Теократия. Теократическое государство одна из форм организации государственной власти Современные теократические государства список

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские , клерикальные , теократические и атеистические государства.

Светское государство

Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства , не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Клерикальное государство

Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус , не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.

Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство , ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.

Что касается евангелическо-лютеранской церкви , то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;

2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;

3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;

5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.

Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.

Теократическое государство

Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии .

Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).

В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан , представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

Атеистическое государство

Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

«Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредничества особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства...».

Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем -- бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.

Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально.

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея -- это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству. Во-вторых, культурно- историческое многообразие религиозной жизни не позволяет при характеристике институтов власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианской цивилизации. Отсутствуют, как таковые, церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства -- Арабского халифата. Данное противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг писал: "Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве". Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии -- признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской.

Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию "форма" и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории "форма" ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования "содержания", что сужает изучение определяемого как "форма" явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.

Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 2010. - С. 299

Из всего выше перечисленного необходимо выделить следующее:

Для теократических государств характерны следующие признаки:

государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;

религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;

глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеевва. М.: Закон и право, 2000. - С. 266.

Теократическая монархия - этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа - форма правления в Ватикане. Во находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах - окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире- Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года - свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности - форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Салыгин Евгений Николаевич. Теократическое государство (Теорет.-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Москва, 1997 170 c. РГБ ОД, 61:98-12/110-0

Введение

Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система

1. Понятие теократии 15

2. Теократия как идеал 37

3. Виды теократии 60

Глава вторая. Государственно-правовая характеристика теократии

1 . Понятие теократического государства 66

2. Теократические тенденции современной государственности 128

3. Россия и теократия 138

Заключение 159

Использованная литература 162

Введение к работе

Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это «исторический анахронизм» 1 , реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.

Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные как секуляризационные, так и обратные, религиозно-возрожденческие изменения в настоящем. Причем, сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся

См.: Политология: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 370.

государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально-экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.

Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно-властных отношений. В политической системе таких государств наметились теократические тенденции. Рассмотрение особенностей организации власти в теократических государствах и в государствах с теократическими тенденциями представляет на современном этапе для теории государства и права насущную потребность.

На протяжении примерно двух тысячелетий исследовательская мысль с различной степенью интенсивности, определяемой в большинстве случаях культурно-историческими и социально-политическими условиями жизни общества, изучала все многообразие церковно-государственных и религиозно-правовых институтов, оставив в наследие значительный теоретический материал. Однако следует признать, что имеющиеся в науке знания о теократии содержатся не в обобщенном и систематизированном виде, а в форме исследований ее отдельных сторон, связанных, главным образом, с освещением конкретно-исторических, либо теоретических моделей религиозно-политической власти. Важность настоящей диссертационной работы заключается в попытке дать глубокий и всесторонний теоретико-правовой анализ всему комплексу явлений, составляющих феномен теократического государства.

Вопрос о теократическом государстве необходимо рассматривать в нескольких плоскостях. На самом общем уровне исследования он связан с проблемой межгосударственных отношений. Продуктивный международный диалог в современных условиях не возможен без учета культурно-исторических и цивилизационных особенностей государств. Для отдельных

народов теократия выступает не только важнейшим элементом политики, но и первостепенным звеном культуры, поскольку смыслообразующим фактором и политики, и культуры здесь является религия. Как центральное звено цивилизационной самобытности, теократия организует общественный порядок, определяет ценности и ориентиры социального развития. По мнению автора, накопление и использование знаний о принципах строения политической власти, ценностях и целях теократических государств, а также государств с теократическими тенденциями могут облегчить взаимопонимание различных стран и обеспечить их сотрудничество в рамках единой общечеловеческой цивилизации.

Исследование внешнеполитических аспектов существования теократического государства коррелирует с проблемой гармонизация их внутреннего права с нормами международного законодательства. Нормативно-правовые акты многих теократических государств, регулирующие положение господствующего вероучения содержат правила, нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного законодательства в области прав и свобод человека. Наметившаяся в последнее время во многих странах теократизация государственно-властных отношений сопровождается ограничением свободы мысли, совести, вероисповедания, права на создание религиозных организаций. Поиск путей приведения законодательства теократических государств и государств с теократическими тенденциями в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного законодательства в области прав человека без нарушения культурно-исторических и цивилизационных основ их жизнедеятельности является сегодня весьма актуальным.

