Путь по которому шел иисус с распятием. Крестный путь христов

Для меня Иерусалим это прежде всего место, где был распят Иисус Христос. Поэтому так важно было для меня пройти по пути Христа – Скорбный Путь на Голгофу.
Я хотел реально прочувствовать всё то, что описал в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». И я прочувствовал, как жарко в середине дня, когда 35 градусов в тени, и как хочется пить, и как тяжело подниматься по узким, переполненным праздной толпой и торговцами, улочкам.

Скорбный Путь Христа на Голгофу – Via Dolorosa – проходит по арабскому кварталу.
Арабы зарабатывают на всём. Они даже помещение, где раньше находилась претория и содержался последнюю ночь в темнице Христос перед казнью, (сейчас там находится арабская школа), превратили в место дохода – продают билеты за просмотр.
Когда я шёл по Via Dolorosa, арабский мальчишка, глядя на мой путеводитель, сказал мне – «crezy», и покрутил пальцем у виска.
Любопытно одновременно слышать призыв на молитву мусульман, видеть, как иудеи спешат в синагогу, и как христиане несут крест по Via Dоlorosa, слышать звон колоколов и шум торговцев.

Кажется, наибольшее участие на святой земле принимают монахи-францисканцы. Их многочисленные церкви, миссии и поведение вызывают огромное уважение.
По пятницам монахи-францисканцы проходят с символическим крестом весь Путь Христа на Голгофу. В другие дни так же проходят Скорбный Путь группы христиан из разных стран, что показано в моём видео.

На самом деле, это не обязательно «то самое» место, по которому действительно прошёл Иисус. Это место, почитаемое церковью в память тайны жизни Христа; место, которое считается священным верующими.

Via Dоlorosa или «Путь страданий» ведёт по извилистым узким улочкам Старого города в Иерусалиме от монастыря «Ессе Хомо» к Базилике Гроба Господня. По традиции считается, что по этому пути, неся свой крест, прошёл Христос от преторского судилища Пилата в Антонии к месту распятия – Голгофе (Лобному месту).
На пути расположены четырнадцать остановок крестного пути. Каждая остановка (станция - station) символизирует событие или священную память.

1-я остановка – место, где Иисус был приговорён к смерти – внутренний двор школы Аль-Омария, где раньше была расположена римская крепость.
2-я остановка – где на Иисуса возлагают терновый венец и где Он принимает свой Крест. Обе францисканские капеллы Осуждения и Бичевания частично расположены над Лифостротосом, где по традиции Иисус был осуждён на смерть.
3-я остановка – где Иисус первый раз падает под крестом. На углу улицы Эль-Вад находится польская часовня. Барельеф Тадеуша Зелинского над входом рассказывает о падении Иисуса под крестом.
4-я остановка – где Иисус встречает свою Мать. Традиция гласит, что Богородица стояла у дороги, чтобы увидеть своего сына. Здесь эта маленькая армянская католическая часовня напоминает о её печали.
5-я остановка – где Симона Киринеянина заставляют нести Крест. Пятая остановка крестного пути отмечена францисканской часовней на том месте, где Виа Долороза медленно начинает подниматься на Голгофу.
6-я остановка – где Вероника вытирает пот с лица Иисуса. Алтарь с семисвечником в часовне монастыря младших Сестёр Иисуса. Он восстановлен в 1953 году на месте, где, как считается по традиции, находился дом Вероники.
7-я остановка – где Иисус падает второй раз. Большая римская колонна, расположенная во францисканской часовне, отмечает место второго падения Иисуса. Традиция говорит, что здесь был вынесен приговор об осуждении его на смерть. Отсюда христианское название этого места: «Ворота Осуждения».
8-я остановка – где Иисус печалился о женщинах Иерусалима. Она отмечена латинским крестом на стене греческого монастыря.
9-я остановка – где Иисус падает третий раз. Римская колонна отмечает девятую остановку. Рядом с ней находятся апсида и крыша Базилики Гроба Господня, напоминающие о падении Христа при виде будущего места распятия.
10-я остановка – где с Иисуса снимают одежды, находится внутри базилики.
11-я остановка – где Иисуса прибивают к Кресту на глазах своей матери (главная латинская рака).
12-я остановка – где Иисус умирает на Кресте (греческий алтарь).
13-я остановка – где Иисуса снимают с креста (Камень Помазания)
14-я остановка – где Иисус был положен во гроб.

