Профессия гейм-дизайнер. Кто такой гейм-дизайнер

Представляем новую статью цикла . В этой части рассмотрим позицию гейм-дизайнера - специалиста, разрабатывающего дизайн компьютерной игры.

Гейм-дизайнер создает форму и содержание игрового процесса. Игровой дизайн определяет взаимодействие игрока с игровым миром, условия победы и поражения, сложность игры.

Как стать и куда двигаться дальше

Специалисты по гейм-дизайну рекомендуют новичкам много играть самим. Но не только ради удовольствия, а чтобы понять, что и как уже сделано, насколько те или иные идеи пользуются спросом. Для этого полезно просматривать комментарии к игре, чтобы понять, что нравится и не нравится пользователям. Очень важно задаваться вопросами, что делает игру интересной. Анализировать, что можно улучшить в конкретной игре и учиться подробно это объяснять.

Чтобы понять всю кухню игровой разработки, можно начать с должности гейм-тестировщика или комьюнити-менеджера. Также новичков берут на позицию дизайнера уровней - но для этого необходим опыт в создании моделей, рендеринге или работе с текстурами.

Будет полезно почитать «The Art of Game Design: A Book of Lenses» Джесси Шелла, изучить игровые движки - например, бесплатного для индивидуального использования Unity3D .

«Будьте готовы к тому, что, вероятно, потребуется больший набор навыков, чем тот, которым вы сейчас обладаете. К примеру: работа над созданием персонажей может потребовать не только навыков графического дизайна, но и базовых навыков программирования, чтобы задать все параметры персонажа во внутренней архитектуре игры. Создание игровых прототипов также подразумевает умение работать с кодом. И наоборот: разработка алгоритмов стрельбы требует понимания того, как эта механика скажется на удобстве прицеливания и комфорте игры».

Из личных качеств важны:

  • креативность, хорошее воображение;
  • аналитический склад ума;
  • умение просчитывать и оценивать свои идеи;
  • коммуникабельность, умение последовательно и структурированно излагать свои мысли.

При поиске первой работы очень пригодятся собственные разработки в портфолио:

«На первом курсе университета я попросился в сценаристы на разработку очередного „Убийцы Сталкера“. Проект был на энтузиазме, и брали кого угодно. Так я научился работать в команде и выполнять глобальные серьезные задачи. Позже сделал на движке GM Studio демо-версию собственной игры, довольно простой 2D top-down action. На первую работу прислал резюме, где написал, что у меня нет выпущенных проектов, но есть опыт работы и проект, который я сделал сам.

Свои игры были самым ценным вкладом в трудоустройство. Продюсер, который принимал меня, сказал, что собственная разработка на порядок ценнее любых модификаций и карт для существующих игр, поскольку подразумевает самостоятельную наладку CCC (Camera, Control, Character) - тех аспектов, которые считаются самыми важными в любой игре. Я согласен с ним: своя разработка помогает смотреть на гейм-дизайн детальнее. Когда программируешь сам, сталкиваешься с необходимостью определять любую мелочь. Делаешь ошибки и стремительно учишься думать наперед, прогнозировать последствия своих решений».

Возможные карьерные пути гейм-дизайнера:

  • расти горизонтально, осваивая смежные навыки;
  • стать руководителем команды гейм-дизайнеров, координируя их работу;
  • стать продюсером - специалистом, которые отвечает за глобальное видение проекта.
«Мне интересно получить как можно больший уровень ответственности и контроль разработки на всех стадиях. От самого высокого уровня, на котором принимается решение, что вообще разрабатывать и для каких платформ, и до самого низкого. Я считаю, что этот путь лучше всего позволяет реализовать себя и как профессионала, и как творца».

Благодарю за помощь в написании статьи Александра Шевченко , Андрея Петкевича , Артема Запорожца , Олега Горчакова и Родиона Баскакова . Все цитаты взяты из их рассказов.

Александр Мишулин о том, какие качества
и навыки необходимы геймдизайнеру

Александр Мишулин

Креативный директор Mail.ru, ведущий геймдизайнер «Аллоды Онлайн»

«Одна из основных особенностей игрового дизайна - то, что он находится на стыке нескольких дисциплин. Требуются хорошие коммуникационные навыки (ведь дизайнеру надо донести своё видение игры или её компонента до всех остальных исполнителей), фантазия (требуется ясно и чётко представить себе ту часть игры, которой ещё нет и в помине) и аналитика (посмотреть, как эта представленная часть игры сочетается со всей остальной игрой). Также нужно понимать психологию игроков: почему люди поступают тем или иным образом? Необходимо знание математики, в том числе теории вероятности. Ну и, конечно, нужно знать и любить игры - без этого совсем никуда. Но не стоит на них зацикливаться, поскольку также важно и то, что сейчас популярно во всех медиа (фильмах, сериалах, книгах) и за пределами индустрии развлечений.

