Право средневековой германии. «Задания по истории государства и права зарубежных стран Закон фридриха ii 1220 г предусматривал сохранение

То за это сельский староста B тот же день может под- вергнуть телесному наказанию (побоям и выстриганию во- лос) или (дать) откупиться тремя шиллингами. Затем тот считается обесчещенным я лишенным прав. 3. Такое же наказание полагается за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле, если это раскры- вается. 4. Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также измен- ников и тайных (ночных) поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение а своих корыстных щелях,-их всех следует колесовать. 5. Кто убьет кого-нибудь, или незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет, кроме таимых (ночных) поджогов, или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супру- жеской верности, тем следует отрубить голову. 6. Кто укрывает краденое или награбленное или ока- зывает этому помощь, и если он будет изобличен в этом, его следует наказать, как тех. 7. Христианина-мужчину или женщину,-если он неве- рующий, и того, кто имеет дело с волшебством или с от- равлениями, если он будет в том изобличен, следует под- вергнуть сожжению на костре. 8. Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник. Никто не обязан посещать су- дебное заседание этого: судьи и участвовать с ним в су- де, поскольку он сам пренебрег правосудием. Статья 16 1. Каждый должен давать поруку за своего господи- на, которому юн обязан верностью, и за способных носить меч родственников по делам об убийстве, искалечении н о нанесении ран. 2. Кто искалечит или ранит другого и будет в этом изобличен, тому отрубают руку. За преступление, (в со- вершении которого) кого-либо изобличили поединком, его лишают жизни. 3. Каждый получает возмещение сообразно своему рождению, если он не был лишен этого права. 5. За рот, нос и глаз, язык, уши и мужские столо- вые органы, за руки и ноги, если кому-либо изувечат и нужно будет возместить ему за это, то должны оплатить ему половиною вергельда. 6. Каждый палец (руки) и палец ноги имеет особое возмещение - причитающегося ему вергельда десятая часть. 8. Если кого-либо побьют без кровавых ран или об- ругают лжецом, тому должно дать возмещение сообразно его рождению. Статья 19 2. Господин может освободить один раз своего чело- века -осужденного, если он присягнет нa священной ре- ликвии в том, что тот а силу рождения является его че- ловеком и что OH невиновен в том, в чем его обвиняют. Статья 32 3. Если слуга сбежит от своего господина самоволь- но, то он должен господину уплатить столько же, сколько ему господин обещал; а то, что ему было уплачено, то он должен вернуть вдвойне. Статья 38 Должен быть... возмещен вред, причиненный чьей-либо небрежностью, будь то от пожара иди колодца, который не был обнесен оградой высотой (до) колена над землей, или если кто-либо застрелит или сбросит человека или живот- ное тогда, когда он целился в птицу. За это ему:не от- казывают в жизни и здоровье (не подвергают его смертной казни или изувечивающим наказаниям) хотя бы человек умер. но он должен отплатить за него его вергельдом. Статья 39 1. Кто зерно ворует ночью, тот отвечает виселицей. Если же он ворует днем, то отвечает шеей (ему отрубают голову). Статья 53 То, что чиншевик возводит на чужой земле, с которой он уплачивает чинш, то он может снести, если он оттуда уходит, а также (это может сделать) его наследник после его смерти, кроме забора спереди я сзади и кроме дома и навоза хлева; это должен господин выкупить пo оценке крестьян. Бели он этого не сделает, то он (чиншевик) забирает это с другими (вещами). Статья 58 2. Теперь внемлите когда что причитается. В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чинши и повинности. В день св. Вальбурга (11 мая) при- читается десятина с ягнят. В праздник Успения (Богоро- дицы - 16 августа) десятина с гусей. B день св. Иоанна (Крестителя - 24 июня) всякого рода десятина с мяса, где ежегодно деся- тины выкупаются деньгами. Там, где они не выкупаются, там срок взноса наступает тогда, когда животное получа- ет потомство. В день св. Маргариты (13 июля) - все де- сятины с хлебов; со всего, что раньше заскирдовано, де- сятина причитается уже тогда. В день св. Урбана (25 мая) причитается десятина с виноградников и садов. С чьего-либо посева, который он произведет своим плугом, десятина причитается с того момента, как прошла борона, и с сада с того момента, как он засажен и расчищен. Чинш с мельниц, и с пошлин, и с монет, и с виноградни- ков причитается тогда, когда наступает день, назначен- ный для его уплаты. Статья 59 1. Если господин хочет удалить своего чиншевика со своего имения, если только он не урожденный этого име- ния, он должен ему объявить (oб этом) на Сретенье (2 февраля). Точно так же должен поступить чиншевик, если он хочет покинуть землю.

ЗЕМСКИЙ МИР

С XI вплоть до XVI века в Германии неоднократно издавались и возобновлялись постановления о так называемом “земском мире” (Landfriede) 1 . К XI веку распалась империя Карла Великого. Ширилось закрепощение крестьян. Церковные и светские феодалы соперничали друг с другом в их ограблении. Крестьяне отвечали восстаниями, подавлявшимися с звериной жестокостью.

Католическая церковь пыталась “страхом божьим”, угрозой отлучения усмирить, умиротворить массы, оградить церковные богатства и духовенство от посягательств на них. Она объявляла “божий мир”, устанавливала замиренные места (церкви, кладбища и Др.), замиренные дни (“от заката солнца в среду до восхода в понедельник”), определяла лиц, находящихся под защитой “мира” (священники, монахи, женщины, пилигримы и др.).

Постановления о “божьем мире” провозглашались прежде всего на территории Франции 2 . Католическая церковь добивалась применения этих постановлений на территории Германии. Это сочеталось со стремлением католической церкви занять первенствующую роль в осуществлении государственной власти, чтобы “меч светский подчинялся мечу духовному”. Обострялась борьба между папой и императором (вспомним драматические эпизоды борьбы Генриха IV с папой Григорием VII), сплетавшаяся с борьбой между крупными феодалами и мелкими вассалами и городами. Генрих IV, опираясь на более широкие круги рыцарства и города, противопоставил “божьему миру” (pax Dei, treuga Dei) “светский мир” (pax profana), объединявший феодалов и горожан для защиты собственности. Такой “мир” стал впоследствии называться миром земель - “земским миром”. Первый Земский (имперский) мир 1103 года (Juramentum) обязывал охранять собственность и жизнь, грозя похитителям, поджигателям, убийцам ослеплением или потерей руки.

Постепенно содержание “мира” расширялось. Частыми были походы в Италию, и императоры перед отправлением в поход обычно провозглашали “мир”, возобновление старого “мира” (renovatio antique pacis), угрожая все более суровыми наказаниями нарушителям. Таковы были мир 1152 года, мир Фридриха I для Рейнской Франконии 1179 года. По миру 1179 года села, крестьяне, клирики, монахи, женщины, купцы и другие должны “пользоваться миром”. Файды допускались лишь со вторника до захода солнца в четверг. Убийцам грозили смертной казнью (повешением), нанесшим раны - лишением руки, уклонившимся от суда - имперской опалой.

Содержание “мира” менялось в зависимости от того, удавалось ли папскому престолу выдвигать “своего” императора или нет. Участились еретические движения, отражавшие борьбу крестьян и горожан против феодальной эксплуатации и против поддерживавшей (и осуществлявшей) ее католической церкви. Генрих, которого папа противопоставил отцу его - Фридриху II, в Имперском земском мире 1234 года подчеркивал необходимость “подавления всеми силами вероломства еретиков”.

