Зачем нужно причастие в церкви. Подготовка к причастию для начинающих

Многие из нас ищут чудес и знамений, не подозревая о том, что величайшее в мире чудо совершается каждый день, и ощутить его на собственном опыте может любой желающий. Это чудо - важнейшее, центральное Таинство Церкви - Святое Причастие. Именно ради него строятся храмы, пишутся иконы и возносятся к Богу молитвы в церквях. Очистив душу исповедью, христиане причащаются, соединяясь в этом Таинстве с Господом, врачуя души и тела, укрепляя свои силы в духовной борьбе и получая великую благодать.

Исцеляющее Таинство

Эта история несколько л ет назад потрясла прихожан одного из подмосковных храмов. 34-летний Андрей Б. мучительно умирал, и врачи были уверены, что часы его земной жизни сочтены. В больницу к нему приехал священник из ближайшего храма. После причастия Святых Христовых Тайн больной неожиданно пошел на поправку…

Выздоровевший Андрей стал постоянным прихожанином этого храма. А через полгода бывший «смертник» приехал венчаться со своей молодой женой.

Не менее удивительный случай исцеления после принятия святых таинств поведал мой знакомый батюшка. У новорожденной Ирочки обнаружилось тяжелая болезнь, и врачи сказали убитым горем родителям: «Шансы на выздоровление - минимальные, сделаем все что можем, но обычно такие дети не выживают». Матери малышки удалось уговорить врачей разрешить крестить умирающую малышку малым чином. Крестивший ее в реанимации отец Александр несколько раз приезжал в больницу причащать младенца. И с каждым разом девочке становилось все лучше! Ира выжила, сейчас она - здоровый жизнерадостный 4-летний ребенок. Ее доселе неверующий отец крестился и стал христианином.

Подобного рода реальные случаи исцеления может вспомнить любой опытный священник. История Церкви знает великое множество чудес связанных с этим величайшим Таинством, освя щающим жизнь верующих.

Причащаясь, человек на духовном уровне принимает в себя Бога, укрепляется в добре и любви, и очищается от зла. Становится более чутким и мудрым, легче справляется со скорбями и дьявольскими искушениями, преследующими каждого из нас всю жизнь. И, конечно же, укрепляется в вере и обретает в душе мир и гармонию.

История Евхаристии

Святое Причастие или Евхаристию (по-гречески - «благодарение») заповедал Иисус Христос. Это Он создал Таинство соединения с Ним через хлеб и вино, которые преображаются в Тело и Кровь Господа. На Тайной Вечери он благословил и преломил хлеб, и подал его ученикам со словами: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов!» Затем подал чашу: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов!»

Но почему Спаситель выбрал именно такой способ принятия Святого Таинства соединения с Богом?

Ответ на вопрос можно получить, вспомнив историю. Обычай «вкушения бога» через ритуальную еду или питье с древнейших времен существовал у многих языческих народов. Отголоски одной из таких традиций - наш привычный русский блин на Масленицу, символизировавший когда-то изображение «бога солнца», которого нужно было испечь и съесть.

Христос воспользовался понятными людям образами и обычаями. Мы вкушаем освященные молитвами преображенные Свыше хлеб и вино - и уже не символически, а вполне реально Бог проникает в нас и соединяется с нами на духовном и физическом уровнях, благотворно влияя на душу и тело. Человеческий ум не способен всецело до конца понять и оценить глубину и величие этого действия Божия, превосходящего всякое мирское разумение.

Само слово «Причастие» указывает на присоединение к Целому, причастник становится частью единой Церкви и частью Бога. Христиане первых веков причащались на каждой церковной службе, порой почти каждый день. Сила их веры была такова, что они с легкостью и без колебаний шли на любые муки, дабы не предать Христа во времена гонений. Это были такие невероятные образцы подлинной святости, высочайшей нравственности и порядочности, что современным христианам о таких высотах можно только мечтать.

Со временем сила веры и благочестие людей ослабевало и вырождалось. Многие верующие перестали ощущать себя как единую Церковь, а живое общение и единение с Богом, по сути, превратилось для них в некие привычные религиозные обряды и ритуалы. Уже в XVI веке «нормой» для большинства христиан стало очень редкое причащение. Подмена глубокой полноценной духовной жизни поверхностной внешней религиозностью порождала «магическое» отношение к таинствам, срывы в тяжкие грехи и неоправданную жестокость, которой особенно славились средние века.