С одной стороны, востребованность геймдизайнеров нельзя назвать очень высокой - такие специалисты могут работать в индустрии разработки игр и (при небольшой переподготовке) как аналитики, составители технических заданий, в IT-индустрии. Но рынок компьютерных игр в мире неуклонно растёт - значит, игры востребованы. Игры из России и СНГ уже давно могут конкурировать на мировом уровне, и, значит, они и дальше будут здесь создаваться. Это касается игр всех направленностей - и мобильных, и социальных, и клиентских. Причём все компании испытывают потребность в хороших дизайнерах игр, на рынке их не хватает. Многие берут по нескольку перспективных новичков и обучают их в процессе работы. К тому же в последнее время активно развивается геймификация (встраивание игровых элементов в обычные рабочие приложения), поэтому специальность дизайнера игр скоро станет ещё более востребованной. Минус здесь только один - у нас геймдизайну почти нигде не учат.

В последнее время активно развивается геймификация, поэтому специальность дизайнера игр скоро станет ещё более востребованной

Для того чтобы заниматься дизайном игр, надо… делать игры. Это могут быть просто отдельные уровни или моды (переработки и дополнения к существующей игре) , - главное, чтобы это делалось не в стол, а для других игроков, которые смотрят, играют и оценивают. Тогда у создателя постепенно выстраивается правильное представление о том, как ведут себя игроки, какие идеи и методы срабатывают сразу, а какие требуют очень аккуратной и детальной проработки. Сейчас для такого саморазвития есть все возможности. Огромное количество игр выходит с доступным инструментарием для разработки собственных дополнений или уровней, так что можно сделать игру в одиночку или небольшой командой единомышленников».

Дмитрий Ножнин о разных ролях
геймдизайнера и о рабочем процессе

Дмитрий Ножнин

Геймдизайнер и продюсер, основатель геосоциальной игры Dusk Rift

«Особенности профессии в том, что геймдизайн очень быстро меняется: если сравнить игры 1990-х и 2000-х, станет видно, насколько они разные. Многое меняется в зависимости от платформы: например, если речь идёт об игре для консоли, то это чаще всего история, и геймдизайнер выступает как сценарист. В то же время геймдизайнер в инди-играх - это придумщик. Потому что нужна идея, которую раньше никто не реализовывал. А, например, в играх для соцсетей и в мобильных играх геймдизайнер - прежде всего психолог: он должен очень хорошо понимать мотивацию игрока. Важно понимать, что геймдизайн - это не наука, и по большей части успех зависит от таланта, креатива.

Невозможно стать геймдизайнером, не играя в игры. Это единственный человек в команде, который занимается психологией игры. Ты не просто придумываешь правила, но и делаешь так, чтобы они были понятны игрокам.

На любой стадии роль геймдизайнера в создании игры - ключевая. Без него игры не будет вообще, если это, конечно, не клон и не разработка под заказ

Верный способ стать геймдизайнером - через левел-дизайн. Это такая ниша, в которой придумываются уровни, карты, дополнения самими игроками. Я таким образом выиграл конкурс карт к первой игре «Аллоды», и меня взяли на работу. Для этой профессии совершенно не важно, какое у тебя базовое образование, но техническому специалисту будет проще общаться с разработчиками игр.

Процесс работы геймдизайнера выглядит по-разному в зависимости от стадии игры. Если есть только идея, то сначала нужно подробно описать концепцию, послушать отзывы, что-то поправить и тогда уже переходить к формализации. Идее нужно придать такой вид, который будет понятен разработчикам: это могут быть формулы, описания, таблицы. На следующем этапе геймдизайнер становится коммуникатором между разработчиками, игроками, продюсерами, начальниками, инвесторами - он должен получить как можно больше отзывов. На третьем этапе геймдизайнер становится аналитиком, он должен понять, что пошло так, а что не так, - он анализирует статистику. Но на любой стадии роль геймдизайнера в создании игры - ключевая. Без него игры не будет вообще, если это, конечно, не клон и не разработка под заказ. Всегда можно аутсорсить разработку или иллюстрации, но идею аутсорсить нельзя».

