Понятие устной речи, общие и частные признаки. Устная и письменная речь

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую - письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Рис. 1. Речевые действия ()

Говорят и слушают - это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество ()

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество ().

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй - речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) - понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов ()

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия ()

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа ()

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsc.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают s м s -сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.

- – речь звучащая, произносимая. У. р. является первичной формой существования языка, более ранней по времени возникновения, чем речь письменная. Для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Устной речи, в отличие… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность. Устная речь: является первичной формой существования языка; и единственной формой существования языков, не имеющих… … Финансовый словарь

Форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим… … Википедия

УСТНАЯ РЕЧЬ - УСТНАЯ РЕЧЬ. Речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). У. р. осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная речь) или… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

устная речь - ▲ речь который, звучать устная речь звучащая речь; звуковая форма языка. разговорная речь. речи (лживые #). говорить на каком языке. вербальное общение. живое слово. дар слова [речи] (лишиться дара слова. обрести дар слова). вертеться на языке… … Идеографический словарь русского языка

Звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью … Большой Энциклопедический словарь

устная речь - УСТНАЯ РЕЧЬ один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

устная речь - Категория. Форма речи. Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 живое слово (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется некоторыми структурными особенностями и меньшей регламентированностью. * * * УСТНАЯ РЕЧЬ УСТНАЯ РЕЧЬ, звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Устная речь. 4 класс. Учебник. VIII вид , Комарова С.В.. Учебник продолжает линию учебников «Устная речь» к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И. М.…
  • Устная речь. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , С. В. Комарова. Учебник продолжает линию учебников "Устная речь" для 1 и 2 классов к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под ред. И. М.…

продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. У. р. - живая речь, которая не только произносится, звучит, но - главное - создается в считанные секунды, в момент говорения. Это творимая, говоримая речь. Для ее характеристики часто используется выражение живое слово. (Кстати, в 20-е годы XX в. в нашей стране был даже Институт живого слова.) У. р. не следует путать с озвученной письменной речью, которая возникает при чтении вслух или воспроизведении наизусть письменного источника. В условиях У. р., как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Необходимо отметить следующие особенности устной речи: 1) избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.); 2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться; 3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.); 4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д. Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь). В разговорном стиле: 1) беседа в семье или с друзьями, знакомыми; 2) анекдот; 3) рассказ о себе. У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля: 1) доклад, дискуссионное выступление - научный стиль; 2) отчет - деловой стиль; 3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление - публицистический стиль; 4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) - стиль художественной литературы. В отличие от письменной речи, где важную роль играет планирование и контроль высказывания, степень подготовленности У. р. зависит от разных речевых ситуаций. Следует отметить заранее не подготовленную У. р., так называемые спонтанные жанры, когда не продумано содержание, структура, форма изложения. Это беседа в семье, с друзьями, знакомыми, интервью (без заранее составленных вопросов), выступление в прениях. Помимо неподготовленной, различают частично подготовленную У. р., когда в основном продумывается содержание и цель высказывания. Это деловая беседа, т. е. беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке, интервью (с заранее подготовленными вопросами), выступление в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад и т. д. И, наконец, существует подготовленная У. р. Различают следующие так называемые словесно-спонтанные жанры (не продумано словесное выражение, не продумано главное, что будет сделано и в какой последовательности). Это лекция, устное реферирование, выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад и др. В учебной деятельности используются такие жанры У. р., как беседа, лекция, доклад, выступление в прениях, реже интервью. Лит.: Мелибруда Е.Я. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986; Одинцов В.В. Речевые формулы популяризации. - М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. - Саратов, 1992; Разновидности городской устной речи. - М., 1988; Соколов В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995. Л.Е. Тумина 261

Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.

Определение

Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.

Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).

Сравнение

Развернутость

Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.

Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.

Применяемые средства

Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.

При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами. К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной. И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.

Особенности построения

Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.

К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.

Возможность обдумывания

Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.

Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего. Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам. Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.

Продолжительность существования

Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.

Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.

