Была ли конституция в российской империи. История развития конституции в российском государстве. Информацию подготовила Елисеева И. С

Причиной принятия создания новой российской Конституции стала Октябрьская революция 1917 года. В результате этой революции изменилась форма власти в России. Россия стала советской республикой.

Конституция РСФСР 1918 г. -- первая Советская Конституция, первый в мировой истории Основной Закон социалистического государства. Конституция подвела итог первому периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

Основной Закон 1918 г. закреплял общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции 1918г. являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное удаление деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

V Всероссийский съезд Советов, создавший Конституцию, поручил Наркомату просвещения "ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". В соответствии с этим была создана литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.

На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.

Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.

Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.

Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.

В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.

Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР.

Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

В 1917 году революционными политическими партиями, добившимися свержения монархии в Российской империи, по инициативе Временного правительства было избрано Всероссийское Учредительное собрание для законодательного закрепления завоеваний революции. Первая редакция проекта Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была написана В.И. Лениным и внесена от имени Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) на заседание Учредительного собрания 18 (5) января 1918 года. Однако Учредительное собрание, в котором относительно большинство принадлежало представителям Партии социалистов-революционеров (эсеров), отклонило проект Декларации и на следующий день Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов распустил Учредительное собрание.

25 (12) января 1918 года Декларация с учетом ряда исправлений была принята третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. После объединения съезда Советов рабочих и солдатских депутатов со съездом Советов крестьянских депутатов текст Декларации был вновь переутвержден 31 (18) января 1918 года третьим Всероссийским съездом Советов, который выдвинул вопрос подготовки Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов советской власти.

В соответствии с Декларацией Россия объявлялась «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отменялась частная собственность на землю, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись общенациональным достоянием. В собственность рабоче-крестьянского государства переходили средства производства, транспорта и банки. Была создана Социалистическая Красная армия рабочих и крестьян и введена всеобщая трудовая повинность.

Высшим органом власти РСФСР стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов».

Конституция РСФСР 1918 года состоит из шести разделов и 17 глав, часть которых не имела названия:

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики;

Конструкция советской власти:

А. Организация центральной власти; О всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; О всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; О Совете Народных Комиссаров; О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Б. Организация советской власти на местах: О съездах Советов; О Советах депутатов; О предметах ведения органов Советской власти на местах.

Активное и пассивное избирательное право: О производстве выборов; О проверке и отмене выборов, об отзыве депутатов.

Обилие двусмысленностей, неясностей и противоречий в Конституции 1918 г. обусловили привлечение этого документа для обоснования принципиально различных интерпретаций ранней советской истории. Сторонники теории тоталитаризма видели в ее запутанности и сложности сознательную установку большевиков, скрываясь за фасадом аморфных, полуанархических советских институций, утвердить свою монополию на власть. Классические социально-исторические интерпретации, напротив, аргументировали в пользу импровизационного характера первой конституции. По их мнению, она отразила слабость большевистской власти, которая была вынуждена принимать в расчет революционную инициативу "снизу". Эта версия, несмотря на иную расстановку оценочных акцентов, близка позиции советских историков. Последние опирались на высказывания В. Ленина, согласно которым, Конституция 1918 г. "не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций", а зафиксировала "опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Советские исследователи подчеркивали временный характер конституции, рассчитанной на переходный период, и превозносили реализм и политическую гибкость ее создателей-большевиков. Столь же разноречивы оценки Конституции 1918 г. в юридической литературе. Советские правоведы оценивали ее как образец революционного правотворчества. Современная конституционно-правовая литература характеризует Конституцию 1918 г. как самую несовершенную в истории российского конституционного права с точки зрения содержания и юридической "техники".

При этом историки единодушны в том, что анализ Конституции 1918 г. немыслим без учета трудных обстоятельств ее подготовки и принятия. Решение о подготовке проекта конституции был принято III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) должен был представить проект следующему Съезду Советов. Однако к марту 1918 г., когда собрался IV Всероссийский Съезд Советов, ничего, кроме нескольких черновых набросков, выполненных комиссариатами юстиции и внутренних дел, подготовлено не было. В связи с этим 1 апреля ВЦИК учредил комиссию по разработке проекта конституции, возглавленную председателем ВЦИК Я. Свердловым. Из большевистского руководства в нее (кроме Свердлова) вошли И. Сталин и Н. Бухарин. В состав комиссии были включены также представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. В комиссии, в которую, помимо большевиков, вошли левые эсеры, разгорелась борьба между сторонниками централизации и децентрализации государственной власти, поборниками унитарного и федеративного устройства Советского государства (Э. Карр). Подготовленный проект был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на обсуждение ЦК РКП(б). После внесения поправок он был передан на рассмотрение V Всероссийского съезда Совета, который единогласно утвердил его 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г., после официальной публикации в газете "Известия", Конституция вступила в силу.

