Югославские звёзды. История звёзд для головных уборов Вооружённых сил Югославии (1946—1991). Воинские звания и знаки различия в народно-освободительной армии югославии

Образцы военной униформы.

Старший сержант

Артиллерия Югославская армия Югославия 1941

Этот старший сержант одет в стандартную форму югославской пехоты, однако понятие «стандартный» здесь весьма относительно. Югославская форма была создана на основе сербского, российского и австро-венгерского обмундирования, поэтому во время Второй мировой воины можно было встретить различные ее варианты, особенно среди офицеров. В целом изображенная на рисунке форма достаточно типична, она могла иметь светлую или полевую окраску. На рисунке представлен однобортный китель цвета хаки с закрытым воротником и четырьмя внешними карманами. Черный цвет стоячего воротника и окаймление погон говорят о принадлежности сержанта к артиллерии. Брюки заправлены в высокие обмотки. На поясе у него офицерский ремень. На кепи югославская кокарда. В качестве головного убора также использовалось несколько видов стальных касок.

Рядовой

Пехотная дивизия Югославская армия Югославия 1941

В 1941 г. югославской армии не удалось оказать серьезного сопротивления вторжению фашистских войск, поэтому Югославия была обречена на годы немецких карательных операций и войну, унесшую жизни более миллиона граждан страны. Изображенным на рисунке солдат одет в архаичную форму, использовавшуюся сербами еще в Первую мировую войну. Она состояла из двубортного кителя со стоячим воротником, цвет которого обозначал род войск, широких брюк, заправленных в высокие обмотки, черных ботинок и французской каски Адриана (французские каски также носили моторизованные войска). В первые годы Второй мировой войны на смену устаревшим кителям пришли однобортные версии, а род войск стал обозначаться на погонах. Солдат вооружен югославской 7,9-мм (0,31 д.) винтовкой М1924.

Капитан

Пехотный полк Югославская армия Югославия 1941

Этот капитан одет в повседневный китель, поступивший в югославские войска п начале 1940-х. Расположение знаков различия на его форме наводит на воспоминания об армии царской России. В первую очередь это погоны с аксельбантом, вносящим в форму элемент парадности. Как и у низших званий, род войск военнослужащего обозначен цветом стоячего воротника и окаймлением погон. Однако у офицеров род войск обозначался также цветом лампас на брюках. На пилотке этого капитана национальная кокарда с гербом сербского короля Петра 1. Такую же кокарду офицеры носили на фуражке.

Капитан

Летчик-истребитель Югославские ВВС Югославия 1941

К началу Второй мировой войны югославские ВВС насчитывали 419 самолетов, однако многие модели были устаревшими. Поэтому летчики не смогли оказать серьезного сопротивления авиации Германии. Этот капитан одет в серо-синюю повседневную офицерскую форму. Она состояла из однобортного кителя, белой рубашки с черным галстуком, брюк и пилотки. Звание капитана, изображенного на рисунке, обозначено на погонах (позолота на синем фоне, с синей полосой по центру и тремя золотыми ромбами), Три золотые полосы на рукавах, над которыми виден золотой орел, обозначают должность летчика (значок на правой стороне кителя показывает его квалификацию). На левой стороне кителя виден югославский орден Белого Орла. Офицерам также выдавались двубортные шинели и летние белые кители, а также фуражки с белым верхом.

Военная энциклопедия

Де-факто были учреждены в июле 1941 года, однако не носили официального характера. Несколько раз за время Народно-освободительной войны система воинских званий претерпевала изменения.

Хронология

В начале войны использовалась традиционная стандартная иерархия, похожая на систему воинских званий РККА:

  • ефрейтор или десятник (серб. десетар )
  • сержант или взводный (серб. водник )
  • политический делегат взвода (серб. политички делегат вода )
  • заместитель командира (серб. заменик командира )
  • командир (серб. командир )
  • начальник штаба (серб. начелник штаба )
  • заместитель команданта (серб. заменик команданта )
  • командант (серб. командант )
  • заместитель политкомиссара (серб. заменик политичког комесара )
  • политкомиссар (серб. политички комесар )

Чуть позже было проведено первое изменение в системе воинских званий после структуризации воинских частей «взвод - рота - батальон - отряд - группа отрядов», и тем самым появились звания командиров взводов, рот, батальонов, отряд и групп отрядов. Отличительными символами на знаках различия были обязательно присутствовавшие красные звёзды, иногда добавлялись полосы (чем больше было полос, тем выше было звание солдата). У политических комиссаров (политруков) на звёздах обязательно изображались серп и молот .

В январе 1942 года были введены новые звания. Так, официально появился заместитель командира для каждого подразделения. Были учреждены также такие воинские части, как бригада (равноценная группе отрядов) и оперативная зона . На знаках различия бригада или группа отрядов выделялись красным символом в форме буквы «Л», оперативная зона или главный штаб выделялись ромбами. Для командиров патрулей вводились зелёные полосы, по которым определялся размер подчинённого командиру патруля.

1 мая Указом Верховного штаба НОАЮ были учреждены официальные воинские звания, ставшие основными в Югославской народной армии (в порядке убывания):

  • Генеральские звания: генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор.
  • Высшие офицерские звания: полковник, подполковник, майор.
  • Низшие офицерские звания: капитан, лейтенант и младший лейтенант.
  • Подофицерские звания: прапорщик, старший сержант, сержант, младший сержант и ефрейтор.

Указом «О произведении в звания и обеспечивании офицеров Народно-освободительной армии Югославии» в звания были произведены 2757 человек: 13 генералов (два генерал-лейтенанта, 11 генерал-майоров), 25 полковников, 67 подполковников, 189 майоров, 459 капитанов, 1124 лейтенанта и 880 младших лейтенантов. В том же месяце был издан указ «О первых награждениях». Незначительное изменение произошло лишь 22 апреля , когда специальным распоряжением было определено понятие офицера.

Сравнительная таблица

Предвоенное деление
по категориям
Февраль - июнь Июнь - 1 мая 1 мая - Окончательное деление
по категориям
Старшие командиры
(команданты)
Командующий главным штабом Не было Генералы
Член Главного штаба Командир оперативной зоны Генерал-полковник
Заместитель командира оперативной зоны Генерал-лейтенант
Командир бригады Командир бригады или группы отрядов Генерал-майор
Начальник штаба бригады Полковник Старшие офицеры
Командир группы отрядов Заместитель командира бригады
Командир отряда Командир отряда Подполковник
Заместитель командира отряда
Начальник штаба отряда
Командир батальона Командир батальона Майор
Заместитель командира батальона
Младшие командиры
(командиры)
Командир роты Командир роты

Статья написана hcg89 при моих небольших дополнениях. Выложил её повторно, так как предыдущую запись не смог изменить. Фотографии взяты с сайта www.militaryphotos.net.
"Югославская Народная Армия накануне распада Югославии. Материальная, правовая и идеологическая часть ЮНА".

В 1990 году Югославская Народная Армия представляла собой значительную силу не только на Балканах, но и в Европе. Несмотря на то, что ЮНА отнюдь не являлась "четвертой армией в Европе", как о ней говорили югославские военные, она, все же, входила в число самых сильных европейских армий.

