Система государственных органов российской федерации. Система органов государственной власти в российской федерации Органы государственной власти российской федерации кратко

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:
1)двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы,– являющийся представительным и законодательным органом РФ;
2)Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;
3)суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.
Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Каждый субъект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Еще по теме 17.Система органов государственной власти России:

  1. § 2. Система органов государственной власти, призванных разрешать противоречия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации
  2. § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
  3. ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
  4. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
  5. §5. Основы организации органов государственной власти и местного самоуправления
  6. 4.6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  7. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан

Первичным и основным структурным элементом механизма государства является система государственных органов – госаппарат, представляющий собой систему специализированных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства. Такая специальная структурная организация формируется в любом государстве с целью обеспечения выполнения своих функций.

Государственный аппарат (аппарат государства) – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством целей, взаимодействующих друг с другом, наделенных властно-принудительными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями, необходимыми для осуществления своих функций. Государственный аппарат образуется на правовой основе, принятием специального нормативного правового акта (как правило, система государственных органов устанавливается конституцией государства).

Государственные органы являются структурными звеньями аппарата государства. Различают три основных вида государственных органов:

  • – представительные законодательные органы, на которые возлагается обязанность принятия законов, такие как парламент, конгресс, федеральное собрание, верховный совет и т.п.;
  • – органы исполнительной власти, на которых лежит обязанность организовывать реализацию принятых законов (правительство, министерства, ведомства);
  • – судебные органы, на которые возлагается обязанность по разрешению различных споров, а также контроль за исполнением законов.

Указанная классификация основывается на традиционной (классической) концепции разделения власти (связываемой, главным образом, с именем Ш.-Л. Монтескье), в соответствии с которой единая государственная власть для удобства функционирования должна быть разделена/распределена на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Однако сегодня данная теория требует современного взгляда и выверенного переосмысления – практически во всех государствах имеют место такие властные институты (государственные органы), которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо из трех традиционных ветвей власти. Иллюстрацией этого является то, что в некоторых государствах даже на конституционном уровне закрепляются и другие ветви власти – учредительная, избирательная, контрольная, президентская, гражданская и др.

По иным основаниям можно выделить следующие государственные органы:

  • первичные и вторичные (производные) органы. Если первичные госорганы создаются и функционируют на основе конституции или законов (например, президент, правительство), то производные (вторичные) создаются с целью обеспечения деятельности первичных органов (например, администрация Президента РФ);
  • федеральные и региональные органы (органы субъектов РФ). Данное деление свойственно федеративным государствам, каковым является Российская Федерация;
  • контрольные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции (прокуратура, Счетная палата и др.);
  • – по способу формирования государственные органы могут быть избираемыми, назначаемыми и формируемыми. Например, к избираемым относится Государственная Дума Федерального Собрания РФ, к назначаемым – министры, к формируемым – Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • – по способу принятия решений госорганы подразделяются на коллегиальные и единоличные. Например, к коллегиальным госорганам относится Правительство РФ, к единоличным – Президент РФ;
  • – по сфере компетенции следует различать органы общей компетенции (например, правительство) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства);
  • – по времени действия различают постоянные, временные и чрезвычайные госорганы.

Система государственных органов Российской Федерации включает три подсистемы (по принадлежности к той или иной ветви государственной власти): законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная подсистема госорганов установлена Конституцией РФ. Она имеет два уровня : федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне законодательным госорганом является Федеральное Собрание РФ, которое в свою очередь состоит из двух палат – Государственной Думы (палаты представителей народа) и Совета Федерации (палаты представителей субъектов Федерации). Государственная Дума избирается всенародным голосованием сроком на пять лет и состоит из 450 депутатов. Совет Федерации формируется – по два представителя (один – от законодательной власти, другой – от исполнительной) от каждого из 83 субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ законодательные органы и их состав устанавливаются самостоятельно. Региональные законодательные госорганы ввиду их этнического, историко-культурного и национального многообразия могут иметь и имеют разные названия (законодательное собрание, народный хурал, парламент, дума, эл курултай и т.д.).

