Методы розыска пострадавших в очагах катастроф. Медицинская эвакуация: Способы выноса пострадавших из очага поражения. Обеспечение безопасности при эвакуации пострадавших

Помимо оказания самопомощи и взаимопомощи обучаемые должны овладеть способами выноса пострадавших в безопасные места и для погрузки на транспорт. Эти способы диктуются характером поражения, состоянием пострадавшего и наличием подручных средств для выноса. Например, можно перемещать пострадавших на подстилках, листах фанеры и т.д.

Наиболее удобным средством транспортировки пострадавшего являются санитарные носилки (рисунок 11).

Рис. 11. Переноска раненого на носилках

Рис. 12. Приемы переноски раненых: а - с помощью лямки; б - на спине; в - вдвоем на руках (замком из трех или четырех рук)

Укладывать пострадавшего на носилки производится следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них. Можно брать пострадавшего и за одежду.

Можно устроить импровизированные носилки с помощью подручных средств (пальто, простыни, одеяла, палатки и т.д.), привязав их к двум жердям.

Одним из надежных способов транспортировки пострадавших является переноска на лямке, сложенной, кольцом или восьмеркой. Пострадавших можно также выносить на спине или на руках - способом "замком из трех рук" или "замком из четырех рук" (рисунок 12).

При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему, особенно поврежденной части тела. Лучше всего класть пострадавшего на спину или здоровый бок. При повреждении руки ее укладывают на грудь, поврежденную ногу слегка сгибают в колене и укладывают на скатку одежды, подушку. Людей с повреждением челюсти следует укладывать на носилки лицом вниз, подложив под лоб валик из одежды. При повреждениях позвоночника и таза пострадавших транспортируют в лежачем положении на щите, при ранениях в грудь - в полусидячем положении.


· Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бедра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая носильщика за шею (этот способ применяется для переноски на более далекие расстояния).

· Переноска за спиной. То же, только носильщик удерживает руки пострадавшего, если пострадавший не может удерживаться сам. Ноги пострадавшего при этом свободно свисают за спиной.

· Переноска на плече (метод пожарников). Если пострадавший находится без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине

носильщика.

· Переноска вдвоем. Один из носильщиков берет пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим

· Переноска на «замке». Наиболее удобный способ переноски пострадавшего. Для образования «замка» каждый из двух носильщиков захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается (обхватывает) за плечи или шею носильщиков.

· Переноска на носилочной лямке. Лямка складывается восьмеркой или пелей:

Ноги пострадавшего пропускают через лямки вперед, пострадавший находится на спине носильщика, обхватив его шею руками, лямка находится под ягодицами пострадавшего. Этим способом можно переносить пострадавшего и двумя носильщиками:

· Транспортировка пострадавшего на стуле. Метод применяется для транспортировки пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок. Проверьте прочность стула. Привяжите туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра - к сидению стула. Для этого можно использовать шарфы, галстуки или широкие бинты. Один спасатель становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стуа). Стул наклоняют назад. Пострадавшего поднимают и несут. Спасателям следует идти синхронно. Перед изменением угла наклона стула следует предупредить об этом пострадавшего (чтобы избежать неожиданного смещения центра тяжести). · Транспортировка пострадавшего с опорой. Метод используется, если пострадавший может идти сам, но нуждается в поддержке. Метод нельзя использовать, если у пострадавшего травмирована рука.

Современным удобным средством для транспортировке пострадавших является спинальный щит:

Отсутствие швов позволяет легко очищать и дезинфицировать щит Очень большие отверстия для рук позволяют легко работать с ним даже в толстых перчатках Приподнятые отверстия ручки позволяют легко поднять его с поверхности Выдерживает вес более 110 кг В щит вмонтированы штифты, увеличивающие его прочность Имеет отверстия крепежных ремней для детей, устраняя необходимость использования полотенца для заполнения пространства между пациентом и ремнем Можно использовать при спасении на воде, в горах, в помещении и на дороге Проницаем для рентгеновских лучей, МРТ и КТ Не содержит латекс Множество отверстий для ремней позволяют закреплять ребенка и не мешают переноске Подъем щита с земли не представляет трудности за счет приподнятых ручек

Медицинская эвакуация: Правила переноски пострадавшего

В положении лежа переносят и транспортируют пострадавшего с повреждением позвоночника, живота, переломами костей таза и нижних конечностей, ранениями головы. При тяжелой травме головы и если пострадавший находится без сознания, поворачивают его голову на бок или укладывают его на бок.