В 1989 году осуществлялась модернизация ЮНА на всех уровнях, особенно это касалось технической части. Взамен явно устаревшей, но, все же, довольно удобной униформы М77 появилась новая камуфляжная униформа удобного покроя, созданная под влиянием французской униформы, появились новые бронежилеты и кевларовые шлемы М89. Приняты были на вооружение автоматические гранатометы - обязательное оружие любой современной пехоты. Вместо старых пулеметов M53, югославской копии MG42, на вооружение поступили новые пулеметы M84 - лицензионная копия советского пулемета ПКМ с некоторыми незначительными отличиями. Причем в стране для ЮНА сразу же начали производить оптические прицелы к этим пулеметам. Принимаются на вооружение новые виды противотанкового оружия - гранатомет "ОСА" и ПТКР "Бумбар", которые также соответствуют современным стандартам. Оставалась проблема со средствами связи, но дела обстояли в целом лучше, чем в Советской Армии. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в отличии от техники новое стрелковое оружие и униформа поступала в войска крайне медленно: к 1991 году новое снаряжение и оружие получили только элитные части ЮНА.

Из новой техники на вооружение были приняты танки М-84, а позже М-84А, созданные на основе лицензии на советский танк Т-72, но со значительно улучшенными характеристиками. Танк также получил новую систему управления огнем - СУВ М-84, которая по характеристикам была аналогична лучшим западным образцам и существенно превосходила советские и восточноевропейские системы управления огнем, что увеличило эффективность огня М-84 по сравнению с Т-72 в 1.5, - 2 раза. В М-84А был установлен также более мощный двигатель, и усилено бронирование. А новые решения в технологии производства танка, направленные на ускорение и упрощение производства, позволили ЮНА к 1991 году получить около 500 таких машин. Тем не менее основной машиной ЮНА оставался советский Т-55, хотя и устаревший, но, все же, пригодный для современной войны, к тому же имевший возможность к модернизации. Общее число таких танков в ЮНА составляло более 750 машин. Также на вооружении находились около сотни танков Т-72 и такое же количество танков ПТ-76. В резерве было множество устаревших танков: М4 "Шерман", Т-34, Т-34-85 (около 300 танков), и М-47 "Паттон" (около 300 танков). Последние две модели все еще могли использоваться в современной войне в качестве машин поддержки. Приведенные выше факты свидетельствуют, что бронетанковые части ЮНА находились на весьма современном уровне и в 1990 году могли сравниться с западноевропейскими танковыми армиями.

Старые гусеничные бронетранспортеры - югославский М60 - заменялись на БМП М-80, созданную в СФРЮ под влиянием французской AMX-10. А в самом конце 80-х годов была запущена в производство М-80А1 с усиленным бронированием и вооружением, которая превосходила советскую БМП-2, но все же немного не дотягивала до уровня западных БМП. Новая боевая машина пехоты была запущена в производство незадолго до Распада Югославии, поэтому основной парк бронетранспортеров и боевых машин пехоты составляли М60, в количестве около 790 машин и БМП М-80 - более 500 машин.

Старых советских БТР, БТР-150, БТР-50ПК/ПУ примерно 200 машин, а также 80 колесных БТР-60 и гусеничных бронированных тягачей МТ-ЛБ, которые могли использоваться и использовались в качестве бронетранспортеров (примерно 200 тягачей). Также было около 50 БРДМ-2. Наряду с вышеперечисленными машинами, ЮНА получала еще и легкие двуосные бронеавтомобили серии BOV (Borbeno Oklopno Vozilo) производимых на заводе TAM в городе Мариборе (Словения). Машины этой серии выпускались в нескольких вариантах:
- в разведывательном полицейском варианте, вооруженном пулеметом (BOV-VP), с возможностью размещения внутри броневика восьми бойцов, не считая экипажа из двух человек,
- в зенитных вариантах с тремя 20-ти миллеметровыми (BOV-3) или двумя 30-ти миллиметровыми пушками (BOV-30), которые на практике использовались для борьбы с вражеской пехотой и легкобронированной техникой. У первого варинта были несколько недостатков, среди которых небольшая вместимость дисковых магазинов к орудиям и их открытая установка сверху пушек, что вынуждало заряжающего для замены магазинов высовываться из башни. BOV-3 вооружены пушкой M-55 A4B1, которая является лицензионным вариантом пушки Испано-Сюиза HS804. На вооружении находились более 100 этих ЗСУ,
- в варианте самоходного противотанкового ракетного комплекса, вооруженного четырьмя установками противотанковых управляемых ракет 3М14 "Малютка" (BOV-1). Перезарядка ПУ изнутри корпуса машины невозможна. Эти машины вполне соответствовали современному уровню.

На вооружении ПВО помимо BOV-3 и BOV-30 были ЗСУ M53/59 "Прага" (около 800 ЗСУ, выпускались по чехословацкой лицензии), ЗСУ-57-2 (100). Также было около 2700 ПЗРК Стрела-2 и некоторое количество ПЗРК других типов, Стрела-10 на базе МТ-ЛБ (18 установок), Стрела-1 на базе БРДМ (120 установок), системы С-75 (60), С-125 (60) и Куб (около 90 систем).

Кроме того, ЮНА имела сильную артиллерию. На вооружении состояли образцы разного калибра и стран производителей, в основном СССР и США и собственно Югославские разработки. В вооружении сочетались устаревшие и новейшие образцы. Причем СФРЮ сама освоила производство артиллерии, в особенности современных систем управления огнем, в том числе и радары наземного обнаружения. Одной из заслуг югославской военной промышленности являлось создание собственных РСЗО М-63 "Пламень" (около 800), М-71 "Партизан", М-77 "Огань"(около120) и М-87 "Оркан" совместной с Ираком разработки (около 10). Последние два являлись весьма современными и удачными образцами. Самоходная артиллерия была представлена самоходными орудиями 2С1 "Гвоздика" (примерно 100 САУ), СУ-100 в количестве 40 установок, а также устаревшими американскими самоходными орудиями M-18 в количестве приблизительно 260 самоходок и M-36, которых было приерно 300 установок. Были на вооружении самоходные ПТРК. Имелись так же тактические ракеты 9K52 Луна-М советского производства. В целом вся перечисленная техника была несколько устаревшей, но, тем не менее, пригодная для современной войны и дальнейшей модернизации.

ЮНА имела хорошо развитую военную промышленность, например, авиазавод "Соко" в Мостаре (БиГ), предприятие по сбору бронетехники в Славонском Броде (Хорватия), завод "ТАМ" в Мариборе (Словения), оружейный завод "Црвена Застава" позже "Застава" в Крагуевце (Сербия). Значительное количество предприятий военной промышленности располагалось на территории Боснии и Герцеговины. Югославия сама выпускала военную авиацию, бронетехнику, артиллерию, электронные военные системы (системы управления огнем, радары, дневную и ночную оптику) и имела сильнейшую военную индустрию в Восточной и Южной Европе. Как видно из приведенных данных, ЮНА по техническому уровню и количеству войск примерно соответствовала странам западной Европы, и могла оборонять свою территорию от более сильных армий, не говоря уже о борьбе с плохо вооруженными (а зачастую вообще не вооруженными) и подготовленными словенскими и хорватскими сепаратистами, хотя таковыми они являлись только на начальном этапе боевых действий.

Помимо сухопутных войск ЮНА обладала и неплохим ВМФ. Он состоял из 10 тысяч моряков (из них 4400 - призывники), включая 2300 человек в береговой артиллерии, состоящей из 25 батарей, а также 900 морских пехотинцев. На вооружении находились фрегаты, корветы, субмарины, тральщики, ракетные и патрульные катера. Важнейшей задачей югославского флота была оборона береговой линии, что, учитывая её протяжённость и наличие большого количества островов, было довольно непростым делом. Штаб флота располагался в Сплите. Главными базами флота были Сплит, Шибеник, Пула, Плоче и Котор, а базой Дунайской речной флотилии - Нови-Сад. В ВМФ присутствовала противолодочная вертолётная эскадрилья, укомплектованная вертолётами Ка-25, Ка-28 и Ми-14. Её база находилась в Дивулье. Перед самым распадом Югославии на её верфях строилось значительное количество новых кораблей для ВМФ, часть из которых в итоге попала в хорватский флот. Среди них были ракетный корвет "Краль Петар Крешимир", сверхмалая подлодка "Велебит" R-01 и несколько сторожевых катеров.

