Медицинская служба вооруженных сил российской федерации. Медицинская служба вооруженных сил рф выполнила тагиева н Медицинские части вооруженных сил

Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации (далее ГВМУ) предназначено для организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил.

Основными задачами ГВМУ являются:

  • планирование применения и развития системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил;
  • организация строительства медицинской службы Вооруженных Сил;
  • осуществление деятельности по поддержанию боевой и мобилизационной готовности медицинской службы Вооруженных Сил;
  • организация комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • планирование и организация обеспечения Вооруженных Сил медицинской техникой и имуществом, разрешенными к применению на территории Российской Федерации;
  • реализация государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • организация медицинского освидетельствования, осмотра и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу и отборе на военную службу по контракту (включая проведение необходимых анализов).

ГВМУ подчинены следующие учреждения:

  • ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В.Мандрыка» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Лечебно-реабилитационный клинический центр» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «9 лечебно-диагностический центр» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «12 консультативно-диагностический центр» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «52 консультативно диагностический центр» Министерствао обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Санаторно-курортный комплекс «Сочинский» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Северокавказский» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Военный санаторий «Крым» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ Военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки «Евпаторийский» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Сакский военный клинический санаторий» Министерства обороны Российской Федерации;
  • Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГБУ «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины» Министерства обороны Российской Федерации;
  • Военно-научный комитет (ГВМУ МО РФ);
  • ФГКУ «736 Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГКУ «Центр фармации и медицинской техники» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГКУ «111 Главный Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны Российской Федерации;
  • ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации.

Медицинская служба ВС РФ – специальная организация в составе Вооруженных Сил, предназначенная для их медицинского обеспечения. Как составная часть ВС медицинская служба организационно представлена в них системой штатных органов управления, медицинских воинских подразделений, частей и учреждений.

Медицинское обеспечение является видом обеспечения и представляет собой систему (комплекс) медицинских мероприятий, проводимых медицинской службой, в целях сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, ветеранов ВС РФ, членов их семей, оказания медицинской помощи заболевшим, получившим травму, их лечения и быстрейшего восстановления трудо-боеспособности.

К числу этих мероприятий относятся: лечебно-профилактические, противоэпидемические, санитарно-эпидемиологический надзор, снабжение медицинской техникой и имуществом. Организуя и проводя указанный комплекс мероприятий в частях и соединениях ВС РФ, медицинская служба тем самым способствует поддержанию боеспособности личного состава ипостоянной боевой готовности ВС.

Задачи медицинской службы ВС РФ в мирное время определяются: условиями и спецификой учебно-боевой подготовки войск, воинского быта, состоянием здоровья, уровнем и характером заболеваемости личного состава, санитарно-эпидемическим состоянием, экологической обстановкой и климато-географическими условиями районов дислокации войск.

Основными задачами медицинской службы в мирное время являются:

1. поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности сил и средств медицинской службы;

2. боевая подготовка и повышение профессионального уровня личного состава медицинской службы;

3. военно-медицинская подготовка личного состава войск, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни;

4. медицинское обеспечение учебно-боевой подготовки войск;

5. участие в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия войск;

6. организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава войск от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, воинской службы и быта, сохранению и укреплению его здоровья, предупреждению возникновения и распространения заболеваний в войсках;

7. организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава войск; оказание медицинской помощи больным, их лечение и медицинская реабилитация;

8. участие в комплектовании ВС РФ здоровым пополнением;

9. снабжение войск медицинской техникой и имуществом;

10. изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения ВС РФ и зарубежных армий; научная разработка проблем медицинского обеспечения войск в мирное и военное время; внедрение в деятельность военно-медицинской службы новых достижений медицинской науки и практики;


11. взаимодействие с органами управления и учреждениями здравоохранения, медицинской службой других министерств и ведомств.

Успешное решение перечисленных задач достигается:

1. наличием необходимых сил и средств медицинской службы для обеспечения ВС; поддержанием их в постоянной боевой готовности к применению;

2. укомплектованностью медицинских подразделений, частей и учреждений высококвалифицированными специалистами, материально-техническими средствами;

3. проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;

4. осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора, проведением противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

5. строгим выполнением санитарных норм и требований воинских уставов по размещению военнослужащих, их питанию, водоснабжению и бытовому обеспечению;

6. своевременным и полным доведением до каждого военнослужащего положенных норм довольствия;

7. устранением или снижением до установленных пределов влияния вредных факторов на здоровье военнослужащих, проведением мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в районе расположения войск;

8. проведением боевой и специальной подготовки медицинского состава, военно-медицинской подготовки личного состава войск.

Принятие на вооружение новых видов оружия, развитие медицинской науки требует от медицинской службы разработки теоретических положений и принципов медицинского обеспечения войск, совершенствования организационно-штатной структуры медицинской службы. Как следствие этого, медицинская служба решает задачу научной разработки проблем медицинского обеспечения войск в мирное время.

Медицинская служба в зависимости от предназначения и возлагаемых на нее задач включает:

1. медицинскую службу видов ВС, родов войск;

2. медицинскую службу военных округов, флотов;

3. медицинскую службу объединений;

4. медицинскую службу соединений;

5. медицинскую службу частей, кораблей, военных учреждений, организаций.

Возглавляет медицинскую службу ВС РФ Начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ – Начальник медицинской службы ВС РФ.

В составе ГВМУ МО РФ имеются управления и отделы, осуществляющие организационное и методическое руководство основными направлениями деятельности медицинской службы. Кроме того, в состав ГВМУ МО РФ входят главные медицинские специалисты МО РФ. При ГВМУ МО РФ имеется Ученый медицинский совет, являющийся совещательным органом и занимающийся наиболее актуальными проблемами медицинского обеспечения войск и деятельности медицинской службы в военное и мирное время.

Для организации и проведения мероприятий по медицинскому обеспечению войск в непосредственном подчинении ГВМУ МО РФ имеются лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические учреждения, органы военно-врачебной и судебно-медицинской экспертизы, центральные военно-медицинские склады и базы, военно-учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. По специальности ГВМУ МО РФ руководит медицинской службой видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов.

Руководство силами и средствами медицинской службы военного округа осуществляет специальный орган управления, называемый медицинской службой округа. В непосредственном подчинении этого органа управления имеются лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические, военно-учебные и специальные медицинские части и учреждения. С помощью указанных сил и средств начальник медицинской службы округа организует и проводит мероприятия по медицинскому обеспечению войск. По специальным вопросам начальник медицинской службы округа руководит медицинской службой армий (корпусов), соединений и частей окружного подчинения.

Силами и средствами медицинской службы армии руководит начальник медицинской службы армии. В его подчинении могут быть военные госпитали, санитарно-эпидемиологический отряд, медицинский склад. Начальник медицинской службы армии по специальным вопросам руководит медицинской службой соединений, отдельных частей армейского подчинения.

Начальник медицинской службы корпуса в мирное время не имеет своих медицинских сил и средств и организует медицинское обеспечение личного состава через начальников медицинской службы соединений и частей корпусного подчинения. Начальник медицинской службы соединения имеет в подчинении отдельный медицинский батальон и санитарно-эпидемиологическую лабораторию. По специальности начальнику медицинской службы соединения подчинена медицинская служба полков и отдельных подразделений.

