Правовое положение рабов по римскому частному праву. Правовое положение рабов в риме. Правовой анализ всеобщей декларации прав человека

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

– пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

– обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

– продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

– самопродажа ради получения части выкупной цены;

– осуждение на смерть или каторжные работы;

– уклонение от военной службы;

– непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

Характерными чертами патриархального рабства является то, что рабы в это время не многочисленны. Они трудятся в основном в домашнем хозяйстве господина и являются как бы низшими членами семьи (familia). В земледелии применялся главным образом труд свободных. Численность рабов не могла быть особенно значительной в связи с небольшими земельными наделами римлян. В ремесле труд рабов также не имел большого распространения.

Основные источники рабства:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. война;
  2. долговая кабала;
  3. рождение от рабыни;
  4. рабство за преступления (уголовное рабство).

Как общая тенденция, должно быть отмечено постепенное увеличение числа рабов. Развивается торговля рабами.

Что касается юридического положения рабов , они всегда считались вещами - servi res sunt, т. е. рабы суть вещи . Раб не считался субъектом . Он был его объектом , т. е. не признавался лицом (servi pro nullis habentur). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска (actiones noxales) (иска о возмещении ущерба). Но тем самым господин как бы ограничивал пределы и размеры собственной ответственности за действия раба. Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни (ius vitae as necis).

Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов, под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество, вверенное господином рабу, именовалось пекулием (peculium). Господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток также ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio), в пределах стоимости пекулия. Государственные же рабы получили право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Положение рабов во все времена римской истории было тяжелым. Неудивительно поэтому, что рабы оказывали сопротивление своим господам сперва в скрытых формах, путем порчи и ломки орудий труда, а затем путем побегов, убийств своих хозяев и даже вооруженных восстаний, которые сурово подавлялись. Некоторые законы и сенатусконсульты носили явно террористический характер. Еще во времена республики был принят закон, по которому в случае убийства господина все рабы, находившиеся в доме, приговаривались к смертной казни. В 10 г. н. э. сенат подтвердил этот закон.

1. Правовое положение раба определялось в пер­вую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом; он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент про­дать (как обычную вещь) и даже убить.

По большей части рабы находились в собственности частных лиц, однако были и государственные рабы.

2. Рабство устанавливалось (возникало) следующими способами:

■ рождением от матери-рабыни - если отец был рабом, а мать - свободной, то ребенок не признавался рабом;

■ пленением или даже просто захватом не гражданина Рима;

■ продажей в рабство (существовала только в древней­шую эпоху);

■ присуждением к смертной казни или к бессрочным ра­ботам в рудниках.

Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия "),

Вольноотпущенник возвращался обратно в рабство, ес­ли проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу.

3. Со временем правовой статус раба стал менять­ся в лучшую сторону.

Раба теперь нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к ста­рости раб мог получить свободу и т. д.

Более того, в конце периода "принципата", и особенно в эпоху Империи, рабы стали получать в управление и пользование часть имущества рабовладельца (пекулий), то есть получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это по­ложение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательст­вам своего раба.

Способный раб получил возможность накопить себе со­стояние и выкупить таким образом у хозяина свободу

4. Вольноотпущенник (либертин) - это раб, отпу­щенный на свободу. Правовое положение вольноотпу­щенника связывалось с объемом прав лица, отпустившего его на свободу.

5. До I в. н.э. раб мог быть освобожден только по воле господина. Существовало три способа отпущения ра­бов на волю:

■ при составлении завещания (раб отпускался самим за­вещателем и он становился свободным с момента смерти господина; наследнику предписывалось отпустить раба; раб освобождался после уплаты определенной суммы на­следнику);

■ путем внесения раба с ведома хозяина в списки граждан; .

■ путем использования мнимого процесса в суде.

В дальнейшем появляются новые способы отпуще­ния рабов на волю:

Господин заявлял об освобождении раба в присутствии

свидетелей;

Господин мог составить отпускное письмо.

Однако эти способы не подпадали под цивильное пра­во и их пребывание в состоянии свободы обеспечивалось претором, так же как и рабов, отпущенных на свободу бонитарным собственником.

Кроме перечисленных, появляются также способы приобретения рабом свободы в силу закона:

Освобождается раб, открывший убийцу господина;

Раб, проживший в состоянии свободы в течение 20 лет.