А как обстояло дело в России? Как водится в нашей стране, даже самое святое дело, попав в руки чиновничества, опошляется и искажается. Вот смотрите: во времена Петра I был издан указ - все государственные служащие обязаны ежегодно причащаться. Многие поняли его так: одного раза в год вполне достаточно! Да и Причастие, совершённое по обязанности, теряет смысл.

В 19 веке в церквях еще и справку выдавали, вроде квитанции техосмотра: настоящим подтверждается, что данный гражданин прошёл обряд Причащения за такой-то год. Это было своеобразным удостоверением благонадёжности. Именно эта нелепая обязаловка стала одной из основных причин отпадения большинства русских людей от Православия. Когда в 1905 году отменили обязательное причастие, то в церковь, по воспоминаниям митрополита Вениамина Федченкова, стало ходить всего 2-5 процентов военных и чиновников. И это вместо былых 90 процентов!

Лишь после того как с порочной практикой принуждения, принесшей массу ядовитых плодов, было покончено, отцы Церкви стали разъяснять людям истинную глубинную сущность христианства и святых таинств. Постепенно стало возрождаться добровольное частое причащение.

Современные духовники рекомендуют верующим приступать к великому Таинству Причастия регулярно и по возможности чаще. У кого есть желание и возможности - может причащаться еженедельно. Или хотя бы не реже, чем раз в 1-2 месяца.

Если современный христианин причащается очень редко - значит что-то не в порядке в его духовной жизни. Мирская суета заслоняет от него Небо.

Чудо преображения

Главная церковная служба - литургия традиционно проводится утром, и лишь в особые праздники (Пасха, Рождество, Крещение) она совершается ночью. Литургия включает в себя в себя все богатство Церкви - богословское, эстетическое и культурно-историческое.

Согласно канонам, для приготовления Святого Причастия берется качественное красное виноградное вино, самим своим видом напоминающее кровь. В Сербской и некоторых других Церквях используется сухое вино, а в России - кагор. При совершении Таинства цельное вино немного разводится горячей водою (её именуют «теплота»), потому что Сам Христос, по свидетельству Предания, по восточному обычаю употребил на Тайной Вечери разведенное водой вино. К тому же, соединение вина с водою имеет и символическое значение, напоминая, что во время крестных страданий Спасителя из его пронзенной копьем груди истекла кровь и вода.

Евхаристический хлеб готовится из квасного теста, для которого берется лучшая пшеничная мука без добавления соли и сахара, освященная вода и закваска (либо дрожжи). Из самой большой просфоры священник вырезает будущее Тело Христово. После возглашения «Святая святым» оно разделяется на части и погружается в чашу с вином - Кровью Христовой.

Во время литургии в момент кульминационных молитв происходит освящение Святых Даров. Хлеб и вино на духовно-мистическом уровне преображаются в Тело и Кровь Христовы. Многие святые отцы верили, что и на физическом уровне хлеб и вино становятся самой настоящей божественной плотью и кровью, однако, чтобы люди не смущались, по внешним и вкусовым признакам Святое Причастие продолжает казаться им хлебом и вином.

В финальной части церковной службы открываются Царские Врата иконостаса и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» священник выносит Чашу, и специальной ложечкой причащает людей.

Опасения некоторых маловеров, что через общую лжицу можно заразиться болезнями - надуманы и абсолютно несостоятельны. В Святом Причастии не способны выжить никакие болезнетворные микробы! Как показывает тысячелетняя практика, те, кто регулярно причащаются - гораздо менее уязвимы перед болезнями, чем те, кто избегает Причастия, и имеют на порядок больше шансов выжить даже во время самых страшных эпидемий.

Один из моих друзей, врач Николай Д. поделился наглядным примером: его пациентка О. постоянно простужалась и болела, и к тому же, страдала припадками, которые никак не удавалось излечить. После того как по совету верующего доктора она стала регулярно ходить в храм, исповедаться и причащаться - припадки прошли, и заметно улучшился иммунитет её организма. Ныне О. болеет редко - не чаще, чем любой нормальный здоровый человек.

