Сделать морфологический разбор глагола онлайн. Морфологический разбор глагола: пример анализа

В русском языке есть несколько самостоятельных частей речи. К ним относятся глаголы. Данная часть речи обозначает действие или состояние предмета и является одной из самых употребляемых в русском языке. Именно благодаря глаголам создаются наиболее красочные и живые описания и картины в литературе. Можно создавать целые тексты, используя лишь эту часть речи. Поэтому довольно важно знать особенности, грамматическое значение, а также уметь делать морфологический разбор глагола.

Краткая характеристика

Слова данной части речи отвечают на вопросы "что делать?" и "что сделать?". Обозначают они, как уже упоминалось раньше, состояние, действие, которое выполняет тот или иной предмет или объект. Среди основных характеристик глаголов выделяют следующие: начальная форма глагола, наклонение, вид, спряжение, род и залог. Также следует отметить, что глагол играет важную синтаксическую роль в предложении. Разберем все подробнее для того, чтобы не допускать ошибок при морфологическом анализе данной части речи. Единственное, что мы не затронем в статье - разбор глагола по составу.

Инфинитив

Каждый глагол имеет начальную форму, или же, выражаясь научным языком, инфинитив. В некоторых источниках ее также называют неопределенной формой глагола. Инфинитив глагола чаще всего образуется с помощью суффикса "ть". При этом стоит отметить, что неопределенная форма глагола не имеет никаких признаков, кроме вида. При анализе нужно уметь определять форму глагола, для того чтобы верно определить его вид.

Наклонение глагола

Еще одна особенность данной части речи. Выделяют следующие наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них имеет свой особый лексический оттенок. Изъявительное наклонение обозначает те действия и состояния, которые происходят на самом деле или будут происходить. Имеет нейтральный оттенок и употребляется в любом стиле речи. Условное наклонение глагола обозначает действия, которые возможны при соблюдении определенных условий. Еще они могут обозначать желаемое действие. Образуются данные глаголы с помощью неопределенной формы глагола с помощью суффикса "л", частиц "бы" или "б", которые могут стоять как перед глаголом, так и после него. Кроме того, допускаются случаи, когда частицу и глагол разделяют другие слова. Довольно часто такие глаголы употребляются в разговорной речи, художественной литературе. Повелительное наклонение зачастую выражает просьбу или побуждение к действию, приказ. В основном, глаголы данного наклонения употребляются во втором лице. Образуются данные глаголы с помощью суффикса "те" или суффикса "и", нулевого суффикса. Если к глаголу прибавляется частица "ка", приказ смягчается. Довольно часто используется в официально-деловом стиле.

Время глаголов

Стоит отметить, что глаголы также имеют категорию времени в изъявительном наклонении. Выделяют настоящее, будущее и прошедшее время в глаголах несовершенного вида, и прошедшее и будущее в глаголах совершенного вида. Время глагола определяется с помощью вопросов. Знание этой информации поможет вам правильно сделать морфологический разбор глагола.

Вид глагола

Глагол имеет вид - совершенный или несовершенный. Несовершенный обозначает действие, происходящее в данное время и не имеет границы действия. К примеру, "читать", "плавать". Совершенный обозначает действие, которое имеет ограничение. Например, "дочитать", "доплыть". Это действие ограничено во времени. Большинство глаголов могут принимать тот или иной вид с помощью специальных суффиксов и префиксов, но некоторые глаголы имеют лишь один вид. Например, слово «очутиться» относится к совершенному виду, а слово «принадлежать» - к несовершенному.

Спряжения глаголов

Глаголы имеют также категорию спряжения, то есть систему изменения глаголов по лицам и числам. Есть две группы спряжения глаголов. Каждая из групп имеет свое окончание при спряжении глаголов. Глаголы в 1 спряжении имеют окончание "ут", "ют" в третьем лице множественного числа. Например: "копают, сажают, бегут". Глаголы 2 спряжения имеют окончание "ать", "ять" в третьем лице множественного числа. Например: "кормят, стоят, держат". Знание спряжения глаголов помогает избежать досадных ошибок при написании текстов и сдаче экзаменов.

