Вода святится в рождество. Забыть о себе, вспомнить о Боге. Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае

Поздравляю всех христиан с Крещенским Сочельником!

Поздравляю вас с Крещением Господним,
Днем когда крестился наш Господь.
И желаю крепкого здоровья,
Пусть растет удача и доход.

Пусть Крещение вас одарит счастьем
И духовной, чистой красотой.
Прочь пускай уходят все ненастья,
И в ваш дом придет мир и покой.

Я желаю вам добра и света
И большой и чистой вам любви.
И живите долгие вы лета,
Пусть Господь от бед вас сохранит.

КОГДА НАБИРАТЬ ВОДУ?

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается ОДНИМ чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду — в Сочельник или в сам Праздник Крещения, нет никакой разницы между водой Крещенской и Богоявленской.

Наши бабушки и дедушки использовали ее для лечения, очищения, изгнания злых духов и дурных мыслей, брызгали 8 лицо человеку или по углам дома.
В ночь с 18-го на 19-е вся вода в кранах и водоемах считается святой.
Если этой водой обмыться, с человека уйдут самые страшные болезни. Омываясь ночью водой, следует сказать: «С улицы водица, с меня лиховица».

Сроки хранения крещенской воды довольно длительные. Она не подвергается процессам распада, а потому может стоять годами. Православный иеромонах Серафим Вырицкий всегда рекомендовал окроплять ею продукты и накрытую на столе еду. В случае болезни подвижник благословлял больного и велел пить одну столовую ложку освященной воды через каждый час. Мудрейший старец говорил, что на свете нет лекарства сильнее.

Приметы и обряды на праздник

Не оставляйте в крещенскую ночь обувь за порогом, иначе болеть будете.

Если в доме проблемы, наберите ночью воды, оставьте ее у порога в открытом виде, а утром этой водой протрите обувь каждого члена семьи. Затем воду вылить в отхожее место со словами: «Злой дух под землю, добрый на землю».

Накануне Крещения до водосвятия нельзя есть. Накануне Крещения хозяйка должна мелом или карандашом начертить крестики над дверьми и окнами, чтобы уберечь свой дом от сатаны.

Кто мечтает долго не стареть, должен принести в дом таз чистого снега, растопить его, умываться этой водой со словами: «Вода с небушка всё исправит. И мне (имя) красоты на бело личико добавит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Накануне Богоявления (18 января) все домочадцы должны считать деньги со словами: «Господь Бог миру явится, А в моем кошельке деньги объявятся. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь».

Святая вода, сама по себе, является гигантским целебным вместилищем, которое мы пополним магическим заговором.


Заговоры

Сильный заговор святой воды на похудение.

Как водицу в себя изолью, сразу жир ей с себя прогоню. Растоплю я лишний вес с ног и рук, с боков и шеи. Похудею, помолодею, постройнею. Будет водица целебна в помощи сущной хвалебна. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь!

Заговор воды на желание.

Желанием и мечтой водицу заряжаю. Удачу в нее призываю. Пусть по глотку мечта исполнится, а желание осуществится. Попью, попью я водицы, желание и претворится. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь!

Заговор на деньги святой воды.
При зажженных свечах нашептывайте магический заговор на святую воду, отчетливо представляя себе то, что хотите получить.

Как свята вода, чиста- как слеза и целебна, так и чудодейственна в богатстве. Заряжаю водицу на деньги, на сделки, на заработок. Как водица вольется во чрево, так по капле скопит богатство. Деньги к деньгам, дело к словам. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь!

Заговор святой воды на красоту.
Шепчу, шепчу, дело верчу. На сласть красоты водицу заряжаю, глотками ее испиваю. Будут щеки румяными, лик цветущий, а красота моложавой. Водица, водица, дай красотою умыться. Аминь! Аминь! Аминь!

Чтобы привлечь силу красоты, следует пить святую воду и окроплять ей свой лик. Вскоре Вы почувствуете, как кожа становится эластичной, и Вы будете выглядеть красиво и привлекательно.

Заговор воды на здоровье.

Святая водица, всей влаге Царица. Здоровьем тебя заряжаю, по глоточку испиваю. Болезни смываю, хвори прогоняю. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь!

