Русская правда (ее происхождение и редакции). Источники права Древней Руси: обычное право, договоры Руси с Византией, церковные уставы. Русская правда (ее происхождение и редакции) Другие книги схожей тематики

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

5. Правовая система Древней Руси

Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».

Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях - Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.

Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги- византийские сборники церковно-гражданских постановлений ).

«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

Система кормлений на Руси В Московском государстве уезды нередко отдавались (жаловались) в управление княжеским наместникам из числа представителей знати.Пожалование получило наименование отдачи «в кормление», так как наместники и волостели (управляющие более мелкими

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих

Книга первая. Государственная территория
Волости - 1. Города и пригороды - 4. Земли -6
Возникновение и разложение волостей - 8
Кряжения, уделы - 13
Несколько страниц из истории Ростовской волости - 14
Отчины - 30
Остатки старины в XVI и XVII веке - 33
Политическая самостоятельность волостей - 34
Соединение волостей - 37
Возникновение Московского государства - 47. Наименование нового
государства царством русским - 79
Книга вторая. Население
Деление на свободных и рабов - 93
Глава первая. Несвободные
Холоп, роба, обель, добровольный холоп - 94
I. Полные холопы
Холоп собственность господина - 97. Цена холопов - 101. Последствия их
вины - 102. Устав Ярослава - 104. Устав его сыновей - 109
Влияние церкви на положение холопов - 112
Собственное холопов имущество - 116
Холопы-тиуны и ключники - 118, судьи - 12-. Приказные люди - 121. Холопья
честь - 123. Собина холопов в московское время - 123
Убийство холопа господином - 127
Отношение холопов к третьим лицам - 129
Установление - 131
Прекращение - 145
II. Кабальные холопы
Кабала - 147. Служилая и ростовая кабала - 148. Кабала докладная - 150
Указ 1397 года - 151
Свойства кабального холопства - 154
Установление - 155
Прекращение - 156
Служилые кабалы без займа - 157
Новости Уложения - 158
Глава вторая. Свободное население
Люди и мужи - 161
I. Смерды
Широкий и тесный смысл слова смерд - 156
Юридическое положение смерда - 169
Мнения ученых - 173
II. Закупы
Значение слова - 176
Закуп Русской правды - 177
Мнения ученых - 184
Закупен Псковской судной грамоты - 189
III. Крестьяне
Значение слова - 190
Крестьяне на владельческих землях - 193. Их право перехода - 193. Условия
порядных - 194. Крестьянские займы - 202. Серебро ростовое и издельное - 203
Покрута - 204. Сроки найма земель - 205. Отказ - 206
Крестьяне на черных волостных землях - 211. Их отношение к этим землям - 212
Состав волости - 214. Поселение новых крестьян на волостной земле и их права
на свои участки - 215. Аналогические явления в Германии - 220 и левобережной
Украине XVIII века - 222. Черные земли различаются от княжеских, а черные люди
от сельчан великого князя - 226. Переход черных земель к беломестцам - 227
Крестьяне обрабатывают свои участки наймом - 230 и сдают их в наем другим
крестьянам - 231
Крестьяне обладают лавками и торгуют - 232
Древнейшие ограничения крестьянского перехода - 233. Постановления Судебников
236 и Псковской судной грамоты - 238. Последствия ухода крестьян не в срок - 240
и 498 прим. Беглые крестьяне - 242. Отмена Юрьева дня - 243. Урочные годы - 246
Их отмена - 247
Порядные XVIII века - 248
Записка во крестьяне - 249
Новости Уложения - 250
Мнения ученых о волостных землях - 253 и об установлении крепостного права
257
IV. Изгои
Их юридическое положение - 263. Значение слова - 265
Мнения ученых - 266
V. Числяки, ордынцы и делюи - 267
VI. Закладники
Значение слова - 269
Особенности положения - 269
Образцы закладных - 273
VII. Купы, гости, посадские люди
Купцы и гости по древнейшим свидетельствам - 274. Торговля не есть дело только
городских людей - 278. Специальная служба торговых людей - 279
Посадские люди московских памятников - 282
Положение московских гостей - 286
Привилегии купцов в Новгороде и Москве - 287
Мнения ученых - 291
VIII. Бояре, вольные слуги, дети боярские, путные бояре
Значение слова боярин - 297. Бытовое положение бояр - 297. Они вольные слуги
князей - 304. У них право отъезда - 306. Приказ на службу - 308. Отказ от
службы - 311. Древнейшие стеснения отъезда - 316. Записи о неотъезде и другие
меры московского правительства - 317. Последствия уничтожения права
отъезда - 324.
Дети боярские - 324
Привилегии бояр и вольных слуг - 328: право вотчинного суда - 328, кормления
333, пути (значение выражения путь и путный боярин) - 341, пожалование земель
345
Глава третья. Дворовые чины
Первоначальный состав княжеского двора - 350. Состав двора московских
государей - 355
I. Бояре введенные
Они судят суд князя - 360. Боярство им сказывается - 363. Списки введенных бояр
XV, XVI и XVII века - 366. Боярский суд - 371, первоначально единоличный, с
великого князя Ивана Васильевича на суде бояр дьяки - 372, с XVI в. боярская
судная коллегия - 374
Они советники князя - 377. Другие обязанности введенных бояр - 378
Ближние бояре - 379
Выход из введенного боярства - 382
Жалованье - 384
II. Окольничие - 385
III. Дворецкие - 393
IV Конюшие - 403
V. Крайчие - 411
VI. Казначеи - 414
VII. Дворяне думные
Древнейшее значение дворян - 422. Испомещение дворовых людей - 435. Постепенное
слитие дворян с детьми боярскими - 427
Думные дворяне - 431
В XVII веке термин "дворяне" вытесняет термин "дети боярские" - 437. Состав
дворян в XVII веке - 441. Городовые дворяне - 443. Московские дворяне - 451
Большие дворяне - 457
VIII. Оружничие - 458
IX. Постельничие - 460
X. Стряпчие с ключом - 463
XI. Ловчие и сокольничие - 469
XII. Печатник - 474
XIII. Стольники - 477
Глава четвертая. Дьяки
Писцы и дьяки - 484. Дьяки-рабы - 484. Дьяки приказные люди, дьяки введенные
485. Дьяки дворцовые и палатные - 486
Возвышение дьяков с конца XV века - 487. Дьяки в XVI веке - 488, новогородские
493, московские приказные - 499
Дьяки XVII века, приказные - 503, при государе - 507, в боярской думе - 508;
число дьяков - 510, их жалованье - 512
Подьячие - 512
Дьяки ходой чин - 512
Дьяки возводятся в высшие чины - 517

