Русская поэзия XX века. Поэзия II половины XX века

Годы оттепели стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства. Поэзия 1960-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. Новое поколение – Евтушенко, Ахмадулина, Аверченко, Рождественский – молодые и дерзкие. Поэзию этого периода, в первую очередь творчество молодого поколения, определяли как эстрадную поэзию. Поэты заговорили о сокровенном и обыденном. Они явили лирического героя, который не разобрался в жизни. Его душевные искания и вызывали сочувствие. Исповедь об обыденном. Р.Рождественский «Моя любовь», Кирсанов «7 дней недели». Евгений Евтушенко – один из талантливейших публицистов 2 половины XX века. Острые политические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего дня – всегда в центре его внимания: Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое, стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье. Вершина поэтического творчества Евтушенко - поэма «Братская ГЭС» - «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как блуждание планет». Он многословен. Поэма «Братская ГЭС» строится на противопоставлении двух символов – пирамиды и ГЭС. Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. В 70-80-е гг Евтушенко сохранял умение вовремя и к месту почувствовать болевую точку. «Идут белые снеги». А.А.Вознесенский – поиск новых и иных средств изобразительности и выразительности. Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Читать Вознесенского – искусство. Россия, любимая с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили. Россия я – твой капиллярный сосудик, Мне больно, когда – тебе больно, Россия. Он подчеркнуто новаторский «Треугольная груша ОЗА (Зоя)». Успех принесла поэма «Мастера». По содержанию «Мастера» - переработка легенды, которая существует у многих народов. Творчество – это неизбывно. Высказывается мысль о том, что связь с предшественниками вредна, так как кровосмешение ведет к вырождению. «Я – Вознесенский, Воздвигну их» Визуальная поэзия В 60-е годы появляется новое поколение поэтов – Л.Самойлов, Арсений Тарковский, Белла Ахмадулина. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной: Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче. По сравнению с предшествующим периодом «эстрадной» поэзии (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский) возникла потребность в стихе-размышлении, медитации. Это качество стало поддерживаться целой плеядой поэтов, дебютировавших в середине 60-х: Н.Рубцов, Жигулин, Передреев, Хабаров. Если ранее доминантой была эстрадность, то с конца 50х – в 60-х основной стилевой доминантой стала «тихая» лирика. Тихая лирика – это лирика, погруженная в себя, разговора о сокровенном. Этот термин – «тихая лирика» - ввел в 1973 году воронежский критик Осаткин. Лидером ее признан Рубцов. Его поэтическое творчество не очень обширно по написанному и по времени разворачивания. Одна из сквозных тем его лирики – тема скитаний, мотив дороги. Его произведения – «Лирика», «Звезда полей» (1967), «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Большую роль в сохранении наследия Н.Рубцова сыграл критик Вадим Кожинов, который не принимал эстрадности. Доминирующим образным ядром лирики Н.Рубцова стала тема Родины негромкой, неяркой – «тихая моя родина». Будничное, повседневное. Элегические мотивы очень важны для «тихой» лирики. Элегия – это возвращение поэта памятью назад, это грустная песня. Тихая лирика находила в настоящем то, что составило бы ценностную основу, действительность лишена ценностного начала, а нравственные истоки приходят из пережитого. Поэзия 1970-1990 лишилась массовой аудитории, но творческие поиски были продолжены, и результаты говорят сами за себя. Начало периода характеризуется преобладанием «традиционной поэзии», представленной именами Тарковского, Мартынова, Самойлова, Слуцкого и др. Не смолкли и голова шестидесятников – Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Ближе к сегодняшнему дню сначала в андеграунде, а затем и открыто зазвучали голоса модернистов самых различных направлений. Традиции Лианозовской школы были продолжены и развиты в поэзии метареалистов (Седакова, Жданов, Шварц) и концептуалистов (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, Н.Искренко). В поэзии 1970-1990-х годов независимо от направлений широко представлен верлибр, лучшие образцы которого явлены в творчестве И.Бродского и Д.Самойлова. В целом поэзия 1970-1990-х годов, как, впрочем, и вся художественная литература представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций. Иван Елагин – имя вернулось в 1988 году. Учился в Киевском медицинском институте. Когда началась война, примкнул к немцам. В творчестве выражены общегуманистические традиции. Присутствует тоска. В целом поэзия этого периода развивается без конфликта, не дает фигуры, способной стать лидером. Бардовская поэзия – магнитиздат. Это оказалось свежим словом. Соединение поэтического слова с исполнением, балладность, романтическая настроенность, нетрафаретность, нетрадиционность. «Традиции сдерживают развитие». Б.Окуджава «До свидания, мальчики». Поэтизация малой родины – Арбата. В.