Говорят, что в эту ночь небо открывается,
Можно даже загадать все, что пожелается.
В день Крещения Господня зазвонят колокола,
Будут все благословенны от велика до мала!
Пусть вода очистит душу, веру в сердце воскресит,
А Господь нас всех услышит и ошибки нам простит.

Крещенским сочельником заканчива-ются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.
Будьте здоровы, красивы и привлекательны!

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти. Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

– Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его водосвятием.

Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

– Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое агиасма?

– В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

– Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Это водоосвящение называется великим, как по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф.4:16).

Как употреблять крещенскую воду?

– Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться.

Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

Что делать, если святая вода испортилась?

– Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоячую (проточную) воду.

Что такое артос? Когда его раздают?

– Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

– Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздается она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Таин, вкусили освященного хлеба.

Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Нельзя давать антидор некрещеным людям.

Что такое просфора и что она символизирует?

– Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель». Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Что обозначает слово «просфора»?

– В переводе с греческого слово «просфора» означает «приношение», так как в древности лучший хлеб приносили в храм. Часть его предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Как обращаться с просфорой?

– Так как освященный церковный хлеб является святыней, его принято вкушать натощак, не допуская, чтобы крошки падали на пол. Благоговейное и с верой вкушение просфоры приносит душевное и телесное здравие.

Бумагу, в которую был завернут церковный хлеб, желательно сжигать, так как в ней могут остаться крошки. Лучше для хранения просфор использовать специальные мешочки, которые продаются в церковных лавках. Хранить освященный хлеб надо с подобающей бережностью, в определенном месте (в святом углу рядом с иконами), не допуская плесени. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб все же испортился, то его необходимо сжечь.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду и просфоры?

Можно, но с рассуждением. Вреда, конечно, не будет, но будет ли польза?

Если человек не отвергает внешних знаков церковности, имеет хотя бы немного веры, то вкушение просфоры будет для него приближением к церкви, будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

Если же просфора воспринимается как нечто магическое, некий оберег, "церковное лекарство", при этом человек вовсе не стремится к воцерковлению, то просфора ему не нужна.

Можно ли на кладбище есть просфору?

– Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

Можно ли на могиле покрошить просфору?

– Так как просфора – это святыня, то крошить ее нехорошо. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

– Это тоже освященный хлеб. Ранее богослужения длились довольно долго (а всенощная – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился.

Когда освящают и дают рождественскую воду?

– Специального освящения воды на Рождество Христово не бывает.

Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

– Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.

Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты.

Какая польза от принятия просфоры и святой воды?

– Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и он более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник , у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой.

Мы расскажем читателям о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы.

1. Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский (+202) называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан (+ок. 220) говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий (+379) вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви.

Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке.

Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.

2. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Вопрос не так странен, как кажется. Известно, что Великое водоосвящение совершается дважды - после вечерни в Крещенский Сочельник и после Литургии самого праздника. А вообще в истории Церкви по этому поводу велась когда-то обширная полемика.

Так, например, Патриарх Никон требовал под страхом проклятия, чтобы воду освящали только единожды - в Навечерие Крещения. Свое утверждение он основывал на том, что Спаситель крестился только один раз. Между прочим, это странное требование, вкупе с несоизмеримым наказанием за отказ его исполнять, стало одним из обвинений против Никона на Московском соборе 1667 года, когда Патриарх был низложен.

3. Таинство или обряд?

Мы привыкли к традиционной сакраментологии (учение о таинствах), согласно которой существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Между тем, справедливость этого разделения находится под вопросом.

Сербский богослов XX века считал, что вся церковная жизнь таинственна, вплоть до малого освящения воды. Даже если рассуждать не так радикально, не следует забывать о том, что градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) - погребение и мироварение…

В одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды - не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

С этой мыслью трудно не согласиться.

4. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?

«Еще более странный вопрос. Кто же может к этому обязать?» - подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав.

Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», - как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет - это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание - не более, чем благочестивый обычай.

5. Что говорят святые о святой воде?

Может быть, святые вовсе не учили о святой воде? Может быть, почитание Агиасмы - не более чем традиция, никак не освященная церковным авторитетом?

Спешим успокоить наших читателей - о чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», - учит антиохийский святитель.

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане Галилейской.

И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

6. Для чего нельзя использовать святую воду?

