Практические задания по теории государства и права. Образцы решения практических заданий по дисциплине Практическое занятие по теории государства и права

(для подготовки к экзамену)

1. Определите вид толкования по объему:

1)«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

2. Определите вид данной нормы права по различным основаниям:

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

3. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М. Отиино, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако большая семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

4. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке К. перочинным ножом нанес ранение в руку Н. После значительной потери крови Н. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели в результате к смерти Н.

Что, по Вашему мнению, явилось причиной этого результата? Кого следует привлечь к ответственности за смерть Н.?

5. В скверике на скамейке сидела пожилая женщина со своим четырехлетним внуком. В это время подошла компания молодых людей и, сев напротив, стала громко беседовать и смеяться. Пожилая женщина обратилась к ним с просьбой, чтобы они говорили тише, либо ушли в другое место, так как громкие разговоры ее раздражают. Молодые люди отказались выполнить просьбу. Можно ли расценить поведение молодых людей как нарушение общественного порядка? Как бы Вы разрешили этот конфликт?



6. Определите, в какой форме могут быть реализованы нормы, содержащиеся в приведенных ниже статьях?

1) ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»;

2) ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

7. Ознакомьтесь с текстами нормативных правовых актов. С какими социальными нормами и как соотносятся закрепленные в них правовые нормы?

1) часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

2) часть 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

8. В какой форме может быть реализовано данное нормативное предписание? Часть 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния».

9.Выделите в предложенном нормативном предписании гипотезу и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (…); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (Семейный кодекс РФ, ст.14).

10. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Статья 7.27 КоАП РФ: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

11. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Часть 1 ст. 72 ТК РФ: «Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника».

12. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

п. 1 ст. 689 ГК РФ: «По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором».

13. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании пункта 1 части 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы; …».

14. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

часть 2 ст. 170.1 УК РФ: «Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового».

15. Назовите объекты правоотношений, урегулированные данной нормой права?

ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения)».

16. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

17. Изучите предложенную статью нормативного правового акта. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права:

часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

18. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

19. Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Теленца правомерным? Если является правомерным, то определите его вид.

«Бригадир механического завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Теленцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Теленцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки».

20. Изучите предложенную статью закона. Определите объективную сторону правонарушения:

Часть 1 статьи 127.1 УК РФ: «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение –наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет».

21. Изучите предложенную статью закона. Определите субъективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 128.1 УК РФ: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов».

22. Рассмотрите правовую ситуацию. Проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки и дайте оценку (квалификацию) содеянного:

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что авария не произойдет, так как он опытный водитель. Однако он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места происшествия, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

23. Изучите предложенную статью закона. Определите объект и объективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

24. Изучите предложенную статью закона и определите ее вид толкования по объему:

Часть 4 ст. 354 УПК РФ: «Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю».

25. Сколько норм права содержится в предложенной статье нормативного правового акта, и какова их видовая принадлежность по различным основаниям?

Статья 40 Семейного кодекса РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

26. Определите: сколько норм права содержится в статье нормативного правового акта и их видовую принадлежность по различным основаниям.

Пункт 1 ст. 233 ГК РФ: «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

27. Определите субъекта правонарушения:

Статья 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

28. Определите вид и объясните значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ рассмотрение федерального закона в Совете Федерации, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ разъясняется, что «если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совете Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».

29. Определите санкцию нормы права и ее видовую принадлежность по различным основаниям.

Часть 1 ст. 163 УК РФ: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

30. Рассмотрите правовую ситуацию:

Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала.

Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

31. Рассмотрите правовую ситуацию: Гражданин Иванов вышел из дома и не вернулся. У него имеется супруга и двое несовершеннолетних детей. Двухкомнатная квартира, в которой проживает семья Ивановых, была приобретена Ивановым до брака и является его собственностью. Супруга Иванова обратилась в органы внутренних дел с заявлением о розыске ее мужа, однако проведенные оперативно-розыскные мероприятия положительного результата не дали. Для того, чтобы продолжать проживать в квартире Иванова, его жене и детям необходимо вступить в права наследования.

Какое средство (прием) юридической техники необходимо применить к данной ситуации, чтобы внести в нее правовую определенность? Охарактеризуйте данное средство (прием) юридической техники.

32. Рассмотрите правовую ситуацию:

Смирнова из окна своей квартиры, находящейся на пятом этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Петровой, проходившей по улице. В результате полученной травмы Петрова лишилась глаза.