Протестанты не признают гроба Господня. Для них он находится за стеной города.
Подлинное ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения!
Небольшая пустая возвышенность, похожая на череп – «лысая гора» – видна на фотографии возле Львиных ворот.

Каким был подлинный крест, на котором распяли Иисуса, до сих пор предмет споров, и даже символ принадлежности к определённой христианской конфессии. Так, например, мормоны считают, что это был не крест, а древо в форме буквы Т.
Я, наверное, посмотрел все фильмы об Иисусе Христе, о Его пути на Голгофу.
В фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», окровавленный Иисус несёт огромный крест, приспособленный для многоразового использования.
Достовернее выглядит крест в фильме Мартина Скорцезе, хотя тоже не без изъянов.

Распятых на кресте в те времена было много. Это была показательная казнь, долгая и мучительная, в назидание другим.
Растительность в пределах Иерусалима весьма скудная, и сделать огромный крест, наподобие тех, что делают из сосны или дуба, просто невозможно.
Я скорее соглашусь с английским исследователем Фарраром, который считал, что крест был сколочен на скорую руку из подвернувшихся под руку оливы или смоковницы.

Поражает обыденность этого пути. Словно всё так и было две тысячи лет назад: то же праздное любопытство толпы и равнодушие торговцев.

Нас выводят во двор, где в окровавленных одеждах стоит Царь Иудейский. Немилосердно палит солнце. Нас ведут за городские ворота. В сопровождении солдат охранного полка мы несем только что срубленные где-то поблизости деревья. Все кажется на удивление будничным, словно ничего существенного не происходит. Но я испытываю необъяснимое ощущение чего-то значительного, что обязательно должно произойти. Меня не покидает праздничное настроение, будто предстоит не казнь, а что-то большее, чем просто смерть. Следом за царем мы медленно бредем на Голгофу. Вижу, что Иисус изнемог, одежда его вся пропиталась кровью. Вначале я его ненавидел, потом непонятным образом сочувствие проникло в мою душу, и вот теперь этот скорбный путь вызвал во мне невольное сострадание к праведнику, добровольно разделившему с нами мучительную дорогу к смерти. Впереди нас ждет одинаковое страдание на кресте, и как можно обижаться на этого несчастного, который, не будучи виновным, вместе с нами будет распят. Мы должны быть даже благодарны ему за то, что он избавил нас от мучительного ожидания казни.
Время от времени перекладываю свой крест с одного плеча на другое. Люди, мимо которых мы проходим, кричат ругательства. Происходящее кажется страшной и необъяснимой несправедливостью. Кто-то плачет. Но почему проклинают его, только его? Почему, за что его так ненавидят? Откуда эта злоба? Ведь еще недавно они приветствовали своего царя радостными возгласами? Почему же вдруг захотели избавиться от проповедника любви? Иуда и я, мы заслужили презрение к себе, Иисус же стал жертвой ненависти тех, кого исцелял. Если уж в моей душе живет злоба от предательства товарищей, то что должен испытывать этот человек, сотворивший людям столько добра, раздавший им столько своей любви, а взамен получивший позорную смерть на кресте? Он страдает наравне с нами, то есть и за мои грехи. Я так же, как Иисус, желал добра своему народу, а в результате буду позорно распят.
Становится жарко, запах пота дурманит голову. Иисус идет впереди, ноги у него заплетаются, и видно, что силы его на исходе. Царь из последних сил несет свой крест, и вдруг в изнеможении падает. Процессия останавливается. Я протягиваю руку, помогая Иисусу подняться. Ощущение такое, что все сейчас переживаемое просто не может исчезнуть бесследно, и уверенность в этом растет вместе с усталостью от подъема на Голгофу. А может быть, вся моя жизнь была лишь подготовкой к распятию на кресте вместе с Царем Иудейским? Нет, это не может так просто исчезнуть. Должен же быть во всем какой-то смысл? Даже в этой позорной смерти. Должен, обязательно наступит час расплаты. Ведь существует же Высшая Справедливость. Верю, что существует!
Наконец-то пришли. Подносят дурманящее питье. Иисус отказывается. Я с удовольствием выпиваю его долю. Постепенно сознание мутнеет, и тело становится менее чувствительным. Смотреть, как вколачивают гвозди в живую плоть, невыносимо. Мучительно хочется облегчиться, ведь нас ни разу не выводили по надобности. Острая боль пронзает мои кисти, и я не в силах больше сдерживать себя - теплая струя мочит грязную повязку на бедрах.
