Понятие мировоззрения, типы мировоззрения и их характерные особенности. Что такое мировоззрение

Великий мистик, индийский духовный лидер Ошо говорил, что не существует людей, которые бы видели окружающий мир одинаково, ведь это просто невозможно.

Каждый человек вынужден двигаться со своего собственного места, из своего собственного жизненного пространства. Это говорит о том, что каждый человек обладает собственным мировоззрением, исходя из которого, строит свою жизнь и взаимодействует с другими людьми.

Мировоззрение вмещает в себя взгляды человека на окружающий мир, общество и на самого себя. Его можно сопоставить с понятиями миросозерцания и менталитета, где мировоззрение обладает наиболее обширным значением.

Миросозерцание отображает эмоциональные переживания, менталитет является продуктом мыслительной деятельности и зависит от культурного развития человека, а мировоззрение объединяет в себе все эти компоненты, создавая целую структуру, гамму представлений личности об окружающей действительности. Человек наделен свободой, которая предполагает выбор, а каждый выбор исходит из определенных взглядов на мир.

Очевидно, что все компоненты мировоззрения имеют огромное значение в успешной жизнедеятельности человека на разных уровнях. Мировоззрение, его формы и виды создают целостное представление о мире и обществе, ориентирует личность на достижение целей, сохранение ценностей, а также объединяет людей.

Понятие мировоззрения очень неоднозначное, его структура включает сложные компоненты, которые у каждого человека проявляются индивидуально. В общем виде его структура представляет собой взаимодействие трёх компонентов, которые в своей совокупности создают внутренний мир, прочно стоящий на фундаменте действительности, ценности и смысла:

  • Индивидуальная картина мира. Это устойчивые представления человека об окружающей действительности, которые формируются на основе знаний и опыта исторического прошлого в связи с настоящим. Человек не может контролировать влияние этого компонента, ведь нельзя выбрать эпоху своего рождения.
  • Индивидуальные оценки. Это совокупность взглядов и суждений, исходящих из общей ценностной ориентации, а также жизненных идеалов человека.
  • Личные смыслы. Сюда входят представления человека о смысле его существования, на основе которых формируются социальные установки и строятся конкретные жизненные цели.

Мировоззрение личности формируется в процессе социализации и постепенного становления личности на основе знаний и личного жизненного опыта.

Описывая понятие видения мира, его сущность и структуру, важно выделить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие:

  • миропонимание – интеллектуальная сущность мировоззрения, которая охватывает устойчивые знания в виде разных теорий, принципов и законов;
  • мироощущение – эмоциональная сущность мировоззрения, состоящая из широкой гаммы эмоций, чувств, настроений, которые помогают составить целостное глубокое представление о предмете или ситуации.

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. Теперь очевидно, что именно видение мира является тем фоном, на котором выступают все поведенческие реакции и поступки человека, на котором проявляется его духовная направленность.

Исторический угол зрения

Чтобы прийти к пониманию мировоззрения современного человека, следует проанализировать основные исторические формы мировоззрения, которые, в то же время, являются этапами его развития в разные периоды жизни общества в ходе истории, а в определенной форме сохраняются в наше время.

  • Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе, свое распространение получило в античности. В то время миф был полноценной частью сознания человека, служил инструментом, который мог доступно объяснить те явления, которые человек осознать еще не мог в силу недостатка точных научных знаний. В таком мировоззрении человек и природа выступают единым целостным организмом, части которого равны. Не существовало также границ между выдумкой и реальностью, где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
  • Религиозное . Развивается в Средневековье, когда отношения человека и природы стают более отчужденными, а на первый план выходят представления об идеальном существе, в сравнении с которым человек – существо более низкого уровня развития. Человек преклоняется перед богом, святыми предметами и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
  • Научное . Стремительное развития науки оказало сильное влияние на понятие мировоззрения человека, сделав его более реалистичным, фактическим и аргументированным. Здесь основную роль играет объективная реальность окружающего мира и взаимоотношений. Внимание заслуживают конкретные рациональные факты, лишенные субъективной окраски. Такой тип мировоззрения лидирует в современном мире, оставляя далеко позади, в историческом прошлом, мифы и религию.
  • Философское . Этот тип мировоззрения включает в себя отдельные элементы мифологического, религиозного, научного мировоззрения. Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей. Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок.

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.

Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии.

Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения.

Функции мировоззрения :

1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

2. Мироощущение – эточувственная, эмоционально-психическая сфера.

3. Мироотношение – это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.

Основные структурные уровни мировоззрения:

2. Ценности и оценки

3. Идеалы и нормы

4. Убеждения

Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным.

Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.

Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.


Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это − своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее .

Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента :

1. Познавательный компонент . Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент . Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы : моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент . Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне ». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).

4. Практический компонент . Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.

Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм , неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже, в свою очередь, зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.

Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы.

На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения:

1) жизненно-практический уровень (жизненная философия);

2) теоретический уровень (наука, философия).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер.

Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых.

Исторические типы мировоззрения

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся:

1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное);

2. мифологическое;

3. религиозное;

4. философское;

5. научное.

Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще , которое является понятием родовым . Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой . Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.

Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

К формам общественного сознания относятся политическое и правовое сознание, религия, философия, искусство, наука, мораль и др.

В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия, религиозное сознание и уж затем − философия, философское сознание.

Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо целостное понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других.

Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Философия и мировоззрение

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия - самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социально-классовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение - это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня - чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф - священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия - это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Формы мировоззрения

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение - форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

1) познавательный;

2) ценностно-нормативный;

3) эмоционально-волевой;

4) практический.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) - совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) - включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм.
.....................................

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как "Человек и общество" "Духовный мир человека", "Современное общество", "Наука и религия" и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить. Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

"Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают...

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению , а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи")

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

"Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: "Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания."

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.




Top