Плановые проверки проводятся в школе. В школу пришли контролеры из комитета по образованию. Порядок проведения проверки
1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).
2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер.
3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
7. В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
КОТОВА
ЕВГЕНИЯ
ВИКТОРОВНА,
Доцент кафедры
управления и экономики
Академии постдипломного
педагогического
образования. Генеральный
директор ООО «АУДИТ-
ЭВРИКА». Арбитражный
заседатель Арбитражного
суда СПб и ЛО. Кандидат
экономических наук
Основания проведения проверки
статьях 28, 28.1, 29, 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Далее - Закон) перечислены полномочия различных ветвей органов власти в области образования. В соответствии с Законом, функции по контролю и надзору в сфере образования возложены на специальный федеральный орган исполнительной власти - Рособрнадзор.
Надзор в сфере образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В свою очередь, Министерством образования и науки РФ издан Приказ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента Рособрнадзора», который устанавливает правила проведения проверок конкретно в этой сфере.
Обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» усилены, меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ «Об образовании».
Подробно в новой редакции Закона регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон «Об образовании» включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования.
Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений.
Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора и контроля качества образования, главным образом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет и определен перечень размещаемой на сайте информации.
Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. В нем также установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.
Объекты проверки
В рамках исполнения государственной функции Рособрнадзор осуществляет надзор по следующим вопросам:
■ государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
■ государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;
■ лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений;
■ подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Порядок и сроки проведения мероприятий по надзору
При проведении проверок Рособрнадзор руководствуется Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ. По данному закону проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. В свою очередь эти проверки делятся на документарные (камеральные) и выездные.
Плановые и внеплановые проверки
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утверждены сроки и периодичность проведения плановых проверок. В частности, там указано, что органы, осуществляющие контроль за лицензированием образования, могут проводить проверки не чаще чем 1 раз в 2 года. Мероприятия по надзору в образовательных учреждениях проводятся в плановом и внеплановом порядке. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Плановая проверка
Плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком надзора, который составляется с учетом:
■ даты проведения последней проверки данной организации;
■ поручений органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
■ выявленных нарушений за предшествующий 5-летний период, полноты и своевременности их устранения.
При проведении выездной проверки не позднее чем за 5 рабочих дней до ее начала в организацию по почте или факсимильным сообщением направляется уведомление о проведении проверки с приложением плана-задания проверки.
Внеплановая проверка
Основаниями для принятия решений о проведении внеплановых проверок являются:
■поступление жалоб на действия (бездействие) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
■проверка исполнения предписаний.
О проведении внеплановой проверки руководителя образовательного учреждения должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки.
В ходе проверки председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:
■ запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;
■ проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.
Беседы с обучающимися, воспитанниками должны проводиться в присутствии их родителей (законных представителей).
Выездные и документарные (камеральные) проверки
Инспекторы имеют право проводить проверки в образовательных организациях по вопросам полноты и качества осуществления образовательных услуг.
Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.
выездных (инспекционных) проверок проводятся на основании приказа Рособрнадзора по месту нахождения образовательных учреждений и осуществляются комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором.
Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся на основании распоряжения Рособрнадзора по месту нахождения проверяющего органа посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений. Такие проверки могут осуществляться комиссией или одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.
Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением, при необходимости, в ее состав квалифицированных экспертов.
Что должно быть указано в приказе или распоряжении?
В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:
■ номер и дата приказа или распоряжения о проведении проверки;
■ состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей ее членов, или фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;
■ наименование организации, в отношении которой проводится проверка;
■ цели, задачи и предмет проверки;
■ правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
■ дата начала и окончания проверки.
В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом (распоряжением) Рособрнадзора утверждается также план-задание проверки.
С чего начинается проверка?
Перед началом проверки председатель комиссии (проверяющий) должен:
■ провести совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;
■ ознакомить руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
■ выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
■ запросить (если это нужно) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организовать их получение.
Что должен делать руководитель?
Руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
■организовать по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комис
сии с руководителями основных подразделений
и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (законными представителями);
■ предоставить членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;
■ своевременно представить по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе;
■ дать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
■ обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».
Оформление результатов проверки
По завершении выездной проверки председатель комиссии производит соответствующую запись в имеющемся в организации журнале учета мероприятий по контролю (надзору) (о том, как выглядит журнал учета, см. в первом номере журнала). Если в ходе проверки выявлено отсутствие в организации такого журнала, в акте о результатах проверки делается запись об этом.
Письмом Минэкономразвития от 9.02.2010 № Д05-315 установлено, что Рособрнадзор обязан по результатам проводившихся проверок составлять акты проверок по форме, установленной Приказом № 141 от 30.04.2009 (образец акта - в первом номере журнала).
В акте о результатах проверки дается вывод комиссии по проверке по результатам проведения мероприятия по надзору:
■ о выявлении нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения;
■ об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.
Акт о результатах проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.
Рособрнадзор по результатам проверки может выдавать обязательные для исполнения предписания организациям:
■ об устранении выявленных нарушений;
■ о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством;
■ об отстранении должностных лиц от должности.
Выдача предписания, его исполнение и последствия неисполнения
Предписание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора и направляется образовательному учреждению по почте с уведомлением о вручении.
Организация, которой было выдано предписание, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В случае неисполнения предписания об устранении нарушений руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) образовательного учреждения к ответственности, установленной законодательством РФ.
Виды ответственности
В отношении нарушителя могут быть приняты следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации;
5) штраф и дисквалификация должностных лиц (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).
Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере образования
Нарушение |
Размер штрафа |
Норма |
Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, незаконные отказ в приеме в образовательное учреждение либо отчисление из учреждения |
П. 1 ст. 5.57 КоАП РФ |
|
То же действие, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Дисквалификация на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц) |
П. 3 ст. 5.57 КоАП РФ |
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод |
От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 2 ст. 5.57 КоАП РФ |
Нарушение требований к ведению образовательной деятельности - ведение данной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушение правил оказания платных образовательных услуг |
От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 1 ст. 19.30 КоАП РФ |
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации |
От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 2 ст. 19.30 КоАП РФ |
Выдача образовательными организациями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими госаккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим госаккредитации |
50 000 руб. или дисквалификацияна срок от шести месяцев до одного года (для должностных лиц). От 100 000 до 500 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 3 ст. 19.30 КоАП РФ |
Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников. Нарушение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации |
От 3000 до 5000 руб. (для граждан). От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 4 ст. 19.30 КоАП РФ |
Нарушение порядка приема в образовательную организацию |
От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 5 ст. 19.30 КоАП РФ |
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа государственного контроля (надзора), воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей |
Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб. (для граждан).„ От 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц) |
П. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства |
От 300 до 500 руб. (для граждан). Дисквалификация на срок до трех лет либо штраф от 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц). От 10 000 до 20 000 руб. (для юридических лиц) |
П. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения |
От 300 до 500 руб. (для должностных лиц) |
Ст. 19.6 КоАП РФ |
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. А также представление этих сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, оговоренных КоАП РФ |
От 100 до 300 руб. (для граждан). От 300 до 500 руб. (для должностных лиц). От 3000 до 5000 руб. (для юридических лиц) |
Ст. 19.7 КоАП РФ |
Правовые нормы привлечения к ответственности
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, а дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи.
Приказом Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статей 5.57, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Обжалование действий Рособрнадзора
Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора могут быть обжалованы:
■ вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора;
■ министру (заместителю министра) образования и науки РФ;
■ в судебном порядке.
Обращение подается в письменной форме и должно содержать:
■ при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество, при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;
■ почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
■ наименование государственного органа,
в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
■ суть заявления или жалобы;
■ при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
■ дату.
К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. Срок подачи жалобы должен быть указан в решении о привлечении к ответственности.
Письменный ответ должен быть направлен автору обращения не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России.
Нормативно-правовые документы
1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».
7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
8. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 242 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)».
10. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования ».
11. Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 № 01-298/09-01 «О направлении методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования».
12. Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».
13. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
14. Приказ Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения».
15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Из официальных источников
Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что в 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводила проверки по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Процедуру лицензирования прошли 897 образовательных учреждений, научных организаций и филиалов по 20 316 образовательным программам, 1200 образовательных учреждений - по 7970 новым образовательным программам. Было выдано 1207 лицензий и 1303 приложений к ним, а также приостановлено действие 2 лицензий.
Также Рособрнадзором было организовано 1027 процедур аккредитации образовательных учреждений и научных организаций по 9578 образовательным программам и 977 процедур аккредитации по 2554 новым образовательным программам.
О проведении проверки школы
Департаментом контроля и надзора в области образования.
Хроника событий
Ю. В. ЛЪШНА,
директор МОУ «Ворошиловская ООШ»
Полтавского района Омской области
Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образовательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное - за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:
■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);
■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;
■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);
■ соблюдение трудового законодательства;
■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.
Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.
О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.
За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.
Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:
■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;
■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;
■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.
Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:
1) копию лицензии на образовательную деятельность;
2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;
3) копию приказа о назначении директора учреждения;
4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);
5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;
6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;
7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;
8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;
9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;
10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;
11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;
12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;
13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;
14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.
Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.
Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.
Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.
Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.
В статье описываются виды проверок образовательного учреждения и план мероприятий руководителя и коллектива школы при подготовке к ним.
Работая руководителем образовательного учреждения 18-й год, я имела возможность познакомиться со всеми видами проверок образовательного учреждения.
Положение о государственном контроле в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 №164 предусматривает возможность проведения плановых и внеплановых проверок.
При осуществлении государственного надзора в области образования предметом проверок выступает соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.
При осуществлении государственного контроля качества образования предметом проверок (плановых и внеплановых) является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Все проверки подразделяются на документарные и выездные.
Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения и ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.
Согласно ст.11 Закона №294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах образовательной организации, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предметом выездной проверки образовательной организации являются содержащиеся в документах сведения, а также состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые образовательной организацией товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения или по месту фактического осуществления ее деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не предоставляется возможным:
Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах образовательного учреждения;
Оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Отдельно остановлюсь на перечне грубых нарушений при проведении проверок:
1.Нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверки.
2.Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.
3.Проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры (встречается особенно часто).
4.Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
5.Требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проверки.
6.Непредоставление оформленного акта проверки.
7.Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В нашем образовательном учреждении выработан определенный план мероприятий по подготовке к проверке.
План подготовки образовательного учреждения к проверке обычно утверждается моим приказом. В плане я предусматриваю выполнение следующих мероприятий:
1.Проверка документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2.Проверка документов, подтверждающих наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.
3.Анализ устава и локальных актов на предмет соответствия их законодательству РФ.
4.Анализ состояния документации образовательного учреждения.
5.Анализ учебного плана (плана воспитательно-образовательной работы).
6.Анализ реализации образовательных программ.
7.Анализ выполнения плана внутришкольного контроля.
8.Анализ состояния документации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
9.Анализ соблюдения лицензионных требований и условий.
Непосредственно перед проверкой всегда ставлю в известность работников учреждения о предстоящей выездной или документарной проверке и предмете ее проведения. Коллектив образовательного учреждения информирую на совещаниях, собраниях коллектива. Назначаю приказом административного работника, ответственного за подготовку образовательного учреждения к предстоящей проверке.