Тут все просто: нельзя грешить. Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…

Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

7. «Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат - столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды.

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана.

Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

8. Почему и где святая вода освящается?

А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит.

С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами.

Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», - так пояснил протоиерей Максим Козлов на пресс-конференции о Крещении.

9. Освящают ли воду в инославных церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. Упомянем о некоторых из них.

В Римо-Католической церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

10. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», - поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии.

Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

Как правильно отмечать Рождество Христово. Чего нельзя делать. Христианские традиции и обычаи. Приметы на Рождество. Как поздравить с Рождеством Христовым.

В ночь с 6 на 7 января весь православный мир отмечает Рождество Христово — один из самых главных христианских праздников. Это праздник, символизирующий обновление. Ведь именно рождение Христа провозгласило для человечества новую, светлую эру.

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Не случайно даже было установлено новое летоисчисление — от Рождества Христова. Рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии — это одно из чудес, явленных Господом человечеству. Поэтому и в праздник Рождества Христова все ожидают чуда и молятся за то, чтобы следующий год был лучше и счастливее уходящего. Этот светлый праздник в православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом.

Празднование Рождества начинается 6 января с появлением на небосводе первой звезды. Как известно, после рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов.

Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался.

Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений.

На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов.

Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы.

1.Праздничный стол

Рождественский стол на Руси был представлен двенадцатью блюдами. Отличались они простотой, предпочтения отдавалось постной и вегетарианской пище. Кутья, сваренная из большого количества зерен, олицетворяла связь поколений, непрерывность жизни и благополучие в семье. Кныши, калачи, паляницы готовились из кукурузной или ржаной муки и предназначались для угощения родных, близких: кумовей, крестных родителей, бабок и других.

Пироги пекли или жарили преимущественно с маком, с вареными или толчеными сушеными сливами, фасолью, горохом, калиновыми ягодами, с гречневой кашей, картофелем, капустой. Деликатесом на столе считалась рыба, разрешенная церковью в этот день, а обязательным блюдом был постный борщ – символ богатства и хорошего урожая. К сервировке стола подходили особенно тщательно: под скатерть обязательно клали пучок соломы – символ яслей, в которых родился Христос, а под стол ставили железный предмет, которого в течение вечера должны были коснуться ногами все присутствующие, тем самым привлекая крепкое здоровье.

2 Дом и быт

Очень хорошо встречать Рождество в новом наряде, считается, что это к прибыли. Чем больше свечей вы зажжете на Рождество, тем больше денег у вас будет весь год. Обязательно надо зажечь особую свечу в честь усопших родственников – тогда они вам обязательно помогут в наступающем году, привлекут в дом удачу и достаток. Если в доме есть домашние животные, то в этот день принято накормить их досыта, что привлечет финансовую удачу. В Рождество хорошо совершать покупки, приобретенные в этот день вещи прослужат верой и правдой в течение долгих лет –«И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей». И еще, обязательно, в ночь с 6 на седьмое января возьмите в ковш воды и наговорите в воду все плохое и неприятное, что произошло за год, потом выплесните эту воду за порог, за ворота, за подъездную дверь, с балкона или с окна, распрощавшись со злом, привлекая добро.

3 Гадания накануне

Великие писатели посвятили этой традиции немало произведений, описывая гадания как нечто мистическое, интригующее, пугающее. Каждая незамужняя русская красавица с нетерпением ждала возможности погадать на суженого, выйти на крыльцо в полночь и спросить имя первого встречного мужчины. Какое назовет, такое и будет у супруга. А то и валенком через забор кинет такая невеста, и бегом смотреть, куда валенок попал: если в сугроб зарылся, то судьбоносная встреча в этом году не случится, а если к лесу носком, то и черта в дом завлечь можно. Бывало, что и по самим женихам валенком попадали, ежели те под заборами стоят.

Традиционные гадания и по сей день с радостью принимаются современниками. Самое распространенное из них – литье воска. В таз с водой медленно лили воск от расплавленной свечи, а по причудливым застывшим фигурам предсказывали будущее. Так же, привлекая фантазию и благодушие рождественских чудес, гадали по чайной и кофейной гуще, тени от горящей бумаги или наполненных чашах. Каждую чашку наполняли символично: кольцо - к свадьбе; монета - к богатству; хлеб - к достатку; сахар - к веселью; лук - к слезам; соль - к несчастью, а чашка с водой - к жизни без особых перемен. Гадающие по очереди, с закрытыми глазами, выбирали чашу, символизирующую их будущее в наступающем году.