При транспортировке пациентов в состоянии шока необходимо обеспечить приток крови к головному мозгу для поддержания его функционирования. Для этого нужно опустить головной конец носилок на угол ~ 15º.

После оказания первой медицинской помощи пострадавших, которые не могут самостоятельно передвигаться, необходимо вынести и вывести из очага поражения. Для многий из них первая медицинская помощь будет только предварительной, так как они нуждаются в последующей помощи медицинского персонала (медицинская сестра, фельдшер, врач) на медицинском пункте. Для извлечения пострадавших, выноса и доставки на медицинский пункт существуют различные способы оттаскивания и выноса без носилок, на носилках и с помощью подручных средств.

Все гражданское население должно уметь оттаскивать и выносить пострадавших на носилках, без носилок и с помощью подручных средств.

Завалы и разрушения потребуют умения вытаскивать пострадавшего волоком. Его можно оттаскивать на боку, как это показано на рис. 27.


Рис. 27. Оттаскивание пострадавшего на боку.

Очень удобен способ, при котором пострадавшего кладут на спину, его руки у кистей связывают. Оказывающий помощь становится на колени, раздвинув ноги над туловищем пострадавшего, а его связанные руки кладет себе на шею. Опираясь на руки, оказывающий помощь приподнимает и постепенно оттаскивает пострадавшего, как это показано на рис. 28.


Рис. 28. Оттаскивание пострадавшего при передвижении на коленях.


Рис. 29. Переноска пострадавшего на лямке или ремнях, сложенных кольцом.


Рис. 30. Переноска пострадавшего на лямке, сложенной восьмеркой.

При возможности двигаться в рост легче всего нести пострадавшего с помощью носилочной лямки или соединенных вместе двух поясных ремней, сложенных восьмеркой или кольцом, как это показано на рис. 29 и 30. На большое расстояние удобнее всего нести пострадавшего на плече (рис. 31), если нет лямки или ремней. Значительно легче нести пострадавшего вдвоем. Очень распространен способ выноса вдвоем с помощью «замка» из рук (рис. 32).

Удобнее всего выносить пострадавшего на носилках (рис. 33), они позволяют нести вдвоем или вчетвером. Если носилки несут двое, они должны идти не в ногу. При переноске вчетвером двое идут по бокам носилок, поддерживая их за брусья. По мере движения пары меняются. На ровном месте пострадавшего несут ногами вперед, чтобы идущий сзади мог наблюдать за его лицом (рис. 34). Носилки можно сделать и из подручных средств (рис. 35).


Рис. 31. Переноска пострадавшего на плече.


Рис. 32. Вынос на «замке» из рук.


Рис. 33. Санитарные носилки в развернутом и свернутом виде.


Рис. 34. Переноска на носилках вчетвером.


Рис. 35. Носилки из подручных средств:
а - из двух жердей и лямок;
б - из двух жердей и тюфячной наволочки;
в - из двух жердей и двух мешков.

Для укладывания пострадавшего на носилки используют в основном два приема. Из четверых спасающих трое становятся на колено лицом к лежащему пострадавшему и, подводя под него руки, одновременно приподнимают его и кладут на раскрытые носилки, которые подводит под пострадавшего четвертый. Двое спасающих могут применить способ малоизвестный, но, как это видно из рис. 36, легкий и удобный.

Вместо носилок можно использовать стул. Пострадавший садится на стул, один носильщик идет сзади и держит спинку стула, а второй идет впереди и держит стул за верхнюю часть передних ножек, располагая свое туловище между ногами пострадавшего.


Рис. 36. Укладывание пострадавшего на носилки вдвоем.

Введение

Транспортировка больных и постра-давших является существенным элемен-том в системе организации скорой по-мощи.

Цель данной контрольной работы:

Рассмотреть способы переноски и транспортировки больных.