Согласно Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, действующее в соответствии с российским конституционным законодательством, федеральными законами и указами Президента РФ, и обеспечивающее согласованность и эффективность государственной исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Исполнительная подсистема госорганов также имеет два уровня: федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне система исполнительных госорганов устанавливается и изменяется Президентом РФ. Существующая ныне система сформирована в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ", от 24.09.2007 № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ".

Ее элементами являются:

  • – федеральные министерства;
  • – федеральные службы;
  • – федеральные агентства.

Каждый из перечисленных госорганов в системе исполнительной власти имеет специальное функциональное предназначение.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба выполняет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, охраны государственной границы Российской Федерации и др.

Федеральное агентство реализует в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору), ведет реестры, регистры и кадастры.

На уровне субъектов РФ исполнительные органы, их состав и названия устанавливаются самостоятельно (это могут быть администрации, правительства и др.). Исполнительную власть в субъектах РФ обычно возглавляют главы региона (президенты республик, губернаторы областей, главы администраций и т.п.).

Судебная подсистема госорганов Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", и включает три группы судов.

  • 1. Конституционные и уставные суды. Сюда входят:
    • – Конституционный суд РФ;
    • – конституционные суды субъектов РФ;
    • – уставные суды субъектов РФ.

Конституционные суды создаются в субъектах РФ, действующих на основании конституции (республиках (их 21)), уставные суды – в остальных субъектах РФ, действующих на основании устава (в областях, краях, автономных округах, автономной области). Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ осуществляют функцию контроля над конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. На основании запроса физических и юридических лиц, государственных организаций эти суды проводят проверку принятых/действующих правовых актов па предмет их соответствия Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ.

  • 2. Суды общей юрисдикции, к каковым относятся:
    • – Верховный суд РФ;
    • – верховные суды республик;
    • – краевые и областные суды;
    • – суды автономных округов и автономной области;
    • – суды Москвы и Санкт-Петербурга;
    • – военные суды;
    • – районные суды;
    • – мировые судьи.

Юрисдикционное поле деятельности судов общей юрисдикции – уголовные, гражданские и административные дела.

  • 3. Арбитражные суды.
  • – Высший арбитражный суд РФ;
  • – федеральные окружные арбитражные суды (в федеральных округах);
  • – арбитражные суды субъектов РФ.

Юрисдикционное поле арбитражных судов – разрешение экономических споров.

Отдельно следует сказать, что в систему госорганов судебной власти нс входят госорганы прокуратуры (как не входят ни в какую иную систему госорганов), занимая особое место в российской системе государственного управления и механизме государства.

Прокуратура РФ является единой централизованной иерархически организованной системой федеральных госорганов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Объектами прокурорского надзора являются все должностные лица и госорганы – федеральные и региональные, органы местного самоуправления, органы военного управления, контрольные органы, а также все негосударственные физические и юридические лица. Прокуроры осуществляют уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвуют в рассмотрении дел судами.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений.

Возглавляет систему прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность/освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Таким образом, государственный аппарат (аппарат государства) как система государственных органов предназначен для осуществления сильной и эффективной государственной власти, качественного выполнения функций государства.

Государственные органы функционируют посредством исполнения профессиональных служебных обязанностей специально подготовленных кадров – государственных служащих, обладающих необходимыми квалификационными профессиональными и нравственными качествами и входящих в систему государственной службы.

правовой власть управление конституционный

Проанализировав и обобщив сказанное в учебниках и пособиях по дисциплине «Конституционное право», понятие «орган государственной власти» можно раскрыть следующим образом: это важнейшее звено государственной системы, которое создано в целях осуществления функций государства в пределах своей компетенции.

Однако в Конституции Российской Федерации наряду с наиболее часто употребляемым термином «орган государственной власти» можно встретить термин «государственный орган» (например, в статьях 33, 120). В Большом юридическом словаре дается следующая дефиниция: «Государственный орган - организованная часть государственного механизма, наделена властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом». В настоящее время довольно сложно сказать, какой смысл заложен Конституцией Российской Федерации во второй термин. Хочется верить, что в скором будущем конституционно-правовая теория и практика Конституционного Суда Российской Федерации раскроют его содержание, сейчас же, на мой взгляд, эти термины абсолютно равнозначны по смысловому значению.