Хотя Фридрих II и расправился с “папскими приспешниками”, с сыном и его “пособниками и советниками”, он, по характеристике Маркса “разбойник и враг всякого свободного строя”, в изданном им Имперском земском мире 1235 года требовал также борьбы с еретиками, ибо “еретики столь же опасные враги монархии в государстве, как и папства в церкви” 3 .

Фридрих II в борьбе за императорскую власть хотел угодить и папе, и князьям. Показательными в этом отношении являются два закона Фридриха II “Закон в пользу духовных князей” 1220 года и “Возобновление закона короля Генриха (сына Фридриха) в пользу (светских) сеньоров” 1232 года.

В “Законе в пользу духовных князей” Фридрих обязывался не захватывать церковного имущества, не присваивать церковной юрисдикции, права установления в пределах церковной юрисдикции пошлин, чеканки монет и т. п. Он грозил опалой захватчикам церковного имущества, отлученным от церкви, ссылаясь на то, что “меч материальный создан в помощь мечу духовному”. Но эту помощь он готов был оказать как “награду за преданность духовных князей”. Фридрих записал: “Чем более полную преданность мы видели со стороны названных князей по отношению к нам, тем отменнее будем мы всегда стараться заботиться об их выгодах”.

“Закон в пользу светских сеньоров” 1232 года был издан в плане подкупа князей, превращения их в орудие в руках Фридриха II. Последний лицемерно заявлял о своей заботе о правах князей и магнатов. Он записал: “Как голова сидит на благородных членах, так наша власть крепко держится, и столь огромное цесарское величие правит и возвышается, опираясь на них, как на плечи, и поддерживаясь ими, как плечами”. И, чтобы им угодить, Фридрих в законе 1232 года выступил против городов, своих естественных союзников, на которых он нередко опирался в борьбе против духовных и светских князей. Он потребовал от городов, чтобы они вернули земли феодалам, не принимали “людей” феодалов, изгнали пфальбюргеров - горожан, пользовавшихся городскими правами, но живших вне городской черты (за пределами городских столбов - Pfahlen), которым положение горожанина облегчало освобождение от вассальной зависимости, от различных феодальных повинностей, “служб” и которых в случае нужды защищали крепкие стены городов.

Имперский земский мир 1235 года продолжал в общем ту же линию. Расстроив папские козни, Фридрих все же обязывал защищать церковные имущества, заявляя: “Вольностям и правам церквей тем щедрее должно покровительствовать наше благоволение, чем преданнее они и их управители содействуют (нам) в духовных и мирских (делах)”.

Фридрих тщился упорядочить суд, чтобы “дела... вершили по справедливости, “cогласно разумным земским обычаям”, он боролся с файлами, “чтобы никто не являлся мстителем за свои обиды, потому что, где перестает действовать авторитет закона, там ничто не обуздывает своеволия жестокости”. Он говорил и о чеканке монет, и о пошлинах, и о безопасности дорог, о конвое, который из средства охраны от грабежей превратили “бесчестным любостяжанием” в источник дохода. И снова ополчался против пфальбюргеров.

То обстоятельство, что “земский мир” издавался вслед за восстанием сына Фридриха II - Генриха, сказалось на том, что семь статей “мира” посвящены сыновьям (и их соучастникам), выступавшим против отцов своих, и особое место уделено борьбе с государственными преступниками.

Земский мир 1235 года был составлен на двух языках, вернее в двух версиях - латинской и немецкой. И любопытно, что латинская версия начинается с призыва, чтобы в городах, селениях и во всех местах империи подчинялись епископам и архидиаконам, “чтобы соблюдались их распоряжения и праведные решения по делам церковным”. И лишь в 15-й и следующих статьях говорится о сыне, “забывшем чтить отца”. В немецкой же версии “постановления о земском мире” начинаются с осуждения сыновей. Этим Фридрих II словно обращался с жестом примирения к папе римскому, а ко всем германским сторонникам Генриха - с угрозой подвергать их беспощадной опале, “по всей строгости закона навеки лишить их всяких прав и всякой возможности совершать законные акты, ставши... лишенными чести и прав”...

После Фридриха II процесс ослабления империи продолжался. Период “междуцарствия” (1250-1273) раздирал и разорял страну.

Города объединялись в оборонительные союзы для борьбы против феодалов, разбойничавших рыцарей и плебейства; часть рыцарей, нередко поступавших на службу к городам, входила порою в эти союзы. Учащались восстания. Из них наиболее известным было восстание под предводительством Тиле Колуна по прозванию “Деревянный башмак”, который, как отметил Маркс, привлек на свою сторону всех крестьян и горожан вплоть до Майнца. и даже многих рыцарей 4 . Феодалы с чрезвычайной жестокостью расправились с восстанием. Погибли тысячи крестьян.

Вместе с тем снова и снова делались попытки объединить феодальные силы в борьбе против городов и крестьян Постановления о земском мире следовали одно за другим. Их издавал Рудольф в 1287 году, Альбрехт I - в 1303 году. Борьба за императорский престол толкала к более широкому союзу против папы римского. Людовик Баварский возвратился к мысли опереться на города. Имперский земский мир 1323 года делает попытку объединить феодальные и антифеодальные силы; и от тех и других настойчиво требуют присяги императору. Карл IV и в “Золотой булле” 1356 года и в Земском мире 1371 года запрещал отдельные союзы и признавал “Союзы и лиги, о которых известно, что их заключили между собою князья, города и другие ради общего мира, провинций и земель”.

Такое объединение необъединимого могло привести “только ко всеобщей усобице” 5 . Множились мелкие союзы феодалов, враждовавших и с городами, и между собой. Города в свою очередь объединялись в союзы, прибегали в борьбе с феодалами к наемным дружинам. Деревни, небольшие города разрушались, ограблялись и феодальными отрядами и наемными дружинами.

В 1389 году император Венцлав сделал еще одну попытку на сейме в Эггере примирить феодалов и города, призвать их содействовать друг другу в соблюдении постановления об объявленном им “земском мире”, объединить их в борьбе против всякого восставшего, (boze gesellschaft), которого “должны мы (император) и князья, сенаторы и города со всеми нашими и их силами преследовать без всякого обмана” (§ 18).

В начале XV века обострилась борьба и за императорский, и за папский престол. Были периоды, когда в Германии считалось два императора, а в Италии - три конкурировавших папы. Дробление феодальных владений еще более усилилось. “Все светские княжества были так раздроблены и распылены, что многие члены рыцарского сословия были могущественнее князей” 6 . Так, Верхняя и Нижняя Бавария находились (каждая) под властью нескольких герцогов.

Гуситское движение испугало немецких феодалов. Они снова попытались объединиться для борьбы с этим движением. Сигизмунд перед отправлением в поход против гуситов опубликовал Имперский земский мир 1429 года, и то только на год. Он сделал еще одну попытку объединить всех против гуситов, но ничем иным не мог он грозить, кроме имперской опалы, которая никого уже не страшила.

