Источники информации для мониторинга угрозы техногенных чс. Белорусский Национальный Технический Университет. Региональн центры гочс

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .

Ответственные субъекты

Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.

Прогноз рисков ЧС, вызываемых природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.

Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.

Классы чрезвычайных ситуаций

ЧС - обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.

Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба - не больше 5 млн р.

Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба - не больше 5 млн р.

Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.

Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.

Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

  • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
  • Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
  • Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
  • Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
  • Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
  • Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

Причина возникновения

По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.

В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.

Причины ЧС можно разделить на:

  • Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
  • Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

Стадии развития

Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций - их стадийность. Выделяют 5 этапов:

  1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
  2. Развитие катастрофы.
  3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
  4. Стадия затухания.
  5. Этап ликвидации последствий.

Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.

Для возникновения ЧС необходимы:

  • Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
  • Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
  • Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.

Заключение

Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.

Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предотвратить, поэтому борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций – одно из приоритетных направлений деятельности МЧС Республики Беларусь.

Прогнозирование ЧС – определение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование ЧС может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Оно возможно только на основе решения задач мониторинга.

Мониторинг – это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

В зависимости от масштаба ЧС различают несколько видов мониторинга.

Глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере.

Региональный – слежение за процессами и явлениями в определенных регионах.

Импактный – слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах.

Базовый – слежение за состоянием природных систем, практически не подверженных антропогенному воздействию (заповедники).

С целью выявления источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных масштабов и характера их развития для принятия необходимых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических последствий в Республике Беларусь 19 ноября 2004 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1466 создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМПЧС). Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, окружающей среды в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:

– проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

– создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;

– прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организацию проведения видов мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления:

Министерство по чрезвычайным ситуациям;

Министерство транспорта и коммуникаций;

Министерство энергетики;

Белорусский государственный концерн по нефти и химии;

Министерство промышленности;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Министерство здравоохранения;

Национальная академия наук Беларуси;

Министерство лесного хозяйства.

МЧС осуществляет организацию и координацию функционирования СМПЧС и обеспечивает функции сбора, хранения, обработки информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозирование.

СМПЧС включает в себя 15 отдельных видов мониторинга:

транспортные аварии с опасными грузами;

– пожары и взрывы на опасных производственных объектах;

– аварии с выбросом химически опасных веществ на объектах;

– гидродинамические аварии;

– опасные геологические явления;

– аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ и загрязнением окружающей среды;

– опасные метеорологические явления;

– аварии электроэнергетических систем;

– опасные гидрологические явления;

– аварии систем жизнеобеспечения;

– пожары в природных экосистемах;

– аварии очистных сооружений;

инфекционные заболевания людей и эпидемии;

– эпизоотии;

– поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями и вредителями.

Перспективным направлением в работе СМПЧС является космический мониторинг – система мониторинга с помощью дистанционного зондирования искусственными спутниками Земли.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) при помощи искусственного спутника Земли (ИСЗ) – наблюдение поверхности Земли космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. Рабочий диапазон съемочной аппаратуры составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Методы зондирования могут быть пассивные, т. е. использующие естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные – использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Данные ДЗЗ, полученные с ИСЗ, характеризуются большой степенью зависимости от прозрачности атмосферы. Поэтому на ИСЗ используется многоканальное оборудование пассивного и активного типов, регистрирующее электромагнитное излучение в различных диапазонах.

Космический мониторинг имеет преимущества в части более высокой оперативности и площади охвата земной поверхности.

В настоящее время в Научно-инженерном республиканском унитарном предприятии «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси действует аппаратно-программный комплекс для приема информации с искусственных спутников Земли, которая используется для мониторинга пожаров в природных экосистемах.

Существующий в Республике Беларусь комплекс принимает информацию со спутниковой системы NOAA и TERRA, имеющей среднее пространственное разрешение 1 км, но обладающей высокой оперативностью – съемка региона производится 4–6 раз в сутки.

