Классный час "Права ребенка" классный час (5 класс) на тему. Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться" Современный классный час по правам ребенка

Классный час «Права ребёнка»

для учащихся 5 – 7 классов.

Цели:

    Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.

    Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.

Оборудование: книга Е.С. Шабельникова «Ваши права», Статьи Всеобщей Декларации прав человека, карточки с заданиями, кроссворд, картинки для коллажа.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Звучит гимн России.

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками.

    Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

    Основная деятельность учеников в школе.

    Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.

    Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Свобода; 5. Государство.)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока:

Попробуйте объяснить смысл слова «права».

- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются.

    Понятие о Всеобщей Декларации прав человека.

С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?

Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. 10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

В словарь:

Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами .

Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому

    Обсуждение статей Конвенции.

А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека.

Каждая группа получает статьи Конвенции прав человека и задание.

Ваша задача: вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.

Задания для групп

    Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

- он был самый умный;

- он был не похож на других

- он был самый красивый;

- он был самый вежливый.

    Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

Право на жизнь

Право на получение образования

Право на владение имуществом.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка:

Законный и справедливый суд;

Уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Посягательство на честь и репутацию.

а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом

б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в

в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

4.Рассмотрим фотосюжеты о разных правах ребёнка.

У каждой группы на столе находится сокращённый перечень прав, содержащихся в Конвенции. Там они упрощены, зато ясна их суть. Постарайтесь, глядя в перечень, определить, какие фотосюжеты соответствуют той или иной статье Конвенции о правах Ребёнка.

    Права ребенка.

Всеобщая Декларация написана взрослыми людьми, она для взрослых. А вы еще дети. Нужны ли вам вообще какие-либо права?

Подумайте и назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.

Право на жизнь, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на гражданство, …

    Обязанности.

Права ребенка и взрослого важно знать каждому.

Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть и обязанности.

А перед кем у людей имеются обязанности? И какие обязанности у вас, детей? (дети приводят примеры )

Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?

Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше.

Нарушение прав человека.

Ребята, а случалось ли вам сталкиваться с тем, что кто-то нарушал права других людей и свои обязанности не выполнял? Приведите примеры и скажите, как вы к этому относитесь.

Дети приводят примеры из СМИ, своей жизни.

    Итог классного часа.

Ребята, я очень надеюсь, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: чему научились, что возьмете с собой в дальнейшую жизнь?

Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

В наше время молодежь умирает от наркотиков и злоупотребления алкогольными напитками. Наркотики и алкоголь – большое зло. На эту тему с вами поговорит наш медработник – В.П.

Было очень интересно с вами общаться. Наш классный час окончен. Спасибо.

прав человека провозглашено право ребёнка на особое внимание... Главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребёнка . 6. Прежде чем перейти к...

Классный час в начальных классах на тему: Права детей - забота государства

Цель:
Способствовать осознанию у учащихся ответственности за свои права, формировать у них положительное отношение к правам других

Задачи:
1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов о правах несовершеннолетних.

Оформление:
книжная выставка «Знать законы, значит - защищать свои права»;
презентация «Конвенция о правах ребёнка»
раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») - 9 шт.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы с вами проведем классный час, посвященный правам детей: «Права детей – забота государства».
Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».
- «презентация» - подарок, представление;
- «конвенция» - договор, соглашение;
- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей
Познакомитесь с законами, где закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».
Мы работаем под лозунгом:
«Знать законы - значит защищать свои права».
- Что такое право?
(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
-Дети имеют право на особую заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и во всем мире зависит от взрослых. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности.
Что же такое Конвенция о правах ребенка? Это международный документ о правах детей, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана всеми государствами мира, кроме Сомали и США. На территории нашей страны она начала действовать 15 сентября 1990 года.
В её содержании учтены все проблемы по защите детей и детства. Она призвана побудить все государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало её в 1990 году.
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях и разработали документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей.

