Использование земли для выращивания сельскохозяйственных культур. Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения. Порядок изменения типа разрешенного пользования

Особые правила и нормы действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения, потому как государство следит за сохранностью окружающей среды.

О том, какие виды земель c/х назначения бывают, какие нормативно-правовые акты их регулируют и как используется каждый из них, рассказано в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательство разделило все земли в нашей стране на 7 категорий (ст. 7 ЗК РФ).

Все они делятся в зависимости от разрешённого (целевого) использования , а значит – по действиям, которые разрешено проводить на данных каждом конкретном участке.

Закон относит к землям сельхоз назначения участки:

  • Что находятся за чертой населённых пунктов.
  • На которых ведётся c/х производство или деятельность – создаются продукты питания и сырьё растительного происхождения.

Сами участки сельхоз назначения делят на следующие категории :

По закону, следующие категории населения обладают правом пользоваться сельхоз наделами :

  • Казачьи объединения и союзы коренных Северных народов.
  • Коммерческие организации любой формы и общественные организации (религиозные, потребительские и партнёрские).
  • Центры, занимающиеся исследованием развития подходов ведения с/х.
  • Объединения КФХ и самостоятельные крестьянско-фермерские хозяйства.
  • Владельцы наделов, ведущие самостоятельное подсобное хозяйство.

Определение понятий

Каждый вид сельскохозяйственных участков имеет своё предназначение , от которого зависит:

В статье 78 ЗК закреплены основные виды разрешённого использования сельхоз участков . По сути, это характеристика, которая уточняет и узаконивает вид и правила ведения деятельности на данной территории.

Само целевое назначение любого ЗУ указывают в документах, подтверждающих право пользования или владения, а также в базе данных кадастровых служб.

Итак, выделяют следующие виды :

Целевое назначение любого сельскохозяйственного участка указано в на него. Его категория записана в соответствующей графе.

Как можно использовать с/х наделы

Любой, кто желает приобрести земельный надел, должен узнать о том, какой вид деятельности разрешён на данной земле.

Большая часть земель c/х назначения используются для ведения хозяйственной и производственной деятельности, для чего необходимы большие сооружения и постройки.

На ЗУ, используемых для ведения фермерской и крестьянской деятельности, разрешено проводить строительные работы . Регистрация в фермерском доме не отличается какими-либо особенностями, проводится стандартным образом. Это связано с особенностями ведения фермерской деятельности: фермеру приходится большую часть дня обрабатывать участок, ему нужно где-то жить.

Поэтому разрешается возводить дом на территории участка. Сами крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) могут основывать как группы граждан, так и один человек (в первом случае права на участок и прочее имущество будет долевым). Сами участки можно использовать только для производства и переработки c/х продукции и сырья.

Итак, строительство на землях, отведённых для крестьянско-фермерского хозяйства , разрешается при определённых условиях:

  1. Если это позволяет обеспечить нужные условия для ведения хозяйства. Вам понадобится предоставить в администрацию документы, подтверждающие, что вы занимаетесь данным видом деятельности, у вас есть участок, предназначенный для КФХ, и вам требуется жилой дом (коттедж) на его территории, где будут проживать работники.
  2. Земля не разделена на несколько участков, а является большой территорией на несколько гектаров (как минимум – 3.5).

На землях, предназначенных для занятия животноводческой деятельностью, занимаются выпасом с/х животных и заготовкой корма для него.

Вести строительство на ЗУ, предназначенных для с/х производства, либо на котором проводят мероприятия по улучшению почвы или воды (т.н. мелиорация), запрещается.

На садоводческих угодьях жилые постройки возводить разрешено. В этом случае действует на объект – вам не требуется получать разрешение на строительство дома и введение в эксплуатацию. Дом должен лишь соответствовать правилам, перечисленным в СНиП.