Род глаголов и возвратность

Также у глаголов есть род, который определяется только в прошедшем времени и определяется по окончанию, так же как и у существительных. Выделяют женский, мужской и средний род. Также у глаголов есть категория переходности. Переходные глаголы имеют постфикс "сь" или "ся".

Залог и переходность

Глаголы имеют страдательный или творительный залог. Страдательный употребляется в том случае, если действие совершается над объектом, к примеру: "Фильм просмотрен Машей". Творительный употребляется в том случае, если действие совершает объект. Например: "Маша смотрит фильм". Еще одна категория глаголов - переходность. Глаголы бывают переходные и непереходные. Те глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. При этом они могут иметь при себе существительное или местоимение без предлога в винительном падеже. Все остальные глаголы относятся к непереходным. Эти знания вам могут понадобиться и в том случае, если вы решили сделать морфемный разбор глагола.

Синтаксическая роль глагола

Глаголы, так же как и существительные, могут выполнять в тексте различные синтаксические функции. Причем они могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения. Так, глаголы, которые отвечают на вопрос "что?", могут быть подлежащим: "Жить - значит дышать". Что? Жить . Сказуемые-глаголы отвечают на вопрос "что делать?" и "что сделать?". Например: "Я читаю книгу". Что делаю? Читаю . Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то оно выступает в роли дополнения: "Прошу вас сесть". Прошу о чем? Сесть . Также бывает глагол и определением, если отвечает на вопрос "какой?". Например: "Мысль выспаться была одной из самых назойливых". Мысль какая? Выспаться . Если глагол отвечает на вопросы: "почему?", "как?", "зачем?", "где?", "откуда?", "куда?" и "почему?" - то он выступает в роли определения. Пример: "Я пошла на курсы подучиться". Пошла зачем? Подучиться . Как видите, глагол может выступать любым членом предложения. Это все, что понадобится вам для того, чтобы сделать морфологический разбор глагола.

Схема морфологического анализа

Для того чтобы правильно разобрать глагол как часть речи, нужно знать схему анализа. Приводим наиболее простую схему анализа. Благодаря ей можно быстро и просто проанализировать глагол:

1. Выписываем из предложения анализируемое слово.

2. Записываем его начальную форму или инфинитив.

3. Отмечает постоянные морфологические признаки:

Возвратность;

Переходность.

4. Отмечаем непостоянные признаки:

Наклонение;

5. Отмечаем его синтаксическую роль в предложении.

Тут стоит отметить, что при отсутствии какой-либо из непостоянных морфологических категорий ее не следует отмечать. Данный пункт разбора либо пропускается, либо аргументировано поясняется, почему данный признак невозможно выявить. Как видите, все, что мы разобрали выше, понадобится вам для того, чтобы проанализировать глагол как часть речи.

Пример анализа глагола

Давайте закрепим все прочитанное и разберем один из глаголов на самом простом примере. Проанализируем такое предложение: "Она пошла в лес".

1. Выписываем глагол «пошла».

2. Начальная форма - "пойти".

3. Постоянные признаки:

Вид совершенный;

Невозвратный глагол;

Непереходный.

4. Непостоянные признаки:

Изъявительное наклонение;

Прошедшее время;

Единственное число;

Женский род.

5. Синтаксическая роль в предложении - подлежащее.

Как видите, все довольно просто. Сам разбор занимает всего минуту-две.

Заключение

Итак, вы узнали, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, какие у него есть постоянные и изменяемые признаки. А также научились делать морфологический разбор глагола.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

В процессе решения каких-либо лингвистических задач у нас может возникнуть потребность выполнить разбор глагола как части речи. Подобный анализ, ещё называемый морфологическим разбором, обычно осуществляется по шаблонному плану из нескольких пунктов, реализуя которые мы можем составить довольно полную характеристику разбираемого глагола. В этом материале я расскажу об определении глагола как части речи, и какова последовательность действий при реализации указанной задачи.