В научной литературе широко распространено мнение, что руководители советского государства не приняли серьезного участия в подготовке Конституции 1918 г., соответствующего ее значению "основного закона". Этот факт чаще всего объясняется презрением большевиков к праву или обремененностью большевистских лидеров более важными делами в ситуации ураганно нараставшего политического и хозяйственного кризиса. Тезис о неучастии большевистских лидеров в создании конституции явно нуждается в релятивации. Представительный состав комиссии по подготовке проекта конституции и настойчивая борьба в ней большевиков против представителей левых эсеров по вопросу о перспективах строительства Советского государства, а также включение в конституцию по настоянию В. Ленина написанной им "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - все это свидетельствует об активной роли большевистского руководства в создании первой советской конституции.

Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В краткой преамбуле определяется порядок вступления конституции в силу, а также меры по ее популяризации.

Первый раздел включает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая была написана В. Лениным не позднее 3 (16) января 1918 г. Документ был предназначен для представления в Учредительное собрание, открывшееся 5 (18) января 1918 г., и служил своего рода провокацией, нацеленной на разоблачение его "контрреволюционного" характера. "Декларация" была оглашена Я. Свердловым на его первом заседании. Как и предполагало большевистское руководство, предложение обсудить "Декларацию" было отвергнуто. 12 (25) января 1918 г. ее утвердил естественный правопреемник распущенного Учредительного собрания - III Всероссийский Cъезд Советов. В качестве раздела конституции "Декларация" претерпела переработку: из нее были изъяты все положения и упоминания, касавшиеся Учредительного собрания. При этом в ней сохранились все пункты, отражавшие главные нововведения большевистского правительства начиная с октября 1917 г., которые должно было одобрить Учредительное собрание. В первой главе Россия объявляется федеративной республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (В. Ленин вычеркнул из ее названия первоначально внесенное им определение "социалистическая"). Во второй главе в качестве мер по "установлению социалистической организации общества" декларируются социализация земли, введение рабочего контроля, трудовой повинности и вооружения трудящихся, отказ от международных финансовых договоренностей и национализация банков. В третьей главе объявляется о разрыве с международной политикой "буржуазной цивилизации". Четвертая глава признает cоветы единственным полномочным представительством трудящихся масс, подчеркивая добровольный характер федерации Советских республик России.

Второй раздел описывает общие положения конституции. Ряд из них повторяет содержание первого раздела, отражая несовершенство структуры документа. Основной задачей рассчитанной на переходный период конституции провозглашается установление "мощной Всероссийской Советской власти". В отличие от статьи 1 статья 10 объявляет Российскую Республику "свободным социалистическим обществом всех трудящихся России". Вновь подтверждаются принадлежность всей полноты власти Cоветам и федеративный характер государства. Верховной властью в стране наделяется Всероссийский Cъезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статьи, посвященные свободе совести, печати, союзов, доступа к знаниям, описывают не столько права трудящихся, сколько экономическую и социальную политику государства. Кроме того, декларируются всеобщая трудовая и воинская повинность, а также равенство прав вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, с существенной оговоркой, что отдельные лица и группы населения лишаются гражданских прав, если "пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции". Особо оговариваются право убежища и упрощенная процедура предоставления гражданских прав иностранцам, что отражает веру составителей конституции в близость мировой революции. В этом разделе, как и во всех остальных, большевистская партия не упоминается. Этот факт едва ли можно объяснить только желанием ленинского руководства скрыть истинную роль партии или слабостью и ненадежностью ее реального положения. Скорее всего, большевики считали партию органом не государственной, а революционной власти.