Сложнее будет получить прописку, поскольку участок находится за чертой населённого пункта. Сам объект считается нежилым помещением, и признать постройку жилой можно, лишь получив несколько заключений от экспертов.

Земли, предназначенные для строительства дачи, используются для возведения жилых зданий, в которых люди будут проживать во время с/х работ либо как место летнего отдыха. На таких наделах допускается выращивание садовых и огородных культур. Однако зарегистрироваться в жилом помещении не получится.

Участки, используемые для занятия личным подсобным хозяйством (ЛПХ) , находятся за чертой города. Их целевое назначение – выращивание сельхоз продукции для личного потребления. Вести строительство жилья на таких землях запрещено законом. Надел, который расположен вдали от городских пунктов и используемый для ведения ЛПХ, называют полевым.

На землях, предназначенных для занятия садоводством и огородничеством , по закону разрешено возводить дачи.

Чаще всего они принадлежат некоммерческим организациям, действующей на общественных началах, зарегистрированной как:

  • Некоммерческое товарищество или партнёрство.
  • Потребительский кооператив.

На основании Постановления Конституционного суда 2008 года («дачная амнистия»), на такие объекты разрешено оформлять право собственности.

Порядок перевода земель

В определённых ситуациях необходимо . Это приводит к тому, что земля и расположенные на ней постройки изменяют свой статус. Подробно прояснить этот вопрос можно в муниципальных органах, отвечающих за земельные участки, либо же у юриста.

Процедура изменения вида разрешённого использования потребует больших сил и средств (прежде всего – материальных). К тому же не каждый участок c/х назначения можно перевести в другую категорию. Трудности появляются на этапе подготовки документации, необходимой для перевода земли в другую категорию, которая проводится в органах гос. власти.

Перевод проводится следующим образом :

  • В компетентный орган, отвечающий за перевод участка, подаётся обращение (заявление).
  • Обращающийся готовит требуемый комплект документов, среди которых:
    • Подтверждение разрешённого использования ЗУ.
    • Выписка из учётного органа, в которой подтверждается право на землю.
    • Заключение эксперта экологической комиссии, в котором даётся разрешение на смену вида использования.
  • Уполномоченный орган выдаёт подтверждение смены предназначения земли.

В заявлении обращающийся должен указать:

  • Правоустанавливающий документ на надел.
  • Какими характеристиками обладает ЗУ – вид разрешённого использования, личный в кадастровом органе.
  • В какой вид разрешённого использования вы желаете перевести участок.
  • Нормативно-правовые акты, подтверждающие ваше право осуществить процедуру перевода земельного надела в иное назначение.

Если госорган отправляет вам положительный ответ , в письменном документе указаны:

  • Основания, согласно которым возможен перевод земли в другую категорию.
  • Квадратура земельного надела и его границы, отделяющие его от соседних участков.
  • Личный номер участка, по которому его можно .
  • Новый статус, присвоенный ЗУ.

Официальная смена правового статуса земельного надела происходит с того момента, как в документы ЕГРН вносят соответствующие поправки.

Чем грозит нецелевое использование

За использование надела не по разрешённому назначению вы можете получить административное наказание (на основании статьи 8 КоАП) в виде штрафа до 1 % от его (минимальная сумма штрафа – 10 000 р.).

Если вы построили дом или торговое помещение, который по закону не должен находится на земле, предназначенной для крестьянско-фермерского хозяйства, его могут снести в если:

  • жилая постройка нанесла ущерб вашим соседям – собственникам участков. Это должно быть подтверждено документально.
  • дом расположен в природной зоне, охраняемой государством.
  • он возведён поблизости к газовым трубам, кабелям, проводящим электроэнергию или поблизости к автотрассе.

Причём вам не положена компенсация расходов на постройку дома. Суд вынесет решение и обяжет собственника снести незаконно возведённое строение.

