви. Завершились те сакральные события, как известно, Жертвой, принесенной на кресте, Воскресением и Вознесением.


Ступив в воды Иордана, Господь, по сути, сделал первый шаг к Голгофе, принял на Себя и понес Свой жертвенный крест. Таков, если вкратце, общий смысл и отмечаемого в январе праздника, и процесса принятия новообращенного в лоно Церкви.

Установленное для каждого православного человека таинство крещения - не формально-ритуальное действо с сугубо символическим омовением. Таинства - а их всего семь - суть обряды, в которых незримо пребывает Сам Бог. Во время молитв и некоторых иных богослужений Он может откликнуться на зов страждущих, а может и «промолчать». В таинствах же Его присутствие обязательно.

При крещении человек становится на путь, пройденный и намеченный Христом, отрекается от сатаны и всех его лукавых дел посредством троекратного (перед Воскресением Спаситель на 3 дня покидал сей мир) погружения в воду, символически умирает для прежней, греховной жизни, а затем как бы рождается для жизни новой, получает благодать Святаго Духа. С этого момента его будет сопровождать персональный ангел-хранитель, помогая в благих делах, оберегая от бед и искушений. Присоединяясь к Церкви, каждый получает нательный крестик - как средство защиты от нечисти и, самое главное, как непременный знак своей святой веры. Тот, кто его надел, показывает, что готов нести собственный жизненный крест согласно Христовым заповедям. И только тогда он в полной мере может считаться христианином.

Сам Господь указал, что для спасения души данный обряд необходим: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Кстати, крещение - единственное таинство, которое может провести даже мирянин (если другого выхода нет). Например, на твоих руках умирает больной, жалея, что не удосужился покреститься; или тебя окружили опасные враги и шансов уцелеть мало - любой христианин имеет право трижды погрузить в воду своего некрещеного товарища, а если и такой возможности нет, то допускается полить на него водой, произнося формулу: «Крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И все! Господь услышит вас. Если новообращенный все-таки выживет, то ему следует обратиться к священнику, однако крестить его уже не нужно, надо лишь совершить таинство миропомазания и допустить к Святому Причастию.

В старину ребенка стремились окрестить поскорее, как правило, на сороковой день по рождении. Ныне зачастую руководствуются «рациональными соображениями» - многие родители принимали крещение уже взрослыми и, будучи невоцерковленными, для себя вывели: пускай чадо подрастет, окрепнет. Либо вообще соглашаются с либеральной точкой зрения - мол, вправе ли мы определять за малыша его мировоззрение? Дескать, повзрослеет - сам решит, креститься или нет...


Действительно, Господь даровал человеку свободную волю, предоставил ему право выбора. Если не хочешь, то можешь не обращаться ко Христу, не следовать по трудной, тернистой дороге, которую Он прошел первым. Бог щедр, дает Свои блага всем - и атеистам, и еретикам, и язычникам: солнечный свет, тепло, богатства природы, хлеб насущный, всевозможные виды удовольствий. Живи, пользуйся, наслаждайся. Как радушный хозяин Он исполняет желания любых гостей. Но - именно гостей, здесь и сейчас, во временной, земной жизни. А жизни вечной, в Царстве Божьем, те не получат. Это их собственный выбор, пенять тут не на кого.

С крещением примерно то же самое. Отвергая его или откладывая «на потом», мать и отец отказываются от Божьей помощи в деле воспитания ребенка. Считают, что сами неплохо справятся. Или «делегируют» такое решение отпрыску на будущее. То есть в самый важный период, в пору формирования его личности он остается без присмотра ангела-хранителя, без таинств Святого Причастия, не соединяется с Христом и не получает от Него благодать.

По сути-то, родители все же делают выбор - за ребенка. Лишают того небесной поддержки, ограничивают его духовное пространство. Отвечать за это приходится им, отцу и матери: и, вероятно, здесь, на земле, когда проявляются некие неожиданные для них последствия, и «там», перед Богом - за то, что оказались нерадивыми наставниками, позволили детской душе, вверенной им, заблудиться, увязнуть в болотах безверия.