Третий, самый обширный раздел - "Конструкция Советской власти" - состоит из двух подразделов, пяти глав и 33 статей. Подраздел А посвящен организации центральной власти. Шестая глава описывает статус Всероссийского Cъезда Советов и порядок выборов в него, неравных для городского и сельского населения. В седьмой главе очерчиваются полномочия ВЦИК, который определяется как "высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган". Восьмая глава посвящена структуре и компетенции Совета Народных Комиссаров (СНК). Декларация об его подотчетности ВЦИК нейтрализуется примечанием, согласно которому "мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно". Отражая стремительную регионализацию Советской власти, статья 47 особо подчеркивает, что звание "народного комиссара" принадлежит только членам СНК. В десятой главе определяются предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК. Перечисление 17 предметов ведения этих органов не устанавливает, тем не менее, ясных границ их полномочий, т. к. признается, что сверх перечисленных вопросов их ведению "подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению". Подраздел Б излагает структуру и компетенцию местных советских органов власти. Десятая глава посвящена областным, губернским, уездным и волостным Съездам Советов, одиннадцатая - местным советам, двенадцатая - предметам ведения местных органов власти. Съезды и исполнительные комитеты советов объявляются носителями высшей власти на подведомственной территории. Т.о., творцы конституции не признали принципа разделения властей. Однако пирамидальная структура и порядок подчинения низших советов вышестоящим ограничивали полномочия советов решением вопросов "чисто местного (для данной территории) значения". При этом раздел не описывает ни границ федерации, ни механизмов ее конструирования и жизнедеятельности, в результате чего федеративный принцип приобретает фиктивный характер: РСФСР по Конституции 1918 г. была федерацией без субъектов федерации.

Четвертый раздел конституции посвящен активному и пассивному избирательному праву и состоит из трех глав и 15 статей. Избирательное право в революционной России носит ярко выраженный классовый характер. Оно предоставляется трудящимся - тем, кто добывает "средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", а также "солдатам cоветской армии и флота" и даже иностранцам, не принявшим российское гражданство. Однако значительные группы населения лишены избирательного права по классовому признаку: использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, священнослужители и монахи, бывшие служащие и агенты полиции.

Пятый раздел - "Бюджетное право" - характеризует финансовую политику РСФСР как средство "экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств". Конституция декларирует допустимость и целесообразность для решения этой задачи "вторжения в право частной собственности". В разделе декретируется централизация общегосударственного бюджета, а также обозначаются принципы и процедуры распределения его средств.

Последний, шестой раздел конституции описывает герб и флаг РСФСР.

По поводу жизнеспособности и действенности Конституции 1918 г. исследователи высказывают принципиально различающиеся мнения. Одни считают ее мертворожденной, приводя в качестве альтернативных аргументов два обстоятельства: 1) что большевистское руководство не собиралось придерживаться записанных в ней положений; 2) что реальность Гражданской войны деформировала зафиксированные в Конституции 1918 г. институции, принципы и механизмы. Согласно другому мнению, конституция оказалась достаточно гибкой и прагматичной, что позволило ей просуществовать с незначительными изменениями до 1936 г.

C культурно-исторической точки зрения, Конституция 1918 г. представляется документом, отражающим нарастающую разочарованность большевиков в эффективности революционной самодеятельности масс. Советы оказались неформальными объединениями с неясно очерченными функциями. Они плохо поддавались контролю и управлению, имели тенденцию к автономизации по отношению к центру и содействовали усилению центробежных сил. Основная задача Конституции состояла в четком определении их полномочий, в систематизации, унификации и централизации их деятельности. В. Ленин не скрывал этого назначения конституции. Так, на съезде губернских советов, состоявшемся через три недели после ее принятия, он, согласно газетному отчету, заявил: "Рабоче-крестьянские массы, призванные правительством к управлению страной и долгое время находившиеся вдали от этого, не могли отказаться от желания строить государство путем собственного опыта. Лозунг "вся власть Советам" привел к тому, что на местах хотели прийти к опыту государственного строительства путем собственных ошибок. Такой переходный период был необходим и оказался благотворным. В этом стремлении к сепаратизму было много здорового, доброго, в смысле стремления к созиданию. Советская конституция выявила отношение волостной власти к уездной, уездной к губернской и этой последней к центру".

Конституцию 1918 г. позволительно интерпретировать как документ, отражающий представления большевиков о возложенной ими на себя цивилизаторской миссии. Она была направлена на дисциплинирование масс и рутинизацию деятельности советов. В этом смысле она была "антисоветской". Последующий опыт Гражданской войны убедил большевиков и их сторонников в эффективности дисциплинирующих практик и благотворности унификации и централизации. Вслед за Конституцией СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. предусматривала более стройную иерархию советов и поставила их под более действенный контроль центральной власти.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования. Декреты II съезда Советов были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап (октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап - Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы:

1) о федеративном устройстве (административно-территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией;

2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы).

3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года Сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года. К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования. В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно. Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства. Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей. Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность. В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты. Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы. Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Октябрьская революция 1917 г. прервала эволюционный путь конституционного развития российской государственности, радикально сломав, по существу, все прежние институты власти и права.