Собравшийся в 1431 году сейм в Нюрнберге не решился даже предписать продлить Земский мир 1429 года. Альбрехт II в 1438 году делает попытку от имени курфюрстов провозгласить “курфюрстский имперский земский мир”, разделить страну на 4 или на 6 округов, поставить во главе всех округов Hauptmann"oв, передав им всю полноту власти, сделав каждого из них судьею и охранителем мира (capitaneus pacis generalis). Этот проект тогда так и не осуществился 7 . Фридрих III в “Реформации” 1442 года вынужден был признать, что стоны раздаются по всей стране, что грабежи, поджоги, распри, бесчинства солдатчины раздирают империю, что все терпят нужду, что порядок умер. Шла кровопролитная разорительная борьба в Венгрии, Богемии. Фридрих III призывал князей духовных и светских, графов, сеньоров, рыцарей, города к объединению, повторял почти все прежние постановления о земском мире, но не было реальной силы, “рук” для их исполнения.

И суда по-настоящему не было. Господствовало “кулачное право”, судили “по праву сильного”. Расправы появившихся для борьбы с антифеодальными силами тайных судилищ, так называемых судов фемов 8 , дополняли картину “бессудной земли”.

Все сильнее стал раздаваться призыв к порядку. Сословия требовали, чтобы в империи был установлен порядок” 9 .

Император Максимилиан в 1495 году провозгласил “вечный мир”. Еще раз запрещались файды, грабежи, захваты, осады, самоуправство, “хвататься за меч” под страхом императорской и имперской опалы, утраты “всех милостей, привилегий и прав”.

Но все эти попытки навести порядок, установить “мир” оказывались бесплодными. В дальнейшем постоянно слышались жалобы на нарушения и этого постоянного, “вечного мира”.

Франц Зиккинген как-то сказал: “Это старые песни: в приказаниях нет недостатка, а недостаток в повинующихся” 10 .

Ниже приводятся:

а) Могунтинский имперский мир 1103 года;

б) Мир Фридриха I для Рейнской Франконии;

в) и г) Законы Фридриха II 1) в пользу духовных князей 1220 года; 2) в пользу светских князей 1232 года 11 ;

д) Имперский земский мир Фридриха II 1235 года;

е) Вечный земский мир 1495 года.

Во имя святой и нераздельной Троицы, Фридрих II, споспешествующей Божьей милостью Римский король, всегда священный и король Сицилии...

1) Во-первых, обещаем, что никогда впредь при смерти какого-либо церковного князя не будем присваивать наше­му фиску* его наследство и запрещаем любому мирянину присваивать его себе под каким бы то ни было предлогом, но пусть отойдет оно к преемнику, если предшественник умер без завещания; его завещание, если сделает таковое, мы считаем действительным. Если же кто, вопреки это­му постановлению, осмелится присвоить себе наследство, пусть считается опальным и вне закона и пусть навсегда лишится феода* или бенефиция*, если имеет таковой.

2) Также впредь не будем без их совета или против их воли вводить новые пошлины и новые монеты в их тер­риториях или подсудных им областях, но будем крепко и неизменно сохранять и защищать старые пошлины и мо­нетные права, уступленные их церквам, и сами не будем их нарушать и не позволим нарушать другим; ведь обычно монеты из-за сходства чекана смешиваются и обесценива­ются, чему мы всячески будем препятствовать.

3) А людей, состоящих в личной от них зависимости того или иного рода и уклонившихся по какой-либо при­чине от своих к ним обязанностей, мы не станем прини­мать в города наши, во вред их господам. Желаем также, чтобы это вообще соблюдалось как ими самими между со­бой, так и светскими господами по отношению к ним.

4) Также постановляем, чтоб никто не причинял вре­да какой-либо церкви в ее землях из-за фиска этих земель; а если причинит вред, то возместит вдвойне и уплатит казне 100 марок серебра.

5) Также если кто из них своего вассала, который его оскорбил, изобличит по феодальному праву и тем вернет феод, мы охраним этот феод для него. И если он по своей доброй воле и щедрости нам захочет передать феод, то мы примем его, независимо от нашей дружбы или вражды. Но если у церковного князя случится пустовать каким-либо образом феоду, даже благодаря смерти инфеодированно-го*, то мы собственной властью, точнее, насилием, в него ни в коем случае не вступим, если не сможем полу­чить по доброй воле и щедрой уступке, а наоборот, все­мерно будем защищать феод для него.

6) Далее, как это справедливо, мы будем избегать от­лученных ими, но только в том случае, если они укажут нам их устно или письменно или через добрых и надеж­ных послов; и пока не снято будет отлучение, не позво­лим им участвовать в суде с тем различием, что отлуче-г ние не освобождает их от ответа обвинителям, однако же без защитников, но они лишаются права участвовать в судоговорении, давать показания и обвинять других.


7) И так как меч светский создан в помощь мечу ду­ховному, то вслед за отлучением, если одним из выше­указанных способов нам станет известно, что они состо­ят в отлучении более шести недель, - последует наша опала, и она не отменяется до снятия отлучения.

8) Вот так и всеми иными способами, а именно спра­ведливым и грозным судом, мы накрепко обещаем помо­гать им и оборонять, и они в свою очередь клятвенно обе­щали посильно и действенно помогать против всякого, кто насильственно воспротивился бы нам, когда мы судом сво­им хотим поддержать их.

9) Также постановляем, чтобы никакие постройки, именно замки и города, не воздвигались в поместьях церк­вей либо для фогта*, либо под каким-нибудь другим пред­логом. И если какие-то случайно воздвигнут против воли тех, кому принадлежат поместья, то пусть будут королев­ской властью разорены.

10) Также по примеру деда нашего, блаженной памя­ти императора Фридриха, запрещаем кому бы то ни было из королевских чинов наших присваивать себе в городах этих князей какую-либо юрисдикцию и в таможенных, и в монетных, и в иных делах, кроме как в течение недели до заседания нашей курии, там всенародно объявленной, и в течение недели после нее. Но и в течение этих дней пусть не осмеливаются они в чем-либо преступать юрис­дикцию (местного) государя и обычаи города. Всякий же раз, как мы вступим в какой-либо город не ради заседа­ний государственной курии, они в нем не будут иметь никаких прав, но местный государь и господин пусть пользуется всей полнотой власти.

11) ...Постановляем, чтобы наследники наши и преем­ники во власти нерушимо сохраняли это, исполняли и всемерно принуждали светских лиц соблюдать на пользу церквей.

ГЕРМАНИЯ

I. ОФОРМЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Закон Фридриха II

в пользу духовных князей1 1220 года

1. Прежде всего, мы обещаем, что никогда в будущем

по смерти какого-либо духовного князя мы не станем зах-

ватывать в казну оставленного ям имущества, не допуская

также, чтобы какой-нибудь мирянин под каким-либо пред-

логом захватывал его себе...

2. Также впредь мы не будем вводить новые пошлины и мо-

неты на их [церковных] территориях или в пределах их

юрисдикции, не посоветовавшись с ними или против их.

воли, но будем нерушимо и крепко соблюдать и оберегать

старинные пошлины и права (на чеканку) монеты, предос-

тавленные 3.

1 Закон в пользу духовных князей представлял согла-

шение между императором и германскими духовными князь-

ями. Вместе с приводимыми ниже законом о правах светс-

ких князей и "3олотой буллой" этот акт юридически зак-

репил феодальную раздробленность страны, сохранившуюся

их церквам, и ни сами не будем всего этого нарушать, ни

другим не позволим вредить...