Состав ВМФ СФРЮ к 1990 году:
Фрегаты класса "Koni": RF-31 "Сплит" и RF-32 "Копер". Фрегаты этого класса были довольно современными кораблями. Они могли развивать скорость до 27 узлов. Экипаж корабля - 98 человек. Вооружение - 4 пусковые установки противокорабельных ракет "Термит", 4 орудия калибра 76.2 мм, 4 орудия калибра 30 мм., пусковая установка зенитных ракет "Оса", два противолодочных бомбомёта. При скорости в 14 узлов дальность хода этих кораблей составляла 1800 миль.
Фрегаты класса "Kotor": RF-33 "Котор" и RF-34 "Пула". Их максимальная скорость равнялась 27 узлам. Дальность хода - 1800 миль. Их вооружение состояло из 4 пусковых установок противокорабельных ракет, одного орудия AK-726, двух орудий AK-230, двух противолодочных бомбомётов, пусковых установ зенитных ракет "Оса".

Ракетные катера класса "Končar": RTOP-401 "Раде Кончар", RTOP-402 "Владо Четкович", RTOP-403 "Рамиз Седику", RTOP-404 "Хасан Захирович-Лаца", RTOP-405 "Йордан Николов-Орце", RTOP-406 "Анте Банина".
Катера класса "Osa": RČ-301 "Митар Ацев", RČ-302 "Владо Багат", RČ-303 "Петар Драпшин", RČ-304 "Степан Филипович-Стево", RČ-305 "Жикица Йованович-Шпанац", RČ-306 "Никола Мартинович", RČ-307 "Йосип Мажар-Шоша", RČ-308 "Карло Ройц", RČ-309 "Франц Розман-Стане", RČ-310 "Велимир Шкорпик". Эти катера могли развивать скорость до 38 узлов, при скорости в 35 узлов они могли проплыть 500 миль. Катера этого класса вооружались четырьмя пусковыми установками противокорабельных ракет "Термит", двумя орудиями AK-230 калибра 30 мм, пулемётом калибра 12.7 мм.
Патрульные катера класса "Mirna": PČ-171 "Биоково", PČ-172 "Похорье", PČ-173 "Копривник", PČ-174 "Учка", PČ-175 "Грмеч", PČ-176 "Мукос", PČ-177 "Фрушка гора", PČ-178 "Космай", PČ-179 "Зеленгора", PČ-180 "Цер", PČ-181 "Дурмитор".
Речные тральщики класса "Нештин": RML-331 "Нештин", RML-332 "Мотайица", RML-333 "Белегиш", RML-334 "Босут", RML-335 "Вучедол", RML-336 "Дьердап".
Речные тральщики класса "307": RML-307, RML-308, RML-309, RML-310.
Речные патрульные катера класса "25": ČMP-25, ČMP-26, ČMP-27.
Речные патрульные катера класса "302": PČ-302, PČ-303.
Субмарины класса "Heroj": P-821 "Херой", P-822 "Юнак", P-823 "Ускок".
Субмарины класса "Sava": P-831 "Сава", P-832 "Драва".
Субмарины класса "Una": P-911 "Тиса", P-912 "Уна", P-913 "Зета", P-914 "Соча", P-915 "Вардар", P-916 "Врбас".

Ещё одной важной составляющей югославской армии была её авиация. Она состояла как из самолётов собственной разработки, так и из полученных из других стран, в основном из СССР. ВВС ЮНА использовали следующие аэродромы: Батайница, Слатина, Ниш, Скопски Петровац, Дивулье, Мостар, Голубовци, Плесо, Черклье, Задар, Пула, Желява, причём последний был построен к 1990 году. Тогда жепланировалось поступление в войска 300 новых самолётов: 120 J-22 Орао, 30 G-4 Super Galeb, 150 перспективных самолётов "Нови авион". Однако начавшийся в 1991 распад Югославии сделал эти планы попросту невозможными.

На вооружении находились самолеты как новых, так и старых конструкций. Основной парк истребительной авиации - истребители МиГ-21 Бис/МФ/М, к тому времени устаревшие, но вполне способные вести современный бой, учебные МиГ-21 УМ/УС (двуместные), разведчик МиГ-21 Р, а также некоторое количество МиГ-21 старых модификаций, всего около 130 машин. В рамках доведения арии до современного уровня поставлялись советские новейшие легкие истребители МиГ -29 в модификациях А/Б всего 14 единиц, и учебно-боевых МиГ-29УБ 2 единицы. Югославия не прекращала попытки создание собственных истребителей, в шестидесятых годах был разработан истребитель J-21 Jastreb, однако этот самолет изначально отставал от своих западных и советских конкурентов по ряду тактико-технических характеристик, и фактически использовался как разведывательный или штурмовик, бой этих истребителей в небе над Баня-Лукой с американским истребителями Ф-16, подтвердил низкую их эффективность, тогда 6 истребителей Авиации и ПВО ВРС были подвергнуты нападению двух американских легких истребителей Ф-16, в результате 4 "Ястреба" были сбиты, а два ушли от преследования. Однако J-21 оставался в употреблении до самого распада Югославии, а вскоре после создания СФРЮ эти самолеты были сняты с вооружения. Более удачным оказался самолет J-22 Orao совместной Югославско-Румынской разработки. Этот самолет разработанный в 1976 году, был прежде всего ударным самолетом, однако мог использоваться и как истребитель. Хотя его использование в качестве истребителя было обусловлено в большей степени доктринами его применения, нежели реальными тактико-техническими характеристиками. Один из самых уникальных югославских самолетов были многофункциональные G-2 Galeb и G-4 Super Galeb, последний отличается великолепными летными характеристиками. Несмотря на то что G-2 Galeb полностью устарел, G-4 Super Galeb продолжает нести службу, и имеет перспективы модернизации. К распаду страны возможности югославской авиационной промышленности позволили разработать перспективный самолет НА- «Нови Авион» который был на одном уровне с последними западными и советскими проектами, однако распад страны не позволил воплотиться этой разработки в жизнь. На вооружении также имелись 40 самолетов типа J-20 Kraguj, этот легкий винтовой самолет предназначался прежде всего для разведывательных и антипартизанских действий, однако этот самолет, выпущенный в 1964 году Мостарским заводом "Соко", был абсолютно непригоден, и не подходил ни под одну современную доктрину. Транспортная авиация была представлена в основном советскими самолетами Ан-2ТД - 5 ед, Ан-12 - 2 ед, Ан-26Б - 18 ед, Як-40 - 6 ед, А так же французскими Falcon 50 - 2 ед, американскими Learjet 25 - 4 ед, немецкими Дорнье Do-28D - 4 ед, канадскими самолетами-амфибиями Канадэйр CL-215 - 4 ед. На вооружении имелись и легкие учебные самолеты Utva 75 V-53 в количестве 138 единиц.

Вертолеты были представлены в основном модификациями вертолета SA-341/342 "Газель" французской разработки, выпускаемых по лицензии на заводе "Соко" в г. Мостаре, часть вертолетов была поставлена из Франции. Вертолет выпускался в нескольких модификациях в том числе HO-42 и HO-45 транспортная модификация, HI-42 в разведывательной модификации, HS-42 в спасательном варианте и боевые варианты HN-42M Gama (спротивотанковыми ракетами 9М14М "Малютка" и ракетами для борьбы с воздушными целями 9М32М "Стрела-2М"), и модернизированный HN-45M с новым двигателем. Всего ЮНА имела 107 таких машин. Основным транспортным вертолетом был советский Ми-8Т всего 93 ед., на вооружении так-же состояли 2 старых французских вертолета SA-316 Alouette III. Авиация флота была представлена вертолетами палубного базирования Ка-28 - 2 ед и Ка-25БСш - 6 ед. А также вертолетом-амфибией Ми-14ПЛ - 4 ед.