Солдат снимает с шеи несчастного проповедника табличку с надписью “Иисус Назорей, Царь Иудейский” и приколачивает ее к изголовью креста, который явно мал этому человеку. Когда гвозди вбивают в тело Иисуса, он лишь слабо вскрикивает, и я вижу, как повязка на бедрах у него тоже становится мокрой. До моего слуха доносятся еле различимые слова: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”.
К кому он обращается?
Наконец крест поднимают и вкапывают в вырытую яму. Тело сразу обвисает. Чтобы оно хоть как-то удерживалось на кресте, между ног приколачивают поперечную доску. Стопы почти касаются земли. Сейчас будет удар в подмышку. Но почему его нет? А, солдаты заняты дележкой одежды. Бросают жребий, чтобы не рвать хитон. Неужели, действительно, сбывается реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жеребий”?
Я справа от Иисуса, Иуда слева. Жарко. Солнце палит немилосердно. Хочется пить. Стопы и кисти горят огнем. Какая ужасная боль! Скорей бы умереть.
- А ты почему, Дисма, не просишь о смерти?
С трудом приоткрываю веки. Солдат из охраны, прищурившись, смотрит на меня. В руках он держит хлеб и сосуд с солдатской поской.
- Пить, дай пить.
Солдат берет губку, намачивает ее в питье и на иссопе подносит к моим губам.
- Еще, дай еще!
- Хватит. А то долго придется ждать вашей смерти.
Уксус только усилил жажду, еще более увеличив страдание. Сознание, к сожалению, не покидает меня. К Иисусу подходят какие-то люди. Наверно, опять хотят поиздеваться над беспомощным.
- Разрушающий храм и в три дня созидающий, - кричит один из них. - Спаси себя самого. Если ты сын божий, сойди с креста.
- Других спасал, а себя самого не может спасти! Если он царь израилев, пусть сойдет теперь с креста, и уверуем в него.
- Уповал на Бога: пусть теперь избавит его, если он угоден ему. Ибо он сказал: я божий сын.
Иисус молчит. На него плюют. Он молчит. Бьют палками по телу. Он молчит. На нас почему-то даже не смотрят.
- Если ты Христос, - узнаю язвительный голос Иуды, - спаси себя и нас.
Проклятый Иуда!
- Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а он ничего худого не сделал.
Эти слова забирают у меня последние остатки сил. И вдруг сквозь боль и мутную пелену от дурманящего напитка прорывается лучик надежды.
О каком спасении они говорят? Неужели еще можно спастись от неминуемой смерти? Или только от мучительного разрыва мышц и сухожилий?
Неожиданно появившаяся надежда почти полностью отрезвляет.
Но как? Неужели Иисус Назорей может сойти с креста? А вдруг он действительно Христос, Сын Божий? Тогда, значит, он способен спасти себя?! А может быть и меня?..
Какое ужасное солнце. Иисус совсем обвис. Наверно, он уже потерял сознание. Счастливчик!
Язык прилип к небу и пошевелить им нет никакой возможности. Смотрю на изможденное тело Иисуса, на его поникшую голову с прилипшими к щекам волосами, и вдруг испытываю давно позабытое чувство жалости и сострадания. Слезы сами катятся из глаз и попадают на губы. Языком облизываю их, и он больше не липнет к небу. С трудом выдавливаю из пересохшей гортани:
- Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
Иисус смотрит на меня. В глазах его скорбь, на лице покой, а на устах... Улыбка?! Не может быть! Он что, радуется происходящему?!
Вспыхнув напоследок, сознание медленно покидает меня, уводя с собой нестерпимую боль.
И вдруг:
- Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
…»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Путь Скорби (Via Dolorosa), Иерусалим. В Старом городе Иерусалима есть улица, по которой свои последние шаги делал Иисус Христос, неся тяжелое распятие. Маршрут этот имеет длину всего в 250 метров.Узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем и истертая подошвами ботинок миллионов паломников, – это и есть священный для всего христианского мира Крестный, или Страстной путь, по которому шел на Голгофу Иисус Христос. На протяжении веков улица значительно изменилась. Археологические исследования показывают, что ранний Путь Скорби на западном холме имел гораздо более реалистичные черты. Тем не менее в Иерусалим постоянно едут паломники и проходят тем же путем, что когда-то преодолел страдающий Иисус.
На Виа Долороза расположено 9 из 14 стояний Крестного пути Христа, часть из них упомянута в Евангелии. Еще 5 стояний находятся на территории Храма Гроба Господня.
Фото 1. Виа Долороса начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Фото 2.