Внутренне необходимые свойства организации теократической власти в государстве определяются характером отношений государства и церкви, вероучения и права, религии и учреждений образования. Наибольшей научной и практической значимостью в этой связи обладает теоретико-правовой анализ

6 взаимоотношений государства и церкви. Государственно-церковные отношения требуют рассмотрения как в общем, т.е. с точки зрения их структуры: объекта, субъекта и содержания, так и в частности, т.е. применительно к особенностям теократических государств, государств с теократическими тенденциями, а также к современной России. Анализ сложившейся здесь ситуации показывает, что отсутствие концепции государственно-церковных отношений и нечеткость государственной политики в сфере религии ведут к воспроизведению традиционных - симфонических принципов сосуществования государства и церкви. А они являются по своей сути разновидностью теократической модели власти. Смогут ли в России государство и церковь создать новые формы взаимосотрудничества, гарантирующие в полном объеме реализацию конституционно закрепленных принципов светского государства и свободы совести? Какие это должны быть отношения? Все эти вопросы ждут своего разрешения.

Не менее важной проблемой, входящей в предмет диссертационного исследования, является религиозно-правовое регулирования общественных отношений. Законодательство многих стран предусматривает действие на своей территории норм светского и религиозного права. В некоторых из них высшая юридическая сила принадлежит нормам религии. В диссертации следует осветить сферу нормативного воздействия, положительные и отрицательные стороны религиозно-правовой регламентации, а также дать прогноз перспектив существования религиозно-правовых систем.

Рассмотрение организации власти теократического государства, ориентированной на воплощение в действительность религиозно-правовых предписаний позволяет с нетрадиционных для отечественной науки позиций взглянуть на сущность политической организации общества. Государство многолико и анализ его социального предназначения не должен исключать духовных, морально-нравственных факторов.

В тесной связи с тематикой диссертации находится вопрос о светском государстве. Исследование теократии - антипода светского государства позволяет составить о нем более полное представление, и расширить таким образом научные представления о типах государственной власти в целом.

Центральной проблемой работы является политико-правовая характеристика теократии, состоящая в определении понятия теократического государства и соотнесении государственной теократии с формой и типом государства. В теории государства и права нет точного определения теократического государства. Отождествление его в одних случаях с формой правления, в других - с политическим режимом, а иногда и с формой государства в целом, нисколько не вносит ясности в этот вопрос. Продуктивное исследование свойств теократического государства, прогнозирование направленности их изменений возможны лишь при условии его четкой видовой определенности. Здесь возможен иной подход к самой проблеме организации государственной власти. В последнее время во многих областях общественного знания, в том числе и в юридической науке, все чаще используется системный метод. Последовательное применение в государственно-правовых исследованиях принципа системности приближает к выработке понятия система государственной власти. Думается, что оно в гораздо большей степени, чем другие категории государства предоставляет возможность адекватного и точного определения теократического государства.

исследовать основные подходы к понятиям теократия и теократическое государство, рассмотреть социально-правовые аспекты существования данных политических структур;

определить понятие теократии, выявить ее разновидности;

дать видовое определение понятия теократического государства, раскрыть его сущность и социальное предназначение;

проанализировать основные признаки теократического государства и установить характер и степень их влияния на теократизацию государственно-властных отношений;

всесторонне рассмотреть специфику религиозно-правовой регламентации общественных отношений, задающей смысл и направленность теократических взаимодействий;

выявить теократические тенденции современной государственности и исследовать их влияние на внутриполитический процесс и международное сотрудничество государств в целом;

осветить идейно-теоретические и историко-правовые особенности взаимоотношений государства и церкви в России и объяснить современные процессы поиска адекватной модели их существования;

на основе анализа отечественного и зарубежного опыта церковно-государственных отношений внести конкретные предложения по совершенствованию механизма взаимодействия государства и религиозных объединений, выдвинуть соответствующие законодательные предложения.

Предметом диссертационного исследования являются государственно-правовые закономерности возникновения, функционирования и изменения теократического государства, а также идейно-теоретические аспекты теократической модели властеотношений. Пристальное внимание отводится анализу взаимосвязей вероучения и права, государства и церкви, религии и образования, определяющих природу теократических властеотношений.