Виновна ли Смирнова в наступивших последствиях? Если да, то какова форма ее вины? Охарактеризуйте все элементы состава данного деяния.

33. Рассмотрите правовую ситуацию:

Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому в данном случае должен обратиться потерпевший?

34. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (Уголовный кодекс РФ, ст. 105).

35. Определите вид толкования по объему.

1) «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

2) «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

36. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ГК РФ ст.503 ч.1).

37. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (Конституция РФ, ст. 46 ч.1).

38. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

39. Примените необходимый способ толкования нормативного предписания: Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

«Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года».

40. Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

«Теория государства и права»

Задание 1

Проанализируйте норму и выполните задания:

1) определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию);

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:



1) в представленной норме – ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержится диспозиция, которая представлена двумя правилами поведения: во-первых, «право администрации исправительного учреждения производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств; во-вторых, право администрации исправительного учреждения изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Задание 2

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Задание 3

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация : в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Задание 4

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Задание 5

Проанализируйте содержание правовых норм и ответьте на вопрос: какой вид толкования (ограничительный, буквальный или расширительный) следует использовать, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.

А) Ст. 48 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Б) Ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»:

«Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Образец решения:

Для того, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ необходимо использовать расширительной толкование, поскольку понятие «закон» включает в себя конкретный нормативный правовой акт (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»), а также другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Буквальное толкование термина «закон» неприемлемо, поскольку будет означать, что получение гражданам бесплатной юридической помощи определяется лишь одним законом - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ, что существенно сузит гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Задание 6

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

«В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей».

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Задание 7

Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения: «При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Задание 8

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

сочинение песни;

обмен квартиры;

находка клада старинных монет;

Образец решения:

1) юридические поступки:

сочинение песни;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

обмен квартиры;

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Задание 9

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

ст. 52 СК РФ: «Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия…».

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Б) При осуществлении толкования нами использовались такие способы, как логический и специально-юридический. Применение логического способа толкования выразилось в использовании такого приема как логическое преобразование. С его помощью удалось раскрыть содержание диспозиции нормы (право матери на оспаривание записи родителей). Специально-юридический способ выразился в необходимости толкования юридического термина «мать ребенка».

Задание 10

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

2. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

3. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина
Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

6. Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)»

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

9. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

10. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» - указанный правовой акт является актом толкования права.

Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)» - указанный правовой акт является актом правоприменения.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

4. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

5. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

6. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

7. Постановление Правительства Москвы «О Регламенте Правительства Москвы» от 21.02.2006 № 112-ПП.

Задание 11

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

7. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода».

Образец решения:

Коррупциогенный фактор присутствует в ч. 2 указанной статьи. Словосочетание «могут быть» свидетельствует о таком факторе, как определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.. В данном случае перевод в облегченные условия из обычных зависит исключительно от усмотрения лица, а не от объективных требований, закрепленных в норме.

Корупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, которые могут способствовать коррупционным правонарушениям. Перечень коррупциогенных факторов закреплен в Методике проведения антикоррупционной экспертизы законодательства, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.03.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В указанной Методике коррупциогенные факторы подразделяются на две большие группы: 1) Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (к примеру, широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции; отсутствие или неполнота административных процедур; отказ от конкурсных (аукционных) процедур); 2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (к примеру, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами); юридико-лингвистическая неопределенность).

Задача 1
Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукашев криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к специальной юридической науке.
По мнению же студента Антонова криминалистика относится к специальной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой.
Кто их них прав?
Задача 2
Что такое объект и предмет науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки?
Задача 3
Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.
Задача 4
Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Задача 5
Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминируюуюфнкцию тории гсударства и права?
Задача 6
Дайте определение метода теории государства и права и раскройте связь предмета и метода этой науки.
и т.д

Введение (выдержка)


Задача 17
Общественное объединение «Первоздание» в своих программных положениях предполагает отказ человеческого сообщества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возвращение же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку общественного развития.
Сформулируйте свою позицию по поводу этой программы.
Ответ:
Мне кажется, что эта программа носит утопический характер. Невозможно вернуться к старому, когда государство и общество развивается вперед.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были бы в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства, оно стимулирует развертывание современного государства – возрастание его роли в жизни общества.
На основании вышеизложенного – возврат к общинному строю невозможен. Наоборот, дальнейшее развитие НТП предполагает повышение значимости и уровня развития государства.

