Кто закупает аптечки в организациях. Обеспечение безопасности труда. Медицинские аптечки. Что должно быть в составе

Наличие аптечки обязательно во всех без исключения организациях , независимо от формы собственности, вида деятельности, а также того, связана их деятельность с вредными производственными факторами или нет.
Как все мы помним, осуществляется в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя (ст. 223 ТК РФ).

Примечание. Считается, что отсутствие аптечки может выйти боком лишь автолюбителю. Вместе с тем согласно требованиям трудового законодательства на работодателей возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, в том числе и создание санитарных постов, оснащенных аптечками.

Работодатель по установленным нормам обязан, в частности:
- оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
- создавать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
- установить аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и т.д.
На необходимость наличия аптечки прямо указано , в частности:
- в п. 13.6 разд. XIII "Санитарные требования к личной гигиене персонала организации" Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила");
- в п. 13.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141 "О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03" (вместе с "СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");
- в п. 21.1 разд. XXI "Требования к соблюдению санитарных правил" Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях";
- в п. 13.1 разд. XIII "Требования к соблюдению санитарных правил" Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Однако, исходя из вышеприведенных положений закона, наличие аптечки обязательно в любой организации.
1 января 2012 г. вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н, которым утверждены Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.
В аптечке должны быть следующие медицинские приспособления .
Во-первых, изделия для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран:
- жгут кровоостанавливающий - 1 шт.;
- бинт марлевый медицинский нестерильный (5 м x 5 см) - 1 шт.;
- бинт марлевый медицинский нестерильный (5 м x 10 см) - 1 шт.;
- бинт марлевый медицинский нестерильный (7 м x 14 см) - 1 шт.;
- бинт марлевый медицинский стерильный (5 м x 7 см) - 1 шт.;
- бинт марлевый медицинский стерильный (5 м x 10 см) - 2 шт.;
- бинт марлевый медицинский стерильный (7 м x 14 см) - 2 шт.;
- пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой - 1 шт.;
- салфетки марлевые медицинские стерильные (не менее 16 x 14 см N 10) - 1 уп.;
- лейкопластырь бактерицидный (не менее 4 см x 10 см) - 2 шт.;
- лейкопластырь бактерицидный (не менее 1,9 см x 7,2 см) - 10 шт.;
- лейкопластырь рулонный (не менее 1 см x 250 см) - 1 шт.
Во-вторых, устройство для проведения искусственного дыхания "рот - устройство - рот" или карманная маска для искусственной вентиляции легких "рот - маска".
В-третьих, прочие изделия медицинского назначения:
- ножницы для разрезания повязок по Листеру - 1 шт.;
- салфетки антисептические из бумажного текстилеподобного материала стерильные спиртовые (не менее 12,5 x 11,0 см) - 5 шт.;
- перчатки медицинские нестерильные смотровые (размер не менее M) - 2 пары;
- маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или с завязками - 2 шт.;
- покрывало спасательное изотермическое (не менее 160 x 210 см) - 1 шт.
В-четвертых, прочие средства:
- английские булавки стальные со спиралью (не менее 38 мм) - 3 шт.;
- рекомендации с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения аптечки для оказания первой помощи работникам - 1 шт.;
- футляр или сумка санитарная - 1 шт.;
- блокнот отрывной для записей (формат не менее А7) - 1 шт.;
- авторучка - 1 шт.
Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки для оказания первой помощи работникам, не подлежат замене. По истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить.
Аптечка для оказания первой помощи работникам подлежит комплектации изделиями медицинского назначения, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ.
Отсутствие аптечки первой медицинской помощи может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :
- для граждан - от 100 до 500 руб.;
- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
- для ПБОЮЛ - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С начала года вступил в действие приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

На каждом предприятии и в каждом офисе отныне должна быть аптечка с набором перевязочных средств, резиновыми перчатками, защитной медицинской маской, жгутом для остановки кровотечения, пластырями, булавками, ножницами, устройством для проведения искусственного дыхания, блокнотом, ручкой и термопокрывалом.