Чтобы ни капли святыни не испортилось, по окончании службы священник или помогающий ему дьякон допивает и доедает все, что осталось в чаше, а этого бывает немало- в среднем, объём сосуда для причащения - от одного до несколько литров!

И вот, что интересно. Многие священники и дьяконы искренне верят, что никакого алкоголя в преображённом вине уже не содержится, и после службы спокойно садятся за руль. Не раз подобным батюшкам доводилось попадать на строгих сотрудников автоинспекции и «дышать в трубку». Что удивительно, приборы не показывали наличие в крови у потребивших евхаристическое вино священников алкоголя! Если, конечно, они потом не запивали Причастие обычным вином.

Мой знакомый уральский священник отец Петр на дух не переносит алкоголь. Стоит ему выпить хотя бы бокал вина - ему становится плохо. Но чашу с остатками Святого Причастия он спокойно вкушает, и ощущает после этого в душе только дивное умиротворение и благодать.

Знаю я и священников, которые в прошлом, до прихода в Церковь, были алкоголиками, и навсегда завязали с пагубной страстью. Даже стакан вина мог бы спровоцировать их на срыв. Однако, они спокойно вкушают Святое Причастие, веря, что это именно Тело и Кровь Христовы, и никоим образом это не приводит их к возвращению к былой страсти, а наоборот, только укрепляет их волю и дух.

Однако, не могу умолчать и о тех батюшках, которые считают, что алкоголь в чаше со Святыми Дарами всё же присутствует. Некоторые из них признавались мне, что, потребляя после службы натощак чашу с Причастием, они ощущали явное лёгкое опьянение. Один из них, опасаясь срывов в пьянство, даже был вынужден специально нанять в свой маленький храм дьякона - чтобы именно он доедал и допивал всё, что осталось в чаше после Евхаристии.

Но как так получается, что одних священников потреблённое в большом количестве Причастие пьянит, а других нет? Думается, что по-своему правы и те, и другие. Надо полагать, что их примеры - наглядное подтверждение евангельской истины - «по вере вашей - да будет вам!». Ведь искренняя сильная вера и особый духовный самонастрой способны творить настоящие чудеса…

После преображения хлеба и вина в таинстве Евхаристии в Тело и Кровь, они навсегда сохраняют новое естество. В каждой церкви в освященных сосудах сохраняются запасные Святые Дары. Ими священники причащают тех, кто не может явиться в храм - больных, умирающих, заключенных и т.д.

Настоящие христиане стараются чаще причащаться. Соединяясь с Богом, они обретают высший смысл жизни. Многие святые называли Причастие лекарством бессмертия, помогающим преодолеть приземленную грешную человеческую природу и обрести Вечную Жизнь

Расплата за кощунства

В конце XIX - начале XX века в России случались спровоцированные «принудительным православием» кощунственные выходки безбожников.Будущий революционер - Бухарин, учась в гимназии, не раз приносил за щекой Святое Причастие, выплевывая его на парту и глумливо заявлял одноклассникам: «Вот смотрите, это никакое не Тело Господне, это хлеб обыкновенный. Если бы это было Тело Божие, меня бы Господь покарал».

Вот никогда не надо так бахвалиться. Наказание было отсрочено на десятилетия, но конец Бухарина был ужасен. Превращенный в сталинских застенках в забитую дрожащую тварь, он умолял сохранить ему жизнь и оговаривал себя и своих родных и друзей. Подобная же незавидная участь постигла и большинство прочих кощунников, одних раньше, других позже.

Иногда расплата за надругательство над святыней приходит довольно быстро. Знакомый послушник рассказывал мне о судьбе пятерки юных сатанистов, один из которых, зайдя в большой храм, обманным путем причастился и тут же сбежал, вынеся за щекой Причастие. После этого пятеро дружков устроили кощунственный ритуал поругания святыни, описывать который не стану по этическим соображениям.

Следующей ночью похититель Святых Даров попал под машину и погиб. Другой сатанист, подсевший на наркотики, вскоре умер от передозировки. Третий - удавился, не справившись с жутким приступом похмельной тоски. Оставшиеся двое попали в тюрьму за продажу наркотиков. Один из них погиб на «зоне», другой - пришел на исповедь в тюремный храм и покаялся. Отбыв срок, он ушел в монастырь, где теперь трудится смиренным послушником, вымаливающим у Бога прощение и мечтающим стать монахом.

