Лестница штурмовка характеристики. Штурмовая лестница. Конструкция штурмовой пожарной лестницы

Ручные пожарные лестницы

Назначение : Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещения, а также для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Испытание : 1 раз в год или после ремонта. Ручные пожарные лестницы после испытаний не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний запрещается.

ТТХ ЛП ЛШ 3-х
колен
ВПЛ
Л-60
ЛСУ
Вес (кг) 10,5 9,8 48 18
Ширина (мм) 346 400 485 425
Длина в сложенном
состоянии (м)
3,4 4,1 4,4 2,1
Длина в разложенном
состоянии (м)
3,1 - 10,7 4,1
Количество
ступеней
8 13 35
(12,12,11)
12
Шаг между
ступенями (мм)
340 340 350 350

Лестница штурмовая (ЛШ)

Назначение : ЛШ используется пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы, а также для обеспечения безопасности работы на крутых скатах крыш.

Устройство : тетивы, ступени, металлические стяжки, крюк.

Испытание : Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты.


Лестница палка (ЛП)

Назначение : ЛП - предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений.

Устройство : Тетивы, ступени. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней.

Испытание : Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты.


Выдвижная пожарная лестница (ВПЛ)

Назначение : ВПЛ предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Устройство : три телескопических колена, механизм выдвигания(ролики, цепь, трос) и механизм останова (напрвляющий угольник, упор, валик с двумя упорами и рычагом). Каждое колено состоит из двух тетив и ступеней. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры.

Испытание : Выдвижную терхколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройство остановки за седьмую ступеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 минуты. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.


Лестница спасательная универсальная (ЛСУ)

Назначение : предназначена для обеспечения действий при тушении пожаров, и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Может использоваться для подъёма пожарных по наружным стенам зданий и сооружений, а также в качестве стремянки.

Устройство : два складывающихся колена (тетивы, ступени), двойной крюк, скобы фиксатора шарнира, рукоятки фиксаторов крюка.

Испытание : нагружают лестницу путём подвески груза 360 кг к двум нижним ступеням при помощи скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы на 2 минуты.

Пожарная штурмовая лестница - ручное специальное приспособление, используемое при тушении пожара и состоящее из двух строго параллельных тетив, жестко скрепленных опорными ступенями и оборудованное крюком для подвески на опорную плоскость.

Штурмовая пожарная лестница (ЛШ) применяется для подъема пожарных на верхние уровни зданий. Главной особенностью этого приспособления является металлический крюк, при помощи которого пожарные штурмовые лестницы цепляются за оконные проемы, ограждения кровли и другие выступающие элементы фасада.

Особенности конструкции

Пожарная лестница штурмовка состоит из следующих элементов (см. схему):

  • тетивы;
  • ступени;
  • шарнир крепления крюка;
  • стяжки;
  • металлические башмаки;
  • крюк.

ЛШ изготавливается из алюминиевого сплава и конструктивно состоит из двух тетив, 13 ступеней, металлического крюка, закрепленного на трех верхних перекладинах. Нижние концы приспособления снабжены заостренными металлическими башмаками, верхние - наконечниками.

На внутренней стороне, в пазах тетив, проложен стальной трос, закрепленный за верхнюю и нижнюю стяжки. Трос служит для страховки конструкции в момент излома тетив.

Подвеска пожарной штурмовой лестницы осуществляется при помощи крюка в верхней части приспособления. Механизм крепления представляет собой консольную конструкцию, расширенную к основанию.

Верх конструкции усилен ребрами жесткости, проходящими по всей длине приспособления. Низ крюка имеет форму зубьев для жесткого крепления с поверхностью.