Исходя из поставленной цели задачами работы являются:

Изучить способы выноса больных и пострадавших;

Рассмотреть транспортировку больных и пострадавших в машинах скорой помощи;

Выделить основные принципы фиксации и транспортировки больных с нарушениями психической деятельности.

Способы выноса больных и пострадавших

Выносить пораженных наиболее удобно на носилках.

Для развертывания носилок носильщики становятся у их концов, расстегивают ремни, после чего, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров.

Чтобы уложить пострадавшего на носилки, двое носильщиков подводят под него руки: один под голову и спину, другой - под таз и ноги; одновременно поднимают и укладывают на носилки.

Пострадавшие с ранением в затылок и спину укладываются на носилки на бок, с травмой живота - на спину с полусогнутыми в коленях ногами, с травмой лица и челюсти - с повернутым набок лицом, с ранением передней поверхности шеи - в полусидячем положении со склоненной на грудь головой.

Переносить пораженного на носилках необходимо следующим образом. Идти не в ногу, спокойно, чтобы носилки не раскачивались и не причиняли пострадавшему дополнительных страданий. Нести пострадавшего ногами вперед, а при тяжелом состоянии - головой вперед, чтобы сзади идущие носильщики могли наблюдать за его состоянием. Пораженному, потерявшему сознание, необходимо дать понюхать нашатырный спирт, а при остановке у него дыхания - положить носилки на землю и сделать искусственное дыхание.

Если носилки обслуживаются звеном из четырех человек, то двое несут носилки за ручки, а двое поддерживают по бокам, а затем меняются местами. на подъемах и спусках нужно следить, чтобы носилки были в горизонтальном положении.

Может произойти случай, когда придется пользоваться носилками из подручных средств, такие носилки можно сделать из одной-двух палок или жердей, положив на них пальто, шинель, мешок, простыни, одеяла, палатки, привязав их концы к палкам (жердям). Пораженных можно переносить также на раскладушках, широких досках, щитах, дверях, лестницах. Однако перед тем как положить пострадавшего на жесткие носилки, следует постелить на них одеяла, одежду, сено или другой мягкий материал.

Переноска пострадавшего одним носильщиком в зависимости от расстояния может осуществляться тремя способами.

Первый способ: для переноски на небольшое расстояние носильщик, опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, подхватывает его одной рукой под ягодицы, другой - под лопатки; пораженный обхватывает шею носильщика. Носильщик поднимается и переносит пораженного.

Второй способ: на более дальние расстояния пораженные переносятся на спине. Пораженный усаживается на возвышение, носильщик опускается на одно колено между его ногами, спиной к нему, подхватывает бедра пострадавшего, а последний обхватывает носильщика за верхнюю часть груди. Затем носильщик встает и переносит пораженного.

Третий способ: на сравнительно большие расстояния удобнее всего переносить пораженного на плече.

Переноска пострадавшего двумя носильщиками осуществляется двумя способами:

Первый: один из носильщиков берет пораженного под мышки, а второй, стоя между ногами пораженного и спиной к нему, подхватывает его ноги несколько ниже коленных суставов (при переломе конечностей и повреждениях позвоночника этот метод неприменим).

Второй: переноска на “замке”. Наиболее часто ”замок” делают, соединив четыре руки; для этого каждый из носильщиков захватывает правой рукой свою левую руку (у кисти), а левой - правую руку товарища (тоже у кисти).

В случае, если пораженный небольшого веса или при переноске его необходимо поддерживать, применяется “замок” из двух рук (одна рука одного и одна рука другого носильщика) или из трех рук (две руки одного носильщика и одна рука другого).

Тема № 19. "Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения".

Определение эвакуации.

Виды эвакуации.

Поиск, вынос, вывоз пострадавших из очага.

Транспортные средства, используемые для эвакуации пострадавших и больных.

Пути эвакуации.

Этапы медицинской эвакуации.

Эвакуация - это система мероприятий по транспортировке пораженных с места происшествия или из очага массовых потерь и доставке их в лечебные учреждения. Эвакуация - вынужденное мероприятие, необходимость которого обусловлена невозможностью на месте происшествия (в очаге) оказать исчерпывающую медицинскую помощь пострадавшему и его лечение. Эвакуацию следует рассматривать не как просто вывоз пораженных людей, а как слагаемое непрерывного лечебного процесса.