4 Чего стоит избегать

Считается, что работать в Рождество – грех. Нельзя заниматься хозяйственными делами: убирать, стирать и выполнять другую тяжелую и грязную работу. Особенно стоит избегать шитья, так как считается, что это привлечет в дом нечистые силы и даже приведет к слепоте одного из членов семьи. Ни в коем случае нельзя ходить на охоту вплоть до Крещения, 19 января, иначе с охотником может случиться несчастье. Не встречали Рождество в черном, ведь «прийти на пир в печальной одежде» — значит навлечь несчастья в наступающем году. Если первой в Рождество дом посетит женщина, то в это привлечет болезни к женщинам в семье, а во время рождественского обеда нельзя пить, так как считалось, что весь год будет хотеться воды, когда достать ее будет негде.

5 Семья и церковь

В первый день Рождественских праздников, 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети после обеда должны были посетить своих родителей, и при этом говорить, что везут «деду ужин». В остальные дни от Рождества до Крещения - Святки - было принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, приходили в тюрьмы и давали заключенным милостыню. Христиане обязательно посещают церковь, где читают молитвы и просьбы о «выправлении нерадивого жития к благополучию и счастью», называя имена живущих, за которых приносится прошение.

6 Погодные приметы

Рождество считается отправным для всего года, и большое внимание уделяется народным приметам. Считается, что в день Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз, то есть дни станут длиннее, а морозы – сильнее. Если накануне Рождества будет сильная метель, то весна в этом году ожидается ранняя, а если 7 января тепло, то жди холодной весны, но ясная погода указывает на обильный урожай. Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы, ранней зелени и сочной листвы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел. Если снег идет крупными хлопьями, жди обильного урожая хлеба, а если небо звездное, то будет хороший приплод скота, а также обилие грибов и ягод.

7 Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».

Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.

За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

1. Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.

2. Узвар (вар). Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.

3. Холоженная рыба.

4. Капустняк.

5. Варенный горох.

6. Борщ постный.

7. Рыба прожаренная.

8. Постные вареники.

9, сообщает сайт сайт. Постные пироги.

10. Блины или пампушки (к борщу).

11. Пшенная, либо гречневая, каша.

12. Голубцы с овощами, крупами.

После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.

Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень - возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.

Если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии - изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.

Рецептов приготовления данного блюда - великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.

В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача - снять шелуху, которой они покрыты.

Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.

Готовое зерно заливали узваром из сухофруктов: груш, яблок, слив, иногда - плодов абрикос. Зерно раскладывается по мискам отдельно, туда добавляется узвар, можно положить ложку меда. Зерно может заливаться и сытой.

В современной интерпретации кутьи, в нее добавляется орех, изюм, сахар вместо меда (но не обязательно).

Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Народная пословица гласит:Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет. Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье. Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть. За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.

Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!». Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников. Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника. Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество:

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод. Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться. В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит».

Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде. Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.

Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется. 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Приметы на Рождество:

♦ Если к вам в дом первым заявится человек в пьяном виде, весь предстоящий год будет в шуме и ссорах. Если ваш порог первой перешагнет женщина, то это к сплетням и неудачам. Если мужчина или мальчик — к благополучию. Если старик или старушка — к долгой жизни. Если к вам в окно постучится птица — к удивительной новости. Если к вам придет нищий или нищенка — к потере и нужде. Если появятся несколько человек сразу — к богатой жизни.

♦ Если к вам под Рождество утром первым зайдет мужчина, надевайте в этот день однотонную одежду, если женщина — цветное платье, чтобы весь год прошел благополучно.

♦ Когда семья сядет за стол под Рождество и при появлении первой звезды начнет вечерять, то незамужняя девушка или неженатый парень из этой семьи, взяв первый не постный кусок в рот, должен держать его на языке и не глотать, пока, выйдя на улицу, случайно не услышит от проходящих мимо людей какое-нибудь имя. Считалось, что такое же имя будет у жениха или у невесты. Люди говорят, что эта примета сбывалась не раз.