В состав некоторых армейских корпусов и соединений входят мотострелковые (танковые) бригады. В них медицинская служба представлена начальником медицинской службы бригады, медицинской ротой, медицинскими взводами батальонов.

Начальник медицинской службы полка (медицинской службы бригады) организует и проводит основные мероприятия по медицинскому обеспечению личного состава силами средствами медицинского пункта части (медицинской роты). В этих же целях он использует медицинский состав батальонов, дивизионов, подчиненный ему по специальным вопросам. Фельдшеру батальона (дивизиона) в его работе по медицинскому обеспечению своего подразделения помогают санитарные инструкторы рот (батарей).

Медицинская служба вооружённых сил - специальная служба, осуществляющая охрану здоровья военнослужащих и мед. обеспечение войск в условиях мирного и военного времени.

На медицинскую службу вооружённыхв мирное время возлагается: а) охрана и укрепление здоровья личного состава Вооруженных Сил путем осуществления комплекса лечебно-профилактических мероприятий, проводимых с учетом особенностей труда и быта военнослужащих; б) сохранение санитарного благополучия в войсках и предупреждение заболеваний, прежде всего эпидемических, путем систематического проведения целенаправленных санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий; в) обучение военнослужащих приемам и способам оказания первой медпомощи при ранениях (боевых поражениях) и заболеваниях, а также мерам по предохранению от заразных болезней; г) организация и проведение боевой и специальной подготовки личного состава медицинской службы вооружённых сил с целью повышения его квалификации и степени готовности к работе в боевой обстановке; д) снабжение войск и учреждений медицинской службы вооружённых сил мед. имуществом.

В военное время задачи медицинской службы вооружённых сил и способы их выполнения значительно усложняются. Самым важным является сохранение жизни наибольшему числу пораженных в бою и больных, скорейшее восстановление их боеспособности и возвращение в строй. В военное время возрастает значение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих защиту личного состава войск от возникновения и распространения эпидемических заболеваний (см. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение). Работа мед. службы в действующей армии протекает в сложной, часто меняющейся боевой обстановке, при массовых потерях личного состава войск, вызванных применением противником различных видов оружия, в том числе, возможно, и оружия массового поражения - ядерного и химического

В мирное время медицинская служба вооружённых сил располагает также сетью стационарных мед. учреждений - гарнизонными и окружными (флотскими) военными (военно-морскими) госпиталями, санитарнопротивоэпидемическими учреждениями и военномедицинскими складами. Подготовка и усовершенствование военно-медицинских кадров (см. Врач, военный, Фельдшер, военный) осуществляются в различных военно-медицинских учебных заведениях (курсы усовершенствования, военно-медицинские факультеты, военно-медицинская академия). В военное время подразделения и части медицинской службы вооружённых сил, входящие в состав войск, так же как и значительная часть мед. учреждений действующей армии, в частности лечебных, являются подвижными; они следуют за войсками и работают в полевых условиях Эвакуация пораженных в бою и больных обеспечивается наличием в составе средств медицинской службы вооружённых сил санитарного транспорта - автомобильного, авиационного, водного.

Состав службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ: руководящие органы; силы и средства ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций; медицинские эвакуационные средства.

Штатные и нештатные формирования службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ прибывают для работы в районы чрезвычайных ситуаций, имея при себе запасы медицинских и материаль-ных средств, обеспечивающие автономность работы и оказание медицинской помощи пострадавшим до организации устойчивого снабжения в зоне бедствий. Оказание медицинской помощи военнослужащим и гражданскому населению, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, осуществляют в соответствии с основными принципами военномедицинской доктрины, основы которой - этапная система лечебно-эвакуационных мероприятий, своевременное оказание всех видов медицинской помощи с учётом особенностей, присущих конкретной чрезвычайной ситуации.

Для решения задач, стоящих перед медицинской службой Вооружённых сил при ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций, используют следующие формирования: врачебно-сестринские бригады (ВСБ) постоянной готовности; врачебно-фельдшерские группы воздушно-десантных войск (ВФГ ВДВ), десантируемые (в том числе парашютным способом) в районы катастроф или аварий; бригады специализированной медицинской помощи (БСМП); медицинские отряды специального назначения (МОСН).

Врачебно-сестринские бригады в чрезвычайных ситуациях будут выполнять следующие задачи: медицинскую сортировку пострадавших на основании оценки их общего состояния, характера повреждений и с учётом прогноза исхода поражения; оказание пострадавшим первой врачебной помощи в зоне катастрофы; медицинское обеспечение эвакуации пострадавших; сбор, обобщение и передачу медицинской информации о пострадавших в региональный центр руководства; отчёт об оказанной медицинской помощи. Врачебно-сестринские бригады создают на базе гарнизонных военных госпиталей: до 100 коек - 1 бригада, до 200 коек - 1 -2 бригады, свыше 200 коек - 2 -3 бригады.

Бригады работают на временном пункте сбора пострадавших (ПСП) или пункте оказания медицинской помощи (ПОМП). Продолжительность работы в сутки - до 16 ч. В состав бригады включается врачебный и средний медицинский персонал в зависимости от типа катастрофы. Так, в очагах с преобладанием травматологического профиля санитарных потерь (например, при землетрясении) состав бригады может быть следующим: хирург, анестезиолог-реаниматолог, четыре медицинские сестры (с опытом работы в операционном блоке, отделении анестезиологии и интенсивной терапии). В случае же возникновения очагов токсического или радиационного поражения, в соответствии со структурой санитарных потерь (наличие пострадавших с комбинированными поражениями), в состав бригады входят терапевт (токсиколог-радиолог), хирург и две или три медицинские сестры.

Врачебно-фельдшерские группы ВДВ выполняют задачи, аналогичные таковым врачебно-сестринских бригад. Их состав и оснащение позволяют десантироваться в изолированные очаги катастроф и обеспечить оказание первой, первой врачебной, а при расширении объёма (при задержке или невозможности немедленной эвакуации катастроф и обеспечить, когда время c момента ранения начнет превышать 8 -12 ч) и квалифицированную медицинскую помощь по жизненным показаниям.

Бригады специализированной медицинской помощи(БСМП) создают на базе лечебных учреждений с коечной ёмкостью 500 и выше. В соответствии с руководящими документами предполагается создание БСМП следующих профилей: нейрохирургическая, травматологическая, общехирургическая, ожоговая, урологическая, анестезиологическая, токсико-радиологическая, психоневрологическая. При этом численность бригады не должна превышать 5 человек. Бригады комплектуют в следующем составе: нейрохирургическая - нейрохирург, операционная сестра, медицинская сестра; всего четыре человека; травматологическая - ортопед-травматолог, хирург, операционная сестра, медицинская сестра; всего пять человек; общехирургическая - два хирурга, две операционные сестры, медицинская сестра; всего пять человек; ожоговая - хирург-комбустиолог, офтальмолог-хирург, операционная сестра; всего три человека; урологическая - уролог, операционная сестра; всего два человека; анестезиологическая - анестезиолог-реанимотолог, медицинская сестраанестезиолог, всего два человека; токсико-радиологическая - терапевт-радиолог, три медицинские сестры; всего пять человек; психоневрологическая - психоневролог, медицинская сестра; всего два человека.