3. Также людей, принадлежащих им B силу зависимости

какого бы то ни было рода, то какой бы причине они

ни перестали оказывать ним повиновение,мы не будем,

во вред им принимать в наших городах. И то же, согласно

нашей воле, должно повсюду соблюдаться ими между собою

и всеми светскими [владетелями] по отношению к ним.

4. Также мы постановляем, чтобы никто не наносил

ущерба владениям какой-либо церкви из-за вражды со

светскими их управителями [фогтами]; если же кто нане-

сет такой ущерб, то возместит его в двукратном размере

и [сверх того] заплатит нашей казне сто марок серебра.

5. Также, если кто-нибудь ив них [духовных князей]

обвинит в соответствии с феодальным правом своего вас-

сала, оскорбившего его, и таким образом отнимет его

лен, то последний,мы сохраним за ним (за оскорбленным

духовным князем).

6. Так же, как это надлежит по закону, мы будем из-

бегать лиц, отлученных томи (духовными князьями) от

церкви, когда о них мы будем извещены или самими (ду-

ховными князьями) устно или письменно, или через поч-

тенных, заслуживающих доверия посланцев; и пока с них

не будет снято отлучение, мы не позволим им выступать в

судах, делая в этом отношении то различие, что отлуче-

ние не освобождает их от обязанности отвечать - однако,

без помощи адвокатов - по возбужденным против них обви-

нениям, но отнимает у них право и возможность высказы-

вать (на суде) свои суждения, давать свидетельские по-

казания и возбуждать обвинения против других.

7. И так как меч материальный создан в помощь мечу

духовному, то, если нам каким-либо из указанных выше

способов станет известно, что отлученные пробыли под

отлучением более шести недель, - за отлучением да пос-

ледует наша опала, которая не должна быть снимаема

раньше, чем будет снято отлучение.

10. Также, следуя примеру деда нашего, блаженной па-

мяти императора Фридриха, мы повелеваем, чтобы ни один

из наших должностных лиц не присваивая себе в городах

этих князей какой-либо юрисдикции (в делах) о пошлинах

или о монетах или в каких бы то ни было других делах

(обязанностях):..

права стран Европы", М., 1961, стр. 325-326]

Возобновление закона короля Генриха2

в пользу (светских) сеньоров

императором Фридрихом II (1232 г.)

1. И так то, что, как известно, предоставил (князь-

ям) этот король, сын наш, мы предоставляем (им) и дару-

ем, закрепляя навеки...

8. Также никто да не принуждается ходить на ка-

кой-нибудь рынок против его воли.

4. Также не допускается сворачивание со старых боль-

ших дорог иначе, как по желанию проезжающих.

6. Также каждый из князей да пользуется свободно,

согласно принятым обычаям своей земли, вольностями,

юрисдикциями, территориями и центами3, свободными и на-

ходящимися от него в феодальной зависимости.

10. Также граждане, которые называются пфальбюртера-

ми4, подлежат совершенно изгнанию (из городов).

12. Также люди, принадлежащие князьям, знатным, ми-

нистериалами церквам, не должны быть (в случае их побе-

га) принимаемы в наших городах.

14. Также мы ни сами, ни через наших (людей) не бу-

дем чинить препятствий праву князей конвоировать проез-

жающих через их земли, которые они держат в качестве

лена от нас (от нашей руки), и не примиримся с наруше-

ниями (этого права).

16. Также ни один (человек) вредный для страны, или

осужденный судьею, или подвергнутый опале не должен

быть заведомо принимаем в наших городах; а принятые и

(потом) разоблаченные должны быть изгнаны (оттуда).

17. Также мы не допустим чеканки в землях какого-ли-

бо князя никакой новой монеты, из-за которой ослаблена

была бы монета этого князя.

20. Также пусть никто не берет в залог имений, кото-

рые отданы кому-нибудь в лен, без согласия и руки выс-

шего сеньора.

22. Также люди, проживающие в наших городах, должны

выполнять;в отношении своих сеньоров и управителей все

повинности, полагающиеся то обычаю н закону, по своим

имуществам, находящимся за пределами города; но не

должны отягчаться неполагающимися поборами.

["Хрестоматия памятников феодального государства и

права стран Европы". М., 1961, стр. 328-329]

2 Король Генрих-сын императора Фридриха II, восстав-

ший против отца. Чтобы лишить сына поддержки князей,

император был вынужден даровать им новые льготы.

3 Цент-десятая часть сотни (округа).

4 Пфальбюргеры - люди, имевшие землю вне города (см.

ниже гл. XIV "Золотой буллы").

"Золотая булла"

(1356 г.)

Г л а в а II

Об избрании римского короля

3. Наконец, по принесении князьями-избирателями5 или

(их) послами... присяги... пусть приступят они к избра-

нию и никак уже названного города Франкфурта не покида-

ют, прежде чем большая часть их не выберет временного

главу мира или христианского народа, то есть римского

короля, долженствующего стать императором. Если же они

Не успеют это сделать B течение 30 дней, считая без

перерыва со дня принесения упомянутой присяги, то после

этого, но прошествии этих 30 дней., пусть они питаются

лишь хлебом я водою и никоим образом не выезжают из вы-

шеназванного города до тех пор, пока ими или большею

частью их не будет избран правитель или временный глава

верующих, как об этом сказано выше.

4... И мы постановляем и предписываем всей полнотой

данной нам императорcкой власти, что тот, кто вышеука-

занным способом будет избран римским королем, тотчас же

сто окончании избрания, прежде чем он в силу власти

Священной империи займется какими-нибудь другими делами

или предприятиями, должен всем вместе и каждому в от-

дельности князьям-избирателям, духовным и светским, ко-

торые считаются ближайшими членами Священной империи

незамедлительно и беспрекословно подтвердить и одобрить

своими грамотами и печатями все их привилегии, грамоты,

права, вольности, пожалования, старинные обычаи, а так-

же почетные саны и все, что они от империи получили и

чем обладали вплоть до дня выборов, и асе перечисленное

повторить еще раз им, после того как будет коронован

императорской короной.

5. Мы постановляем, наконец, что в случае, если три

князя-избирателя, присутствующие (на выборах), или (их)

послы за (их) отсутствием, изберут в римские короли

четвертого среди них или из их среды, то есть князя-из-

бирателя, присутствующего или отсутствующего, то голос

этого избранного, если он будет присутствовать, или его

послов, в случае его отсутствия должен иметь полную си-

лу, увеличивая число избирающих и образуя большинство

5 Выборы императора (римского короля) производились

коллегией крупнейших светских и духовных феодалов (кур-

фюрстов).