Вячеслав Гордеев о том, как начать
проектировать игры самостоятельно

Вячеслав Гордеев

Куратор факультета «Геймдизайн» в Scream School, сооснователь и генеральный директор компании «Авалон»

«Геймдизайн - это не просто ремесло, это в первую очередь искусство. Профессиональные геймдизайнеры востребованы всегда, ведь индустрия видеоигр давно перегнала киноиндустрию и останавливаться не собирается.

Чтобы получить эту специальность, нужно начать делать игры и изучать инструментарий. Геймдизайнер создаёт миры и придумывает правила, по которым эти миры живут. Поэтому ему пригодятся любые навыки и умения. Начните с того, что у вас получается лучше всего, к чему лежит душа. У каждого художника есть индивидуальный стиль, техника и предпочтения. То же касается и нашей профессии. Главное - желание. Научиться проектировать игры можно и самостоятельно, несмотря на то что в большинстве случаев это коллективное творчество. Нужно смотреть много фильмов, читать много книг, играть в игры, общаться и, самое главное, прислушиваться к профессионалам.

Даже если вам говорят «это классная игра, там суперграфика и спецэффекты», не обманывайтесь - это не было бы игрой без геймплея

Любая успешная игра - это заслуга в том числе и геймдизайнера. Геймдизайнер отвечает за игровой процесс, игровую механику и за многие другие вещи. Чистый геймдизайн - это «Тетрис». Но даже если вам говорят «это классная игра, там суперграфика и спецэффекты», не обманывайтесь - это не было бы игрой без геймплея».

Начиная серию статей о гейм-дизайне, в первую очередь стоит выяснить, что же это такое и кто такие эти гейм-дизайнеры?

Гейм-дизайн – это набор решений, которые определяют какой должна быть игра. Принимать эти решения придётся вам, и касаться они могут чего угодно.

Что же нужно, чтобы начать придумывать свою игру? Вы можете предположить, что это навыки использования движков, таких как Unreal Engine или Unity, может быть знания языков программирования и скриптинга или годы опыта?

Нет, просто подойдите к зеркалу и вы увидите всё, что вам нужно – голова и руки! С помощью первого вы сможете придумать любую идею и рассказать о ней другим людям, а с помощью второго записать свои мысли. Удержать в голове всё сразу сложно, так что обязательно записывайте каждую мелочь, что приходит вам в голову, а уже после начинайте работать с этим. Также это поможет вам высказать в правильном ключе другим людям о своих концепциях.

А как же технические навыки, спросите вы? Многие игры могут быть созданы и подавно без них: карточные игры, настольные игры, текстовые приключения! Не обязательно начинать свой путь с создания Minecraft, главное – это начать. Но, даже создавая игру на такие платформы, как PC или iOS, вам не требуется знать каждой мельчайшей детали. Чтобы принимать верные решения, главное – представлять о каждой области в целом. Ведь гейм-дизайнер – самая многогранная профессия в игровой индустрии. Придётся узнать обо всём понемногу.

Кто-то думает, что гейм-дизайнер – это тот, кто придумывает историю для игры. Нет, это не так. Мы с вами должны придумать не только историю, хотя иногда и её тоже, а каждую деталь: правила, задания, как игра выглядит, как она чувствуется, темп геймплея, награды, наказания и всё остальное, с чем игроку придётся столкнуться во время своего приключения.

Т.е. гейм-дизайнер должен всё это придумать, записать и радоваться результату? К сожалению, это никогда не работает так просто. Наша область – самая непредсказуемая из всех возможных. Никто не может вообразить, как будет выглядеть та или иная идея в финальном её виде. Как она впишется в игру? Что игрок будет чувствовать? Как изменится баланс? Есть десятки вещей, которые могут пойти не так, как вы ожидали, вам придётся изменять свою идею, адаптировать её под игру или даже адаптировать всю игру под одну единственную идею!

Конечно, чем опытнее вы будете становиться, тем проще предсказать, что получится в итоге. Но даже те, у кого за плечами многие годы работы, также могут ошибаться и будут ошибаться, чтобы, благодаря ошибкам, придумать что-то ещё более лучшее и интересное. Таким образом, скучать вам не придётся. Даже когда всё, казалось бы, уже будет готово, нужно это «всё» сбалансировать и собрать воедино, создав непрерывные и захватывающие впечатления для игрока.