Однако эффективность армии зависит не только от количества и качества техники и оружия, но и от организации командования, подготовки бойцов, планирования операций, организации взаимодействия всех родов войск и подразделений, боевого духа, талантливого командирского состава всех уровней. Во многом все вышеперечисленное зависит от способов организации системы обороны, что является следствием господствующей идеологии. Чрезмерная идеологизация армии, характерная для всех социалистических режимов, приводила к тому, что военное руководство зачастую становилось больше похоже на партийных служащих, чем на военных. В генералитет часто попадали те люди, которые умели сражаться в кабинетах за письменным столом и откровенно выслуживаться, а так же те, которые соответствовали идейным шаблонам и рамкам, будь то национальность, происхождение, убеждения (которые зачастую были просто наиграны). Помимо обороны, армии социалистических государств несли так же пропагандистские функции. Эти идеологические болезни были характерны для всех тоталитарных социалистических государств. Не являлась и исключением Югославия, которая, несмотря на хорошие отношения с Западом и некоторые сдвиги в сторону западной экономической модели, все же была тоталитарным социалистическим государством, а ее самостоятельность лишь усилила копирование советской идеологической и политической модели, что непосредственно влияло на систему обороны Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Еще одной чертой ЮНА, перенятой от Советской армии, была подготовка армии исключительно к большой войне, и как следствие этого, задержавшиеся на уровне 1945 года стратегия и тактика. Лучше всего принцип действия ЮНА в бою охарактеризовал Драган Василькович, в прошлом офицер австралийской армии, один из самых подготовленных и способных сербских командиров, получивший образование по стандартам западной военной школы: "Сербской тактикой было лупить танками с 15 километров по всему, что шевелится". Однако ЮНА была не только просто плохо подготовленной армией. Сама система организации Вооруженных Сил Югославии, в которые помимо ЮНА входила и Территориальная оборона, практически исключала возможность эффективных действий в случае распада страны. Мало того, такая система способствовала созданию сепаратистами своих вооруженных сил. Именно то, что ВС СФРЮ строились как многонациональные, способствовало провалу всех действий ЮНА, ее выводу с территорий бывших Югославских республик, а затем и трансформации ЮНА в Войску Югославии, которое было уже по сути дела сербским по составу и более-менее по духу.

Исходя из вышесказанного, представляется важным рассмотреть само устройство и идеологию ВС СФРЮ.

Югославская Народная Армия ведет свое начало от Народно-освободительной Армии Югославии (Narodnosvobodilacka Vojska Jugoslavije) NOVJ или НОАЮ, основанной 21 декабря 1941 года в Боснийском местечке Рудо на границе с Сербией, сейчас являющимся центром одноименной общины в Республике Сербской. В конце войны НОАЮ переименована в Югославскую армию (Jugoslovenska Armija) JA или ЮА. В 1951 образована Югославская Народная Армия (Jugoslovenska Narodna Armija) JNA или ЮНА. Верховным главнокомандующим ЮНА стал Иосип Броз-Тито.

В связи с интервенцией СССР в Чехословакию в 1969 году был принят новый закон об обороне. Причиной принятия закона было резкое осуждение Югославией произошедшей интервенции и последовавшее резкое похолодание отношений СССР и СФРЮ. Так как Югославия не была членом ОВД, появилась гипотетическая вероятность интервенции войск Советского Союза в Югославию. Кроме того, угрозой для СФРЮ являлся возможный конфликт между странами-участниками Варшавского договора и странами НАТО. Не принадлежащая к ни одному из враждующих лагерей Югославия могла быть рассмотрена одной из противостоящих сторон как плацдарм для ведения боевых действий или размещения войск, так как страна занимала удобное стратегическое расположение и занимала обширную площадь. Вследствие этого, военные силы Югославии должны были быть готовы противостоять заведомо более сильному противнику, т.е армия Югославии должна была быть готова действовать по сценарию, аналогичному событиям 1941 года, когда немецкие войска вторглись на территорию королевства Югославия.

По Закону об обороне 1969 года ЮНА, получала уникальную структуру вооруженных сил. Новая военная доктрина получила название "Общенародная оборона" (Op?tenarodna Obrana) ОНО. Доктрина предусматривала создание общеюгославского сопротивления агрессору, т.е. являлась продолжением славных партизанских традиций времен 2й мировой войны. При этом на уровне идеологии связь между ОНО и партизанским движением всячески поддерживалась военным руководством, следствием чего элементы партизанской субкультуры прочно вошли в армейские традиции.

По новому Закону об обороне в состав вооруженных сил СФРЮ входили ЮНА и Территориальная Оборона (Teritorijalna Obrana). Сама ЮНА делилась на рода войск, виды войск и войсковые службы. Выделено было 4 вида войск: сухопутные, ВВС, ПВО и ВМФ. Родами войск были: пехота, артиллерия, артиллерийско-ракетные подразделения ПВО, бронетанковые, инженерные, противохимическая оборона, связь, пограничные единицы ЮНА. К войсковым службам относились: техническая, строительная, интендантская, служба сообщения, летно-техническая, органы безопасности и военная полиция, санитарная, ветеринарная, финансовая, административная, правовая, геодезическая, музыкальная и информатики. В конце 80х годов появилась авиационная служба дозора, связи и наведения, ставшая позднее родом войск. Комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Срок службы составлял 1 год. Срок службы включал в себя рекрутское обучение, собственно военную службу и службу в резервном составе. ЮНА представляла собой "совместную вооруженную силу всех народов и народностей, всех рабочих людей и граждан СФРЮ". По Закону о вооруженных силах 1969 года членом ВС СФРЮ рассматривался каждый гражданин, который с оружием в руках участвует в сопротивлении против агрессоров.

Территориальная оборона была создана для того, чтобы в случае прямой военной интервенции затруднить дальнейшее продвижение противника, т.к. огромное количество обученного к ведению партизанских действий гражданского населения, наряду с ЮНА, создавало бы противнику огромные проблемы. В случае большой войны предполагалось мобилизовать от 1 до 3 миллионов граждан в дополнение к 860 тысячам состава вооруженных сил. Мобилизованные в территориальную оборону должны были собираться в подразделения, которые организовывались бы при предприятиях и учреждениях. ТО располагала значительными запасами вооружения. Её склады с оружием существовали во многих населённых пунктах.

Справедливости ради надо отметить, что вооружение это было по большей части устаревшим и представляло собой образцы времен Второй Мировой Войны. Положение об общенародной обороне СФРЮ 1974 года предусматривало урегулирование Закона об общенародной обороне как Союзной Конституцией, так и Конституциями республик. Союзная Конституция 1974 года в статье 240 подтверждает то, что ВС СФРЮ состоят из ЮНА и ТО "как наилучшей формы организации вооруженного общенародного сопротивления". На основании статьи 239 указанной Конституции республики имели право сами организовывать территориальную оборону и руководить ею. В каждой республике это статья Конституции подтверждалась статьей Конституции республиканской. Как в Хорватии статья 237 Конституции СР Хорватии. Стоит заметить, что система самостоятельного республиканского руководства ТО была введена после событий 1971 года в Хорватии, когда по сути дела вспыхнул этнический вооруженный конфликт между хорватами и сербами.