Требования к конструкции

  1. Общий вес изделия не должен превышать 10 кг.
  2. Отношение массы к длине приспособления должно быть не более 2,65 кг/м.
  3. Штурмовка в рабочем положении должная выдерживать рабочую нагрузку равную 3531,6 Н.
  4. Приспособление, подвешенное за последний зуб крюка, должно сопротивляться нагрузке равной 1569,6 Н и выше.
  5. Остаточная деформация горизонтально стоящей лестницы, после применения к ее конструкции предварительной и контрольной статической нагрузки (490,5 Н; 1569,6 Н соответственно) не должна быть больше 1% от общей длины приспособления.
  6. Тот же параметр, но уже установленной на ребро конструкции, в момент воздействия на нижнюю тетиву грузом в 588, 6 Н - не более 1%.
  7. Ступенька приспособления должна сопротивляться статической нагрузке в 3531,6 Н, приложенной к одной из тетив, без видимых разрывов и деформаций, а также выдерживать крутящий момент равный 50 Нм.
  8. Остаточная деформация ступеней после воздействия на них нагрузок не должна быть более 2%.

Методы испытаний

Инструкция по эксплуатации штурмовок предусматривает их обязательные , по результатам которых составляются акты, позволяющие их безопасную эксплуатацию. Использовать приспособления, не выдержавшие испытания или имеющие визуальные повреждения, категорически запрещается.

Цена таким нарушениям - срыв спасательной операции и травмы персонала.

Весь процесс проверки лестниц делиться на два этапа:

  1. Визуальный осмотр конструкции.
  2. Испытание приспособлений под нагрузкой при помощи специального оборудования.

Внешним осмотром проверяется целостность страховочных тросов и состояние крюка.

Крюк не должен иметь искривлений, трещин и горизонтального люфта. Трос - быть целым и располагаться в пазах тетив.

Испытания под нагрузкой проводятся в два этапа - проверка ступеней и тетив; исследования конструкции крюка.

При тестировании тетив, штурмовка вывешивается на 2–3 зубьях крюка, расположенных у тетив. К середине проступей прикладывается нагрузка 200±10 кгс. Время испытания должно соответствовать 130±10 с.

При проверке крюка, приспособление опирают на большой зуб крюка. На вторую ступень (снизу) подвешивается груз равный 160±5 кгс. Приспособление в таком режиме выдерживают в течении 130±10 с, после чего освобождают от приложенной нагрузки.

Испытуемые образцы не должны иметь внешних повреждений и остаточных деформаций, что подтверждается записью в журнале испытаний.

Подсказки: осмотр приспособления и выполнение технических замеров необходимо проводить по истечении 60 с после освобождения инструмента от нагрузки.

Порядок использования

Пожарный хватается правой рукой, у восьмой ступеньки, за левую тетиву, разворачивает конструкцию башмаками вперед и начинает движение.

Не добегая 9–12 м до стены здания, рывком правой руки поднимает лестницу вверх (над головой).

Резко, башмаками вперед, опускает ее вниз с одновременной установкой левой ноги на первую перекладину, и параллельно цепляя крюк за подоконник второго этажа здания. Можно подниматься.

Если нужно выше - приспособление перемещают на третий этаж и так далее по описанной схеме.

Выполнять рассмотренную операцию можно своими руками, используя при этом три объекта одновременно (см. фото выше).

Такой способ называется - подъем по штурмовым лестницам, установленным «цепью»:

  1. Первый пожарный крепит лестницу за подоконник второго этажа. И поднимается по ней до второго уровня.

  1. Наклоняется и принимает у пожарного снизу второе приспособление, цепляет его за подоконник третьего этажа и поднимается.
  2. Второй пожарный поднимается на второй уровень и принимает у третьего пожарного следующую лестницу.
  3. Передает ее первому, который цепляет ее за подоконник четвертого этажа.

В итоге получается «стационарная» цепочка, состоящая из трех объектов, по которым можно подниматься до четвертого уровня не только участникам сборки (см. видео в этой статье).