Сейчас мы ознакомим вас с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. (см. презентацию).
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами,
предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться
дискриминации. Значит, на каком бы языке дети не разговаривали, какого бы цвета не была их кожа, они имеют равные права.
С момента рождения ребенок имеет право на имя, фамилию и на приобретение гражданства. (ст.7)
- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
Ребенок имеет право на образование
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.
Любой ребенок имеет право:
на жизнь со своими родителями;
на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.
Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
- Вы пользуетесь этим правом?
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему желанию. Принудительный труд запрещен.
Государство должно предоставлять детям-инвалидам возможность учиться,
лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально
самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Миша
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Найдите ошибки в поведении членов семьи.
(Ответы детей)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.
Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.
Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему о правах человека. В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Приложение

ПРАВА РЕБЕНКА
1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
4.Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
5.Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
6.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
7.У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.
8.Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.
9.У ребенка есть право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.
10.За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую культуру маленького гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

Подготовил: социальный педагог МОУ «СОШ №3 г.Свирск» Н.О. Васильева

Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Знакомство с гостями встречи: консультант, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – Аликина Е.В.; инспектор ОДН, лейтенант полиции Скепкина А.В.

2. Игра «Доброе слово по кругу».

Игра проводится внутри каждой группы. Дети «передают» по кругу друг другу добрые слова. Это поможет создать доброжелательную атмосферу для последующей работы.

3. Работа по теме занятия.

1.А разговор наш сегодня будет на очень злободневную, важную тему:

(СЛАЙД№1) «Права ребенка – это ваши права»

Богатство и нищета по - прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей?

(СЛАЙД №2)

В США в городе Нью - Йорке высится 39 - этажное здание, в котором размещается Штаб - квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

(СЛАЙД №3)

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка. Наше государство также подписало этот документ. Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав

Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

О каких своих правах вы знаете? Перечислите их.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей, закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право: (СЛАЙД №4- 12)

на жизнь

на сохранение и укрепление здоровья

на медицинское обслуживание

на свободное выражение своего мнения

на семью

на образование

на отдых

на защиту от физического и психического воздействия.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Разобраться в ваших обязанностях и об ответственности вам помогут наши гости.

Об административных правонарушениях вам расскажет Аликина Е.В.-секретарь КДН и ЗП.

Об уголовной ответственности вы услышите от инспектора ОДН, лейтенанта полиции Скепкиной А.В.

4. Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, кивните головой в знак согласия, а если нет - поднимите обе руки вверх.

Ребенок имеет право:

Бесплатно учиться в школе,

Унижать, обижать других детей,

Отдыхать,

Учиться без каникул,

Без разрешения брать чужие вещи,

Получать бесплатную помощь врачей,

Ударить человека,

Издеваться над животными,

Выражать свое мнение,

Чтобы его защищали,

Портить школьное имущество.

5. Итог

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Классный час: «Ваши права, дети»

Цель занятия:

познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию на­выка работы с документом.

Задачи : передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Необходимое оборудование : текст Конвенции о правах ребенка, компьютер, проектор, сигнальные карточки, бумага, ручки.

Ход занятия

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(Тема) А кто знает, в каком документе отражены права ребенка? Как называется этот документ? Ребята, XXI век - Век ребенка, а 20 ноября - Всемирный день прав ребенка. В этом году наша страна отмечала 20 – летие подписания Конвенции о правах ребенка. (Цель) Поэтому, сегодня мы познакомимся с правами детей, которые отражены в Конвенции о правах ребенка.

Что же такое конвенция?

Конвенция о правах ребенка – это важ­ный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, ко­торый имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из кото­рых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по зако­нам страны возраст совершеннолетия не насту­пает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Давайте сейчас познакомимся с некоторыми правами детей, которые отражены в Конвенции.

1: Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

2: Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.

3: Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.

4: Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

5: Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

6: Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

7: Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

8: Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

9: Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

Вот мы познакомились с основными правами ребенка. Давайте сейчас с вами проверим, как вы запомнили статьи Конвенции. Ребята, вы все хорошо знаете наши русские народные сказки. Во многих сказках рассматриваются права литературных героев. Я буду задавать вам вопросы, а вы называть сказку.

Вопросы

1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

Сказки мы вспомнили, а теперь поиграем в игру «Добро и зло»

Характеристика добра и зла

– Ребята, перед вами плакаты «добро» и «зло», на табличках написаны характеристики. Верно расположите характеристики под плакатами, соответствующими добру и злу.