Когда Кровь и Плоть становятся видимыми

История знает и удивительные случаи полного преображения святыни, превращавшейся в настоящие Тело и Кровь на видимом, осязаемом уровне.

В 1194 году жительница города Аугсбурга, не проглотив Святое Причастие, принесла его домой, завернув в платок. Святыня была положена и заперта ею в ящичке для реликвий. Несколько лет спустя, она покаялась в содеянном священнику и отдала ему ковчежец. Открыв его в храме, священники с изумлением нашли в нем высохший кусочек человеческой плоти!

Средневековые иудеи-радикалы не раз предпринимали попытки надругаться над христианскими Святыми Дарами. В 1213 году во Франции иудей Аарон купил святыню у своей служанки-христианки и бросил ее в денежную кружку с серебряными монетами. Заглянув в кружку на следующий день, он с ужасом увидел там кусочек окровавленного мяса. Он очень испугался, покаялся во всем священнику и обратился в Христианство. А в 1591 году в Праге иудей Левек украл в костеле Святые Дары и продал их своим товарищам. Издеваясь над святыней, они говорили: «Ежели ты действительно Бог - то покажи твою мощь!» Неожиданно из Причастия выделились капельки крови. Тотчас же, разразилась сильнейшая гроза и в дом кощунников ударила молния, спалившая его дотла. После этого все виновники святотатства раскаялись и крестились.

А самое знаменитое видимое чудо преображения произошло в VIII веке при вполне мирных обстоятельствах в итальянском городе Ланчано. Священника из церкви Сан Легонций глодали сомнения: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина?! Во время совершения Таинства случилось чудо: евхаристический хлеб вдруг превратился в плоть, а вино - в настоящую кровь! Священник исповедал перед братией свои сомнения, разрешенные таким невероятным образом. С тех пор в Ланчано в специальном ковчеге поныне хранятся материализовавшиеся во время Евхаристии Плоть и Кровь.

В период с 1970 по 1981 годы ученые неоднократно исследовали это чудо. Тело оказалось не имеющим каких-либо следов консервации фрагментом человеческого сердца, содержащим в себе миокард, эндокард, левый желудочек и блуждающий нерв. Невероятным образом сохранившаяся за 12 веков без искусственной защиты и консервантов Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Она свернулась в пять затвердевших шариков, каждый из которых в отдельности весит столько же, сколько… все пять вместе! Этот парадокс, противоречащий элементарным законам физики, ученые не могут объяснить до сих пор. Мало того, согласно выводам ученых, Кровь может быть приведена в жидкое состояние и использована для переливания, поскольку она обладает всеми свойствами свежей крови. А еще у ланчанской святыни - единая группа: АБ - точно такая же, как на Туринской Плащанице, в которую после распятия был завернут Спаситель.

Подготовка и причащение

Несколько лет назад моя приятельница Аня по совету друзей пришла причащаться в храм, по сути толком не понимая, зачем ей это нужно. Она заранее не готовилась, но знала, что это «полезно» и надеялась получить от сего таинства некую «магическую помощь». Все это выяснилось на исповеди, на которой девушка вместо покаяния сообщила, что в целом она дама положительная, и каяться ей особо не в чем. Разумеется, до Причастия ее батюшка не допустил, предложив пообщаться после службы и подарив книжку о сути православных таинств. Но Аня была дамой гордой и ушла, не дожидаясь конца службы, а книжку забросила на дальнюю полку и читать не стала.

Лишь спустя несколько лет, изрядно намаявшись и наломав немало дров, пережив развод, смерть близких и тяжелую болезнь, она вдруг поняла, что была тогда не права, и снова пришла в храм, достойно исповедалась, причастилась и начала новую жизнь - во Христе…

Причаститься может каждый желающий крещеный человек, но для этого нужно духовно и физически потрудиться. Лишь детям до 7 лет можно приступать к сему Таинству без поста и исповеди. Взрослым желательно три дня соблюдать умеренность во всем, воздерживаться от продуктов животного происхождения и от плотских отношений. Если человек причащается раз в год, а то и реже, и в обычной жизни не соблюдает постов - пост перед Причастием увеличивается до 5-7 дней. Тем же, кто причащается еженедельно, достаточен и 1-2-дневный пост. В Светлую Пасхальную неделю поститься и вовсе не нужно. С утра перед причащением нужно (если позволяет здоровье) ничего не есть и не пить.

