Правящий архиерей симферопольской и крымской епархии митрополит лазарь. Митрополит Лазарь: биография

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

      Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (в миру – Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.
      С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем 2 года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.
      В 1958 – 1961 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. – Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной академии и являлся референтом Отдела внешних церковных сношений. В 1971 г. был рукоположен во диакона, затем – во иерея.
      В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение 5 лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.
      За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил множество храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое 5-этажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркас в площадь святого князя Владимира, там установлен памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Всех Святых в земле Российской просиявших и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую.
      В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии переоборудовали в храм святого апостола Иоанна Богослова.
      В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Почаев возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается духовная семинария.
      В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Возрожден Борисовский женский монастырь, где ранее располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась духовная семинария, и другие храмы и здания. В 1992 г. назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В 2000 г. возведен в сан митрополита.
      Имеет следующие награды: Орден Святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степеней. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине. Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов». Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и Всея Украины награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских. Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» II и III степеней (1997 и 2000 гг.).
      В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор. Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина был установлен накупольный крест.

Новость о том, что крымские епархии прошли российскую регистрацию, взбудоражила ряд украинских СМИ. И это понятно: любые отношения с РФ трактуются в нынешних условиях как предательство и госизмену. В общем-то в этом преступлении идеологические противники УПЦ и обвинили Церковь. "КП" в Украине" попыталась разобраться, где в этой истории правда, а где ложь?

ЧТО ГОВОРЯТ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Москва денег не получает

На полуострове действует Крымская митрополия под руководством митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Состоит она из трех епархий: Симферопольская и Крымская, Феодосийская и Керченская, Джанкойская и Раздольненская. По предварительным оценкам, митрополия охватывает более миллиона православных верующих. Все они по-прежнему остаются прихожанами Украинской православной церкви, а никак не Российской.

Думаем, все это раздули для дискредитации УПЦ МП в Киеве, - говорит юрист Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Пристинский. - Епархия привела свои документы в соответствие с российскими законами и продолжает нести свое спасительное служение.

- А что с денежными отчислениями?

Отчислений в Киевскую митрополию и раньше не было. Равно как и в Москву. Бывало, епархия передавала средства на строительство кафедрального собора в Киеве. Но ежемесячных отчислений нет.

- Из Киева архиереи сейчас к вам приезжают?

Сейчас, может, есть чисто технические трудности, но периодически посещают. У архиереев нормальное общение. Наш крымский владыка Лазарь был на заседании Священного синода в Киеве. Добрался нормально.

- Почему статус епархий в Крыму остался неизменным? - спрашиваю секретаря Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Александра Якушечкина.

Мы находимся над политикой. Мы должны всех объединять и примирять, что мы сейчас и делаем. Даже затрудняюсь сказать, сколько уже конвоев в Донбасс отправила наша епархия. Без всякого сопровождения и льгот на таможню, под взрывами наши батюшки везут гуманитарную помощь в епархии юго-востока. Крест, ряса - вот их пропуска.

Священников не обижают

В парке Севастополя гуляет миролюбивый с виду дедушка - архимандрит Макарий (Щипаков), бывший морской офицер, сейчас пенсионер и священник Киевского патриархата.

- Прихожан у вас помимо расформированной украинской воинской части меньше не стало?

Как были раньше, так и есть. Мало, как до, так и после. Нам же никто территорию в Севастополе не дает - ни при той власти, ни при этой. Молимся по квартирам. Если говорить по Севастополю, то человек 50.

- А сколько приходов было по всему полуострову?

Я не могу сказать.

- Покинуть полуостров не думали?

Как Бог управит.

- Вас здесь обижают?

Кто может обижать священника, от которого идет любовь?

У иудеев одна проблема - нехватка мацы

В семье радийщиков Пресманов политические разногласия скорее гастрономического плана: чью колбасу есть - российскую или украинскую. Хозяйка дома Людмила Пресман - член общественного совета Федеральной еврейской национально-культурной автономии Крыма - прошла все юридические процедуры и осваивается в новых условиях:

Проблема одна - нехватка мацы. Через переправу перегнать тяжело. Раньше была своя, мы даже Казахстан снабжали. Но приехавший раввин из США обозвал нашу машину, выпекающую мацу, некошерной, разобрал, наобещал новую и уехал. Приходилось раньше из Киева везти. А теперь мацу дает уже Москва.