Когда продукт окажется на рынке, работа всё ещё не закончена, ведь нужно анализировать, как ваша игра ведёт себя, может быть что-то можно исправить и дополнить? Почему игроки уходят из неё? Почему они покупают эту вещь, но не покупают другую? Ответить на эти вопросы придётся нам с вами, а после локализовать и исправить все найденные проблемы.

Как же вы можете стать гейм-дизайнером? Ведь вы только окончили университет, а может быть, всё ещё учитесь? Первое, что поможет вам – это анализ других игр. Нужно понимать на подсознательном уровне, что работает хорошо и делает ваше творение лучше, а что может повредить.

Итак, допустим вы играли в неисчислимое количество игр и понимаете, как всё работает? Тогда немедленно попробуйте создать что-нибудь своё! Прежде, чем искать работу, нужно ведь хотя бы попытаться. Перед вами безграничные просторы:

  • Читайте книжки про гейм-дизайн – правда, для этого могут понадобиться знания английского, ибо вся хорошая литература именно на нём
  • Пишите концепты, показывайте своим друзьям, выкладывайте на сайты, слушайте чужое мнение
  • Подумайте над тем, как можно улучшить существующие игры, пишите об этом на форумах, общайтесь с комьюнити
  • Создавайте моды для популярных игр, пишите истории и воплощайте их в жизнь. Skyrim вам поможет здесь в первую очередь
  • Попытайтесь разобраться в любом движке и сделать на нём простейшую игру, хотя это задача не из лёгких и не всем она под силу. Не отчаивайтесь, кому-то лучше удаётся теоретический дизайн – это в порядке вещей
  • Примеры сложных движков, но на них в основном работают в компаниях: Unity, Unreal Engine, Cry Engine
  • Примеры более простых движков для одиночек: RPG maker, Game Maker Studio





  • Попробуйте создать своё текстовое приключение, к примеру, на движке Quest5 или ADRIFT
  • Создавайте настольные и карточные игры, играйте в них с друзьями
  • Создавайте системы баланса несуществующих игр в Excel, может быть, баланс – это ваше призвание? В любом случае, эти навыки определённо пригодятся!
  • Да хотя бы сходите на ту же Конференцию Разработчиков Игр и послушайте различных докладчиков, для начинающих информация может оказаться полезной

Помимо развития навыков, всё, что вы можете показать другим, определённо поможет вам при устройстве на работу. Даже картонная настольная игра. Как же найти работу? Ведь вы хотите делать игры? Устраивайтесь кем угодно! Тестером, комьюнити-менеджером, младшим гейм-дизайнером, главное попасть в индустрию и развиваться.

Чем, вы думаете, занимаются младшие гейм-дизайнеры? Как правило, это рутинная работа по добавлению информации в конфиги или базы данных, правки ошибок, простейший левел-дизайн и многая другая не самая увлекательная работа. Однако, это старт. А главное – начать.

Какие навыки могут понадобиться гейм-дизайнеру при создании игры?

  • Анимация – вы должны представлять, что ожидаете от персонажей, как они должны двигаться, как ваш дизайн может использовать эти возможности
  • Аудитория – вы должны представлять, кто будет играть в вашу игру и что они от неё ожидают, самое главное это оправдать эти ожидания
  • Архитектура – да, да, создавая целые города и миры, вам придётся вдохновляться мировой архитектурой, чтобы ваши локации выглядели настоящими и живыми
  • “Brainstorm” – сложно перевести это выражения (МОЗГ БУРЯ), по сути вам придётся создавать десятки и сотни идей, нужно уметь это делать, не ограничивая себя рамками

