Самые страшные истории человечества: Елизавета Батори. Элизабет Батори: биография. История Кровавой графини


Графиня Эржебет Батори - на этом портрете кровавой преступнице около 35 лет.

На 133 странице Книги рекордов Гиннеса есть запись посвященная женщине жившей много веков тому назад - графине Эржебет Батори. Аристократка из знатного венгерского рода, была объявлена этим американским сборником мировых рекордов самой массовой серийной убийцей. Произошло это в 2006 году и основанием тому послужили многочисленные современные научные исследования, выписки из судебных актов венгерского королевства, большое количество исторических хроник 16-го и 17-го веков.

Хотя и без подтверждения американских историков, в венгерских народных легендах и сказаниях Эржебет считается кровавой и извращенной преступницей. Ведь по самым скромным подсчетам, ею было замучено насмерть 650 молодых девушек. А какое количество прошло через учиненные ею пытки и выжили, историки даже предположить не могут.


Руины замка Батори в Карпатах, где и были совершены большинство злодеяний

История злодеяний "графини Дракулы", как ее иногда называют в средствах массовой информации, началась в довольно раннем возрасте. В 18 лет, будущая серийная убийца осталась одна со своей прислугой в имении своего супруга, полководца Ференца Надашди, который ушел походом на турок, осаждавшим старый свет. Три года он сражался на стороне меняющихся европейских коалиций против "бусурман", и прослыл во времена этой компании крайне кровавым воителем, за его маниакально жестокое отношение к пленным туркам. Предоставленная сама себе, юная графиня "развлекала" себя тем, что устраивала наказания молодым бесправным крестьянским девушкам, находившимся у нее в услужении в качестве прислуги. Эржебет порола и избивала их собственноручно и с помощью своих "подружек", из персонала имения. Причиной служили любые, даже самые мелкие прегрешения.


Супруг Эржебет - венгерский полководец Ференц Надашди

Эржбет была судя по всему персоной нарциссической - она ежедневно по многу часов уделяла уходу за собой. Волосы выбеливала настоем шафрана, кожу мазала различными мазями и растворами. Графиня хотела чтобы ее тело долго оставалось белоснежным и молодым. Она была личностью нарциссической и садистской одновременно. Пытки девушек из прислуги принимали все более жестокие формы - вернувшись из очередного похода, муж застал в саду голую, привязанную к дереву девушку, облепленную мошками и муравьями. "Она воровала груши, надо было проучить воровку" - ответила на удивленный вопрос своего Ференца графиня. Но про масштабы извращенной жестокости в замке он и не догадывался. По признанию помощников садистки в возрасте 25 лет она совершила первое убийство. Одну из служанок Эржебет била так исступленно, что та забрызгала ее одежду своей кровью. Тогда она приказала раздеть несчастную догола и воткнула ей нож во влагалище... Девушка умерла лишь через несколько часов жестокой пытки.


Вид замка Батори до его осады и разрушения

Сколько крестьянских дочерей загубила Батори при жизни мужа, доподлинно неизвестно. Но свой по настоящему жестокий нрав графиня показала после смерти Ференца. Оставшись вдовой, Батори стали все чаще посещать приступы неконтролируемой агрессии. Она пытала своих служащих уже каждый день. Вокруг себя она "сколотила" целую группу из доверенных слуг и служанок, помогавших ей в совершении преступлений. Протоколы допросов, составленные после ареста Батори, оставили в истории имена многих из них: местная девушка Дорко, обезображенный слуга Уйвари Янос, Ио Илона, Ката Бенизки... Ужасающие детали их злодеяний тоже остались на страницах хранящихся в государственных венгерских архивах:

- Кого вы убивали? Откуда привозили девушек?
- Не знаю.
- Кто привозил их?
- Дорко и еще одна женщина отправлялись на их поиски. Они заверяли родителей, что девушки будут в услужении у графини, и с ними будут обращаться хорошо. Мы целый месяц ждали последнюю девушку из отдаленной деревни, и она была убита сразу же. Женщины из различных деревень соглашались поставлять девушек. Я сам уходил шесть раз на поиски вместе с Дорко. Была женщина, которая не убивала, а только захоранивала. Женщина по имени Яна Барсовни также нанимала слуг из округи Тапланафальв; также женщина, хорватка из Шарвара и жена Матиаша, которая напротив дома Жалай. Одна женщина, Цабо, привозила девушек, даже свою дочь, хотя знала, что та будет убита. Йо Илона тоже привозила их. Ката никого не привозила, но захоранивала девушек, убитых Дорко.
- Какие пытки вы применяли?
- Им связывали крепко руки и избивали до смерти, пока все тело не становилось черным, как уголь. Одной девушке суждено было вынести более двухсот ударов, прежде чем она испустила дух. Дорко обрезала им пальцы один за другим, а потом перерезала вены.
- Кто участвовал в пытках?
- Била Дорко. Йо Илона раскаляла докрасна кочергу и прижигала им лицо, засовывала в рот раскаленное железо. Когда швеи плохо выполняли свою работу, их отводили в пыточную для наказания. Однажды сама госпожа вложила одной пальцы в рот и разорвала его. Женщина по имени Илона Кочишка тоже мучила девушек. Госпожа колола их иголками, она убила девушку из Ситки за кражу груши.
В Керецтуре была убита молодая знатная девушка из Вены...


В замке была установленна ванна, в которой графиня купалась в крови девственниц

Госпожа сама разрывала тела девушек щипцами и разрезала кожу между пальцами. Она выводила их обнаженных зимой на улицу и окунала в ледяную воду. Даже здесь, в Биче, когда госпожа собиралась уезжать, она заставила одну служанку стоять по шею в ледяной воде; та пыталась сбежать и за это была убита.
Даже если госпожа не мучила их сама, это делали другие. Иногда девушек на целую неделю оставляли без еды и питья; нам запрещалось приносить им что-либо. За какую-либо провинность швеи должны были выполнять работу обнаженными на глазах мужчин.