О нецелевом использовании земельных участков и о мерах наказания за данные нарушения рассказано в следующем видеосюжете:

Что означает выражение: земли сельскохозяйственного назначения? Для большинства горожан, это не более чем юридическая терминология для обозначения выделенной территории. Однако решив приобрести участок для постройки загородного дома, можно столкнуться с понятием «целевое использование земли».

Дело в том, что любые земельные наделы допускается использовать в строго определённых целях. Поэтому возводить строения можно только на отведённых для этого участках земли. В этой статье мы рассмотрим правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, с актуальными поправками на 2019 год.

Для справки

Земли сельхозназначения представляют собой одну из семи категорий участков, распределённых по целевому применению. Правовой режим для определения территорий регламентирован Земельным Кодексом России. Вот как выглядит это распределение на 2019 год:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Территории поселений. Такие земли отводятся под жилую застройку и развитие инфраструктуры.
  3. Общего назначения. Под эту категорию попадают участки, отведённые для развития промышленного комплекса, добычи полезных ископаемых, нужд энергетики и транспорта.
  4. Охраняемые государством территории. Сюда относятся природоохранные зоны, территории, являющиеся национальным достоянием и культурным наследием, зоны санаторно-курортного лечения.
  5. Водные ресурсы. Это территории с расположенными водоохранными зонами.
  6. Лесной фонд. Участки земли, используемые для развития лесного хозяйства.
  7. Запас. Это территории, временно исключённые из оборота, сохраняемые для государственных нужд.

Разобравшись с общими определениями, переходим к конкретике. В особенности, что собой представляют земли сельскохозяйственного назначения.

Общее положение

Прежде всего, не стоит путать земли сельхозназначения с территориями, предназначенными для сельскохозяйственного применения. Последний термин представляет довольно абстрактное понятие, которое может распространяться на участки другого целевого назначения. Например, лесные угодья или промышленные территории, отданные для временного использования сельхоз предприятиям.

Земли сельскохозяйственного назначения подразумевают конкретные участки. Например, территории, не входящие в состав населённых пунктов, включая сельские поселения. Правовой режим использования таких земель тоже звучит весьма конкретно: они отводятся для ведения и развития сельскохозяйственной деятельности. В частности, выращивания продуктов питания либо сырья, растительного происхождения.

В свою очередь, земли сельхозназначения подразделяются на несколько категорий:

  1. Территории непосредственного применения. Это участки с расположенными в их границах полями, пастбищами и садами.
  2. Транспортное сообщение. Дороги, которые принимают непосредственное участие в развитии сельского хозяйства. К этой категории можно отнести и необходимые постройки. Например: загоны для скота, курятники, автопарк.
  3. Прилегающая местность. Сюда относятся искусственные посадки деревьев, выполняющие защитную функцию.
  4. Естественные и искусственные водоёмы. Водные ресурсы, используемые для развития рыбного хозяйства.
  5. Непахотные земли, которые можно приспособить для иных нужд. Обычно это участки, которые используют для выращивания ягодных культур, рисовых полей, чая.
  6. Другие участки. Сюда можно отнести места захоронения скота, свалки и непригодные для использования участки местности.

Указанные положения можно трактовать как виды разрешённого использования.

Учитывая, что правительство делает большой упор на развитие сельского хозяйства, целевое использование таких земель контролируется весьма строго. Давайте посмотрим, как это происходит в 2019 году.

Что говорит закон?

Для контроля за целевым использованием выделенных территорий, действует правовой режим. По сути, это юридическое обоснование, которое регламентирует использование угодий в соответствии с действующими правовыми нормами. Такой свод действующих актов распространяется на все категории выделенных земель.

Разберём правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Здесь можно выделить две особенности:

  • приоритетное выделение. Это говорит о том, что в первую очередь для ведения сельского хозяйства отводятся территории, максимально соответствующие требованиям. То есть, пригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности. Остальные участки, которые попадают под это определение, но непригодны для целевого использования, допускается переводить в другую категорию и использовать в иных целях;
  • действующие ограничения. Использование земель в сельскохозяйственных целях не распространяется на природоохранные зоны и земли государственного запаса.