Методологическую основу диссертационной работы составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов исследования, к которым относятся: исторический, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический, формально-логический и другие методы.

Исторический метод позволил изучить генезис теократического государства с момента возникновения первых раннеклассовых государств до современного периода и предоставил возможность спрогнозировать дальнейшие перспективы теократической, государственности.

С помощью диалектического метода были установлены взаимосвязи изменений теократического государства и общего хода исторического движения, определено влияние процессов секуляризации и религиозного возрождения на особенности организации и функционирования теократической власти.

Основные понятия в диссертационном исследовании вырабатывались на основе системно-структурного метода, что позволило определить теократию как систему политических властеотношений, складывающихся в процессе реализации религиозно-правовых предписаний, а теократическое государство -как систему государственной власти, направленной на осуществление религиозно-правовых норм.

Теоретико-правовая специфика темы обусловила использование сравнительно-правового метода. С его помощью анализировалось законодательство зарубежных стран в области государственно-конфессиональных и религиозно-образовательных связей, вносились предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы отношений церкви и государства в России. Сравнительно-правовое исследование теократического государства со светским и правовым показало их принципиальные отличия, позволив тем самым значительно глубже изучить свойства данных видов государств.

С помощью социологического метода было получено представление об особенностях религиозно-правовой регламентации общественных отношений в современных теократических государствах и государствах с теократическими тенденциями, определено ее влияние на общий уровень правонарушений.

Детальный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения государственной власти и религии осуществлялся посредством формально-логического метода.

В процессе научной работы изучалось значительное количество отечественной и зарубежной литературы по теории права, государствоведению, религиоведению, истории, философии, социологии и психологии. Исследование опирается также на публикации в российской прессе и сообщения средств массовой информации.

Историческое освещение исследуемой темы основывалось на работах историков государства и права: В.В. Бартольда, Л.С. Васильева, Ю. Велльхаузена, В.И. Гуляева, И.П. Петрушевского, а также на трудах историков церкви: Е. Гергея, А.В. Карташева.

На философском уровне проблема теократии осмысливалась, опираясь на труды известных философов и богословов: Августина Блаженного, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М. Бубера, В.В. Зеньковского, Ж. Маритена, Б. Ланга, B.C. Соловьева, П. Тиллиха, Е.Н.Трубецкого.

Анализ и обобщение государственно-правовых аспектов теократии основывались на выводах и положениях, сформулированных: И. Блюнчли, А.Б. Венгеровым, И.А. Исаевым, В.В. Лазаревым, Л.С. Мамутом, Р. Молем, А.В. Пчелинцевым, Л.Р. Сюкияйненом, И.Л. Фадеевой.

Учитывая комплексный характер темы, включающей в себя не только философско-правовые и богословские вопросы, но и социально-религиозные проблемы, в диссертации использовались труды зарубежных и отечественных социологов религии: М.Вебера, В.И. Гараджи, Г. Меншинга, М. Элиаде.

Специфика теократической проблематики вызвала необходимость обращаться также к религиозной литературе: Библии, Корану, Ведам, Авесте, египетской Книги мертвых и другим источникам, некоторые из которых являются одновременно как историческими памятниками права, так и действующими религиозно-правовыми актами.

Нормативную базу исследования составляют нормы международного законодательства, регулирующие отношения в области прав человека, свободы совести, мысли, вероисповедания и создания религиозных объединений, нормы Конституции России, законы и подзаконные акты Российской Федерации и зарубежных стран.

Комплексное исследование проблемы теократического государства является для отечественной юридической науки новым. Предпринимавшиеся в прошлом попытки изучения закономерностей взаимодействия вероучения и права, государства и церкви, религии и образования носили избирательный характер и ограничивались рассмотрением отдельных аспектов их существования. Теократия и теократическое государство никогда не были предметом самостоятельного теоретико-правового анализа. Они анализировались попутно: как религиозный или политический идеал какого-либо философа, стиль мышления определенной исторической эпохи, принцип организации власти конкретного государства или отдельной религии. Обобщенные, систематизированные знания о теократическом государстве отсутствовали.