6. Вольноотпущенник приобретал права римского гра­жданина, однако это тем не менее не препятствовало на­личию ограничений в его правоспособности.

Самое главное заключалось в том, что бывший раб оста­вался зависимым (обязанным) от своего господина (патрона):

Бывший раб обязан был оказывать разного рода услуги господину, в том числе и имущественного характера; .

Патрон имел право на часть наследства вольноотпу­щенника, а также на получение от него алиментов. В слу­чае отсутствия у вольноотпущенника наследников патрон получал все его наследство.

18. Виды юридических лиц

1. Римское право знало три вида юридических лиц:

Частные корпорации;

Муниципии;

Казна (государственное имущество).

2. Корпорации создавались по религиозному или про­фессиональному принципу.

Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, авгу­ров); союзы должностных лиц (писцов, счетоводов); про­изводственные союзы - цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. д. по однородности дея­тельности).

Вначале допускалась почти полная свобода создания корпораций, лишь бы их устав не противоречил законам.

С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены.

После этого был издан закон, существенно затрудняв­ший создание новых корпораций, так как на их образова­ние теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого императора.

Гражданская правоспособность корпорации распро­странялась только на имущественные отношения, т. е. она могла владеть имуществом, быть субъектом вещных прав, отвечать по обязательствам. По обязательствам из деликтов корпорация не отвечала. Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели. физические лица.

Имущество, закрепленное за корпорацией, принадле­жало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли.

И только в случае прекращения деятельности корпора­ции ее имущество делилось между последним составом ее членов.

Поэтому и долги корпорации не были долгами её чле­нов.

В Дигестах говорится: "Если имеется долг в пользу со­вокупности, то это не является долгом отдельным-лицам". Минимальное число членов корпорации четко опреде­лено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

3. Муниципии обладали более широкой правоспособ­ностью, чем корпорации.

Муниципии - политические союзы внутри территории Римского государства наравне с цивитас, колониями и ре­спубликами.

Так, помимо собственного имущества и органов управ­ления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

Корпорации получили такое право лишь со II в. н.э.

Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации - только при наличии специальной приви­легии.

4. Особый (привилегированный) статус имела госу­дарственная казна (фискус). Так:

■ на фискальное имущество не распространялись сроки давности;

исковые требования государственной казны имели преимущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями;

■ существовали ограничения по ответственности самой казны перед третьими лицами и т. д.

Уже под конец существования Древнего Рима как госу­дарства появился новый, особый вид юридического ли­ца - учреждения.

Сперва данный статус получили церкви, а в дальнейшем - все благотворительные союзы.

Кроме того, статусом юридического лица наделялись военные подразделения - легионы.

11. Попечительство

1. Попечительство устанавливалось в отношении только совершеннолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоятельно управлять или распоряжаться своим имуществом.

Попечительство осуществлялось в соответствии с теми же правилами, которые предъявлялись к опекунству.

Общее между опекой и попечительством состояло в том, что они защищали интересы опекаемых лиц, а раз­личие заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя.

Опекун совершал сделки в интересах опекаемых лиц, а попечитель выражал только свое согласие на совершение сделки.

По Законам XII таблиц сига (попечительство) поруча­юсь ближайшему агнату (сига legitima).

Попечительство над душевнобольными и увечными на­качалось магистратом (cura dativa).

Над расточителями осуществлялась сига legitima.

2. Попечительство устанавливалось в отношении.

■ душевнобольных;

■ лиц с физическими недостатками, лишающими их воз­можности полноценно управлять своим имуществом (на­пример слепые, немые и т. д.);

■ расточителей;

■ неполнолетних, то есть лиц в возрасте от 14 до 25 лет. В последнем случае попечительство могло быть назна­чено только с согласия самого лица,

Без попечителя лицо могло совершать только сделки, направленные на увеличение принадлежащего ему иму­щества.

Душевнобольные, кроме моментов наступления про­светления, вообще не могли совершать никаких сделок.

3. Не могли назначаться опекунами и попечителями следующие лица:

Женщины;

Епископы и монахи (другие духовные лица были спо­собны к опеке по закону);

Солдаты, за исключением случаев, когда они были к значены в завещании;

Душевнобольные, немые, глухие, слепые и другие лиц, не способные к управлению имуществом по болезни;

Лица, не заслуживающие доверия;

Должники и кредиторы опекаемых (по законодательаву Юстиниана);

Лица, устраненные от опеки отцом или матерью опекаемого;

Муж по отношению к жене, жена по отношению к невестке, тесть по отношению к невестке.