Более глубоким и полным образом раскрыть значение понятия «органы государственной власти» помогут их характерные признаки, которые порождены генезисом государства и его конкретными функциями. Мне бы хотелось выделить следующие из них:

1) Любой государственный орган создается в строгом соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации, законами или какими-либо другими нормативными правовыми актами порядком, что исключает всякий произвол в данной сфере государственно-правового регулирования.

Так, в Конституции Российской Федерации указано, что на федеральном уровне государственную власть осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды. Данные государственные органы не могут быть преобразованы или ликвидированы без внесения изменений и поправок непосредственно в основной Закон страны. Тем не менее, лишь конституционного упоминания о каком-либо органе государственной власти недостаточно. Порядок образования государственного органа должен быть определен конкретным федеральным законом. Органы судебной власти создаются исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Аналогичным образом (путём принятия конституций, уставов и законов) образуются государственные органы субъектов Российской Федерации.

2) Каждый орган государственной власти наделен властными полномочиями. Другими словами, решения, принятые тем или иным государственным органом, имеют общеобязательный характер и подкрепляются силой государства. Изданные органами власти нормативные правовые акты устанавливают особый прядок осуществления гражданами своих прав, регулируют взаимоотношения между гражданином и государством в определенной сфере, на определенном уровне и в определенной мере. Данные полномочия государственного органа формируют его компетенцию, то есть конкретный круг предметов ведения. Границы компетенции каждого органа государственной власти определены безоговорочно в целях предельно четкого разграничения сфер деятельности и независимого, самостоятельного функционирования. Как правило, компетенция определяется непосредственно при создании органа в законе, указе, положении или ином нормативном правовом акте, в дальнейшем - возможно ее изменение или дополнение этими же актами. Чаще всего лишены компетенции внутренние подразделения органа государственной власти, поэтому они и не могут рассматриваться в качестве самостоятельного органа государственной власти.

3) Деятельность государственного органа реализуется в тех формах и путем использования тех методов, которые установлены в нормативных правовых актах. В данном контексте имеются в виду лишь основные формы и методы, ибо в повседневных делах государственного органа нередко превалируют деловые обыкновения и согласительные методы решений. Однако это ни в коем случае не означает, что при каких-либо специфических условиях органы государственной власти вправе применять действия, находящиеся вне рамок законодательно разрешенных организационных форм и методов.

4) В традиционном понимании, государственный орган - это, прежде всего, единая, сплоченная организация, коллектив, объединённый общностью поставленных перед собой задач и целей и родом деятельности.

5) Любой орган государственной власти обладает некоторой долей общего фонда государственной собственности (он имеет личную смету, фонд заработной платы, здания и сооружения, материалы и оборудование). Данные материальные средства выделяются государством в целях реализации определенных функций.

Из вышеуказанных признаков государственных органов можно сделать вывод, что далеко не каждая государственная организация имеет право носить гордый титул - «орган государственной власти Российской Федерации». Например, не являются таковыми государственные предприятия, учебные заведения и иные подобные государственные учреждения, несмотря на то, что они также некоторым образом влияют на осуществление личностью и гражданином своих прав. Они - лишь звено вышестоящей организации, которая, в свою очередь, и является органом государственной власти.

Говоря о классификации, стоит отметить многообразие органов государственной власти. Их можно разделить по следующим критериям:

1) Место в системе разделения властей:

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Органы прокуратуры;

Избирательные органы (комиссии);

Органы глав государств;

Органы субъектов Федерации;

2) Место в системе иерархии власти:

Высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ);

Центральные (различные министерства и ведомства);

Территориальные (региональные и местные органы федеральной власти);

3) Способ формирования состава:

Выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);

Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека);

Формируемые на основании законодательства о государственной службе (различные министерства и ведомства);

Смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации);

4) Первичная нормативная основа деятельности:

Учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти);

Учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии);

Учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (различные министерства и ведомства);

5) Кадровый состав:

Единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации);

Коллективные (Правительство РФ, министерства);

6) Способ волеизъявления:

Единоначальные (министерства);

Коллегиальные (представительные (законодательные) органы, Правительство РФ, избирательные комиссии);

7) Форма государственной власти:

Федеральные органы государственной власти (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ);

Органы государственной власти субъектов Федерации (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации);

8) Объем компетенции:

Органы общей компетенции (представительные (законодательные) органы, Правительство РФ);

Органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата РФ).