Цабо из Вены привозила много девушек в обмен на деньги и одежду. Силвачи и Даниэль Ваз видели, как госпожа раздевала и мучила девушек. Она убила даже Зитчи из Экседа. Женщинам, приводившим девушек, раздавали подарки - жакет или новую юбку. Дорко перерезала им вены на руках ножницами. Было столько много крови, что надо было разбрасывать уголь вокруг кровати графини и менять ей одежду. Дорко также надрезала распухшие тела девушек, а Эржебет разрывала их щипцами. Однажды около Вранова она убила девушку, которую Йо Илоне было поручено немедленно похоронить. Иногда их закапывали на кладбище, иногда под окнами. Даже в ее замке в Вене графиня искала место, где она могла бы мучить. Постоянно приходилось мыть стены и пол...

Бальтазар Поки, Штефен Ваги, Даниэль Ваз и другие слуги знали обо всем; знал и некто Кошма. Ио Илона не знала, сколь долго все это продолжалось, так как, когда она поступила на службу, пытки уже практиковались. Дарвуля научила Эржебет самым изощренным пыткам; они были между собой очень близки, Йо Илона знала и даже видела, как Эржебет прижигала девушкам вагину свечой.

Девушки поступали из различных мест. Барсовни и вдова по имени Коечи из деревни Домолк приводили многих. Она добавила, что графиня мучила девушек раскаленными ложками и прижигала им подошвы утюгом. Она рвала их плоть в наиболее чувствительных местах, например груди, маленькими серебряными щипчиками. А когда графиня болела, девушек приводили к ее постели, и она кусала их. За одну неделю умерли пять девушек; Эржебет приказала их бросить в комнату, и, когда она уехала в Шарвар, Ката Бенизки должна была закопать их в яме для зерна. Иногда, когда трупы не удавалось скрыть, их хоронили с участием пастора. Однажды она вместе с Ката и слугой отнесла девушку на кладбище в Подоли и закопала ее.
Эржебет мучила своих служанок, где бы ни находилась...

Конец пыткам настал когда обезумевшая графиня замучила до смерти несколько молоденьких дочерей венгерской знати. Скрывать преступления становилось все тяжелей, трупы закапывали уже в общие могилы. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора Габсбургов, и император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что её заперли в её же замке на некоторое время, якобы для её же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в подземной темнице собственного Чахтицкого замка, где она, опекаемая заботливой прислугой, приставленной дочерьми, спокойно и без невзгод прожила три с лишним года и скончалась в ночь на 21 августа "в лето 1614 от Рождества Христова"... Легенда о том что графиня была заточенна в стене своего замка, явлеяется не более чем легендой, и не находит подтверждения у историков. Элита в те времена, как впрочем и сейчас, имела свои особые отношения с законом.

Суд над подручными графини состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке — резиденции палатина Д. Турзо. Все они были приговорены к смертной казни. Служанок Дороту Сентеш, Илону Йо и Катарину Беницка сожгли заживо, предварительно отрубив им пальцы рук. Слуге Яну Уйварю Фицко отрубили голову. Согласно свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, Елизавета Батори каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц...

«Мощь вампиров заключается в том, что никто не верит в их существование».
Брэм Стокер

В 1729 году один ученый монах-иезуит случайно наткнулся в будапештском архиве на странный документ, который из-за своего жуткого содержания пролежал погребенным под другими бумагами еще целый век. То были судебные материалы по делу графини Эржебет Батори, которая уверовала в то, что кровь убитых ею молоденьких девушек сохранит ее молодость и красоту! Чудовище из Чейте - так назвали ее местные жители — стало женским вариантом насильника и садиста Жиля де Рэ, Синей Бороды, перед которым она, кстати, преклонялась. В чем была причина кровавых оргий этой! женщины? Было ли это одним из проявлений вампиризма или садизма? А может быть, целого комплекса патологических свойств ее натуры? Специалистам еще предстоит ответить на эти вопросы, ведь до сих пор о; деяниях Кровавой Графини было известно ничтожно мало.

В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал древнему роду Батори. Никто не был храбрее Батори в битвах с врагами, никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. В XVI веке, после битвы при Мохаче, отдавшей Венгрию в руки турок, Батори разделились на две ветви - Эчед и Шомльо. Первая укрылась в горной Словакии, вторая завладела Трансильванией. В 1576 году Стефан Батори из ветви Шомльо стал королем Польши. Он со своей армией спас Вену от турок, заслужив признательность австрийских Габсбургов, которые к тому времени объявили себя королями Венгрии.

Странствующему художнику довелось запечатлеть Эржебет Батори, графиню Надашди в расцвете ее красоты. Кто был этот безымянный живописец? Итальянец? Фламандец? В чьих мастерских обучался он прежде того, как начал бродить от замка к замку и писать свои грубые портреты? От него осталось только потемневшее от времени полотно с большой буквой «Е» в правом верхнем углу. Это инициал изображенной на картине женщины - Эржебет, составленный из трех волчьих клыков, крепящихся на помещенной вертикально челюстной кости. А чуть выше - орлиные крылья, скорее тяжело обвислые, нежели парящие. Вокруг монограммы свился в кольцо дракон - символ древнего дакийского рода Батори.

Она была блондинкой, но только благодаря модному в ее время итальянскому изобретению - частому Мытью головы пеплом и отваром фенхеля и ромашки, а затем - полосканию волос в настое венгерского шафрана. Именно так: и длинные темные локоны, которые слуги часами держали перед горящими свечами зимой и у залитого солнцем окна - летом, и лицо Эржебет, покрытое слоем кремов и мазей, стали светлыми.

В соответствии с модой, к тому времени уже устаревшей во Франции, ее убранные волосы едва видны на портрете: они скрыты под жемчужной диадемой. Этот жемчуг венецианцы привозили на своих судах из той самой Турции, которая оккупировала восточную и центральную часть Венгрии. Вся Европа в то время жила под знаком жемчуга: двор Валуа в Париже и многочисленные замки в провинции, строгий двор английской королевы Елизаветы, чьи воротники, рукава и перчатки были унизаны им, и даже двор Ивана Грозного.