По законодательству о труде, сообщили "РБГ" в минздравсоцразвития, отсутствие аптечки где бы то ни было карается Кодексом РФ об административных правонарушениях. Должностные лица могут быть наказаны штрафом в размере от одной до пяти тысяч рублей, а юридические - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении работодатель может быть дисквалифицирован на срок от года до трех.

Легко заметить, что в аптечках нет ни одного, даже самого популярного лекарства. Судя по составу, они могут быть полезны лишь при различных травмах и несчастных случаях: порезах, ушибах, ожогах, переохлаждении или, напротив, перегреве (именно поэтому у термопокрывала две стороны - одна согревает, другая охлаждает). Но никак не помогут при сердечном приступе или отравлении работника, внезапном повышении температуры или необъяснимой потере сознания. Это явно противоречит статье 223 Трудового кодекса РФ, которая называется "Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников". В ней говорится: "...Работодателем... создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи..." (тот факт, что лекарственные средства и препараты суть одно и то же, остается на совести законодателя). Но и в том, что из аптечек исчезли лекарства, есть своя логика.

За отсутствие аптечки должностные лица могут быть наказаны штрафом и даже дискфалификацией от года до трех лет

По закону, хранение лекарств осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, а также осуществляющими обращение лекарственных средств, - пояснили "РБГ" в департаменте организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения минздравсоцразвития. - То есть хранение лекарств юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и их работниками, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, не представляется возможным. "Современные препараты становятся все более мощными и требуют очень точной диагностики, - высказал "РБГ" свое мнение замдиректора московского Центра экстренной медицинской помощи профессор Леван Стажадзе. - Применять их самостоятельно опасно". Большой вопрос и с условиями хранения и сроками годности. Бинты могут храниться в шкафу и зимой, и летом, но если перегреются лекарства, они могут стать ядом. Значит, нужен холодильник и специалист, который знает, как их надо хранить.

Так что хранить в ящике рабочего стола или даже в сейфе упаковку но-шпы или пузырек корвалола, строго говоря, означает нарушать закон. Поэтому если ваш коллега вдруг схватится за сердце или, хуже того, упадет в обморок, срочно звоните в "Скорую" - по правилам, утвержденным тем же минздравсоцразвития, первую помощь могут оказывать лишь "лица, прошедшие специальную подготовку по оказанию первой помощи". И никак иначе. Хотя в приказе "О первой помощи" под пунктом 8 значится: "Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа", но опрашивать-то тоже имеют право лишь те самые "лица", а не первый, кто окажется рядом.

Правда, руководитель может своим приказом назначить ответственным за комплектацию и содержание аптечки любое должностное лицо из подчиненных и даже направить его на спецподготовку по первой помощи, которую можно пройти в территориальных центрах медицины катастроф, подразделениях Российского Красного Креста и образовательных медицинских учреждениях. Вот после этого лицо и сможет спрашивать: "Вам плохо?" Правда, помочь-то оно ничем не сможет - в аптечке ничего полезного для такой ситуации нет, а бинты от приступа стенокардии все-таки помогают плохо.

Возникают к приказу об аптечках и другие вопросы. Почему, например, их состав одинаков и для безобидного офиса, где можно разве что простудиться от кондиционера или порезаться листом бумаги, и травмоопасного горячего цеха, где случается всякое? Или почему их размер одинаков для конторы с тремя работниками и для цеха, где их целых сто?

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи, установленный приказом минздравсоцразвития N 353н "О первой помощи", одинаков для работников предприятий с различными классами профессионального риска, поэтому требования к комплектации аптечки унифицированы, - ответили все в том же департаменте министерства. - Вопросы нормирования количества аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи не отнесены к компетенции минздравсоцразвития. До принятия стандартов безопасности труда этот вопрос может решаться работодателем.

Итак, ответственность за наличие аптечки несет работодатель. Но большинство из них о том не знает и даже не догадывается. Это показал опрос, проведенный в середине января исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди тысячи руководителей из 98 населенных пунктов. 74% представителей компаний сообщили, что ничего об этом не слыхали.

