Сколько конституций было принято в рф. Принятие первой советской конституции россии. Причины принятия Конституции

Сегодня Конституции Российской Федерации исполнилось 23 года. Не стоит путать день принятия документа с его вступлением в силу (25 декабря 1993 года). История Конституции России – это бесконечное количество изменений и поправок, которые привели к созданию современного варианта документа. Годы принятия Конституции отображают разные этапы в развитии страны. За всю историю России действовало пять высших юридических нормативных правовых актов – 1918, 1925, 1937, 1978, 1993.

Сроки действия Конституций составляли 7 лет, 12 лет, 41 год и 15 лет. Это говорит о том, что Россия прошла сложный исторический путь, потому что принятие каждого документа свидетельствовало о кардинальном изменении жизни общества. Таким образом правительство подводило своеобразный итог предшествующим событиям, а также начинало новый этап в развитии государства. Первые четыре конституции по своему типу были советскими социалистическими конституциями, которые, несмотря на существенную разницу, сохраняли все социалистические ценности, утверждение советской власти, диктатуру над рабочим классом. В какой-то степени конституции 1918, 1924, 1937, 1978 годов были фиктивны. В них были закреплены определенные принципы, которые в жизни применялись очень редко. Например, принадлежность власти трудящимся, использование гражданами своих политических прав и свобод, полновластие Советов.

Первая Конституция

Первый высший юридический нормативный правовой акт был принят на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года. Его утверждение произошло после Октябрьского переворота. Документ насчитывал в себе шесть разделов. В первой Конституции основы устройства общества определял не принцип преемственности конституционного развития, а лозунги, которыми руководствовались большевики во главе с Лениным. Документ был построен таким образом, что полностью зачеркивал весь предыдущий государственно-правовой опыт России. Первая Конституция имела не прикрытый классовый характер. В ней совершенно не учитывалась демократическая концепция, что народ – это носитель и источник суверенитета страны. С одной стороны в ней была закреплена власть Советов и рабочего населения страны, но с другой – государством правила диктатура, которая не интересовалась проблемами простого населения, а иногда и лишала прав отдельные группы лиц, даже в ущерб интересам социалистической революции.

В Конституции 1918 года Россия считалась федеративным государством, но фактически ее субъекты так и не были определены. В первом высшем юридическом нормативном правовом акте открыто призывалось к применению насилия, что учредить в стране новый социалистический строй. В документе призывалось к уничтожению частной собственности, даже можно было ее принудительно безвозмездно изъять. Подобные характеристики отсутствовали в последующих версиях Конституции.

Вторая Конституция

Третья Конституция

Развитие РСФСР уже было напрямую связано с СССР, поэтому была необходимость создать общую Конституцию, которая вступила в силу в 1937 году. С ее «приходом» начался новый этап в развитии страны. Считалось, что будут построены основы социализма, которые ликвидируют эксплуататорские классы и элементы, а значит, приведут к созданию так называемой социалистической демократии. В новой Конституции все же сохранилось определение классовой сущности, но форма выражения была полностью изменена. Кроме этого, за гражданами были закреплены права независимо от социального признака, впервые упоминалось о равноправии, хотя и в утонченном виде. Таким образом, в Конституции появились первые «признаки» демократических установок, однако пока они были идеологически ориентированы. Документ этого периода уже имел более четкую юридическую форму.

Четвертая Конституция

В 1978 году была принята новая Конституция. За время своего действия (15 лет) она неоднократно изменялась. Это касалось как отдельных правовых норм, так и самой сущности документа. В отличие от всех предыдущих версий Конституции четвертая была самой нестабильной, при чем изменения в ней часто были радикальными. В новой Конституции подразумевалось, что общество вступило на новый путь – развитого социализма, который означал, что государство постепенно будет прощаться с советской диктатурой и становится общенародным. Впервые в документе слово «народ» было заменено на «субъект», которому принадлежит вся власть в стране. Однако в Конституции было прописано, что руководящей силой советского общества остается коммунистическая партия. Реформирование Конституции началось в 1989 году, которое подразумевало существенное изменение ее основных черт. Конечно, все значимые изменения вводились поэтапно: отказ от названия социалистического государства, удаление положения о коммунистической партии как ядра государства, признание прав человека, признание частной собственности.