Учитывая эти особенности, посмотрим, на что распространяется правовой режим. Сюда относятся:

  1. Участки земли, на которые распространяется данный режим. Под это определение попадают территории, которые используются в соответствии с целевым назначением, и участки, помогающие обеспечивать их жизнедеятельность.
  2. Учреждения, осуществляющие контроль и учёт от лица государственной власти.
  3. Ответственные лица, которым отданы земли сельскохозяйственного назначения.
  4. Права и обязанности, которыми обладают выделенные территории и ответственные лица.
  5. Действующие нормативные акты, которые определяют целевое применение и устанавливают ответственность за нарушение действующего законодательства. Здесь предусмотрен механизм и порядок исправления выявленных нарушений.

Кто может использовать?

Виды разрешённого использования земли, определяют и круг лиц, которые могут претендовать на использование выделенных участков. Вот установленный законом перечень:

  • физические лица, занимающиеся ведением фермерского или подсобного хозяйства;
  • предприятия и организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, неразрывно связанной с сельским хозяйством;
  • юридические лица и организации, которые ведут некоммерческую сельхоздеятельность. Например, потребительские кооперативы, садовые товарищества и религиозные общины;
  • казачество. По мнению правительства, казаки неотрывно связаны с сельским хозяйством. Поэтому разделение может нарушить культуру и традиции. Это положение распространяется на коренные народы, отрыв которых от сельского хозяйства повлечёт исчезновение нации. Сюда можно отнести малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока;
  • учебные заведения и научные сообщества, которые подготавливают специалистов в данной области и оказывают неоценимый вклад в развитие земли сельскохозяйственного назначения.

Как изменить категорию?

Использование земель сельскохозяйственного назначения чётко регламентировано законом, как вы могли убедиться. Однако допускается перевод участка земли из одной категории в другую. Правда, для этого потребуются веские основания, и не факт, что чиновники разрешать такую процедуру.

Например, если вы захотите построить дом на землях сельхозназначения, можете получить отказ на проведение работ. Это связано с весьма расплывчатыми трактовками российского законодательства.

Земельный кодекс чётко указывает, что на своей земле вы можете возводить любые жилые и хозяйственные постройки. Однако есть положение, которое обязывает согласовать застройку с массой инстанции. Поэтому гораздо проще изменить категорию земли. Это допускается если виды разрешённого использования земли, являются нерентабельными. Изменить категорию высокоурожайного участка вам не позволят.

Для осуществления такой процедуры потребуется:

  • составить ходатайство в местный муниципалитет. Здесь нужно указать номер кадастрового учёта участка, фактическую и предполагаемую категорию;
  • гражданский паспорт;
  • правоустанавливающие бумаги;
  • квитанции, подтверждающие оплату положенных пошлин и сборов.

Сроки рассмотрения занимают до 60 дней. После этого заявителю сообщают о положительном решении или дают обоснованный отказ. В случае положительного решения вопроса, переоформлять имеющиеся документы на землю не требуется. Отказ можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

​Строительство домов на землях сельхозназначения возможно при соблюдении ряда условий и требований, устанавливаемых законодательством. Земельным законом устанавливаются типы участков в зависимости от деятельности, которая на них осуществляется. Большая доля территории государства отведена под земли, на которых развивается сельское хозяйство. В соответствии со ст.40 ЗК РФ на наделе можно построить сооружение, в зависимости от его целевого назначения.

Законодательное регулирование

Основным законом, регламентирующим возможность индивидуального строительства на с/х землях, является Земельный кодекс России. Он определяет семь разновидностей земельных территории. Разделение производится не конкретно, а с/х площади объединяются в одну позицию.