КСТАТИ

Прошла ли перерегистрацию Крымская епархия ?

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент в интервью "Главкому":

"…В любом случае юридическая перерегистрация необходима потому, что без нее некоторые церкви останутся отрезанными от света и воды, а также есть угроза потери имущества… Для того чтобы зарегистрировать структуру, я должен получить российский паспорт и уже веду консультации по этому поводу... Я обращался и к президенту, и к правительству, к СНБО и уполномоченному Верховной Рады по правам человека Лутковской. Но, к сожалению, руководство государства Украина ничего не сделало для того, чтобы разъяснить религиозным деятелям, как им действовать в тех условиях, в которых они оказались…

СПРАВКА "КП"

Что говорит устав

Устав Симферопольской и Крымской епархии зарегистрирован 19 декабря 2014 года российским Мин­юстом, дал такие ответы на следующие слухи:

О СТАТУСЕ

Слухи: Юридически и де-факто, судя по тем изменениям, которые внесены в устав, и там прямо написано, что размещенным центром Симферопольской и Крымской епархий является Республика Крым - субъект РФ. Тем самым фактически признана аннексия Крыма. Фактически произошла завуалированная передача этих двух епархий Русской церкви.

В уставе: "Епархия является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру... Территориальная сфера деятельности епархии - Республика Крым".

ОБ ИМУЩЕСТВЕ

Слухи: Согласно уставу все имущество епархий является имуществом РПЦ.

В уставе: "Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом..."

О ПЕЧАТЯХ И ФИНАНСАХ

Слухи: Все экземпляры бланков, штампов и печатей утверждает не только митрополит Киевский, но и лично патриарх Кирилл. Последний имеет право вето на уровне со Священным синодом Украинской церкви. И самое интересное - все финансы крымские епархии УПЦ МП отныне будут перечислять Москве.

В уставе: "Образец печати утверждается митрополитом Киевским и всея Украины (местоблюстителем). Епархиальный архиерей избирается (отстраняется от должности) синодом Украинской православной церкви... Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) епархии, возглавляет епархию и управляет ею. Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени епархии. В полномочия входит распоряжение имуществом и финансовыми средствами епархии в порядке, предусмотренном настоящим уставом".

ЧТО ГОВОРЯТ В КИЕВЕ

Крымская церковь подчиняется Киеву.

За разъяснением ситуации мы обратились к главе Синодального информационного отдела УПЦ епископу Клименту (Вечере) и заместителю главы отдела общественных церковных связей УПЦ протоиерею Николаю Данилевичу.

Священным синодом УПЦ никогда не принималось документов, которые бы меняли каноническое подчинение епархий на полуострове, - уверяет владыка Климент.

- Но скажите, обязательно ли церкви нужно было пройти перерегистрацию по российским законам? Почему не обошлись без этого?

Что такое религиозная организация? Это приходы, монастыри, епархиальное управление, то есть юридические лица. Чтобы существовать, им должна быть выделена земля, подведена коммунальная инфраструктура, получен расчетный счет. Все это требует регистрации по законам страны, контролирующей данную территорию. В связи с изменениями, которые произошли на полуострове не по нашей вине, приходы и монастыри вынуждены были пройти перерегистрацию - объясняет владыка.

Дело в том, что если религиозные организации в установленный законом срок не пройдут процедуру перерегистрации, то они подлежат ликвидации и соответственно не могут заниматься богослужебной деятельностью, а также утрачивают все права юридического лица, - вступает в разговор протоиерей Николай Данилевич.

- Значит, такую же процедуру прошли и, к примеру, католики?

Насколько мне известно из открытых источников, римско-католическая епархия зарегистрировала свои общины на территории полуострова согласно законодательству, которое там сейчас действует, и даже изменила свою структуру подчинения, - поясняет владыка Климент.

