О повышении защищенности критически важных для национальной безопасности объектов федерального уровня от угроз природного и техногенного характера, террористических проявлений. Нормативные документы по безопасности асу тп, асу питп, ксии, кво, кии Распоря

Rating: 9,8/10 896 reviews

В силуPнекоторой непоследовательности в принятии нормативно-правовых документов в области (информационной) безопасности промышленных систем автоматизации и управления (а равно и КСИИ, КВО, АСУ ТП, АСУ ПиТП, КИИ - одних только аббревиатур сколько!), по факту, несмотря на обилие указов, приказов и даже законов, стройной системы пока не получается. Тем не менее, собрав воедино все законодательные требования и рекомендации для конкретного случая определённую картину всё же получить можно. С этой целью постарался собратьPмаксимально полную подборку нормативно-правовых документов по этой тематике вместе со ссылками (где это возможно) на тексты документов в справочно-правовых системах и на сайтах госорганов, а также ссылками на файлы в формате PDF для удобства скачивания.

Все документы разбиты на несколько групп (ФЗ, указы Президента и т.д.) и отсортированы по дате их принятия (самые свежие - последние в списках). Федеральные законы Федеральный закон от 170-ФЗ Об использовании атомной энергии Федеральный закон от 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов Федеральный закон от 117-ФЗ О безопасности гидротехнических сооружений Федеральный закон от г. 16-ФЗ О транспортной безопасности Федеральный закон от г. 256-ФЗ О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Федеральный закон от г. 257-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Федеральный закон от г.

Увы, большинство приложений для iOS, требующих отслеживания вашего местоположения, дают вам выбор. Опубликованный месяц назад пост о проблема обеспечения "защищенной" работы дворового автошлагбаума (. В субботу вечером получил сообщения от Гугл о блокировке моего Gmail-аккуанта по случаю "попытки вхо. Этот вопрос возник вчера во время беседы с кандидатом в муниципальные депутаты в нашем районе, котор.

План повышения защищенности критически важного объекта разрабатывается на объектах, включенных в Перечень критически важных объектов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. Данный документ должен. Кроме того, представители Минпромторга России пояснили, что при формировании Перечня Министерство руководствовалось Распоряжением Правительства Российской Федерации от №411-рс (ограниченного доступа), который утверждает перечень критически важных.

Несмотря на то, что в Федеральном законе № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инфо. Наконец-то на улице выглянуло солнышко.

Небо очистилось от вчерашних туч и ничего не напоминало По данным исследования, который провел старший консультант по безопасности компании IOActive Фернандо Когда же наконец-то на улице будет светить солнце? Flash Decompiler Sothink Serial . Снова тучи, снова темно.

Вот уже скоро 9 утра - Доброе утро, сэр! Впрочем, мы вряд ли можем назвать его очень добрым. - А что случилось Из-за хакерской атаки словенская криптовалютная компания NiceHash лишилась биткоинов на сумму более 60 млн Мы в социальных сетях. Недавние кибератаки Stuxnet, Duqu, Flame, Gauss и другие им аналогичные показали, насколько уязвимы ИТ-инфраструктуры топливно-энергетических, производственных, транспортных, инфотелекоммуникационных, коммунальных, финансовых и других систем жизнеобеспечения людей и насколько катастрофичными могут быть последствия вызванных подобными атаками сбоев и отказов в их работе. Согласно данным аналитической компании Secunia, информационная безопасность (ИБ) программной составляющей АСУ ТП, которые представляют собой специфический компонент, присущий ИТ-инфраструктурам многих критически важных объектов (КВО), более чем на десять лет отстает от состояния ИБ наиболее распространенного современного ПО.

Критически важные объекты (КВО) - это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.

Это документ, содержащий комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый объектом и направленный на повышение защищенности объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

План повышения защищенности КВО разрабатывается для объектов, включенных в Перечень критически важных объектов РФ, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 г. № 411-рс на основании «Методических рекомендаций по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (утв. Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генералом-полковником А.П. Чуприяновым 28 декабря 2011 года).

План повышения защищенности КВО может быть разработан как для критически важного объекта организации, так и для субъекта РФ или муниципального образования.

Структура Плана повышения защищенности КВО

Включает в себя следующие разделы и приложения:

  • Общая характеристика критически важного объекта (территории, объектов на территории)
  • Оценка защищенности критически важного объекта (объектов на территории)
  • Мероприятия по повышению уровня защищенности критически важного объекта (объектов на территории)
  • Должностные лица и организации, ответственные за мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта (объектов на территории)
  • Источники финансирования плана
  • Организация взаимодействия
  • Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важного объекта (объектов на территории)
  • Приложения: карта возможной обстановки, схема организации связи и управления, состав группировки сил и средств

Утверждение и согласование Плана повышения защищенности КВО

План повышения защищенности критически важного объекта утверждается руководителем объекта и согласовывается с главными управлениями МЧС России, МВД России и ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта РФ и муниципального образования утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования и согласовывается с главным управлением МЧС России и МВД России по субъекту РФ, с управлением ФСБ России по субъекту РФ.

Срок действия Плана повышения защищенности КВО

План повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов РФ и муниципальных образований составляется по состоянию на начало января текущего года. Срок действия Плана - 5 лет. Переоформление и актуализация Плана критической защищенности КВО осуществляется при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
  2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 г. № 411-рс «Об утверждении Перечня критически важных объектов Российской Федерации»;
  4. «Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (утв. Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генералом-полковником А.П. Чуприяновым 28 декабря 2011 года).