Очень важна внутренняя подготовка к Таинству. Нужно постараться примириться со всеми и всех простить, и изгнать из себя скверные помыслы, чтобы принимать святыню с чистой доброй душой. И если есть возможность - создать у себя умиротворенный настрой, ожидая причащения как великой радости общения и соединения с Христом.

В любом молитвослове есть Три канона (Иисусу Христу, Богородице и Ангелу-Хранителю), а также Последование ко Святому Причащению. Все эти молитвы желательно вычитать накануне. Посетив вечернюю службу, на следующее утро человек приходит на Литургию и молится со всеми, исповедуется и причащается, если батюшка на исповеди благословил.

Могут быть не допущены к Святому Причастию те, чье покаяние - не искренне и формально, и те, кто не собираются в дальнейшем решительно порвать со смертными грехами. Например, если любитель блудной жизни планирует и дальше предаваться любимым греховным «забавам», или, скажем, вор и грабитель не хочет завязывать со своей криминальной профессией.

Первыми обычно причащают маленьких детей, потом - мужчин, затем - женщин. Подходить следует по очереди, не толпясь, и не пытаясь опередить друг друга. Причастившись, православные подходят к специальному столику с запивкой. Принято запивать Причастие святой водой, морсом или разведенным вином, и заедать кусочком просфоры -чтобы вся до капли и до крошки святыня была потреблена.

Причащаясь от единой Чаши, христиане соединяются не только с Богом, но и друг с другом, ощущая себя единой дружной семьей. Обычно после причащения душа наполняется умиротворением и духовной радостью. Поблагодарив за это Господа благодарственными молитвами, надо постараться сохранить добрый настрой в своей душе как можно дольше, и жить с чистой совестью, неся окружающим мир и любовь.

Причастие (Евхаристия) является одним из наиважнейших Таинств Православной Церкви. Таинство Причастия позволяет верующему обрести вечную жизнь души своей и соединиться с Богом через вкушение Его плоти и крови, представленных в виде хлеба и вина. Только в причастии мы становимся поистине православными, ибо таковыми нас определяет не ношение креста нательного и свершенное над нами крещение, а жизнь наша во Христе, Его благодать к нам и Его присутствие в нас.

Зачем нужно причащаться?

Причастие – это единственное церковное Таинство, позволяющее соединиться с Христом. Тот, кто не причащается Святых Тайн, лишает себя самого главного источника жизни — Господа Бога, определяет себя вне Его. Верующие, которые регулярно с чистым сердцем и благоговением участвуют в Таинстве Причастия, очищаются от всякой скверны и становятся «причастниками Божества».

Таинство Причастия должно быть неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина, ибо мы, живущие на земле, нуждаемся в воссоединении с Самим Христом, в Его присутствии в своей душе и сердце. Только причащаясь, человек может соединиться с Богом и чувствовать Его защиту, благодать и милость.

В определенные исторические эпохи отмечалась различная частота причащения. При зарождении Христианства верующие стремились ежедневно приступать к причастию, а те, кто пропускал евхаристию более трех дней, считались отлученными от Церкви и Самого Господа.

Сейчас православные люди причащаются значительно реже. Некоторые обращаются к Таинству Причастия во время церковных постов, другие – в день именин или же перед участием в других великих православных Таинствах.

Священнослужители склонны считать, что верующий должен причащаться, прежде всего тогда, когда он действительно готов к этому. Участие в Таинстве Причастия должно быть осознанным и желаемым. Нельзя быть с Господом без веры в Него и без любви к Нему. Тот, кто причащается не по велению собственной души, а по принуждению или ради одобрения окружающих, не сможет ощутить истинного чуда соединения Самого Иисуса Христа с человеком.

