Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка реформы. Основные причины отмены крепостного права в россии Социальные предпосылки отмены крепостного права

В 50-е годы XIX в. заметно обострились нужда и тяготы народных масс, произошло это под влиянием последствий Крымской войны, участившихся стихийных бедствий (эпидемий, неурожаев и как их следствие - голода), а также усиливавшегося в предреформенный период гнета со стороны помещиков и государства. На экономику российской деревни особенно тяжелые последствия оказали рекрутские наборы, сократившие число работников на 10%, реквизиции продовольствия, лошадей и фуража. Обострял положение и произвол помещиков, систематически сокращавших размеры крестьянских наделов, переводивших крестьян в дворовые (и таким образом лишавших их земли), переселявших крепостных на худшие земли. Эти акты приняли такой размах, что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия.

Ответом на ухудшение положения народных масс стало крестьянское движение, которое по своему накалу, масштабам и формам заметно отличалось от выступлений предыдущих десятилетий и вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение и надеявшихся таким образом получить свободу (1854-1855), самовольные переселения в разоренный войной Крым (1856), «трезвенное» движение, направленное против феодальной системы винных откупов (1858-1859), волнения и побеги рабочих на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859-1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием в руках выступили эстонские крестьяне («война в Махтра»). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.

После поражения в Крымской войне, в условиях нарастающего революционного подъема обострился кризис верхов, проявившийся, в частности, в активизации либерально-оппозиционного движения среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - писал об этом времени знаменитый русский историк В.О.Ключевский. Введенный императором Николаем I «цензурный террор» после его смерти в феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.

В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, братья Н.А. и Д.А. Милютины).

Интересы российского крестьянства нашли свое отражение в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране. Во главе первого (эмигрантского) стоял А.И. Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 г. он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 г. - совместно с Н.П. Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол». В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп. Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855-1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.

Второй центр возник в Петербурге. Во главе его стояли ведущие сотрудники журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, вокруг которых сплотились единомышленники из революционно-демократического лагеря (М.Л. Михайлов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.В. Шелгунов и др.). Подцензурные статьи Н.Г. Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И. Герцена, но отличались своей последовательностью. Н.Г. Чернышевский считал, что при освобождении крестьян земля должна передаваться им без выкупа, ликвидация самодержавия в России произойдет революционным путем.

В канун отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность предотвратить революционный взрыв в стране.

Крымская война поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого в конечном счете в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

Выбрав второй путь, правительство Александра II в январе 1857 г. создало Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в МВД товарищем (заместителем) министра

А.И. Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы, которая хотя и давала крепостным гражданские права, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в имении. В этом случае крестьяне получили бы в пользование надельную землю, за которую должны были бы выполнять фиксированные повинности. Эта программа была изложена в императорских рескриптах (предписаниях) сначала на имя виленского и петербургского генерал-губернаторов, а затем направленных и в другие губернии. В соответствии с рескриптами в губерниях стали создаваться специальные комитеты для рассмотрения дела на местах, а подготовка реформы получила гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Заметную роль в подготовке реформы стал играть Земский отдел при МВД (Н.А. Милютин).

Внутри губернских комитетов шла борьба между либералами и консерваторами по вопросам о формах и степени уступок крестьянству. Проекты реформы, подготовленные К.Д. Кавелиным, А.И. Кошелевым, М.П. Позеном. Ю.Ф. Самариным, А.М. Унковским, отличались политическими взглядами авторов и экономическими условиями. Так, помещики черноземных губерний, владевшие дорогой землей и державшие крестьян на барщине, хотели сохранить за собой максимально возможное количество земли и удержать рабочие руки. В промышленных нечерноземных оброчных губерниях помещики в ходе реформы хотели получить значительные денежные средства для перестройки своих хозяйств на буржуазный лад.

Подготовленные предложения и программы поступали на обсуждение в так называемые Редакционные комиссии. Борьба вокруг этих предложений велась и в этих комиссиях, и при рассмотрении проекта в Главном комитете и в Государственном совете. Но, несмотря на имеющиеся различия во мнениях, во всех этих проектах речь шла о проведении крестьянской реформы в интересах помещиков путем сохранения помещичьего землевладения и политического господства в руках русского дворянства, «Все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано», - заявил в Государственном совете Александр II. Окончательный вариант проекта реформы, претерпевший ряд изменений, был подписан императором 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т.п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянами-собственниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение».