От попечительства нельзя было отказаться без одно! из следующих уважительных причин:

Отправление государственных обязанностей;

Неграмотность;

Болезнь;

Возраст свыше 70 лет;

Ученые занятия;

Частые отлучки по общественным или государственным делам;

Изменение места жительства;

Занятость управлением казенными имениями.

Правовое положение раба определялось в 1ую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом: он мог не только его эксплуатировать, но и в любой момент продать и даже убить.

Рабство устанавливалось следующими способами: рождением от матери-рабыни. Если отец был рабом, а мать - свободной, то ребенок не признавался рабом; пленением; продажей в рабство; присуждением к смертной казни или к работам в рудниках. Способы прекращения рабства: прекращалось рабство отпущением на свободу. Рабами становились пленники, попавшие в долговую кабалу, уклонившиеся от призыва в армию, а, также воры, пойманные с поличным, Кроме того, женщина могла быть обращена в рабство за связь с рабом. Рабство прекращалось в основном в связи со смертью раба. Однако была возможность предоставить рабу статус свободы. Кроме этого рабов иногда освобождали на основании решения компетентных гос-ных органов (по эдикту императора). В классический период развития римского права господа стали выделять своим рабам обособленное имущество для самостоятельного хозяйствования – пекулий. После смерти раба пекулий обычно возвращался обратно во владение рабовладельца, при освобождении раба пекулий зачастую оставлялся ему, хотя сохранялось общее правило о том, что пекулий является частью собственности хозяина того раба, которому пекулий давался. Система римского права строилась по принципу деления права на лица, вещи и юридические действия. К лицам римляне относили всех тех, кто был способен иметь права или, иными словами, кто мог быть субъектом, носителем прав. Не все члены римского общества могли быть носителями прав. Рабы, не обладали таким качеством, они являлись говорящим орудием, вещью. В силу социальной неоднородности рабовладельческого общества и, как следствие этого, неодинаковой способности членов общества быть носителями прав римляне ввели институт правоспособности. Правоспособность - способность физического лица быть субъектом, носителем прав. Правоспособность возникала в момент рождения. В особых случаях зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом права. Он мог быть наследником отцовского имущества. Полная правоспособность слагалась из 3х элементов: а) состояние свободы; б) состояние гражданства; в) семейного состояния. В силу состояния свободы различались свободные и рабы; в силу состояния гражданства - римские граждане и другие свободные (латины, перегрины, вольноотпущенники); в силу семейного состояния - самостоятельные отцы семейств и подвластные какому-либо лицу. Полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Рабы (servi – «серви») появляются в Риме в глубокой древности. Существование рабства можно условно разделить на два периода: 1.

Период раннего, архаичного, патриархального рабства. В этот период рабов было очень мало, они дорого стоили.

Жили и работали рабы в семьях, их внешний вид зачастую был не различим со своими не очень богатыми хозяевами (принимали пищу совместно). Рабы все же считались мыслящими существами и допускались к совершению семейных религиозных празднеств. Могила раба охранялась сакральным правом, запрещалось при продаже разлучать родственников. Положение несвободных было довольно сносным. Это отчасти объясняется тем, что большинство рабов были у римлян представители родственных племен. 2.

Второй период включает в себя время классического рабства. Это период расцвета римского государства. Рабов пригоняли тысячами. Основной источник – военный плен. Рабов в Риме появляется большое количество, цена на них падает и, соответственно, и отношение к ним ухудшается. Правовое положение рабов в этот период характеризуется фразой «раб есть вещь», схожая со стулом или собакой. Как отмечал римский юрист Гай в Институциях: «господа имеют над рабами право жизни и смерти…». 3.