Первыми актами конституционного значения явились Декреты о власти, мире, восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. разрабатывалась под руководством партии большевиков с непосредственным личным участием В. И. Ленина и была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения Конституции РСФСР; 3) организация советской власти в центре и на местах; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась идеологическая и социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата. В качестве политической основы учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Закреплялись основные цели и принципы экономических преобразований: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и части промышленности. Срок действия Конституции РСФСР 1918 г. определялся как "переход от капитализма к социализму".

Основным законом РСФСР 1918 г. закреплялась единая система центральных и местных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских Съездов Советов; в областях, губерниях, уездах, волостях учреждались соответствующие Съезды, Советы и их исполкомы, в городах и селениях формировались городские и сельские Советы.

Конституция РСФСР провозглашала федеративное устройство России. Субъектами федерации в первую очередь признавались национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов на правах автономии в РСФСР. Устанавливалось, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы, входящие на началах федерации в Российскую Федеративную Советскую Республику".

Избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала социально-политическую ситуацию того времени и главный идеологический принцип большевиков – диктатуру пролетариата. К выборам допускались лишь граждане, подпадающие под категорию "трудящиеся". Представительство от социальных групп, обладавших избирательным правом, также не было равным. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим.

Конституция 1918 г. закрепляла многоступенчатую систему выборов. В качестве прямых предусматривались только выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней Советов избирались на соответствующих Съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Главная историческая роль Конституции РСФСР 1918 г. выразилась в закреплении новой системы политических, экономических, социальных и идеологических отношений, которые положили начало советскому периоду государственного права России.

Последующие конституции РСФСР – 1925, 1937 и 1978 гг. были органически связаны с союзными конституциями 1924, 1936 и 1977 гг.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. была принята после окончания гражданской войны и явилась следствием образования в 1922 г. Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе Конституция РСФСР 1925 г., были тесно связаны и дополняли друг друга. Такая взаимосвязь основывалась на концепции единой советской Конституции. Известный юрист того времени П. И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и составляют вместе единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР было появление гл. 4 "Об автономных Советских Социалистических республиках и областях", где был обобщен семилетний опыт национально-государственного строительства РСФСР. В Конституцию РСФСР 1925 г. не была включена "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа", составлявшая первый раздел в Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с гем в ней говорилось, что она исходит из основных положений данной Декларации и основных начал первой российской Конституции 1918 г. (ст. 1).

По Конституции 1925 г. Россия передавала свои основные суверенные права Союзу ССР. Было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР в ведение органов СССР. На территории РСФСР обязательную силу имели постановления верховных органов государственной власти СССР по предметам, отнесенным к ведению Союза ССР (ст. 19). По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал союзной Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Устанавливалось единое союзное гражданство. За РСФСР, как и за другими союзными республиками, формально сохранялось право выхода из Союза ССР, территория могла быть изменена только с их согласия.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституция 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство, основанное на автономии. О том, что Россия действительно была оформлена как федеративное государство, высказывалось в тот период большинство советских ученых. Многие современные ученые склонны определять РСФСР, оформленную Конституциями 1918 и 1925 гг., как псевдофедеративное унитарное государство. Такая позиция основывается скорее даже нс на формально-юридической модели советского российского федерализма, а на фактической системе унитарных государственных отношений, функционирующих в тот период.

В соответствии с советскими конституциями Россия, как и другие союзные республики, лишь формально называлась суверенным государством, имеющим право выхода из состава СССР. Как и на союзном уровне, государственная структура в республиках строилась на принципе демократического централизма.

В Конституции РСФСР 1925 г. по аналогии с Конституцией СССР 1924 г. был учрежден новый орган государственной власти – Президиум ВЦИК, избираемый непосредственно ВЦИК. В период между сессиями ВЦИК он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР. Президиум ВЦИК созывал сессии ВЦИК и имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Были учреждены также аналогичные органы государственной власти на местах – президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Они проводили в жизнь решения центральных органов власти, избирали исполнительные комитеты.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на конституции других союзных республик.

В истории советского строительства Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. рассматривались как основные – законы переходного периода от капитализма к социализму. Победа в основном социалистических общественных отношений была зафиксирована в Конституции СССР 1936 г. и в принятых на ее базе конституциях союзных и автономных республик.

Третья Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. была принята вслед за Конституцией СССР 1936 г. на XVII Всероссийском Съезде Советов. Так же как и союзная конституция, она провозглашала "завершение строительства основ социализма".