В остальных республиках в это время также обострились межнациональные противоречия и стала активизироваться деятельность организаций националистического и религиозно-фундаменталистического толка. На этом фоне происходил упадок социалистических ценностей в стране и армии. Уже тогда появилось мнение о том, что после смерти Тито распад СФРЮ неизбежен. В ответ на происходящее партийный аппарат, не признававший других рычагов воздействия, усилил идеологическое давление на массы. Можно предположить, что следствием этого и стали вышеперечисленные преобразования в Народной Обороне. Возможно, эти, происходящие за спиной стареющего Тито, преобразования стали следствием скрытой политической борьбы республик за отделение.

Делегирование полномочий организации ТО республикам, а также наличие на территориях стратегически важных военных производств, позволяло создавать республикам свои вооруженные силы, которые они (республики) могли использовать в борьбе за отделение (фактически против ЮНА), что и подтвердили дальнейшие события. Несмотря на то, что данная работа не ставит своей целью исследование теории внутриюгославского заговора как причины распада СФРЮ, обойти данный факт стороной не представляется правильным.

В 1985 году политическая обстановка в мире коренным образом изменилась. Угроза глобальной войны между враждующими блоками практически исчезла. К тому же в самой Югославии после смерти Иосипа Броза Тито с новой силой обострились национальные противоречия. Республики открыто взяли курс на отделение. В Косово и в местах компактного проживания сербов в Хорватии обстановка накалилась до предела, фактически превратившись в тлеющий конфликт, который приобрел явную этническую окраску и стал проявляться на бытовом уровне. В Хорватию и Косово стали ввозиться партии оружия из-за границы. Во многих республиках к власти пришли националистически настроенные лидеры: Франьо Туджман в Хорватии, Слободан Милошевич в Сербии, Алия Изетбегович в БиГ.и пр. Многие из них просто использовали национальную карту в своих интересах. Тогдашним президентом Югославии был Степан Месич, который, будучи хорватом, активно поддерживал идею независимости Хорватии. "Я сделал свое дело - Югославии больше нет" -сказал он в 1991 году после отделения Хорватии от Югославии. Таким образом, создавшаяся политическая ситуация требовала полной смены военной доктрины СФРЮ.

В 1987 году со скрипом стартовала военная реформа, призванная реорганизовать армию, повысить ее командный и технический уровень. Численность армии была сокращена до 180 тыс. человек. При этом много устаревшего вооружения попало в резерв, а значит, в распоряжение ТО республик. Армия начала перегруппировку сил. В связи с сокращением численности происходило переформирование воинских соединений. Так, вместо дивизии самой крупной воинской единицей становилась бригада, которая обеспечивала большую гибкость при боевых действиях. Такая реорганизация вполне соответствовала обстановке политической разрядки в Европе. В рамках реорганизации армии территория Югославии делилась на так называемые военные области: Белград (Восточная Хорватия, Центральная и Северная Сербия с Воеводиной, Босния и Герцеговина); Загреб (Словения, северная Хорватия); Скопье (Македония, вся южная Сербия, Черногория). В 1990 Военных областей было уже пять. Можно предположить, что подобная реорганизация была рассчитана на сценарий распада страны, однако при дальнейшем анализе военной реформы, можно обнаружить что эти действия по реорганизации продолжают идею ОНО. Доказательством этому служат следующие факты: сохранение ТО и оборонительной доктрины, строительство в Боснии и Герцеговине единого радарного центра контроля и наблюдения "Бихач", крупной авиабазы "Желява" часть которой находилась под землей. Очевидно, что это объекты, которые предназначаются для обороны от внешнего противника. Немаловажен и следующий факт. Несмотря на то, что в республиканских управляющих структурах, в т. ч. и в полиции происходила "национальная чистка", ЮНА продолжала оставаться верной принципу "братства и единства". ЮНА оставалась многонациональной армией, причем в генералитете преобладали хорваты. Итак, можно заключить, что ЮНА, будучи хорошо вооруженной и многочисленной, в силу своей чрезмерной идеологизированности и бюрократизации не сумела адаптироваться к реальной политической обстановке развала страны. Очевидно также, что мало кто из высшего югославского руководства желал этой адаптации, т.к. члены президиума СФРЮ и многие другие партийные руководители уже вынашивали идею отделения своих республик. Югославская Народная Армия становилась защитницей государства, судьба которого была предрешена.

Парад ЮНА в 1985 году.

Югославские звёзды

История звёзд для головных уборов ВС Югославии (1946—1991)

29 ноября 1945 года была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), а 31 января 1946 была утверждена конституция ФНРЮ. Данные события юридически завершили переход Югославии к социалистическом у строю, и дали легитимную базу для всех югославских общественно-поли тических институтов. Указ Президиума Народной Скупщины (парламента) ФНРЮ «О одежде и снаряжении Югославской Армии» от 24 апреля 1946 года утвердил красную звезду в качестве единственного знака принадлежности к Югославской Армии. Для ношения на головных уборах военнослужащими Югославской Армии (ЮА) указом была установлена металлическая выпуклая пятиконечная звезда с окантовкой золотого цвета. Для военнослужащих пролетарских и гвардейских частей была установлена аналогичная звезда, но изображением перекрещенных серпа и молота. Традиция ношения серпа и молота на звёздах в элитный пролетарских и гвардейских частях зародилась ещё во время Второй Мировой войны, когда Советский Союз был против использования Народно-Освободи тельной Армией и Партизанскими Отрядами Югославии (НОАЮиПОЮ) советской символики. Но югославская сторона закрывала глаза на желание своих бойцов использовать советскую символику или максимально на неё похожую, и в качестве своеобразного поощрения давала негласное (но ясное) одобрение на её использования элитными частями. Звёзды с серпом и молотом получили в народе название «пролетарки» (серб.-хорв. – proleterki).

Звезда для ношения на пилотках (т.н. «титовках») имела в лучах размер 28мм (фото №3,4), а для офицерских и генеральских «служебных» (повседневных) фуражек предназначалась звезда размером в лучах 36мм (30х40мм), но обрамлённая венком. Для генералов венок был золотого, а для офицеров серебряного цвета.

Звёзды изготовлялись методом штамповки и были покрыты горячей эмалью. К головным уборам они крепились при помощи кламмеров.

Необходимо отметить, что югославские реалии первых послевоенных лет не позволяли иметь полное единообразие в армейской униформе. Например, овальная эмблема для головных уборов НОАЮ носилась продолжительное время уже после официального введения звёзд для головных уборов ЮА.

В 1949 году во время первомайского военного парада в Белграде на трибуне находились генералы, которые имели на фуражках звёзды нового образца. Выпуклая пятиконечная красная звезда с окантовкой золотого цвета располагалась на стилизованном рельефном пятиугольнике (звезде) серебряно-стальн ого цвета и была обрамлена полувенком золотого цвета. Звезда имела в лучах 30 мм. Сама эмблема в целом имела высоту 43мм и ширину 50мм. В настоящее время пока не установлено, когда данная эмблема была официально установлена для генералов вооружённых сил. Общепринятая отсчётная точка для данной эмблемы считается 1951 год (фото №5). Также известна комбинированная версия полноразмерной эмблемы с вышитым венком и сиянием и металлической эмалированной звездой.

22 декабря 1951 года Югославская Армия сменила своё название на Югославскую Народную Армию (ЮНА). Изменению подверглись и некоторые элементы униформы, включая и звёзды для головных уборов.

Приказом для генералов были утверждены генеральские эмблемы (фото №5), а также звёзды для фуражек офицеров и подофицеров (фото №1 и №2), такие звёзды имели размер в лучах 36 мм.

В 1953 году для ношения на фуражках офицеров была установлена звезда аналогичная генеральской, но без полувенка и размером в лучах 37 мм (фото №7-8).

В 1955 году вышло «Правило о одежде ЮНА» (Правила ношения формы одежды). Согласно правилу, красная пятиконечная звезда оставалась единственным символом принадлежности к Вооружённым Силам Югославии.

