Традиционное индустриальное и постиндустриальное общество сравнительная таблица. Традиционное общество

  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

    Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

    Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

    Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.

    Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

    Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

    Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

    Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

    Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

    При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

    Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

    В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

    Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

    Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

    Индустриальное и постиндустриальное общество

    Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

    Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

    1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

    2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

    3. Интенсивная урбанизация

    4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

    5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

    6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

    7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

    8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

    9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

    Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

    Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

    Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.

    Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

    Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

    На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

    Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

    Классическая характеристика индустриального общества говорит о том, что оно формируется в результате развития машинного производства и возникновения новых форм массовой трудовой организации. Исторически этот этап соответствовал социальной ситуации в Западной Европе в 1800-1960 гг.

    Общая характеристика

    Общепризнанная характеристика индустриального общества включает в себя несколько фундаментальных признаков. В чем они заключаются? Во-первых, индустриальное общество основывается на развитой промышленности. В нем существует разделение труда, которое способствует повышению производительности. Важной чертой является конкуренция. Без нее характеристика индустриального общества была бы неполной.

    Капитализм приводит к тому, что активно растет предпринимательская деятельность смелых и инициативных людей. Одновременно с этим развивается гражданское общество, а также государственная управленческая система. Она становится эффективнее и сложнее. Индустриальное общество невозможно представить без современных средств коммуникации, урбанизированных городов и высокого качества жизни среднестатистического гражданина.

    Развитие технологий

    Любая характеристика индустриального общества, кратко говоря, включает в себя такое явление, как промышленная революция. Именно она позволила Великобритании первой в человеческой истории перестать быть аграрной страной. Когда экономика начинает опираться не на возделывание сельскохозяйственных культур, а на новую промышленность, появляются первые ростки индустриального общества.

    При этом происходит заметное перераспределение трудовых ресурсов. Рабочая сила покидает сельское хозяйство и уходит в город на заводы. В аграрном секторе остается до 15 % жителей государства. Рост городского населения также способствует оживлению торговли.

    В производстве главным фактором становится предпринимательская деятельность. В наличии этого явления заключается характеристика индустриального общества. Кратко эту взаимосвязь впервые описал австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер. На этом пути общество в определенный момент переживает научно-техническую революцию. После этого начинается постиндустриальный период, который уже соответствует современности.

    Свободное общество

    Вместе с наступлением индустриализации общество становится социально мобильным. Это позволяет людям разрушить те рамки, которые существуют при традиционном порядке, характерном для средневековья и аграрной экономики. В государстве размываются границы между сословиями. В них пропадает кастовость. Иначе говоря, люди могут разбогатеть и стать успешными благодаря своим стараниям и умениям, не оглядываясь на собственное происхождение.

    Характеристика индустриального общества заключается в значительном экономическом росте, происходящем за счет увеличения количества высококвалифицированных специалистов. В обществе на первом месте оказываются техники и ученые, которые определяют будущее страны. Такой порядок также называют технократией или властью технологий. Значимее и весомее становится труд торговцев, специалистов по рекламе и других людей, занимающих особенное положение в социальной структуре.

    Складывание национальных государств

    Ученые определили, что основные характеристики индустриального общества сводятся к тому, что индустриальный и становится доминирующим во всех областях жизни от культуры до экономики. Вместе с урбанизацией и изменениями в социальном расслоении происходит зарождение национальных государств, сложенных вокруг общего языка. Также большую роль в данном процессе играет уникальная культура этноса.

    В средневековом аграрном обществе национальный фактор был не настолько значителен. В католических королевствах XIV столетия гораздо важнее была принадлежность к тому или иному феодалу. Даже армии существовали по принципу найма. И только в XIX веке окончательно сформировался принцип национального набора в государственные вооруженные силы.

    Демография

    Меняется демографическая обстановка. В чем здесь скрывается характеристика индустриального общества? Признаки перемен сводятся к снижению рождаемости в одной среднестатистической семье. Люди больше времени уделяют собственному образованию, меняются стандарты в отношении к наличию потомства. Все это влияет на количество детей в одной классической «ячейке общества».

    Но вместе с тем падает и уровень смертности. Связано это с развитием медицины. Услуги врачей и лекарства становятся доступнее для широкого слоя населений. Увеличивается продолжительность жизни. Население больше умирает в пожилом возрасте, чем в молодости (например, от болезней или войн).