Высоцкий – соединял поэтический талант, актерское мастерство и музыкальность – исполнительское мастерство. Лирика Высоцкого многомерна. 1 период – уличная, блатная лексика. Блатная музыка и культура была связана с массовым освобождением из лагерей 1954-1956 годов. 2 период – философская лирика, драматичность и трагичность. «Кони привередливые», «Мы вращаем землю». Любовная лирика с надломом, драматизмом. Маски – ролевые интонации в лирике Высоцкого. Интонационно и лексикой создает особую доверительность. Рок-поэзия. Синтетичность этого жанра проявляется гораздо более ярко, нежели в авторской песне. Рок-композиция создается, как правило, в расчете на то, что и слова, и мелодия, и аранжировка лишь в момент исполнения производят задуманный художественный эффект. Как явление наша рок-поэзия заставила о себе говорить в середине и особенно во второй половине 1970-х гг. Постепенно складывались две школ: московская и ленинградская (свердловская заявит о себе в следующем десятилетии). В Москве интереснее других были «Машина времени» и «Воскресенье». Ленинград же стал настоящим центром рок-поэзии: «Аквариум», Майк Науменко, Виктор Цой, Ю.Шевчук, Константин Кинчев. Самой яркой индивидуальностью среди рок-поэтов является Александр Башлачев . Начав выступать со своими – чаще домашними – концертами в середине 1980-х и написав около 60 песен и несколько стихотворений, он неожиданно замолчал, когда, казалось бы, стало можно петь обо всем. И не просто замолчал, а уничтожил только что записанный альбом «Вечный пост». И пошел в самоуничтожении еще дальше – до конца: выбросился из окна 17 февраля 1988 года. В связи с этим фактом нужно сказать еще об одной важной особенности рок-поэзии и рок-культуры вообще. Ключевым, одухотворяющим ее понятием является протест. Рок-критик Артемий Троицкий очень точно назвал слагаемые творческой личности Башлачева: «У Саши Башлачева было все, и в избытке, - одухотворенность, энергия, владение словом и непохожесть». Язык песен Башлачева поражает не меньше, чем исполнение, создавая стойкое убеждение, что так с русским словом никто из современных рок-поэтов не работал. Обратившись к наиболее концентрированно-национальному в лексике – идиоматическим выражениям – и насыщая ими текст до предела, он с помощью сложнейших трансформаций этих выражений раскрыл смысл русской исторической судьбы: И наша правда проста, но ей не хватит креста Из соломенной веры в «спаси-сохрани». Ведь святых на Руси – только знай выноси! В этом высшая мера. Скоси-схорони. Или раскрытие судьбы русской поэзии, как в аллюзивно названной песне «На жизнь поэтов», поразительно насыщенной «русскими формулами бытия». Эти формулы (поговорки, пословицы, крылатые выражения) перестают быть «дежурными», то есть употребляемыми преимущественно в стандартных контекстных ситуациях. Словно сообщающиеся сосуды, идиомы взаимообогащаются с «оживляющим» их необычным окружением. Стертое «до смерти любить» вдруг возвращает себе первозданную полнокровность, а «семь раз отмерь…» вообще зловеще переворачивается: Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта. И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз! Писавшие о Башлачеве отмечали предельную политизированность многих его песен. Добавим, что это не просто политика, а политическая история – судьба России, явленная живой, русской, болящей душе и переплавленная в ней в удивительно емкие, полнокровные образы: «Вытоптали поле, засевая небо» («Лихо»), «Если нам не отлили колокол, Значит здесь время колокольчиков». ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ Долго шли - зноем и морозами. Все снесли - и остались вольными. Жрали снег с кашею березовой. И росли вровень с колокольнями. Если плач - не жалели соли мы. Если пир - сахарного пряника. Звонари черными мозолями Рвали нерв медного динамика. Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты. Что ж теперь ходим круг-да около На своем поле - как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь - время колокольчиков. Ты звени, звени, звени сердце под рубашкою! Второпях - врассыпную вороны. Эй! Выводи коренных с пристяжкою И рванем на четыре стороны. Но сколько лет лошади не кованы, Ни одно колесо не мазано. Плетки нет. Седла разворованы. И давно все узлы развязаны. А на дожде - все дороги радугой! Быть беде. Нынче нам до смеха ли? Но если есть колокольчик под дугой, Так, значит, все. Заряжай - поехали! Загремим, засвистим, защелкаем! Проберет до костей, до кончиков. Эй! братва! Чуете печенками грозный смех Русских колокольчиков? Век жуем. Матюги с молитвами. * Век живем - хоть шары нам выколи. Спим да пьем. Сутками и литрами. Не поем. Петь уже отвыкли. Долго ждем. Все ходили грязные. Оттого сделались похожие, А под Дождем оказались разные. Большинство - честные, хорошие. И, пусть разбит батюшка Царь-колокол - Мы пришли. Мы пришли с гитарами. ** Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди - искры электричества. *** Шапки в снег - и рваните звонче. Свистопляс! Славное язычество. Я люблю время колокольчиков. 51. Поэтический мир Б. Пастернака (1890-1960). Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В апреле 1913 года в альманахе «Лирика» были впервые опубликованы стихи Б. Пастернака. После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу «Близнец в тучах» (1913), куда вошло 21 стихотворение. В стихотворениях «Эдем», «Лесное» высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени: Я – уст безвестных разговор, Я – столп дремучих диалектов. Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца. С.Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 году, до футуристов, обнаружился «особый вкус к заумным звучаньям и словам». Вместе с тем сборник «Близнец в тучах» содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В то же время символист Брюсов указал на органическую футуристичность поэзии Пастернака и отнес его к «порубежникам», у которых футуризм сочетался со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. В январе 1914 года возникла новая литературная группа «Центрифуга», куда Пастернак вошел вместе с С.Бобровым и Н.Асеевым. Появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами. В книгу «Поверх барьеров» вошли стихотворения 1914-1916 годов, она была издана в декабре 1916 г. Сборник открывался «Посвященьем», выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – «нищенском ханстве» поэтов-изгоев. Исследователь поэзии Пастернака В.Альфонсов отметил, что в стихах периода «Близнеца в тучах» и «Поверх барьеров», во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник «Поверх барьеров», по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств. Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение «Марбург», завершавшее сборник «Поверх барьеров». В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем. В стихотворении передана драма неразделенной любви. В «Марбурге» любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает «как грамматику», белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир. Книга «Сестра моя – жизнь» (1922) была написана им в 1917 году и имела подзаголовок «Лето 1917». В основе внутреннего сюжета этой книги была история любви поэта к Елене Виноград. Пастернак признавался: «Сестра моя – жизнь» была посвящена женщине. Стихия объективности неслась к ней… умопомрачительной любовью». Композиция книги подчинена сюжету любовной драмы от момента зарождения любви до ее утраты. Сквозная для поэзии Пастернака тема женской доли, противопоставление естественного чувства правилам и установлениям морали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворении «Любимая, - жуть! Когда любит поэт…», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…» и др. Главная идея книги состояла в утверждении жертвенной сущности творчества: Сколько бедных, истерзанных перьев Рвется к окнам из рук рифмачей! Цикл «Тема с вариациями» построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча «свободной стихии с свободной стихией стиха». Цикл «Разрыв состоит из девяти частей и завершается прощанием с возлюбленной: Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер. А наши дни и воздух пахнут смертью: Открыть окно – что жилы отворить. Основной идеей книги «Темы и вариации» было убеждение в том, что искусство рождается из самой природы, что поэзия сродни стихиям и временам года. Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Поэма «Высокая болезнь» явилась попыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в революции, судьбу которой поэт связывает со своей судьбой и раскрывает с предельным драматизмом. Пастернак рисует картину эпохи, разрушившей привычный уклад жизни. В романе в стихах «Спекторский» (1931) Пастернак выразил свое отношение к современности. Переходы от картины к картине выглядят внезапными, так как определяются авторским восприятием изображаемого. В романе осмыслены судьбы интеллигентов, их связь с эпохой. Поэт передал предреволюционную атмосферу смятения, неразберихи и обреченности. Главной задачей в книге «Второе рождение» (1932) Пастернак считал обретение контакта с современностью. Он продолжает разработку традиций Пушкина, считая, что «в настоящее время менее, чем когда-либо есть основание удаляться от пушкинской эстетики». Конфликт книги «Второе рождение» заключается в противоречии между общим, социально-историческим бытием и частным, индивидуальным существованием человека, в котором заложены критерии проверки «общей» жизни на органичность и естественность. Многие стихи «Второго рождения» имеют конкретную биографическую основу. В них звучит мотив «двух женщин», связанный с переменами в личной жизни поэта, который оставил первую семью и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Одним из центральных в книге является мотив детства, в котором поэт находит источники естественности, доверчивости, чистоты – всего, что связано с его представлениями о нравственном идеале. Главным итогом книги «Второе рождение» стало утверждение единства субъективно-неповторимого и общечеловеческого начал жизни, воспринимаемой как высший дар. Особым этапом в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны. Он жил в Москве, потом в эвакуации, затем снова вернулся в Москву. На этот период приходится формирование нового