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах», которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

«Временнообязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20% от суммы, а остальные 80% платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты.

Следует иметь в виду, что в современной исторической литературе вопросы, связанные с реализацией реформы, разработаны не до конца. Существуют различные точки зрения о степени трансформации в ходе реформы системы крестьянских наделов и платежей (в настоящее время эти исследования проводятся в широких масштабах с применением компьютеров) Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2., - М., Наука, 2000. - C? 58 .

За реформой 1861 г. во внутренних губерниях последовала отмена крепостного права на окраинах империи - в Грузии (1864-1871), Армении и Азербайджане (1870-1883), которая проводилась зачастую с еще меньшей последовательностью и с большим сохранением феодальных пережитков. Удельные крестьяне (принадлежавшие царской семье) получили личную свободу на основании указов 1858 и 1859 гг. «Положением 26 июня 1863 г.» было определено поземельное устройство и условия перехода на выкуп в удельной деревне, который был осуществлен в течение 1863-1865 гг. В 1866 г. была проведена реформа в государственной деревне. Выкуп земли государственными крестьянами был завершен только в 1886 г.

Отмена крепостного права, кратко о причинах, предпосылках и последствиях которой будет рассказано ниже, стала чертой, разделившей жизнь народа и историю нашей страны на две части: до и после. Несмотря на такое либеральное и существенное преобразование, Александр Освободитель не смог обеспечить безопасность своей жизни. Но все же, что подтолкнуло его к такому шагу?

Отмена кратко о причинах и предпосылках

Итак, как известно, император Александр Второй взошел на престол во время одной из войн, которая и показала, что страна нуждается в коренных преобразованиях. Это и становится первой причиной - а точнее ее итог. К слову, сознание того, что России нужны современные реформы, становится одним из результатов этого времени. Во-вторых, можно отметить и кризис феодальной системы в обществе в совокупности с дальнейшей экономической исчерпанностью. В-третьих, в государстве в то время царила что не могло не стать основой для дальнейшего преобразования. Таким образом, (кратко их перечислили) лежали на поверхности и не могли остаться незамеченными. Это говорит о том, что реформы назревали уже давно. Что же касается дополнительных факторов, то к ним можно отнести техническую отсталость и неразвитость промышленности, в большей степени тяжелой отрасли, а также слишком низкую производительность труда.

Отмена крепостного права: кратко о ходе проведения реформы

Осуществить такое коренное изменение структуры общества было сложно, однако Александр Второй решается на этот шаг. Для этого в 1858 году он приказывает создать Комитеты (главный и местные в губерниях), в которых будут рассматриваться все возможные варианты развития данной идеи. После того как все проблемы были проанализированы, годом позже основывается Специальная комиссия, которая редактирует еще раз положения и просчитывает риски. Далее в преддверии реформы основывается Государственный совет по этому преобразованию, который и дает свое согласие на осуществление. И, как известно, того же года выходит известнейший манифест, провозглашающий народ России отныне свободным.

Отмена крепостного права: кратко о значении

Значение этого либерального поступка Александра Второго заключалось в следующих положениях:

  • Формирование большого рынка
  • Был сделан большой шаг на пути к созданию в будущем гражданского общества.
  • Была частично ликвидирована экономическая неразвитость и отсталость.
  • Началось преодоление сословного неравноправия.

Ко всему прочему, были и отрицательные пункты в этом списке. Например, крестьянское малоземелье, вследствие чего большие налоги, рост социальной напряженности из-за недовольства помещиков, психологическая неготовность крестьян к свободе.

Таким образом, отмена крепостного права 1861, кратко о которой было рассказано выше, стала первой ступенькой в большой и длинной лестнице великих реформ Александра Освободителя, ведь именно она подарила людям свободу и права.

Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в. Поток обличений ужасов крепостничества открыл А. Н. Радищев своим знаменитым «Путешествием из Петербурга в Москву». В дальнейшем этой темы так или иначе касались все крупнейшие русские писатели, публицисты. Идея безнравственности крепостного права стала составной частью мировоззрения читающего общества. Борьба с «мерзостью крепостного права» была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли первой половины XIX в.

По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. Некоторые предприниматели воспользовались законом 1840 г., разрешавшим давать свободу крестьянам, прикрепленным к фабрикам. Так, заявляя об освобождении крепостных рабочих, владельцы одной из шелковых фабрик подчеркивали, что делают это по совершенной невыгодности применения крепостного труда. Своим правом отпускать крестьян на волю воспользовались и некоторые помещики. В Новороссийском крае, наряду с барщинным трудом, помещики использовали вольнонаемных сельскохозяйственных работников.

Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных и государственных проблем и принимать такие законы, которые подтачивали устои крепостного права. Начало положил император Павел I указом 1797 г. о трехдневной барщине. Затем, в 1803 г., последовал указ Александра I о «вольных хлебопашцах», а в 1842 г. - закон Николая I об «обязанных» крестьянах. Россия имела опыт отмены крепостного права в трех прибалтийских губерниях и введения в западных губерниях инвентарных правил. Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество, утверждая в нем мысль, «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». При Александре I и Николае I работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.

Причины отмены крепостного права.

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войну серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали.

Масла в огонь подливала и сама верховная власть, вынужденная во время войны искать необычные пути пополнения войск. 2 апреля 1854 г. был обнародован указ Николая I о создании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее могли записаться и помещичьи крестьяне, но с согласия помещиков и с письменным обязательством ополченца о возвращении к своему владельцу. Указ распространялся всего на четыре губернии. Но он всколыхнул всю крестьянскую Россию. Разнеслась молва о том, «что государь призывает всех охотников на военную службу на время и что семейства их освободятся навсегда не только от крепостного состояния, но и от рекрутства и платежа повинностей». Самовольный уход для записи в ополчение вылился в массовое бегство крестьян от помещиков.

Еще более широкий характер приняло это явление в связи с манифестом от 29 января 1855 г. о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных поволжских и южных губерний.

По окончании войны, весной - летом 1856 г., крестьяне южных губерний устремились в Крым, где, по слухам, в соответствии с якобы вышедшим царским указом они освобождались от крепостного права. Дороги были забиты толпами крестьян. Воинские отряды, посланные с целью вернуть мужиков, встретили с их стороны отчаянное сопротивление. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в свои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не имелось. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства - поражение России - заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне 1812 г. над объединенной армией почти всех европейских стран Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость страны, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания ее в разряд второстепенных держав.

Изменилась и атмосфера в российском обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, «Севастополь ударил по застоявшимся умам», значительно расширив число сторонников перемен. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал либеральный деятель К. Д. Кавелин историку С. М. Соловьеву в начале 1856 г., - об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков». За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, проникнутые либеральными идеями, и даже ближайшие родственники царя - тетка Елена Павловна и младший брат Константин.

Великий князь Константин Николаевич (1827-1892) был вторым сыном Николая I. Его с детства готовили к морской службе. Воспитанием великого князя руководил адмирал Ф. П. Литке. Он создавал вокруг Константина атмосферу доверительности, искренности и прямоты, стремился к тому, чтобы воспитанник самокритично относился к себе, совершенствовал личные качества. По воспоминаниям современников, Константин «никогда не притворялся, никогда не лгал и не знал, что значит быть двуличным». В 1845 г. по инициативе Ф. П. Литке было открыто Русское географическое общество, формальным руководителем которого стал Константин Николаевич.

Вокруг общества группировались сторонники либеральных преобразований. Великий князь пришел к убеждению о необходимости масштабных реформ, направленных на раскрепощение общества и обеспечение гражданских прав людей.

В 20 лет Константину Николаевичу было поручено командовать фрегатом «Паллада», совершившим в 1847- 1848 гг. две морские экспедиции. В 1855 г. он был назначен управляющим русским военным флотом и Морским министерством. Великий князь активно способствовал замене парусных кораблей паровыми, деревянных - броненосными.