Отсутствие Плана повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов РФ и муниципальных образований влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», что ведет к наложению административного штрафа:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 №1954-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минпромторга России (12 учреждений), перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минпромторга России (300 предприятий), а также перечень федеральных казенных предприятий, находящихся в ведении Минпромторга России (22 предприятия). Предприятия иных организационно-правовых форм указанным распоряжением к ведению Минпромторга России не отнесены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану. В указанный перечень входит Минпромторг России.

Статьей 1 Закона о ведомственной охране установлено, что к охраняемым объектам отнесены: «здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств».

Приказ утвердил Перечень, в который включены не объекты промышленности, относящиеся в понимании статьи 8 Закона о ведомственной охране к государственной собственности, а хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Ни Приказом, ни иными нормативно-правовыми актами не определены критерии отнесения того или иного объекта или хозяйствующего субъекта к объектам промышленности, находящимся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России, так и включения такого объекта или хозяйствующего субъекта в Перечень.

Частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охранной деятельности) закреплены виды услуг, которые разрешено предоставлять в целях охраны. К ним в частности отнесены и услуги по охране объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.

При этом в части 3 статьи 11 Закона о частной охранной деятельности закреплено положение о том, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (далее - Постановление № 587). Согласно данному перечню к объектам, подлежащим государственной охране относятся, в том числе:

Пункт 10: Объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.

Пункт 13: Объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения, осуществляющие эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

Пункт 17: Объекты организации, наделенной в соответствии с федеральными законами полномочиями осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, атомные электростанции, специальные грузы, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества (в том числе при их транспортировке), и иные ядерные и радиационные объекты на всех стадиях их существования от строительства до вывода из эксплуатации.

По смыслу Постановления № 587 объекты, подлежащие государственной охране это здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, а не предприятия в целом.

Комиссией установлено, что Постановление № 587 не содержит указаний на то, что объекты, поименованные в Перечне, должны охраняться ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, в сфере ведения которых они находятся.

Предприятия, осуществляющие виды деятельности, подпадающие под действие перечня, утвержденного Постановлением № 587, подлежат государственной охране.

В контексте Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Закон о государственной охране), ведомственная охрана не является государственной охраной.

Статья 1 Закона о государственной охране устанавливает, что государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Охраняемые объекты, в силу Закона о государственной охране - здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты.

Согласно пояснениям ФСО России, изложенным в письме от 13.01.2011 №9/14-27, понятие ведомственная охрана не тождественно понятию государственная охрана, поскольку государственная охрана - это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

По мнению представителей Минпромторга России, в контексте статьи 5 Закона о ведомственной охране понятие государственная охрана тождественно понятию ведомственная охрана.

Кроме того, представители Минпромторга России пояснили, что при формировании Перечня Министерство руководствовалось Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 №411-рс (ограниченного доступа), который утверждает перечень критически важных объектов. Согласно позиции Минпромтогра России, изложенной в письме от 09.12.2010 №ДА-13312/01, предприятия, отнесенные к критически важным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 №411-рс (далее - Распоряжение № 411-рс), подлежат особому режиму охраны.

Согласно позиции МЧС России, изложенной в письме от 14.12.2010 № 43-5075-14ДСП, Распоряжение №411-рс, носит закрытый характер, но при этом режим охраны объектов не устанавливает.

В числе прочих критериев отнесения промышленных предприятий к объектам, находящимся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России представители ведомства назвали выполнение промышленным предприятием государственного оборонного заказа.

При этом на заседании Комиссии, представителями Минпромторга России не приведены ссылки на нормы действующего законодательства, в соответствии с которыми предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ подлежат особому режиму охраны и не могут охраняться силами частных охранных предприятий.

Комиссия пришла к выводу, что понятия государственная охрана и ведомственная охрана не тождественны, поскольку регулируются различными федеральными законами, имеют различные объекты охраны и осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, Минпромторгом России не приведены четко определенные, законодательно обоснованные критерии, которым руководствовалось Министерство при формировании Перечня.

Приказ Минпромторга России утвердил Перечень, в который включены не объекты промышленности, в понимании статьи 8 Закона о ведомственной охране относящиеся к государственной собственности, а хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Комиссия пришла к выводу, что Минпромторг России при формировании Перечня, неправомерно включил в него хозяйствующие субъекты, а не объекты промышленности.

Комиссия отмечает, что ссылаясь на Приказ, сотрудники прокуратуры и ФГУП Ведомственная охрана объектов промышленности понуждают хозяйствующих субъектов к расторжению действующих договоров с частными охранными предприятиями и заключению договоров с ФГУП «ВООП РФ».

Таким образом, реализация приказа Минпромторга России от 28.01.2010 № 62, которым был утвержден Перечень объектов промышленности, находящихся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России, может повлечь за собой ограничение конкуренции на рынке охранных услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Минпромторга России по включению в Перечень объектов промышленности, находящихся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России, не объектов, в понимании Закона о ведомственной охране, а хозяйствующих субъектов различных форм собственности, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке охранных услуг.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона защите конкуренции,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать Минпромторг России нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать Минпромторгу России предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии П.Т. Субботин, члены Комиссии

Материал подготовлен совместно с РОО «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности» по данным ФАС от 17 мая 2011




Top