  • Бизнес – большинство игр делается ради денег и, чтобы эти деньги заработать, нужно представлять какую игру стоит сделать, особенно в наше “Free to Play” время
  • Кинематографичность – во многих присутствует особенное поведение камеры и кат-сцены, вы должны представлять, как с помощью этих элементов улучшить ощущения игрока
  • Коммуникативность – это, наверное, главное ваше орудие. Вам придётся говорить с людьми каждый день, каждый час, каждую минуту. Правильно объяснить свои мысли всей команде – это очень важно
  • Сценарий – не на всех проектах существуют сценаристы и, зачастую, гейм-дизайнер выполняет эту роль
  • Экономика – во многих современных играх очень сложная ресурсная экономика и вам придётся рассчитывать её и создавать системы баланса
  • История – зачастую игры рассказывают о тех или иных периодах в истории человечества, и знание разных эпох могут сильно вам помочь
  • Менеджмент – чтобы команда достигала хороших результатов, ей всегда требуется хорошее управление. Дизайнеры могут преуспеть и в этой области, помогая организовать работу
  • Математика – чтобы сбалансировать любую игру, потребуются те или иные знания математики. Чем лучше вы чувствуете себя в этой области, тем проще вам будет
  • Музыка, звук – хороший саундтрек и звуковое сопровождение могут сделать даже не самую лучшую игру – шедевром, создавая атмосферу и погружая игрока в происходящие вокруг события
  • Психология – вам нужно сделать людей счастливыми, а для этого нужно понимать как они мыслят и что желают
  • Публичные выступления – да, не все любят выступать перед обществом, но гейм-дизайнеру нередко приходится это делать: рассказать о новых идеях, представить концепт, объяснить инженерам как работает та или иная вещь
  • Техническая документация – умение создавать точные инструкции для программистов и художников очень помогут вам. Ведь допустив малейшее недопонимание, вы можете получить совершенно другой результат

Ну и, конечно, главное умение – это умение слушать. Вам придётся слушать многих: вашу команду, аудиторию, игру, самого себя.

  • Вряд ли вы обладаете всеми навыками, перечисленными выше. Однако, ваша команда, скорее всего, имеет их все. Умение слушать своих коллег и принимать верные решения сильно вам поможет
  • Аудитория – это те люди, кто будут играть в вашу игру. Если они недовольны, значит, вы провалились. Вы должны знать лучше, чем они сами, что же они хотят
  • Игру – только внимательно следя за процессом развития игры, вы поймёте, что пошло не так, и сможете исправить это в нужный момент
  • Слушайте самого себя – зачастую, когда ты разрабатываешь игру в ограниченные сроки, не успеваешь прислушаться к собственному внутреннему голосу, а когда понимаешь, что что-то сделано не так, то бывает слишком поздно

Вот мы и выяснили, как должен выглядеть хороший гейм-дизайнер. У кого-то это получается легко, кому-то придётся потрудиться, но труды всегда вознаграждаются, и если вы будете стараться и развиваться, то у вас всё получится. Ждите продолжения!

«Даже лучшее качество кода и арта не может дать игрокам маяк-цель в игре, ради которой они будут играть и платить свои деньги. Свет этого маяка может зажечь только геймдизайнер» Дмитрий Табаков , креативный продюсер Mail.Ru Group, преподаватель геймдизайна Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Что это за профессия геймдизайнера?

Каждый настоящий геймер рано или поздно задумывается о том, кто же делает игры. У многих эта мысль весьма краткосрочна и тут же вылетает из головы, но есть и такие игроки, которые не только найдут всю необходимую информацию во всемирной паутине, но и захотят примерить эту профессию на себя. Если вы читаете этот текст, то высока вероятность того, что вы именно тот пытливый ум, который планирует связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с разработкой игр.

Если вы уже все знаете о том, кто такие геймдизайнеры (Game designer) и зачем они нужны в игровой индустрии, если вы твердо намерены стать одним из них или уже им являетесь, то для вас открыта возможность принять участие в уникальной образовательной программе подготовки кадров для игровой индустрии. Узнать подробности про обучение геймдизайну и пройти геймдизайнер курсы можно уже сейчас по этой ссылке .

Ну а тем, кто еще не определился, будет полезно узнать о том, что же на самом деле представляет из себя профессия геймдизайнер. Существуют ли курсы геймдизайна? Есть ли определенные правила геймдизайна? Где можно пройти гейм дизайн уроки?

Основные обязанности геймдизайнера

Профессия геймдизайнер ближе всего к понятию «тот, кто делает игру». Разработать игровой процесс, поставить технические задания исполнителям, участвовать во всех этапах разработки проекта от написания основного видения игрового мира до создания патч-ноутов, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение юзеров, добавить нужный игрокам элемент в игровую вселенную - все это может сделать геймдизайнер.

Страшные аббревиатуры MAU, DAU, CCU, ARPPU, Retention для геймдизайнера (gamedesigner) всего лишь отсылка к определенным показателям. Игровой дизайнер всегда может донести свое креативное видение проекта до команды разработчиков, а также рассчитать математические модели экономической составляющей игры, разработать функционал клановой системы, проработать игровые фичи и поставить техническое задание исполнителям, а еще обработать фидбек от пользователей и принять решение на уровне геймдизайна игры.