Глубокий гуманный смысл заложен в словах о том, что «...главный признак совершенства санитарного строя - это быстрая, тщательная и своевременная уборка раненых с поля боя».

Как показывает опыт работы, наиболее сложным является розыск, извлечение и вынос пораженных через завалы, очаги пожаров, участки зараженной местности и т. п. Поиск осуществляется путем тщательного обследования пораженной территории, при этом особое внимание уделяется труднодоступным местам, развалинам домов и других строений, подвалам, технике и др. В случае возникновения массовых потерь могут создаваться поисковые группы в составе 2-3 человек, каждой из которых назначается участок или сектор поиска. На более или менее открытой местности возможен поиск методом «санитарные грабли», при котором спасатели передвигаются цепью на расстоянии видимости друг от друга. Иногда выставляются санитарные патрули, используются специально обученные поисковые санитарные собаки.

В условиях мирного времени вынос пораженных чаще всего осуществляется вручную, без использования технических средств, транспортеров и т. п. Существует несколько основных способов выноса из очага:

На руках одним или двумя спасателями (на спине, не плече, перед собой, на руках,
на «замке»);

На табельных санитарных носилках (230 X 60 X 20 см);

На мягких носилках (в тесных проходах, в завалах и др.);

С использованием подручного материала и самодельных носилок (из двух жердей
и верхней одежды, одеяла или мешков);

С использованием носилочной лямки (360 X 6,5 см) - «кольцом» или
«восьмеркой»;

С использованием пневматических носилок и различных приспособлений для иммобилизации.

Вынос на руках одним или двумя носильщиками - физически тяжелый труд, поэтому вынос осуществляется на незначительные расстояния, как правило, там, где нельзя применить санитарные носилки.






Парное двумя лицами переноска больного в полу - сидячем положении Передвижение с поддержкой,
В положении сидя с помощью "замка"

Переноска ни спине

Переноска больного на носилках

Переноска пораженного вдвоем на носилках для согласованности действий или при выносе пострадавшего на руках даются команды. Команды краткие и запоминающиеся: «становись!», «берись!», «поднимай!», «вперед!», «опускай!». Идущий спасатель вторым, наблюдает за состоянием транспортируемого пострадавшего.

Вопрос о положении пострадавшего при переноске его на носилках - головой или ногами вперед - остается нерешённым. Есть довольно веские аргументы за тот и другой способ, но принципиально это не так важно.

Средняя скорость движения носилочного звена при осуществлении выноса пораженных редко превышает 2 - 2,5 км/час, а чаще всего она значительно ниже.

При невозможности подхода транспорта непосредственно к очагу поражения и при необходимости выноса пораженных на значительные расстояния применяют эстафетный метод или метод подстав, при котором вынос осуществляется с передачей пострадавшего последующему звену носильщиков. При этом происходит обмен носилок. Каждое звено работает на отведенном ему отрезке расстояния, на котором время переноски пораженного не превышает 10-15 минут.

Носилки из подручных средств


1. Носилки из двух
палок и шинели.

2. Носилки из двух
жердей и плащ-
палатки.

3. Носилки из двух
жердей и двух
мешков

Места погрузки пострадавших на санитарный транспорт выбирают как можно ближе к участкам или зонам поражения, безусловно, за пределами возможного воздействия поражающих факторов (заражение выше допустимых уровней и концентраций, пожары, опасность обрушения зданий и др.). При эвакуации пораженных железнодорожным, воздушным или водным транспортом развертываются прирельсовые, аэродромные или припортовые эвакоприемники с медицинским персоналом, запасами медикаментов и имущества. Задача эвакоприемников - подготовка пострадавших к длительной эвакуации, оформление документации, проведение некоторых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В военное время для вывоза раненых с поля боя успешно применялись лыжно-носилочные установки, лодочки волокуши, собачьи упряжки, а в условиях гор - вьючный транспорт. Современная армия оснащена транспортерами переднего края (ТПК) на ко­лёсах (ЛуАЗ -967М) или транспортёрами на гусеничном ходу (ГТ-СМ, МТЛБ).

