Порядок назначения судей конституционного суда. Порядок назначения и избрания судьи. К функциям судебных органов не относится

Введение

В действующем российском законодательстве отсутствует специальный закон о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Соответствующие нормы установлены общим законом - Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 (в ред. от 25.11.2013) . Думается, что принятие такого специального закона наряду с законом о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, о необходимости разработки которых неоднократно высказывалось в юридической литературе, будет способствовать обеспечению независимости и самостоятельности судей конституционных (уставных) судов, а также их профессионализма и компетентности при осуществлении своих полномочий.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Согласно Закону РФ N 3132-1 судьей конституционного (уставного) суда может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен. Ранее законодательство 17 субъектов РФ, в которых действуют органы конституционного (уставного) контроля, нередко устанавливало более высокие, чем предусмотрено в федеральном законодательстве, требования к кандидатам на должности судей . Например, закреплялись более жесткие требования по возрасту (35 лет, при этом в законодательстве Чечни до сих пор присутствует аналогичное правило), стажу по юридической профессии (10 лет), наличию ученой степени в области права или активного избирательного права. В некоторых республиках кандидат на должность судьи был обязан иметь гражданство республики, что противоречило праву на свободу передвижения и выбор места жительства и ограничивало право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и на доступ к отправлению правосудия .
Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 года N 491-О указал: в отсутствие федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов, на них распространяются предписания Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если они по смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля, а также с их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Так, законодатель субъекта РФ вправе избрать любую организационную модель конституционной юстиции, ориентируясь в том числе и на нормы ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", но обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей субъекта РФ и гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда .
В Определении от 2 февраля 2006 г. N 37-О Конституционный Суд РФ констатировал, что федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, касающиеся возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее полномочие законодательным органам субъектов РФ. При этом законодательство РФ не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию . Данная правовая позиция была использована при аргументации принятия Постановления от 2 июня 2006 года Конституционным Судом Республики Карелия, в котором признано соответствующим Конституции этой Республики положение о том, что судьей Конституционного Суда назначается лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии 5 лет . Отметим, что федеральному законодателю неоднократно поступали предложения об установлении более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Например, в 2003 году Московская областная Дума выступила с законодательной инициативой об изменении законодательных положений в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, с целью повышения возрастного ценза до 35 лет и необходимого стажа работы по юридической профессии до 10 лет . Однако это предложение законодателем было отклонено ввиду недостатка квалифицированных юридических кадров в субъектах РФ, хотя численный состав судей конституционных (уставных) судей колеблется в пределах от 3 (Адыгея, Тыва) до 7 (Саха (Якутия)), и найти такое количество специалистов в регионах, как думается, не такая уж и большая проблема.
Вместе с тем субъекты РФ имеют право включать в свое законодательство нормы, позволяющие уточнять профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Саха (Якутии), Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге и Тыве кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией. Содержание этого требования дается в ст. 8 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия": безупречная репутация не вызывает сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен.

Сроки осуществления судьями конституционных (уставных) судов субъектов РФ своих полномочий