♦ Огурцы будут крепкими и хрустящими, если вы засолите их именно в тот день недели, в какой было Рождество в этом году. Хорошая хозяйка для этой цели хранит в укромном месте соль, взятую в Чистый четверг.

♦ Хорошая, добрая примета, если во время рождественского застолья домашний кот сидит под столом — это означает, что в этом году из всех сидящих за столом никто не умрет.

♦ Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.

♦ Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-то разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.

♦ Если человек, идущий в церковь на Рождество, споткнется, то через двенадцать лет, день в день, он заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет».

♦ Девятого января обязательно навестите своих кумовьев и родителей.

♦ Ребенок, который 10 января самостоятельно сделает первые шаги, будет здоров, красив и проживет долгую жизнь.

♦ Если больной человек громко чихнет в третий день Рождества, то он скоро выздоровеет и проживет еще долго. Если человек, который тяжело болен, заговорит в этот день о блинах или лошадях, то он скоро отойдет в мир иной.

♦ Десятого января не ставьте опару или квашню. ♦ Одиннадцатого января не подавайте мужу полотенце, иначе он станет распускать руки.

♦ После того, как вам 11 января постучат в дверь или позвонят, сразу же не открывайте. Подождите, когда постучат или позвонят во второй раз, иначе вы в дом болезнь пригласите.

♦ Если Рождество Христово выпадает на понедельник, то в этот год много мужчин умрет. Если Рождество Христово совпадает со вторником, к столу зовут четное число гостей, чтобы не пригласить в дом нищету. Если Рождество Христово выпадает на субботу, то в этот год преставится много стариков, не дожив до следующего Рождества.

♦ Если повитуху звали к роженице и та рожала дитя на Рождество, то бабка-повитуха ни за что не брала даже копеечки за свои труды, мало того, она была обязана стать младенцу крестной матерью. Этот обычай никогда не нарушался, старые люди знали: кто возьмет за роды деньги, то потратит их на гроб для себя.

Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:

  • Утренний снег 7 января - на богатство и удачу.
  • Запрещается шить на Рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.
  • Метель в этот день - ранняя весна и буйная листва на деревьях.
  • Звездное небо - большой урожай гороха.
  • Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме - крепкое здоровье тому, кто ее съест.
  • Накануне Рождества лучше не выносить из избы свет и огонь.
  • На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой.
  • И главное: как пройдет Рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

Народные приметы

Согласно народным приметам, на Рождество нужно стараться избегать общения с неприятными людьми. Обязательно надо зажечь особую свечу в честь усопших родственников – тогда они вам обязательно помогут в новом году, привлекут в дом удачу и достаток. Если у Вас есть домашние животные — накормите их получше, чтоб не сказали, что хозяин плохой, так как в Рождество, по поверьям, и скотина разговаривает. Весь день 7 января принято ходить в гости и принимать гостей.

Общаться надо на Рождество только со светлыми и позитивными людьми, которые могут принести вам счастье. Рождество считается самым лучшим временем для покупок, больших и маленьких. Купить что-то хорошее на Рождество — отличная примета и знак того, что покупка прослужит верой и правдой. Есть вещи, которые в Рождество делать не стоит – если верить приметам, они могут принести беды в ваш дом. Если вы решили поохотиться, то делать этого нельзя от Рождества до Крещения (до 19 января). В это время природа покровительствует животным, поэтому убийство зверей считается тяжким грехом.

В день Рождества девушкам нельзя гадать – можно будет гадать на святки. Также в Рождество нельзя убирать дом, хозяйствовать и шить. На Рождество нельзя пить воду, поэтому уберите со стола всю минералку. Есть кофе, чай и другие отличные напитки. Честно говоря, примета эта непонятная, но лучше все же не пить воды, чем весь год мучиться непонятно от чего, говорят в народе. Если на Рождество выдалась метель – ждите ранних листьев на деревьях и скорого завершения зимы.

Заиндевелые деревья, звездное небо или обильный снег с 7 по 19 января — верные признаки хорошего, урожайного года. Наши предки внимательно следили за тем, на какой недели попадет Рождество. Если праздник выпадает на субботу, как в 2017 году, это означает, что зима окончится затяжными дождями.




Top