В Московском университете.

Основные труды

Как более крупные работы Сергеевича, так и небольшие журнальные статьи его одинаково отличаются свежестью и оригинальностью выводов, всегда строго обоснованных на тщательном изучении источников. Написаны они образцовым по простоте, ясности и образности литературным языком. Первый большой труд Сергеевича, «Вече и князь», впервые установил правильную схему государственного устройства древнерусских княжеств. Народоправства, или , оказались не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель; их повсеместность выяснена рассмотрением как документальных свидетельств, так и общих условий быта. Второй элемент в составе власти - - определяют свои отношения к народу, к и между собой на основании договоров. Договорным началом проникнут весь государственный быт; им же определялись и отношения между князьями. Сергеевич выступил одним из самых горячих противников теории родового быта. Идее родового старшинства, которым, по этой теории, определялись отношения между князьями, была противопоставлена идея равного достоинства князей. В противовес теории лестничного восхождения при распределении между князьями выставлено совершенно новое начало: волости в не наследовались, а добывались.

Как бы в подкрепление своих методологических приёмов Сергеевич выпустил в свет свой блестящий этюд «Задача и метода государственных наук». Здесь подвергнуты беспощадной критике способы исследования немецких политических писателей, начиная с , и непригодностью чисто философских или смешанных приёмов объяснено неудовлетворительное состояние государственных наук в . Вслед за этим впервые для русского читателя дано сжатое изложение основных приёмов и задач положительного метода, поскольку он выработан , и Льюисом.

К методологическим вопросам Сергеевич возвращался и позднее, например, в статье «Право и государство в истории»; но внимание его главным образом привлекали отдельные вопросы истории права, как то: , Екатерининская комиссия, договоры с греками, образование государственной территории и пр. По каждому из этих вопросов им высказаны мнения, с которыми необходимо считаться каждому исследователю и которые до сих пор во многих отношениях остаются не поколебленными: так, «Земские соборы в Московском государстве» остаются лучшим трудом по данному вопросу.