Для желающих причаститься в церковном году предусмотрен специальный день — Великий Четверг. Сам Спаситель наш утвердил в день Великого Четверга Таинство Святого Причастия. Священники призывают всех верующих не забывать о воле Господа и именно в этот день причащаться Святых Тайн Христовых.

Православному христианину перед тем, как принять Таинство Причастия, необходимо осуществить особую подготовку души и тела своего.

  1. Уразумение истинного смысла Таинства . Верующий должен участвовать в Евхаристии только в том случае, когда он действительно осознает и чувствует глубокую и неудержимую потребность в причащении Святых Тайн. Целью человека, пришедшего в Церковь на причащение, должно быть желание соединиться с Христом, очиститься от прегрешений своих, вкусив Господню вечерю.
  2. Веление души . Причащаться нужно только с чистым сердцем и по велению собственной души, не знающей лицемерия и неискренности. Человек должен быть достоин причащения Святых Христовых Тайн. Верующему нужно помнить о том, что испивая Чашу Господню и вкушая сей Хлеб недостойно, станет он виновным против Крови и Плоти Спасителя нашего.
  3. Душевное равновесие и чистота . Каждый верующий должен подходить к Чаше, пребывая в душевном равновесии, в примирении с окружающими, в состоянии, при котором в душе нет места злобе, ненависти и обиде сердечной к любому живущему на земле.
  4. Церковность . Человек имеет право на причастие лишь тогда, когда он живет по Закону Божиему и соблюдает все каноны Православной Церкви.
  5. Таинство Исповеди . Согласно церковным традициям перед причащением человек должен покаяться, осознать собственную греховность и исповедаться в грехах своих. Пройти Таинство Исповеди перед причастием можно накануне утром или вечером, а также перед литургией или же за несколько дней до Евхаристии.
  6. Литургический пост . Чтобы верующий был духовно готов к причастию Святых Тайн Христовых, ему необходимо соблюсти пост перед Таинством, хотя бы за 6 часов до причастия не есть и не пить. У Святой Чаши причащающиеся люди должны находиться «в голоде» (натощак).
  7. Телесный пост (говение) . Все православные люди, желающие причаститься, должны достойно и в полном соответствии подготовиться к этому Таинству. Сознание и ум человека не должны распыляться забавы ради и по мелочам житейским. При подготовке важно посещать все богослужения в храме и прилежно выполнять домашнюю молитву. Если человек не причащался на протяжении длительного периода, соблюдение строгого телесного поста должно осуществляться не менее 3-5 дней. При этом к телесному посту относят не только ограничения в потреблении пищи и воздержание от мирских развлечений, но и полный отказ от плотских супружеских отношений. Только пребывая в состоянии чистоты души и тела своего, верующий может приступить к Таинству Причастия.

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодаре­ние».

Как и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Почему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причастию?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

Как часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают во все дни, когда служится Божественная Литур­гия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице.

В период Великого поста богослужения совершаются по осо­бому расписанию.

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к «взрослому» режиму питания и жизни.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных послабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям, когда служится Литургия Василия Великого. Взрослые кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней памяти некоторых святых.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия», - митропо­лит Иларион (Алфеев).

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», - говорит Господь);

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью ?

В Православной Церкви есть такое понятие как таинство причастия, еще оно имеет название евхаристия. Причастие — благословение Господне на отпущение грехов и наполнение христиан своей благодатью. Если вы приняли решение посетить храм с этой целью, то наша статья растолкует вам все сопутствующие вопросы.

Главное в статье

Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?

Далеко не каждый человек, носящий нательный крест, и который был крещен в Православной Церкви, может назвать себя христианином. Верующим человек становится, когда начинает участвовать в жизни церкви, соблюдать все ее каноны . Другими словами – находится в духовном единении с Богом.

Для наших предков, которые исповедовали Православную веру, было немыслимо называться христианами, и не соблюдать причастие.

Таинство причастия было установлено Иисусом Христом еще перед тем, как его предали и отправили на мучения. На тайной вечере среди своих учеников Спаситель установил таинство причащения. Он благословил хлеб насущный и вино как свою плоть и кровь, тем самым заповедовал своим апостолам, а через них – другим их приемникам совершать это благое дело.

Совершая таинство причащения, человек получает возможность очиститься от греха и получить исцеление души. Появляется возможность исправить свою жизнь в лучшую сторону, преобразить свою человеческую сущность.