Государственные органы в РФ составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративными устройством России, ее государственной целостностью (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. 3 и 32 Конституции РФ). Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органы законодательной власти (представительные органы государственной власти); органы исполнительной власти; органы судебной власти.

4) представляет страну в международных переговорах и под-писывает от имени страны международные договоры;

5) подписывает и обнародует федеральные законы.

При этом Президент обладает правом отлагательного вето, то есть правом не подписывать закон, который в таком случае не вступает в силу. Вето определено как отлагательное потому, что может быть преодолено либо переголосованием квалифицированным большинством в Палатах Парламента, либо путем создания согласительной комиссии для устранения противоре-чий. В любом случае закон не вступает в силу до тех пор, пока его не подпишет Президент. Кроме того, Президент обладает правом законодательной инициативы — может вносить в Государственную Думу законопроекты;

6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум ;

7) может распустить Государственную Думу согласно положениям статей 111, 117 Конституции РФ.

Анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет сделать вывод об очень больших полномочиях Президента РФ. Конституция фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

В соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание (Парламент) является высшим представительным законодательным органом государственной власти Российской Федерации. Статья 95 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, Президент РТ и Председатель Госсовета РТ). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс 1 голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством—двумя третями голосов депутатов.

Повседневная работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым, закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы, Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета.

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т. п. (статья 106 Конституции РФ) обязательны к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает так же, как и Президент, правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной ко-миссии, после чего законопроект вновь ставится на голосование в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых является правом, а не обязанностью Совета.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что

Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. В связи с этим отметим, что разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

— законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

— исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;

— между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;

— судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

— ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;

— споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) суды Российской Федерации.

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ.

Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно.

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть

Главная задача

Президент РФ

Главной задачей Президента

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят их правительства, администрации, министерства, комитеты, департаменты и другие ведомства. Эту систему возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ — Президент (Глава) республики, Глава администрации (Мэр, Губернатор) края, области, города федерального значения, автономной республики, автономного округа.

Правовой статус Президента (Главы) республики в составе РФ, Главы администрации других субъектов РФ определяется конституциями (уставами) субъектов, а также законами этих субъектов РФ о Президенте, Главе администрации. Должность главы администраций субъекта как звено исполнительной власти была введена в августе 1991 г. указом Президента РФ. Кандидаты на эту должность до 1995 г. назначались Президентом РФ, выборы проводились только в виде эксперимента по специальному разрешению. В республиках и городах федерального значения с июня 1991 г. появился институт выборного президента (главы) республики, мэра города федерального значения (первые выборы прошли в Татарстане). В период с 1991 по 2004 гг. президенты республик, главы Москвы и Санкт-Петербурга и главы администраций других субъектов РФ с 1995 по 2004 гг. избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. С конца 2004 г. порядок изменен. Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высшее должностное лицо субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть депутатом представительных (законодательных) органов, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

Он представляет субъект в его отношениях с Российской Федерацией, участвует от имени субъекта в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Федерацией; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы; ведет переговоры, подписывает договоры и соглашения; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания субъекта РФ.

Главы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Калмыкия, Тыва, Хакасия сами руководят деятельностью правительства, формируя их в соответствии со своими конституциями.

Для осуществления своих полномочий главы республик могут создавать иные органы государственного управления, координационные и совещательные органы. Президент Республики Адыгеи формирует единую Администрацию Президента РА и Кабинета Министров РА, Президент Татарстана для осуществления своих полномочий образует Аппарат Президента и т.д. Определенным копированием федерального опыта стало формирование в республиках Советов безопасности.