6 Князей-избирателей было 7, и 4 из них составляли

большинство

Глава IV

О князьях-избирателях вообще

случалось (престолу) Священной империи быть вакантным,

архиепископ майнцский будет тогда иметь власть-как он

имел (эту) власть, насколько известно, сыздавна,-созы-

вать письменными извещениями прочих вышеупомянутых кня-

зей, своих соучастников по упомянутым выборам; когда же

они все или те, которые смогут я пожелают присутство-

вать (на выборах), соберутся к назначенному дню выбо-

ров, названный архиепископ майнцский-и никто дру-

каждого в отдельности, в следующем порядке: первого,

разумеется, он опросит архиепископа трирского, коему

вестно, принадлежал ему до сих пор; второго-кёльнского

архиепископа, коему по рангу и должности присвоено пер-

вому возлагать королевскую корону на римского (короля;

третьего-короля Богемии, коему, среди светских кня-

зей-избирателей, по его королевскому сану, по праву и

по заслугам принадлежит первенство; четвертого - пфа-

лыцграфа рейнского; пятого - герцога саксонского; .шес-

названный архиепископ майнцский расспросит в указанном

порядке. После этого названные князья-избиратели, его

соучастники (по выборам), спросят, в свою очередь, его,

чтобы и он сам выразил свое мнение и объявил им, (за

Г л а в а V

О праве пфальцграфа (рейнского),

а также герцога саксонского

зывался престол Священной империи вакантным, светлейший

пфальцграф рейнский, эрщтрухзес (верховный стольничий)

Священной империи на основании своего княжеского досто-

инства или пфальцграфской привилегии должен до принятия

власти, будущим римским королем быть временным правите-

лем этой империи в рейнских землях, в Швабии и в облас-

тях, где действует франконское право, с властью творить

суд, предоставлять церковные бенефиции, собирать налоги

и доходы, раздавать лены, принимать присяги на верность

вместо (императора) и от имени Священной империи...

И мы желаем, чтобы в тех местах, где действует сак-

сонское право, этим же правом временного правления

вался светлейший герцог саксонский эрцмаршал Священной

империи, таким же образом и на таких же условиях, как

это изображено выше.

Глава VII

О наследовании князей-избирателей

Мы с божьей помощью, желая наилучше предотвратить

будущие опасности, устанавливаем и императорской

властью постановляем настоящим законом, долженствующим

иметь силу на вечные времена, чтобы после того, как

кто-либо из этих светских князей-избирателей скончает-

и власть в этих выборах переходили беспрекословно к

его законному первородному сыну недуховного звания...

Глава IX

О золотых и серебряных и иного вида рудниках

Настоящим постановлением, долженствующим сохранять

силу на вечные времена, мы устанавливаем и, пo над-

лежащем рассмотрении, объявляем, что наши наследники,

короли Богемии7, а равно князья-избиратели, все вместе

и каждый в отдельности, которые когда-либо будут, - ду-

ховные и светские,-всеми копями, золотыми и серебряны-

ми, и рудниками олова, меди, железа, свинца и других

любых металлов, а также соли, как найденными, так н мо-

гущими быть найденными когда-нибудь впоследствии в ука-

занном (королевстве, в землях, ему принадлежащих, и во

Владениях, подвластных тому же королевству, могут пол-

ностью обладать и законно владеть со всеми, безо всяко-

го исключения, правами, как таковые веши) могут нахо-

диться и обыкновенно находятся B (чьем-либо) владе-

Глава Х

О монетах

Кроме того, мы постановляем, чтобы каждому будущему

королю Богемии, нашему преемнику, (предоставлено было)

следующее право, которое, как известно, предоставлялось

с древнего времени нашим предшественникам, достославным

королям Богемии, и которым они мирно и беспрерывно об-

ладали, а именно (право) производить и разрешать произ-

водить чеканку золотых и серебряных монет во всяких

местах и частях своего королевства, подчиненных ему зе-

мель и принадлежащих (ему владений), где король пред-

пишет и где ему

7 Издавший буллу император Карл IV был королем Боге-

мии (Чехии).

заблагорассудится,-всяким способом и во всякой форме,

которые до сего времени соблюдались в самом королевстве

Богемии и в этих (его землях)...

Равным образом мы желаем, чтобы настоящее постанов-

ление и пожалование, в силу настоящего нашего импера-

торского закона, полностью было распространено на всех

князей-избирателей, как духовных, так и светских, на их

преемников и законных наследников во всех тех видах и

на всех тех условиям, как говорятся выше.

Глава XI

Об иммунитете князей-избирателей

Мы постановляем также, что никакие графы, бароны,

сеньоры, ленники, вассалы, владельцы замков, рыцари,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Элий Секстий согласился дать взаймы Квинту Тицию десять мешков с зерном, хранящихся на складе, ключ от которого был передан Тицию. На следующий день, решив забрать зерно, Тиций обнаружил, что склад сгорел от удара молнией. Однако Секстий потребовал соблюсти условия договора и вернуть долг. Должен ли Тиций выполнить условия соглашения? Каким будет решение суда эпохи классического Римского права, согласно «Институциям» Гая

В данном вопросе присутствует договор займа. В римском частном праве договор займа представляет собой договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму или известное количество иных вещей, определенных родовыми признаками (зерно, масло, вино), с обязательством заемщика вернуть по истечении указанного в договоре срока либо по востребованию такую же денежную сумму или такое же количество вещей того же рода, какие были получены (D. 44. 7. 1.2.).

Заем является одним из реальных договоров, т.е. обязательство в этом случае устанавливается не только простым соглашением (consensus), но и передачей вещи (res); нельзя требовать возврата от того, кто ничего не получал. уголовный недвижимость право аренда

Реальный характер договора займа не означает, однако, что в этой категории договоров consensus, соглашение сторон, не имеет существенного значения: соглашения сторон недостаточно для возникновения заемного обязательства, однако (как и при всяком договоре) соглашение и при займе является необходимым моментом. Нет consensus, нет и договора. В текстах римских юристов встречают примеры того, что, несмотря на передачу вещей, обязательство не возникнет, потому что между сторонами не consensus, a dissensus (разногласие, недоразумение); так, передана денежная сумма, причем передающий деньги делает это с намерением дать взаймы, а получающий думает, что ему дают их в дар или на сохранение: займа нет за отсутствием согласованной воли двух сторон.

Mutuum является не первоначальной формой договора займа. В древнейшем римском праве для этой цели пользовались формальной сделкой nexum (совершавшейся per aes et iibram, с помощью меди и весов), а также стипуляцией. По мере развития хозяйственной жизни, расширения торговли, ремесленной промышленности совершение не только такой громоздкой сделки, как nexum, но даже и более простой, однако все-таки формальной - стипуляции стало затруднительным. Требования хозяйственной жизни привели к тому, что судебную защиту стали получать и неформальные договоры займа; так появилась новая форма займа - реальный договор займа, для юридической силы которого не требовалось облекать согласие сторон в какие-либо торжественные формы, а достаточно было лишь передать на основании соглашения сторон так называемую валюту займа, т.е. деньги, зерно, вино и тому подобные вещи, определенные родовыми признаками.

Характерные признаки договора mutuum можно определить следующим образом:

а) mutuum - реальный договор, т.е. получающий юридическую силу лишь с того момента, когда на основании соглашения сторон последовала передача res, вещи;

б) предмет договора - денежная сумма или известное количество других вещей, определенных родовыми признаками (весом, числом, мерой);

в) эти вещи передаются заимодавцем в собственность заемщика;

г) вещи передаются с обязательством для заемщика вернуть заимодавцу такую же денежную сумму или такое же количество вещей такого же рода, какие были получены.

Если заем не денежный, заемщик обязан вернуть не только такое же количество вещей, какое было получено, но и по качеству не хуже полученных взаймы вещей.