Вот поэтому мы информируем уважаемых работодателей: купите аптечку и назначьте ответственное за нее должностное лицо. И доведите, пожалуйста, до сведения своих работников, что аптечка у вас есть. Даже если она в ближайшие 50 лет никому не понадобится.

Вопрос: Аптечные организации реализуют аптечки для оказания первой помощи работникам, укомплектованные в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н. На какое количество работников рассчитана одна аптечка?

Ответ: Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ в рамках обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить также санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. При этом согласно ст. 223 ТК РФ в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
В настоящее время нормы, определяющие количество в организации санитарных постов с аптечками, действующим законодательством не установлены.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н утверждены "Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
Данные требования содержат указания на обязательное количество каждого конкретного наименования изделий медицинского назначения, которое должно содержаться в аптечке.
Следовательно, независимо от количества работников в организации аптечка в любой момент времени должна быть полностью укомплектована указанным в Требованиях количеством каждого наименования ИМН.
Таким образом, работодателю следует оборудовать указанные в ТК РФ санитарные посты с аптечками с таким расчетом, чтобы работники в случае необходимости могли иметь оперативный доступ к аптечкам для оказания первой медицинской помощи.
Комплектовать аптечки на этих постах необходимо с учетом количества обслуживаемых конкретным санитарным постом сотрудников таким количеством изделий медицинского назначения, чтобы в аптечке всегда оставалось, как минимум, установленное Требованиями количество каждого наименования ИМН.
В качестве альтернативы можно предложить иметь в организации на каждом санитарном посту не одну, а несколько укомплектованных аптечек.
Отметим, что наличие в момент проверки трудовой инспекцией не полностью укомплектованной аптечки, отсутствие в организации аптечки, а также не возможность оперативного доступа работников к таким аптечкам в случае необходимости могут быть расценены как нарушение норм трудового законодательства со всеми вытекающим из этого последствиями для работодателя.
Заметим также, что негативные последствия для здоровья работников, вызванные не возможностью оказания первой медицинской помощи по указанным в предыдущем абзаце причинам, могут повлечь за собой не только административную, но и уголовную ответственность работодателя.

Обеспечение безопасности труда.

Медицинские аптечки

(по материалам журнала

«Охрана труда в вопросах и ответах» № 10 за 2015 год)

Согласно ст. 223 ТК РФ и приказу Минздравсоцразвития России от 01.01.2001 N°169н работодатель обязан иметь медицинскую аптечку для оказания первой помощи.

В этих целях в организации назначается лицо, ответственное за содержание аптечки и оказание первой медицинской помощи. Прошу ответить на следующие вопросы.

1. Очевидно, что для работы с аптечкой сотрудник должен иметь профессиональную медицинскую подготовку.

Могут ли соответствующие функции быть возложены на сотрудника только на том основании, что он прошел обучение по курсу «Охрана труда», или нужна какая-то другая специальная подготовка?

2. Какой объем медицинской помощи сотрудник обязан оказать в рамках ст. 223 ТК РФ? Существуют ли нормативные акты , регулирующие этот вопрос?

3. Существуют ли в настоящий момент обязательные требования к указанию на место, где располагается аптечка (зеленый крест и т. п.)?

4. Указывается ли место, где находится аптечка, в плане эвакуации? В связи с приобретением аптечки подлежит ли план эвакуации пересмотру для указания на нем наличия аптечки?

5. Является ли отсутствие аптечки нарушением противопожарных требований? Имеют ли сотрудники Госпожнадзора право на проверку наличия аптечки и локальных актов, определяющих порядок работы с аптечкой?

Специалист по охране труда.

1. Подготовка сотрудника, отвечающего за аптечку.

В организации должно быть назначено лицо, в обязанности которого будет входить приобретение аптечки, ее хранение и использование средств для оказания первой помощи. Для этого руководителю организации следует издать соответствующий приказ.

Такие функции могут быть возложены на сотрудника, прошедшего обучение по охране труда , в специальной подготовке нет необходимости.

2. Объем оказываемой медицинской помощи.