Сочинения

Не меньшего внимания заслуживают:

  • «Лекции и исследования по истории русского права» (1 8 83; в издания 1894 и 1899 гг. не вошла история права в империи и опущены отделы, обработанные в «Юридических древностях»).
  • «О служебных экзаменах в Пруссии» (« », ч. 117),
  • «Особенности французского кассационного суда» (ib., ч. 118),
  • «Очерк кассации в Пруссии» (ib., ч. 120),
  • «Время возникновения германской поземельной общины» (ib., ч. 125),
  • «Порядок отмены решений по новому уставу гражданского судопроизводства» (ib., ч. 127),
  • «Об университетском преподавании» («Моск. унив. известия», 1865, № 2),
  • «Земские соборы в Московском государстве» («Сборн. госуд. знаний», т. 2, 1875),
  • «Откуда неудачи Екатерининской законодательной комиссии?» (« », 1878, № 1),
  • «Государство и право в истории» («Сборн. госуд. знаний», т. 7, 1879),
  • «Опыты исследования обычного права» («Наблюдатель», 1882, №№ 1 и 2),
  • «Греческое и русское право в договорах с греками» (« », 1882, № 1),
  • «Как и из чего образовалась территория Московского государства» («Новь», 1886, №№ 1 и 2),
  • «Вольные и невольные слуги московских государей» («Наблюдатель», 1887, №№ 1-3),
  • «О порядке приобретения учёных степеней» («Сев. вестник», 1897, № 10),
  • «Воспитание и обучение в наших университетах» («Научн. обозр.», 1898, № 10),
  • «Русская Правда и её списки» (« », 1899, № 1).

Важнейшие рецензии

  • «Задачи истории кодификации» (по поводу двух томов «Истории кодификации гражданского права» С. В. Пахмана; «Вест. Евр.», 1876, № 11);
  • о соч. В. Латкина: «Земские соборы древней Руси» («Отчёт о 29 присуждении наград графа Уварова», 1888);
  • «Новые учения в области государственного права» (по поводу книги H. M. Коркунова «Указ и закон», «Журн. Мин. юстиции», 1894, ноябрь);
  • разбор сочинений Дитятина, Латкина, Энгельмана и др. в «Юридической библиографии», издававшейся юридическим факультетом СПб. унив. в 1884-1885 гг.

Издания источников: «Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового уложения», части 4-8, в «Сборнике Императорского русского исторического общества», тт. 32, 36, 43, 68 и 93.