Конституция 1937 г. состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I российской Конституции дословно повторяла гл. I Конституции СССР 1936 г. В гл. II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР, в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной, добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство – Союз ССР. Вне пределов прав Союза ССР, установленных в союзной Конституции, РСФСР сохраняла полностью свои "суверенные права", обладая, в частности, правом выхода из Союза ССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление России. РСФСР включала 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и б автономных областей. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывающую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики.

Конституция РСФСР закрепила аналогичные союзной систему органов государственной власти и управления, институты выборов и правового положения личности в республике. Главы III–XIII Конституции РСФСР были посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились по аналогии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Он избирал подотчетный ему Президиум – высший орган государственной власти в период между сессиями Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом – Правительством РСФСР объявлялся Совет Народных Комиссаров.

Конституция РСФСР 1937 г. детально регулировала организацию местных органов власти, вплоть до определения структуры отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Таким образом сверху навязывалась структура государственной власти на местах, что свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного устройства.

Глава IX Конституции РСФСР 1937 г. закрепляла вопросы бюджета РСФСР. Подробно определялся порядок разработки и принятия российского бюджета. Проект бюджета разрабатывался Правительством – СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР вместе с отчетом об исполнении бюджета. После утверждения проекта бюджета и отчета они подлежали опубликованию "во всеобщее сведение". Конституция РСФСР регулировала также основные принципы распределения доходов между республиканским и местными бюджетами.

Глава X Конституции РСФСР была посвящена вопросам суда и прокуратуры и полностью соответствовала содержанию гл. IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей и судами национальных округов, судами административных округов и специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, а также народными судами. Жестко централизованной была система прокуратуры. Прокурор СССР назначал сроком на пять лет не только Прокурора РСФСР, но и прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждением Прокурора СССР также сроком на пять лет.

Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР также были разработаны по аналогии с Конституцией СССР 1936 г. Определялся широкий для того времени круг политических, социальных и экономических прав, избирательная система основывалась на принципах всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Это свидетельствовало о расширении институтов демократии, отмене многих ограничений в области прав и свобод.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г., что свидетельствовало о единой государственности и унитаризме конституционно-правового регулирования.

Четвертая российская Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. была разработана и принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Цель новых советских конституций заключалась в воплощении концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. В качестве основных признаков развитого социализма новые советские конституции провозглашали укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества и формирование новой исторической общности людей – советского народа; закрепление общественной собственности на средства производства и запрет частной собственности, утверждение плановой системы хозяйствования. Организация государственной власти базировалась на принципе верховенства и единства Советов народных депутатов.

Как утверждалось в партийных доктринах того периода, принятие Конституции СССР 1977 г. и новых конституций союзных республик призвано было отразить этап "развитого социализма". Вступление в эту стадию означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В новых конституциях было впервые введено понятие парода как единой общности советских граждан, субъекта, которому принадлежит власть без проведения различий в правах разных категорий граждан. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. утверждалось, что данную Конституцию принимает и провозглашает народ.

На данном этапе конституционного развития российское конституционное право было обогащено новыми демократическими положениями. Конституционно провозглашался принцип равенства граждан перед законом и независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Расширился перечень прав граждан, особенно в социально-экономической сфере. К их числу добавились право на жилище, на охрану здоровья и ряд других. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. в определенной мере уточнила статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а также федеративный характер связей внутри РСФСР. Впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР. Расширялись права автономных образований в составе РСФСР. На этот раз не закреплялась необходимость утверждения органами РСФСР конституций автономных республик. Национальные округа были преобразованы в автономные, они впервые поименно перечислялись в Конституции. Если ранее статус автономных областей и округов регулировался положениями, то теперь в соответствии с новой Конституцией РСФСР он определялся Законом РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. отличалась более совершенной формой и содержанием. Впервые была введена преамбула, в которой закреплялось, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР. Основной текст состоял из 11 разделов, подразделявшихся, в свою очередь, на 22 главы. Значительно увеличился общий объем, усовершенствовалась систематизация конституционных норм по предметному признаку. В разделе "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Все это свидетельствовало о конституционном развитии.

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом идеале как о главной цели общественного развития и воспитания личности. Как и Конституция СССР, российская Конституция закрепляла принципы однопартийное™ и руководящей роли Компартии. Конечной целью провозглашалось построение бесклассового коммунистического общества с отмиранием государства и права как таковых. Социалистическое государство и право выступали основным орудием построения социализма и коммунизма. Трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Конституционная реформа в годы перестройки в СССР и РСФСР, начавшаяся с середины 1980-х гг., породила глубокие перемены в государственной и общественной жизни СССР и России, которые особенно очевидно проявили себя после августовского путча 1991 г. и распада Союза ССР. Эти изменения не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Ее текст на протяжении 1985–1993 гг. неоднократно и существенно изменялся.