Как проходит причастие в церкви?

Если вы настоящий верующий человек, то должны правильным образом подготовиться к причастию (об этом читайте далее). Этим вы выразите благодарность и уважение Господу. Прийти к решению причаститься нужно не из-за чувства долга, ваша душа должна осознанно к этому стремиться.

Понятия исповеди и святого причащения – нераздельны . Вы не сможете причаститься, если перед этим не исповедаетесь.

Исповедь – это раскаяние перед Господом Богом о содеянных грехах, отрицание от совершения дальнейших грехов. Вы – раб Божий в присутствии священника озвучиваете все грехи, за которые просите у Бога прощение. В свою очередь, священник помогает вам с помощью молитвы очиститься от согрешений. К исповеди тоже нужно подготовиться:

  • Заблаговременно обдумайте возможные грехи, которые вами совершались. Первым делом уделите внимание тем совершенным деяниям, которые вас беспокоят, мешают жить. Но не забывайте и о других непослушаниях вере, которые, на первый взгляд, кажутся менее значимыми (ознакомьтесь со списком).

Если вам трудно озвучить ваши грехи вслух, то можете написать записку, и передать ее батюшке, он сделает это за вас. Только в момент исповеди нужно искренне осознать свои ошибки — перед Богом вы ничего не утаите.

После подготовки к причащению и исповеди священник дает благословение пройти причастие.

Как правило, священное действие происходит таким образом:

  • Поутру человек приходит на исповедь, после начинается служба в церкви.
  • Затем священник выносит чашу красного вина, символизирующую кровь Спасителя.
  • Далее по очереди, без толкотни, люди подходят к батюшке, чтобы принять немного вина с ложки.
  • После принятия красного вина православный христианин отходит в сторону, где служители церкви дают ему кусочек просфоры со святой водой, обозначающих плоть Христа.
  • Детей пропускают причаститься первыми, до семи лет они могут не готовиться к причастию.
  • На этом процедура принятия таинства причастия считается оконченной.



Каковы дни причастия в церкви?

Пройти таинство причастия можно в любой день, когда происходит церковная служба. Это христианское богослужение имеет название – л итургия. Чтобы не ошибиться – переговорите заранее со священником, либо со служителями церкви о точном дне причастия. Как правило, служба в церкви обязательно правится в субботу и воскресенье.

Исключением становится Великий Пост перед Пасхой до Страстной Седмицы. В этот период существует особый календарь (график) богослужений.

Великий пост предназначен для подготовки христианского народа к великому празднованию Пасхи. Богослужения в этот период отличаются молитвами о воспоминании смерти и воскрешения Иисуса Христа, его покаянии.

Православный христианин должен причащаться как можно чаще, раз или два раза в месяц. Но это очень индивидуально, вы сами должны почувствовать тягу к покаянию, а не придерживаться стандартов. Не лишне будет обсудить с батюшкой все волнующие вас вопросы духовной жизни.



Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?

Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.

Длительность службы зависит:

  • От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
  • От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
  • От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
  • От того, будет ли звучать на службе проповедь.

В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.

Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.

Сколько длится причастие по времени?

  • Длительность самого причащения будет зависеть от количества жаждущих причаститься .
  • После окончания службы священник выносит Чашу со Святыми Дарами из-за алтаря, и приглашает желающих к причастию.
  • Вначале причащаются церковные служители, монахи, а затем пропускают детей и всех остальных.
  • Дожидаясь своей очереди, нельзя устраивать балаган и выяснение отношений, иначе все покаяние не будет иметь никакого смысла.
  • Чтобы вкусить Святые Дары («кагор», просфору, святую воду или «теплоту»), понадобится меньше минуты.



Как часто можно причащаться?

Это довольно неоднозначный вопрос. Скорее важна не частота, а «качество» причащения, осознание самим человеком важности происходящего. Если такое осознание присутствует всегда, то можно причащаться как можно чаще, хоть каждую неделю.

  • Православным христианам рекомендовано два-три раза в месяц познавать таинство причащения.
  • Люди, которые готовятся посвятить свою жизнь церкви, могут причащаться чаще, тогда душевный и телесный пост может быть немного ослаблен на один-два дня.
  • Также это можно сделать перед каждым постом – четыре раза в год.
  • Категорически нельзя причащаться дважды в один день.