Третий период – это время заката государства. Следует отметить, что положение рабов начинает улучшаться после принятия в качестве государственной религии христианства в IV в. н.э. Нормы христианства вносили в общественное сознание любовь к ближнему, сострадание, осуждение убийства рабов и издевательства над ними. Количество рабов уменьшается в связи с сокращением завоевательных походов, соответственно поднимаются цены на невольников. К тому же рабский труд становился все менее эффективным (при незаинтересованности в своем труде раба), многочисленные восстания рабов подтачивают государственную машину. Римские правители, предвидя неблагоприятные последствия выступлений рабов, пытаются улучшить их положение своими распоряжениями. Так, Домициан запретил кастрацию рабов. Если при продаже рабыни давалось условие, что она не будет заниматься проституцией (prosecutor – «выставлять напоказ»), и это будет нарушаться новым хозяином, то рабыня становилась вольноотпущенницей продавца. По эдикту императора Клавдия, брошенный хозяином больной раб получал свободу. Освобождением считалась высадка больного раба (чтобы его не лечить) на Асклепиев остров на Тибре, в соответствии с эдиктом Клавдия (47 гг. н.э.).

В глубокой древности римляне не часто оставляли пленных для себя, для своего хозяйства: в их примитивном экономическом хозяйстве не было места плодотворно использовать рабов. Пленных убивали или, продавали сородичам побежденного за выкуп. Только гораздо позже, обыкновенно лишь с переходом к оседлости и земледелию, пленников начинают сохранять (servi), и тогда появляется институт рабства. И лишь с переходом к земледелию, рабов стали широко использовать в своей экономической деятельности.

Рабское состояние считалось естественным, прирожденным свойством. Обычно рабов приобретали во время войны. Воин, побеждая врага, имел право его убить. Если он его забирал в плен, в рабство, то это право (распоряжение его жизнью) оставалось у собственника раба. Древние считали, что нахождение в рабском состоянии – это вина самих побежденных или преступников и должников, а также их потомков. Римляне к рабам относились, как собственник к вещи. «Того, кто развратит чужую рабыню, следует принудить вернуть другую», писал римский юрист Юлий Павел.

Древнейшие источники рабства: военный плен, рождение от рабыни, перевод в рабское состояние преступника, продажа в рабство патерфамилиасом своего ребенка. После взятия Терента в рабство было обращено 30 тысяч человек, после победы над карфагенянами при мысе Экноме консулом Регулом было отправлено в Рим 20 тыс. рабов, при захвате города Эпира рабами стали около 150 тыс. человек. Консул Марий в Югуртинскую войну, даже после капитуляции города Югурты, приказал перебить взрослых нумидийцев, всех остальных же продали в рабство.

В рабское состояние переводились те граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств, не выполнили вовремя договорных обязательств, совершили кражу. Римские граждане продавались в рабство за границу. Позднее запрещалась продажа в рабство римских граждан за долги.

К источникам рабства относили и самопроизводство (рождение детей рабынями). Но, несмотря на выплату премий за рождение и воспитание детей, рождение детей рабынями не перекрывало высокую смертность среди рабов. Необходимо было постоянно пополнять рабскую массу извне. Рожденные в рабских семьях дети назывались вернами. Они воспитывались в покорности, обучались какой-либо профессии, такие рабы ценились очень дорого.

Много рабов поставляли в Рим пираты. В классический период в рабство могли отдать неблагодарного вольноотпущенника, свободную женщину, замеченную в сексуальной связи с рабом (после трехкратного предупреждения).

Рабов подвергали пыткам и казням, чтобы обезопасить положение богатых семей. Свою смерть рабы принимали обычно распятыми на кресте. Силианский сенатусконсульт 9 г. н.э. установил совершение казни всех рабов, находившихся в доме убитого домовладельца и не пришедших к нему на помощь. В качестве наказания рабов применяли пытку перед казнью. Свободных били палкой, рабов наказывали кнутом. «Кто укрыл беглого (раба), тот вор… Сенатусконсультом предоставлялся военным и гражданским лицам доступ в имения сенаторов или обывателей для розыска беглых… Желающим разыскивать беглецов давались письма к магистратам, и устанавливался штраф в 100 солидов к магистратам, которые, получив письма, не помогали разыскивающим.

В период домината ужесточаются наказания рабов. По постановлению императора Константина восстанавливалось право господина наказывать плохих рабов, вплоть до смертной казни. Подстрекательство к бегству наказывалось розгами и пыткой (а не штрафом, как раннее). Рабов, пытавшихся перейти к варварам, отправляли на работы в рудники, а особо опасным отрезали ногу. Подобные жестокие законы, направленные против рабов, имели своей целью подавить малейшее сопротивление и в других слоях общества.