В зарубежной литературе проблема теократии также не нашла должного освещения. Описанию свойств теократического государства отводится незначительное место в учебниках по государствоведению или конституционному праву, а также в соответствующих справочных и энциклопедических изданиях.

Исключение составляет сборник статей «Теократия» под редакцией немецкого автора Якоба Таубеса, вышедший в 1987 году в серии «Теория религии и политическая теология». В нем содержится статья Бернарда Ланга «К понятию теократии», где автор в хронологической последовательности приводит разнообразные точки зрения на теократию западных мыслителей: от Флавия до современных. Однако и здесь отсутствует необходимая полнота исследования теократического государства, поскольку в статье не

анализируется историческая практика религиозно-политической власти и взгляды не западных ученых и богословов, в том числе и российских.

Новаторство настоящей работы, таким образом, заключается в том, что автором впервые предпринимается попытка глубокого и всестороннего теоретико-правового анализа теократической модели властеотношении и выработка определения понятия теократия и теократическое государство.

Новизна диссертационного исследования выражается также в рассмотрении многих проблем взаимодействия государства и церкви. Впервые определяется структура - объект, субъекты и содержание государственно-церковных отношений, освещаются теоретические аспекты сосуществования Российского государства и православной церкви и анализируются перспективы их дальнейших отношений.

На защиту выносятся следующие основные положения:

под теократией следует понимать систему политических
властеотношении, смысл и содержание которых определяется
религиозно-правовыми нормами;

теократия определяется как религиозно-политическая система, характеризующаяся наличием институтов управления и контроля, обладающих возможностью легитимного принуждения подвластных индивидов;

система теократических властеотношении исторически реализуется в родо-племенных союзах на стадии их перехода к государству, в религиозных сообществах (теополитических корпорациях) и государстве;

практическое воплощение теократической идеи содержит в себе определенные логические и ценностные противоречия с основными принципами религиозного мировоззрения;

теократическое государство следует определять как особую систему 1 государственной власти, специфика которой обусловлена

организационно-структурными и регулятивными отношениями, основанными на религиозно-правовой регламентации. Практика религиозно-правового регулирования формирует в теократии особый психологический тип личности, характеризующийся своеобразием религиозного и правового сознания;

возникновение и существование теократической модели властеотношений во многом обусловливается культурно-историческими условиями жизни общества, его традиционно-религиозными и цивилизационными особенностями. При этом не следует исключать влияние на формирование институтов религиозно-политической власти других факторов: социальных, экономических, психологических, в том числе и случайностных;

современная государственность знает практику возрождения теократических тенденций, социального напряжения между религиозными и светскими структурами общества;

при реализации теократической идеи возникает особый вид государственно-церковных отношений, анализ которых имеет большое государственноведческое значение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические выводы имеют важное научно-познавательное значение. Они углубляют и расширяют знания о взаимоотношениях государства и церкви, религии и права, делают представления о теократическом государстве более осмысленными и систематизированными.

Имеющиеся в диссертационной работе практические рекомендации, основанные на анализе российского и зарубежного опыта взаимоотношений государства и церкви, могут быть использованы органами исполнительной и законодательной власти в процессе совершенствования механизма регулирования деятельности религиозных объединений и организаций.

Материалы исследования могут применяться также в преподавании курсов теории государства и права и истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и прошла обсуждение на кафедре теории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения и теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах. Материалы исследования получили апробацию при чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории государства и права в Московской государственной юридической академии.

Понятие теократии

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона"(94 г. до н.э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высшим правителем в нем избран бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником

Отмеченные Флавием признаки теократии получили широкое признание в науке государства и права, а первоначальное определение боговластия в различных модификациях, обусловленных, главным образом, намерением исследователей подчеркнуть тот или иной аспект изучаемой проблемы, и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавийскую дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства2 В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти.

Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники узаконивают земное господство, в цезаропапизме светский правитель не только не допускает самостоятельной власти церкви, но и подчиняет ее себе, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства доходит до формального руководства государством.