В субъектах РФ закрепляется предельный возраст нахождения на посту судьи - 65 лет (Свердловская область, Марий Эл, Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калининградская область, Татарстан, Башкортостан) или 70 лет (Санкт-Петербург, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Чечня, Коми). Ранее законодательство субъектов РФ, как правило, предусматривало, что судьи конституционных (уставных) судов назначаются бессрочно, но в настоящее время в большинстве субъектов РФ используется принцип срочного исполнения своих обязанностей. Как указал Конституционный Суд РФ, установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такой срок, который гарантировал бы эффективное осуществление правосудия . В настоящий момент судьи назначаются на сроки:
- 5 лет (Северная Осетия - Алания, Бурятия, Тыва);
- 6 лет (Санкт-Петербург, Свердловская область);
- 10 лет (Татарстан, Ингушетия);
- 12 лет (Башкортостан, Калининградская область, Марий Эл, Адыгея);
- 15 лет в Саха (Якутия).
До 2013 года в ст. 11 Закона Карелии о Конституционном Суде было установлено, что лицо, ранее не являющееся судьей, назначается сроком на 3 года, а далее - бессрочно. Однако Определением Конституционного Суда Республики Карелия эти положения были признаны неконституционными, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей . Е.С. Аничкин в связи с этим отмечает, что федеральный законодатель не установил на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ трехгодичный первоначальный срок полномочий, предусмотренный для судей федеральных судов, но не исключил возможность его установления законами субъектов РФ . Но думается, что подобная норма имеет непосредственное отношение к независимости судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, поскольку предусматривает форму контроля за их деятельностью со стороны высших органов государственной власти субъекта РФ в форме неназначения впоследствии на неопределенный срок.
Только в небольшом числе случаев полномочия судей конституционных (уставных) судов сроком не ограничены (Кабардино-Балкария, Карелия, Чечня, Дагестан, Коми). В науке конституционного права высказана точка зрения, согласно которой оптимальный срок полномочий судей конституционных (уставных) судов составляет 5 лет, поскольку трудовое законодательство допускает заключение срочного трудового договора максимум на такой период . Позволим себе не согласиться с таким утверждением и присоединиться к точке зрения, которую озвучили В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина и Т.И. Геворкян: трудовой договор с судьями конституционных (уставных) судов может быть как бессрочным, так и срочным, причем согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ возможно заключение срочного трудового договора не только на срок не более 5 лет, но и на иной срок, установленный федеральным законодательством . По нашему мнению, таким актом является Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1, который в ч. 4 ст. 11 содержит отсылочную норму к положениям регионального законодательства.
Законодательство ряда субъектов РФ прямо запрещает повторное назначение судей конституционных (уставных) судов (Саха (Якутия), Адыгея, Татарстан), в то время как ст. 14 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республика Бурятия" предусматривает назначение судей сроком на 5 лет с возможностью последующего назначения на новый срок. В Калининградской области и в Тыве также допускается избрание судей повторно, но не более чем на два срока подряд. Отметим, что ранее законодательство Санкт-Петербурга допускало повторное переизбрание судей Уставного суда на второй 5-летний срок, но решением Уставного суда эта норма утратила силу, а потом решением законодателя отменена . Ряд авторов (в т.ч. и Е.В. Болдырева ) допускают возможность предусмотреть в законодательстве субъектов РФ в обязательном порядке нормы о пребывании в должности судьи конституционного (уставного) суда второй и последующий сроки. Нам представляется, что подобная практика не будет отвечать принципам независимости судей конституционных (уставных) судов, поскольку может поставить судей в зависимость от высших органов государственной власти субъекта РФ при положительном решении вопроса о переназначении судьи на последующий срок.