Начало конституционной реформы в России было положено принятием в 1989 г. Законов РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР". Они значительно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов. К ведению этого огромного по составу высшего органа государственной власти был отнесен широкий круг вопросов, перечень которых был открытым, т.е. в любой момент мог быть расширен по усмотрению Съезда. К полномочиям Съезда было отнесено принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. Съезд народных депутатов избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за всю историю конституционного развития России се Верховный Совет стал двухпалатным органом, отражающим федеративное устройство республики.

Другим существенным новшеством стало изменение принципов избирательной системы. Хотя в новом избирательном законе и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. необходимость наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее указанием на состязательность выборов открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых же свободных выборах.

В 1989–1991 гг. Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР были конституционно реорганизованы и другие институты власти и управления на основе частичного внедрения принципа разделения властей в действующую государственную систему. Был учрежден и введен институт Президента России, образован Конституционный Суд РФ. Система местной власти стала трансформироваться в соответствии с принципами местного самоуправления и местной автономии.

Постепенно менялось правовое положение и природа России как республики в составе Союза ССР. Из официального названия союзного государства, республик в составе СССР и республик в составе Российской Федерации было исключено название "советская", "социалистическая". Россия стала именоваться как Российская Федерация – Россия.

Началом формирования самостоятельной конституционно-правовой политики Российской Федерации явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данной Декларации было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории над законодательством СССР, предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Российской республикой на всей ее территории. С распадом СССР конституционно-правовая политика России окончательно приобрела самостоятельность.

С конца 1980-х гг. до 1993 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. вносились многочисленные изменения и дополнения. Всего в Конституцию 1978 г. было внесено более 500 поправок и изменений. Их наибольшее число пришлось на 1991 – 1992 гг. Благодаря поправкам и изменениям были провозглашены принципы многопартийности, разделения властей, светского государства; учреждены такие неотъемлемые институты и принципы гражданского общества, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода передвижения, свобода информации и др. Одной из наиболее существенных новаций явилась отмена ведущей и направляющей роли Коммунистической партии, т.е. ее верховенства и монополии в политической системе. Были закреплены принципы политического плюрализма и идеологического разнообразия. Другим важным демократическим изменением стало закрепление множественности и равноправия форм собственности, в том числе частной.

Раздел "Государство и личность" был также значительно усовершенствован на основе включения в текст федеральной Конституции Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

Конституционные преобразования коснулись и государственного устройства. В Конституцию России были инкорпорированы положения Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Согласно данному документу края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург получили статус составных частей Российской Федерации, а бывшие автономные республики и ряд автономных областей стали именоваться республиками в составе России. Впервые составные части России вместе с центральной властью установили на договорной основе разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали. С распадом СССР, ратификацией Соглашения о создании СНГ, утверждением суверенной России из Конституции РФ были исключены статьи, вытекающие из факта пребывания России в составе СССР. Подтверждалась полная международная правосубъектность Российской Федерации, самостоятельность ее внешнеполитической и оборонной политики.

После существенных поправок Конституция России 1978 г. в новой редакции приобрела черты основного закона, закрепляющего либерально- демократический строй. Вместе с тем множественность ее изменений придала данному документу черты противоречивого акта. В новой редакции содержались противоречия внутри самого текста, сохранялись устаревшие подходы к организации политической системы и государственной власти. В Конституции РФ непоследовательно и недостаточно четко проводилось разграничение полномочий различных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, сохранялась идея полновластия Советов.

Противоречия в действующей Конституции РФ и, прежде всего, непоследовательное проведение принципа разделения властей, еще более усилились, когда с введением поста Президента России было по-прежнему сохранено всевластие высшего законодательного органа – Съезда народных депутатов. Это привело к тому, что на рубеже 1992/1993 г. вопросы конституционного развития и принятия новой российской Конституции оказались объектом жестокого политического противостояния между высшими органами законодательной и исполнительной власти. И та и другая ветвь власти осознавали, что невозможно преодолеть политический кризис постоянным латанием дыр в старой Конституции. Поэтому параллельно с изменениями и дополнениями в действующий Основной закон России стала проводиться работа по подготовке и принятию новой российской Конституции.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.



    
    Top