Предшественник:
-

-
Преемник:
-

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Василий Иванович Сергеевич Древности русского права. Том 1 - @Библиотечный фонд, @ @ @ электронная книга @ 1909
    электронная книга
    Сергеевич В.И. Тягло. Порядок обложения. Трехтомное издание „Древностей русского права“ (первоначальное название - „Русские юридические древности“), созданное самым крупным иярким представителем… - @Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ), @ @- @ @ 2007
    835 бумажная книга
    Сергеевич В.И. Древности русского права. Том 1 - 3 (количество томов: 3) Тягло. Порядок обложения. Трехтомное издание Древностей русского права (первоначальное название Русские юридические древности), созданное самым крупным и ярким представителем историко-юридического… - @Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ), @ @ @ @ 2007
    1080 бумажная книга
    В И Сергеевич Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии - @ЁЁ Медиа, @ @- @ @ 2012
    1501 бумажная книга
    В И Сергеевич Древности русского права. Том 2: Вече и князь. Советники князя. Изд. 3-е Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В - @ЁЁ Медиа, @ @ @ @ 2012
    1688 бумажная книга
    Дьяконов Михаил Алексеевич Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… - @Книга по Требованию, @ @- @ @ 1904
    710 бумажная книга
    Дьяконов М.А. Сергеевич В. Древности русского права. Том 3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения. С.-Петербург,. Книга представляет собой репринтное издание 1903 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… - @Книга по Требованию, @ @- @ @ 1903
    584 бумажная книга
    Дьяконов Михаил Алексеевич Сергеевич В. Древности русского права. Том 3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения. С.-Петербург, 1903. (Критика). Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… - @Книга по Требованию, @ @ @ @ 1904
    798 бумажная книга
    Дьяконов М.А. Сергеевич В. Древности русского права. Том 3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения. С.-Петербург, . Книга представляет собой репринтное издание 1903 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… - @Книга по Требованию, @ @ @ @ 1903
    656 бумажная книга
    Василий Иванович Сергеевич Древности русского права в 4 т. Том 4 2017
    489 электронная книга
    Василий Иванович Сергеевич Древности русского права в 4 т. Том 3 «Древности русского права» (первоначальное название «Русские юридические древности») выдающаяся работа одного из самых крупных историков России В. И. Сергеевича.В ней нарисована картина развития… - @ЮРАЙТ, @ @Антология мысли @ электронная книга @ 2017
    549 электронная книга
    Василий Иванович Сергеевич Древности русского права в 4 т. Том 1 «Древности русского права» (первоначальное название «Русские юридические древности») выдающаяся работа одного из самых крупных историков России В. И. Сергеевича.В ней нарисована картина развития… - @ЮРАЙТ, @ @Антология мысли @ электронная книга @ «Древности русского права» (первоначальное название «Русские юридические древности») выдающаяся работа одного из самых крупных историков России В. И. Сергеевича. Вней нарисована картина развития… - @Юрайт, @ @Антология мысли @ @ 2018
    860 бумажная книга
    Сергеевич В.И. Древности русского права в 4-х томах. Том 4 «Древности русского права» (первоначальное название «Русские юридические древности») выдающаяся работа одного из самых крупных историков России В. И. Сергеевича. Вней нарисована картина развития… - @Юрайт, @ @Антология мысли @ @ Википедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    Историк права. Род. в гор. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет на юридический факультет; окончил курс в 1857 г. Был учителем законоведения в Первой московской гимназии. В 1862 г. получил заграничную… …

    Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …

    В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия

    Содержание статьи: Понятие библиографии. I. Библиография всеобщая. II. Обозрение би6лиографии по государствам и национальностям. Франция. Италия. Испания и Португалия. Германия. Австро Венгрия. Швейцария. Бельгия и Голландия. Англия. Дания,… …