Разбор глагола как части речи изучается ещё в школе, на уроках русского языка. Где учащиеся могут составить понимание о структуре предложения, разборе слова по составу и других формах и его структурных элементов.

При этом интересующий нас разбор речевого глагола обычно производится в соответствии со следующим планом:

  1. Определяем, к какой части речи относится разбираемое нами слово (то есть что оно обозначает, на какой вопрос отвечает). В нашем случае это глагол ;
  2. Определяем начальную (неопределённую) форму нашего глагола . Глаголы в начальной форме обычно отвечают на вопрос «что делать?», «что сделать?». К примеру, начальная форма глагола «играют» будет «играть»;
  3. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – вид (завершённый или незавершённый, в зависимости от завершённости или незавершённости действия). Возвратность (в зависимости от использования суффиксов —сь и —ся ), переходность (если глагол выражает действие, переходящее на предмет, то он переходный, иначе — непереходный), а также спряжение глагола.

Для определения спряжения глагола смотрим на его окончание (в некоторых случаях – на суффикс глагола в неопределённой форме), а затем соотносим с указанной таблицей.


4. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – его время, лицо, и число.

При этом для глаголов в прошедшем времени мы перечисляем лишь род и число.

Для глаголов в настоящем и будущем времени мы перечисляем лишь лицо и число .

  • Время делится на прошлое, настоящее, и будущее;
  • Лица – на 1-2-3 (чтобы узнать какого лица наш глагол, необходимо согласовать глагол с местоимением первого, второго, или третьего лица);
  • Род бывает мужской, женский, и средний (а также общий, споры о наличии которого ещё ведутся);
  • Число – единственное и множественное.

5. Определяем синтаксическую роль глагола в предложении. В нашем случае глагол обычно выступает в роли сказуемого (подчёркивается снизу двумя горизонтальными линиями).

Примеры разбора глагола как части предложения

Давайте рассмотрим несколько примеров морфологического разбора глаголов в ряде предложений:

Пример №1

Выполним разбор в соответствии с перечисленными выше пунктами плана:

  1. Поскольку нас в предложении интересует глагол, то им является слово «уходим »
  2. Начальная форма нашего глагола – уходить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончания «-ите», «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Поскольку глагол имеет настоящее время (действие происходит в данный момент – мы уходим), мы перечисляем лишь его лицо и число. Данный глагол имеет 1 лицо (мы), и множественное число (мы уходим):
  5. Наш глагол имеет синтаксическую форму сказуемого и при письменном разборе предложения будет подчёркнут двумя горизонтальными линиями.

Пример №2

На небе ярко светит солнце.

Выполняем наш разбор по стандартному плану, описанному выше:


Заключение

Для выполнения синтаксического разбора глагола в предложении необходимо руководствоваться стандартным планом такого разбора, приведённом нами выше. Обратите внимание, что при таком разборе для глаголов прошедшего времени мы указываем лишь их род и число, а для глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число. В остальном же подобный разбор не несёт каких-либо экстремальных сложностей, и может быть выполнен за довольно короткое время.

– это анализ части речи с точки зрения ее категорий и употребления в письме и разговоре. Слова, обозначающие действия, – одна из самых трудных частей речи, которая имеет целый ряд характеристик. Их необходимо изучить подробно, перед тем как разбирать глаголы.

Не запутаться в критериях и грамматических признаках этой части речи поможет схема морфологического разбора глагола.

Анализ делается в следующем порядке:

  1. Указать часть речи и информацию о том, что она обозначает.
  2. Записать начальную форму (инфинитив).
  3. Определить морфологические характеристики. Их делят на две группы.