Техника безопасности

К работе со штурмовками допускается персонал прошедший проверку знаний правил по охране труда, состоящих из следующих основных положений:

  1. При снятии оборудования с пожарного автомобиля нельзя допускать его удара о землю.
  2. Запрещается эксплуатировать приспособления в случае обнаружения электричества на поверхностях объектов, используемых для опоры при подвеске оборудования.
  3. Приспособление необходимо крепить только на полный крюк.
  4. При подвеске на верхние этажи, пожарный садится на подоконник таким образом, чтобы он мог видеть крюк приспособления.
  5. При заходе в окно, запрещено становиться ногами на подоконник проема.
  6. Не рекомендовано опускать оборудование путем скольжения тетивы по рукам пожарного во избежание падения лестницы.
  7. Запрещается подъем и спуск по штурмовке более одного человека.
  8. Крепление к металлической кровле производить только, после осмотра объекта - убедившись в отсутствии на нем проводов и другого электрического оборудования.
  9. В процесс работы со вспомогательным оборудованием и инструментом необходимо фиксировать свое положение при помощи карабина, пристегивая его к ступеням.

Используя пожарные штурмовые лестницы, необходимо внимательно следить за состоянием доверенного оборудования, и выполнять все виды спасательных работ только с применением боевой одежды и в касках.

Пожарная лестница предназначена для проведения быстрого вывода пострадавших в период возгорания или при возникновении других чрезвычайных ситуаций.

Лестничные устройства для пожаротушения бывают следующих типов:

Специализированная лестница, предназначенная для вертикального подъема и спуска на верхние этажи пожарных, вспомогательного оборудования тушения пожара, а также эвакуации и спасения людей из очага возгорания.


Классификация пожарных лестниц по видам

По своим видам пожарные лестницы разделяются на три группы:

  • Лестницы ручного применения.
  • Автомобильные пожарные лестницы.
  • Стационарные лестницы, которыми в обязательном порядке оснащаются все высотные и малоэтажные здания любого назначения, еще на этапе строительных работ.

Ручные пожарные лестницы

В свою очередь, лестницы, предназначенные для личного, а также группового применения без использования механических средств делятся на:

  • Складная лестница.
  • Выдвижная трехколенная лестница.
  • Подвесная штурмовая лестница.


Трехколенная пожарная лестница (ТТХ)

Лестница ручная трех коленная пожарная - это конструкция из алюминиевого сплава из трех параллельно соединяющихся частей (колен), снабженная механическим приспособлением для их свободного перемещения по отношению друг к другу по оси, в целях быстрой регулировки длины. Начальный отсчет по коленам производится с верхней части лестницы.

На сегодняшний день производятся лестницы только одного типа-трехколенного, имеющие следующие ТТХ.

  • Длина лестницы в сложенном виде составляет 4 метра 38 сантиметров (4380 мм).
  • В раздвинутом, рабочем состояние - 10 метров 70.6 сантиметров (10706 миллиметров).
  • 12 ступеней с шагом в 35 см (350мм) у первого и второго колена и 11 ступеней - у третьего.
  • Ширина в собранном виде - 48 сантиметров.
  • Общий вес конструкции - 46.2 килограмма.


До того как, на вооружение пожарных расчетов появилась трех коленная алюминиевая лестница, в качестве материала для их изготовления использовалось дерево. И ныне существующая маркировка пожарной лестницы Л-60, осталась как раз из того времени. То есть, л - это, лестница, а 60 - ее вес. С тех пор так и повелось на Руси трех коленку называть Л-60. Потом пришли новые технологии, алюминий, Но название не было изменено.

Схему конструкции и работы выдвижного механизма трех коленной пожарной лестницы из алюминия, можно подробно рассмотреть на прилагаемом фото и видео материале.

Правила подъёма и установки выдвижной лестницы

Все действия по перемещению, установке лестницы в рабочее, вертикальное положение, а также выдвижение колен и их последующие складывание производиться боевым расчетом пожарных из двух человек.следующим образом:

Один из бойцов удерживает лестницу за тетиву (боковые, вертикальные стойки) 3 колена, тем самым предотвращая ее опрокидывание. Одновременно с этим, 2 пожарный путем перебора натяжного каната руками вниз, выдвигает 2 часть лестницы до ее установки на крючья останова.третьего колена.

Схема механизма выдвижения и останова колен пожарной лестницы

Точно таким образом происходит выдвижение и третьего участка. Возвращение лестницы в исходное состояние производиться в обратной последовательности.