Процедура назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

В юридической литературе ранее обосновывалась идея формирования судей конституционных (уставных) судов путем прямых выборов непосредственно населением . В Республике Тыва первоначально также предлагалось формировать Конституционный Суд путем всеобщих выборов по 5 одномандатным округам, но впоследствии региональный законодатель отказался от этой идеи. Согласимся с В.А. Кряжковым, что подобное вряд ли приемлемо, поскольку конституционное правосудие - это профессиональная деятельность, требующая специальных познаний и наличия высокой квалификации, а не политика, поскольку участие судей конституционных (уставных) судов в политической деятельности законодательством исключается .
Назначаются на должность судьи конституционных (уставных) судов законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (Татарстан). Представляет интерес норма ст. 9 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея. Считаем этот порядок наилучшим, так как обеспечивает баланс всех ветвей власти при назначении судей органа конституционной (уставной) юстиции, призванного быть арбитром в спорах между органами государственной власти субъекта РФ. Аналогичное мнение изложено и в зарубежной юридической литературе . Вместе с тем стоит согласиться и с О.В. Брежневым в той части, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части нуждается в корректировке, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
На необходимость соблюдения баланса полномочий органов власти в процедуре назначения судей органа конституционного контроля указывали конституционные (уставные) суды. В Постановлении N 129-П от 22 марта 2005 года Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что участие депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда заключается не только в наделении группы депутатов численностью не менее 7 человек полномочием на внесение представлений кандидатов на должность судей Уставного суда (как и Губернатором), но и в праве каждого депутата непосредственно участвовать в принятии решения Законодательным Собранием о назначении на должность судьи Уставного суда. Таким образом, указанное соотношение правомочий исполнительной и законодательной ветвей государственной власти в вопросе о формировании Уставного суда нарушает закрепленный Уставом Санкт-Петербурга баланс властей в пользу депутатов Законодательного Собрания и, следовательно, не соответствует уставным принципам организации государственной власти в Санкт-Петербурге. Кроме того, как отметил Уставный суд, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Совет судей Санкт-Петербурга, которые наделены правом вносить предложения о кандидатурах на должность судьи, не являются органами государственной власти, в чем видится нарушение принципа народовластия . Впоследствии законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел, что Уставный суд не вправе рассматривать вопросы о проверке законодательных положений о формировании этого суда, чтобы исключить личную заинтересованность судей в принимаемых решениях. В Республике Тыва также были закреплены аналогичные ограничения.
Некоторые субъекты РФ в законодательстве закрепили обязательное проведение конкурсного отбора кандидатур судей конституционных (уставных) судов (Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Свердловская область, Дагестан, Бурятия, Адыгея, Карелия). Стоит отметить, что по законодательству субъектов РФ, как правило, квалификационная коллегия не участвует в процедуре отбора кандидатур судей конституционных или уставных судов (кроме Свердловской области, Карелии, Адыгеи). Но в юридической литературе отмечается, что, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О, квалификационная коллегия судей может не принимать участие в процедурах только прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда, но не в выдаче рекомендации на назначение судей таких судов . Это действительно так, но вместе с тем в вышеуказанном решении содержится и такая позиция: положения законодательства, позволяющие субъекту РФ вводить особый порядок наделения полномочиями судей конституционного (уставного) суда, отличающимися от установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", не могут рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах по аналогии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" норму об органах, учреждениях и лицах, наделенных правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда. Однако отметим, что такая формулировка вовсе не обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ соглашаться с предложенными кандидатурами. Кандидатуры на пост судей в большинстве субъектов РФ предлагают:
- органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);
- органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);
- органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);
- областные (республиканские) суды (Калининградская область, Тыва, Марий Эл, Чечня) или судебные органы (Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Дагестан) или его председатель (Северная Осетия - Алания);
- юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);
- юридические научные и учебные заведения (Саха (Якутия), Свердловская область, Ингушетия, Чечня, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан);
- депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

Результаты

В юридической литературе негативно оцениваются минимальные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Фактически такие же требования установлены к кандидатам на должности судей районных судов и мировых судей, рассматривающих несложные категории гражданских, уголовных и административных дел. В то время как судьи конституционных (уставных) судов рассматривают конституционно-правовые споры, что роднит их с научным анализом, а не обычной правоприменительной деятельностью. Думается, что для возможности быть назначенным судьей органа региональной конституционной (уставной) юстиции кандидат должен отвечать более высоким требованиям по возрасту (например, 35 лет).
Считаем, что наиболее адекватным требованиям обеспечения независимости судей конституционных (уставных) судов был такой порядок, когда они назначаются без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста. Также допустимо назначать судей на большой срок, превышающий сроки полномочий высших органов государственной власти субъекта РФ. Поскольку кандидатуры судей в региональный парламент вносит, как правило, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое может занимать свой пост не более 10 лет (два срока подряд), постольку судей конституционных (уставных) судов оптимально назначать на срок более 10 лет, во избежание частой смены состава судей в силу изменения политической конъюнктуры в регионе.
О.А. Кожевников вплоть до принятия федерального закона, регулирующего статус судей конституционных (уставных) судов, предлагает предусмотреть норму, по которой кандидатуры судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ при наличии соответствующих рекомендаций квалификационных коллегий судей в субъектах РФ могут вноситься Президентом РФ для назначения в законодательные органы субъектов РФ . Однако конституционные (уставные) суды не рассматривают вопросы, связанные с осуществлением государственной власти Федерации, сосредоточившись на разрешении дел, связанных с обеспечением верховенства и защиты основных законов субъектов РФ. Поэтому и участие Президента РФ в процедуре назначения судей конституционных (уставных) судов как судов субъектов РФ нам видится излишним. Наоборот, поскольку конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ, постольку является вполне обоснованной процедура внесения предложений о кандидатурах на должности соответствующих судей высшим должностным лицом субъекта РФ как главой субъекта РФ.
Способом назначения на должность судей конституционных (уставных) судов, который наиболее полно отвечал принципу независимости судей и сохранения баланса между всеми ветвями государственной власти субъекта РФ власти, был бы такой, при котором судьи этих судов назначаются при участии всех ветвей государственной власти субъекта РФ. Наиболее отвечающим этим требованиям является тот порядок, который установлен в Республике Северная Осетия - Алания, в которой от каждой ветви государственной власти назначается треть судей Конституционного Суда.