Необходимо помнить, что эвакуация в любом случае вредна для пострадавшего, часто приводит к осложнениям, а в некоторых случаях значительно утяжеляет состояние пострадавшего. Отсюда вывод - основной задачей спа­сателей, сотрудников УВД и ГИБДД , а также медицинских работников, организующих эвакуационные мероприятия, можно считать максимальное ослабление пагубных последствий транспортировки для эвакуируемых людей. В связи с этим необходимо выделить несколько условий, соблюдение которых поможет решению этой задачи:

Сочетание эвакуации с проведением лечебных мероприятий в ходе
транспортировки;

Максимальное сокращение времени эвакуации
(применение щадящих способов эвакуации);

Минимальное количество перекладывания пострадавшего с носилок на носилки,
из транспорта в транспорт;

Осуществление эвакуации (по возможности) в то лечебное учреждение, где
пострадавший останется до окончательного исхода. Эвакуация может осуществляться наземными (автомобиль, поезд, гужевой транспорт), водными и воздушными средствами. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 года санитарный транспорт обозначается красными крестами на белом фоне со всех сторон и сверху.

Наиболее часто для эвакуации применяются наземные транспортные средства, из которых безусловный приоритет имеют автомобили: специальные (санитарные) автомобили, приспособленные и случайные автотранспортные средства.

Санитарные автомобили, которые применяются для эвакуации пострадавших:

ГАЗ-24 («Волга»), 1 лёжа, 1-2 сидя;

РАФ, «Газель», 2 лёжа, 2 сидя;

Эти цифры могут меняться в зависимости от комбинаций загрузки транспорта носилочными (тяжелыми) и пострадавшими с легкой степенью поражения, однако необходимо знать, что расчет потребности в эвакуационном транспорте сводится в конечном итоге к расчету эвакуации тяжело пострадавших и пострадавших средней тяжести, то есть к расчету эвакуации носилочных («лежачих»).

Для обустройства приспособленного под эвакуацию транспорта, а это чаще всего пассажирские автобусы и бортовые машины, существуют транспортно-санитарные комплекты оборудования (ТСО) и универсальное санитарное оборудование (УСО), которые позволяют эвакуировать одновременно от 15 до 24 носилочных пострадавших в автобусе и 10-15 на грузовой машине под тентом. Время на переоборудование одного автобуса обученной бригадой из 3-х человек не превышает 1,5-2 часа.

Для эвакуации по воздуху используются любые виды и типы авиационной техники. В принципе все виды воздушных судов, выпускаемые в Советском Союзе и в наше время, приспособлены для очень быстрого переоборудования в санитарный вариант с помощью специальных комплектов лямок и кронштейнов. Вместимость воздушных судов, наиболее часто используемых для эвакуации в мирное время:

Ан-2 - 6 человек;

Анчеловек;

Якчеловек;

Ми-человека;

Ми-8 - 8 человек;

Эвакуация по железной дороге, чаще всего, осуществляется в военное время или при перевозке части пострадавших из одного региона в другой. Вместимость санитарного вагона равна количеству плацкартных мест в нем, вместимость санитарного эшелона (санитарного поезда) 500-600 человек. При длительном движении оборудуется вагон-кухня, прачечная, вагон-аптека, операционная, изоляторы и др. Эвакуационные санитарные летучки ГО предназначены для эвакуации в военное и мирное время на расстояние от 100 до 400 км.

Эвакуация по водным путям осуществляется всеми видами пассажирских и некоторыми видами вспомогательных плавучих средств. Пассажирские суда для эвакуации пострадавших практически не подвергаются переоборудованию, и только в случае вынужденной их перегрузки устанавливаются дополнительные приспособления для размещения носилок вне пассажирских кают.

Для погрузки и разгрузки судов используются специальные приспособления типа «беседки», позволяющей перемещать одновременно несколько пораженных, «желоба», позволяющего без особых неудобств перемещать пораженных непосредственно через борт судна. Также используются, канатные дороги «судно-берег» или «судно-судно», специальные корабельные носилки, на которых пострадавший транспортируется в сидячем положении одним носильщиком.