- Так, может быть, в УПЦ тоже произошло переподчинение и Крымская епархия отныне не подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины? Принимал ли Священный синод решение об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму?

После перерегистрации Крымская епархия остается каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру и, соответственно, подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины, поминает его за богослужением. Священный синод УПЦ каких-либо решений об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму никогда не принимал, - уверяет Николай Данилевич.

То же касается и финансов. Как уверил "КП" владыка Климент, нигде - ни в уставе крымских епархий, ни в уставе в управлении Украинской православной церкви - нет никакого пункта о том, что крымские епархии должны перечислять деньги или имущество Русской православной церкви.

- И последнее. Раз УПЦ МП обвиняют в предательстве, возможно, правоохранительные органы уже потребовали от церкви объяснения?

Лично у меня не было таких запросов. Но информационный отдел Украинской православной церкви провел пресс-конференцию, где показал всем журналистам оригинальные экземпляры уставов крымских епархий, которые были приняты на заседании Священного синода УПЦ. Думаю, мы тогда исчерпывающе ответили на все вопросы, касающиеся компетенции Священного синода Украинской православной церкви, - разъяснил глава Синодального информотдела.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Николай ДАНИЛЕВИЧ, заместитель главы отдела общественных церковных связей УПЦ: "Религиозная организация не вправе признавать или не признавать изменения границ"

Вопрос признания границ стран является сугубо межгосударственным вопросом. В сфере религии его просто нет. Любая неправительственная или религиозная организация обязана соответствовать действующему на той или иной территории праву или юридически прекратить свое существование. Признания или непризнания границ от любой православной церкви требовать юридически необоснованно, потому что у нее нет и не может быть светской власти, необходимой для подобного действия. Исключение составляет Святой престол, обладающий международной правосубъект­ностью по причине традиции, согласно которой за Папой Римским признавалось наличие светской и духовной власти.

Рождение 22 апреля (1939-04-22 ) (79 лет)
село Комарин , Кременецкий повет, Волынское воеводство , Речь Посполитая

Митрополи́т Ла́зарь (в миру Ростисла́в Фили́ппович Шве́ц ; 22 апреля , село Комарин , Волынское воеводство) - епископ Украинской православной церкви Московского патриархата ; митрополит Симферопольский и Крымский , постоянный член Священного синода УПЦ , ректор .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СТАЛИН БЫЛ ОТРАВЛЕН...заявление М. Полторанина. ВВС США бомбили СССР...

Субтитры

Биография

15-ти лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры , затем два года нёс послушание в Успенском Жировицком монастыре .

Епископ Аргентинский и Южноамериканский

Архиепископ Одесский и Херсонский

В это время был открыт Борисовский женский монастырь, в котором в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария , и другие храмы и здания.

Активно поддерживал идею автокефалии Украинской православной Церкви, что вызвало резкое недовольство среди духовенства и верующих . Ситуация обострилась в 1992 году. Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.

Из Одесской епархии в адрес патриарха было направлено обращение с просьбой принять епархию в непосредственное патриаршее управление. Причиной тому стала деятельность правящего архиерея епископа Лазаря, сторонника Филарета: «Для того чтобы сломить нашу непоколебимую позицию, он вызвал на территорию монастыря и семинарии вооруженный отряд ОМОНа . Мы оценили это как вмешательство государства в церковные дела. Не добившись своего, Лазарь приказал… закрыть учебное заведение. Возмущенные бесчинством монахи и студенты выгнали тирана, перед ним закрылись ворота храмов», - говорил в интервью журналистам архимандрит Тихон (Бондаренко), ректор Одесской духовной семинарии .

В 2001 году был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 году в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 году освящён главный алтарь собора.

С 2003 года по настоящее время ведётся восстановление в Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

В 2008 году года из Симферопольской и Крымской епархии было выделено семь районов в северной части Крымского полуострова, которые вошли в состав новообразованной самостоятельной Джанкойской и Раздольненской епархии , а в декабре 2012 года - ещё два района были выделены в Феодосийскую и Керченскую епархию . Наименование Симферопольской и Крымской епархии осталось прежним.