Крестьянская реформа 1861г.Отмена крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, должен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

Александр II так же, как и его предшественники, добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков. В конце 1856 г. он писал великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян». Но большинство дворян упорно уклонялось от каких-либо ходатайств.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако многие члены комитета, бывшие высокопоставленные николаевские чиновники, были ярыми противниками освобождения крестьян и всячески тормозили его работу. Даже присутствие в комитете горячего сторонника реформ великого князя Константина Николаевича не могло сдвинуть дело с мертвой точки. И тогда Александр II решил предпринять более действенные меры.

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. И. Назимов, бывший в молодости адъютантом Александра. Он привез императору адрес (обращение) от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они были склонны освободить крестьян, но только без наделения их землей. В своем адресе дворяне просили у императора разрешения обсудить этот вопрос.

Александр решил воспользоваться ситуацией, и 20 ноября 1857 г. на имя Назимова был дан рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В рескрипте указывались рамки реформы: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков. 5 декабря 1857 г. подобное же указание было дано петербургскому генерал-губернатору графу П. Н. Игнатьеву. Вскоре текст рескрипта Назимову появился в печати. Таким образом подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (в официальные документы боялись включить слово «освобождение»). Окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы стало переименование в феврале 1858 г. Секретного комитета в Главный комитет, председателем которого был назначен великий князь Константин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев.

Яков Иванович Ростовцев (1803-1860) родился в семье директора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Северного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Николаю I о готовящемся заговоре, но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.

В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учебным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.

Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского вопроса, еще в 1857 г. введя еЛ> в Секретный комитет, где он примкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобождения крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой перемены имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательства декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.

Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков - Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений, высказанных дворянством в губернских комитетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.

После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного консерватора. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения - это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной «зависимости» Александр II подписал 19 февраля 1861 г.

Согласно этим документам, крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении они получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам, не мог быть выше установленной законом нормы, колебавшейся в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек. При этом у крестьян обычно отбирали земли лучшего качества. Большие группы крестьян вообще не получили земли: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев.

Согласно реформе, крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Выкупившие ее назывались крестьянами-собственниками. Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь 1/4 определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне, становившиеся временнообязанными, должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных должны были быть точно определены соглашениями между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Срок подписания Уставных грамот определялся в 2 года. Временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела земли.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6% годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка. Например, если ежегодно помещик получал от крестьянина оброк, равный 10 рублям, то выкупная сумма в таком случае должна составлять:

Крестьянин должен был уплатить помещику сразу 20-25% этих денег. Чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных правительством.

Значение отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. стала одним из важнейших событий в истории России. Она явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны в качестве господствующего.

В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, и прежде всего помещичье землевладение. К тому же крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад.

реформа крепостной право

Вопреки распространённому ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на уровне 45% со второй ревизии до восьмой (то есть с 1747 до 1837), а к 10-й ревизии (1857) эта доля упала до 37%. Согласно переписи населения 1857-1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17% (Бессарабская область) до 69,07% (Смоленская губерния).

Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816-1819 гг.

Кризис крепостнической системы стал очевиден к концу 1850-х. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство пошло на отмену крепостного права.

Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:

Крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;

Крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

Кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

Рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

Осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

Крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны, будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).

В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения, а также под влиянием и с участием ряда общественных деятелей (например, А.М. Унковского).

В декабре 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков (Приложение 1): по предложению одного из крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

Предпосылки реформы . Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побега, поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. крестьян Грузии в 1857 г.



Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян это "пороховой погреб под государством". С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой - справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. 37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель".

По словам умиравшею Николая I, Александр II получил "команду не в порядке". Исход Крымской войны был ясен Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политки. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.

Подготовка реформы . Впервые о необходимости освобождения крестьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что "лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу", означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Однако недовольство дворянства, обеспокоенною слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов "по улучшению быта помещичьих крестьян". Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой - предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.

В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей..." Практические условия освобождения были определены в "Положениях" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Манифест и "Положения" касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быль подвергнуто телесному наказанию.

Наделы. "Положения" регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.

Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX начале XX в.




Top