Президент республики назначает с согласия парламента председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей других ведомств республики, осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам президента. Президент республики, глава администрации (губернатор) субъекта представляет парламенту проект бюджета субъекта РФ, распоряжается средствами президентского (губернаторского) фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. В ряде республик президент наделен правом роспуска парламента. В некоторых республиках он пользуется правом «отлагательного вето». Президент республики в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, глава администрации принимает постановления и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Николай Баранов

Глава администрации, президент республики действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции, федеральным законам, законам субъекта федерации, по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ; с полномочиями органов исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъекта РФ, а также с полномочиями органов исполнительной власти субъектов федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов высшее должностное лицо субъекта самостоятельно руководит органами исполнительной власти субъекта РФ и определяет основные направления его деятельности. Глава администрации, президент взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти. Законодательство республик в составе РФ предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Кабинет министров республики формируется президентом республики. Премьер-министр республики назначается президентом республики с согласия Государственного Собрания (Курултая) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности президентом республики по представлению премьер-министра.

В пределах своих полномочий правительство республики осуществляет регулирование экономических процессов, создает условия для свободного предпринимательства; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения. Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республика, а также прогнозов экономического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Осуществляя единую государственную политику, оно координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами государственного управления. Правительство может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики. В большинстве республик правительство ответственно перед президентом и парламентом. Правительства республик в составе РФ во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений президентов республик, а также законов РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республик в составе РФ, с государственными органами РФ, других субъектов Федерации определяются законами о правительстве республики, указами глав республик. Правительство республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь правительству и, как правило, президенту республики. Министерства и другие органы государственного управления республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство). Структура администрации в субъектах РФ представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации. Вторая модель структуры администрации субъекта РФ представляет учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций.

Возможна и промежуточная модель организации администрации. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, не является самостоятельным субъектом публично-правовых отношений, поскольку его постановления утверждает губернатор, т.е. правительство скорее имеет статус коллегии при губернаторе. В областной администрации, как правило, представлены следующие управления: юстиции, финансовое, внутренних дел, сельского хозяйства; комитеты: по архитектуре и строительству, экономике и прогнозированию, промышленности, торговле, внешнеэкономическим связям, здравоохранению, образованию, культуре и др., всего 25-30 комитетов.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.

Вопросы для самоконтроля и размышлений

1. Какие задачи и функции призвана обеспечить администрация субъекта РФ?

2. Какова правовая основа формирования органов государственной власти в субъекте РФ?

3. Какова специфика в формировании и деятельности органов государственной власти субъектов РФ?

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 935 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Система органов государственной власти в рф.

Система органов государственной власти РФ

Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:

  1. законодательную;
  2. исполнительную;
  3. судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  3. Правительство Российской Федерации;
  4. суды Российской Федерации.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов.

Основные функции Правительства РФ:

а) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
г) управляет федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свободграждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Генеральная прокуратура РФ.

Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме. Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ.

Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей.

Главной задачей Президента является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти. В процессе этого взаимодействия сторон регулирование их отношений находит свое отражение в издаваемых в установленном порядке федеральных законах, регламентах палат Федерального Собрания, указах Президента. Президент РФ является главой демократического федеративного правового государства России с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей предполагает полную самостоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их полномочий.

Важным принципом организации госу­дарственной власти является система сдержек и противовесов.

При этом все три ветви власти уравно­вешены взаимными полномочиями, с помощью которых каждая из ветвей власти может ограничивать другие.

Принципом организации государственной власти является также федерализм, предполагающий наличие двух уровней орга­нов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государ­ственной власти субъектов Федерации.

Организация государственной власти в России основана на системном подходе. Система государственных органов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

П.П. Глущенко (2012) подчеркивает, что орган государственной власти является составной частью системы государственных органов, создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями, действует в присущих ему организационно-правовых формах в целях осуществления задач и функций государства.

Следовательно, государственные органы характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Государственный орган – это структурно-обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладает властными полномочиями, чем и отличается отгосударственных учреждений и предприятий; имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей; характеризуется определенной структурой; имеет территориальные пределы деятельности; образуется в порядке, определенном законами.

Основным признаком государственного органа является наличие у него права издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, чтобы обеспечить выполнение требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

В соответствии со ст.

11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1374 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…




Top