Медицинский отряд специального назначенияоказывает экстренную медицинскую (квалифицированную и специализированную) помощь в чрезвычайных ситуациях. Отряд содержится при одном из военно-лечебных учреждений Центра или военного округа на правах самостоятельной части. Начальник военно-лечебного учреждения, на которое возложено формирование отряда, несёт полную ответственность за его готовность к убытию в район чрезвычайной ситуации не позднее 12 ч. Основные задачи медицинского отряда специального назначения таковы: своевременный сбор, выдвижение в район стихийного бедствия и развёртывание для работы; приём и медицинская сортировка пострадавших; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечение пострадавших в пределах установленных сроков; подготовка пострадавших к эвакуации; усиление лечебных учреждений, работающих в районе чрезвычайной ситуации. В отряд входят управление, медицинские отделения и группы специализированной медицинской помощи, а также подразделения обеспечения (табл. 11. 1). Организационно МОСН состоит из двух частей: постоянной штатной структуры и переменной (пополняемого штата). Для поддержания высокой готовности к выполнению задач, содержания и обновления запасов медицинского имущества и других материальных средств отряд содержится в сокращённом составе. Медицинским составом отряд доукомплектовывают при необходимости за счёт военно-медицинских учреждений центрального или окружного подчинения. Состав отряда, его структурные подразделения и численность личного состава (в пределах штата) определяется Генеральным штабом, штабом тыла Вооружённых сил РФ и Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ, в каждом отдельном случае в зависимости от характера, о

Постоянная часть: - управление (командование, финансовая часть, медицинская часть, административное отделение); - основные подразделения: приёмносортировочное отделение, отделение анестезиологии и интенсивной терапии, хирургическое, два госпитальных, лабораторное, санитарноэпидемиологическое отделение, кабинеты (рентгеновский, детоксикации и ГБО), аптека; - подразделения обеспечения (взвод материального обеспечения в составе автотранспортного отделения, отделения связи и энергообеспечения, столовой и складов); - медицинский взвод.

Переменная часть состоит из медицинских групп: нейрохирургической, двух травматологических, общехирургической, ожоговой, токсикологической, радиологической, инфекционных болезней, психоневрологической, восстановительного лечения. Разделение отряда на постоянную и переменную части позволяет профилировать медицинскую помощь пострадавшим в зависимости от типа катастрофы и связанным с этим характером поражений. Постоянная часть развёртывается (рис. 11. 1) при возникновении очага массовых потерь любого типа. Привлечение в состав отряда групп из переменной части зависит от характера очага и особенностей поражений людей. Варианты развёртывания отряда на местности могут быть различными. Так, при ликвидации последствий землетрясения целесообразно использовать нейрохирургическую, травматологическую, общехирургическую и психоневрологическую группы. В очаге радиационных поражений, кроме указанных, целесообразно использовать радиологическую, в очаге поражений АОХВ токсикологическую группу. При поступлении пострадавших травматологического профиля развёртывают следующие функциональные подразделения: приёмносортировочное отделение, операционное, отделение временной госпи -

В военное время условия деятельности медицинской службы определяются рядом факторов, оказывающих влияние на организацию медицинского обеспечения войск. Умение выявить эти факторы, определить степень и характер их воздействия и найти рациональные организационные формы для успешного решения задач, должно быть решающим качеством личного состава медицинской службы и начальников всех степеней. Наибольшее существенное влияние на медицинское обеспечение войск окажу

1. Масштабы войны, средства ее ведения и способы ее развязывания. По масштабам возможны войны: мировая - с участием значительной части государств; локальные - два или несколько государств. 2. Средства ведения войны. С применением средств массового поражения или с применением только обычных средств заражения. Очень важно подчеркнуть, что война может начаться сразу с применением всех видов оружия. Отсюда возникает необходимость, чтобы силы и средства медицинской службы, равно и способы их применения могли обеспечить успешное решение задач по медицинскому обеспечению в любых условиях. 3. Возможность возникновения массовых санитарных потерь в короткие сроки. Разнообразие, тяжесть и массовость санитарных потерь возлагает на медицинскую службу большое число сложных проблем: заблаговременная подготовка соответствующих специалистов; создание новых типов медицинских учреждений; введение на оснащение новых образцов аппаратуры, лекарственных средств и т. д. Медицинская служба вынуждена одновременно заниматься восстановлением своей боеспособности и принимать участие в оказании медицинской помощи раненым и пораженным. Особенно большие трудности медицинская служба будет испытывать при внезапном начале ядерной войны, т. к. будет располагать коротким временем для развертывания своих сил и средств. Поэтому возникает значительный разрыв между огромным фактическим объемом работы и ограни

Общее руководство медицинской службой в ВС РФ осуществляет заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС РФ. Ему непосредственно подчиняется начальник медицинской службы ВС РФначальник Главного Военно-медицинского управления. В свою очередь начальнику ГВМУ подчиняются по специальным вопросам медицинского обеспечения войск начальники медицинской службы видов ВС РФ. В его полном непосредственном подчинении находятся центральные военно -медицинские учреждения.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях - фронтовом, армейском, в войсковых соединениях и частях. При этом начальники медицинской службы фронта и армии имеют в своем распоряжении соответствующие органы управления, в составе которых предусмотрены должности главных специалистов по основным отраслям военной медицины - хирурга, терапевта, токсиколога, эпидемиолога и др. Существенным требованием к организационному построению медицинской службы является взаимозаменяемость отдельных ее подразделений и частей, что обеспечивается наличием однотипных по их основным задачам формирований, например ОМед. Б дивизии и ОМБ армии и фронта. Это способствует повышению живучести систем медицинского обеспечения.

Части и учреждения медицинской службы являются самостоятельными медицинскими формированиями, которые включены в состав войсковых соединений, оперативных (общевойсковые армии, армейские корпуса) и оперативно-стратегических (фронт) объединений или находятся в непосредственном подчинении начальника ГВМУ или начальников медицинской службы видов и родов войск. К таким формированиям относятся: ОМед. Б дивизий, ОМО, госпитали, санитарно-транспортные части, противоэпидемические учреждения и др.

К личному составу медицинской службы относятся следующие категории военнослужащих: врачебный состав - укомплектован кадровыми военными врачами запаса. Военные врачи работающие в составе медицинской службы частей и соединений, принято называть войсковыми врачами. В числе врачей медицинской службы соединений предусмотрены по штату организаторы, хирурги, терапевты, стоматологи и т. д. В составе армейских и фронтовых частей и учреждений медицинской службы имеются врачи по всем основным медицинским специальностям.

средний медицинский персонал - предназначен для укомплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности начальников МПБ, отделений сбора и эвакуации раненых, а также на должности среднего медицинского состава в медицинских пунктах и учреждениях. На должности санитарных инструкторов в ротах, МПБ, МПП и в другие медицинские учреждения назначаются военнослужащие, получившие краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях

младший медицинский состав, представлен санитарами и водителями машин. Они комплектуются военнослужащими рядового состава. провизоры и фармацевты, организуют и осуществляют снабжение медицинским имуществом и медицинской техникой. военнослужащие, выполняющие командные хозяйственные и технические функции в медицинских учреждениях (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые).

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА Вооруженных Сил СССР - специальная организация в составе Вооруженных Сил, предназначенная для их медицинского обеспечения.