ЗЛОЙ
ЖЕСТОКИЙ
ГРУБЫЙ
ВЛАСТНЫЙ
ЛЖИВЫЙ
СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

ДОБРЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ

– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!

Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

– Я буду говорить о каком-то праве, показывать знак, а вы – находить соответствующую ему сигнальную карточку и отвечать: «Разрешается – желтую или запрещается – красную».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно. Давайте же будем жить так, чтобы нам в жизни всегда было спокойно и уютно…

Всего Вам самого хорошего и отличного настроения на весь день. А я Вас порошу оставить мне на память смайлик нашего мероприятия (Дети оставляют смайлики для определения результативности пройденного мероприятия)

Классный час на тему: «Права ребенка»


«Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет»

(Декларация прав ребенка)

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.
Задачи:

    ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации; обучение подростков основам юридических знаний; развитие коммуникативных навыков; воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу; раскрытие творческих способностей ребенка.
Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.
Этап подготовки:
    анкетирование обучающихся по теме; подготовка теоретической информации по теме (творческая группа №1 «Из истории Конвенции», творческая группа №2 «Структура Конвенции», «Адаптированный текст Конвенции»); мультимедийная презентация; фрагменты фильмов и их переозвучка с учетом темы; музыкальное оформление; демонстрационный материал на доске (эпиграф, термины по теме)

Ход классного часа


Песня «Детство» (один куплет + слайды фото класса)
    Вступление
Учитель: Какой насущный вопрос, касающийся нас, мы должны обсудить? (дети, отвечая, определяют тему классного часа) Тема нашего сегодняшнего классного часа – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

    Основная часть.

Учитель: Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права! но не по тому что он прав. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Как раньше обстояли дела с правами ребенка?

Творческая группа №1 «Из истории Конвенции»:

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь (древнее государство Спарта). Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

1924г. – Лига наций (прообраз ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

Учитель: Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети- тоже люди. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. (мнения ребят)

Учитель подводит итог:

    Дети, оставшиеся без попечения родителей;

    Безнадзорные и бездомные дети;

    Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления;

    Дети–инвалиды;

    Дети – вынужденные переселенцы, и дети беженцы;

    Дети – жертвы насилия;

    Дети оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Давайте познакомимся со статьями Конвенции о правах ребенка.

Творческая группа №2. «Структура Конвенции»:

При работе с Конвенцией мы обратили внимание на следующие моменты:

    Текст Конвенции насыщен юридическими и другими специальными терминами.

    По своей структуре этот уникальный исторический документ состоит:

    • Преамбула Конвенции, которая содержит основополагающие идеи, историческую справку;

      Собственно статьи прав ребенка. Их 54. Но при их чтении мы обратили внимание, что многие статьи тесно связанны между собой по смыслу. Поэтому их можно объединить в несколько групп (9 групп). Они представлены у вас в дневнике классных часов. Особо значимыми для нашего возраста считаем: право на жизнь, имя, гражданство, жилище, труд, отдых (досуг), защиту здоровья, свободу слова, право на образование.

Учитель: Ребята, вам будут предложены ситуации, в которых права ребенка нарушены, вам нужно будет угадать, какие права нарушены. (фильмы «Морозко», «Снежная королева»).

Учитель: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен.

Сейчас будет представлена ситуация, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. (фильм «Старик Хоттабыч»)

На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (на родителей)

Сегодня для беседы с вами мы пригласили людей, которые занимаются проблемами, возникающими у детей. Этим людям небезразлична судьба каждого ребенка, они смогут подробно рассказать вам о ваших правах и научат ими пользоваться. Только для этого необходимо задавать интересующие вас вопросы и внимательно слушать ответы

1. Если во время моего отсутствия из моего портфеля заберут записку (или другие вещи) – это нарушение прав?

2. Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как обучающийся.

    Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?

    Могут ли меня не допускать к занятиям, если мои родители не пришли в школу по вызову администрации?

    Если один из учителей ущемляет права учеников, и написана жалоба директору, могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

    Заключение

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

А вот об этом поговорим на следующем классном часе.

4


Top