Спуск, подъем по трех коленной лестнице, как и ее приведение в рабочее состояние и сборка, неотъемлемая часть подготовки современных пожарных отрабатывается на обязательных тренировках до полного автоматизма по установленным временным нормативам при различных ситуационных обстоятельствах.


Испытательные проверки

Испытание трехколенной лестницы, проводятся не реже одного раза в год и в обязательном порядке, после ее ремонта. Что фиксируется в специальных актах.

Применение пожарного оборудования, в данном случае ручной, выдвижной трех коленной лестницы имеющей повреждения и неисправности конструктивных элементов как самой лестницы, так и выдвижного механизма или не прошедших плановую техническую аттестацию, для тушения пожаров либо тренировочных процессов, строго запрещено.


При проведении испытаний, исправность состояния лестницы производиться следующим образом:

Собранная на полную длину, на ровной и твердой площадке по выше названым правилам лестница, устанавливается под углом в 75 градусов относительно к горизонтальной поверхности, к стене подходящего по высоте здания. Угол (75°) определяется расстоянием в 280 сантиметров между опорными башмаками лестницы и стеной.

Далее, каждое из трех колен подвергается нагрузке в своей средней части, весом в двести килограмм на протяжение двух минут времени. В таком виде происходит и проверка выдвижного механизма и вспомогательной веревки и троса.

Испытания считаются успешно проведенными, только в том случае, если после снятия нагрузки с составных частей конструкции в ее работе не происходит изменений, типа деформации отдельных деталей и всей лестницы в целом. Заедание при выдвижении и сборке колен или обрыве веревки (троса).

В верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей . Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте .

В настоящее время применяется редко, в основном на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту . Штурмовые пожарные лестницы не предназначены для спасения людей из горящих зданий, кроме сложных экстренных случаев.

Конструктивные особенности

Отношение массы лестницы к ее длине не должно превышать 2,65 кг/м .

Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • обозначение лестницы;
  • порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
  • месяц и год изготовления.
Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации изделия.

Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке .

Требования к штурмовым лестницам

Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро, после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация неопертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины неопертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация середины ступеньки штурмовой лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2 % от ширины лестницы (колена) в свету.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.

Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).

Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс) .

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента .

Ранее, в приказе МЧС от 31.12.2002 №630, так же имелись следующие требования:

При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся .

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках .

Внешним осмотром у лестницы-штурмовки проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовки состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовку подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовку подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовку не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части .

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка .

К работе с ЛШ допускаются лица, прошедшие проверку знаний правил работы с лестницей в соответствии с Правилами по охране труда в подразделениях

ТТХ различных модификаций

ПОКАЗАТЕЛИ МАРКА ЛЕСТНИЦЫ
ЛШМ ЛШ ЛШМ ЛШМ ЛШМ ЛШ ЛШМП
Код изделия 48 5485 1904* 48 5485 1916* 48 5485 1901* 48 5485 1425*
Нормативный документ ТУ 78.7.204-95 ТУ 4854-034- 00323890-99 с изм. ТУ 78.7.013-94 (ТУ 4854-013 -08556091-01) ТУ 4854-015-08559824-99 с изм.1 ТУ 4854-015-00232236-03 ТУ У 28.7-26287312-013 -2003 ТУ 4854-003-44036714-98
Код предприятия изготовителя
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры, (ДхВхШ), мм 4100х655х300 4110±5х655±5х300±3 4100х643х300 4100±5х641±5х300±3 4110±5x655±5x300±5 4100±5x655±5x300±5
Расстояние между ступенями, мм 340 340 340±3 340 355
Климатическое исполнение (ГОСТ 15150) У, ХЛ УХЛ 1 У, ХЛ УХЛ 1 УХЛ1
Расстояние между внутренними кромками стоек, мм 250 250 нет данных 250±2 нет данных нет данных
Масса, кг, не более 11 10,8 9,5 9 8,6 10,8 10,9
Гарантийный срок службы, мес, не менее нет данных 12...24 нет данных 12 12...24 12



Top