Закон ФЗ-101 делит участки на некоторые категории:

  • Для исключительного осуществления сельского хозяйствования;
  • Для личного подсобного хозяйствования, сооружения гаражей и дачных домиков.

Запрещается строить на землях первой категории жилые дома. На угодья второго типа действие закона не распространяется, поэтом построить дом на них возможно.

Определение возможности возведения дома на с/х угодьях

Для выяснения обстоятельств по сооружению строения, предназначаемого для проживания, а не подсобных помещений для обработки участка, нужно изучать предназначение земельных площадей. Распределение наделов осуществляется в соответствии с Классификатором, введенным в действие Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014г. №540. В соответствии с ним позиции 2.1 и 2.2 предоставляют возможность для застройки, если угодья представлены для ведения личного хозяйства и возведения индивидуальных помещений - дач и садоводческих домиков.

Для осуществления хозяйствования и строительства зданий на с/х землях заинтересованные лица могут объединяться в специализированные сообщества, членство в которых не обязательно оформлять.

Чтобы постройка была законной нужно чтобы:

  1. Помещение возведено для личного проживания. Не получится построить гостиницу или здание в несколько этажей, которое разделено на квартиры.
  2. Строить дом можно только на площадях общества садоводов.
  3. Сооружать возможно только малоэтажные постройки не выше 3 этажей в высоту.

Возведение домов на таких территориях производится гораздо чаще, чем обработка самой земли. Это связано с тем, что такие площади в основном используются под массовую застройку в пределах поселений. Но прежде, чем приобретать участок, на котором ранее был дом, сначала требуется изучить документацию на него, ведь предыдущий хозяин мог нарушать условия его целевого использования.

ВНИМАНИЕ! Требования земельного законодательства защищают сельскохозяйственные угодья от экологических загрязнений и иных негативных воздействий, получаемых из-за проводимых работ. При выявлении таких фактов может налагаться административная ответственность.

Серьезной проблемой приобретения с/х угодий является их неделимость. А их минимальная площадь не может составлять менее 3 гектар. Если территория будет приобретаться на нескольких людей возможны проблемы различного плана, например:

  • Необходимость организации фиктивной деятельности;
  • Право владения нужно оформлять совместно с другими участниками;
  • Площадь своего участка невозможно будет определить и, как следствие, продать его.

ВАЖНО! На земле с/х назначения оформить постоянную прописку практически невозможно, даже в судебном порядке.

Порядок изменения типа разрешенного пользования

Статьей 39 ГДК РФ устанавливается возможность поменять имеющуюся классификацию участка. Для этого потребуется осуществить следующие действия:

  1. Владельцем объекта направляется запрос в местный муниципалитет. К нему прикладывается документация на надел и бумаги идентифицирующие личность заявителя.
  2. Для рассмотрения заявления создается специальная комиссия, деятельность которой регулируется локальными правовыми актами, действующими в данном регионе. В иных районах может устанавливаться отличный от изложенного порядок.
  3. Комиссией проводятся слушания для выявления ситуации и целесообразности выдачи разрешительных документов. Они организовываются для публичного проведения с участием всех заинтересованных лиц.
  4. После изучения вопроса принимается решение об отказе либо разрешении и выдаются рекомендации по возможному использованию объекта.
  5. Результаты публикуются в официальных СМИ.
  6. Выводы комиссии служат основанием для принятия итогового решения руководителем администрации населенного пункта. Для этого предоставляются три дня. Независимо от подведенных итогов, они печатаются в местных печатных изданиях.

Такой метод смены разрешенного использования сопровождается весомыми финансовыми тратами, так как все расходы, связанные с организация слушаний, производится за счет инициатора процесса.

ВНИМАНИЕ! Никто не может гарантировать принятия положительного решения, ведь отказать по формальным основаниям могут всегда. Но местные органы власти в основном не возражают против выдачи разрешительной документации на возведение дома на с/х землях, особенно, если такие действия принесут положительные результаты району.