Что еще должен уметь геймдизайнер?

Работа геймдизайнера предполагает знание и точных наук. Математика и теория вероятности являются одним из инструментариев специалиста. Несомненным плюсом для игрового дизайнера является знание основ программирования и алгоритмики, знание иностранных языков. Помимо этого геймдизайнер умеет работать с проектной документацией, с графическими редакторами и дизайнерскими приложениями, знает психологию игрока, изучает различные системы таскооборота для синхронной работы всей команды проекта и активно изучает проекты конкурентов.

Из личных качеств следует выделить коммуникабельность, умение грамотно формулировать свою мысль как устно, так и на бумаге, любовь к видеоиграм.


Примеры обязанностей к «живым» вакансиям геймдизайнера (геймдизайнер вакансии), опубликованных на портале Dtf:

  • Проектирование и выпуск обновлений для уже выпущенных проектов
  • Составление и ведение проектной документации в заданной форме и объеме
  • Работа с админ-панелью – заливка, проверка и правка контента через админку
  • Проработка гейм-дизайна игры
  • Написание технического задания другим специалистам
  • Написание игровых текстов
  • Проработка игрового баланса
  • Контроль исполнения и качества поставленных задач на своем проекте
  • Проектирование фич на проекте
Примеры требований:
  • Богатый игровой опыт в MMORPG
  • Широкий кругозор и эрудиция в области компьютерных игр
  • Владение техническим иностранным языком
  • Грамотный русский язык
  • Навыки работы в команде
  • Гибкость ума, прагматичность и здоровый перфекционизм

Плюсы и минусы профессии

  • Никогда не будет скучно. Без работы геймдизайнеру сидеть не придется.
  • Различные творческие задачи
  • Возможность получить разнообразный опыт в создании игрового мира
  • Приобрести максимальную славу и популярность в игровой и околоигровой среде. Именно геймдизайнеры в игрострое являются публичными лицами проекта, а судьба игровой вселенной зачастую зависит от решения игрового дизайнера.


  • Очень много работы, которая требует немедленной реакции
  • Скептическое отношение коллег. Программисты и художники впрочем, как и руководство, не всегда понимают, чем именно занимается игровой специалист в текущий момент.

Где учиться на геймдизайнера?

Образование геймдизайну в России начиналось с частных непрофильных курсов, организованных на базе школ Scream School и RealTime School. Кроме того существует практика обмена опытом и знаниями на профильных конференциях и выставках, а также посредством изучения статей по теме на популярных ресурсах геймдева, таких как: Dtf, Gamedev, Gcup, VC, Хабрхабр, App2top, Apptractor, Gameisart и другие.

Впервые возможность получить профессиональное образование в области геймдизайна, подтвержденное дипломом Высшей Школы Экономики, была реализована ВШБИ НИУ ВШЭ в 2014 году программой профессиональной переподготовки "Менеджмент игровых интернет-проектов" .

Перспективы и карьерный рост

Есть два направления развития профессионального геймдизайнера:

  • Вертикальное, предполагающее карьерный рост с изменением должности. Обычно геймдизайнеры вырастают в креативных продюсеров, креативных литературных редакторов, руководителей направлений, руководителей студий.
  • Горизонтальное, которое предполагает повышение авторитета и расширение зоны ответственности геймдизайнера. Рост до старшего или ведущего гейм-дизайнера. Становление как эксперта, а не как руководителя.

Сколько зарабатывает геймдизайнер?

Уровень заработной платы зависит от уровня квалификации специалиста и региона. Зарплата гейм-дизайнера в Москве находится начинается от 40 тысяч рублей для молодого специалиста без опыта работы и может достигать 200+ тысяч рублей для ведущих геймдизайнеров страны.


Куда пойти работать?

Работать геймдизайнером (game design) можно в игровых компаниях России и СНГ (Mail.ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, 101xp, Crytek, Nival, Destiny Development, RJ Games, Nikita Online, 2RealLife, Syncopate и многие другие). А со знанием языков для соискателя открыт весь мир.(Blizzard Entertainment, Electronic Arts, Rockstar Games, Valve, Ubisoft и прочие гиганты игровой индустрии)

Евгения Руссиян

Начинающий журналист, главный редактор портала GameRulez.