Задача 18
Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Ответ: Господство теологического подхода к трактовке происхождения государства объясняется тем, что с древних времен для людей был важен постулат: «вся власть от бога». Бог сотворил все живое, в том числе и сотворил государство. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.
Эта концепция играла такую идеологическую функцию – как повиновение власти. Божественное происхождение государства придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Основные правила поведения в обществе – не убей, не укради, поступай так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и т.д. – имеют религиозное обоснование. Их необходимо соблюдать, так как это закреплено в Библии. То есть, система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом, отражена в библии – законе от Бога. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.
Я считаю, что неправомерно однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера. Данная концепция происхождения государства не лишена полностью значения. Так, придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Кроме того, эта теория отражала определенные реальности а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Шпаргалка:
Ответы на вопросы итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521500(080500.62) – «Менеджмент». Современная Государственная Академия

Дипломная работа:
ПРИЛОЖЕНИЯ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА К РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Основная часть (выдержка)

Задача 52
Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:
1. Санкция;
2. Превенция;
3. Диспозиция;
4. Гипотеза.
Ответ:
Элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения – диспозиция.
Обоснование: исходя из понятий элементов нормы.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:
1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Задача 54
Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился.
В какой период жизни Красин обладал правоспособностью?
Ответ:
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью.
Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста.
Задача 55
Как соотносятся категории «субъект права» и «субъект правоотношения»?
Приведите примеры.
Ответ:
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. То есть субъект права, обладая правосубъектностью – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений – становится участником правоотношений.
Значит, субъекты правоотношений – это субъекты права, которые используют свою праводееспособность.
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Примеры:
1. Субъект права - гражданин. Гражданин заключил сделку купли-продажи, реализовал свою право и дееспособность, став при этом участником гражданского правоотношения.
2. Субъект права - организация. Юридическое лицо – ЗАО – провело дополнительное эмиссию ценных бумаг, при этом ЗАО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
3. Субъект права – организация. Государственный орган – Администрация НСО объявило конкурс на заключение договора поставки для нужд НСО. При этом Администрация НСО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
Задача 56
В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Ответ:
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.
Выделяют такие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вил систематизации;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Значит, в случае описном в задаче, имела место инкорпорация.

Заключение (выдержка)

Задача 65
Определите в каких случаях наступает дисциплинарная ответственность:
1. А/ Использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
Б/ Повреждение по халатности во время работы прибора;
В/ Невыполнение обязанностей по воспитанию своих детей;
Г/ Нарушение правил проживания в общежитии предприятия.
2. А/несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
Б/ опоздание на торжественное собрание по случаю 8 марта,
В/ изготовление по халатности бракованной продукции;
Г/ опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
3. А/ повреждение насаждений в городском саду,
Б/ проезд без билета в городском транспорте,
В/ невыполнение рабочего задания из-за отсутствия деталей,
Г/ неправильная эксплуатация оборудования из-за ошибки в инструкции,
4. А/ появление на работе в нетрезвом состоянии,
Б/ опоздание на работу на 10 минут,
В/ отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью, подтвержденной листком нетрудоспособности,
Г/ Изготовление продукции, признанной браком.
Ответ:
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Дисциплинарная ответственность наступает в следующих случаях:
-использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
-несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
-опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
-появление на работе в нетрезвом состоянии,
-опоздание на работу на 10 минут.
Задача 66
В римском праве действовало правило: «Никто не предполагается дурным». Какой принцип современного права выражен в это фразе?
Ответ:
Лицо считается невиновным пока не будет доказан его вина.
В уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. Лицо, которое подозревается в совершении преступления предполагается невиновным, пока не будет доказано иное. Причем бремя доказывания лежит на стороне обвинения. То есть подозреваемый не должен доказывать свою невиновность.
Задача 67
Выделяя признаки правового государства, Банников перечислил:
1. верховенство закона;
2. тотальный контроль правящей элиты;
3. принцип разделения властей;
4. гарантированность прав и свобод личности;
5. независимый суд;
В чем ошибся Банников?
Ответ:
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона):
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализм;
- верховенство закона;
-взаимной ответственности государства и личности.
Значит, Банников ошибся, когда назвал в качестве признака правого государства - тотальный контроль правящей элиты.