Такое решение проблемы применимо, когда проводится коттеджное или дачное строительство в массовом порядке на сельскохозяйственных угодьях.

Альтернативные решения

Существует иной путь возведения жилища на с/х площадях. Статья 11 ФЗ-74 определяет возможность крестьянско-фермерским хозяйствам осуществлять сооружение капитальных строений, необходимых для поддержания работы фермы. Но потребуется подтвердить, что постройки возводятся именно с этой целью.

В органы власти нужно представить свидетельство того, что КФХ существует и его деятельность требует постоянного нахождения людей, например, для ухода за животными. Такая причина будет являться целью возведения дома.

ВАЖНО! Необходимо помнить, что земельные территории, предоставленные КФХ должны использоваться по назначению. Если на них не будет осуществляться безосновательное хозяйствование больше 3 лет, их могут конфисковать в принудительном порядке.

Кстати, наличие на землях КФХ строений не будет помехой для обязательного изъятия. Помимо этого, фермерское хозяйство является обществом, которое создается для осуществления предпринимательства, а для её проведения необходимо провести регистрацию в соответствующей службе, представлять регулярную отчетность и уплачивать налоги.

Также накладываются ограничения на привлечение рабочей силы. Трудиться на ферме могут участники общества, объединяемые родственными связями. Могут работать и иные люди, но не более пяти человек.

Земельные площади для фермерских хозяйств оформляются в упрощенном порядке и, кстати, первые пять лет работы они освобождены от уплаты налогов.

Чем может закончиться незаконное возведение дома на с/х землях

Строительство капитальных зданий на территориях, предназначенных для занятия сельским хозяйством, может иметь следующие последствия:

  • Строение может быть признано незаконным;
  • Уплату штрафных санкций;
  • Может быть принято решение о сносе постройки при наличии серьезных причин. Например, порче окружающего пространства, чужого имущества, ограничения интересов и правомочий других лиц.

Судебное постановление можно опротестовать в установленном законодательством порядке.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории - это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель - это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства - это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов - гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

Пример

Земельный участок в СНТ будет иметь следующие характеристики:

  • Категория (целевое назначение) - земли сельскохозяйственного назначения;
  • Вид разрешенного использование - для ведения садоводства и огородничества;

А теперь рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Земли населенных пунктов

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы - вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ;
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Земли лесного и водного фонда

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда - это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Таблица основных видов разрешенного использования

Номер в классификаторе ВРИ

Здравствуйте. Построить Вы ничего не сможете.

Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
4 июня 2014 года
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2013 ГОДА
Вопрос 5. Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства?
Возможно ли изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?
Ответ. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Если посмотреть на карту ПЗЗ, то получается все земли(поля) это сельхозугодия, т.е. для фермы ничего не подходит по умолчанию!
а в документе ПЗЗ указано:
«Статья 25 Градостроительный регламент зоны сельскохозяйственных угодий, общественных пастбищ и сенокосов (виды разрешенного использования и предельные параметры)

Глава администрации Вам правильно ответил,

1. ЗУ расположен в зоне Сх-1 - зона сельскохозяйственных угодий, общественных пастбищ и сенокосов. Согласно ст.79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежат особой охране. 2. Согласно ст.36 Градостроительного кодекса РФ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для „сельскохозяйственных угодий“ в составе земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, оснований для возведения зданий, строений, сооружений на указанном участке не имеется.Владимир

На указанный участок не устанавливаются градостроительные регламенты, поэтому ПЗЗ, которые Вы смотрите, никакого отношения к данному участку не имеют.

2. можно ли вырыть пруды? Вроде разрешения надо получать в любом случае?
Владимир
.Вопрос: Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при строительстве пруда-копани на данном земельном участке.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу изменения вида разрешенного использования при строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.

3. можно ли огородить участок забором?
Владимир

Можно, если этот забор не будет на фундаменте.




Top