Густав Меншинг указывал также на три формы взаимопроникновения в государстве мирского и священного. По его мнению, в харизматическом царстве (Индия, Иран, германские племена) власть, окруженная ореолом мистицизма и сакральности, безличностна. В божественно-упорядоченном государстве политический лидер персонально назначается богом, а правление может предваряться инаугурацией (посвящение Саула в Израиле, Нумы Помпилия в Риме). Теократия, понимаемая как "законодательно установленное священное господство представителя власти бога", отличается, по мнению Меншинга, от других государств "особым духовным отношением священного регента с Богом"2

Теократия как идеал

Под теократией можно понимать не только встречающиеся в истории религиозно-политические системы, где основные сферы жизнедеятельности регламентируются религиозно-правовыми предписаниями. Она является также идеалом, умозрительным образом межличностных отношений. Идейно-теоретическое содержание понятия теократии по своему происхождению религиозно. Как правило, теократические воззрения развивались в рамках отдельных вероучений. Во многих вероучениях встречаются представления о Царстве Божьем (рае), т.е. о некоем наивысшем, идеальном обществе, где люди живут под непосредственным божественным руководством в беззаботно-счастливом досуге, в полной гармонии с божественной волей. В райском царстве торжествует добро, справедливость, любовь, там нет взаимных ссор и распрей. Царство Божье видится в минувших событиях прошлого либо в отдаленной перспективе будущего человечества, принимая формы «золотого века", "царства сына человеческого" и т.д. Данные воззрения так или иначе присутствуют во всех вероучениях, в том числе и в религиях простейших бесписьменных культур1. В отдельных вероучениях, например в древнеегипетской религии, исламе, буддизме, зороастризме, христианстве и некоторых других, представления о Царстве Божьем достигают высокой степени развитости. На их формирование оказывали влияние исторические условия жизни народов, заимствования из иных религиозных традиций, а также интенсивный духовный опыт пророков и богословов.

Применительно к Царству Божьему вряд ли можно говорить о политических отношениях и религиозно-правовой регламентации. Хотя описываемая различными религиями райская жизнь и является самым что ни на есть истинным боговластием, но в строгом смысле слова ее нельзя назвать теократией. Значение анализа представлений о Царстве Божьем для настоящего исследования состоит в том, что все концепции, а также практические модели теократической и квазитеократической власти (о ней речь пойдет ниже) вдохновлялись именно этими представлениями. Царство Божье выступает для теократии идеалом, конечной целью развития. Мысли о нем тревожат умы как теоретиков, так и практиков теократии, желающих возвращения «золотого» прошлого или скорейшего наступления райского будущего.

Мифы о Царстве Божьем в зависимости от основных моментов содержания можно подразделить на эсхатологические и генетические. Первые рисуют картину конца света, апокалипсиса, завершающегося божественным судом и воскресением праведников для вечной жизни в Царстве Божьем. К эсхатологическим идеалам теократии следует отнести иудейские представления о Царстве Сына человеческого, христианские откровения об установлении 1000-летнего царства Христа и новом Иерусалиме, шиитское учение о возвращении и правлении над миром последнего двенадцатого имама и некоторые другие. Генетические мифы связывают Царство Божье с временами безвозвратно ушедшего прошлого. К ним относятся древнегреческие предания о легендарной эпохе «золотого века», даосские и конфуцианские представления о совершенном правлении первых императоров Поднебесной.

Религиозные доктрины столь разнообразны, что подобные разграничения четко удается сделать по отношению не ко всем вероучениям. Иногда религиозные догмы содержат образ Царства Божьего, которое лежит как в начале, так и в конце человеческой истории. Например, христианская теократия - новый Иерусалим, является одновременно началом и концом или, выражаясь языком Откровения, «альфой и омегой» всего сущего.

Встречающиеся в религиозных текстах представления о Царстве Божьем, конечно же, связаны с политико-правовой действительностью раннеклассовых государств, являясь в определенной мере отражением власти жрецов и религиозно-правового регулирования общественных отношений. Конкретно-историческим характером обладает, например, описание правления легендарных правителей - основателей государств: Менеса, Ромула, Рема, Тесея, праведных китайских ванов и т.д. Но в не меньшей степени они содержат мифические, фантастические мотивы, связанные с божественным происхождением или избранием земных правителей, с наличием у них сверхъестественных способностей. По отношению к социальным взаимодействиям и теоретическим моделям теократии они выступают также самостоятельным, независимым феноменом. Кроме того, с точки зрения религиозного сознания, божественный миропорядок с царящей в нем гармонией божественных и человеческих отношений обладает большей реальностью, чем земная жизнь: бог есть истинное бытие. Идеи Царства Божьего оказывают на историческую реальность очень сильное обратное воздействие, изменяя ее "по своему образу и подобию».