Октябрьская революция 1917 г. прервала эволюционный путь конституционного развития российской государственности, радикально сломав, по существу, все прежние институты власти и права.

Первыми актами конституционного значения явились Декреты о власти, мире, восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. разрабатывалась под руководством партии большевиков с непосредственным личным участием В. И. Ленина и была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения Конституции РСФСР; 3) организация советской власти в центре и на местах; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась идеологическая и социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата. В качестве политической основы учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Закреплялись основные цели и принципы экономических преобразований: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и части промышленности. Срок действия Конституции РСФСР 1918 г. определялся как "переход от капитализма к социализму".

Основным законом РСФСР 1918 г. закреплялась единая система центральных и местных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских Съездов Советов; в областях, губерниях, уездах, волостях учреждались соответствующие Съезды, Советы и их исполкомы, в городах и селениях формировались городские и сельские Советы.

Конституция РСФСР провозглашала федеративное устройство России. Субъектами федерации в первую очередь признавались национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов на правах автономии в РСФСР. Устанавливалось, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы, входящие на началах федерации в Российскую Федеративную Советскую Республику".

Избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала социально-политическую ситуацию того времени и главный идеологический принцип большевиков – диктатуру пролетариата. К выборам допускались лишь граждане, подпадающие под категорию "трудящиеся". Представительство от социальных групп, обладавших избирательным правом, также не было равным. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим.

Конституция 1918 г. закрепляла многоступенчатую систему выборов. В качестве прямых предусматривались только выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней Советов избирались на соответствующих Съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Главная историческая роль Конституции РСФСР 1918 г. выразилась в закреплении новой системы политических, экономических, социальных и идеологических отношений, которые положили начало советскому периоду государственного права России.

Последующие конституции РСФСР – 1925, 1937 и 1978 гг. были органически связаны с союзными конституциями 1924, 1936 и 1977 гг.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. была принята после окончания гражданской войны и явилась следствием образования в 1922 г. Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе Конституция РСФСР 1925 г., были тесно связаны и дополняли друг друга. Такая взаимосвязь основывалась на концепции единой советской Конституции. Известный юрист того времени П. И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и составляют вместе единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР было появление гл. 4 "Об автономных Советских Социалистических республиках и областях", где был обобщен семилетний опыт национально-государственного строительства РСФСР. В Конституцию РСФСР 1925 г. не была включена "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа", составлявшая первый раздел в Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с гем в ней говорилось, что она исходит из основных положений данной Декларации и основных начал первой российской Конституции 1918 г. (ст. 1).

По Конституции 1925 г. Россия передавала свои основные суверенные права Союзу ССР. Было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР в ведение органов СССР. На территории РСФСР обязательную силу имели постановления верховных органов государственной власти СССР по предметам, отнесенным к ведению Союза ССР (ст. 19). По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал союзной Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Устанавливалось единое союзное гражданство. За РСФСР, как и за другими союзными республиками, формально сохранялось право выхода из Союза ССР, территория могла быть изменена только с их согласия.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституция 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство, основанное на автономии. О том, что Россия действительно была оформлена как федеративное государство, высказывалось в тот период большинство советских ученых. Многие современные ученые склонны определять РСФСР, оформленную Конституциями 1918 и 1925 гг., как псевдофедеративное унитарное государство. Такая позиция основывается скорее даже нс на формально-юридической модели советского российского федерализма, а на фактической системе унитарных государственных отношений, функционирующих в тот период.

В соответствии с советскими конституциями Россия, как и другие союзные республики, лишь формально называлась суверенным государством, имеющим право выхода из состава СССР. Как и на союзном уровне, государственная структура в республиках строилась на принципе демократического централизма.