Фото 3. Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.

Фото 4. Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Фото 5. Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса.
Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Фото 6. Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке - встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Над входом барельеф, изображающий встречу.

Фото 7. На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.

Фото 8. Шестая станция Скорбного пути - встреча с Вероникой.
Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.

Фото 9. Седьмая остановка - второе падение Иисуса.
Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом распологается францисканская часовня.
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые вы сможете увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье. Это место принадлежит России

Фото 10. По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса - обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским.
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.

Фото 11. Девятая станция - место третьего падения Христа.
Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.

Фото 12. Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.

Десятая станция - снятие одежд.
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

Фото 13. Одиннадцатая станция - прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Фото 14. Двенадцатая станция - смерть на кресте.
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.

Фото 15. Тринадцатая станция - снятие с креста.
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.

Фото 16. Четырнадцатая остановка - положение во гроб.
Над Гробом Господним установлена кувуклия (более подробно вы можете почитать здесь). Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Фото 17.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён первосвященниками иудейскими и римским прокуратором Понтием Пилатом на распятие.

После этого Спаситель был передан римским воинам. Воины раздели Его и одели в багряницу. Этот военный плащ красного цвета должен был изображать царскую порфиру Царя Иудейского.

Воины сплели венец из тёрна и возложили на голову Спасителя, дали Ему в правую руку трость и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский”. Они плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. А когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды и повели на распятие.

Осуждённым на распятие полагалось самим нести свой крест на место казни. Потому воины, возложив на плечи Спасителя Крест, повели Его на холм, который назывался Голгофой, или Лобным местом. По преданию, на этом месте был погребён прародитель рода человеческого Адам. Находилась Голгофа к западу от Иерусалима, недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом шло великое множество народа. Сама личность Узника и все обстоятельства суда над Ним взволновали весь город с его многочисленными паломниками. Дорога была каменистая. Господь был измучен страшными истязаниями. Он едва шёл, падая под тяжестью Креста.

Дошли до городских ворот. Здесь дорога поднималась в гору. Спаситель совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа.

Это был Симон - переселенец из ливийского города Киринеи. Он возвращался со своего поля после работы в Иерусалим. Воины схватили его и заставили нести Крест Христов. Сделали они это, конечно, не из сострадания к Господу, а из желания скорее дойти до Голгофы и завершить своё дело.

Среди народа, который шёл за Христом, было много женщин, сострадавших Ему. Несмотря на обычай, запрещающий сочувствовать человеку, ведомому на казнь, они горько плакали об Иисусе.

Выражаемое ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь, превозмогая боль, с сочувствием обратился к ним: “дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”

Господь как бы забыл о предстоящих Ему страданиях. Его духовный взор обратился к будущему некогда богоизбранного народа и к тому наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии.

Подстрекаемые первосвященниками и старейшинами, иудеи требовали у Пилата распятия Христа и в ярости кричали: “Кровь Его на нас и на детях наших”. Тем самым они навлекли на себя и своих детей неисчислимые бедствия.

Эти бедствия будут столь велики, что сама их жизнь станет невыносимой. И “тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?”

Под зеленеющим деревом, полным жизни, Господь разумел Себя; под сухим деревом - народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом?

Несомненно, эти слова Господь относил и к грядущему разрушению Иерусалима, которое постигло этот город вскоре после окончания земной жизни Спасителя. В 70-м году по Рождестве Христовом полководец Тит сравнял Иерусалим с землёй, не оставив там камня на камне. А народ иудейский был рассеян по лицу земли.

Предлагаем вашему вниманию молитву Крестного пути, традиционно совершаемую в каждую пятницу Великого поста, с краткими размышлениями, подготовленными на основе ряда итальянских, испанских и американских текстов. Они могут использоваться как в ходе общинного богослужения, так и в качестве личной молитвы.

С. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все: Аминь.

Стояние 1. Иисуса Христа осуждают на смерть


Люди, жизнь которых конечна, осуждают на смерть бесконечного Бога. Бога, пришедшего во плоти, чтобы принести этим людям любовь Отца. А кого мы осуждаем? Ближнего, который надоел. Мы даже не верим, что этого ближнего может исправить молитва. Мы осуждаем того, за кого умер Иисус, на чье обращение Он надеется. Так мы можем «случайно» осудить и самого Иисуса.

Господи, дай нам никого не осуждать, но терпеливо молиться за обращение наших ближних.

Стояние 2. На Иисуса Христа возлагают крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Мы боимся креста, боимся страданий. Мы хотим избежать страданий любой ценой, иногда даже ценой греха. Но Иисус берет на себя крест как дар от Бога. Потому что только через Его крест, через наши собственные кресты, мы можем понять бесконечную любовь Отца. Страдания помогают нам научиться прощать – ведь в этом мире страдают все – значит мы можем и должны простить страдающего грешника. Наши страдания учат нас сострадать, претворять горе в радость.

Возлагая на Себя крест, Иисус говорит нам: «даже если ты еще не можешь понять своих страданий, значения своего креста, который Бог предлагает тебе нести в каждый момент твоей жизни, все равно, возьми свой крест, неси его, потому что через твои страдания Бог покажет тебе, как сильно Он тебя любит, как сильно Он доверяет тебе».

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 3. Иисус падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Христианину легко упасть в глазах этого мира – когда мы не идем со всеми на светский праздник, если он выпадает на пятницу Великого поста, когда мы остаемся верными, в то время как люди вокруг нас ищут новых ощущений в объятиях все новых и новых партнеров, когда мы выступаем против таких обыденных для этого мира вещей, как аборт. Нам больно и страшно падать. Но унижающий сам себя возвышен будет. Падая в глазах этого мира, мы поднимаемся вместе с Богом.

Господи, дай нам всегда оставаться верными Тебе и не следовать соблазнам этого мира, потому что лучше пасть в глазах этого мира, чем пасть жертвой греха и отвернуться от Тебя.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 4. Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Встреча Матери и Сына… Мария не бьется в истерике, требуя, чтобы Ее родной, такой молодой и прекрасный Сын сошел с Крестного пути, чтобы пожить «для себя», чтобы жениться и нарожать внуков. Так же, как в момент Благовещения, Она смиренно и свободно принимает волю Божию. Она отдает своего Сына на смерть за нас. Она знает, что невозможное человеку возможно Богу, поэтому Oна безусловно верит, что жертва Христа не будет напрасной.

Господи, дай нам истинное обращение, преобрази нас, чтобы жертва Иисуса и Его матери не оказалась для нас напрасной.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 5. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда мы добровольно принимаем на себя крест, более того, когда мы принимаем на себя чужой крест, мы превосходим самих себя и вдруг оказываемся в самых глубинах Троицы, у сияющего престола Отца. Бескорыстно и полностью отдавая себя ближнему, мы обретаем истинную свободу и достоинство детей Божиих. Но если мы боимся принять страдания, то они настигают и подавляют нас своей тяжестью и бессмысленностью.

Господи, дай нам мужество добровольно участвовать в несении Твоего креста.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 6. Святая Вероника отирает платом Божественный Лик Спасителя

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда Иисус шел на Голгофу, не было в Нем ни вида, ни величия. Он был оплеван, покрыт синяками и запекшейся кровью. Кровь смешалась с потом… Вероника отирает платком лицо беднейшего из бедных, у которого ничего нет, и уж конечно она не надеется получить взамен ценную реликвию – Лик Христа, запечатленный на ее платке. И конечно, Вероника не ищет славы от своего поступка.

Господи, дай нам отдавать свои усилия, время и средства беднейшим из бедных, ничего не ожидая взамен.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 7. Христос второй раз падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

В Евангелии мы часто встречаемся с тем, что люди, которые просят Иисуса об исцелении или благодарят Его, «падают ниц к ногам Его». Когда человек падает перед Богом на землю, эта поза выражает надежду и благодарность. Она выражает смирение, опустошение перед милостивым всемогуществом Отца. Если же человек не хочет пасть пред Богом, то он может упасть вдали от Него, придавленный к земле своими грехами и проблемами.