Офицеры сухопутных войск носили на фуражках красную выпуклую пятиконечную звезду, наложенную на стилизованном рельефном пятиугольнике (звезде) серебряно-стальн ого цвета, символизирующее сияние (фото №7,8). Размер по лучам звезды составлял 37 мм. Для ношения на офицерских пилотках сухопутных войск и ВВСиПВО предназначалась уменьшенная версия размером 28 мм в лучах (фото №13,14).

Для подофицеров (унтерофицеров) сухопутных войск и ВВСиПВО для ношения на фуражке предназначались звёзды, аналогичные офицерским для сухопутных войск, но без подкладки-сияния (фото №1,2 и №15,16).

Рядовой состав всех видов войск носил аналогичные звёзды, но размером 23 мм в лучах (фото №17-20).

Военнослужащие гвардейских и пролетарских частей (кроме генералов) носили звезды с изображением перекрещенных серпа и молота.

Генеральская эмблема 1955 года повторяла уже известную с 1949 года эмблему. И предназначалась для генералов сухопутных войск. Правилами устанавливался полноразмерный вариант для ношения на фуражках генералов Сухопутных Войск ЮНА (фото №5) и уменьшенный вариант габаритными размерами32х27мм с размерами звезды в лучах 20мм для ношения на пилотках (фото №6), включая и генералов ВВСиПВО.

В 1963 году ФНРЮ была переименована в Социалистическую Федеративную Республику Югославия (СФРЮ). А в 1964 году произошла некоторая реформа униформы ЮНА. В ходе которой, был изменён эталонный облик звёзд для головных уборов. Звёзды сохранили габаритные размеры и в остальном соответствовали описанию по правилам 1955 года, но стали более объёмными, возросло и качество их производства. Все звёзды получили винтовое крепление (фото №3,9,15,16). Также была отменена комбинированная генеральская эмблема.

В июне 1970 года Правила ношения формы одежды ЮНА были снова изменены. Согласно Приказу была уравнена униформа офицеров и подофицеров. Таким образом, были отменены подофицерские звёзды для головных уборов. Подофицеры стали носить офицерские звёзды. На фото №10,11 видны звёзды для фуражек офицеров и подофицеров Сухопутных Войск ЮНА позднего периода изготовления.

Стоит отметить, что ношение полноразмерных подофицерских «звёзд-пролетаро к» (фото №16) имело место на фуражках церемониальной формы одежды рядового состава гвардейского подразделения почётного караула (т.н. «Титова Гвардия» (серб.хорв. – Titova Garda)) до первой половины 80х годов (точная датировка в настоящее время не установлена). В последствии, до августа 1991 года с данной униформой ими носилась офицерская полноразмерная «звезда-пролетар ка» (фото №12), в соответствии с Правилами 1988 года.

«Правило о военных униформах Вооружённых Сил СФРЮ» от октября 1988 года стало первым обобщённым и полным Правилом ношения формы одежды ЮНА с 1955 года. В промежутке между 1955 и 1988 годом выходили отдельные приказы и распоряжения, вносившие изменения в существующие Правила. По этой причине проблематично определить временные рамки всех изменений, касательно ношения звёзд на головных уборах отдельными категориями лиц и воинских частей. Так например, в Правилах 1988 года отсутствует информация о звезде для пилоток офицеров и подофицеров гвардейских и пролетарских частей.

В соответствии с Приказом от августа 1991 года были полностью отмены «звёзды-пролетар ки». Данный Приказ стал последним, который касался звёзд для головных уборов ЮНА. Осенью 1991 года в ЮНА звёзды на головных уборах были заменены кокардой с югославским триколором и со стилизованной надписью JHA (аббревиатура ЮНА на сербской кириллице). А весной 1992 года СФРЮ и ЮНА перестали официально существовать.

Примечания:

1. Настоящая статья посвящена металлическим звёздам для головных уборов Вооружённых Сил Югославии в период 1946-1991гг. В данной статье не рассматривались эмблемы для головных уборов ВС Югославии и маршала Югославии, кроме эмблем для головных уборов генералов.

2. В настоящей статье опущены нюансы ношения звёзд на головных уборах отдельных категорий военнослужащих и представителей государственного аппарата Югославии.

3. Эмблемы для головных уборов генералов обр. 1955 (49) года с изображением перекрещенных серпа и молота не существовали. Подобные эмблемы с серпом и молотом являются современной коммерческой фантазией производителя.

4. К сожалению, при продажах имеют место позиционирование офицерских полноразмерных звёзд ЮНА, в качестве орденов. Имеют место также случаи продажи данных звёзд с выгравированным номером. Это является не более, чем злым умыслом продавца.

5. Милицией СФРЮ использовались аналогичные армейским офицерские и подофицерские звёзды для головных уборов. Отличие было в цвете подкладки-сияния. В милиции она была золотого цвета.

6. С боевой униформой военнослужащим ВС сил Югославии допускалось использование головных уборов с вышитой пятиконечной звездой красного цвета.

7. Натуральные размеры звёзд немного отличаются от размеров, прописанных в правилах.

8. На фото №21 представлен образец «казарменной» модификации звезды-пролетарк и.

9. Интересный факт. С 1949 года советская фабрика «Слава» выпустила партию пятиконечных красных звёзд для Албании (фото №22). Облик и размеры звезды соответствуют звёздам для головных уборов подофицеров ЮНА обр. 1951-55 гг.

10. Фото звёзд представлено в одном масштабе, фото генеральских эмблем имеют свой масштаб.

11. Все фото использованные в статье из коллекции автора.

Сразу же после окончания войны 1-ю и 2-ю танковые бригады, усиленные мотострелковыми бригадами, преобразовали в дивизии, которые составили 1-ю танковую армию. Главнокомандующий югославской армии маршал Тито считал танки важнейшим морально-политическим фактором. В то время Югославия, если не считать СССР, была единственной страной в Европе, располагавшей собственной танковой армией. Несколько офицеров направили на обучение в советскую академию Бронетанковых войск. Обучение личного состава, равно как и боевое применение танков, велось в Югославии по советскому образцу. Значительное влияние на модернизацию югославских танковых войск оказали советские военные советники.

В итоге реформированные и модернизированные в 1946-1948 гг. танковые части югославской армии стали представлять собой грозную силу.


В марте 1946 г. из СССР поступил очередной "транш" военной помощи (66 Т-34 и шесть БА-64) для создания 5-й танковой бригады (ее формирование планировалось еще в годы войны). На тот период югославская армия располагала 130 Т-34 (шесть трофейных немецких Т-34-76, два Т-34-85 переданных из 4-го гвардейского мехкорпуса, 56 переживших войну машин 2-й бригады и 66 танков 5-й бригады).

Было сформировано Танковое военное училище (ТВУ). ТВУ перевели из Белграду в Белу Церковь, на границе с Румынией. В то время в училище имелось около 20 Т-34, десяток трофейных танков и самоходок (в основном "Гочкис" и "Хетцер"). На учениях трофейная техника всегда "играла" за "противника".

Трофейный немецкий легкий танк PzKpfw II на учениях югославской армии


Трофейный немецкий средний танк PzKpfw III на учениях югославской армии


трофейное немецкое штурмовое орудие StuG.III на учениях югославской армии


трофейный легкий танк LT-38 на учениях югославской армии

Кроме того, в ТВУ была единственная в НОАЮ самоходная установка ИСУ-152. Некогда она воевал в составе одной из частей 2-го Украинского фронта, однако увязла в болотах дунайской низменности, где и была оставлена. По окончании войны югославы вытащили машину из болота, а после ремонта эксплуатировали ее в танковом училище.