. Понятие теократического государства

Традиционно специфика организации и осуществления государственной власти раскрывается в юридической науке через категорию форма государства. Следуя традиционному пониманию, многие ученые видят в теократии форму государства. Данная точка зрения содержится в Большой и Исторической советских энциклопедиях, а также в работах некоторых зарубежных исследователей1. По мнению автора, с данным утверждением нельзя согласиться.

Форма государства представляет собой взятые в целостности три комплекса отношений: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. При определении государственной теократии как формы государства возникает резонный вопрос: какие из составляющих формы государства обуславливают его теократичность? Думается, что определение государственной теократии как формы государства должно указывать как минимум на один из параметров формы государства, т.е. на форму правления, или форму государственного устройства, или политический режим. Отождествление же теократии просто с формой государства не выявляет качественной, политико-правовой определенности теократического государства и ведет к бессистемному, эклектичному перечислению его признаков. В то время как проблема теократического государства состоит именно в определении его видовых, типических свойств.

Предпочтительными в данной связи являются суждения, трактующие теократию как самостоятельную форму правления, либо как один из видов монархии или республики. Наибольшее распространение как в отечественной, так и в зарубежной западной науке получила точка зрения, в соответствии с которой под теократией понимается разновидность монархии. Так, по мнению Карла Шмитта, особенность теократической монархии состоит в том, что глава государства получает авторитет ни от кого другого, а только от бога и управляет по подобию бога1 . Аналогичных взглядов придерживаются и многие другие исследователи2

Внешне теократия и монархия очень похожи. Такие признаки как бессрочное, юридически безответственное и единоличное правление сильно сближает их между собой. Однако характерный для монархии наследственный порядок замещения верховной власти является для теократии не только необязательным, но по существу неприемлемым институтом. С точки зрения теократического идеала наследование власти недопустимо вследствие того, что ее суверенным обладателем является бог, который и имеет исключительное право решать вопрос о передачи правления. Глава теократического государства считает себя преемником бога либо его ближайшего последователя и поэтому не может завещать верховное руководство своим потомкам. Да и откуда им взяться у теократических лидеров, олицетворяющих авторитет веры, если последняя в некоторых случаях предусматривает обет безбрачия?!

Наследование верховной власти, встречающееся в Древнем Египте, в Сасанидском царстве, в Саудовской Аравии не является для теократии правилом. Немало знает история примеров ненаследственных теократии. К ним можно отнести Папскую область, Ватикан, государство Тибет, Иран и ряд других государств. Следует добавить, что и наследственные теократии имеют свои особенности, которые не позволяют вести речь, собственно, о монархическом правлении, поскольку в таких государствах важную роль играет духовенство, ограничивающее самостоятельность царя, в том числе и в вопросах властепреемства. Примером этому может служить Древний Египет.

Религиозные каноны относятся к монархической власти как к заблуждению, как к вынужденной необходимости. Когда старейшины Израиля приходят к пророку Самуилу с просьбой "поставить над ними царя", тот отговаривает их и обратясь к богу, получает следующий ответ: "...Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними " .

О недопустимости рассмотрения теократического правления в качестве разновидности монархической власти утверждают теоретики ислама. В соответствии с представлениями о суверенной и всеобъемлющей власти Аллаха, монархии, когда-либо существовавшие в истории исламского общества, расцениваются мусульманскими богословами как отступление от норм религии и осуждаются. Вот, например, что по этому поводу говорил великий теократ современности имам Аятолла Хомейни: "Ислам объявляет монархию и наследование власти неверными и необоснованными. Пророк призывал разрушить монархические формы правления... Истинным монархом является только Аллах и Он не нуждается в партнерстве"2.

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая - «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия - это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия - это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма. Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье. Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов - общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление - секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания. Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата. Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением. Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть - это страны монархии. Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого. Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в. После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример - Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов - Далай-лама - имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия - это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения. Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде. Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия - это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом - собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке признал религию, и Папа получил влияние. Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии. Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик - он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским. Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом. Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI - XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов. Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога. Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство - светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго. С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации). После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы. А вот предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии. Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.




Top