Общая характеристика 20-летнего пребывания на кафедре Симферопольской и Крымской епархии

Прославлены новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), а также сонм крымских святых был внесён в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер.

Ежегодно Митрополит Лазарь участие в международных научно-богословских конференциях, посвящённых памяти святителя Луки (Греция). Так, в 2012 году Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины принял участие в работе II Международной конференции, посвящённой 50-летию со дня преставления святителя Луки (город Афины): «Святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Величина и значение его научно-человеческой деятельности. 50 лет со дня смерти».

Международная конференция 2012 года, состоявшаяся в Афинах, а также две региональные конференции, которые прошли в Верии и Салониках стали ещё одним свидетельством почитания духовного подвига Святителя Луки не только в тех странах, где проходила его жизнь (Россия, Украина, Узбекистан), но и далеко за их пределами (в Греции и по всему миру).

Во время очередной атеистической волны в 1960-1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.

На момент назначения Владыки Лазаря на Крымскую кафедру (июль 1992 года) на полуострове, включая г. Севастополь, было зарегистрировано всего лишь 48 православных общин, из которых только 30 были действующими.

В епархии не было ни одного монастыря. Само епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято- Троицком соборе в г. Симферополе. За два предыдущих года до приезда Владыки Лазаря в Крым сменилось три правящих архиерея.

Он практически с нуля начал создавать епархиальные учреждения, возрождать бывшие храмы и монастыри, открывать новые приходы. При этом всегда умело и своевременно находил эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и широкой общественностью, что позволило коренным образом укрепить материальную базу епархии, создать сеть православных общин во всех уголках полуострова.

За 20-летний период Его правления Симферопольской и Крымской епархией число зарегистрированных приходов возросло почти в 12 раз (с 48 до 564, с учётом 130 приходов вошедших в 2009 году в состав Джанкойской и Роздольненской епархии).

Симферопольской епархии удалось добиться возвращения более чем 90 % бывших церковных зданий и сооружений, которые были национализированы в годы советской власти, среди них комплекс бывшей Таврической духовной семинарии , древнейший храм Восточной Европы в честь Иоанна Предтечи в г. Керчи, Владимирский собор в г. Севастополе, построенный к 900-летию Крещения Руси и множество других храмов, монастырских комплексов и молитвенных домов - всего свыше 80 таких объектов.

Возрождена монастырская жизнь в 9 обителях, идёт процесс становления ещё в 4-х средневековых пещерных монастырях, прекративших свою деятельность ещё в конце XV века.

Построено 30 новых храмов и храмов-часовен, в том числе и на территории нынешней Джанкойской епархии как например в городах Армянске и Джанкое, п.г.т. Роздольное и др.

Благодаря возобновлению работы Таврической духовной семинарии епархия теперь способна в полном объёме решать кадровые вопросы по обеспечению приходов священнослужителями.