Профессия гейм-дизайнера становится всё более популярной. Ещё несколько лет назад массовое сознание соотечественников воспринимало разработку компьютерных игр, скорее, как диковинную забаву, не способную конкурировать с «серьёзной занятостью» и приносить реальный заработок. Постепенно российский геймдев зарекомендовал себя как интересное и перспективное направление, в котором сочетаются знания из самых разных областей, а специализированные конференции стали собирать тысячи посетителей из числа любопытствующих и неравнодушных.

Перед неофитом, дерзнувшим вступить на тернистый путь гейм-дизайна, открывается несколько возможностей: можно бесконечно штурмовать крупные российские компании, можно найти одну из многочисленных инди-студий и присоединиться к ней, а некоторые смельчаки сразу решают собрать собственную команду. Стоит помнить, что под вакансией «гейм-дизайнер» подчас подразумеваются совершенно разные должности: тестировщик, программист, левел-дизайнер, сценарист, аналитик, счётчик (дизайнер-математик), концепт-дизайнер, дизайнер механики и даже художник.

Специфика молодой отрасли накладывает отпечаток: иногда нужно быть всеми этими людьми сразу по чуть-чуть и одновременно гораздо большим. В идеале гейм-дизайнер определяет концепцию будущей игры и транслирует её всем членам команды в виде конкретных технических заданий. Чем более многогранен и многозадачен работник, тем выше его шансы стать крутым профессионалом в своей области.

Тем, кто давно мечтает стать частью яркого и своеобразного мира игроделов, мы предлагаем список наиболее популярных и проработанных курсов по самым разным аспектам гейм-дизайна. Дерзайте!

1. Введение в гейм-дизайн

Площадка: Open edX.

Старт курса: будет анонсирован.

Длительность: 7 недель.

Организатор: Массачусетский технологический институт.

Язык: английский.

Практическое введение в гейм-дизайн от одной из крупнейших образовательных онлайн-площадок Open edX.

Игры всегда были рядом с человеком, ещё задолго до наступления цифровой эры. Каковы основные элементы любой игры? Какие методы используются при создании игр? Что такое прототипирование и итерация? Какой путь проходит идея от появления на бумажке до воплощения в физической или цифровой реальности?

Курс доходчиво и основательно отвечает на эти и другие вопросы и знакомит с основными инструментами разработки игр. В качестве итогового проекта участники разрабатывают либо настольную, либо компьютерную игру (навыков программирования не требуется).

2. Концепции в разработке игр

Площадка: Open2Study.

Длительность: 4 недели.

Организатор: Технологический университет Суинберна.

Язык: английский.

Программа рассчитана на широкую аудиторию: от программистов и художников, заинтересованных в работе в гейм-индустрии, до простых почитателей всевозможных жанров. Курс не учит программированию (разве что элементарному уровню), моделированию или рисованию. Но он даёт базовое представление о том, в чём же заключается главная роль гейм-дизайнера, что такое архитектура и игровые механики, как баланс и физика игры влияют на ощущения игрока, каким образом проводится тестирование продукта. Заключительная часть посвящена внедрению технологий искусственного интеллекта для расширения вариаций получаемого игрового опыта.

3. Гейм-дизайн: по ту сторону игры

Площадка: «Универсариум».

Старт курса: скоро (при наборе 3 000 подписчиков).

Длительность: 20 лекций.

Организатор: Wargaming.

Язык: русский.

Образовательный проект от сотрудников компании Wargaming, отечественного лидера на рынке ММО-игр. Курс предполагает знакомство с ремеслом гейм-дизайнера через основные этапы работы над игрой: от формулирования первоначальной идеи до составления дизайн-документа, который затем превращается непосредственно в игру.

Немногие понимают, что по большей части работа гейм-дизайнера - это куча вдумчивой и кропотливой писанины. Благодаря курсу вы научитесь правильно подбирать формулировки и внятно доносить свои идеи до остальных членов команды и даже выполните несколько технических заданий. Также внимание уделяется вопросу монетизации.

4. Дизайн персонажей для видеоигр

Площадка: Coursera.

Длительность: 4 недели.

Организатор: Калифорнийский институт искусств.

Язык: английский.

Курс является одной из частей целой специализации по гейм-дизайну, открытой на Coursera. Очевидно, что целостные и проработанные игровые персонажи - немаловажный аспект успешного игрового проекта, какого бы жанра он ни был. В рамках этого курса с разных сторон рассматривается построение игрового (а также мультипликационного или киношного - ждите узнаваемых примеров!) характера. Затрагиваются такие моменты, как мотивация действий и экспрессивность героя, анимация персонажа и перемещение его в пространстве, технические ограничения при разработке и так далее.