Семья Батори была с древних времен известна как добром, так и злом. Два древнейших ее представителя живших во времена, когда семья еще не получила своего имени (Bathor означает «смелый»), братья Гут Келед, родившиеся в замке Штауфен в Швабии, объединили племена даков, скакавших на своих быстры лошадях с копьями, украшенными головами драконов трепещущими на ветру лентами, и трубивших в рожки сделанные из клюва аиста или орла. Согласно Венским хроникам, в 1036 году император Генрих III послал и во главе своих войск на помощь венгерскому королю Петеру. Семья, чьим родовым гнездом стала деревня Гут, прославилась во времена короля Шаломош (XI век) и герцога Гезы (XI век). В последующие годы королевское покровительство уже не оставляло ее.

Позднее семья Батори разделилась на две ветви: одна часть обосновалась на востоке Венгрии - в Трансильвании, другая - на западе страны.

Петер Батори был каноником в Сатмаре, на севере востоке Венгрии, но его так и не посвятили в духовный сан, и он оставил церковь. Он стал основателем семы Батори-Эчед. На склонах Карпатских гор до сих по можно увидеть развалины древнего замка Батори. Долгое время в нем хранилась венгерская корона - корон святого Штефана с наклоненным крестом. Основателем западной ветви Батори-Шомльо, чьи земли находились у озера Балатон, был Йоханн Батори. Обеим семьям продолжали сопутствовать слава и удача: Штефан III , Штефан IV Большеногий были правителями Венгрии, Чехии (в 1526-1562 годах) из династии Габсбургов.

Эржебет Батори принадлежала к ветви Эчед: ее двоюродные братья Шомльо были королями Польши и Трансильвании. Все они без исключения были людьми испорченными, жестокими, распутными, темпераментными и отважными.

Ференц (Франц) Надашди

В древней стране даков все еще царила языческая религия. Эта земля отставала от остальной Европы в своем развитии, по крайней мере, на два века. В то время I как на западе Венгрии одни лишь горы Надаш оставались незаселенными, здесь, в остальной части страны, правила таинственная богиня густых лесов Мнеллики. Потомки даков признавали только одного бога Иштена и его трех сыновей: дерево Иштена, траву Иштена и птицу Иштена. Именно к Иштену взывала заклинающая облака Эржебет. У суеверных жителей Карпат существовал и свой собственный дьявол - Ердег, которому прислуживали ведьмы, собаки и черные коты. И все, что происходило, объяснялось действиями духов природы и фей природных стихий: Делибаб - полуденной феи и матери видений, возлюбленной ветра; чудесных сестер Тюндер и феи водопадов, расчесывающей свои водяные волосы. Среди священных деревьев, дубов и каштанов по-прежнему исполнялись древние ритуалы поклонения солнцу и луне, рассвету и «черной кобыле» ночи.

Ее портрет мало что говорит о ней. В то время как обычно женская фигур, на полотне стремится вперед, чтобы показать себя во всей красе тому, кто смотрит на нее, и рассказывая свою историю, скрытая во тьме Эржебет на портрете совершенно замкнута в себе - цветок, выросший на мистической почве. Кожа на ее нежных руках преувеличенно бела. Ее рук почти не видно, но ясно, что они очень длинны. На ее запястьях - золотые браслеты, чуть выше которых - широкие, по венгерской моде рукава. Она затянута в высокий корсет, вышитый нитками жемчуга, одета в бархатную рубашку гранатового цвета, на фоне которой еще контрастнее выгляди белый передник - признак знатной женщины в ее стране.

Задолго до этого сестра Стефана Анна вышла замуж за Дьёрдя Батори из ветви Эчед. Представители семьи и раньше вступали в родственные браки, которые быстро вели их к вырождению. Батори страдали эпилепсией (именно она привела к ранней смерти короля Стефана), сумасшествием, безудержным пьянством. В сырых стенах замков их донимали подагра и ревматизм. Ими болела и рожденная в 1560 году Эржебет (Елизавета) Батори, дочь Дьёрдя и Анны. Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства. Но, скорее всего, дело здесь в семейных генах Батори и жестокости того времени в целом. На равнинах Венгрии и в Карпатских горах без устали резали друг друга турки, венгры и австрийцы. Пойманных полководцев врага живьем варили в котлах или сажали на кол. Дядю Эржебет, Андраша Батори, зарубили топором на горном перевале. Ее тетку Клару изнасиловал турецкий отряд, после чего бедняжке перерезали горло. Впрочем, она сама до того лишила жизни двух мужей.

Судьба знатных девушек в этом суровом мире была определена раз и навсегда: раннее замужество, дети, хозяйство. То же ждало и Эржебет, которую еще в детстве обручили с графским сыном Ференцем Надашди. Ее отец рано умер, мать уехала жить в другой замок, и не по годам развитая девочка была предоставлена самой себе. Ничего хорошего из этого не вышло. В 14 лет Эржебет родила сына от лакея. Виновный исчез бесследно, как и ребенок, а ее поспешили выдать замуж. Супруги поселились в Чейте - одном из 17 замков семейства Батори. Приданое было таким богатым, что Ференц не стал поднимать вопрос о невинности новобрачной. Впрочем, его это не слишком интересовало: вскоре после свадьбы он ушел в поход на турок и с тех пор появлялся дома нечасто. И тем не менее Эржебет родила дочерей Анну, Оршолю (Урсулу), Катарину и сына Пала. По обычаю тех лет, детьми сначала занимались кормилицы и служанки, а после их отправили на воспитание в другие знатные семьи.
Оставшись одна, Эржебет отчаянно скучала. Она мечтала вырваться из горной глухомани и отправиться на бал в Вену или Пресбург, где все бы увидели ее красоту. Она была высокой, стройной, удивительно белокожей. Светлыми были и ее густые кудри, которые она отбеливала настоем шафрана. Помимо этого, она каждое утро умывалась холодной водой и любила конные прогулки. Не раз чейтскую госпожу встречали ночью бешено скачущей по округе на ее черном как смоль коне Винаре. Еще рассказывали, что она сама наказывает служанок - щиплет их или таскает за волосы, причем при виде крови становится просто одержимой. Во время одного из визитов Ференц обнаружил в саду обнаженную девушку, привязанную к дереву и облепленную мухами и муравьями. На его удивленный вопрос Эржебет беспечно ответила: «Она таскала груши. Я обмазала ее медом, чтобы хорошенько проучить».