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

    Профессор Московского университета; род. в Москве в 1810 году, умер там же 19 ноября 1873 г. Будучи сыном московского священника, Беляев учился в духовных школах, но в 1829 году, по окончании курса Духовной Семинарии, поступил в Московский… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Томсинов В.А. О книге В.И. Сергеевича "Древности русского права" . . . . . .XIII
    Книга первая. Государственная территория
    Волости - 1. Города и пригороды - 3. Земли - 5 . . . . . . . . . . . . . . . 1-7
    Возникновение и разложение волостей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
    Княжения, уделы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
    Несколько страниц из истории Ростовской волости. . . . . . . . . . . . . . . 13
    Отчины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
    Остатки старины в XVI и XVII веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
    Политическая самостоятельность волостей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
    Соединение волостей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
    Возникновение Московского государства - 40. Наименование нового государства
    царством русским. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40-76
    Книга вторая. Население
    Деление на свободных и рабов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
    Глава первая. Несвободные
    Холоп, роба, обель, добровольный холоп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
    I. Полные холопы
    Холоп - собственность господина - 80. Цена холопов - 85. Последствия их
    вины - 87. Устав Ярослава - 89. Устав его сыновей - 90 . . . . . . . . . . 80-93
    Влияние церкви на положение холопов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
    Собственное холопов имущество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
    Холопы - тиуны и ключники - 99, судьи - 100, адвокаты - 102. Холопья
    честь - 103. Собина холопов в московское время - 103 . . . . . . . . . . .99-105
    Убийство холопа господином. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
    Отношение холопов к третьим лицам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
    Установление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
    Прекращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
    II. Кабальные холопы
    Кабала - 123. Служилая и ростовая кабала - 123. Кабала докладная - 125
    Указ 1597 года - 126 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123-129
    Свойства кабального холопства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
    Установление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
    Прекращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
    Служилые кабалы без займа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
    Мнение о кабальных г. Павлова-Сильванского. . . . . . . . . . . . . . . . . 131
    III. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
    Новости Уложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
    IV. Рабство у других народов
    В Вавилонии - 138, у евреев - 145, магометан - 149 и у германцев - 150 . 138-152
    Глава вторая. Свободное население
    Люди и мужи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
    V. Смерды
    Широкий и тесный смысл слова "смерд" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
    Юридическое положение смерда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
    Мнение ученых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
    VI. Закупы
    Значение слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
    Закуп Русской Правды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
    Мнение ученых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
    Жилые записи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
    Закупен Псковской судной грамоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
    VII. Крестьяне
    Значение слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
    Крестьяне на владельческих землях - 179. Их право перехода - 182. Условия
    порядных - 183. Крестьянские займы - 187. Серебро ростовое и издельное -
    187. Покрута - 187. Сроки найма земель - 188. Отказ - 189 . . . . . . . .179-192
    Крестьяне на черных волостных землях - 192. Их отношение к этим землям -
    193. Состав волости - 196. Поселение новых крестьян на волостной земле и
    их права на свои участки - 196. Отношение правительства к переходу черных
    земель к беломестцам - 199. Крестьяне обрабатывают свои участки наймом -
    202 и сдают их внаем другим крестьянам. . . . . . . . . . . . . . . . . 192-202
    Крестьяне имеют лавки и торгуют. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
    Древнейшие ограничения крестьянского перехода - 204. Постановления
    Судебников - 206 и Псковской судной грамоты - 208. Последствия ухода не
    в срок - 209. Беглые крестьяне - 212. Отмена Юрьева дня - 213. Урочные
    годы - 214. Их отмена - 215 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204-215
    Порядные XVII века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
    Записка во крестьяне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
    Ссудные записи второй половины XVII века. . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
    Новости Уложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
    Мнения ученых о волостных землях - 223 и об установлении крепостного
    права - 224 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223-227
    VIII. Изгои
    Их юридическое положение - 228. Значение слова - 230 . . . . . . . . . . 228-230
    Мнения ученых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
    IX. Численные люди, ордынцы и делюи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
    Х. Закладни
    Это запрещенное состояние. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
    Юридическое положение закладней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
    Акты укрепления закладней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
    Институт патроната на русской почве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
    XI. Купцы, гости, посадские люди
    Купцы и гости по древнейшим свидетельствам - 256. Торговля не есть дело
    только городских поселений - 257. Специальная служба торговых людей -
    260 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256-261
    Посадские люди московских памятников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
    Положение московских гостей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
    Привилегии купцов в Новгороде и Москве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
    Мнения ученых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
    XII. Огнищане, бояре, дети боярские
    Огнищане - 274. Значение слова "боярин" - 278. Бытовое положение бояр -
    279. Они вольные слуги князей - 284. У них право отъезда - 286. Приказ
    на службу - 288. Отказ от службы - 290. Древнейшие стеснения отъезда -
    292. Записи о неотъезде и другие меры московского правительства - 295
    Последствия уничтожения права отъезда - 300 . . . . . . . . . . . . . . .274-300
    Дети боярские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301
    Привилегии бояр и вольных слуг - 304; право вотчинного суда - 304,
    кормления - 307; пути (значение выражения "путь и путный боярин") - 314,
    пожалование земель - 317 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304-325
    Глава третья. Дворовые чины
    Первоначальный состав княжеского двора московских государей. . . . . . . . .326
    I. Бояре введенные
    Они судят суд князя - 330. Боярство им сказывается - 332. Списки
    введенных бояр XV, XVI и XVII веков - 335. Боярский суд - 339,
    первоначально единоличный, с великого князя Ивана Васильевича на суде
    бояр дьяки - 339, в XVI в. боярская судная коллегия - 341 . . . . . . . .330-342
    Они советники князя - 343. Другие обязанности введенных бояр - 344 . . . 343-344
    Ближние бояре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
    Выход из введенного боярства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
    Жалованье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349
    II. Окольничие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
    III. Дворецкие
    Ключники - 356, дворские - 357, дворецкие Большого дворца - 360, звание
    дворецкого - почетный титул - 364 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356-364
    IV. Конюшие
    Конюшие Русской Правды - 365; конюшие бояре - 366, их возвышение в конце
    XVI в. - 366; ведомство - 368. Ясельничие - 370 . . . . . . . . . . . . .365-370
    V. Крайчие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
    VI. Казначеи
    Казна - 374. Круг ведомства казначеев - 375 . . . . . . . . . . . . . . .374-375
    VII. Дворяне думные
    Древнейшее значение дворян - 380. Испомещение дворовых людей - 382
    Постепенное слитие дворян с детьми боярскими - 384 . . . . . . . . . . . 380-386
    Думные дворяне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
    Термин "дворяне" в XVII веке - 392. Их состав в XVII веке - 395.
    Городовые дворяне - 396. Московские дворяне - 401. Большие дворяне - 406 392-405
    VIII. Оружничие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
    IX. Постельничие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
    Х. Стряпчие с ключом
    Чин стряпчего и разные виды его - 411. Стряпчий с ключом - 414 . . . . . 411-414
    XI. Ловчие и сокольничие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
    XII. Печатник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .420
    XIII. Стольники
    Двойственность их службы - 421; ближние стольники - 426 . . . . . . . . .421-427
    Глава четвертая. Дьяки
    Писцы и дьяки - 428. Дьяки-рабы - 429. Дьяки - приказные люди, дьяки
    введенные - 429. Дьяки дворцовые и полатные - 429 . . . . . . . . . . . .428-429
    Возвышение дьяков с конца XV века - 430. Дьяки в XVI веке - 431,
    новгородские - 433, московские приказные - 440 . . . . . . . . . . . . . 430-442
    Дьяки XVII века, приказные - 443, при государе - 446, в боярской думе -
    447, число дьяков - 448, их жалованье - 449 . . . . . . . . . . . . . . .443-449
    Подьячие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
    Дьяки - худой чин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450
    Дьяки возводятся в высшие чины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
    Книга третья. Войско
    Глава первая. Древнейшее время
    Обязательное и вольное участие в войне - 455. Всесословность войска -
    456 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .455-458
    Дворцовое войско. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
    Дружина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .459
    Военное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
    Средства содержания: военная добыча - 468, денежные выдачи - 471, корм -
    471 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .468-472
    Глава вторая. Служба в Москве
    Военные задачи Москвы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .473
    Значение слова "служба" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .477
    Всесословность обязательной службы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
    Вольная служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
    Постоянные войска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .482
    Средства содержания войск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .485
    Верстание - 486. Скала верстания - 490, его значение и последствия - 492,
    повторяемость - 493 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .486-494
    Денежное жалованье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
    Земельная дача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502
    Виды службы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .508
    Определение размера службы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
    Последствия неисполнения служебных обязанностей. . . . . . . . . . . . . . .522
    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523