Поскольку предметом займа служили вещи, определенные весом, числом, мерой (а не индивидуально), причем они поступают в собственность заемщика, на нем лежал и риск случайной гибели полученных вещей: если в силу случайной причины взятые взаймы вещи погибали и заемщик не имел возможности ими воспользоваться, он не освобождался от обязанности вернуть полученную сумму (количество).

Обязательство, возникающее из займа, строго одностороннее; заимодавец имел право требовать от заемщика возврата такого же количества вещей, такого же рода и качества, какое было получено; на заемщике же лежала соответствующая обязанность. Заимодавец уже при самом заключении договора, так сказать, сделал свое дело, передав в собственность заемщика денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками; поэтому из договора для него возникало только право требования, никакой обязанности на заимодавце не лежало. Для осуществления права требования (о возврате взятой взаймы суммы денег или других вещей, определенных родовыми признаками) заимодавцу давались иски строгого права (actio certae creditae pecuniae и кондикция). Наоборот, заемщик при заключении договора уже получил деньги, зерно, вино и т. п. и потому не может требовать из договора чего-либо; для него возникала из договора только обязанность возврата такой же денежной суммы или того же количества вещей, какое было получено от заимодавца.1

Из договора займа не вытекала обязанность заемщика платить проценты с занятой суммы. Однако широко применялось в практике заключение особого соглашения о процентах. Максимальный размер процентов в разное время определялся различно: в классическом праве - 1 % в месяц, в праве Юстиниана - 6% в год (для торговцев - 8% в год) начисление процентов на проценты было воспрещено.

Соглашение относительно срока платежа по займу было несущественным: договор можно было заключить и на точно определенный срок и без срока (в последнем случае кредитор имел право потребовать возврата занятой суммы когда угодно).

Под влиянием греческого права вошли к практику специальные расписки - хирографы (см. выше, гл. II). Составление такого документа, представлявшего собой расписку должника (заемщика) в получении денежной суммы или иной валюты займа, облегчало для кредитора лежавшее на его обязанности доказывание факта передачи валюты займа, а следовательно, и доказывание права требовать от должника возврата занятой суммы. Обеспечительным характером расписки (в только что указанном смысле) объясняется другое название, которое имел такой документ: cautio credilae pecuniae, т.е. документ, обеспечивающий доказательство передачи валюты займа.

Практика составления письменного документа, расписки, в которой должник подтверждал факт получения валюты, породила опасность неосновательных требований кредиторов от должников не полученных последними сумм. По самому характеру договора займа более сильной в социально-экономическом смысле стороной является заимодавец. Заемщик, нуждающийся в денежной сумме, фактически оказывался в зависимости от заимодавца, который мог диктовать ему условия. На этой почве в жизни стали нередки случаи, когда составление документа не сопровождало получение валюты займа, а предшествовало ему. В связи с этим часто случалось, что должник, ожидавший получения валюты, подписывал по требованию более сильного (социально и экономически) кредитора документ, удостоверяющий обязанность должника вернуть полученную валюту займа; документ передавался кредитору, а между тем валюту должник фактически так и не получал.

Развитию такой практики очень способствовало то, что должниками были, по общему правилу, малоимущие, а кредиторами - верхушка рабовладельческого общества. На почве указанных фактов для должника создавалась угроза, что недобросовестный кредитор использует имеющуюся у него на руках расписку, содержащую признание должника в получении валюты, и последнему придется платить неполученную сумму займа. Очевидно, что такая угроза нередко действительно осуществлялась и это приводило к озлоблению должников. Поэтому и возник вопрос о необходимости предоставления должнику каких-то правовых средств, чтобы оградить его от опасности взыскания несуществующего долга.1

С этой целью в тех случаях, когда кредитор, не передавший должнику валюту займа, тем не менее предъявлял к домовладыки. Свое название данное сенатское постановление получило по имени некоего Мацедо, который взял деньги взаймы, а затем, не имея возможности удовлетворить требований кредитора о возврате занятой суммы и опасаясь неприятностей, связанных с принудительным взысканием, убил своего отца, чтобы таким образом ускорить получение наследства и расплатиться с кредиторами. Senatusconsultum Macedonianum направлен на то, чтобы устранить в умах подвластных всякую мысль о необходимости принимать какие-либо меры во избежание взыскания. Сенатусконсульт признавал имеющим полную юридическую силу договор займа подвластного только в тех случаях, когда заем был получен с согласия или ведома домовладыки либо был обращен в пользу домовладыки. Если указанных условий нет, то против иска заимодавца стали давать exceptio senatusconsuiti Macedonian! и этим обессиливать его (даже после смерти домовладыки, когда подвластный становился самостоятельным лицом). Впрочем, подвластный оставался обязанным naturaliter, т.е. произведенный в погашение этого обязательства платеж имел юридическую силу, но иска об исполнении кредитор не мог предъявить.

В данном случае говорится о договоре займа. Гай говорил: «Дача взаймы заключается в передаче вещей, которые можно взвесить, подсчитать, измерить. Эти вещи мы даем с тем, чтобы они поступили в собственность получающего, а он впоследствии вернул не те же вещи, а другие, но такого же рода!» Заем относится к контрактам реальным. Реальный договор вступал в силу не с момента соглашения сторон (пусть даже и письменного), а с момента фактической передачи вещи. Обещание передать вещь не имело никакого юридического значения и не порождало обязательства, поэтому в случае спора судья первым делом выяснял, была ли передана сама вещь. Суд при толковании данного договора был полностью связан его буквой и обязан был воспринимать его положения буквально.

Выходя из вышеизложенного, можно сформулировать решение суда по данному договору. Тиций условия соглашения выполнять не должен, так как он взял только ключ от склада, в котором хранилось зерно. Объект займа - зерно - Тиций не успел забрать, и договор займа не вступил в законную силу. Место имел казус - склад сгорел от удара молнией и зерно вместе с ним. Поэтому Тиций Секстию ничего не должен.

2. Маний Курий завладел пустующим земельным участком, собственник которого Авл Анций переселился, насколько было известно, в одну из римских провинций. После годичного хозяйственного использования нового земельного участка Маний Курий сдал его в аренду. Полгода спустя, явился АвлАнций и, ссылаясь на свое квиритское право, изгнал арендатора с участка. Правомерны ли действия Мания Курия? Законны ли действия Авла Анция согласно «Институциям» Гая

Владение (possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно); держание же (detentio) как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.). В Римском праве различали следующие виды владения: 1) лица, которые свое владение вещью основывали на сделки с собственником, обладали физической власть над вещью; 2)в связи с фактами, предшествующими установления владения со стороны цивильных, или интердиктных держателей, это владение делилось на формально правильное и формально неправильное держание; 3) possessionjusta делилось на добросовестное и недобросовестное владение. Владельческая защита имела только предварительный (или провизорный) характер: если в результате спора о владении вещь присуждалась не тому, кто имел на нее право, то этот последний мог затем предъявить свой собственный иск (виндикацию). Если ему удавалось доказать право собственности (а не только факт владения), он мог истребовать вещь от фактического владельца.

Владельческая защита, построенная на выяснении одних только фактов (владения и его самоуправного нарушения), вне зависимости от вопроса о праве на владение данной вещью, называлась поссессорной (possessorium); защита прав, требующая доказательства наличия у данного лица права, называлась петиторной (petitorium). Владелец имел право требовать защиты недвижимой вещи при помощи (по приказу соответствующего органа); так применять различные интердикты (с помощью интердикта можно было сохранить или получить владение собственной вещью).