Криминалистическая фоноскопия


Криминалистическая фоноскопия - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования звуковой информации, ее отображения с помощью технических средств и разрабатывающая на этой основе эффективные приемы и методы ее использования в целях идентификации и диагностики источника звуков, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на пленку, дискету либо другой современный носитель информации.

Объектами фоноскопического исследования являются различные фонограммы и технические средства, с помощью которых в настоящее время записываются или воспроизводятся звуковые сигналы (вплоть до мобильных телефонов). Значение фоноскопии в следственной и судебной практике за последнее время заметно возросло, поскольку письменные методы фиксации информации все чаще заменяются аудио- и видеозаписью, технические средства для осуществления которых становятся все более доступными. И как следствие, фонограммы все чаще фигурируют в материалах уголовных дел.

Устная речь (по своей физической природе) - акустический сигнал, образующийся в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата, который выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи, в фонации - гортань и голосовые связки, а в артикуляции - глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, губы, язык и носоглотка.

С точки зрения фонологии устная речь характеризуется множеством фонетических признаков, которые передают ее артикуляционные и акустические особенности:

  • время,
  • частоту,
  • амплитуду,
  • интенсивность,
  • скорость,
  • диапазон и пр.

Подробнее

Анатомические и физиологические особенности устной речи обусловлены строением гортани и голосовых связок, а также типом дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, входят: строение тела, симметричность голосового аппарата, работа желез внутренней секреции, а также возраст. Начиная с крика новорожденного и кончая старческим брюзжанием, человеческий голос претерпевает ряд превращений, связанных как с изменениями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр.

Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в баритон или даже бас мужчины. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. Поэтому железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости и эластичности легких, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии. Так, люди с низким голосом имеют более высокий рост и объем грудной клетки.

Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, велико значение и путей формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

Под воздействием названных факторов человек, овладевая речью, учится управлять своим речевым аппаратом в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Со временем вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, потому оно требует значительных затрат времени и усилий .

Таким образом, устная речь - это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических человека в условиях определенного общества.

Устная речь человека характеризуется фонетическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только установить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его. Фонетические признаки благодаря своей физической природе наряду с качественными имеют и количественные параметры, а потому поддаются изучению с помощью методов инструментального анализа. Они могут отображаться на спектрограммах, осциллограммах и др., оцениваться по результатам измерений, быть основой для однозначных выводов.

Подробнее об информации о личных свойствах человека, содержащаяся в его устной речи

Информация о личных свойствах человека, содержащаяся в его устной речи, условно делится на:

    1. смысловую (совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении; свидетельствует об общем интеллектуальном развитии говорящего, его взглядах, наличии у него специальных, в том числе профессиональных, познаний, а также о его осведомленности относительно событий, фактов или обстоятельств, известных ограниченному кругу лиц);
    2. (более значима; будучи речевым выражением содержания и структуры устного высказывания, она отражает стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего - именно те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта; она отражает черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, что позволяет диагностировать особенности личности говорящего).

Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода ("твой - твоя", "позвонил - позвонила", "рад - рада" и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны, они привычно употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде "кошмар", "прикол", "жуть" и т.п. Мужчины чаще выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые люди чаще более осторожны в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.

Об образовании и культурном уровне человека можно судить исходя из использованного им словарного запаса, полноты и точности выражения мыслей, речевых оборотов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также произношения.

Общие признаки устной речи

Общие признаки устной речи отражают свойства, присущие речи человека в целом. Сочетание значений общих и частных признаков индивидуализирует личность. Общие и частные признаки взаимосвязаны, но определяющими являются общие признаки, к которым следует отнести:

    1. уровень владения устной речью,
    2. соответствие речи определенным нормативным требованиям грамматики и орфоэпии (совокупности норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления).

Лексические признаки устной речи представляют собой совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения мыслей. Так, литературный стиль, наличие в речи профессиональных и технических терминов указывают на образованность и культурность человека. Люди с богатым словарным запасом обычно выражают свои мысли словами, емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов и фраз, недостаточно выразительных и последовательных, а потому довольно примитивных.