    Становление Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.

    Один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормы обычного права.

    Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п.

    Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

    Важным Источником древнерусского права явилось право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь, стремившаяся к усовершенствованию русского права.

    На протяжении двух последующих столетий, XI и XII , Русь усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в что время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.

    Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

    Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:

      договоры. Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на "закон русский", являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия.. Греческий закон устанавливал за убийство смертную казнь по приговору суда, «закон русский» - кровную месть. В договоре Олега 911 г. ст.4 постановляет, что убийца должен умереть на том же месте, греки настояли, что затем это утверждалось судом, а в договоре Игоря ст.12, который заключался, когда победителями были греки, месть совершалась родственниками убитого после суда;

      к числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X - XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов;

      княжеские уставные грамоты , которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения.

    Русская Правда как памятник права

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. В 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

    До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1 - 18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст.43). Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 - 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 - 121). Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая вира" налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

    Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

    1) "Русскую Правду" можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являются физическими лицами, понятия Юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации, среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, не преступлений против государства. Личность самого князя, как объект преступного посягательства, рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

    2) «Русская Правда» - это механическое объединение в одном документе всех правовых норм Древнерусского феодального государства. Вновь издаваемые нормы включались в сборник по мере их издания. Законодателям и «кодификаторам» того времени не было известно, деление на нормы гражданского, уголовного и процессуального права, оно представляется весьма условно.

    3) С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: "собственность", "владение", "преступление". Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремится предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

    4) Эти юридические особенности обусловлены источниковой базой Русской Правды. Включенные в него нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятие юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами. Другой источник - княжеская судебная практика - вносит субъективным элемент в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые всего ближе стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц.