поэтического стиля Пастернака – сознательная ориентация на творчество, понятное для всех. В книге «На ранних поездах» (1944) стихам о войне предшествовали стихи переделкинского цикла. В цикл вошли стихи о временах года, каждое из которых воспринято как «новое чудо», как нескончаемая сказка. Стихи «Страшная сказка» посвящены детям, испуганным войной. «Старый парк» (1941) рассказывает о раненом, который попал в госпиталь, размещенный в усадьбе, где прошло его детство. Поэзия Пастернака периода войны свидетельствует об изменениях в мироощущении поэта: у него возникает чувство общности с народом, рождается потребность правдиво изобразить народный характер. Пастернак приступил к подготовке книги стихов «Когда разгуляется» (1956-1958) в 1956 году. Поэт собирался включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался от своего прошлого в пользу будущего. В стихах 1956 г. поэт продолжил разработку своих сквозных тем: верность жизни как высшему началу, природе, одухотворенной человеком. Время все отчетливее проявляет масштабы художественного мира Пастернака. Подтверждается справедливость той оценки, которую дал его творчеству и личности Варлам Шаламов: «Жизнь в глубинах своих… всегда будет прежней – с жаждой настоящей правды… Вы приняли на себя эту ответственность, со всей твердостью и непреклонностью… Вы – честь времени, Вы – его гордость. Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили». 52. Поэтика романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Замысел создания романа «Доктор Живаго» возник у него в 1946 году. Роман не является легким чтением. Многое в этом произведение определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени. Центральная проблема романа «Доктор Живаго» - судьбы русской интеллигенции в 20 веке. Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека. «ДокторЖиваго» создавался в традициях русского романа XIX века с его уходящей поэзией «дворянских гнезд». Не случайно, рассказывая о замысле произведения, Пастернак напоминал, что начал его с описания старинной усадьбы. В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в произведениях огромное место. Однако характер описаний природы у Пастернака заметно отличается от традиционного. Пастернак использовал в прозе художественные приемы, освоенные им в поэзии и характерные для искусства символизма и авангарда. Структура художественного мира романа определяется сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы. Как и в стихах, в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад. Пурга кружится в день похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Снегом заметено Варыкино, где поселился с семьей Юрий Живаго. Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле…» - этот мотив, восходящий к поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии Пастернака символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги». Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечой, символизирующей свет жизни и пламя любви. Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке, служит предзнаменованием любви между Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине. «А ты все горишь и теплишься, свечечка моя яркая!» - говорит Лара Юрию, когда однажды, проснувшись ночью, видит его за рабочим столом, освещенным свечой. Свет, горение связывают Юрия и Лару, образ которой ассоциируется с простором и светом: «Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось». Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно «провести границу» между ним и ею: «О, какая это была любовь… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие. В романе показано слияние человека и природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» - закрыв глаза, полушепотом или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Так в романе утверждается восходящая к философии Вл. Соловьева концепция «всеединства», в которой речь шла о слиянии человека с «целым», с «источником всего», о единении «небес, земли и человека» как общей конечной цели исторического, природного и божественно-космического процессов. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением». В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. Война явилась очистительной бурею. Люди вздохнули свободнее, всею грудью. В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет» соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи: Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно и имеет конкретно-биографическое содержание. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты и служат выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго. Главное в характере соотношения прозы и поэзии в романе «Доктор Живаго» было замечено одним из первых его читателей В.Шаламовым: «Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – «голос автора». На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои. Роман «Доктор Живаго» Пастернак считал главным делом своей жизни.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Николай Рубцов является представителем «тихой лирики», для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях.

Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее - к русской старине. Очень редко поэт находит ее в городе (“О Московском Кремле”), почти всегда - в селе и открытом природном пространстве.

Исходной точкой рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни - колхозной, вымирающей, разрушающейся, деградирующей. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь - вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие его образ современной деревни ужасом. При всем при этом, рисуя эту гибнущую деревню, автор чувствует, что в ней есть нечто такое ценное и достойное, чего нет в модернизированном мире. Это ощущение некоего покоя, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова. А центром покоя становится деревенская изба:

Сладко в избе

Коротать одиночества время,

В пору полночную

В местности этой невзрачной

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной…

Деревенский мир с его памятью о покое резко противопоставлен миру городскому (“Вологодский пейзаж”).

Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. В этом плане показательно стихотворение “Звезда полей”, опирающееся на мотивы старинных песен.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Но только здесь во мгле заледенелой

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда полей.

В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него. В его концепции природа является истоком всего прекрасного. Без понимания красоты природы, без любви к ней нельзя создать прекрасное в искусстве. И красоту поэт умел находить.

Николай Рубцов в своем творчестве создает такие образы, которые способны вызывать мистическое чувство покоя, блаженства, умиления. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины. А как он ее изображает, как он ее видит, чувствует, это личное право каждого.

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

Тема урока: «Поэзия второй половины 20 века».

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль поэзии Костромского края в развитии русской литературы;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения работы с компьютером, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

План урока.

1.Творчество «эстрадных» поэтов: Е. Евтушенко, А.Вознесенского

3. «Тихая» лирика Н.Рубцова.

4.Современная постмодернистская поэзия.

5. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Цель: изучить творчество поэтов второй половины 20 века, определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.

По ходу урока должны сделать записи в тетради об особенностях направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив таблицу.

Поэт Основные этапы Новые темы, идеи, Отражение традиции

жизни и творчества художественные приемы

Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

« заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер:

«Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально активная личность.

Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а

« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

1 слайд. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко - поэт, прозаик, публицист, литературовед. Кинорежиссер. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, был репрессирован. Евгений Евтушенко начал печатать стихи в 1949 году. Сейчас продолжает активную творческую работу не только в поэзии, но и в прозе, киноискусстве. Евтушенко-автор поэм, лирических сборников, романов («Ягодные места»,1981, « Не умирай прежде смерти»1987), сценариев («Детский сад»1983, «Похороны Сталина»1990).

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание необычных корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости человеческой натуры:

Я разный-

Я натруженный и праздный.

Я целе - и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

И все это звучало звонко, задиристо, заразительно, подкрепленное широким спектром художественных приемов (интонационных ходов, поэтических зарисовок).

Поиски искусства - это поиски свободы от всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь для себя мир.

Что записали в тетради о Е. Евтушенко? Таблица:

Поэт Основные этапы жизни и Особенности Традиции

Евтушенко творчества

«эстрадный поэт», прозаик, творчества

публицист, литературовед корневая Маяковский

кинорежиссер рифма

Поэт высекает искру пламени, ему хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.

2 слайд. Рассказ учащегося о творчестве А.Вознесенского.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. Основное качество Вознесенского- раскованность.

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию-

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное, неподдельное, искреннее.

Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

«Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»; « Отлетали ножки от кузнечиков,\ Как душки отломившихся очков». Но самое вечное в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет метафоры, необычные образы, и признается просто:

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Итак, «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский поэт, художник необычные метафоры Б. Пастернак.

Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

4 слайд. Рассказ учащегося о творчестве Б. Окуджавы.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы « Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».

(Читается стихотворение Б. Окуджавы).

Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические,

5 слайд. Рассказ учащегося о творчестве В.С.Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.

1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

«Вертикаль»,

«Хозяин тайги»,

Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,

«Место встречи изменить нельзя»,

«Опасные гастроли»,

«Служили 2 товарища».

Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.

Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.

Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга - воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого».

Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.

На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор, Виктор Цой, Игорь Тальков, костромичи: Александр Григорьев, Владимир Смирнов, Ирина Блинова, Виктор Зудин.) У каждого свои интонации, свой голос.

Среди современных бардов, связанных с традициями рок- музыки, выделяется рок- музыкант Александр Башлачев (1962-1988) , певец света, любви, слушавший свою душу, считавший, что «каждую песню надо оправдать жизнью».

На грани риска и легенд живут нынче барды вроде Егора (Игоря Федоровича) Летова, рок- музыканта, выступающего с героическими песнями: « Гражданская оборона», « Победа»,

«Родина», «Пой, революция!».

Посмотрите видеозапись встречи с костромским бардом Игорем Зудиным.

Как наказ, завет, звучат строчки барда Виктора Цоя:

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ,

Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,

И больше нет ничего: все находится в нас.

«Тихая» лирика. Рассказ о жизни и творчестве Н. Рубцов(1936-1971).

Николай Михайлович Рубцов родился в Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье, в шесть лет потерял мать, фактически остался без отца и был отдан в детский дом. Рубцов испытал горечь сиротства и бездомности в самой полной трагической мере. Служил на Северном флоте. В 1962 году поступил в Московский литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихотворений вышел в1965 г. В 1967 г. выходит его книга « Звезда полей», в 1969 – «Душа хранит», в 1971- «Зеленые цветы».

Существует поэзия, которая не заявляет о себе громко. Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов. О Николае Рубцове сказал его преподаватель Николай Сидоренко: « Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь…Николай Рубцов-поэт по самой своей сути»

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: не достойны».

Особенностью поэзии Н.Рубцова является трагически-обостренное чувство Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. В творческом плане поэзия Н.Рубцова – это синтез многих традиций: прежде всего Тютчева, Фета, Блока и Есенина. Для русской поэзии тютчевский образ – человек перед лицом мироздания. Один на один с мирозданием. Душа и Вселенная. Диалог, который все более грозит обернуться непониманием. Не этого ли боится человек, научившийся брать у природы, не полагаясь на ее милости, но вдруг растерянно признающий, что перестал слышать ее голос? Глубокая вера в возрождение России, в ее способность « вынести все» соседствует в поэзии Н.Рубцова с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки. Поэт боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи, верования. Рубцов через головы неинтересных ему «громких» поэтов – современников обращался к вечности.

Современник Н.Рубцова Роберт Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, у другого играли ассонансные рифмы вроде «интересно - интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала. Настал черед поэта – первокурсника, паренька из Вологды…Николай Рубцов прочитал: « В горнице моей светло…» Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты: « матушка принесет воды». У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной. И это было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный микрокосмос.

Поэзия Н. Рубцова дает читателю ощущение себя частью огромного целого, мира Божьего. Это и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной.

Н.Рубцов трагическая судьба слияние человека и мира Ф.И.Тютчев

Такие поэты, как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Юрий Кузнецов, костромской поэт Николай Тряпкин, чувствующие « самую смертную связь с жизнью своего народа и мира, с каждой избой и тучей», стремились выразить общенародные чувства и представления.

Рассказ о творчестве костромского поэта Николая Тряпкина.

Народная традиция живет во многих стихотворениях Николая Тряпкина: «Летела гагара», «Хоровод», «Завивайся, березка».

(Читается стих. Н. Тряпкина).

7 слайд. Современная постмодернистская поэзия.