Но вернемся к Крещению Господню. Оно относится к двунадесятым (двенадцати главным) праздникам. Богослужебные обряды, как сказано выше, символически воспроизводят древнее сакральное событие, дают возможность верующим прикоснуться к нему, в нем поучаствовать. Восходит этот праздник к истокам христианства. Еще в Постановлениях Апостольских отмечалось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Святитель Иоанн Златоуст в 387 году сообщал: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». А святитель Епифаний Кипрский описывал то, как в день Богоявления вода в Ниле и других реках чудесно меняла свойства.

В ранней Церкви обряды разных общин несколько отличались. Праздники Крещения Господня (Богоявления) и Рождества нередко объединяли. Но в 451-м Халкидонский собор внес ясность, выделив Крещение в самостоятельное церковное торжество. Обычно в этот день крестили новообращенных, которые накануне специально готовились, постились. Вместе с ними соблюдала пост вся община, молясь за новых братьев по вере. Отголоски той традиции сохранились и сейчас, и это отражено в Рождественском посте. Вскоре после Рождества в храмах звучат особые песнопения, настраивающие прихожан на приближение дня Крещения.


В канун праздника - 18 января по светскому, григорианскому календарю (5 января по церковному, юлианскому) - предписан строгий пост. Едят лишь один раз, после вечерней службы, блюдо особое - сочиво (каша из крупы, меда и изюма). На службе осуществляется чин великого освящения воды. Ее наливают в специальные емкости, по краям коих закрепляют зажженные свечи. После соответствующих молитв священник в белоснежном облачении выходит из алтаря через главные, царские врата, выносит Честный Крест. Звучат отрывки из Священного Писания - о пришествии Христа, Его Крещении. Верующие молятся, призывая Господа прийти и освятить воду. Священнослужитель под пение тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» трижды погружает Крест в воду. Кропит ею храм и прихожан.

На следующий день, 19 января, чин освящения повторяют. Этот обычай пошел от традиции, существовавшей в Иерусалиме, - устраивать в праздник крестный ход к реке Иордан, к месту Крещения Спасителя. Ныне второе водосвятие служат обычно в храмах, однако в местах, где поблизости есть водоем, готовится «иордань» - прорубь крестообразной или круглой формы. Православные идут к ней крестным ходом, и священник с чтением молитв просит у Господа благословения, трижды погружая в купель крест и подсвечник.

Иностранцы, посещавшие Россию в XVII веке, оставили нам описания подобных торжеств. На Москве-реке служил патриарх со всем клиром, собирались царский двор, войска, столичные жители и приезжие. Освященную воду развозили бочками во дворец и по домам - чтобы кропить жилища, поить скот. Многие добры молодцы тут же ныряли в полынью. Особенно поражало чужеземцев то, что женщины погружали в нее даже младенцев. В наше время подобная традиция тоже получила повсеместное распространение. К крещенским прорубям съезжаются массы народа, желающего окунуться.

Вода в эти дни освящается не только там, где проходят праздничные службы, а повсюду. Ведь нисходит Дух Святый, в связи с чем Господь указал: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). В речке, ручье, источнике можно набрать воду, и она будет крещенской. В православные храмы выстраиваются огромные очереди: многие приходят сюда один раз в году, специально за водой. Хотя ее действие в разных случаях будет не аналогичным. Одно дело - для православных христиан, которые называют ее Великой Агиасмой (Святыней), бережно хранят, принимают благоговейно, натощак, с молитвой - утром, испрашивая благодать на новый день или когда заболели. Такая вода принесет им пользу по вере. Атеисту либо язычнику тоже в чем-то поможет, но станет для него и дополнительным свидетельством: попробуй, убедись в чуде; неужели и после этого не поверишь?


Кстати, окунание в «иордань» не входит в чин водосвятия и к церковным обрядам не относится. Для верующих оно совершенно не обязательно. Иногда таковое бывает формой покаяния - стремлением «смыть грехи», ознаменовать расставание с теми или иными дурными привычками (церковной исповеди это отнюдь не заменяет). Порой таким образом проявляется тяга к укреплению в вере (как, например, во время паломничества, дополнительного поста и т.д.). В подобных случаях купание действительно может поспособствовать укреплению здоровья. В первую очередь - духовного, а телесного - как следствие. Барахтанье в проруби из любопытства, ради острых ощущений, на спор, из желания похвастать перед знакомыми может дать обратный эффект.