    Основные черты гражданского права

    Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

    Можно говорить, что собственность на Руси – весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника. Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры (о ней чуть позже). За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Причем можно утверждать, что охрана частной собственности усиливается от Краткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только от вида и количества украденного скота, то в последней (ст. 41–42) она определяется и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытого помещения или с поля).

    Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью. В Русской Правде ей посвящено всего несколько статей (ст. 70–72 Пр. Пр., ст. 34 Кр. Пр.), в которых устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит. Большой размер штрафа вызвал предположение ряда исследователей о феодальном владении, скорее всего, княжеском. Но есть и другое мнение, что это могла быть межа любого конкретного индивидуального хозяйства или общих владений деревни, а значительный размер штрафа – лишь показатель уважения законодателем прав землевладельца.

    Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

    В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, копей, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия) и пр.

    Основные черты уголовного права

    Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как "обида", т.е., причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения "скопом"), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.).

    В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала).

    К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим - корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства). Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе. Ст.6 ПП упоминает случай убийства "на пиру явлено", а ст.7 ПП - убийство "на разбое без всякой свады". В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенное убийство, (а "на пиру" - значит еще и в состоянии опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно - в разбое). Тяжелым преступление против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои. Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр.

    Наиболее подробно регламентировалось понятие "татьбы". Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.

    Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она несомненно имела место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь, как продолжение кровной мести, которую он стремиться устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.

    Высшей мерой наказания по Русской Правде остается "поток и разграбление, назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) "головой", т.е. в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была "вира", штраф, который назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека - ст.19, 22 КП, ст.3 ПП). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось "головничество", равное вире. Существовал особый вид виры - "дикая" или "повальная" вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может "отвести от себя след", подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.

    За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались "полувиры" (20 гривен - ст.ст.27,88 ПП). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом - "продажей", размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1,3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал "урок" - денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

    В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона ("око за око, зуб за зуб") - в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального).

    Основные черты наследственного права

    Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом.

    Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).

    Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимущества старшинства.

    В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья («паки без ряду умрет, то всем детем»). Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).

    От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.

    Основные черты семейного права

    Браку предшествовало обручение, которое получало религиозное освящение в особом обряде. Обручение считалось нерасторжимым. Брак заключался путем религиозного обряда, совершавшегося в церкви (венчание).

    Для заключения брака требовались некоторые условия: возраст брачующихся - 15 лет для жениха и 13 лет для невесты; свободное волеизъявление жениха и невесты и согласие родителей; стороны не должны быть связаны другим браком; отсутствие родства и свойства в известных степенях.

    Церковь не допускала вступления в третий брак.

    Брак мог расторгаться (прекращаться): Русская Правда имела конкретный перечень поводов к разводу (уход в монастырь одного из супругов, смерть мужа или жены, безвестно пропавший супруг, прелюбодеяние и др.).

    Принятие христианства внесло существенные изменения в брачно-семейные отношения по сравнению со временем язычества славян. Русское право языческой эпохи дозволяло многоженство.

    Жены приобретались различными способами: похищением насильственным, похищением с согласия похищаемой, пленением, покупкой невесты и др. Похищение девиц стало преследоваться и законом, и церковью. По церковному Уставу Ярослава “а же кто уволочет девку по гривне серебра епископу”.

    Статьи Правды, относящиеся к семейному праву, рассматривают кроме малой семьи, состоящей из отца, матери и детей, сожительство в одном доме братьев, дядей, племянников с их женами и детьми, скрепленное общим владением семейным имуществом и властью одного из родственников - “вятшаго” или старшего брата. Такая патриархальная семья определялась выражением “жить в одном хлебе”, т.е. питаться единым хлебом, владеть и пользоваться общим имуществом.

    Суд и судебный процесс в Киевской Руси

    Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли "ордалии" ("суд божий"), присяга и жребий.

    Процесс делился на три этапа (стадии). "Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

    Вторая форма (стадия) процесса - "свод" (ст. 35 - 39 ПП), напоминая очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

    "Гонение следа" - третья форма судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы.

    Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний ("видоков" - очевидцев преступления и "послухов" - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств ("поличное"); "ордалий" (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится также о собственном признании и письменных доказательствах.

    Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники.



    
    Top