На М. с. возлагаются следующие основные задачи: организация и проведение эффективных мероприятий по оказанию медпомощи раненым и больным для сохранения их жизни и быстрейшего восстановления боеспособности и трудоспособности; предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди личного состава войск; систематический мед. контроль за всеми сторонами жизни, быта, учебы и боевой деятельности войск с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих; изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений, а также изучение и обобщение опыта мед. обеспечения войск в различных условиях их деятельности в мирное и военное время.

Возникновение и развитие М. с. диктовалось потребностями практики и тесно связано с экономической и социальной структурой об-ва, прогрессом экономики, медицины и военного дела. Зарождение М. с. в России обусловлено, так же как и в других странах, созданием регулярных войск. Значительным событием в развитии военно-мед. организации было учреждение временных военных госпиталей во время войны с Турцией (1676-1681), а также организация карантинных мер для борьбы с частыми в то время эпидемиями.

Крупный этап развития отечественной М. с. представляют реформы Петра I в начале 18 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил и созданием регулярной русской армии. В соответствии с росписями (по существу штатными расписаниями) полков (1702-1706) и Уставом воинским (1716) М. с. получила достаточно четкое организационное оформление.

В ее составе были предусмотрены лекари, цирюльники, аптекари и другие мед. работники. Они занимали соответствующие должности либо при главном штабе, либо прикомандировывались к дивизиям; лекари несли службу в армейских пехотных и драгунских полках, цирюльники- в ротах. Мед. чины включались в состав и других войсковых формирований.

В 1706 г. согласно указу Петра I в Москве был учрежден Генеральный госпиталь (см. Главный клинический военный госпиталь), который с первых лет своего существования играл активную роль в развитии не только леч. дела, но и военно-мед. образования. Для обеспечения комплектования армии мед. кадрами здесь организуется первая в России госпитальная школа (см. Госпитальные школы). Вслед за московским Генеральным госпиталем организуются еще два госпиталя (сухопутный и морской) в Петербурге и госпитали в Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани и др.

В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. впервые в истории отечественной военной медицины были учреждены штатные полевые госпитали на 1500 коек для каждой армии, развертываемые на театре военных действий (см. Госпиталь военный). Возглавлял мед. службу в армии генерал-штаб-доктор. Эпидемия чумы потребовала проведения противоэпид. мер, ив 1770 г. был учрежден особый лазарет для больных «моровой язвой».

В начале 19 в. в стране были проведены реформы органов государственного и хозяйственного управления, коснувшиеся и структуры руководства здравоохранением. Однако эти скромные реформы не ликвидировали недостатков в организации М. с.: сохранилась многоведомственность, отсутствовало единое руководство мед. обеспечением войск, практически почти полностью отсутствовали полевые леч. учреждения, специальных санитарно-транспортных средств не было. Все эти недостатки проявились в период Отечественной войны 1812 года. На основании опыта этой войны в состав корпуса и армии в 1829 г. были введены получившие штатное оформление подвижные госпитали. В корпусные подвижные госпитали был включен штатный конный сан. транспорт. Высокая заболеваемость личного состава, особенно инф. болезнями (дизентерией, малярией, тифами, чумой), носившая часто характер эпидемий, требовала создания соответствующих противоэпидемических учреждений в составе М. с. армии. К периоду русско-турецкой войны 1828-1829 гг. относится формирование так наз. подвижного карантина.

Впервые в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. были образованы нештатные сан.-гиг. группы и противоэпид. учреждения («ассенизационные отряды» общества попечения о раненых и больных воинах, комиссия по оздоровлению местностей, занятых Дунайской армией), в организации которых принимал участие Ф. Ф. Эрисман. Штатных гиг. и противоэпидемических сил и средств в составе М. с. действующей армии практически не было до конца 19 в.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. впервые была широко применена эвакуация раненых и больных ж.-д. транспортом, руководство к-рой осуществлялось так наз. эвакуационными комиссиями. Комиссии включали в себя представителей ж.-д. комендатуры, управления инспектора госпиталей армии и Об-ва Красного Креста. В тех случаях, когда эвакуационным комиссиям придавались госпитали, эта сводная организация получала наименование эвакуационного пункта (см.).

Опыт войн, которые вела Россия в 19 в., развитие экономики и военного дела, равно как и прогресс медицины в целом требовали реформ в области военной медицины. В конце 19 и начале 20 в. в состав учреждений военно-мед. службы был введен ряд новых формирований. Военно-врачебные учреждения стали подразделяться на войсковые (лазареты частей, дивизионные лазареты и полевые госпитали, придаваемые дивизиям) и подчиненные непосредственно органам полевого управления армии (полевые подвижные госпитали, полевые запасные госпитали, эвакуационные комиссии, военно-сан. транспорты и др.)- Все военнослужащие были снабжены индивидуальными перевязочными пакетами (см. Пакет перевязочный индивидуальный). Для выноса раненых были введены санитары-носильшики (см. Вынос и вывоз пораженных).

Леч. учреждения, подчиненные нолевому управлению армии, в начале 20 в. включали полевые подвижные госпитали (по два на дивизию) и полевые запасные (резервные) госпитали (по четыре на дивизию). На каждые 100 чел. личного состава приходилось 6,25 койки. Кроме того, функционировали леч. учреждения Красного Креста и других общественных организаций.

В период русско-японской войны (1904 -1905) впервые наметилась некоторая специализация госпиталей. На последнем этапе войны в Харбине и Чите выделялись госпитали для лечения хирургических и инф. больных, а в Харбине - также госпитали для больных психическими, венерическими, офтальмологическими и оториноларингологическими болезнями.

В связи с развитием эвакуации раненых ж.-д. транспортом большое значение приобретали эвакуационные комиссии. Появились новые противоэпид. формирования (сан. отряды с походными бактериол, лабораториями и средствами дезинфекции, дезинфекционные отряды и др.).

В период первой мировой войны 1914 -1918 гг. мед. служба русской армии располагала: в полку - лазаретом на 8-16 (в кавалерийском - 6) мест; в дивизии - перевязочным отрядом и двумя лазаретами на 210 мест каждый (в ходе войны норма составляла 1,5 лазарета на дивизию), дезинфекционным отрядом; в корпусе - сан.-гиг. отрядом, полевыми госпиталями (по 210 коек) из расчета по два на дивизию и один на бригаду. Кроме того, имелись полевые запасные госпитали такой же емкости из расчета по четыре на дивизию и по два на бригаду; военно-сан. транспорт (один на дивизию), военно-сан. поезда и полевые аптеки. Однако в целом развертываемых на военное время коек, военно-сан. транспортов, военно-сан. поездов явно не хватало. В ходе военных действий потребовалось проведение ряда дополнительных мер для ликвидации огромного дефицита леч. учреждений. При этом значительное число госпиталей было сформировано не военным ведомством, а Красным Крестом и другими общественными и благотворительными организациями.

Одной из основных причин недостатков в организации М. с. и мед. обеспечения действующей армии оставалась порочная система руководства М. с. Различная принадлежность и подчиненность мед. учреждений (военному ведомству. Российскому Красному Кресту, Союзам городов и земств) не только не обеспечивала объединения их усилий и единства методов работы, но нередко приводила к конфликтам. Многоведомственность, а отсюда неразбериха имели место и в руководстве эвакуацией и леч. деятельностью. Некомпетентность органов руководства эвакуационным делом влекла за собой преобладание огульной эвакуации раненых в глубокий тыл без учета состояния их здоровья, особенностей течения и прогноза. Развитию лечебной и профилактической медицины мешала также слабость материально-технической базы.