Способы приобретения собственности со стороны римских граждан назывались adgisitionesciviies, в свою очередь цивильные способы делились на публичные (требовалось разрешение государственного органа) и частные (собственность создавалась по воле и действиям частного лица). По предмету приобретения способы приобретения собственности делились на универсальные (способ, при котором устанавливалась собственность на целое имущество некого лица или на массу различных предметов) и сингулярные (право собственности основывалось на отдельный предмет). По времени действия способы преобретения делились на intervivos (предназначены для ежедневного правового оборота между живыми людьми) и mortiscausa (случае смерти)

Защита права собственности различны: для квиритского (в римском праве древнейший вид собственности («по праву квиритов» - ех jure Quiritium), субъектами которой могли быть римские граждане или те из иностранцев, которым было даровано jus commercii (право торговли). квиритская собственность считалась наилучшей собственностью) собственника - петиторный иск, actionnegatoria. Для бонитарного (данный вид собственности не признаваляь цивильным (квиритским) правом, поскольку вещь приобреталась без обряда манципации. Превращение бонитарной собственности в цивильную происходило с истечением срока приобретательной давности) собственника - exceptionrejvenditaeactraditae, Exceptionrejvenditaeaetraditae. Так же собственники могли воспользоваться индтердиктом, употреблять ряд пенальных или деликтных исков и др.

Согласно Римскому праву условия приобретения собственности путем постоянного владения в течении одного или двух лет были следующими: для движимого имущества - один год, для недвижимого - два года.

Гай (Gaius) (2 в. н. э.), римский юрист, автор учебного руководства по римскому праву «Институция Гая» (в 4 книгах) -- классического изложения римского права по отдельным институтам.

«Институции Гая» -- единственный дошедший практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Гай стремился вывести фундаментальные принципы, лежащие в основе права, и, уже исходя из них, давать трактовку отдельных вопросов; также уделял особое внимание истории права и особенностям его применения в провинциях.

Согласно Институции Гая владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретает собственность по давности, недвижимости приобретались в собственность годичным владением, следовательно действия Мания Курия правомерны («Институций» Гая кн.2, ст. 51-53).

3. Собственник земельного участка некий Луций уехал путешествовать и отсутствовал долгое время. Когда же вернулся, то обнаружил на своем участке постройку. Луций подал иск. Каким будет решение суда эпохи классического Римского права, согласно «Институциям» Гая

Давность владения в отношении земельного участка [устанавливалась] в два года. если меньше составлял срок отсутствия, то вернуть участок а постройку разрушить.

Сервитуты в Древнеримском праве означали:

а) форму долгового обязательства;

б) форму земельной собственности;

в) вещь, перешедшую в собственность по праву давности владения;

г) форму ограничения права собственности.

4. Томас Херет, подозревавшийся в злостном преступлении, был допрошен под пыткой, но не был изобличен и не сознался в приписываемом ему преступлении. После освобождения Т. Херет подал иск на судью, обвиняя его в незаконных истязаниях, который тот ему присудил. Какому взысканию подвергнется судья по Каролине

Такие судьи подлежат наказанию как виновники подобного несправедливого допроса под пыткой. Они должны, согласно праву и соответственно сущности и обстоятельствам нарушения, понести наказание и возместить ущерб и могут быть оправданы только непосредственно ведающим ими высшим судом.

Закон Фридриха II 1220 г. предусматривал:

а) сохранение обычая по сбору пошлин в пределах юрисдикции церкви;

б) введение новых налогов на церкви;

в) сохранение права церкви на чеканку монеты на территории королевства;

г) сохранение пошлин и права на чеканку монеты на церковных территориях.

В случае смерти "духовного князя", его имущество по закону 1260 г. переходило:

а) в казну короля;

б) в пользование крестьянской общины;

в) в пользу церкви;

г) по наследству в роду.

Закон 1232 г. предписывал для городского населения:

а) выполнение всех повинностей согласно обычая и закона;

б) выполнение повинностей назначенных по воле и прихоти сеньора и управляющих;

в) выполнение повинностей не предусмотренных обычаями и законами.

5. Ордонанс Франциска I «Об отправлении правосудия» 1539 г. дает яркое представление об основных принципах инквизиционного процесса во Франции в период абсолютизма. Из предложенного перечня выберите варианты характеристик данного судебного процесса: а) тайное дознание; б) допрос с пристрастием; в) гласность процесса; г) допуск защитников, д) равноправие участников; е) недопущение защитников

В августе 1539 года Франциск I издал Ордонанс относительно уголовного суда и судопроизводства, который частью повторял положения Ордонанса 1498 года, частью изменял их, а частью дополнял. Здесь встречаются новые ограничения прав обвиняемого, особенно в том, что касается производства очной ставки на допросе, избрания меры пресечения, ссылок на свидетелей, которые могли бы показать в пользу обвиняемого, и другие. Многие нормы Ордонанса 1539 года были включены впоследствии в большой уголовный Ордонанс 1670 года.

Ордонанс 1539 года окончательно закрепляет основные принципы инквизиционного или розыскного процесса -- возбуждение дела не только по жалобе (plainte) потерпевшего, но и на основании данных, полученных судьей из какого-либо другого источника; недопущение защитников или поверенных обвиняемых, письменное и тайное дознание, решающая роль признания обвиняемого, а следовательно, допрос с пристрастием и пытка. Обращает на себя внимание тесное взаимодействие в ходе уголовного процесса судей и прокуроров.

Судья лично или через своих помощников ведет расследование, а затем посылает материалы дела для письменного заключения прокурору, после чего судья дает то (или другое направление делу. Заключение прокурора требуется и перед началом судебного следствия. Можно отметить еще, что в ордонансе проведена отчетливая грань между юрисдикцией светских и церковных судов. Кроме того, предписывается составлять судебные акты не на латинском, а на французском языке.

Исходя из всего вышесказанного это - пункты а) тайное дознание и б) допрос с пристрастием.

6. Мэр г. Труа отказался зарегистрировать брак Пьера. (возраст 26 лет) и Мари. (возраст 18 лет) без согласия матери Мари, хотя отец ее согласие на брак дал. Мари и Пьер подали иск в суд. Какое решение вынесет суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 г.

Брак по ФГК рассматривался как договор, поэтому для его заключения требовалось взаимное согласие супругов (ст. 146 ФГК «Нет брака, если нет согласия»). Для вступления в брак необходимо было достичь возраста полных 18-ти лет для мужчин и 15-ти лет для женщин (ст. 144 ФГК), не состоять в другом браке (ст. 147 ФГК), а для несовершеннолетних требовалось согласие родителей (сын - 25 лет, дочь - 21 год) (ст. 148 ФГК).

Кодекс провозгласил юридическое равенство, устанавливая, что каждый француз пользуется гражданскими правами. Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем, полной реализации этот принцип не получил, поскольку лица иностранного происхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения. До 18.02.1938 года ст. 213 гласила: "Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена - послушание своему мужу". Согласно ст. 214 жена обязана жить вместе с мужем и следовать за ним всюду, где он решит находиться; муж обязан принять ее и предоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своим возможностям и своему положению.