Благодаря церкви возрождается духовность человека. Если вы чувствуете тягость на душе – начните посещать для начала просто литургию, без причастия. Поговорите со святым отцом, возможно, вы найдете ответы и обретете успокоение. Когда ваше сознание само придет к желанию исповедоваться и причаститься – вы это ощутите.

Как правильно причащаться первый раз?

Первое причащение происходит немногим позже крещения ребенка.

Перед первым причастием нужно духовно настроить и подготовить как себя, так и ребенка:

  • Хорошим поступком будет, если родные и крестные родители после крестин причастятся вместе с ребенком .
  • В подготовку перед причастием входят все те же пункты, что вы читали ранее.
  • Произнесите молитвы за ребенка (смотрите далее), попросите у Господа своими словами , чтобы он наделил крещеного малыша своей благодатью, помог вырастить достойного христианина на пути к спасению своей души.
  • Затем малыша поднесите к священнику, голову положите на правую руку, ручки придерживайте, чтобы он не мог нечаянно опрокинуть Святую Чашу.
  • Также нужно правильно подготовить одежду , ребенку должно быть комфортно, чтобы он не волновался лишний раз.

Если приучать ребенка причащаться как можно чаще, то он будет взрослеть, находясь в духовном равновесии с собой.

Бывает, что крещение и первое причастие человек получает уже во взрослом возрасте. Тогда не бойтесь ошибиться — первое причастие, как и все последующие, проходит практически одинаково. Смело задавайте вопросы своему духовному наставнику, он сумеет вас подготовить.

Подготовка к причастию

Самая главная подготовка к причастию заключается в осознании самого процесса. В церковь вы должны идти для сближения с Богом, осознания и раскаяния о своих грехах. Вы должны ощущать светлый настрой перед посещением церкви, а не тягостное бремя от вынуждения.

  • Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
  • Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов , причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
  • Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
  • Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
  • Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
  • Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.

Какие молитвы читать перед причастием?


Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?

К причастию не может быть допущен христианин, если:

  • Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
  • Он отлучен от Святых Таин.
  • Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
  • Супруги, вступившие накануне в половую связь.
  • Женщина в период менструации.
  • Не носит нательный крест.
  • Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
  1. Явиться в церковь нужно до начала богослужения , при опоздании исповедь и причастие переносится.
  2. После молитвы “Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться .
  3. При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху) . В таком положении нужно принять таинство причастия.
  4. Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
  5. Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
  6. Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово) . Больше ничего трогать и целовать нельзя.
  7. Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
  8. Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
  9. Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.

Что нужно для причастия в церкви ребенка?

Основные правила причастия в православной церкви

По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.

Можно ли причаститься на вечерней службе?

Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.

Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.

Можно ли причащаться во время месячных?

Нет, во время месячных нельзя причащаться , такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.

Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.



Можно ли причащаться беременным женщинам?

Да, можно, и чем чаще, тем лучше. Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу.

Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.

Можно ли причащаться, если не постился?

  • Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
  • Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.

Нужно понимать, что пост — это хорошо, но цель причастия — отпущение грехов и единение с Богом. Если есть уважительные причины, по которым пост был нарушен — нет преград для прохождения причастия.

  • Если речь идет о нарушении физического воздержания супругами — то лучше пропустить один раз причастие, а на последующей исповеди учесть этот момент.



Можно ли причащаться не натощак?

Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.

Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.

Можно ли причащаться без подготовки?

Нет, такого делать нельзя . Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:

  • Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
  • Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
  • Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.

Можно ли причащаться без исповеди?

Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.

Можно ли причащаться, если делала аборты?

Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.

Если же женщина бежит в церковь после каждого содеянного аборта, то это не приветствуется церковью, женщина не до конца осознала свою вину, раз продолжает совершать подобное.

Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:

  • Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
  • Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.

Не стоит путать гражданский брак с обычным сожительством , который в церковной терминологии называется — блуд . Если вы живете в блуде, то вам может быть отказано в благословении на таинство причастия.

Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак . По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.

Видео: Как проходит причастие в церкви?

Если вас интересует, как проходит таинство причастия на практике, то посмотрите следующее видео:




Top