В ту пору графиня еще никого не убивала. Хотя безгрешной не была: в отсутствие мужа завела любовника, соседского помещика Ладислава Бенде. Однажды они вдвоем мчались на конях по дороге и обдали грязью какую-то безобразную старуху. «Спеши, спеши, красавица! - крикнула та вслед. - Скоро ты станешь такой же, как я!» Дома Эржебет долго всматривалась в венецианское зеркало. Неужели ведьма сказала правду? Да, ей уже за сорок, но ее формы так же безупречны, а кожа упруга. Хотя… вон предательская морщинка в углу рта. Еще немного, и подкрадется старость и никто уже не восхитится ее красотой. С испорченным настроением хозяйка Чейта пошла спать…

В начале 1604 года умер ее муж, подхвативший лихорадку в одном из походов. Соседи жалели вдову, и никто не знал, что ждет ее подданных в тихом городке у подножия замка.

Эржебет Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах (сборниках магических ритуалов и заклинаний), то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Эржебет опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя. Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы.

Хоронили и по трое, и по двенадцать сразу, объясняя смерть внезапным мором. На смену отошедшим в мир иной привозили крестьянок издалека, однако через неделю они куда-то исчезали. Ключница Дора Сентеш - мужеподобная бабища, пользовавшаяся особым расположением графини, - растолковывала любопытствующим жителям Чахтиц: мол, крестьянки оказались полными неумехами и отправлены по домам. Или: эти, новенькие-то, разгневали госпожу дерзостью, она пригрозила им наказанием, вот и убежали…

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Эржбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

За десять лет, когда в Чейте правил ужас, механизм убийств оказался отработанным до мелочей. Он был таким же, как и за полтора века до Эржебет у французского барона Жиля де Ре, и таким же, как у русской помещицы Салтычихи (Дарьи Салтыковой) полутора веками позже. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона - еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте. Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Эржебет. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Эржебет избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал, где Илона и Дорка сразу начинали бить их, колоть иглами и рвать кожу щипцами. Слушая крики жертв, Эржебет распалялась и сама бралась за пытки. Случалось, она зубами вырывала из тел своих жертв куски мяса. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно, впрочем, велика ли разница? Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня. Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники - «железную деву». Это была полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами. В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну.

Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! - запричитала старуха. - Нужна кровь не холопок, а знатных девиц. Раздобудьте таких, и дело сразу пойдет на лад». Сказано - сделано. Агенты Эржебет уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых. Это вряд ли помогло их убийце омолодиться, но Дарвуле было уже все равно - она умерла от страха. Но безумные фантазии Эржебет уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой - обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи.

Убийства совершались не только в Чейте, но и в двух других замках Эржебет, а также на водах в Пиштяне, где графиня также пыталась вернуть исчезающую красоту. Дошло до того, что она не могла провести и нескольких дней без убийств. Даже в Вене, где Эржебет по мрачному совпадению имела дом на Кровавой улице (Блютенштрассе), она заманивала к себе и убивала уличных нищенок. Остается удивляться, что столько лет ей все сходило с рук, тем более что по округе волнами расходились слухи о преступлениях «чейтской твари». Быть может, правы те, кто говорит о высоких покровителях убийцы. Так, свидетели вспоминали о знатной даме, которая приезжала в замок в элегантном мужском костюме и неизменно участвовала в пытках и убийствах, после чего удалялась с графиней в спальню. Видели здесь и мрачного господина с капюшоном, скрывающим лицо. Слуги шептались, что это воскресший Влад Дракул, когда-то творивший свои черные дела в соседней Валахии. Не укрылось от глаз и засилье в замке черных котов, и начертанные на стенах каббалистические знаки. Начались толки о связи графини с дьяволом, что считалось похуже убийства крестьянок.

Конец преступлениям Эржебет Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в разбазаривании имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая императора Матиаса и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Последний уже получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять убитых Эржебет девушек. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но тут графиня прислала ему пирог. Чуя неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Разгневанный магнат дал делу законный ход. Для начала он допросил оказавшихся в городе родных Эржебет, которые рассказали немало интересного. Например, ее зять Миклош Зриньи однажды гостил у тещи, и его собака вырыла в саду отрубленную руку. Дочери обвиняемой были бледны и повторяли одно: «Простите маму, она не в себе».

Вернувшись в Чейт, графиня составила колдовское заклинание, которому научила ее Дарвуля: «Маленькое Облако, защити Эржебет, она в опасности… Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери…» И все же она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки - тазы с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство - дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней. Эржебет поймали буквально на пороге - она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись.

Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке. Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали, о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер. В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Эржебет Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв. Говорят, что до сих пор по ночам из проклятого замка раздаются стоны, приводящие в ужас округу.

источники
http://alisavamp.narod.ru/biblio/articles/nikol/nikol15.html
http://www.zexe.de/batory.html
http://www.midnight.nnm.ru/

Давайте вспомним каким был , а так же как выглядит Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Елизаве́та или Эрже́бет Ба́тори из Эчеда (венг. ecsedi Báthory Erzsébet (- Nádasdy)) или Альжбе́та Ба́торова-На́дашдь (словацк. Alžbeta Bátoriová-Nádasdy; 7 августа 1560, Ньирбатор, Королевство Венгрия - 21 августа 1614, замок Чейте, Королевство Венгрия), называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня - венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек.