Из всего вышесказанного, что Пьера и Мари, скорее всего, будет удовлетворен, по причине указанной в самом Французском Гражданском Кодексе 1804 г. Жена по закону беспрекословно подчиняется мужу, а отец Мари свое согласие дал.

7. В Германии в начале XX века химический концерн построил завод, не оборудованный очистными сооружениями. Сброс газов и сточных вод завода привёл к тому, что на соседних земельных участках снизилась урожайность и ухудшились условия жизни крестьян. Собственники участков, крестьяне, обратились в суд с иском против концерна, требуя, чтобы были приняты меры против выбросов вредных веществ на их земли. Адвокаты концерна заявили в суде, что воздействие вредных веществ на земельные участки крестьян якобы незначительно Как было бы решено дело по Германскому гражданскому уложению 1900 г.

Параграф 906 Германского Гражданского Кодекса 1900 года ограничивал собственника земельного участка в интересах хозяйственного использования других земельных участков, обязывая земельного собственника терпеть проникновение на его участок дыма, пара, копоти, газа и др. эмиссий, если они нарушают его интересы в незначительных объемах. В случае если эмиссии с соседних участков земли оказывают «недопустимое воздействие на его участок» (§ 907, собственнику земельного участка могут быть представлены запретительные полномочия).

Но по условиям задачи адвокат концерна на суде заявило том, что воздействие вредных веществ является незначительным. Если на судебном слушании дела будет доказано, что вредных отходов не значительное количество то по иску собственников будет принято решение в пользу ответчика в соответствии с § 906.

Однако в данном деле суд может принять решение пользу истца т.к. представляет консолидацию собственников, а следовательно был подан коллективный с изложенными в нем требованиями, но именно истец должен доказать, что его земельному участку причинен значительный вред. В данном случае суд может принять два решения в пользу истца:

Первое, обязать химический концерн, а именно завод который вёл сброс газов и сточных вод на земляные участки собственников поставить очистные сооружения;

Второе, выделить собственникам данных земельных участков равноценные земляные участки на незагрязненной территории (если истцы будут ссылаться на гл. 2 § 907). В тоже время суд может отклонить иск, сочтя его бездоказательным основываясь на заявления адвокатов, которые ссылаются на § 906 гл 2 .

Согласно ст. 823 ГГУ противоправное умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью или собственности подлежит гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Согласно ст. 842 возмещению подлежит также упущенная выгода. Следовательно, если истцы докажут факт причинения ущерба и потребуют принять меры против выброса вредных веществ на их землю, то согласно закону эти требования подлежат удовлетворению. Однако доказать вину концерна будет непросто, а правила ст. 823 ГГУ говорили о том, что вред, причиненный источником повышенной опасности подлежит возмещению только при наличии вины концерна. Доводы адвокатов в данном случае не обоснованно, так как возмещению подлежит любой вред, будь он даже незначительным.

8. Конгресс США самостоятельно, опираясь на нормы Конституции, назначил исполняющего обязанности президента США. В каких случаях правомерны действия Конгресса

Полномочия Конгресса США

Согласно Конституции США, Конгресс имеет следующие полномочия:

· устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;

· занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;

· регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;

· устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;

· чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;

· предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;

· создавать почтовые службы и почтовые пути;

· содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;

· учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;

· определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;

· объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;

· формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;

· создавать и содержать военно-морской флот;

· издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;

· предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;

· предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;

· осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;

· издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.

Следовательно, опираясь в частности на последний пункт полномочий Конгресса США указанные действия полностью правомочны. Конгресс США назначает исполняющего обязанности: в случае удаления президента от его должности, или его смерти, отказа или неспособности к исполнению возложенных на него обязанностей, его заменяет вице-президент. Конгресс в случае удаления, смерти, отказа или неспособности к службе, как президента, так и вице-президента, может особым актом назначить лицо, которое будет исполнять обязанности президента до прекращения причины его удаления от должности, или до вы бора нового президента.

Список использованной литературы

1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2002.

2. Институции Гая// СПС Гарант.- 2008.- №16 [Электронный ресурс]

3. История государства и права зарубежных стран/Под общ ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой.- М.: Норма,2005.- 684с.

4. Максименко С.Т., Баринова М.Н., Римское частное право: Учебное пособие для вузов.- М.: Юстицинформ, 2006.- 208с.

5. Муромцев С.А., Гражданское право Древнего мира/ С.А. Муромцев.- М.: Издательство Статут, 2003.- 685с.

6. Новацкий И.Б. Основы римского гражданского права. - М., 2004.

7. Омельченко О.А., Римское право: Учебник.- М.: ЭКСМО, 2007.- 224с.

8. Попова А.В., История государства и права зарубежных стран/ А.В. Попова.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.- 412с.

9. Романовская В.Б., Курзенин Э.Б. Основы римского частного права/ В.Б. Романовская, Э.Б. Курзенин.- Нижний Новгород: НГУ, 2000.- 297с.

10. Римское частное право, И. В. Новицкого, И. С. Перетерского. - М. 1948 , 1944.

11. Римское право И. Пухан, М. Поленак-Акимовская - М. 1999.

12. Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - 1994. - № 4.

13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М., 1996. Т. 1, 2.

14. Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

15. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика применения римского права во Франции. Использование римского права в Англии. Характеристика римского права в Германии. Возвращение Европы к уважению права, пониманию его значения для обеспечения порядка и прогресса общества.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2006

    Понятие и основные источники римского права, их типы и особенности применения на современном этапе. Определение и оценка роли римских юристов в становлении и развитии римского права на примере работ юриста классического периода Домиция Ульпиана.

    реферат , добавлен 22.12.2011

    Предмет и основные черты римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция, источники римского права. Осуществление прав и формы их защиты. Возникновение государственного суда в Риме. Понятие о легисакционном и формулярном процессе.

    шпаргалка , добавлен 10.11.2010

    Рассмотрение источников римского права. Понятие права, сущность и общая характеристика. Обзор источников римского права. Кодификация Юстиниана и иные памятники. Общественные отношения, связанные с рассмотрением источников римского права, их суть.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Статьи о воровстве, о свидетельстве (на суде) согласно своду законов "Русская Правда. Пространная редакция". Выплата денежного долга по положениям Псковской судебной грамоты. Решение суда по нормам Судебника 1497 года. Воинский артикул 1715 года.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2014

    Древнейший период Римского права, особенности существования "военной демократии". Развитие протогосударственной структуры общества. Начало борьбы между патрициями и плебеями. Предклассический период публичного и гражданского права. Расцвет Римского права.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Понятие источников римского частного права. Эдикты магистратов, их значение для выработки новой системы права. Деятельность юристов, значение римской юриспруденции для формирования и развития права. Систематизация (кодификация) римского частного права.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Римское право: связь с основными правовыми системами современности в их историческом развитии. Система римского частного права, его отличия от права публичного. Роль римского права в истории права и правовых учений, его значение для современного юриста.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Источники римского права как источник содержания правовых норм, а также способ, форма образования и познания. Периодизация данной отрасли права, основные особенности его становления на протяжении исторического развития. Сущность и формы рецепции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Роль римских юристов в развитии права в классический период. Институции Гая и их значение в эволюции римского права. Вещное и залоговое право, обязательство лиц и договоры в римском праве классического периода. Особенности договора трудового найма.




Top