Стоит еще отметить, что различные христианские конфессии пользуются разными календарями, и даты праздников у них отличаются. Католики отмечают Крещение Господне в первое воскресенье после 6 января (в промежутке между 6-м и 13-м). Константинопольская патриархия и еще ряд церквей «модернизировались», перешли на «новоюлианский» календарь, празднуют 6 января. Но вода меняет свойства только в дни, установленные для праздника в Русской и некоторых других православных церквях. Пожалуй, это тоже очень важное свидетельство, причем весьма красноречивое.

КРЕСТНАЯ СИЛА.

***

Cила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест — это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, крестного знамения.

Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, — защита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу — народная демонология — не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).

«Крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, — писал корреспондент в Тенишевское бюро о Гжатском у. Смоленской губ., — стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках» для предохранения от нечистой силы и колдовства.

Кресту придавалось особое значение. Присутствие его и осенение крестным знамением имело, по представлениям крестьян, силу оберега. Считалось, что крест охраняет от нечистой силы, от зла и беды. Поэтому крещенскую свечку несли в дом, копотью ее огня или мелом рисовали крестики на дверях, окнах, потолке, на входе в хозяйственные помещения. Огонь и кресты должны были очистить дом от нечисти. Молодежь лазила на чердак ("на вышку") посмотреть, куда будет прятаться домовой.

Указание на этот благочестивый обычай — выжигание крестов — одно из наиболее часто встречающихся во всех тенишевских материалах. Различие лишь в том, что в большинстве сообщений речь идет о свечах Великого Четверга, но встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолках, потолках, избяных матицах.

По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою — кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В.И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.

Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник — «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля.

А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись.

Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, — крестились.

«При упоминании о нечистой силе, — писал Ф. Зобнин, — у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому — «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда — «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением.

Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья — человек остается без защиты.

Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенным для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.

При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили «Господи, благослови». Существовали понятия благословенный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.

Крестились, когда подавали питье и еду приезжему (или прохожему) человеку чужой веры, которого опасались, «чтобы не напустил нечистого»; посуду после него перемывали со св. водою. Но при этом его никогда не обидят, лишней копейки с него не возьмут за ночлег, «а то еще и совсем не просят, а что дадут, за то и спасибо» (сведения Волховского у., Орловской губ.).

Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» — причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей — отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.

Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего — осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств — поведение в них определялось устоявшимся обычаем, — возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», — говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста — не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.

Источники :

М.М. Громыко

Энциклопедия "Русская цивилизация"


сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест - это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, крестного знамения.
Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, - защита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу - народная демонология - не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
«Крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, - писал корреспондент в Тенишевское бюро о Гжатском у. Смоленской губ., - стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках» для предохранения от нечистой силы и колдовства.
Указание на этот благочестивый обычай - выжигание крестов - одно из наиболее часто встречающихся во всех тенишевских материалах. Различие лишь в том, что в большинстве сообщений речь идет о свечах Великого Четверга, но встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолках, потолках, избяных матицах.
По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою - кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В.И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.
Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник - «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля.
А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись.
Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, - крестились.
«При упоминании о нечистой силе, - писал Ф. Зобнин, - у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому - «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда - «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением.
Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья - человек остается без защиты.
Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенным для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.
При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили «Господи, благослови». Существовали понятия благословенный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.
Крестились, когда подавали питье и еду приезжему (или прохожему) человеку чужой веры, которого опасались, «чтобы не напустил нечистого»; посуду после него перемывали со св. водою. Но при этом его никогда не обидят, лишней копейки с него не возьмут за ночлег, «а то еще и совсем не просят, а что дадут, за то и спасибо» (сведения Волховского у., Орловской губ.).
Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» - причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей - отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.
Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего - осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств - поведение в них определялось устоявшимся обычаем, - возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», - говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста - не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.
М.М. Громыко

Святая Сила Воскресенья
Как мне тебя благодарить?
За то, что ты - мое спасенье
И не даешь про то забыть

Как странник бродит по пустыне
В надежде отыскать приют
Так подчиняясь Божьей силе
Душа проходит бренный путь

Как много сумрачного в мире
Везде крамолы темной рать
Не хватит грусти этой лире
Про сумрак этот рассказать

Повсюду плотское веселье
Утех засилье, духа спад
С какой же горечью похмелье
Придет когда - то в этот Ад

Кромешный Ад, когда не свято
Ни честь, ни...