Родилась Елизавета Батори 7 августа 1560 года в венгерском городке Ньирбаторе.
Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори из Батория, дочь палатина Венгрии Иштвана IV. Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори.
Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашдем и переселилась в его замок у Шарвара. В пятнадцать лет, она вышла за него замуж, и в качестве свадебного подарка Ференц даровал ей Чахтицкий замок, который стоял у подножия словацких Малых Карпат.
В 1578 год муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством.
В 1604 году Ференц Надашдь умер, и Елизавета осталась вдовой. Известно, что после смерти мужа ходили слухи про её потрясающую жестокость.
У супругов было шестеро детей:
Анна (венг. Anna) (р. ок. 1585 – у. после 1605), в браке венг. Anna Zrinski
Каталина (Екатерина, венг. Katalin) (р. ок. 1594), в браке венг. Katalin Drugeth,
Миклош (Николай, венг. Miklós)
Андрей (венг. András) (1598 – 1603),
Урсула (венг. Orsolya),
Павел (венг. Pál) (1593 (1597) – 15 октября 1633 (4 января 1650)).

Большинство подлинных документов о семье Батори были уничтожены по приказу властей, дабы не тревожить народ. Сохранился оригинал допроса свидетелей с 300 подписями, подтверждающими убийства молодых девушек. Своим прозвищем «кровавая графиня Батори» Елизавета обязана одному весьма туманному обстоятельству. В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить мрачные слухи о массовых убийствах молодых девушек, якобы происходивших в Чахтицком замке, принадлежавшем графине. Следует отметить, что аристократы того времени имели право распоряжаться жизнью своих слуг, однако масштабы злодеяний, приписываемых Батори, побудили императора Матвея принять решение.
Дьёрдь Турзо (граф и палатин Венгрии) был послан расследовать дело «кровавой графини Батори». Во главе вооруженного отряда 29 декабря 1610 года Турзо ворвался в Чахтицкий замок где, как утверждают, застал на месте преступления саму графиню и ее доверенных подручных. Согласно версии обвинения, Елизавета убивала девушек (в основном, местных крестьянок) между 1585 и 1610 годами.
Это интересно: Зачем потребовалось Елизавете Батори мучить и убивать молодых девушек? Ответ прост – графине приписывают занятия чернокнижием или попросту вампиризм: чтобы сохранить молодость и красоту, она принимала кровавые ванны.
В ожидании суда графиню заперли в подвале собственного замка. Однако род Батори был очень известным и влиятельным, поэтому судебного процесса не было. Опекаемая прислугой, Чахтицкая пани более 3,5 лет прожила в подземной темнице и скончалась в ночь на 21 августа 1614 года. Подручных графини Батори судили в Бритчанском замке (в резиденции палатина Турзо) 2-го января 1611 года. Служанки Елизаветы – Илона Йо, Дорота Сентеш и Катарина Беницка были сожжены заживо, предварительно им отрубили пальцы рук.

В начале кровавой "карьеры" графиня упражнялась в разнообразных пытках над крестьянскими дочерьми. Привлечённые возможностью удачной карьеры и заработка в замке, девушки охотно покидали родительский дом и поступали в услужение. Со временем, однако, репутация замка испортилась, крестьяне начали прятать своих дочерей, стремясь сохранить им жизнь. Графиня расширила круг своих жертв за счёт дочерей мелкопоместного дворянства, которых родители с радостью отправляли в замок с целью обучения манерам и дворовому этикету. Постепенно кровавое увлечение графини получило широкую огласку.
В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, обнаружил неприкрытые доказательства: девять трупов юных девушек со следами насильственной смерти в разных частях замка.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 годами. Муж графини отличался особой кровожадностью и, вероятно, приобщил юную супругу к изысканным развлечениям. После смерти мужа стареющая графиня начала больше заботиться о своей внешности, используя для омолаживания кровь девственниц. Криминальные психологи сходятся во мнении относительно бисексуальности графини и сексуальном возбуждении, сопутствующим пыткам и умерщвлению беззащитных жертв.

Последние годы жизни
Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка.

Альтернативная версия
Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).
Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).
Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества. Так же если предположить, что графиня принимала кровавые ванны, то в ее деле появляется математическая неточность. По разным данным, число убитых девушек составляло от 30-ти до 650-ти человек. В организме человека содержится приблизительно 5-6 (!) литров крови, и всех 650 девушек Елизавете хватило бы не более чем на 30 недель – ведь по свидетельству иезуита Ласло Туроши графиня принимала кровавые ванны еженедельно.

ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.
Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.
Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.
Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.
Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.
Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.

650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.
Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим

В 1998 году группа Cradle of Filth записала альбом "Cruelty and the Beast". Альбом является концептуальным и посвящён Елизавете (Эржебет) Батори - венгерской графине из Чахтице, убивавшей молодых девушек, чтобы получить их кровь и купаться в ней для омоложения.
В песне «Bathory Aria» участвует актриса Ингрид Питт, ведя повествование от лица Батори, которую она играла в фильме «Графиня Дракула» в 1971 году.

«Графиня Дракула» (англ. Countess Dracula) - фильм ужасов студии Хаммер. Действие фильма основано на легендах, окружающих «кровавую графиню» Элизабет Батори, в его основе лежит книга Валентины Пенроуз «Кровавая графиня» (1962). Фильм несколько не типичен для продукции студии, но может рассматривается как связанный с трилогией о Карнстейнах, посредством которых Hammer Film пытались ввести на экран новых персонажей помимо традиционных Дракулы и Франкенштейна.
Фильм был создан Александром Паалом и режиссёром Питером Сэсди, венгерскими эмигрантами, работающими в Англии.

в 2008 году вышел еще один кинофильм Кровавая графиня - Батори

Имя: Елизавета Батори (Эржебет Батори)

Возраст: 54 года

Деятельность: графиня, серийная убийца

Семейное положение: вдова

Елизавета Батори: биография

Загадочная и темная Трансильвания - место обитания легендарного вампира из романа «Дракула», прототипом которого был князь . Спустя полвека после его смерти мистическая слава перешла к Елизавете Батори - «кровавой графине», которая предположительно убила 650 девушек ради вечной молодости. История до сих не определилась во мнении, кто же Елизавета Батори на самом деле - жестокая убийца, последовательница черной магии и оккультизма или жертва религиозного заговора.

Детство и юность

Эржебет (русский вариант - Елизавета) Батори, она же Альжбета Баторова-Надашди, родилась 7 августа 1560 года в венгерском городе Ньирбатор. Родители происходили из одного рода: отец Дьёрдь был братом трансильванского воеводы Андраша Батори, а мать Анна - дочь другого воеводы, Иштвана IV. По материнской линии Эржебет была племянницей , короля Польши и Литвы. Девочка – не единственный ребенок в семье: на 5 лет старше нее брат Стефан, младше - сестры София и Клара.