Литература

Задача 63
Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
Ответ:
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Римские юристы имели в виду такой признак правонарушения как виновность. Правонарушение признается только такое деяние, совершая которое, индивид осознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
Задача 64
Находясь в нетрезвом состоянии гр.Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным., Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.
Каким Вам видится правовой исход этого дела?
Ответ:
Синюков должен возместить причиненный вред. В данном случае возникло обязательство из причинения вреда (глава 59 ГК РФ) – вред причинен источником повышенной опасности. Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за деликт наступает при наличии трех условий: причинение вреда, ущерб и причинная связь между совершенным действием и наступившим вредом. То есть ответственность наступает без вины.
Кроме того, Синюков должен быть привлечен к административной ответственности за управление машиной в нетрезвом состоянии.

Примечания

Всего 67 задач,ответы на все задачи!

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    1. Приведите примеры социальных норм 3
    2. Опишите значение норм морали и обычаев для общества. Приведите примеры отрицательных последствий нарушения различных социальных норм - морали, обычаев и т.п. 3
    3.Определите политический режим, форму правления и форму государственного устройства РФ. Подтвердите свои ответы примерами. 4
    4. Примеры реализации политической, идеологической и социологической функций государства РФ. 6
    5. Приведите примеры из практики международного сотрудничества, когда государственные органы РФ реализуют внешние функции государства 7
    6. Уголовный кодекс РФ в Особенной части устанавливает санкции за отдельные виды преступлений. Проявление какой из функций это является - охранительной или регулятивной? 7
    7. Проявление какой из функций права - охранительной или регулятивной - является закрепление в Гражданском кодексе института права собственности? 7
    8. Приведите примеры наступления определенных юридических фактов, которые послужили возникновению, изменению или прекращению правоотношений 8
    9. С какой целью в юриспруденции существует конструкция юридического состава преступления? 8
    10. Охарактеризуйте уголовную ответственность. Перечислите виды уголовного наказания. Выскажите своё мнение об отмене смертной казни в России, аргументируйте свое мнение 8
    11. В чем основное различие уголовной и административной ответственности? Поясните свой ответ и приведите примеры 9
    12. Назовите виды гражданско-правовой ответственности. В каких случаях лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности? 10
    13. Дайте краткую характеристику видов ответственности рабочих и служащих 10
    14. Какие права Вы отнесете к личным (гражданским правам)? Приведите примеры 11
    15. Какие права Вы отнесете к политическим? Какие из политических прав Вы использовали? Приведите примеры 12
    16. Какие права Вы отнесете к социально - экономическим? Приведите примеры использования социально - экономических прав в Вашей жизни 12
    17. Охарактеризуйте состояние прав и свобод человека и гражданина в современной России 13
    18. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в населенном пункте, в котором Вы живете, учитесь или работаете 14

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Задания по ТГП
    Нормы морали и обычаи регулируют жизнь общества, но несколько другим способом. Не все стороны общественной жизни подлежат правовому регулированию. Например, отношения дружбы и любви между людьми регулируются общепризнанными нормами поведения, на основе которых каждый конкретный человек устанавливает себе рамки поведения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону, но модель, образец поведения, одобряемый или порицаемый обществом, остается всегда.
    В качестве примера, можно отметить неодобрительное отношение к человеку, опаздывающему на встречу, свидание со стороны ожидающих его людей.
    Неодобрение и нехорошую деловую характеристику получает предприниматель, игнорирующий правила делового оборота