Эвакуация ведется по специально выделенным маршрутам, дорогам, улицам города. Эти маршруты вместе с находящимися на них временными или постоянными медицинскими учреждениями называются путями эвакуации. Несколько путей эвакуации приблизительно в одном направлении при крупномасштабных катастрофах составляют эвакуационное направление. Медицинские учреждения на путях эвакуации называются этапами медицинской эвакуации. Это могут быть, фельдшерско-акушерские пункты, сельские амбулатории , участковые, районные или городские больницы. Также это могут быть медико-са­нитарные части, лечебно-диагностические центры, областные (республиканские) больницы. Пострадавшие эвакуируются, чаще всего, последовательно по этапам. При этом, чем меньше этапов медицинской эвакуации «пройдет» пострадавший до окончательного этапа, тем лучше.

2. Понятие об эвакуационно-транспортной сортировке.

Распределение по видам транспорта.

Функциональные положения при эвакуации.

Подготовка к эвакуации.

Функциональные положения при эвакуации различных категорий пораженных.

Медицинское сопровождение пострадавших.

На догоспитальном этапе, то есть у очага поражения, эвакуации подлежат практически все пострадавшие. Спасателям, возможно, еще до прибытия медицинских работников придется решать следующие важнейшие для сохранения здоровья и сохранения жизни пострадавших вопросы:

Кого эвакуировать в первую очередь, во вторую и т. д. особенно при явной
нехватке транспорта;

Кого эвакуировать санитарным транспортом, кого - приспособленным и
случайным;

На носилках или сидя и, если эвакуация на носилках, то в каком положении
эвакуировать пострадавшего;

В каком случае нужно сопровождение транспорта с пострадавшими, в каком - это
необязательно.

Всё это должно отложиться в сознании спасателя и использоваться вплоть до автоматизма.

Эвакуацию с максимальной возможностью нужно осуществлять по предназначению. В упрощенном виде это значит, что санитарный или приспособленный автомобиль следует загружать однопрофильными пораженными, т. е. такими лицами, которые будут эвакуированы в одно и то же лечебное учреждение. Это, во-первых, значительно снижает время пребывания в пути каждого пораженного, а во-вторых, исключает лишние перегрузки с носилок на носилки.

Приоритет в эвакуации должны иметь лица, которым угрожает гибель, если им не будет оказана квалифицированная медицинская помощь в кратчайшие сроки: пострадавшие с артериальным кровотечением или поражением внутренних органов, беременные женщины, лица с тяжелыми отравлениями, с признаками удушья (асфиксии), лица, на­ходящиеся в состоянии тяжелого травматического шока. Практически во всех случаях приоритет в эвакуации имеют дети. Перечисленные категории должны быть эвакуированы в первую очередь, непременно санитарным транспортом по возможности в сопровожде­нии медицинского работника. Необходимо стараться осуществить эвакуацию родственников, а особенно родителей и детей, в одном санитарном транспорте. Это избавляет людей от излишних переживаний, что в итоге благоприятно сказывается на дальнейшем восстановлении здоровья пострадавших.

Как показывает опыт ликвидации последствий крупномасштабных катастроф (Армения, 1988 год, Ивановская обл ., 1984 год и другие) сложность и трагичность обстановки в зоне катастрофы, массовость потерь, элементы паники могут внести и вносят хаос в работе спасателей и медицинских работников. Отчетливо просматривается стремление как можно быстрее эвакуировать пострадавших на первом попавшемся транспорте, без соответствующей подготовки и без учета тяжести состояния пострадавшего. В такой ситуации имели место случаи, когда тяжело пострадавших эва­куировали на случайном транспорте, без сопровождения в то время, как пострадавшие средней тяжести эвакуировались санитарным транспортом.

Что же включатся в понятие «подготовка пострадавшего к эвакуации» для спасателей, сотрудников ГИБДД, пожарных и др. В принципе, это несколько мероприятий, проведенных по показаниям, без которых пострадавший просто не доедет до больницы:

Срочное проведение простейших реанимационных мероприятий (искусственное
дыхание «изо рта в рот» и непрямой массаж сердца;

временная остановка артериального кровотечения с помощью импровизированного жгута и давящей повязки;

Придание пострадавшему наиболее безопасного положения;

Дача или введение обезболивающих (таблетки, уколы) средств из специальной аптечки;

Иммобилизация при переломе конечностей и наложение шины Шанца при подозрении на перелом шейных позвонков;

Введение (при их наличии) антидотов в случаях отравлений.
Пострадавшего в холодное время года необходимо обогреть, или защитить от прямых солнечных лучей в жаркое время года, успокоить, если он в сознании, если нет - постараться привести в сознание с помощью нашатырного спирта, ингаляций кислорода (при его наличии) и другими доступными способами.

