О нотариате от 11 февраля


Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


Верховный Совет Российской Федерации
Постановление от 11 февраля 1993 года № 4463-1
О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

Верховный Совет Российской Федерации постановляет :

1. Ввести в действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате с момента опубликования.

2. Законодательство Российской Федерации впредь до приведения его в соответствие с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате применяется в части, не противоречащей указанным Основам .

3. Правительству Российской Федерации в трёхмесячный срок:

а) утратил силу;

б) обеспечить приведение нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации в соответствие с указанными Основами ;

в) обеспечить передачу Федеральной нотариальной палате надлежащего помещения, необходимого для выполнения функций, возложенных на неё указанными Основами ;

г) совместно с Центральным и Сберегательным банками Российской Федерации рассмотреть вопрос о представлении Федеральной нотариальной палате, нотариальным палатам и нотариусам, занимающимся частной практикой, долгосрочных и льготных кредитов на материально-техническое обеспечение их деятельности, в том числе на аренду, покупку и строительство помещений;

д) поручить органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в трёхмесячный срок передать нотариальным палатам помещения, пригодные для выполнения функций, возложенных на них указанными Основами .

Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлять нотариусам, занимающимся частной практикой, право пользования на льготных условиях помещениями, в которых размещены государственные нотариальные конторы, а также содействовать выделению помещений для нотариусов, занимающихся частной практикой, с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

4. Утратил силу.

5. Установить, что:

а) нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, имеющим высшее юридическое образование и назначенным на должность до вступления в силу указанных Основ , лицензии на право нотариальной деятельности выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно. Органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга вправе продлевать сроки действия трудовых договоров с государственными нотариусами, не имеющими высшего юридического образования и назначенными на должность до вступления в силу указанных Основ . Действие трудовых договоров в указанных случаях может быть продлено на срок не более одного года с момента вступления в силу указанных Основ ;

б) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется. Отказ в назначении на должность нотариуса в таких случаях обжалуется в районный (городской) народный суд по месту нахождения уполномоченного органа юстиции в месячный срок со дня вынесения решения об отказе.

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета Российской Федерации по законодательству.

7. Считать утратившим силу Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О государственном нотариате» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, № 32, ст. 852; 1979, № 18, ст. 429).

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Раздел I

Организационные основы деятельности нотариата

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Комментарий к статье 1

1. Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности.

2. Охрана прав осуществляется посредством совершения нотариусом заранее предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства о нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий (ст.ст. 35-36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Их количество и перечень не являются исчерпывающими. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их целенаправленности:

нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права;

нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;

нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;

охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения и принятие документов на хранение.

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.

3. Нотариальные действия, составляющие в совокупности предметную компетенцию нотариата, эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия применяются в соответствии с заранее установленными законом правилами их совершения. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или, более правильно, процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.

4. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации (ст. 2 Основ) и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия от имени государства. В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда и в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством (ст. 17 Основ). Такая ответственность вполне закономерна, поскольку источник финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, - денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера. После уплаты налогов и других обязательных платежей они поступают в собственность нотариуса.

5. Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предмет нотариальной деятельности - дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.

Статья 2. Нотариус в Российской Федерации

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

А) абзаца восьмого части второй статьи 1 и абзаца третьего части первой статьи 25, которые ввести в действие с момента введения в действие закона Российской Федерации об альтернативной службе;

Пункта "б" части второй статьи 21 в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, достигшим 20 - летнего возраста, впервые обучающимся на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

Абзаца второго части первой статьи 35 в части прохождения военной службы по призыву гражданами государств - бывших республик СССР в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации и Пограничных войск Российской Федерации, расположенных на территориях государств, гражданами которых являются эти лица, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров, которые ввести в действие с 1 января 1995 года.

Установить, что призыв на военную службу граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящего Постановления, осуществляется с 1 по 30 июня".

3. Установить, что военнослужащие, призванные на действительную срочную военную службу до введения в действие указанного Закона, увольняются с действительной срочной военной службы по истечении сроков военной службы, установленных при их призыве.

4. Установить, что на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР в части предоставления гражданам отсрочек, от призыва на военную службу в связи с работой в ряде отраслей народного хозяйства не применяются.

6. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, Верховным Советам и главам исполнительной власти (Президентам) республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов и главам администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местным Советам народных депутатов и главам местной администрации, руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, руководителям предприятий, учреждений и организаций до 1 января 1994 года привести соответствующие нормативные и иные акты, касающиеся исполнения гражданами воинской обязанности, в соответствие с указанным Законом.

10. Предложить Верховным Советам и главам исполнительной власти (Президентам) республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов и главам администраций автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местным Советам народных депутатов и главам местных администраций принимать меры по обеспечению выполнения устанавливаемых заданий по призыву граждан на военную службу.

11. Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации до 1 апреля 1993 года подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации предложения о принятии неотложных мер, направленных на недопущение уклонения граждан от призыва на военную службу, а также дезертирства военнослужащих.

Российской Федерации о нотариате применяется в части, не противоречащей указанным Основам.

Судебная практика и законодательство - Постановление ВС РФ от 11.02.1993 N 4463-1 (ред. от 26.04.2007) "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"

К составу расходов частных нотариусов относятся затраты, связанные с получением ими доходов в виде тарифов за осуществление нотариальных действий, которые соответствуют размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственных нотариальных конторах. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4463-1 "О порядке введения в действие "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" в состав расходов нотариусов, занимающихся частной практикой, включается также тарифная плата (госпошлина), не взысканная с юридических и физических лиц в связи с тем, что действующим законодательством они освобождены от уплаты госпошлины.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. N 4462-I
(с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса (ст. 12-14)
Глава III. Права, обязанности и ответственность нотариуса (ст. 15-18)
Глава IV. Должности стажера и помощника нотариуса. Порядок замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой (ст. 19-21)
Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов (ст. 22-23)
Глава VI. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата (ст. 24-32)
Глава VII. Контроль за деятельностью нотариусов (ст. 33-34)
Глава VIII. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами (ст. 35-39)
Глава IX. Основные правила совершения нотариальных действий. Выдача дубликатов документов (ст. 40-52)
Глава X. Удостоверение сделок (ст. 53-60)
Глава XI. Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельств о праве на наследство (ст. 61-73)
Глава XII. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества (ст. 74-76)
Глава XIII. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода (ст. 77-81)
Глава XIV. Удостоверение фактов (ст. 82-85)
Глава XV. Передача заявлений физических и юридических лиц, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг (ст. 86-88)
Глава XVI. Совершение исполнительных надписей (ст. 89-94)
Глава XVII. Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков (ст. 95-96)
Глава XVIII. Принятие на хранение документов (ст. 97-98)
Глава XIX. Совершение морских протестов (ст. 99-101)
Глава XX. Обеспечение доказательств (ст. 102-103)
Глава XXI. Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры (ст. 104-109)

Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата

Глава I. Общие положения

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности
Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.
Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии
Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.
Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной палаты. Представители Министерства юстиции Российской Федерации могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии.
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Статья 6. Ограничения в деятельности нотариуса
Нотариус не вправе:
заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Статья 7. Государственные нотариальные конторы
В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 8. Нотариус, занимающийся частной практикой
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Нотариальное делопроизводство
Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.

Статья 10. Язык нотариального делопроизводства
Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Статья 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса
Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.




Top