Выводы

Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, обусловленным особыми требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличным от общих норм, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". При регулировании порядка назначения на должность судей конституционных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которых дальнейшее развитие регионального законодательства и будет основываться ввиду отсутствия соответствующего федерального закона, принятие которого наряду со специальным законом в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляется необходимым.

Библиографический список

1. Аничкин Е.С. "Преобразование" конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции // Рос. юстиция. 2010. N 2. С. 5 - 8.
2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2006. 240 с.
3. Болдырева Е.В. Конституционное правосудие в субъектах федерации: Россия и зарубежный опыт (США и ФРГ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 26 с.
4. Брежнев О.В. Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34 - 37.
5. Брежнев О.В. Проблемы федерального законодательного регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2008. N 5. С. 22 - 28.
6. Давудов С.К., Шапиева О.Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Конституц. Суда. 1997. N 3. С. 36 - 37.
7. Об Уставном суде Калининградской области: Закон Калинингр. обл. от 2 окт. 2000 г. N 247 (в ред. от 22.12.2009) // Дмитрий Донской. 2000. 14, 21, 28 окт.
8. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 года (в ред. от 23.04.2014) N 241-21 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2000. 28 июня.
9. Об Уставном суде Свердловской области: Обл. закон от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ (в ред. от 06.02.2014) // Собр. законодательства Свердловской области. 1997. N 5. Ст. 930.
10. О Конституционном Суде Республики Адыгея: Закон Респ. Адыгея от 17 июня 1996 г. N 11 (в ред. от 04.04.2013) // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 1996. 22 мая.
11. О Конституционном Суде Республики Башкортостан: Закон Респ. Башкортостан от 27 окт. 1992 г. N ВС-13/7 (в ред. от 14.07.2010) // Известия Башкортостана. 1997. 29 января.
12. О Конституционном Суде Республики Бурятия: Закон Респ. Бурятия от 25 окт. 1994 г. N 42-I (в ред. от 23.12.2013) // Бурятия. 1994. 13 нояб.
13. О Конституционном Суде Республики Дагестан: Закон Респ. Дагестан от 2 февр. 2010 г. N 8 (в ред. от 30.12.2013) // Дагестанская правда. 2010. 5 февр.
14. О Конституционном Суде Республики Ингушетия: Конституц. закон Респ. Ингушетия от 28 дек. 2001 г. N 10-РКЗ (в ред. от 09.04.2013) // Ингушетия. 2002. 16 янв.
15. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: Закон Кабардино-Балкарской Респ. от 12 дек. 1997 г. N 38-РЗ (в ред. от 19.02.2013) // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23 - 25 дек.
16. О Конституционном Суде Республики Карелия: Закон Респ. Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК (в ред. от 17.12.2013) // Карелия. 2004. 10 июля.
17. О Конституционном Суде Республики Коми: Закон Респ. Коми от 31 окт. 1994 г. (в ред. от 04.03.2014) N 7-РЗ // Ведомости Верхов. Совета Респ. Коми. 1994. N 11. Ст. 160.
18. О Конституционном Суде Республики Марий Эл: Закон Респ. Марий Эл от 11 марта 1997 г. (в ред. от 23.10.2013) N 14-З // Марийская правда. 1997. 19 марта.
19. О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: Конституц. закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з N 363-II (в ред. от 05.12.2013) // Якутские ведомости. 2002. 3 июля.
20. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания: Закон Респ. Северная Осетия - Алания от 15 июня 2001 г. N 17-РЗ (в ред. от 14.07.2011) // Северная Осетия. 2001. 15 июля.
21. О Конституционном Суде Республики Татарстан: Закон Респ. Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-XII (в ред. от 03.12.2009) // Республика Татарстан. 1998. 28 нояб.
22. О Конституционном Суде Республики Тыва: Конституционный закон Республики Тыва от 4 янв. 2003 г. N 1300 ВХ-1 (в ред. от 14.01.2014) // Тувинская правда. 2002. 14 янв.
23. О Конституционном Суде Чеченской Республики: Конституц. Закон Чеченской Респ. от 24 мая 2006 г. N 2-РКЗ (в ред. от 31.12.2010) // Вести Республики. 2006. 30 мая.
24. Кожевников О.А. Законодательство о конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ нуждается в совершенствовании // Рос. юстиция. 2010. N 9. С. 53 - 56.
25. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. 768 с.
26. Ливеровский А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2001. Вып. 7. С. 118 - 121.
27. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). М.: ИКЦ "МарТ", 2001. 672 с.
28. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2013. N 3. С. 25 - 32.
29. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституц. Суда Респ. Карелия от 7 июля 2005 г. // Карелия. 2005. 21 июля.
30. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 г. // Собр. законодательства Респ. Карелия. 2006. N 6. Ст. 752.
31. По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по запросу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П. Гладкова, С.В. Гуляева, А.Г. Крамарева, В.Е. Мартыненко, К.Э. Сухенко: Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 129-П от 22 марта 2005 года // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 26 марта.
32. По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации": Определение Конституц. Суда РФ от 2 февр. 2006 г. N 37-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 3.
33. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года N 491-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 2.
34. Российская газета. 1992. 29 июля.
35. Favoreu L., Philip L. Les grandes decisions du Conseil constitutionnel. Paris, 1986. 778 p.
36. Garlicky L. Sadownictwo konstitucyjne w Europe Zachodnief. Warsawa, 1987. P. 334.