Публичные казни, как рабов, так и преступников, часто превращались в театрализованные представления, привлекающие массу зевак. Осужденный изображал Геракла, сжигая себя на костре. Олицетворяющий Икара скользил по привязанной веревке до середины амфитеатра, но после обрыва веревки разбивался насмерть под восхищенные крики публики.

Император Тиберий гордился тем, что мог проткнуть пальцем твердое яблоко или поранить голову мальчика или даже юноши (такие эксперименты с рабами римляне проделывали, не стесняясь).

В первый период республики пленники считались собственностью римского государства. После публичных продаж они переходили в собственность частным лицам.

Рабы жили в казармах, подчиняясь строгой дисциплине. Рабы не могли заключать брак с рабыней. Только раб, управляющий поместьем (вилик), мог вступать в рабский брак (конкуберниум) и иметь пекулий (pecculium) – право выгона скота на пастбище господина.

Рабов часто заковывали в цепи, они жили в общих спальнях, утром выгонялись на работу бичами. Лучшее платье раба хранилось в кладовой вилика и выдавалось лишь в праздничные дни. Для контроля над рабами проводили переклички. В сельскохозяйственных поместьях имелись лазареты для больных рабов и карцеры для провинившихся.

Образовывались крупные центры, специализировавшие на продаже «живого товара». Одним из центров оптовой торговли рабами был остров Делос. Здесь количество проданных рабов ежедневно достигало 10 тыс. человек. В Риме рабский рынок находился около храма Кастора.

В классический период преобладали крупные сельские хозяйства с большим количествам рабов (в Африке и на Сицилии). Наиболее выгодно было возделывать оливки, виноград, производить галантерею, заниматься скотоводством. Римский историк Плиний Старший, рассказывает об одном сенаторе, имевшем 4116 рабов.

Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Они строили здания, добывали глину, работали в каменоломнях, топили печи, переносили тяжести и т.д. Масса рабов выполняла домашнюю работу. Рабы охраняли дом, сообщали хозяину о прибывших, рабы-банщики натирали и опрыскивали духами тела господ, рабы оказывали медицинскую помощь, готовили пищу и прислуживали за столом, разносили хлеб и мясо, пробовали еду прежде своих хозяев, молодые рабы, находящиеся у ног рабовладельца, исполняли любой приказ и забавляли его шутками. Рабы сопровождали своего господина при выезде из дома, при проведении выборов, приветствовали встречных прохожих, напоминая хозяину их имена. У хозяйки дома был свой штат рабов: повивальная бабка, телохранители, носильщики, рабыни, занимавшиеся ткачеством, пряжей и шитьем. Часто жены, движимые тщеславием, старались взять при выезде из дома как можно больше слуг. В огромных домах устраивались библиотеки с большим штатом рабов.

Один богатый римский гражданин по имени Сабин никак не мог запомнить имена Ахилла, Одиссея и Приама. Но, желая иметь репутацию просвещенного человека, он купил себе раба, знавшего наизусть Гомера, другого раба, изучавшего Гесиода, и еще девять, которые поделили между собой 9 греческих лириков. Сабин держал этих рабов за столом: они подсказывали ему на ухо стихи, которые тот, иногда перевирая, цитировал в своих разговорах с сотрапезниками.

Множество рабов отдавали в гладиаторы. Гладиаторские бои зародились в древности, их проводили в качестве языческих жертвоприношений. На могиле умершего вождя пленников заставляли убивать друг друга.

Позднее такие бои стали одним из любимых развлечений плебса. В 254 г. до н.э. впервые были проведены гладиаторские битвы. Устраивали морские, сухопутные баталии с участием гладиаторов. В правление Юлия Цезаря в одном из таких представлений участвовало 320 пар гладиаторов. Образовывались многочисленные гладиаторские школы, где рабов учили убивать друг друга.

В гладиаторы отдавали не только рабов и преступников, свободный также мог стать гладиатором. Однако ими становились в основном вольноотпущенники из провинций, не имевшие римского гражданства.

С гладиаторами обращались, как с преступниками. Они жили под постоянным наблюдением воинов, за малейший проступок их заковывали в цепи, клеймили, били бичами. Единственное, чего не жалели для них, это пищи. Она была необходима для поддержания хорошей физической формы.

Гладиаторами становились и свободные женщины. Это были «выдвиженки из низов», мучимые тщеславием и готовые завоевать восторг публики даже такой ценой.

