Система и функции судебно-экспертных учреждений россии. Государственные судебно-экспертные учреждения минюста россии Система экспертных организаций в рф

Система экспертных учреждений в Российской Федерации. Структура экспертно-криминалистической службы МВД. Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России. Экспертные учреждения Минздрава России.

Система экспертных учреждений в Российской Федерации

Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.

Структура экспертно-криминалистической службы МВД:

1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):

а) организационно-техническое управление;

б) федеральную пулегильзотеку;

в) научно-исследовательскую лабораторию;

г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;

2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);

3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;

4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;

5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.

Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:

1) Российский федеральный центр судебных экспертиз Минюста России (осуществляет научно-методическое руководство):

а) лаборатории: почерковедческой экспертизы; технической экспертизы документов; трасологической экспертизы; баллистической экспертизы; видеофонографических исследований; криминалистической экспертизы волокнистых материалов; криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; исследования объектов почвенного и биологического происхождения; инструментальных методов исследования; судебно-авто технической экспертизы; строительно-технической экспертизы; судебно-взрывотехнической экспертизы; инженерно-техническая; автоматизации экспертного производства.

б) отделы: организационно-методической работы; методической работы; научной информации; экономических экспертиз; товароведческих экспертиз; экспертных исследований пожаров и взрывов;



2) Управление судебно-экспертных учреждений (осуществляет организационное руководство);

3) Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз (г. Санкт-Петербург);

4) Южный региональный центр судебных экспертиз (г. Ростов-на-Дону);

5) лаборатории судебных экспертиз в республиках, краях, областях, их филиалы и группы экспертов.

Экспертные учреждения Минздрава России:

1) Научно-исследовательский институт судебной медицины (осуществляет научно-методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями и производство сложных и повторных экспертиз; проводит научные исследования);

2) Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (осуществляет научно-методическое руководство и производство наиболее сложных экспертиз в области судебной психиатрии);

3) центры судебной психиатрии (региональные и межрегиональные);

4) судебно-психиатрические экспертные комиссии (стационарные и амбулаторные);

5) психиатрические больницы, где проводится принудительное лечение;

6) отделения судебно-медицинских экспертиз (районные, межрайонные);

7) бюро судебно-медицинских экспертиз (республиканские, областные, городские).

Систему судебно-экспертных учреждений России составляют, в первую очередь, государственные судебно-экспертные учреждения. В последние два десятилетия в стране появились и негосударственные судебно-экспертные учреждения, но доля производимых ими экспертиз пока не очень велика.

Государственная судебно-экспертная деятельность в соответствии со ст. 1 ФЗ ГСЭД осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами. Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия субъектам, назначающим экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 ФЗ ГСЭД). Правовую основу этой деятельности составляют, помимо вышеназванного Закона, Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными судебно-экспертными учреждениями, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Эти учреждения проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 ФЗ ГСЭД).

Судебно-экспертные учреждения в России создавались исходя из необходимости удовлетворения потребностей в выполнении экспертиз прежде всего для двух ведомств - Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Для МВД экспертизы выполнялись и выполняются в основном в связи с раскрытием и расследованием уголовных преступлений. Для Министерства юстиции экспертизы выполняются как в интересах уголовного судопроизводства - по заданиям судов и прокуратуры, так и в интересах гражданского, арбитражного судопроизводства, а также в связи с обращениями других организаций, ведомств, частных лиц, которые нуждаются в экспертных исследованиях.

Судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы выполняются соответствующими структурами (центрами, бюро, лабораториями) Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспертная служба была создана при Министерстве обороны РФ. Она обеспечивает производство как судебно-медицинских, так и криминалистических экспертиз по делам, подследственным военной прокуратуре.

Для обеспечения потребности в экспертизах, специфичных для их деятельности, созданы экспертные службы в ФСКН, ФТС, МЧС, ФСБ России.

Таким образом, первым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений России является их ведомственная принадлежность (в отличие от ряда других стран, например Белоруссии, Казахстана и др., где созданы и функционируют единые экспертные центры).

Вторым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является региональность, т. е. приближение их к местным правоприменительным органам, позволяющая все более расширять эту систему.

Выполнение судебных экспертиз требует единообразия применяемых методик, налаженной системы подготовки и усовершенствования экспертов, контроля за уровнем выполняемых экспертиз, изучения и обобщения экспертной практики. Все это возможно тогда, когда нижестоящие экспертные учреждения и организации осуществляют свою деятельность в рамках единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз. Контроль за его обеспечением возлагается на головные и вышестоящие экспертные учреждения. Таким образом, третьим принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является соблюдение единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз независимо от их ведомственной принадлежности.

В состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее СЭУ) входят 42 судебно-экспертные лаборатории (далее – ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (далее – РЦСЭ) и один федеральный центр судебной экспертизы – федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ).

Все перечисленные учреждения созданы соответствующими постановлениями Правительства СССР и России. Единственным учредителем этих учреждений является Минюст России (см. ), которому они подчиняются непосредственно во всех вопросах уставной деятельности, за исключением отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, определенных действующим законодательством.

Все СЭУ являются федеральными бюджетными учреждениями. В своей деятельности СЭУ руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также свом Уставом.

Руководители СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказом министра юстиции России. Работники СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказами руководителя соответствующего СЭУ.

Основная уставная цель всех СЭУ – защита прав и свобод всех граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз.

Основной задачей СЭУ является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований.

Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых ЛСЭ. Территории экспертного обслуживания РЦСЭ, а также курируемые ими ЛСЭ утверждаются приказами Минюста России. В настоящее время в системе СЭУ Минюста России действуют следующие региональные центры:

  • ФБУ Воронежский РЦСЭ (г. Воронеж),
  • ФБУ Дальневосточный РЦСЭ (г. Хабаровск),
  • ФБУ Приволжский РЦСЭ (г. Нижний Новгород),
  • ФБУ Северо-Западный РЦСЭ (г. Санкт-Петербург),
  • ФБУ Сибирский РЦСЭ (г. Новосибирск),
  • ФБУ Средне-Волжский РЦСЭ (г. Казань),
  • ФБУ Уральский РЦСЭ (г. Екатеринбург),
  • ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ (г. Ставрополь),
  • ФБУ Южный РЦСЭ (г. Ростов-на-Дону).

Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых РЦСЭ, включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. Здесь работают аттестованные по широкому перечню экспертных специальностей эксперты, способные решать экспертные задачи с привлечением сложного аналитического оборудования и приборной базы, которыми оснащены РЦСЭ.

Зональные ЛСЭ Минюста России осуществляют свою экспертную деятельность на основании Уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовке статистических данных.

В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделах, группах) проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в т.ч. оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские экспертизы).

Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.

Важной организационной структурой СЭУ Минюста России является РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля 1999 г.) РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России на современном научном уровне.

Экспертное производство в РФЦСЭ в основном сосредоточено на выполнении наиболее сложных первичных и повторных судебных экспертизах, которые не могут быть выполнены в других СЭУ Минюста России. Помимо этого основными задачами РФЦСЭ являются выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, а также обеспечение подготовки и повышения квалификации работников СЭУ Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

С этой целью в РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует . Также действует Ученый совет , основной задачей которого является рассмотрение новых родов и видов судебной экспертизы, а также перспективных научных разработок в области судебной экспертизы и возможностей их дальнейшего внедрения в практику СЭУ Минюста России.

Полный перечень СЭУ Минюста России, территориальные сферы экспертного обслуживания и перечень курируемых ФБУ лабораторий судебной экспертизы приведены ниже.

Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.

Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят:

  • организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
  • технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
  • пулегильзотека федерального характера МВД России;
  • отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
  • лаборатория научно-исследовательского характера.
Замечание 1

Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.

Судебно-экспертные учреждения

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

Замечание 2

Система органов

Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).

Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.

Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.

Замечание 3

Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.

В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Согласно нормам уголовно-процессуального закона производство судебных экспертиз осуществляется как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Тем не менее, большая часть судебных экспертиз проводится в государственных экспертных учреждениях, система которых включает судебно-экспертные учреждения: Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения.

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). В нем проводится научно-исследовательская работа и создаются новые методики исследования различных объектов, а также производятся все наиболее распространенные роды и виды судебных экспертиз. В РФЦСЭ, как правило, проводятся повторные либо сложные экспертизы для судебных и следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ И НИЛСЭ). ЦНИЛСЭ выполняют все роды и виды судебных экспертиз, а НИЛСЭ - традиционные криминалистические, автотехнические, бухгалтерские и некоторые экспертизы веществ и материалов. Московская НИЛСЭ занимается производством только судебно-бухгалтерских, планово-экономических, пожарно-технических и строительно-технических экспертиз. Остальные виды экспертиз для правоохранительных органов Москвы и Московской области выполняются в РФЦСЭ.

Экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел РФ производят экспертизы и предварительные исследования объектов только по уголовным делам.

Централизованное руководство экспертными подразделениями осуществляет Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД РФ, в котором производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается Следственный комитет МВД России. Кроме того, в научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ осуществляются научные разработки по совершенствованию имеющихся и созданию новых методик исследования объектов.

Нижестоящими экспертными подразделениями системы МВД РФ являются:

- экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) республик, краев, областей и крупных городов, в которых производятся, как и в ЭКЦ РФ, все роды и виды судебных экспертиз;

- экспертно-криминалистические отделы (ЭКО) областей, районов, городов, в которых производятся основные виды традиционной криминалистической экспертизы, а также пищевые экспертизы и экспертизы веществ и материалов.

Система судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения РФ включает:

Судебно-медицинские учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы;

Судебно-психиатрические учреждения.

Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Научно-практическое и организационно-методическое руководство ими осуществляет Главный судебно-медицинский эксперт Министерства здравоохранения России, а также Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы, в котором проводятся соответствующие научные исследования и наиболее сложные или повторные и дополнительные экспертизы.

В бюро судебно-медицинской экспертизы производятся:

Судебно-медицинские экспертизы и исследования трупов;

Судебно-медицинские экспертизы и освидетельствования потерпевших, обвиняемых и других лиц;

Судебно-медицинские экспертизы вещественных доказательств (крови, костных останков и др.).

Судебно-психиатрические экспертизы производятся:

- в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров (стационарные судебно-психиатрические экспертизы обвиняемых и подсудимых);

В общих отделениях психиатрических больниц (стационарные судебно-медицинские экспертизы потерпевших, свидетелей);

Судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, создаваемыми при психиатрических и неврологических учреждениях (амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы, в том числе заочные и посмертные).

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в котором производятся наиболее сложные судебно-психиатрические экспертизы. Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, судебно-психиатрическими экспертными комиссиями осуществляет Главный психиатр Медицинского управления (органа здравоохранения) того или иного региона России.




Top