Наряду с отмеченными недостатками в деятельности М. с. в период первой мировой войны имели место и положительные начинания. К их числу следует отнести формирование, хотя и запоздалое, сан. отделов армий; появление специального автотранспорта для мед. эвакуации, дальнейшее развитие ж.-д. сан. транспорта, введение предохранительных прививок против брюшного тифа и холеры, создание системы изоляционно-пропускных пунктов и инф. госпиталей, зарождение и развитие средств защиты от воздействия ОВ и медпомощи при поражениях ими.

В целом в русской армии в дореволюционный период был накоплен большой опыт мед. обеспечения войск. История сохранила имена целой плеяды военных врачей, внесших неоценимый вклад в развитие М. с. русской армии. И все же в тот период организационные основы военно-мед. службы отставали от общего уровня развития как военного дела, так и медицинской науки.

В период гражданской войны Совет народных комиссаров и Совет обороны решали важнейшие вопросы военного здравоохранения (организация медпомощи раненым, борьба с эпидемиями, улучшение сан. состояния населения и армии). Большое внимание вопросам здравоохранения уделял председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин. 4 декабря (17 декабря) 1917 г. издается декрет, подписанный В. И. Лениным, о назначении коллегии «для заведования Главным военно-санитарным управлением». 11 июля 1918 г. вышло постановление Совнаркома об образовании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, в состав к-рого на правах отдела вошло Глав-гое военно-санитарное управление (см. Ленин и здравоохранение). Проводится ряд мер с целью объединить руководство военно-мед. службой: средства сан. эвакуации передаются в ведение органов М. с.; определяется роль общественных организаций, в частности Российского об-ва Красного Креста, на фронте и в тылу; создаются органы, обеспечивающие мобилизационную работу; в основном устанавливаются формы взаимодействия военно-мед. службы с врачебно-санитарными отделами Совета рабочих и крестьянских депутатов.

При участии В. И. Ленина организуются новые сан. и мед. органы и учреждения, в частности Всероссийская и местные комиссии по улучшению сан. состояния (с участием представителей ВЧК, Политуправления революционного военного совета, профсоюзных органов, Наркомздрава). Регламентируются противоэпид. мероприятия, создаются многочисленные изоляционно-пропускные пункты на железных дорогах и тыловых районах фронтов.

Так, в постановлении Совета рабочей и крестьянской обороны от 5 ноября 1919 г. Народному комиссариату путей сообщения предписывалось оказать содействие в организации, оборудовании и содержании изоляционно-пропускных и врачебно-питательных пунктов по линиям железных дорог. Только в 1920 г. с помощью этих учреждений проверено более 21 тыс. поездов, подвергнуто сан. обработке свыше полумиллиона человек, госпитализировано 67 тыс. больных. Несмотря на огромные трудности и лишения, которые испытывала страна, правительство принимает ряд мер для увеличения коечного фонда. К июлю 1920 г. емкость леч. учреждений в стране только за год возросла в 3 раза и достигла 400 тыс. коек. Издается большое количество сан.-просвет, литературы. К участию в мед. обеспечении армии широко привлекаются местные Советы, партийные, общественные организации. С переходом войск на типовые штаты (приказы РВСР № 220 1918 г. и № 2314 1919 г.) была установлена и типовая структура М. с. (рис. 1). Несмотря на большие экономические трудности, разруху, а нередко и саботаж реакционной части врачей, уже в первые годы Советской власти были заложены принципиальные основы военной медицины и строительства М. с.

Партийные, государственные органы и лично В. И. Ленин проявляли постоянную заботу об охране и восстановлении здоровья личного состава вооруженных сил социалистического государства. Важное значение имеет установленное с первых лет Советской власти тесное взаимодействие М. с. и гражданских мед. учреждений, основанное на единстве гражданского и военного здравоохранения. В первые годы после ВелиКой Октябрьской социалистической революции в М. с. получило большое развитие профилактическое направление, к-рое с тех пор является основой медицинского обеспечения (см.). Важную роль в формировании системы мед. обеспечения войск сыграло объединение леч. дела и эвакуации под единым руководством Главного военно-санитарного управления. В период гражданской войны выросли крупные советские теоретики и организаторы здравоохранения, заложившие принципиальные основы строительства советского военного здравоохранения (Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, М. И. Барсуков, М. И. Баранов, С. Е. Бурштын и др.).

Широкий круг новых задач встал перед М. с. после окончания гражданской войны. Основной задачей военного здравоохранения было, с одной стороны, обеспечение войск в условиях мирного строительства молодого социалистического государства, с другой - подготовка М. с. к работе в условиях возможной войны. Особое значение приобрели разработка мер профилактики болезней и системы мероприятий по укреплению здоровья военнослужащих. Решение этих задач требовало пересмотра не только методов работы М. с., но и ее организационно-штатной структуры. Все более широко в системе предупредительных мероприятий используется диспансерное наблюдение за физ. состоянием и здоровьем военнослужащих. Это потребовало усиления как войсковых подразделений, так и госпиталей, повышения квалификации врачебного и другого мед. состава.

Организуется ряд новых профилактических учреждений. Уже в 1922 г. открываются первые санатории Красной Армин в Крыму и на Кавказе (Гурзуф, Евпатория, Саки, Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск). В последующие годы сеть санаториев и домов отдыха значительно расширяется. Приобретают большую актуальность и активно разрабатываются проблемы гигиены и физиологии труда военнослужащих в новых родах войск - механизированных и танковых, военно-воздушных силах. Создаются психофизиол. лаборатории в центре, при учебных заведениях и в военных округах (см. Авиационная медицина), центральная и окружные сан.-гиг. лаборатории, а также другие профилактические учреждения. Из года в год возрастает количество средств, отпускаемых мед. службе Вооруженных Сил, что способствует созданию все более благоприятных условий для укрепления организационной структуры и улучшения ее деятельности. Так, бюджет Военно-санитарного управления РККА в 1928 г. возрос в два с лишним раза по сравнению с 1924-1925 гг. Значительно улучшилось снабжение военно-лечебных учреждений медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. В конце 20-х гг. М. с. вошла в состав Наркомата обороны, что способствовало более целенаправленной научной и практической связи ее с вооруженными силами страны.

Однако экономические трудности в стране в первые годы восстановительного периода, необходимость выделять огромные средства для ликвидации последствий войны и разрухи затрудняли строительство и оснащение М. с. Не способствовали планомерному строительству М. с. и частые изменения ее организационно-штатной структуры.

В 1929 г. вышло в свет «Руководство по санитарной эвакуации в РККА», к-рое формулировало принятые в то время принципы лечебноэвакуационно го обеспечения (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения) и структуру М. с. на военное время. Это руководство, хотя еще и не вполне последовательно, устанавливало этапное лечение как основу лечебно-эвакуационного обеспечения войск в боевых условиях. Раненые и больные в процессе эвакуации от места ранения (или заболевания) в тыл должны были последовательно пройти через все развернутые на эвакуационном пути медпункты и леч. учреждения (см. Этапы медицинской эвакуации). При этом расстояние между этапами эвакуации определялось прежде всего возможностями конно-санитарного транспорта (см. Гужевой санитарный транспорт).