Настоящий практикум по дисциплине «Теория государства и права» представляет собой учебно-методический комплекс и вместе с ангорским теоретическим курсом (учебным пособием) составляет органическое единство. Данный практикум включает: программу учебной дисциплины, список литературы, рекомендуемой для углубленного изучения дисциплины, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, а также перечень классических трудов и учебных курсов по теории государства и права; планы семинарских занятий (проблемно-практические задания к ним) и курсовых работ с методическими рекомендациями по их проведению и выполнению; тесты, практические задания, проблемные ситуации; темы и методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий студентов и проведению деловых (ролевых) и иных имитационных игр по дисциплине; методические рекомендации по проведению учебно-практических семинаров.
Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, специальностей, направлений подготовки.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие «качество» толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуг и пр.) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия феде-ральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО 9001, в котором определяется, что качество представляет собой «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I Учебно-программный блок дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» 5
§ 1.1. Критерии качества рабочей программы дисциплины 5
§ 1.2. Аннотация рабочей программы «Теория государства и права» 8
§ 1.3. Цели освоения дисциплины 9
§ 1.4. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 9
§ 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 11
§ 1.6. Содержание дисциплины 12
Предмет и методы теории государства и права 12
Возникновение и развитие теории государства и права 13
теория государства и права 15
теория права 19
Глава 2 Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «Теория государства и права 29
Раздел II Практический блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Практико-ориентированное обучение по дисциплине «Теория государства и права» 33
Глава 2 Цель и содержание практического курса 35
1.1. Общая характеристика теории государства и права 37
1.2. Происхождение государства и права 39
1.3. Общая характеристика государства 40
1.4. Форма государства 42
1.5. Функции и механизм государства 45
1.6. Государство и политическая власть 47
1.7. Политическая система. Гражданское общество. Самоуправление 49
1.8. Правовое государство 51
1.9. Общая характеристика права. Типы правопонимания 53
1.10. Норма права. Толкование права 56
1.11. Источники и форма права. Нормативно-правовые акты 60
1.12. Правовые отношения 64
1.13. Правовая система и система права 68
1.14. Реализация права 68
1.15. Правонарушение и юридическая ответственность 70
1.16. Сущность правосознания 73
1.17. Законность и правопорядок 75
Раздел III Методико-технологический и организационно-иновационный блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Инновационные формы и технологии обучения. Фонды оценочных средств 77
1.1. Инновации в образовательной процессе 77
1.2. Модульная организация практико-ориентированного обучения 81
1.3. Фонды оценочных средств 82
Глава 2 Тематика курсовых и методических указаний по их выполнению 83
2.1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов) 83
2.2. Темы курсовых работ (проектов). Методические рекомендации к ним 87
Тема 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 87
Тема 2
Правовое сознание в условиях обновления российского общества 91
Тема 3
Механизм правового регулирования 93
Тема 4
Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства 95
Тема 5
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования
Тема 6
Взаимодействие норм права и нравственности 97
Тема 7
Основные понятия о государстве 100
Тема 8
Нетипичные формы правления: история и современности 108
Тема 9
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека 111
Тема 10
Политический режим как элемент формы государства 113
Тема 11
Основные понятия о праве 121
Тема 12
Правовое государство: проблемы теории 123
Тема 13
Понятие юридической нормы 126
Тема 14
Соотношение права и экономики 127
Тема 15
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 136
Тема 16
Личность в политической системе российского общества 137
Тема 17
Государство в политической системе общества 150
Тема 18
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества 155
Тема 19
Правовые отношения 156
Тема 20
Государство и общество: соотношение понятий 158
Тема 21
Нормативные акты. Конституция России - основной нормативный акт 160
Тема 22
Механизм государства 161
Тема 23
Применение норм права 162
Тема 24
Функции государства: теоретические аспекты 163
Тема 25
Источник права: история и современность 165
Тема 26
Система законодательства: общее и особенное 168
Тема 27
Понятие, структура и направления обеспечения 169
Тема 28
Правовые презумпции и юридические фикции 171
Тема 29
Пробелы в российском праве: причины возникновения, способы преодоления и устранения пробелов 173
Тема 30
Коллизии в российском праве 176
2.3. Правила оформления письменных работ 178
2.4. Критерии оценивания курсовых работ 185
Глава 3 Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 186
Часть 1. Теория государства 187
1. Предмет и методология общей теории государства и права. Вопросы происхождения государства и права 187
2. Типология, формы, функции государства. Государственная власть 194
3. Политическая система. Механизм государства 204
4. Правовое государство 208
Часть 2. Теория права 211
1. Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание, и функции права. Типы правопонимания 211
2. Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем 218
3. Система права. Правотворчество. Правовые отношения 226
4. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура 223
Глава 4 Практические задания для организации и проведения контрольных (модульных) срезов 240
Тема 1
Происхождение государства. Понятие государства 240
Тема 2
Форма государства 245
Тема 3
Функции и механизм государства 254
Тема 4
Государство и политическая власть 261
Тема 5
Политическая система 263
Тема 6
Правовое государство 270
Глава 5
Применение темы и проблематики коллоквиумов, круглых столов и деловых (ролевых) игр 273
Глава 6
Перечень тем индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению 286
Глава 7
Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения и методические указания по их выполнению 288.




Top