Кровосмешение наложило отпечаток на психическое здоровье семьи. Говорят, что все в роду Батори страдали эпилепсией, шизофренией и алкогольной зависимостью, сырые стены имений провоцировали подагру и ревматизм. От последнего, став взрослой, страдала и Елизавета. В юности девочка часто впадала в беспричинную ярость, что объясняется не только искаженной генетикой, но и жестокостью Средневековья в целом.

Юная аристократка с пеленок изучала латынь, немецкий и греческий языки, исповедовала кальвинизм (направление протестантизма). Вера, возможно, послужила поводом для трагических событий в биографии Елизаветы Батори.

Личная жизнь

Рожденной в привилегированной дворянской семье, богатой и образованной девушке пришлось рано повзрослеть - уже в 10 лет родители обвенчали ее с Ференцем Надашди, сыном палатина Тамаша Надашди. Вероятно, ранний брак был продиктован политическими целями. В роли невесты Эржебет провела 5 лет, свадьба состоялась 8 мая 1575 года. На торжестве, состоявшемся в замке Вранова, присутствовали 4,5 тыс. гостей.


Социальное положение девушки было выше, чем у супруга, поэтому она отказалась взять его фамилию, вместо этого Ференц стал Батори. В качестве свадебного подарка Надашди преподнес молодой жене Чахтицкий замок, расположенный на территории современной Словакии. Пока муж получал знания в Вене, Елизавета одна занимала семейное имение, состоящее из загородного дома и 17 окрестных деревень.

В 1578 году Ференца назначили главнокомандующим венгерскими войсками в сражениях против Османской империи. Ни походы, ни Тринадцатилетняя война не помешали продолжить род Батори. Первенец, дочь Анна Надашди, появилась на свет в 1585 году. Впоследствии девушка стала супругой хорватского полководца Миклоша Зриньи. Доподлинно известно о рождении еще четверых детей: девочек Оршои (1590), и Каталины (1594), мальчиков Андраша (1598) и Пала (1593).


Имеются предположения о наличии еще двух детей: Милош - неизвестно, являлся ли он третьим сыном Эржебет и Надашди или двоюродным братом девушки, а также Дьёрдь - мальчик либо погиб в младенчестве, либо вовсе не существовал.

Исторические факты указывают на то, что до замужества 13-летняя Елизавета родила дочь Анастасию от Ласло Бенде, слуги из замка Шарвар - родового имения Надашди. Разъяренный Ференц собственноручно кастрировал мужчину и велел запереть в клетке со сворой голодных собак. По одной из версий, ребенка постигла та же участь, по другой - его отдали приемной матери и выслали в Валахию.


Наследников рода Батори воспитывали гувернантки, а Елизавета в свободное от личной жизни время следила за домом и принадлежащими ей поместьями. Она как владелица Чахтицкого замка несла ответственность за жителей, их физическое и психическое благополучие. Поэтому, когда во время Тринадцатилетней войны османы напали на имение, Эржебет вела дипломатические переговоры, успокаивала жен погибших мужей и матерей, чьи дочери попали в сексуальное рабство варваров.

4 января 1604 года 48-летний Ференц Надашди умер. Точная причина неизвестна, но болезнь, вызывающая жуткие боли в ногах и спровоцировавшая смерть, начала развиваться еще в 1601-м. Спустя 2 года мужчина утратил возможность ходить. Перед кончиной он оставил завещание, согласно которому присматривать за вдовой и наследниками должен был Дьёрдь Турзо - граф и палатин Венгрии. Он сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Елизаветы.

Обвинение и расследование

В 1610 году до двора Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы, дошли слухи о чудовищных зверствах, которые происходят в Чахтицком замке: якобы хозяйка заманивает в дом чистых, непорочных девушек, применяет к ним пытки, а затем хладнокровно убивает и купается в их крови, чтобы сохранить молодость.


Согласно одной из легенд, после смерти супруга Елизавета Батори встречалась с мужчинами моложе нее. Однажды во время свидания аристократка увидела пожилую женщину и спросила у кавалера, что бы тот сделал, если бы пришлось поцеловать старушку. Парень рассыпался в нелестных выражениях. Услышав разговор влюбленных, женщина подошла к ним и обвинила Батори в тщеславии, справедливо заметив, что однажды старость придет и в ее дом.

Елизавету испугала открывшаяся истина. В тот же вечер служанка, подготавливая хозяйку ко сну, случайно выдернула ей волосок гребнем. Обозлившись, Батори ударила девушку по лицу, да так, что разбила губу. Несколько капель крови упали ей на руку. Аристократке показалось, что место на коже, где еще недавно алели пятна, стало мягким и упругим.


Домыслы Елизаветы подтвердила и колдунья. Она сказала, что лучшим средством от увядания кожи считается кровь молодых непорочных девушек. С маниакальной тщательностью при помощи трех помощниц богатая помещица заманивала к себе крестьянских дочерей, якобы на работу, а затем пытала их самыми изощренными способами и использовала кровь как воду. «Высосанные» трупы, которые находили вблизи Чахтицкого замка, местные жители объясняли существованием вампиров.

Несмотря на еженедельные ванны, Елизавета продолжала стареть. Она обрушилась на колдунью с обвинениями, а та пояснила, что девушки из низшего класса не даруют вечную молодость, нужно «охотиться» на дочерей состоятельных отцов. Исчезновению девственниц из крестьянских семей не придавали особого значения, а когда начали пропадать аристократки, жители забили тревогу.


Слухи о жестокости Эржебет Батори начали доноситься до императора Священной Римской империи, короля Германии, Чехии и Венгрии Матьяша II, еще в 1602 году, но лишь спустя 8 лет он разрешил начать расследование. Дело поручили Дьёрдю Турзо.