Организация полевой М. с. в то время представлялась в следующем виде. Рота располагала сан. отделением в составе сан. инструктора и б санитаров. В стрелковом полку предусматривалось развертывание передового пункта медпомощи. Сан. часть полка располагала сан. двуколками для эвакуации раненых и банно-дезинфекционным отрядом. В дивизионном звене предусматривались перевязочный, эвакуационный, сан.-эпид., банно-прачечно-дезинфекционный отряды и дивизионный госпиталь. Силами перевязочного отряда развертывался главный (дивизионный) пункт медпомощи (с лазаретом на 60 коек) для оказания неотложной хирургической помощи. Дивизионный госпиталь (200 коек) располагался за главным пунктом медпомощи и предназначался для оказания квалифицированной помощи и кратковременного лечения раненых и больных. Эвакуационный отряд дивизии располагал командой санитаров, предназначенной для усиления подразделений полков санитарами-носильщиками, а также сан. транспортом (двуколки) для эвакуации раненых и больных и перевязочнопитательным пунктом. В корпусе предусматривалось два полевых подвижных госпиталя (см. Полевой подвижной госпиталь) на 200 коек каждый, которые должны были выполнять те же задачи, что и дивизионные госпитали. Армия располагала полевым эвакуационным пунктом (ПЭП) с двумя головными отделениями (ГОПЭП). Каждый ГОПЭП имел 2-3 полевых подвижных госпиталя и эвакоприемник (ЭП), предназначенные для развертывания в р-не станции снабжения. Коечная емкость госпиталей ПЭП не превышала 1200 коек, что ограничивало его возможности по госпитализации раненых и больных. Во фронте предусматривались фронтовой и вспомогательный эвакопункты, в состав которых должны были входить госпиталь-эвакоприемник, эвакуационные госпитали, конно-санитарный транспорт, сан. поезда, дезотряд, а также военно-врачебная комиссия.

Т. о., «Руководством по санитарной эвакуации в РККА» узаконивался так наз. дренажный тип системы этапного лечения (см.), что отражало существовавший в то время уровень развития военного дела, состояние материально-технической базы военного здравоохранения, в том числе средств транспортировки раненых. Изданный в 1933 г. «Устав военносанитарной службы» содержал ряд новых положений, представляющих собой значительный шаг вперед на пути развития системы этапного лечения. Однако реализация многих из этих положений еще не обеспечивалась реальными возможностями М. с.

Успешное развитие социалистической экономики нашей страны в 30-е годы позволило значительно повысить боевые возможности войск. Развиваются новые рода войск - авиация, танковые и механизированные войска. Возросла моторизация и механизация армии. В свою очередь бурно развивалось советское здравоохранение. Количество врачей в 1940 г. по сравнению с 1913 г. увеличилось с 28,1 до 155,9 тыс. (в 5,53 раза), количество среднего медперсонала соответственно с 46 до 472 тыс. (в 10,26 раза), число больничных коек с 207,6 до 790,9 тыс. (в 3,8 раза). Развивалась сеть специализированных леч.-проф, учреждений. Здравоохранение оснащается современным для того времени оборудованием и лечебно-диагностическими средствами. Все это позволило создать материально-техническую основу М.с. и укомплектовать ее кадрами.

Определенный боевой положительный опыт М.с. приобретает в период боевых столкновений на КВЖД, оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Этот опыт подвергается тщательному анализу в интересах совершенствования структуры и материально-технической базы М. с. Значительное участие в развитии М. с. в этот период оказывают Военно-медицинская академия (см.), Куйбышевская ВМА и Военно-Морская медицинская академия в Ленинграде. С участием профессорско-преподавательского состава этих учреждений на военных маневрах изучаются опытные варианты учреждений и частей М. с., разрабатывается проект наставления по мед. службе и т. п. Кадровые военные врачи, закончившие военно-мед. академии, составляют все более значительную часть военно-врачебных кадров армии н флота. Ученые указанных академий (М. Н. Ахутин, С. И. Банайтис, М. П. Бресткин, В. И. Воячек, С. С. Гирголав, П. И. Егоров, Н. И. Завалишин, Ф. Г. Кротков, П. А. Куприянов, Б. К. Леонардов, Л. А. Орбели, Е.Н. Павловский и др.) выполняют ряд актуальных для военного здравоохранения научных исследований, сотрудники и выпускники академий принимают активное участие в мед. обеспечении войск в периоды боевых действий, а также в обобщении полученного опыта.

В научно-исследовательских работах и особенно в практическом руководстве службой видное место занимают вопросы боеготовности, проблема подготовки руководящих мед. кадров. Все более значительное место в творческой работе по совершенствованию М. с. занимает анализ и обобщение опыта ее боевой подготовки, в т. ч. опыта учений войск с участием М. с. Следует упомянуть в этой связи опыт маневров 1929 г., военную мед. игру 1935 г., экспериментальную полевую проверку опытного медико-санитарного батальона стрелковой дивизии в 1936 г. и др. В 30-е гг. много было сделано для совершенствования системы медицинского снабжения (см.): осуществляется переход на комплектование имущества по принципу функц, предназначения, создается перечень комплектов имущества боевого обеспечения, разрабатываются и принимаются укрупненные показатели и нормы расхода имущества, определяются принципы эшелонирования запасов мед. имущества и др.

В результате указанных мероприятий, а также обобщения опыта советско-финляндского конфликта руководством Санитарного управления РККА в сравнительно короткий срок были созданы основы принципиально новой передовой системы мед. обеспечения боевой деятельности войск.

Новая система базировалась на единой полевой военно-мед. доктрине. Основные ее положения были сформулированы начальником ГВСУ Е. И. Смирновым. Указанная доктрина основывалась на следующих положениях: единое понимание происхождения и развития болезни, единое понимание принципов хирургической и терапевтической работы в полевой санитарной службе; преемственность в обслуживании раненых и больных на различных этапах эвакуации; обязательное наличие краткой, четкой и последовательной мед. документации, позволяющей производить полноценную сортировку раненых и больных и обеспечивающей единую систему лечения и последовательность ее на различных этапах эвакуации; наличие единой школы, единого взгляда на методы профилактики и лечения раненых и больных на разных этапах мед. эвакуации определенного эвакуационного направления.

Применительно к военно-полевой хирургии эта доктрина основывалась на следующих положениях: все огнестрельные раны являются первично инфицированными; единственно надежным методом борьбы с инфекционным осложнением ран является своевременная первичная обработка ран; большинство ран нуждается в ранней хирургической обработке; произведенная в первые часы после ранения хирургическая обработка раны (см.) обеспечивает наиболее благоприятный прогноз; в условиях полевой санитарной службы объем работы и выбор методов хирургического вмешательства и лечения чаще определяются не столько мед. показаниями, сколько положением дел на фронте, количеством поступающих больных и раненых и их состоянием, количеством врачей, особенно хирургов, на данном этапе, а также наличием автотранспортных средств, полевых сан. учреждений и мед. оснащения, временем года и состоянием погоды.