    Общество потребления

    Обогащение людей в индустриальную эпоху привело к зарождению Главным мотивом труда его членов становится желание как можно больше купить и приобрести. Зарождается новая система ценностей, которая строится вокруг важности материальных благ.

    Термин был введен немецким социологом Эрихом Фроммом. В данном контексте он подчеркнул важность снижения продолжительности рабочего дня, увеличения доли свободного времени, а также размытия границ между классами. Такова эта характеристика индустриального общества. Таблица показывает основные признаки данного периода развития человечества.

    Массовая культура

    Классическая характеристика индустриального общества по сферам жизни гласит, что в каждой из них увеличивается потребление. Производство начинает ориентироваться на стандарты, которые определяет так называемая Этот феномен - один из самых ярких признаков индустриального общества.

    В чем он заключается? Массовая культура формулирует основные психологические установки общества потребления в индустриальную эпоху. Искусство становится доступным для всех. Оно вольно или невольно пропагандирует определенные нормы поведения. Их можно назвать модой или стилем жизни. На западе расцвет массовой культуры сопровождался ее коммерциализацией и созданием шоу-бизнеса.

    Теория Джона Гелбрейта

    Индустриальное общество тщательно исследовалось многими учеными XX столетия. Одним из выдающихся экономистов в этом ряду является Джон Гелбрейт. Он обосновал несколько фундаментальных законов, с помощью которых формулируется характеристика индустриального общества. Не менее 7 положений его теории стали основополагающими для новых и течений нашего времени.

    Гелбрейт считал, что развитие индустриального общества привело не только к установлению капитализма, но и к созданию монополий. Крупные корпорации в экономических условиях свободного рынка наживают богатство и поглощают конкурентов. Они контролируют производство, торговлю, капиталы, а также прогресс в науке и технике.

    Усиление экономической роли государства

    Важная характеристика согласно теории Джона Гелбрейта, заключается в том, что в стране с подобной системой взаимоотношений государство усиливает свое вмешательство в экономику. До этого в аграрную эпоху средневековья у власти просто не было ресурсов, чтобы кардинально влиять на рынок. В индустриальном обществе ситуация совершенно обратная.

    Экономист по-своему отмечал развитие техники в новую эпоху. Под этим термином он имел в виду применение систематизированных новых знаний на производстве. Требования приводят к тому, что в экономике торжествуют корпорации и государство. Связано это с тем, что именно они становятся обладателями уникальных научных производственных разработок.

    В то же время Гелбрейт считал, что при индустриальном капитализме сами капиталисты потеряли свое былое влияние. Теперь наличие денег совсем не означало власти и важности. Вместо собственников на первый план выходят научные и технические специалисты, которые могут предложить новые современные изобретения и производственные методики. Такова эта характеристика индустриального общества. По плану Гелбрейта, прежний рабочий класс в этих условиях размывается. Обостренные отношения пролетариев и капиталистов сходят на нет благодаря техническому прогрессу и уравниванию доходов дипломированных специалистов.

    В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

    В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

    Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

    Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

    К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

    Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

    Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

    Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

    Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

    Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

    Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

    В заключение нужно отметить, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

  • 5.Становление социологии как науки. Функции социологии.
  • 6.Особенности формирования отечественной социологии.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

    Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

    Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

    Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

    Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

    К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

    Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

    В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

    Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

    Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

    Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

    Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

    Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

    Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

    Направления развития социума

    Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

    Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма - стадия общественного регресса).

    Общество - сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой - регресс.

    Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) - уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

    Критерии социального прогресса

    Их насчитывается шесть:

    • утверждение демократии;
    • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
    • совершенствование межличностных отношений;
    • рост духовности и этической составляющей социума;
    • ослабление межличностной конфронтации;
    • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

    Формы общественного развития

    Самая распространенная - эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

    Вторая форма общественного развития - революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

    Революции могут быть:

    • краткосрочные либо долговременные;
    • в рамках одного либо нескольких государств;
    • в пределах одной либо нескольких сфер.

    Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

    Третья форма социального развития - реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

    Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

    Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

    • индустриальный;
    • постиндустриальный.

    Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

    Доиндустриальное общество: характерные черты

    Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) - это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

    В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

    Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

    • незначительные размеры объединения;
    • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
    • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
    • приоритет кровных родственных связей.

    Этапы эволюции простых обществ

    • группы (локальные);
    • общины (первобытные).