Одна из характерных закономерностей современной поэзии - стремление поэтов « проложить метафорические ходы на глубину смысла». Такие метафорические ходы пролагаются в ироническом контексте нарочито «цитатной» поэзии у Тимура Кибирева.

Но сквозь иронию у Кибирева пробивается боль за судьбу страны и ее сынов.

Родоначальник теории постмодернизма И. Хассан назвал такую литературу литературой молчания, наличием саморазрушающегося, всеотрицающего языка и тишины, священной, властной, которая воспринимается в двух понятиях: ПАЛИМПСЕСТ (диалогическая взаимодополняемость с классической литературой) и ЦЕНТОН (бессмысленность культурной деятельности). Это стихи из цитат, которые воспринимаются иронически.

Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

Я сквозь слезы тебе подпою,

Подскулю тебе волком тамбовским

На краю, на родимом краю!

На краю, за фабричной заставой,

Силы черные злобно гнетут.

Спой мне песню, парнишка кудрявый,

Нас ведь судьбы безвестные ждут.

Это есть наш последний, конечно,

И единственный, видимо, бой.

Цепи сбрасывай, друг мой сердечный,

Марш навстречу заре золотой!

В этом стихотворении чувствуется ирония, шутка, насмешка.

Современная поэзия по своему уровню далека от золотого и серебряного веков русской поэзии, хотя имеются многие приобретения. К счастью, русские поэты смогли сохранить и донести до нас и грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но в ней есть то, что роднит всех. Возвратимся к эпиграфу.

Вопрос учащимся: что же является главным в творчестве всех истинных поэтов, что их объединяет? Возвратимся к эпиграфу.

Правда жизни и отклик в сердцах читателей, воздействие на ум и сердце человека.

Об этом хорошо сказал поэт А. Передреев в стих. « Памяти поэта»:

Тебе твой дар простором этим дан,

И ты служил земле его и небу,

И никому в угоду иль потребу

Не бил в пустой и бедный барабан.

Ты помнил тех, далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии последних десятилетий 20 века и о современной поэзии? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).

Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм)

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский (особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

Б.Окуджава (лиричность)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

3. «Тихая» лирика (рассказ о малой родине, о красоте природы).

Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира)

4. Современная постмодернистская поэзия (палимпсест и центон).

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Закрепление изученного материала.

Поэтический турнир.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получаете конверт, в нем строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.

3. Отгадайте кроссворд.

4. Заполните тест.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:


2.1. Булат Окуджава

2.2. Юрий Визбор

2.3. Владимир Высоцкий

ГЛАВА 3. Творчество поэтов

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

В конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», которой предшествовал ХХ съезд партии, политическая либерализация, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней».

В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые рассказчики. Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все. Ю. Даниэль назвал это как-то те первые послевоенные годы “временем блатных песен”: “Медленно и постепенно они просачивались с Дальнего Востока и с Дальнего Севера. Они вспыхивали в вокзальных буфетах узловых станций. Указ об амнистии напевал их сквозь зубы. Как пикеты наступающей армии, отдельные песни мотались вокруг небольших городов, их такт отстукивали дачные электрички, и наконец на плечах реабилитированной 58-й они вошли в город. Их запела интеллигенция”.

Потом в московские компании пришли другие песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Стихи многократно перепечатывались, и с этого, собственно, начался самиздат.

То была пора, когда все только начиналось. Многие из родившихся тогда песен теперь считаются народными. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Логичным следствием этого были поставлены следующие задачи:

2. обозначить основные принципы бардовской песни;

3. обозначить этапы формирования жанра;

4. выявить представителей этого направления, представить их творчество.


Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет (вспомним, что свою первую песню – «Нам в холодных теплушках не спалось...» – Б. Окуджава сочинил на фронте. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» - М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала А. П. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Эйфорией социального оптимизма был охвачен тогда едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, – и это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда – ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация («она совсем, не поучала, а лишь тихонечко звала» – Ю. Визбор), отсюда же – идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы «комиссаров в пыльных шлемах», «маленьких трубачей» и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы и дороги-пути как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. «Песня странствий» (неточно называемая «туристской») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон – от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» до хрупких романтических песенных.




Top