Снимок с искусственного спутника Земли принимается в НИРУП «Геоинформационные системы» и проходит первоначальную обработку. Затем обработанные данные о тепловых аномалиях земной поверхности в виде оперативных сводок об обнаруженных объектах температурного излучения передаются в Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Республики Беларусь». Работники отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РЦУРЧС с использованием современных ГИС-технологий анализируют полученную информацию и при необходимости направляют подразделения МЧС к месту возникновения пожара. С помощью данной технологии уже были обнаружены несколько десятков крупных природных пожаров на ранней стадии развития, что позволило своевременно принять меры по их ликвидации и не допустить выгорания сотен гектаров леса. Данная система в течение пожароопасного периода работает в автоматическом режиме. Это позволяет круглосуточно вести прием и обработку информации с целью обнаружения лесных пожаров на всей территории Республики Беларусь.

Для прогнозирования и предупреждения чрезвычайной ситуации большое значение имеет знание закономерностей и особенностей ее развития (рис. 4).

Рис. 4. Стадии развития ЧС: Е пу – энергия поля угроз; Е пуп – энергия

поля угроз последствий аварии; Т – время; А – стадия нормального

функционирования системы; Б – стадия накопления отклонений;

В – стадия инициирования ЧС; Z – точка бифуркации («обвала»);

Г – стадия ликвидации последствий

Для успешного предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо вовремя обнаруживать отклонения в ходе процессов, явлений (стадия Б) и, если возможно, не допускать их дальнейшего развития.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 2. Защита населения Российской федерации от ЧС

Тема 7. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

УРОК 1 (19):

мониторинг

И прогнозирование

чрезвычайных

Ситуаций


Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций


Цели и задачи урока : - Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций как составной ча­стью общей системы мер противодействия чрезвычайным си­туациям, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. - закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами - воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих


Девиз урока: Предупреждён - значит вооружен


В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары







Создание РСЧС

Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г.,

в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


-Предупреждение чрезвычайной ситуации

- Ликвидация чрезвычайной ситуации



  • Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций

  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей


  • Мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
  • Инженерная защита населения и территорий;
  • Подготовка населения к действиям в ЧС;
  • Эвакуация населения из опасных районов;
  • Организация аварийно-спасательных работ


Мониторинг чрезвычайных ситуаций


  • Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.


создание банка данных по источникам ЧС

сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС

проведение наблюдений за источниками ЧС

прогнозирование ЧС

обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС


Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС

  • снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;

Определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);

  • заблаговременное определение параметров источников ЧС;
  • заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС;
  • организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений;

Организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.


Существует

несколько видов

мониторинга.


Мониторинг атмосферы

Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны.

Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.



Мониторинг геологических процессов

Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов.

Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.




Прогнозирование чрезвычайных ситуаций


Прогнозирование ЧС – отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем

Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:




Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на промышленных объектах.

Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре , надёжность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода:






Для расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход , анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций


В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор , вызывающий основные разрушения и поражения.


ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Поражающий фактор

Землетрясение

Обломки зданий и сооружений

Воздушная ударная волна

Тепловое излучение

Цунами; прорыв плотин

Волна цунами; волна прорыва

Радиационные аварии

Радиационное заражение

Химические аварии

Токсичные нагрузки


Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций:

Интенсивность воздействия поражающих факторов;

Размещение населенного пункта относительно очага воздействия;

Характеристика грунтов;

Конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений;

Плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта;

Режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.


Предупреждён - значит вооружен


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • С какой целью создана система мониторинга и прогно­зирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она включает?
  • Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера?
  • Какие основные подходы используются для прогнозиро­вания чрезвычайных ситуаций природного характера?
  • Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычай­ных ситуаций является наиболее важным?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 4.1 Сообщение на тему:"Мониторинг и прогнозирование ЧС"

Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
















Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992 г., в 1995 г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.







Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ Мониторинг и прогнозирование ЧС; Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно- спасательных работ Организация аварийно- спасательных работ





Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.






Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС -снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); -заблаговременное определение параметров источников ЧС; -заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС; -организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.




Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции. Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.



Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др. Ведется комплексными инженерно- геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.


Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями: Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:




Вид ЧСПоражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ


Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года. Задание Задание На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь. На основе предложенного материала На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь.

Одна из приоритетных государственных задач – защита населения от опасности катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера, наносящих разрушения и приводящих к смерти людей. Чтобы предотвратить их, необходимы исследования и познание порождающих причин, механизмов развития и характера проявлений. Система мониторинга чрезвычайных ситуаций предназначена для прогнозирования и предупреждения рисков возникновения природных и техногенных катастроф.

Она использует способы наблюдения за опасными явлениями и их контроля. Позволяет предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде, предсказывать динамику их развития и масштаб катастрофичности последствий. Помогает вовремя и эффективно организовать мероприятия по обеспечению безопасности людей и ликвидации последствий произошедших катаклизмов.

Участники системы

Система мониторинга ЧС включает в себя группу компетентных учреждений и органов власти, в чьи функции входит слежение за состоянием окружающей природной среды и техногенной сферы. В их числе: Росгидромет, МЧС, Госстрой, Минобороны, РАН, Минприроды, надзорные службы, отделы технического контроля и промышленной безопасности на предприятиях. Они осуществляют свою деятельность на федеральном и местном уровнях. Благодаря этому обеспечивается уменьшение рисков возникновения любых катастроф и защита от них населения страны.

Задачи и функции, которые выполняет система мониторинга и прогнозирования ЧС:

  • Экологическое наблюдение. Оценка состояния окружающей природной среды (атмосферы, водоемов, почвы).
  • Мониторинг техногенных систем, надзор за состоянием потенциально опасных объектов (атомных станций и турбин, магистральных трубопроводов и т.д.), протеканием техногенных процессов на них и прогнозирование аварийности.
  • Сбор и анализ информации о потенциальных источниках опасности (землетрясений, извержений вулканов, ураганов, пожаров, наводнений, аномальных изменений в природе, эпидемий, аварий и взрывов на технических объектах, вредных и ядовитых выбросов на производствах, обрушений зданий, транспортных катастроф, терактов и войн).
  • Вывод на основе изучения этой информации научных заключений, описание закономерностей и причин возникновения ЧС.
  • Формирование информационного банка сведений об источниках угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • Проведение точных лабораторных микробиологических, химических, радиологических исследований.
  • Обнаружение потенциальных источников катастроф, оценка степени вероятности их возникновения. Прогнозирование создания чрезвычайных ситуаций, их характера и размера, сценариев развития.
  • Создание алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Принятие и координация мер (в том числе, экстренных) по их предотвращению и сдерживанию, по оповещению, эвакуации и обеспечению безопасности гражданского населения, снижению разрушительной силы, минимизации и устранению последствий (краткосрочных и длительных), восстановлению нормальной жизнедеятельности людей.
  • Прогнозирование последствий и ущерба от воздействия опасных факторов на окружающую среду, жизнедеятельность населения, возможные материальные потери.
  • Создание информационных и обменно-коммуникационных систем для обеспечения деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
  • Составление планов и целевых программ, на основе которых действует система мониторинга и прогнозирования ЧС .
  • Создание и актуализация законодательно-нормативной базы своей деятельности.

Действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – залог надежной охраны и безопасности жизни людей, сохранения экологии природы, экономической стабильности и мирной обстановки среди населения.

Компания СМИС Эксперт разрабатывает системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК), которые способны служить одним из средств предотвращения чрезвычайных ситуаций. Это оборудование при помощи специальных датчиков позволяет осуществлять постоянный и длительный контроль состояния любых строительных конструкций (высотных зданий, мостов, канатных дорог, автодорожных туннелей и других). В случае возникновения в них напряженно-деформационных состояний, которые могут привести к обрушению, система своевременно сигнализирует об этом на диспетчерский пульт. Это позволяет оперативно и вовремя предотвратить опасность и избежать любых критических ситуаций.




Top