ИСУ-152 на послевоенной выставке боевой техники НОАЮ в Белграде

В январе 1946 г. вновь осложнилась обстановка вокруг Триеста (так называемый "Триестский кризис"). 2-й польский корпус из состава 8-й британской армии нарушил положения соглашения от 1945 г. Ночью 2-ю танковую дивизию подняли по тревоге. 8-14 февраля она соединилась с 1-й танковой дивизией. Пока «Т-34 демонстрировали силу перед воротами Триеста, коммунисты Югославии выдвинули лозунг "Живот дамо, Трст недамо" ("Жизнь отдам, Триест не дам"). Один высокопоставленный британский чиновник заметил: "Европа стояла на пороге Третьей мировой войны". В ночь с 15 на 16 сентября танки попытались проникнуть в американскую зону, но дошли до контрольно-пропускного пункта и остановились. Поступил приказ вернуться: Иосиф Виссарионович вразумил Тито!

Т-34-85 НОАЮ идут на параде в честь годовщины освобождения Белграда от немецких войск. Танки проходят по Бульвару короля Александра

В 1947 г. на основании ранее одобренного кредита (оплачен поставками руды из Сербии) по железной дороге в Панчево доставили 308 танков Т-34-85, 52 самоходки СУ-76, 59 тягачей Я-12, 20 тракторов С-65, 30 двигателей В2-34, 33 передвижные мастерские типов "А" и "Б", прицелы, коробки передач, насосы и другие запасные части для танков. Все Т-34-85 распределили по пяти танковым бригадам (1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 6-я) и нескольким отдельным батальонам.


СУ-76 на учениях НОАЮ, 1949 год


Советский гусеничный тягач Я-12 НОАЮ буксирует на учениях трофейную немецкую 88-мм зенитную пушку FlaK-36

Половина танков имела электроприводы разворота башен. Помимо танков, в Югославию поступили еще и 220 85-мм зенитных пушек (получили обозначение М-39). В боекомплект батарей ПВО входили также бронебойные кумулятивные и подкалиберные снаряды, так что при необходимости эти батареи быстро могли быть включены в систему противотанковой обороны.

Поначалу считалось, что в развитии собственного танкостроения нет необходимости, так как все необходимое можно было получить из СССР. Часть трофейной техники (в основном итальянской и французской) производства была передана в дар Албании и Израилю.

Но 29 июня 1948 г. появилась резолюция Информбюро 1948 г. "О положении в коммунистической партии Югославии". Югославские руководители обвинялись в отходе от марксистско-ленинских идей, переходе на позиции национализма, а существующий югославский режим и КПЮ объявлялся стоящим вне Коминформа. Но достоверные причины разлада между Тито и Сталиным неизвестны до сих пор. Самостоятельные действия Тито в районе Триеста, в Греции, Албании и в Израиле также не способствовали улучшению отношений между СССР и Югославией.

Критики Тито нашлись и в высших офицерских кругах югославской армии. Генерал Арсо Йованович (начальник Генерального штаба югославской армии до 17 сентября 1945 г.) не скрывал своего разочарования. А это был опытный военачальник, удостоенный орденов Суворова и Кутузова I степени. Официальная гласит, что Арсо со своими земляками из Черногории пытался бежать в Румынию. Якобы он планировал вместе с генералом Бранко Петричивичем и полковником Владом Дапчевичем на танке пересечь югославско-румынскую границу. Т-34 ожидала их в Танковом училище в Белой Церкви (500 м от границы). Начальник училища полковник Дуклан Вукотич также был черногорцем.

Почему план провалился, неизвестно. Утверждается, что Арсу Йовановича вместе с его шофером убили пограничники в ночь на 11 августа 1948 г., однако по неофициальной версии генерал был ликвидирован агентами Тито в одной квартире в Белграде. А всю историю с побегом на танке придумали, чтобы репрессировать просоветски настроенный личный состав ТВУ.
Танковые подразделения начали концентрировать в восточных районах Югославии, в частях поддерживалось состояние полной боеготовности. Некоторые танковые батальоны несли дежурство у самой границы.
Рассчитывать на закупку запасных частей и, тем более, новых танков в Советском Союзе больше не приходилось. Запад еще раньше, из-за осложнения ситуации вокруг Триеста, ввел ограничения на экспорт военной техники в Югославию. Бронетанковые войска Югославии по стандартам того времени представлялись вполне современными, но из-за блокады возникли проблемы с поддержанием техники в исправном состоянии. Ремонтные возможности также были ограниченными. В Младеновце находилась единственная мастерская, ремонтировавшая Т-34 и СУ-85 и освоившая выпуск некоторых запасных частей.

Однако в 1948 году началось проектирование нового танка на основе Т-35-85. В 1950 г. на параде в Белграде прошли первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование Vozilo-A или Тип А. Для быстроты создания собственного танка югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было увеличено до 50-мм при наклоне в 30 градусов, а вот башня была разработана самостоятельно. Новая башня была элипсовидной формы с усиленным бронированием: 100-мм - лоб, 82-86-мм борт и 60-мм корма башни. Танк получил также трофейные немецкие прицелы, пулеметы MG-42, а на крыше башни был установлен американский пулемет Brouning М2. Пушка, копия советской 85мм С-53, получила дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция - английская SET 19WF. Танки получились на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85, они испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией и потому после выпуска предсерийной партии в 5 или 7 машин были сняты с производства.


Первый югославский танк Vozilo-A в военном музее в Белграде

Известно также об опытной установке на танк Vozilo-A 75мм орудия с танка Pz. IV. Впрочем, Тито быстро нашел новых покровителей и с 1951 года в Югославию по программе MDAP стала поступать бесплатная военная помощь из США и Великобритании.

Всего до 1958 г. Югославия получила:
- 630 танков М4А3Е4 "Шерман", о которых в годы войны так мечтал Тито (прослужили до 1973 года);


Американский танк М4А3Е4 "Шерман"югославской армии

319 новейших американских М47 "Паттон" с 90-мм пушкой (прослужили до 1988 года, когда были отправлены на склады);


М-47 "Паттон" ЮНА на улицах Белграда

399 противотанковых самоходок М36А1/А2 "Джексон";


САУ М36 "Джексон" на учениях югославской армии

240 противотанковых САУ М18 "Хэллкэт";

56 М7 "Прист" со 105-мм гаубицей;

100 американских колесных разведывательных машин М-8 "Грейхаунд";

Американские колесные БТР M3 Scout Car (использовались югославским контингентом ООН на Синайском полуострове);

100 американских полугусеничных бронетранспортеров М-3 и 15 созданных на их базе зенитных установок М-15, вооруженных 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения.

Впрочем, продолжились разработки бронетанковой техники в самой Югославии. Был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90-мм американского орудия с САУ М-36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 (код "Galeb", "Чайка") с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85-мм орудием М-628AC и с 90-мм М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М-47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД - 75 мм/60 гр., НЛД - 55 мм/55 гр., борт - 35-50-мм, корма 35-мм, бронирование башни: лоб - до 105-мм, борт и корма 50-52-мм. Экипаж - 5 человек. Двигатель В2 - дизельный. Орудие 90-мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.

В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию в числе прочего была поставлена опытная партия танков Т-54. Всего в Югославию было поставлено 140 Т-54.

Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 "Condor" ("Кондор"). Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 - прошедший модернизацию - мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90-мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство.


Иосип Броз Тито осматривает танк М-636; 1960-й год

Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 "Шерман". Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод - этот проект получил шифр - М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам.

Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда в М4 опытно установили 122-мм орудие - аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO - самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122-мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия - всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

Продолжились и поставки советской военной техники. Так еще в конце 50-х в Югославию было поставлено 40 противотанковых самоходок СУ-100. Таким образом Югославия стала единственной из европейских стран, куда СУ-100 поставлялись за пределы Варшавского договора.