Иисус постоянно, со дня Своего воплощения, дает нам пример смирения перед Отцом.

Господи, дай нам скорее пасть к Твоим ногам со смирением и благодарностью, пока мы не упали вдали от Тебя, придавленные своими грехами.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 8. Христос утешает плачущих женщин

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисус сказал женщинам: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе». Иногда мы плачем от жалости к себе или к другим. Но нет смысла плакать о других: лучше постараться им помочь. И тем более нет смысла жалеть себя. Нужно следовать примеру св. Петра, который, после своего отречения от Иисуса, «заплакал горько». Пока время еще есть, нужно горько плакать о своих грехах, чтобы у нас был шанс попасть туда, где Господь отрет последнюю слезу с наших счастливых лиц.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 9. Иисус падает под бременем креста в третий раз

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Падая, Иисус дает нам надежду: человек слаб и может падать, но он может всякий раз подниматься, даже если сверху на него давит тяжелый крест проблем и грехов. Всякий раз, когда мы грешим, мы больно и низко падаем. Пример Иисуса говорит нам: не лежи в грязи своего греха, встань, дойди до исповедальни, покайся, и ты снова, обновленный, сможешь продолжать путь… до следующего падения. Но и тогда ты тоже можешь встать, и снова, придя в себя и обратившись к Отцу, идти в Царство Божие. Сколько бы раз ты ни упал, ты не безнадежен, Иисус поднимет тебя, если ты готов разделить с Ним Крест.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 10. Иисуса Христа обнажают

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисуса Христа обнажают… Бог позволяет это, чтобы мы помнили о том, что нет твари, сокровенной от Бога, но все обнажено и открыто перед очами Его. Обнаженный, униженный Иисус восстанавливает наше первозданное достоинство, когда Адам и Ева были наги и не стыдились.

Господи, дай нам сбросить с себя одежды ветхого человека, испачканного грехами, и облечься в Тебя. Дай нам не забывать очищать наши белые одежды, полученные в крещении, через таинства Церкви Твоей.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 11. Иисуса Христа пригвождают ко кресту

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Каждый мой грех разрывает плоть Иисуса. Каждый мой грех, даже самый маленький, причиняет Богу невыносимую боль. Даже если я никого не убиваю, не краду, не прелюбодействую, а «просто» завидую или «немножко» осуждаю ближнего. Каждый мой грех ограничивает мою свободу, порабощает меня, делает меня склонным совершать другие, более тяжкие грехи, делает крест моих ближних и дальних более тяжелым.

Но там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать – Тело Твое, разрываемое на Кресте, Кровь Твоя, на нем проливаемая – очищают нас от греха, исцеляют нашу душу. Дай нам чаще прибегать к Таинству нашего спасения.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 12. Христос умирает на кресте

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Много часов кошмарного страдания, на страшной жаре, когда не хватает ни воздуха, ни воды… Жажду! — говорит Господь. Он жаждет твоей любви. Ради твоего спасения Иисус взошел на крест, ради тебя Он претерпевает эти страдания. Он любит тебя!

Он прощает тебя, убивающего Его своими грехами. Приди к Нему в таинствах Евхаристии и Покаяния! Он ждет тебя!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 13. Иисуса Христа снимают с креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Молодого, красивого, но замученного человека снимают с Креста и отдают в руки Матери. Какое страдание! Потерять единственного Сына… Но потерять ли? Даже в самом страшном страдании Мария полна надежды.

Если ты потерял все – друзей, любовь и даже надежду – приди ко Кресту. Там ждет тебя любящая Мама, которая умеет терять и находить.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 14. Погребение Иисуса Христа

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Тебя, Господи, полагают в гроб и приваливают его большим камнем…

Господи, приди, отвали камень, закрывающий мою душу. Распахни ее навстречу другим, навстречу ветру и солнцу, впусти в нее свет Твоего слова. Освободи мое сердце от всего ненужного. Выброси из него все, что превращает его в могилу, ВОСКРЕСНИ в нём, завладей им полностью, измени всю мою жизнь, дай мне быть с Тобой и живи во мне, Господи!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

С. Братья и сёстры, мы прошли в духе Крестный путь Иисуса Христа, принёсший нам спасение. Смиренно призовём бесконечное милосердие Отца, чтобы благодать Иисуса Спасителя, умершего и воскресшего, освободила и обновила мир.