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.

Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) – это орган судебной власти самостоятельно и независимо реализующий её с целью обеспечения конституционного контроля. Точный перечень его полномочий определён Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

КС РФ состоит из «большой» (10 человек) и «малой» (9 человек) палат. На заседаниях палат присутствуют только входящие в них лица, а пленарное заседание проводится для всех судей КС.

Любая палата КС РФ не может оставаться неизменной по своему составу дольше, чем 3 года подряд. Но чтобы гражданин занял судейскую должность в данном сообществе, придётся соблюсти определённый порядок.

Правовая база

Назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации и все сопутствующие данной процедуре моменты регулируются изменённым и дополненным законом № 1-ФКЗ (от 21.07.1994).

Согласно ст. 9 гл.2 этого нормативного акта предлагать кандидатов на данный пост могут:

  • Лица, состоящие в Совете Федерации.
  • Законодательные органы.
  • Депутаты Госдумы.
  • Высшие судебные органы.
  • Юридические:
    • ведомства федерального значения;
    • сообщества, действующие на государственном уровне;
    • учебные и научные учреждения.

Все претенденты на должность представляются Президентом РФ. После этого Совету Федерации предоставляется 2 недели на рассмотрение кандидата, получившего представление. Назначение осуществляется индивидуально, путём тайного голосования.

Если судья покидает свой пост, то предложение о назначении на его место другого гражданина должно быть внесено Президентом РФ в Совет Федерации не позже, чем через 30 дней после данного события.

Требования к кандидатам

Получить должность судьи КС могут только те граждане, которые:

  • достигли 40-летнего возраста;
  • имеют высшее юридическое образование и стаж работы на соответствующей должности от 15 лет;
  • признаны высококвалифицированными специалистами в области права;
  • обладают безупречной репутацией.

Помимо этого будет учитываться семейный статус претендентов и репутация их родственников.

Также нужно помнить, что российское законодательство не позволяет уже получившим должность судьям Конституционного суда:

  • состоять на общественных или государственных должностях;
  • осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность (этот пункт не затрагивает сферы преподавания, науки и творчества);
  • становиться членами политических движений или партий, либо поддерживать их финансово;
  • участвовать в акциях политической направленности и избирательных кампаниях (иные виды политической деятельности также находятся под запретом);
  • публично излагать свою личную точку зрения на вопросы, которые в настоящее время рассматриваются Конституционным судом, либо могут быть рассмотрены им позднее.

Перечисленные требования к будущим и действующим судьям Конституционного суда связаны с высоким уровнем ответственности, возлагаемой на граждан. Их репутация должна оставаться в идеальном состоянии в течение всего срока службы.

Особенности данного статуса

В России у каждого судьи имеется определённый правовой статус. По этой причине законодательство РФ закрепляет за людьми, находящимися на подобных должностях, особые права и обязанности, а также определённую сферу ответственности.