СУ-100 на учениях ЮНА

С 1960 по 1961 г.г. в Югославию было поставлено 100 зенитных установок ЗСУ-57-2.

В 1962 году в Югославию поставили 40 БТР-40 и 40 БТР-152, впрочем вероятно долго они не использовались и были сняты с вооружения, поскольку нет упоминаний об их применении в Югославских войнах.

С 1962 по 1963 гг. на вооружение разведывательных подразделений ЮНА поступило 100 плавающих танков ПТ-76.

Также есть сведения о том, что на вооружение 63-й воздушно-десантной бригады ЮНА поступило даже несколько авиадесантных самоходок АСУ-57, впрочем фото- и видеосвидетельств этого нет.

С 1964 года в Югославию стали поставляться танки Т-55, ставшие до появления М-84 основой бронетанковых сил ЮНА. Всего в Югославию было поставлено по разным оценкам от 1600 до 1980 (с Т-54) танков Т-55. причем поставки осуществлялись как из СССР так и из Польши и Чехословакии.


Югославский Т-55

В 1965 году из СССР было поставлено 120 гусеничных БТР-50, которые в основном использовались в ЮНА в качестве машин управления, а в 1970 году 50 БРДМ-2.


БТР-50ПУ и БРДМ-2 на учениях ЮНА


В том же 1965 году в СССР было заказано 80 БТР-60, скорее всего, машин управления БТР-60ПУ, которые были поставлены в 1966 году.

Между тем, в 1966 г. случилось нечто невероятное. Вместо того, чтобы списать "тридцатьчетверки", на вооружение приняли еще 600 таких машин, в модернизированном варианте (они стали более известны как Т-34В), купленных в СССР. В начале 1980-х гг. в связи с выводом из эксплуатации американских танков М47 строевая карьера “тридцатьчетверок” была продлена, хотя в основном их использовали для обучения или для охраны стратегически важных пунктов (военные базы, аэродромы). На тот момент в составе ЮНА их было не менее 1007 единиц. В период с 1980 по 1987 год часть танков была передана в распоряжение пехотных и моторизованных подразделений, где пехота отрабатывала с их помощью взаимодействие с бронетехникой. “Тридцатьчетверки” были направлены во 2-й и 4-й, расквартированные в городах Ниша и Пирот, 175-й пролетарский полк в Лесковаце, 453-й пехотной бригаде в Руме и 228-й моторизованной бригаде в Пивци. Хотя принято считать, что югославские Т-34 вступили в бой только в 1991 году, на самом деле это случилось намного раньше. Как это ни странно, но впервые после завершения 2-й мировой войны югославские “тридцатьчетверки” вступили в бой в Африке. В рамках оказания военно-технической помощи правительству Анголы в 1976 году из состава 51-й мотобригады было выделено 10 танков. Вместе с боеприпасами их погрузили на корабль в порту Плоче и в январе отправили в Африку. Для восполнения “потерь” такое же количество танков поступило из 25-й мотобригады, которая в это время перевооружалась на Т-55.

Потерпев неудачу с танками югославские конструкторы решили разработать собственный бронетранспортер. Бронетранспортер, получивший индекс М-60 был разработан югославскими конструкторами в конце 1950-х годов и впервые был продемонстрирован на параде 1965-го года в Белграде. Непродолжительное время он носил обозначение M-590.

Компоновка этого БТР во многом напоминает знаменитый американский M-113, а в качестве ходовой части использовалась ходовая советской САУ СУ-76, 54 единицы которых было поставлено в 1947 году. Место водителя находится в левой передней части бронетранспортера. Чуть позади располагается место командира, с которого он может воспользоваться вооружением: первоначально устанавливался пулемет M-53-копия знаменитого немецкого MG-42, калибра 7,92 мм, затем его заменили американским Браунинг М-2НВ калибра 12,7 мм, установленным на открытой турели. Сразу же за местом командира располагается десантное отделение, рассчитанное на десять человек. Десантирование проходило через двери в корме корпуса, каждая из которых оснащена смотровым окошком. Также по три амбразуры находится по бортам.


Высадка десанта из БТР М-60Р на учениях ЮНА

БТР оснащался шестицилиндровым двигателем FAMOS мощностью 140 л. с., благодаря которому мог развивать скорость до 45 км/ч и проходить 400 километров на одной заправке. Броня состояла из стальных бронелистов толщиной 25 мм. Также БТР оснащался приборами ночного видения.
БТР производился в период с 1962 года по 1979 год, на вооружение югославской армии поступило более около 600 машин в нескольких вариантах:

Десантный БТР М-60P;

Противотанковый М-60PB, оснащённый спаренными 82-мм безоткатными орудиями, установленными справа или слева на корме машины. Наведение орудий в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -4 до +6°. Перемещение орудий как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях обеспечивается ручными приводами. Возимый боекомплект состоит из десяти бронебойно-фугасных выстрелов;

БТР с 82-мм минометом;

Минный заградитель;

Санитарный;

Командный.

190 БТР М-60 были поставлены на экспорт в Ирак, где они приняли участие в Ирано-иракской войне.

В 1969 году на вооружение ЮНА поступила чехословацкая 30-мм ЗСУ M53/59 "Прага", тогда же началось её производство силами югославской промышленности. Бронекорпус этой ЗСУ установлен на изменённую ходовую часть чехословацкого грузовика V-3S "Прага". Двигатель - шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения "Татра" T 912-2 мощностью 110 л. с. находился в передней части ЗСУ. Его капот, как и кабина экипажа, изготовлялся из алюминиевых бронелистов с добавлением титана, толщина которых в лобовой части достигала 10 мм. Экипаж из трёх человек размещался в кабине, в лобовом бронелисте которой есть два прикрываемых бронещитками окна.

Вооружение ЗСУ находится в задней части, на горизонтальной платформе и состоит из открыто установленной вращающейся установки M53 с двумя 30-мм автоматическими орудиями, дальность стрельбы которых составляет 3000 м. В боекомплект входят несколько типов снарядов, возимый боезапас 600-800 снарядов. Над стволами зенитной установки находится по вертикальному магазину рожкового типа на 50 снарядов. Обстрел по азимуту - круговой, а в вертикальной плоскости - от -10 град. до +85 град. Время перевода из походного в боевое положение равняется одной минуте. Предусмотрена возможность быстрого демонтажа зенитной установки с помощью смонтированных на платформе двух убирающихся рамп. Предполагалось, что ЗСУ сможет уничтожать воздушные цели, летящие со скоростью до 350 м/с и на высотах до 3500 м, а воздушный десант и наземные цели она сможет поражать на дальностях до 2000 м.

Из недостатков этой ЗСУ стоит отметить отсутствие системы обнаружения, и то, что прицеливание было только визуальное.

К началу 1980-х годов ЮНА получила 789 ЗСУ. "Праги" придавались смешанным артиллерийско-ракетным дивизионам ПВО сухопутных бригад югославской армии. В каждый такой дивизион помимо прочего вооружения поступало 12 M53/59. ЗСУ периодически проходили модернизацию.

Некоторые западные источники утверждают, что в 1978 году из СССР в Югославию было поставлено 48 ЗСУ-23-4 "Шилка". Однако это вряд ли соответствует действительности, поскольку в войнах, бушевавших на развалинах бывшей Югославии, применялись различные, даже самые древние виды вооружения, однако фактов применения достаточно современных "Шилок" отмечено не было. Так же не было отмечено применение "Шилок" во время отражения агрессии НАТО в 1999 году, когда применялись даже древние ЗСУ-57-2.

4 мая 1980 года умер Иосип Броз Тито, не оставивший после себя преемника, и до развала Второй Югославии остались считанные годы…

По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html

Продолжение следует…




Top