Все: Отче наш…

С. Помолимся. Боже, всемогущий и вечный, Ты дал нам Своего единственного Сына, умершего за нас на кресте, чтобы все мы, призванные умереть с Ним, могли с Ним возродиться к жизни; дай нам войти в славу воскресения, в которой Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Все: Аминь.

Подготовила Светлана Шишкина

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ, часть Страстей Христовых, несение орудия казни - креста - Иисусом Христом после Его осуждения на смерть на место Его Распятия - Голгофу. Рассказ о Крестном пути присутствует у всех четырёх евангелистов (Мф. 27:31-34; Мк. 15:20-23; Лк. 23:26-33; Ин. 19:16-17); в так называемых синоптических Евангелиях говорится, что нести крест Христу помогал некий Симон Киринеянин. Наиболее подробно Крестный путь описан в Евангелии от Луки, где приведено также обращение Христа к оплакивавшим Его женщинам («дщерям Иерусалимским»). Предание Церкви включает в Крестный путь дополнительные эпизоды: три падения Христа, Его встречи с Богородицей и со святой Вероникой, которая подала Ему своё головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь.

В переносном значении выражение «Крестный путь» означает жизненный путь человека, исполненный страданий, но по вере человека завершающийся воскресением с Христом (сравни слова Христа: «...и возьми крест свой, и следуй за Мною...» - Мф. 16:24). С Крестным путем сюжетно связана также средневековая народная легенда о Вечном жиде.

Обычай посещения паломниками в Святой земле мест, связанных со Страстями Христовыми, известен с 4 века. В 12-14 веках у католических пилигримов сложилась практика прохода по так называемому Священному пути (Via Sacra; с 16 века известен также как Скорбный путь - Via Dolorosa) в Иерусалиме, который предположительно соответствует маршруту Крестного пути.

В 14-15 века, после того, как попечение об иерусалимских святынях было вверено папой Римским Климентом VI (1342-1352) францисканцам (1342), утвердился обычай совершать остановки (так называемые стояния - латинский stationes) в определённых местах этого пути для молитвенных размышлений. Каждое стояние давало право на получение индульгенции. Вскоре в подражание этому обычаю в Европе (позднее - в других частях католического мира) начали возводить группы капелл (также назывались стояниями) со скульптурными, рельефными или живописными изображениями сцен Страстей Христовых, призванных перенести сакральную топографию Иерусалима на новые места. Религиозная процессия, обходящая эти стояния, также получила название Крестного пути (латинский Via Crucis). Принятые ныне в католицизме количество, последовательность и содержание стояний Крестного пути сложились во 2-й половине 17 века, официально закреплены в 1731 папой Климентом XII (1730-1740). Они соответствуют 14 событиям Страстей Христовых: осуждение Христа на смерть; возложение Ему на плечи креста; Его первое падение; встреча Христа с Богоматерью; помощь Симона Киринеянина в несении креста; отирание святой Вероникой платом лица Христа; второе падение Христа; обращение Христа к женщинам; Его третье падение; совлечение с Христа одежд; Распятие; смерть Христа; снятие Его с креста; Его погребение. Циклы из 14 картин или рельефов (иногда отдельных капелл) на эти сюжеты располагаются в большинстве католических храмов по внутреннему периметру помещения (кроме алтарной части).

В католическом богослужении отсутствует единое чинопоследование Крестного пути, который может совершаться и как индивидуальная практика благочестия. Как правило, Крестный путь совершается по пятницам в период Великого поста и в Страстную седмицу. По традиции в Страстную пятницу папа Римский проводит Крестный путь в Колизее.

В 17 веке в литургической практике Русской православной церкви, вероятно по аналогии с процессиями Крестного пути и другими католическими обрядами, посвящёнными Страстям Христовым, возникла особая разновидность богослужений - пассии (от латинского passio - страсть; первоначально были установлены в Киеве святителем Петром Могилой). Пассии совершаются в некоторых приходах и монастырях по пятницам или воскресеньям в первые 4 недели Великого поста. По форме пассия представляет собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением соответствующих отрывков из Евангелия. Пассии не указаны в Типиконе, и их совершение не является обязательным.




Top