    Второй этап имеет два периода:

    • родовая община;
    • соседская.

    Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

    Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

    Переходная форма от простого общества к сложному

    Вождество - иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

    По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней - 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

    Сложные общества доиндустриального типа

    Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

    Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч - сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

    Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

    Признаки сложного общества В. Чайлда

    Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

    1. Люди расселены по городам.
    2. Развивается неаграрная специализация труда.
    3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
    4. Возникают четкие классовые дистанции.
    5. Обычное право заменяется юридическим законом.
    6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
    7. Появляется заморская торговля.
    8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

    Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

    Характерные особенности доиндустриального общества

    Выделяют следующие черты традиционного общества:

    1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
    2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
    3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
    4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
    5. Низкий уровень социальной мобильности.
    6. Большие патриархальные семьи.
    7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
    8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
    9. Однородность ценностей и норм.
    10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

    Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

    Индустриальный тип общества

    Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

    • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
    • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

    Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) - дитя двух революций - политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой - экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй - новая политическая форма (демократия), политические свободы.

    Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман - Англия. Эта страна - родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

    Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

    Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

    По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

    Признаки индустриального общества:

    • индустриализация;
    • классовый антагонизм;
    • представительная демократия;
    • урбанизация;
    • деление общества на классы;
    • переход власти к собственникам;
    • незначительная социальная мобильность.

    Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества - это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

    Постиндустриальное общество

    В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

    Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

    Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

    Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

    Характеристика

    Современное общество

    Постсовременное общество

    1. Основа общественного благосостояния

    2. Массовый класс

    Управленцы, служащие

    3. Социальная структура

    «Зернистая», статусная

    «Сотовая», функциональная

    4. Идеология

    Социоцентризм

    Гуманизм

    5. Техническая основа

    Индустриальная

    Информационная

    6. Ведущая отрасль

    Промышленность

    7. Принцип управления и организации

    Руководство

    Согласование

    8. Политический режим

    Самоуправление, непосредственная демократия

    9. Религия

    Мелкие конфессии

    Таким образом, и индустриальное, и постиндустриальное общество - это современные типы. Главная отличительная особенность последнего в том, что человек не рассматривается в качестве преимущественно «человека экономического». Постиндустриальное общество - это социум «посттрудовой», «постэкономический» (экономическая подсистема теряет определяющее значение; труд - не основа социальных отношений).

    Сравнительная характеристика рассматриваемых типов развития общества

    Проследим основным отличия, которые имеют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

    Критерий сравнения

    Доиндустриальное (традиционное)

    Индустриальное

    Постиндустриальное

    1. Главный производственный фактор

    2. Основной производственный продукт

    Продукты питания

    Промышленные товары

    3. Черты производства

    Исключительно ручной труд

    Широкое использование технологий и механизмов

    Компьютеризация общества, автоматизация производства

    4. Специфика труда

    Индивидуальность

    Преобладание стандартной деятельности

    Поощрение творческого начала

    5. Структура занятости населения

    С/х - приблизительно 75%

    С/х - приблизительно 10%, промышленность - 75%

    С/х - 3%, промышленность - 33%, сфера услуг - 66%

    6. Приоритетный вид экспорта

    Преимущественно сырье

    Произведенная продукция

    7.Социальная структура

    Классы, сословия, касты, включенные в коллектив, их замкнутость; незначительная социальная мобильность

    Классы, их подвижность; упрощение существующей соц. структуры

    Сохранение существующей социальной дифференциации; увеличение численности среднего класса; профессиональная дифференциация на основе квалификации и уровня знаний

    8. Средняя продолжительность жизни

    От 40 до 50 лет

    До 70 лет и выше

    Свыше 70 лет

    9. Степень влияния человека на окружающую среду

    Неконтролируемое, локальное

    Неконтролируемое, глобальное

    Контролируемое, глобальное

    10. Взаимоотношения с другими государствами

    Незначительное

    Тесная взаимосвязь

    Полная открытость общества

    11. Политическая сфера

    Чаще всего монархические формы правления, отсутствие политических свобод, власть стоит выше закона

    Политические свободы, равенство перед законом, преобразования демократической направленности

    Политический плюрализм, крепкое гражданское общество, появление новой демократической формы

    Итак, стоит еще раз напомнить три типа развития социума: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.



    
    Top