Оказывать первую медицинскую помощь должен человек,

имеющий медицинское образование . Если на работе случился инцидент, пострадавшему нужно срочно вызвать специалистов, а до этого обеспечить ему комфортные условия.

Кроме того, выдавать лекарства больному или пострадавшему на свой страх и риск и без рекомендаций медицинского работника недопустимо - простая таблетка может, например, вызвать непредсказуемую аллергическую реакцию.

Никто из работников организации, оказывая первую помощь, не имеет права использовать никакие лекарственные средства.

3. Размещение аптечки.

В настоящее время нормы, определяющие места расположения аптечек, не установлены.

Определено лишь, что работодатель обязан создавать санитарные посты с аптечками для оказания первой помощи.

Соответственно, работодателю следует оборудовать санитарные посты с аптечками с таким расчетом, чтобы работники в случае необходимости могли иметь оперативный доступ к аптечкам для оказания первой помощи.

При этом на стенах, на дверях помещений, где расположены аптечки, должен быть знак аптечки первой помощи - белый крест на зеленом фоне (таблица И.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», утв. постановлением Госстандарта России -ст; далее - ГОСТ Р 12.4.026-2001).

4. Аптечка на плане эвакуации.

Требования к изготовлению и утверждению планов эвакуации определены ГОСТ Р 12.2.143-2009 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», утв. приказом Ростехрегулирования -ст (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009).

На планах эвакуации размещаются в т. ч. указательные элементы ФЭС, к которым относятся и знаки безопасности медицинского и санитарного назначения по ГОСТ Р 12.4.026.

Соответственно, на плане эвакуации должно быть указано место, где находится аптечка.

5. Аптечки и противопожарные требования.

Государственными инспекторами по пожарному надзору проверяются планы эвакуации на соответствие требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Отсутствие аптечки первой помощи является нарушением ст. 223 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а не нарушением противопожарных требований.

Вместе с этим при проверке соответствия планов эвакуации инспектором может быть проверено и наличие аптечки первой помощи в месте размещения, показанном на плане эвакуации.

СКОЛЬКО ДОЛЖНО БЫТЬ АПТЕЧЕК в организации и на предприятии?

Анализ Приказа № 169н позволяет сделать вывод, что у работодателя должна иметься хотя бы одна аптечка первой помощи. А если предприятие крупное, насчитывает несколько тысяч человек, да еще работающих в особых условиях труда? Сколько тогда понадобится аптечек? Есть ли алгоритм расчета? И опять - во многих случаях ответы на эти вопросы содержатся в нормативных актах.

Как определить количество аптечек в организации и на предприятии

Итак, в некоторых случаях требуется иметь не одну, а несколько аптечек - на каждое подразделение, участок, а в отдельных случаях - даже на каждого работника. В целом же количество аптечек и их комплектность должны устанавливаться руководителем организации совместно с медицинским работником и (или) специалистом по охране труда.

Где хранить аптечку первой помощи?

Если лицо, отвечающее за комплектацию аптечки, определено, то, казалось бы, логично хранить ее в кабинете (на рабочем месте) ответственного лица. Однако это будет не совсем правильно. Представьте: несчастный случай произошел в выходной день, а кабинет закрыт. Так что этот вопрос следует хорошо продумать.

Нормативные документы называют различные места хранения аптечки. В частности, расположить аптечку первой медицинской помощи на видном легкодоступном месте предписывают: п. 23 Правил по охране труда для полиграфических организаций ПОТ РО 29-001-2002, утв. приказом МПТР от 04.12.2002 № 237; п. 48 Отраслевых правил по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утв. приказом Минтранса России от 20.03.2003 № 27; п. 5.31 Правил по охране труда при работах на телефонных станциях и телеграфах ПОТ РО-45-007-96, утв. приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации от 29.05.1997 № 72 и п. 2.1.7 Правил по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи ПОТ РО-45-010-2002, утв. приказом Минсвязи России от 25.12.2002 № 148.

В других нормативных актах речь идет о специальном помещении или участке (табл. 1 ).
Как видим, неразумно запирать аптечку на ключ и хранить в месте ограниченного доступа: в критический момент ей невозможно будет воспользоваться.




Top