Лица, являющиеся судьями КС РФ, обладают гарантированной независимостью в вопросе осуществления правосудия. Все они характеризуются наличием единого статуса и отличаются друг от друга лишь перечнем компетенций и вверенных полномочий.

В период осуществления неслужебной деятельности служащим КС следует руководствоваться «Кодексом чести судей РФ». Этот документ не является источником права. Он представляет собой лишь свод правил, где в числе прочего содержатся положения, устанавливающие нормы поведения для членов судейской семьи и судей, находящихся в отставке, но сохранивших свой статус.

Какие гарантии независимости

Судья КС является независимым, благодаря тому, что его должность предполагает:

  • неприкосновенность;
  • несменяемость;
  • равенство в правах с другими судьями;
  • приостановление или прекращение полномочий только в соответствии с законодательно установленным порядком;
  • наличие социального и материального обеспечения, а также права на уход в отставку;
  • соблюдение определённой законами РФ процедуры конституционного судопроизводства;
  • отсутствие сторонних вмешательств в судебную деятельность;
  • гарантию безопасности.

Под материальным обеспечением понимается наличие своевременной и полноразмерной оплаты трудовой деятельности судьи, отпусков, страхования жизни, здоровья и собственности гражданина (и членов его семьи), а также предоставление жилья.

Есть ли неприкосновенность

Судьи КС РФ обладают неприкосновенностью, что выражается в невозможности их привлечения к административной или уголовной ответственности в порядке суда.

Также без соответствующего постановления КС не допускается проведение:

  • обыска;
  • задержания;
  • ареста;
  • личного досмотра.

Исключением из данного правила являются случаи задержания на месте преступления. Привлечь судью КС РФ к ответственности за высказанное в ходе заседания мнение или принятое решение невозможно, даже когда срок его полномочий истечёт.

Порядок назначения

В ч.1 ст. 102 Конституции РФ указано, что Президент может выдвинуть на одну свободную должность судьи КС только одного кандидата. Это обусловлено тем, что Совет Федерации занимается назначением на должность не только рядовых судей Конституционного суда, но и его руководителей.

Ещё недавно судья-секретарь, Председатель и заместитель Председателя избирались членами КС самостоятельно из числа назначенных судей в ходе тайного голосования. Теперь должность судьи-секретаря упразднена, вместо этого назначается второй заместитель председателя.

Закон устанавливает, что кандидаты на должность судей КС должны быть:

  • Представлены Президентом РФ.
  • Обсуждены и рассмотрены Комитетом Совета Федерации (в результате чего подготавливается соответствующее заключение):
    • по правовым и судебным вопросам;
    • по конституционному законодательству;
    • по развитию гражданского общества.
  • Назначены Советом Федерации путём тайного голосования (после заслушивания заключений и их обсуждения).
  • Приведены к присяге Председателем Совета Федерации (процедура осуществляется на заседании палаты).

Имена кандидатов вносятся в бюллетень для голосования, даже если заключение Комитета было отрицательным. То есть, эти претенденты всё равно могут быть назначены на должности судей.

Если Совет Федерации даёт соответствующее разрешение, то голосование проводится посредством специальной электронной системы. Назначение на должность получают лица, которым было отдано большинство голосов. Оно подтверждается соответствующим постановлением Совета Федерации.

Одновременно с этим может быть принято ещё одно постановление, предлагающее Президенту провести консультацию, целью которой является устранение выявившихся разногласий относительно назначаемой кандидатуры.

Отправка второго документа Президенту РФ должна произойти в течение трёх дней. Консультация проводится специально сформированной группой членов Совета Федерации, либо его Председателем.

Сроки пребывания на должности

Строгие ограничения по сроку службы для судей КС РФ отсутствуют, но имеется чётко установленный предельный возраст – 70 лет. По его достижении полномочия гражданина прекращаются в соответствии с действующим законодательством. Это относится ко всем служащим, состоящим в КС, включая тех, которые были избраны в 1991 году Съездом народных депутатов РСФСР.

Однако выполнение должностных обязанностей продолжается, если ещё не было принято итоговое соглашение по последнему делу, слушание которого осуществляется при непосредственном участии судьи.