С Благодарностью и Смирением
Силой Веры моей, но Божьей Волей!
Силой Жизни, Любви и Творения

Я пью Чашу Любви
Чашу Веры и Радости
Силой Веры моей, но Божьей Волей!

Чашу Горя Земли
И Святой Благодарности
Силой Веры моей, но Божьей Волей!

Я пью Свет как Вино
Чашей Счастья и Сил
Силой Веры моей, но Божьей Волей!

Отступись Тьма и Зло
Где бы я не просил!
Силой Веры моей, но Божьей Волей!

Мощью Веры в руке
Светом Веры в глазах
Данной...

Как замершие часовые,
Стоят, маяча впереди,
Столбы России верстовые
На страже крестного пути.

В глазах темнеет от мельканий:
Огни, колёса, тень гонца -
Всё скроется за далью дальней.
Дороге русской нет конца.

И нет вовек предела грусти,
Что горло перехватит вдруг,
Когда ты растревожен Русью
И мыслей полон, а вокруг

Нет ни души - лишь пыль да поле.
А над тобою россыпь звёзд...
И всё - на полшага от боли.
И так недалеко до слёз.

Сила духа и терпение разорвут преграды все,
И нацеленность, и вера в сердце вновь откроют свет,
И целебною волною расцветёт во сне душа,
И любовь всегда с тобою будет очень хороша.

Оздоровит твоё тело ангел Счастья и Добра,
Озаришь ты взглядом смелым мир божественный с утра,
Запоют на воле птицы, в чувствах жизнь забьёт ключом,
И родник святой водицы по крови бежит ручьём.

И прекрасной, и лучистой будешь ты дарить любовь,
Что наполнит в теле чистом твою душу, твою кровь,
Будешь...

Свято место - пусто не бывает.
Нынче,Трифон,семью защищает.
Чтоб порядок был в семье,в финансах.
Чтобы кошелек не пел романсов.

Так помолимся мы,Трифону,сегодня
И попросим для себя,здоровья.
Чтоб трудится нам хватало силы.
Помоги нам,Трифон,милый.

СВЯТОЙ ОБЕТ

Скажи за ним тебя Пославшему: добуду –
Заветный клад, как глубоко б зарыт он ни был, отыщу,
От острой боли и от мук не закричу
И об обете уже данном не забуду,
Верну сторицею одолженную ссуду
Духовных и телесных сил… Скажи: пройду, как по лучу…
Среди зыбей и горных троп не расплещу,
Не дам растреснуться хранимому сосуду!

ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕ

Кто преступил – перестрадает,
Обидевший – слезу утрёт,
В словах строжайший даст отчёт,
Кто безрассудно их бросает...
Что...

Святая ночь, зажги огонь.
Святая ночь, лишь мы вдвоём.
Святая ночь, лишь я и ты.
Святая ночь, огонь любви.

Святая ночь, горит заря.
Святая ночь, лишь ты и я.
Святая ночь, нам не забыть.
Святая ночь любви.

Щекой к щеке твоей прижмусь
И нежно локонов коснусь.
Я губы алые зажгу,
За плечи нежно обниму.

Мы улетим с тобой туда,
Где будем счастливы всегда.
Где встретим мы с тобой рассвет,
Рассвет нашей любви.

Святая мать Мария и сын святой.
Да отчем Святы.
И Иордан река.
И плачь стена земли Святой.
Иерусалим и колыбель его.
Спасителя Христа.
Двенадцати апостолов деяния.
И библии рассказ из книги бытия.
Распятия трех людей.
Спасителя Христа.
И матери Светой.
Снов отчима святого блаженного отца.
Двенадцати мужей труды.
И храма рождества святого.
Мария и Иосиф и их младенец.
Им ниспослал писание дух святой.
И ангел Гавриил вдохнул им жизнь.
Отец их Авраам царь всех царей.
И Моисей...




Top