В соответствии с принципами военно-медицинской доктрины была разработана и в значительной степени реализована организационноштатная структура М. с. (рис. 2), в к-рой предусматривалось: четкое разделение функций по объему оказания медпомощи между различными этапами мед. эвакуации; обеспечение войсковых соединений силами и средствами для оказания квалифицированной медицинской помощи (см.); внесение необходимых корректив в организацию специализированной медицинской помощи (см.); централизация сил и средств М. с. в армейском и фронтовом звеньях, обеспечивающая маневр этими силами и средствами в соответствии с оперативной и боевой обстановкой. Конкретные организационно-штатные изменения заключались в изъятии врачей из батальонов и замене их фельдшерами, что позволило увеличить кол-во врачей в других мед. частях и подразделениях, в реорганизации медико-санитарного батальона (см.) в направлении усиления его хирургами и введения в штат госпитальных взводов; создании подвижных госпиталей армейского подчинения; создании отдельной роты медицинского усиления (ОРМУ); создании обмывочно-дезинфекционной роты (ОДР) и лабораторного отделения в санитарно-эпидемиологическом отряде армии. Одновременно подверглись пересмотру имущество и оснащение мед. подразделений и учреждений.

Агрессия фашистской Германии против Советского Союза, начавшаяся 22 июня 1941 г., не позволила завершить ряд оборонительных мер в нашей стране, в том числе реорганизацию М. с. Продвижение немецко-фашистских войск на восток и захват ими ряда важнейших экономических районов нашей Родины поставили Советское государство в тяжелое положение. Определенные трудности испытывались в комплектовании Красной Армии личным составом и техникой. М. с. в этот период приходилось не только обеспечивать в мед. отношении сражения, развернувшиеся на огромном фронте, но и одновременно проводить мобилизационное развертывание. Временный отход наших войск вызвал необходимость эвакуации, а с переходом к наступлению - реэвакуации большого числа леч. учреждений. Необходимо было также восполнять значительные потери в силах и средствах, которые понесла М. с. в этот период.

Деятельность М. с. в первом периоде Великой Отечественной войны представляет важный этап в развитии системы и методов мед. обеспечения. Были выявлены основные особенности и трудности в работе М. с. и намечены пути совершенствования организационных форм и методов мед. обеспечения. Особенно это коснулось вопросов решения задач по маневру леч. учреждениями, тесного взаимодействия армейских и фронтовых средств М. с., создания в составе госпитальной базы армии полевых лечебных учреждений, предназначенных для оказания специализированной медпомощи и осуществления эвакуации по назначению с дивизионных медпунктов, а также создания системы лечебно-эвакуационного обеспечения легкораненых и терапевтических больных.

В ходе Великой Отечественной войны, постоянно совершенствуясь, сложилась стройная система лечебно-эвакуационного обеспечения, сущность к-рой состояла во всемерном приближении во времени квалифицированной медпомощи к раненым, эвакуации раненых и больных в лечебные учреждения по назначению в соответствии с мед. показаниями, рациональном размещении раненых для окончательного излечения в зависимости от продолжительности сроков лечения и вероятного исхода поражения в армейском, фронтовом и внутреннем районе страны. Т. о., была четко разработана и внедрена специализированная мед. помощь, к-рая начиналась уже в полевых подвижных госпиталях армии, создана стройная организация лечения легкораненых и больных. В ходе войны потребовалось внести и определенные коррективы в организационно -штатную структуру М. с., с тем чтобы она в большей мере обеспечивала возможность реализовать положения единой военно-мед. доктрины с учетом сложившихся во время войны конкретных материально-технических возможностей.

В период Великой Отечественной войны были усовершенствованы и прошли всестороннюю практическую проверку противоэпид, подразделения, части и учреждения. Разработаны и внедрены в практику методы применения противоэпид, и сан.-гиг. мероприятий в соответствии с различными условиями оперативной, боевой и эпид, обстановки в различных географических условиях. Это позволило максимально снизить инфекционную заболеваемость в войсках. Война оказалась серьезной проверкой системы медицинского снабжения (см.) действующей армии и потребовала ее корректив. На основе опыта мед. обеспечения войск был сокращен перечень и состав комплектов имущества боевого обеспечения; создана подвижная база снабжения в виде полевого армейского сан. склада и его отделений; определились и были реализованы методы планирования мед. снабжения боевой операции и др. Создана и успешно функционировала служба крови, позволившая практически бесперебойно получать и применять консервированную кровь и ее препараты, стали широко применяться кровезамещающие и противошоковые жидкости. Огромный опыт руководства М. с. в различных условиях позволил сократить и определить необходимый состав органов управления (см. Управление медицинской службой, Вооруженных Сил) и разработать методы их работы.

М. с. добилась во время войны высоких результатов. Было возвращено в строй 72,3% всех раненых и 90,6% больных. За героизм и выдающиеся подвиги, проявленные при спасении жизни раненых воинов, многим медработникам присвоено звание Героя Советского Союза (см. Медики - Герои Советского Союза). Свыше 115 тыс. военных медиков были награждены орденами и медалями. За заслуги в организации помощи раненым и больным и их лечения во время Великой Отечественной войны главному хирургу Красной Армии генерал-полковнику мед. службы академику H. Н. Бурденко, главному хирургу Военно-Морского Флота генерал-лейтенанту мед. службы профессору Ю. Ю. Джанелидзе, начальнику ВМА генерал-полковнику мед. службы академику Л. А. Орбели присвоено звание Героя Социалистического Труда. В послевоенные годы этой высшей награды удостоены также А. А. Вишневский, В. И. Воячек, H. Н. Еланский, Ф. Г. Кротков, Куприянов, Н. С. Молчанов, E. Н. Павловский.

За заслуги в развитии советской военной медицины, большой вклад в дело мед. обеспечения войск в годы Великой Отечественной войны почетное звание Героя Социалистического Труда присвоено академику АМН СССР генерал-полковнику мед. службы Е. И. Смирнову, который в качестве начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии возглавлял М. с. в течение всей войны.

Переход к мирному времени сопровождался изменением задач и организационной структуры М. с. Основные из них были близки задачам советского здравоохранения в целом. Это ликвидация сан. последствий войны, леч.-проф., сан.-гиг. и противоэпид, обеспечение личного состава вооруженных сил. контроль за здоровьем, физическим состоянием личного состава и меры по его укреплению, боевая и специальная подготовка военно-мед. службы, а также военно-мед. подготовка личного состава войск. Одной из важных задач являлось восстановление и дальнейшее развитие материально-технической базы военного здравоохранения. Благодаря прогрессу советской экономики, мед. науки и здравоохранения эти задачи были успешно решены в первые послевоенные годы. Другое основное направление деятельности М. с. в послевоенные десятилетия - решение научных и практических проблем, связанных с техническим перевооружением армии и флота, механизацией и моторизацией войск, возрастанием их технической и оперативной подвижности, появлением новых видов оружия в армиях ведущих стран мира.

История военного здравоохранения свидетельствует о том, что техническое переоснащение армии и внедрение в войска оружия, обладающего новым поражающим действием, оказывает существенное влияние на структуру сан. потерь, способы мед. обеспечения войск и организацию М. с. Возникла необходимость изучения не встречавшихся ранее боевых поражений, способов и необходимых средств защиты от новых поражающих факторов. Потребовались разносторонние исследования с целью разработки соответствующих способов мед. обеспечения в новых условиях и внесения корректив в состав средств М. с. Современная организационно-штатная структура М. с. соответствует сложившимся принципам советской военной медицины и организации вооруженных сил. В соответствии с организацией Вооруженных Сил в мирное время М. с. включает подразделения и части, входящие в состав войсковых частей и соединений, мед. части и учреждения окружного (флотского) подчинения, мед. учреждения, имеющиеся в различных видах вооруженных сил, и формирования центрального подчинения (рис. 3).