29 декабря 1610 года граф Турзо ворвался в дом Елизаветы и якобы застал ее, а также трех сообщниц - служанок Илону Йо, Катарину Беницку и Дороту Сентеш, которые заманивали девушек в Чахтицкий замок, на месте преступления. В имении обнаружили 9 тел: некоторые девушки уже умерли, другие были заперты в «железных девах» и истекали кровью.


За 5 дней расследования показания о жестокости Батори дали 300 свидетелей, большинство – крестьяне, работающие в замке. Трое «помощниц» аристократки под пытками признались в причастности к жутким преступлениям. 2 января 1611 года их заживо сожгли, предварительно отрубив пальцы рук в качестве наказания за содеянное. По разным данным, Елизавету обвиняли в убийстве от 30 до 650 человек. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый убийца. Ее не казнили – избрали более суровую кару.

После судебного процесса все упоминания о Батори были уничтожены – дневники, документы, личные вещи. До наших времен не дошел ни один портрет «кровавой графини». Историки предполагают, что столь скоропалительное желание стереть человека с лица земли свидетельствует о заговоре, в котором участвовал не только Дьёрдь Турзо, заинтересованный в землях и имуществе аристократки, но и представители католической церкви.


Во времена войны с Османской империей протестантизм, который исповедовала Елизавета, креп, поэтому последователям католицизма требовалась «показательная порка». Выставление кальвинистки-Батори в образе сущего дьявола положительно сказалось на их планах отвратить народ от протестантизма.

К теории гонения склоняются многие соотечественники Батори, в том числе историк Ласло Надь. В 1984 году он выпустил книгу «Дурная слава Батори», где Елизавета выступает как жертва интриг палатина Турзо. Та же версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Последние годы и смерть

Местом заточения Эржебет стал Чахтицкий замок. Ее замуровали в комнате, заложив кирпичом окна и двери, оставили лишь отверстие для передачи пищи: воды и хлеба.


На сухом пайке женщина продержалась 3 года. 21 августа 1614 года Батори пожаловалась страже на холод. Утром ее нашли мертвой.

Спустя 4 месяца, 25 ноября, тело захоронили при церкви замка, а затем перенесли в родное поместье Елизаветы – Эчед. Где сейчас покоятся останки «кровавой графини», неизвестно.

Елизавета Батори в книгах и фильмах

Наиболее интересные факты из биографии Эржебет нашли отражение в кино, компьютерных играх, книгах, графических произведениях. Именем графини названы музыкальные группы, ей посвящены целые альбомы и отдельные композиции.

В литературе:

  • 1901 – «Хозяйка замка Чехтице» Кальмана Миксата
  • 1968 – «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара
  • 1985 – «Эржебет Батори» Андраша Наги (пьеса)
  • 1992 – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана
  • 2011 – «Проклятые»

В кинематографе:

  • 1971 – «Графиня Дракула»
  • 1974 – «Аморальные истории»
  • 2002 – «Убийца любви»
  • 2004 – «Могила оборотня»
  • 2006 – «Остаться в живых»
  • 2008 – «Кровавая графиня – Батори»
  • 2014 – «400 лет Кровавой Графини: Секрет за секретом» (документальный)
  • 2015 – «Кровавая леди Батори»

Элизабет Батори. Биография

Элизабет Батори родилась в 1560 году в семье Георга и Анны Батори. Проживала на землях Венгрии, но учитывая, что граница Венгерской империи часто меняла свои координаты, фактически она скорее принадлежит народу, проживающему в республике Словакия. Воспитывалась юная графиня в родовом поместье Батори в Икседе, в Трансильвании, большую часть своей взрослой жизни Элизабет провела в Замке Каштис, около города Вишина, к северо-востоку от современной Братиславы, в области, где сходятся границами Австрия, Венгрия и республика Словакия (а в большинстве рассказов о Батори многие писатели ошибочно располагают этот замок в Трансильвании).