Постоянные:

  • вид – определения типа по критериям завершенности действия. Есть две группы: совершенный вид (слова отвечают на вопрос «что делать?») и несовершенный («что сделать?» и все формы этого вопроса). Выделяют также двувидовые, к которым подходят оба вопроса;
  • переходность – тип сочетаемость с зависимым существительным или местоимением;
  • возвратность определяется по наличию в слове постфикса -ся или -сь, который указывает на направление действия на того, кто говорит. Если есть такие суффиксы, то определяется наличие возвратности, если суффикс отсутствует, то этот тип – невозвратный;
  • слова, которые обозначают действие, имеют спрягаемые и неспрягаемые формы.

Важно! Неспрягаемые – это инфинитив, причастие и деепричастие. Спрягаемые – это личные и безличные.

Непостоянные характеристики (изменяются в контексте):

  • наклонение. Существует 3 варианта по этому критерию. Изъявительное – обыкновенное действие. Сослагательное – слова, которые высказывают допущение, сомнение, условие (употребляются с частицей б (бы)). Повелительное содержит призыв к действию, просьбу, приказ;
  • время: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делаю?) или будущее (что делаю? что сделаю?). В будущем времени можно определить форму: простую или составную;
  • число – единственное или множественное;
  • : первое – я и мы; второе – ты и вы; третье – он, она, оно и они;
  • род определяется во всех временах, кроме настоящего;
  • роль, которую выполняет разбираемое слово в предложении.


Эта схема учитывает все грамматические категории глагола и характеризует его с учетом всех характеристик.
Правильное соблюдение порядка описания категорий помогает не упустить ни одного важного аспекта.

Существует несколько исключительных признаков, которые нужно учитывать при анализе глагола:

  • у безличных форм нет лица, числа;
  • все возвратные глаголы принадлежат к непереходным;
  • спряжение помогает определить суффикс перед – ть;
  • стоит учитывать контекст: иногда слово употребляется в непрямом значении. Например, в предложении «Я пошел!» действие относится к прошедшему времени, которое используется в значении будущего.

Важно! Эти особенности нужно учитывать, чтобы не ошибиться, разбирая глагол как часть речи.

Образец морфологического разбора глагола

Приведем образец морфологического разбора глагола «написала». Контекст – предложение: «Марина вчера написала грустное и длинное письмо своему другу, которого не видела уже очень давно из-за внезапной разлуки»

Написала – часть речи: глагол. Грамматическое значение – слово обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?».

Начальная – написать (вопрос – что сделать?).

Постоянные морфологические признаки:

  1. вид – несовершенный, действие законченное (что сделала?);
  2. тип – невозвратный (отсутствует суффикс);
  3. переходный. Написала (что?) письмо;
  4. принадлежит к 1-му спряжению.

Непостоянные морфологические признаки:

  • изъявительная форма (обычное действие);
  • прошедшее время (событие произошло в прошлом);
  • единственное число (Марина – одна);
  • третье лицо (она);
  • женский род.

В предложение глагол является сказуемым. Его нужно подчеркнуть соответственно – двумя прямыми линиями.

Как разбирать глагол, мы уже знаем. Аналогичный разбор проводят специализированные онлайн-сервисы. Они работают по принципу автоматизированного анализа. Пользователь вводит необходимое слово, а система автоматически определяет его грамматические характеристики.

Такой анализ проводится быстро и в 90 % случаев предоставляет правильную информацию. Преимущество такого анализа в том, что он распознает словоформы и предлагает несколько вариантов морфологического разбора.

Полезное видео

Подведем итоги

Минус такого способа анализа грамматических признаков – оторванность от контекста. Система не определяет роль в предложении, не учитывает возможности переносного значения. Оптимальный способ применения такого метода – использовать онлайн-анализ для того, чтобы проверить анализ, выполненный самостоятельно.

§ 1 Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§ 2 Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§ 3 Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова, Экзамен, М.: 2008.
  3. Русский язык в рисунках. В.Н.Бурмако, Просвещение.М., 1991.
  4. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. А.И.Моисеев. Просвещение, М., 1975.



Top