Общественность Крыма отметила 20-летие пребывания митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря во главе Крымской епархии. В связи с юбилеем владыка Лазарь дал согласие ответить на вопросы корреспондента ИА «ВЕСТИУА», которые мы предлагаем нашим читателям.
Корр.: Прежде всего, разрешите поздравить Вас, уважаемый владыко Лазарь, с 20-летним юбилеем пребывания во главе одной из самых больших в Украинской Православной Церкви епархии. У Вас огромный опыт пасторской деятельности. Вы были епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимали Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В чем специфика Вашего служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Служение в Крыму особое. И не потому, что здесь большая епархия. Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, крымская земля - «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие, где живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, здесь представлен Ислам, и многие другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности. Крым является и международной здравницей. Здесь миллионы людей ежегодно со всего света пребывают на оздоровление. Однако телесное здоровье невозможно без духовного. Вероятно, именно поэтому на крымской земле воссиял духовный подвиг владыки Луки - архиепископа и одновременно врача, профессора медицины, служившего здесь в самые сложные годы разнузданного атеизма, а сегодня причисленного к лику святых. Можно было бы отметить и много другого, что отличает специфику служения в Крыму, которое многоликое и особо ответственное.
Корр.: Что удалось сделать главного за 20 лет Вашего пасторского служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку приходилось работать по многим направлениям, которые были важны как каждое само по себе. Однако хочу верить, что за эти годы удалось значительно поднять величие Православной веры в жизни людей, укрепить христианскую мораль, дать людям духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Это - главное. Наряду с отмеченным, удалось расширить количество православных приходов. Если на 1992 год здесь было только 50 действующих Православных общин, то через 20 лет их уже стало 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Раздольненской епархии). Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений. Широко развернута работа с молодежью. В большинстве общеобразовательных школ полуострова при непосредственной нашей поддержке преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах региона действует 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией. Велась и ведется многочисленная другая работа.
Корр.: Ваше служение совпало с жесткими метаморфозами в жизни современного общества - социальными, политическими, межнациональными противостояниями, экономическим кризисом и т.п. В чем проявлялась особенность Вашего пасторского служения в таких условиях?
Владыка Лазарь: Действительно, последние 20 лет являлись необычайно сложными в общественной жизни не только Крыма, но и всего постсоветского пространства. Однако, в таких условиях, как и любых других, церковь выполняла и выполняет свою главную миссию - спасение души человеческой, важнейшего нравственного регулятора в жизнедеятельности людей. В связи с этим, следует специально отметить, что в 2000 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял важнейший документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Его уникальность обусловлена тем, что это - первый документ в Православии, регулирующий взаимоотношения церкви и современного общества. В нем говорится, что «Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Следуя «Основам концепции» и принципам Православной веры, мы призывали и содействовали властям использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра. Форм и методов таких взаимоотношений было много, но цель являлась одной - духовное Возрождение. Как указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое главное, Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях и в скорбях». Именно на таких принципах мы и строим свои взаимоотношения с властью и обществом. И существенных противоречий в этой сфере у нас за последнее 20-летие не было.
Корр.: Владыко! Фактом является церковный раскол в Украине, где существует несколько православных конфессий. Ваша точка зрения на перспективу преодоления такого раскола.
Владыка Лазарь: В Украине существует одна единая каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Другие раскольнические организации, вероятно, следует рассматривать как общественные организации. И не более того. Они не признаны и не могут быть признанными, в принципе, ни одной из православных церквей. А преодоление раскола может идти только путем покаяния раскольников, и возвращения их в лоно матери-церкви. Другого пути здесь не наблюдается. Попытки придать Православию не поместный, а национальный характер в угоду чьих-то интересов - это путь, противоречащий основным канонам Православия и христианства в целом. Православие в нашем крае - это вера многих народов, многих национальностей. И если политики эти народы могут делить по государствам, создавая границы, то границ между душами людей установить невозможно. Особенно среди братских народов Восточной Европы. В свое время преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что: «Россия, Украина, Беларусь - это есть святая Русь! А святая Русь - это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь - это идеал любви, добра и правды. Святая Русь - это непобедимость. Святая Русь - это красота. Святая Русь - это сила. И мы все с вами - единая святая Русь!». Поэтому, повторюсь, следуя именно в фарватере духовного возрождения, следуя канонам матери-церкви и совести каждого, можно преодолеть религиозный раскол в Украине. Другого пути здесь нет.
Корр.: Владыко! Что бы Вам хотелось еще сделать прежде всего в Крыму как правящему Архиерею?
Владыка Лазарь: Прежде всего, довести до завершения все то, что было начато ранее. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще моей сокровенной мечтой является завершение восстановления кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Это будет один из величественных православных храмов. Ведется работа и по другим направлениям, которых очень много, и которые требуют своего завершения вовремя и в срок. А еще я хотел бы добиться того, чтобы Крым стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край. Над этим мы и работаем.
Корр.: Спасибо.
Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви
ИА «ВЕСТИУА»
АР Крым - 26 июля 2012 г.
По материалам сайта




Top