Юность Элизабет проходила во время того, как часть Венгрии была порабощена турецкими войсками, Оттоманская империя служила полем для сражения между армиями Турции и Австрии (Габсбургов), что повлияло на разделение религиозных взглядов. Семья Батори приняла сторону новой волны протестантизма, противостоящей традиционной Римско-католической церкви. Еще с детства Элизабет проявляла свой характер, она была подвержена приступам, которые сопровождались ужасным гневом и неконтролируемым поведением, но видимо это была характерная черта всего рода Батори, т.к. благодаря своей агрессии и властности ее кузен Стефан, в 1571 году стал принцем Трансильвании, а позже овладел еще и троном Польши. В этом же году состоялась помолвка одиннадцатилетней Элизабет с графом Ференсом Надашди. Граф Надашди был военным и часто подолгу отсутствовал дома, но его невеста не сдержала своей чести до свадьбы, и в 1574 году Элизабет забеременела в результате мимолетной связи с крестьянином. Чтоб избежать позора графиню прятали за стенами замка, пока не родился ребенок (далее в истории ничего не упоминается об этом ребенке).
В мае 1575 года состоялась свадьба Элизабет с графом Ференсом. Служебные обязанности не позволяли графу постоянно находиться в дома, поэтому, Элизабет взяла на себя управление всеми делами замка Сарвар, родового поместья семьи Надашди. Детская агрессия, подкрепленная властью и статусом, переросла в маниакальную жестокость, положившую начало ее зловещим деяниям. Все началось с грубого отношения к прислуге, а закончилось ужасающими пытками. Штат прислуги состоял в основном из молодых девушек, что еще больше сердило Элизабет, особенно, если девушки были еще и красивыми. Элизабет сама была довольно красива и постоянно беспокоилась за свою внешность, ей было тяжело воспринимать, что в замке есть кто либо, такой же красивый, отсюда и стремление изуродовать юных красавиц. Графиня Батори не просто наказывала прислугу за провинности по своим правилам, но и находила предлоги, чтобы причинить им страдания. Она получала удовольствие от пыток и смерти своих невинных жертв. Элизабет втыкала булавки под ногти, использовала каленое железо, литой воск и ножи, чтобы пускать их кровь, устраивала пытки с бритвами, факелами, и ее собственной традицией, серебряными щипцами (позже, ко всему этому списку пыток, добавилось подвешивание девушек на крюки для собирания их крови на «кровавое купание»). Зимой графиня кидала обнаженных девушек в снег и обливала их холодной водой, пока они не замерзали до смерти. Муж Элизабет знал о увлечениях своей жены, даже участвовал в этих садистских наказаниях. Сам граф научил ее «летней» пытке. Он раздевал женщину, обмазывал ее медом и оставлял в лесу на съедение бесчисленным насекомым. Союз кровожадной пары распался в 1604 году, когда умер граф Ференс Надашди.
После его похорон Элизабет переехала в Вену, где находились ее поместья, одно в Бекове, а другое в Каштисе (территория современной Словакии). Лицо 44-летней Элизабет теряет форму и упругость, среди ее прислуги много молодых и красивых девушек, отсюда и начинается волна ее самых знаменитых злодеяний. В преступлениях графине помогала ее верная напарница, по имени Анна Дарвулия, о которой мало что известно, но позже, в 1609 году, ее сменила более жестокая Эрцзи Майорова, вдова местного фермера-арендатора. Именно эта женщина расширила круг жертв Батори, вписав в него пару имен благородного происхождения. Майорова научила графиню «заметать следы», выдавая все убийства за несчастные случаи и суициды.
Летом 1610 года начались расследования преступлений Элизабет, причиной которых было вовсе не постоянно росшее число жертв, а политические проблемы. Королевская фамилия надеялась конфисковать огромные земельные поместья Батори, во избежание возврата большого займа, который был предоставлен ее покойным мужем королю. 29 декабря в 1610 году Батори была арестована. Через несколько дней, после ареста, Элизабет предстала перед судом. Суд выдвинул первые обвинения и конфисковал земли, а 7 января 1611 года, состоялось второе заседание. На этот суд в качестве доказательства был представлен дневник, найденный в покоях Батори. В нем были описаны имена 650 жертв, все записи были сделаны ее почерком. Упоминалось также, что иногда графиня откусывала кусочки плоти с у девушек во время пыток.Ее соучастники были приговорены к наказаниям согласно степени их участия и роли в пытках. Элизабет была приговорена к пожизненному заключению. Графиню Батори поместили в комнату, ей же и принадлежавшего замка Каштис, в которой не было ни окон, ни дверей, а имелось лишь маленькое отверстие для подачи еды и несколько щелей для доступа воздуха (в некоторых источниках сказано, что отверстие для подачи еды проделала ее служанка вязальной спицей, и тайно ее кормила, т.к. Батори решили заживо замуровать в стенах комнаты). Здесь она провела последние три года своей жизни, которые закончились 21 августа 1614 года. Похоронена она была здесь же, в родовом поместье Батори в Иксиде, где и выросла.

Легенды о Батори

После смерти Элизабет Батори все материалы суда были опечатаны и тщательно спрятанны, потому что обнародование ее деятельности могло закончиться крупным скандалом вокруг венгерского господствующего класса. Король Венгрии, Матиуш II, запретил упоминать ее имя даже в разговорах, не говоря уже об истории. Спустя 100 лет один иезуитский священник по имени Ласло Туроши нашел документы суда над графиней Батори, его это заинтересовало, он начал собирать рассказы о ней, которые ходили среди жителей Каштиса и той местности, где находился ее замок. Всю полученную информацию священник вписал в свою книгу Венгерской истории, которая была опубликована в 1720 году. Эта книга положила начало рассказам других писателей о «Кровавой графине» и ее злодеяниях. Батори стали обвинять в вампиризме и приписывать ей магические способности. Вот парочка подобных легенд:

Легенда 1.

Молодая девушка-служанка расчесывала волосы графине Элизабет и случайно дернула ее за прядь волос. Графиня пришла в ярость и избила девушку. На руке Элизабет осталась кровь девушки, она попыталась ее вытереть, и ей показалось, что ее руки стали мягче и нежнее. Батори задумалась о том, что натирание кровью поможет ей сохранить молодость и красоту. С этого момента Элизабет привлекает к себе в замок юных и красивых девственниц, уверяя их родителей, что просто хочет научить их аристократическим манерам, запирает в подвале и зверски над ними издевается. Она подвешивала их на крюки и резала ножницами, чтоб собрать как можно больше крови в большом чане, а затем выкупаться там. На такие купания уходило много невинных девушек, а когда их обескровленные трупы были обнаружены в не зоне замка, среди народа ходили слухи о появившихся вампирах.

Легенда 2.

После смерти мужа Элизабет имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем еще парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина, услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Элизабет в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а так же напомнила ей, что старение еще никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, а остановилась на омоложении кровью юных дев.

Элизабет Батори – героиня романов

После запрета на упоминание имени Батори, ее личность возможно и не вспомнили, если бы не вспышка в 70-е годы прошлого века, когда интерес к резко возрос. Все началось с публикации серии книг в начале 70-х, первопроходцем был Валентин Пенроуз со своим произведением «Элизабет Батори, кровавая графиня», французское издание 1962 года и английский перевод «Кровавая графиня» (1970). Эстафету продолжили Дональд Глат с «Настоящие в истории» (1971) и Габриэль Роней «Правда о Дракуле» (1972). По книге Валентина Пенроуза сняли фильм о Элизабет Батори, который вдохновил Майкла Пэрри на создание романа «Графиня Дракула». Ученый Раймонд Макнелли написал самую авторитетную книгу о Элизабет на сегодняшний день — «Дракула был женщиной. В поисках кровавой графини из Трансильваиии» , которая появилась в 1984 году. Макнелли, пользуясь своей гениальностью, старательно демифологизировал легенду и дал ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик большинство предыдущих исследователей. Элани Бергстром написала роман «Дочь ночи» (1992), черпая вдохновение из исследования Макнелли.
Что бы не говорили о Элизабет Батори, и как бы не спорили историки с легендами народа, она все равно остается всем известной Кровавой графиней, наводящей ужас и по сей день. Ее маниакальное стремление сохранить молодость, прибегая к жестоким убийствам и пыткам, которое так стремились утаить местные власти, все же оставило кровавый след в истории.




Top