Курс интересен не только гейм-дизайнерам, но и сценаристам, а также любителям кино и комиксов.

5. Онлайн-игры: литература, новые медиа и нарратив

Площадка: Coursera.

Длительность: 6 недель.

Организатор: Университет Вандербильта.

Язык: английский.

Курс предназначен как для слушателей, интересующихся видеоиграми в целом, так и для страстных и продвинутых MMO-игроков. Что происходит с сюжетом литературного произведения или кинофильма, когда он становится основой для массовой многопользовательской онлайн-игры? В центре анализа - трилогия «Властелин колец» знаменитого профессора Толкина, а также известные произведения романтической литературы. Разумеется, создатели курса подробно разберут и другие немаловажные вопросы: историю индустрии, особенности онлайн-геймплея, своеобразие игрового нарратива и так далее.

6. История гейм-дизайна

Площадка: Open edX.

Длительность: 5 недель.

Организатор: Технологический институт Рочестера.

Язык: английский.

Поразительно, но видеоигры с нами уже больше 50 лет - ещё с тех пор, когда компьютеры представляли собой целые комнаты, заставленные гудящими шкафами, а слово «баг» обозначало не что иное, как нарушившее работу электроники насекомое!

Хорошему гейм-дизайнеру необходимо хотя бы немного ориентироваться в истории вопроса. Курс расскажет о появлении самых первых игр, изобретении и эволюции жанров, VR-технологиях и будущем индустрии в целом.

Создатели курса - эксперты из Национального музея игр в Рочестере, содержащего крупнейшее мировое собрание видеоигр и связанных с ними материалов.

7. Программирование для чайников: создаём свою первую мобильную игру

Площадка: FutureLearn.

Старт курса: будет анонсирован.

Длительность: 7 недель.

Организатор: Университет Рединга.

Язык: английский.

Первые шаги в Java-программировании для будущих игроделов. Абсолютным новичкам - самое оно: в забавной и увлекательной манере вам расскажут об основных принципах, алгоритмах и структуре кода и научат воплощать свои, несомненно, гениальные, но несколько туманные идеи. В качестве основной платформы программирования используется Google’s Android Studio.

По итогам курса у вас будет самостоятельно созданная простая мобильная игра, в которую можно играть на компьютере, смартфоне или планшете. Остановиться на этом или продолжить создавать игры - решать вам!

8. Продвинутый JS: игры и визуализация

Площадка: Khan Academy.

Старт курса: немедленно.

Длительность: 36 часов.

Организатор: Академия Хана.

Язык: английский.

Программирование продвинутого уровня на JavaScript от знаменитой Академии Хана. Для начала участники курса знакомятся с основными компонентами видеоигры и процессом визуализации, учатся работать с разнообразными программами и делать с их помощью кнопки, ползунки и менюшки, а к концу способны создавать анимацию и имплементировать 3D-модели.

В результате прослушанного курса, помимо непосредственной прокачки навыка программирования, вы сможете смастерить платформер о довольном бобре и игрушку на запоминание.

9. Создание 2D-игр на Unity 4.5

Площадка: Udemy.

Старт курса: немедленно.

Длительность: 38 лекций.

Организатор: 3D Buzz.

Язык: английский.

Специализированный курс, название которого полностью отражает содержание. Кроме знакомства с достоинствами и возможностями необыкновенно популярного сейчас движка Unity, слушателя ожидает создание разнообразных контроллеров, основы левел-дизайна и выработка системы очков опыта и здоровья, построение простого ИИ для управления вражескими юнитами, внедрение анимации и в конечном итоге создание двух полноценно функционирующих уровней вашей будущей игры.

10. Геймификация

Площадка: Coursera.

Длительность: 6 недель.

Организатор: Пенсильванский университет.

Язык: английский.

Геймификация, или игрофикация - это применение игровых элементов или техник, как правило, в неигровых процессах, таких как построение бизнес-стратегии или решение социальных задач. Курс знакомит с основными механизмами геймификации и наглядно демонстрирует эффективность их правильного применения. Благодаря экскурсу в историю игр как культурного явления в целом, анализу игровых процедур и описанию видов психологической мотивации игрока курс чрезвычайно полезен в том числе и разработчику компьютерных игр. Особенно если он желает создавать коммерчески успешные продукты.




Top