Военно-мед. служба военного округа (флота) располагает лечебными (гарнизонные и окружные госпитали, поликлиники, военные санатории), сан.-гиг. и противоэпид, учреждениями (см. Система противоэпидемического обеспечения , Система санитарно-гигиенического обеспечения), военно-мед. складами (см. Медицинское снабжение) и др. Руководство мед. частями и учреждениями, расположенными на территории военного округа, осуществляет начальник военно-мед. службы округа. В гарнизоне назначается гарнизонный врач, на к-рого возлагается руководство работой мед. подразделений, частей и учреждений гарнизона. К числу мед. учреждений центрального подчинения относятся центральные и главные госпитали Министерства обороны СССР, центральные поликлиники, ряд военных санаториев и домов отдыха, военно-медицинские учебные заведения и др.

М. с. различных видов вооруженных сил располагает подразделениями, частями, учреждениями, предназначенными для выполнения не только общих задач мед. службы, но также для разработки и реализации специальных леч.-проф, мероприятий, связанных с особенностями труда и быта личного состава этих войск. Руководство М. с. Вооруженных Сил СССР осуществляет Центральное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (см.).

Библиография: Очерки истории советской военной медицины, под ред. Д. Д. Кувшинского и А. С. Георгиевского, Л., 1968; Потулов Б. М., В. И, Ленин и охрана здоровья советского народа, Л., 1969, библиогр.; Смирнов Е. И. Война и военная медицина, 1939-1945 годы, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., "1977; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 3, ст. 713, 946, М., 1948.

Задачи медицинской службы ВС РФ.

Задачи, возлагаемые на медицинскую службу, выполняются путем согласованных действий всех ее звеньев в соответствии с их возможностями и местом в общей системе медицинского обеспечения войск. В условиях мирного времени задачи, выполняемые медицинской службой соединения и части, определяются реальными возможностями их сил и средств.

Основными задачи медицинской службы соединения и части, решаемыми в мирное время, являются:

1. поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности сил и средств медицинской службы соединения и части;

2. организация и проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих частей соединения, предупреждению и снижению их заболеваемости и травматизма;

3. оказание неотложной медицинской помощи военнослужащим и другим категориям граждан при острых заболеваниях, отравлениях и травмах;

4. оказание амбулаторно-поликлинической помощи заболевшим, их обследование и лечение, в т.ч. военнослужащим, членам семей офицеров, офицерам, уволенным с военной службы и имеющим льготы, и членам их семей;

5. стационарное лечение всех категорий военнослужащих;

6. организация и проведение диспансеризации военнослужащих частей соединения;

7. медицинское обеспечение учебно-боевой подготовки личного состава части;

8. проведение боевой и специальной подготовки медицинского состава и военно-медицинской подготовки личного состава войск, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни;

9. обеспечение частей и подразделений соединения и медицинских подразделений медицинской техникой и имуществом, содержание запасов имущества неприкосновенного запаса в постоянной боевой готовности к использованию по назначению;

10. осуществление санитарно-эпидемиологического надзора и возложенных на медицинскую службу противоэпидемических мероприятий;

11. ведение медицинского учета и представление установленной отчетности.

Отобразите организационно-штатную структуру медицинской роты ВС РФ.

Возглавляет медицинскую роту полка - командир (врач - организатор), который непосредственно подчиняется начальнику медицинской службы полка и отвечает за боевую готовность медицинской роты полка, состояние и организацию его работы, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние личного состава медицинской роты полка.

Организационная структура (штат) медицинской роты (МРП) мотострелкового полка

Для решения вышеуказанных задач медицинская рота полка имеет соответствующие силы и средства. По функциональному предназначению их можно подразделить на три части.

Первая предназначена для развертывания и организации работы собственно медицинской роты (врачи и другие медицинские работники и медицинское имущество); во вторую входят силы и средства сбора и эвакуации раненых из подразделений полка, медицинских взводов батальонов, "укрупненных гнезд" и эвакуации раненых на MРП (оказание доврачебной мед помощи); силами и средствами третьей группы осуществляется обслуживание раненых и больных.

Медицинский взвод, 19 чел. Взвод сбора и эвакуации, 19 чел. Взвод обеспечения, 5 чел.
Командир взвода - 1
Командир взвода-хирург - 1 Хирург - 1 Анестезиолог-реаниматолог - 1 Психоневролог - 1 Стоматолог - 1 Фельдшер - 1 Начальник аптеки - провизор - 1 Старшая мед. сестра - 1 Медицинская сестра - 1 Водитель-санитар - 2 Санитар - 2 Всего 19 человек Техника: АП-2 (АП4) - 2 шт. Командир взвода-фельдшер - 1 Зам. ком. взвода-командир отд. санинструктор - 1 Ком. отделения-санинструктор - 2 Санитарный инструктор - 3 Старший водитель-санитар - 1 Водитель-санитар - 2 Санитар - 9 Всего 19 человек Техника: АС-66 - 3 шт. Хозяйственное отделение Автомобильное отделение
Ком. отд. - 1 Повар - 1 Всего 2 чел. Техника: КП - 1; Прицеп 1-П-1,5 - 1 шт. Зам. ком. взвода - командир отд. - 1 Водитель-электрик - 1 Всего 2 чел. Техника: Груз. авт."Урал" - 2 шт. Прицеп 2-П-5,5 - 1 шт.

Всего личного состава - 46, из них врачей - 6.

Общая характеристика медицинской службы в армии.

Состав и назначение сумки медицинской войсковой.

СМВ -- сумка медицинская войсковая предназначена для оказания первой медицинской помощи раненым и больным. Является оснащением санитарного инструктора и фельдшера. Рассчитана на оказание помощи 30 раненым и больным.

1. Ацетилсалициловая кислота 0,5, №10 - 2

2. Аммиака р-р 10% (дозатор,

пропитанный р-ром) - 10

3. Йод 5% спиртовой 10 мл - 2

4. Доксициклин, капс. 0,1 №10 - 5

5. Анальгин, таб.0,5 №10 - 2

6. Мазь тетрациклиновая глазная 3,0 туба - 1

7. Феназепам, таб. 0,001 №50 - 1

8. Натрия гидрокарбонат пор.10,0 - 3 г

9. Фталазол, таб.0,5 №10 - 3

10. Перекись водорода р-р 3%40 мл - 1

11. Натрия хлорид 0,9% 250 (500) мл - 2

12. Бинт марлевый 10см х 5 м - 10

13. Вата гигроскопическая 50 г - 200

14. Косынка медицинская - 1

15. Пакет перевязочный индивид. (ППИ) - 12

16. Лейкопластырь 3х500 - 1

17. Простыня стерильная 650х650 - 2

18. Салфетки прединъекционные - 8

19. Салфетки марлевые стерильные №20 - 2

20. Устройство дыхательное реанимационное

типа “Рот-Барьер-Рот” - 1

21. Жгут кровоостанавливающий - 2

22. Ножницы с одним острым концом прямые - 1

23. Пинцет анатомический 150 мм - 1

24. Термометр медицинский в футляре - 1

25. Система для вливания растворов - 2

26. Катетер для периферических вен - 2

27. Перчатки смотровые - 4 пары

28. Роторасширитель винтовой - 1

29. Булавка безопасная - 10

30. Нож складной - 1

31. Блокнот - 1

32. Карандаш простой - 1

33. Чехол сумки СМВ - 1




Top