В последнее время вследствие роста уровня образования речь стала приближаться к нормам литературного языка. Однако в ней довольно часто наблюдаются особенности диалекта, который отражает речевую специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал. На этом основана экспертная диагностика места рождения или длительного проживания человека.

Диалект - местные речевые особенности языка, распространенного на некоторой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше друг от друга находятся носители языка, в то время как в устной речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов. Диалектные особенности говорящего включают:

    • лексику (слова, фразы),
    • грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.),
    • просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).

Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексике. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также во фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.

Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются в речи людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.

Социальные диалекты, т.е. лексические признаки и фразеологические особенности устной речи, характеризующие ту или иную социальную группу людей, имеют основное значение при определении профессии и других социальных характеристик человека. При этом необходимо учитывать, что в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий.

Социальные диалекты территориально не обособлены, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся:

    • профессионализмы (слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по роду профессиональной деятельности; при анализе фонограмм следует обращать внимание не только на наличие профессионализмов, но и на точность их употребления);
    • жаргон , или арготизмы (арго-засекреченный).

Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык мошенников, воров, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только лицам определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: "лихорадка" - разбор дела в суде, "зелень" - доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение среди населения, особенно в молодежной среде.

Родной язык говорившего устанавливается по акценту, т.е. особенностям произношения, свойственным говорящему не на родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука "я" нередко употребляют звук "а", ("трапка", "зарадка" и т.п.), а казахи часто говорят "бапли" или "вапли" вместо "вафли", "быль" или "биль" вместо "был". О национальной принадлежности человека можно судить и на основе анализа интонаций. Интонация - это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.

Частные признаки устной речи

Частные признаки устной речи отражают отдельные стороны её элементов, речевых навыков. К ним можно отнести:

    • темп, ритм, плавность речи;
    • наличие речевых расстройств и др.

Частные признаки звучащей речи подразделяются на три группы:

    1. ординарные (возникающие в процессе нормального функционирования речеобразующего тракта и обусловленные артикуляционно-голосовыми навыками; они составляют основу экспертного исследования звучащей речи);
    2. патологические (признаки речевых расстройств, появляются вследствие врожденных и приобретенных аномалий речи, голоса и слуха);
    3. спорадические (единичные, непостоянные признаки голоса или речи, возникающие под воздействием случайных факторов - болевых, алкогольного или наркотического опьянения, простуды и т.п.).

Интонация включает совокупность следующих элементов:

    • мелодику (изменение основного тона голоса),
    • паузы между словами и фразами,
    • интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке,
    • темп речи и тембр голоса.

По этим признакам различают более 20 видов интонации, например выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы. При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка).

Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственны некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерными чертами устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, являются интонационные особенности их родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласования.

Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся для определения некоторых анатомических и физиологических характеристик человека, например:

    • шепелявость и гнусавость речи свидетельствуют о таких заболеваниях нервной системы, как парез и афазия;
    • по тембру голоса можно определить рост и объем грудной клетки говорившего.

Неправильная артикуляция при произнесении звуков "с" и "з" (шепелявость ) чаще всего является следствием дефекта в строении челюстей и зубов либо недостатков слуха, не позволяющих контролировать собственную речь.

Гнусавость - патологическое изменение тембра голоса с искажением произнесения звуков речи - обычно обусловлена искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Парез - заболевание, приводящее к ослаблению двигательных функций речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: "ч", "р", "ш", "ж" и др.

Афазия - сбой в работе некоторых участков головного мозга - влечет расстройство речи, когда разрушается сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому, темп речи медленный, часты паузы.



 Top
Вид речи: письменная Вид речи: устная
Закреплена графически Передается голосом
Контекстная Ситуативная
Развернутая Менее развернута
Используются знаки препинания, дробление текста, смена шрифта и прочее Дополняется жестами, соответствующей мимикой, игрой интонации
Должна соответствовать требованиям орфографии, синтаксиса, стилистики Отсутствуют правила, характерные для письменной речи
Более продумана Спонтанная, за исключением подготовленных докладов, лекций
При чтении присутствие автора не требуется