Полное прекращение полномочий происходит по завершении месяца, в котором судья достиг предельного возраста. Но это правило не действует, если после его ухода судейское сообщество опустеет больше, чем на 1/3. В этом случае ему придётся продолжить службу до того момента, пока на должность судьи не подберут достойного кандидата.

Какие есть полномочия

Гражданин, ставший судьёй КС РФ, по факту становится его секретарём, который может браться за выполнение своих трудовых обязанностей сразу после принятия присяги.

В их перечень входит:

  • участие в управлении работой аппарата Конституционного суда;
  • подготовка к заседаниям КС и их непосредственное проведение;
  • информирование отдельных граждан и организаций о решениях, которые были приняты в результате судебных заседаний;
  • предоставление в КС данных о реализации принятых решений;
  • обеспечение информационной осведомлённости всех членов рассматриваемого судебного сообщества.

Ранее в данный перечень входил выбор Председателя и его заместителей путём тайного голосования, но теперь данным вопросом занимается Совет Федерации.

Приостановления деятельности

Полномочия судьи КС России могут быть приостановлены, если:

  • Конституционный суд дал согласие на его арест;
  • занимающий должность гражданин был привлечён к уголовной ответственности;
  • проблемы со здоровьем не позволяют продолжить полноценное осуществление трудовой деятельности.

Решение о приостановлении полномочий судьи должно быть принято Конституционным судом в течение месяца с момента возникновения оснований к проведению данной процедуры.

В случае временной приостановки полномочий судья продолжает получать зарплату и сохраняет за собой все законодательно установленные гарантии.

Прекращение полномочий

Существует несколько причин для полного прекращения полномочий судьи КС:

  • завершение срока действия полномочий;
  • выявление нарушений в процедуре назначения на должность;
  • подача личного письменного прошения об отставке;
  • смена гражданства;
  • совершение судьёй действий, которые прочат его достоинство и честь;
  • вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  • осуществление (несмотря на предшествующие предупреждения со стороны КС РФ) деятельности, не совместимой с занимаемой гражданином должностью;
  • неучастие в заседаниях КС и других судебных сообществ без уважительной причины;
  • отказ от участия в процедуре голосования без веских на то оснований более 2 раз подряд;
  • документально подтверждённая потеря дееспособности;
  • признание гражданина без вести пропавшим (в судебном порядке);
  • наличие неподдающегося лечению заболевания;
  • смерть судьи.

В случае принятия Конституционным судом решения о прекращении обязанностей одного из судей Президент РФ и Совет Федерации должны быть соответствующим образом оповещены об этом. Данное действие также рассматривается как официальное уведомление об открытии вакансии.

Решение о полном прекращении полномочий принимается большинством голосов членов Совета Федерации, на основании решения предъявленного Конституционным судом РФ.

Отставка

Судья КС получает статус удалённого в отставку (ушедшего) в том случае, если его полномочия прекратились в законодательно установленном порядке по причинам, установленным положениями соответствующего нормативно-правового акта.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Статус судьи Конституционного Суда

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен

· гражданин Российской Федерации,

· достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет ,

· с безупречной репутацией,

· имеющий высшее юридическое образование

· стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет ,

· обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации:

· членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы

· законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации,

· высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами,

· всероссийскими юридическими сообществами,

· юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть

1. членом (депутатом) Совета Федерации,

2. депутатом Государственной Думы,

3. иных представительных органов,

4. занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности,

5. иметь частную практику,

6. заниматься предпринимательской,

7. иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

8. не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

9. не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

10. не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет . Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.

Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых - несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.



Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение конституционного суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

Судьей конституционного суда может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей конституционного суда могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья конституционного суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.



Судья конституционного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья конституционного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья конституционного суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей конституционного суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.

Срок полномочий судьи КС РФ (ст.12 ФКЗ):

§ Судья КС назначается на должность на срок 15-ть лет.

§ Предельный возраст - 70 лет (с 01.01.2005г).

§ Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается.

§ Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

§ Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Статус судьи КС РФ.

Судьи КС не избираются, а назначаются Советом Федерациитлг числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судью КС Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

Срок полномочий членов КС установлен 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи КС - 70 лет3. Председатель КС и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого КС определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается. Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

(Глава II. Статус судьи Конституционного Суда
Российской Федерации- ФЗ)

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет , с безупречной репутацией , имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права.




Top