В гладиаторской школе Лентула Батиата вспыхнуло восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.), потрясшее всю римскую государственную машину. Помимо этого знаменитого восстания были и другие «рабские войны». В 198 г. до н.э. в Лации был раскрыт заговор рабов, казнено 500 человек. В 196 г. до н.э. в Этрурии регулярная воинская часть подавила вооруженное выступление рабов. В 137 г. до н.э. произошло восстание под руководством раба Эвна, восставшие насчитывали около 200 тыс. человек. В 104 г. до н.э. на Сицилии произошло мощное выступление рабов.

Положение рабов зависело и от их владельцев. Большенство рабовладельцев относилась к своими рабами очень плохо. Марк Порций Катон в своем труде «О земледелии» рекомендует при кормлении рабов собирать уже упавшие оливы и вместе с рассолом из уксуса давать им в пищу. Император Август своего раба Косму приказал заковать в цепи за высказанное им оскорбление. Рабов в случае провинностей заключали в тюрьмы, находившиеся в каждом имении. Раба могли отправить на рудники или подвергнуть мучительной смерти. Опасаясь объединения рабов, их стремились набирать из представителей разных народов.

Для полного морального подавления рабов заставляли почитать культ ларов (лары – души предков господ, хранители домашнего очага), культ гения (якобы сопровождающего римлян в течение их жизни). Рабы участвовали в семейных праздниках, проводившихся хозяином или виликом.

Цена на раба в I в. н.э. составляла от 250 до 2500 денариев. Она зависела от возраста, пола, обладания профессией. Среди рабов выделялся привилегированный слой: врачи, юристы, архитекторы и т.д. В основном это были греки. В среднем рабы стоили 500 денариев.

Достаточно хорошим было положение домородных рабов (рабов, родившихся в доме своего хозяина). Часто их отцами были сами рабовладельцы, которые относились к ним более мягко и даже могли их освободить и предоставить часть имущества.

В целом же к рабам относились как к вещи, которая должна приносить выгоду, и излишняя строгость (не говоря об убийстве или увечье раба) была не выгодна собственнику. За раба уплачены деньги, он должен, следовательно, работать на благо своего господина.

Бывали случаи, когда рабам передавалась часть наследства, и они становились вольноотпущенниками. Раб не мог отказаться от наследства.

Способным к хозяйственной деятельности рабам передавалась во владение часть хозяйского имущества, так называемый пекулий (peculium – «скот», первыми пекулиями было поголовье скота). Своим трудом они приумножали богатства хозяина. Владение пекулием было выгодно и рабам, это обеспечивало более свободное положение и вызывало заинтересованность в своем труде. Сделки совершались рабом от имени рабовладельца. Преторское право освободило держателя от сдерживающих его экономических препонов. Рабы – владельцы пекулиев часто сами имели рабов и были практически самостоятельными людьми. В памятниках римского права упоминаются рабы – капитаны кораблей и рабы – управляющие имением.

Часто рабов отдавали в наем другому лицу, причем рабам предоставлялась часть заработанной ими платы. Все это указывало на кризис рабовладения.

Отношения между рабами и хозяевами были не всегда враждебными. Во время резни в Риме в ноябре 43 г. до н.э., устроенной триумвиратом (Антоний, Лепид и Октавиан), часть рабов показывала верность, сострадание, человеколюбие по отношению к своим господам. Даже под пыткой они их не выдавали. Преданный раб сенатора Вендития вывел своего хозяина из города, переодевшись солдатом.

Рабов, ведавших хозяйственными расходами и денежной отчетностью, называли диспенсаторами.

В ходе развития римского права, под влиянием христианства, появляются нормы, ограничивающие произвол рабовладельцев. Улучшение положения рабов в имперский период коснулось и семейного права. Ранее рабам запрещалось создавать семьи. Разрешение на брачные связи между рабами – конкуберниум (concubernium) – запрещало продажу рабской семьи по частям. В постклассический период количество рабов резко сокращается, исчезают хозяйства, основанные на рабском труде, рабы уже не живут в казармах и могут иметь семьи. По постановлению императора Антонина Благочестивого, сурово наказывалось убийство своего раба без причины. Они имели право искать защиты от жестокого обращения около статуй императоров или в храмах. При выявлении чрезмерной жестокости господ, император приказывал им продать своих рабов другим лицам.




Top