Очень важен правильный выбор положения пострадавшего при эвакуации.

Так, например, лица с подозрением на перелом позвоночника эвакуируются в положении лёжа на щите (на жесткой основе). Только в положении лёжа транспортируются лица с переломами костей таза, пострадавшие с травмой органов грудной клетки и легочным кровотечением транспортируются в полу сидячем положении. При значительной потере крови пострадавшего укладывают так, чтобы нижние конечности были несколько выше головы, при этом на конечности накладывают жгуты для увеличения объема циркулирующей крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце). Уместно напомнить, что устройство креплений в санитарных машинах предусматривает превышение головного конца носилок над ножным концом приблизительно на 3 - 4 градуса. При подозрении на травматический разрыв органов брюшной полости пострадавший должен лежать на боку с поджатыми к грудной клетке ногами - такое положение чаще всего пострадавший инстинктивно принимает сам. Важно помнить, что при подозрении на

разрыв внутренних органов брюшной полости пострадавшему ни в коем случае нельзя давать воду и обезболивающие средства - эвакуация в первую очередь! При поражениях, сопровождающихся рвотой (отравления, черепно-мозговая травма) эвакуируемый должен лежать на боку. Пострадавших, которые находятся без сознания, транспортируют в положении лёжа на боку или лёжа на животе с повёрнутой на бок головой и подложенной под голову рукой.

Необходимо быть готовым к тому, что определенная часть пострадавших будет находиться в состоянии истерии, сильнейшего двигательного возбуждения, с агрессивными проявлениями и т. п. Такие пострадавшие должны быть надежно фиксированы к носилкам или фиксированы каким-либо другим безопасным способом с обязательным применением успокаивающих средств.

В некоторых случаях сопровождение пораженных может возлагаться на личный состав санитарных дружин, если санитарные дружины привлекаются для ликвидации последствий ЧС, Понятно, что речь идет только о крупномасштабных чрезвычайных ситуациях с массовыми санитарными потерями.

3. Погрузка пострадавших на эвакуационный транспорт (оборудование санитарного и приспособленного транспорта, правила погрузки и ее очередность).

Санитарный автомобильный транспорт для эвакуации пострадавших должен быть соответствующим образом оборудован. Обязательным является наличие питьевой воды в специальных или приспособленных ёмкостях из расчета 0,4 - 0,5 л на человека, предметы ухода (поильники, мочеприемники, утки, подкладные судна и др.). При наличии в транспорте сопровождающего из числа медицинских работников в транспорте содержится запас медикаментов, перевязочных средств, необходимого инструментария, кислорода. При этом транспорт должен быть дополнительно оборудован кронштейнами или подвесками, на которых укрепляются системы для переливания крови и кровезамещающих жидкостей (во время транспортировки во многих случаях по жизненным показаниям необходимо проводить инфузионную терапию).

Погрузка пораженных осуществляется с обязательным соблюдением некоторых правил и положений:

При погрузке носилок в несколько ярусов вначале укрепляются самые верхние
носилки, затем средние и, наконец, нижние; разгрузка идет в обратном порядке, что
исключает возможность дополнительного травматизма пораженных при срыве установленных или снимаемых носилок; это относится ко всем видам санитарного и приспособленного транспорта;

Тяжело поражённые лица загружаются в первую очередь, размещаются ближе к кабине (автобус, приспособленная бортовая машина) и не ваше второго яруса;

Поражённые лица с транспортной иммобилизацией размещаются на верхних ярусах.

В Вооружённых Силах Российской Федерации существуют специальные нормативы по погрузке и разгрузке санитарного транспорта. Представляет интерес факт погрузки ранеными санитарного автомобиля УАЗ-452А тремя санитарами: 3 – 4минуты, что может быть ориентиром для спасателей.




Top