В Конституции РСФСР 1925 г. по аналогии с Конституцией СССР 1924 г. был учрежден новый орган государственной власти – Президиум ВЦИК, избираемый непосредственно ВЦИК. В период между сессиями ВЦИК он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР. Президиум ВЦИК созывал сессии ВЦИК и имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Были учреждены также аналогичные органы государственной власти на местах – президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Они проводили в жизнь решения центральных органов власти, избирали исполнительные комитеты.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на конституции других союзных республик.

В истории советского строительства Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. рассматривались как основные – законы переходного периода от капитализма к социализму. Победа в основном социалистических общественных отношений была зафиксирована в Конституции СССР 1936 г. и в принятых на ее базе конституциях союзных и автономных республик.

Третья Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. была принята вслед за Конституцией СССР 1936 г. на XVII Всероссийском Съезде Советов. Так же как и союзная конституция, она провозглашала "завершение строительства основ социализма".

Конституция 1937 г. состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I российской Конституции дословно повторяла гл. I Конституции СССР 1936 г. В гл. II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР, в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной, добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство – Союз ССР. Вне пределов прав Союза ССР, установленных в союзной Конституции, РСФСР сохраняла полностью свои "суверенные права", обладая, в частности, правом выхода из Союза ССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление России. РСФСР включала 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и б автономных областей. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывающую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики.

Конституция РСФСР закрепила аналогичные союзной систему органов государственной власти и управления, институты выборов и правового положения личности в республике. Главы III–XIII Конституции РСФСР были посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились по аналогии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Он избирал подотчетный ему Президиум – высший орган государственной власти в период между сессиями Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом – Правительством РСФСР объявлялся Совет Народных Комиссаров.

Конституция РСФСР 1937 г. детально регулировала организацию местных органов власти, вплоть до определения структуры отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Таким образом сверху навязывалась структура государственной власти на местах, что свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного устройства.

Глава IX Конституции РСФСР 1937 г. закрепляла вопросы бюджета РСФСР. Подробно определялся порядок разработки и принятия российского бюджета. Проект бюджета разрабатывался Правительством – СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР вместе с отчетом об исполнении бюджета. После утверждения проекта бюджета и отчета они подлежали опубликованию "во всеобщее сведение". Конституция РСФСР регулировала также основные принципы распределения доходов между республиканским и местными бюджетами.

Глава X Конституции РСФСР была посвящена вопросам суда и прокуратуры и полностью соответствовала содержанию гл. IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей и судами национальных округов, судами административных округов и специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, а также народными судами. Жестко централизованной была система прокуратуры. Прокурор СССР назначал сроком на пять лет не только Прокурора РСФСР, но и прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждением Прокурора СССР также сроком на пять лет.

Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР также были разработаны по аналогии с Конституцией СССР 1936 г. Определялся широкий для того времени круг политических, социальных и экономических прав, избирательная система основывалась на принципах всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Это свидетельствовало о расширении институтов демократии, отмене многих ограничений в области прав и свобод.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г., что свидетельствовало о единой государственности и унитаризме конституционно-правового регулирования.

Четвертая российская Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. была разработана и принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Цель новых советских конституций заключалась в воплощении концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. В качестве основных признаков развитого социализма новые советские конституции провозглашали укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества и формирование новой исторической общности людей – советского народа; закрепление общественной собственности на средства производства и запрет частной собственности, утверждение плановой системы хозяйствования. Организация государственной власти базировалась на принципе верховенства и единства Советов народных депутатов.

Как утверждалось в партийных доктринах того периода, принятие Конституции СССР 1977 г. и новых конституций союзных республик призвано было отразить этап "развитого социализма". Вступление в эту стадию означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В новых конституциях было впервые введено понятие парода как единой общности советских граждан, субъекта, которому принадлежит власть без проведения различий в правах разных категорий граждан. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. утверждалось, что данную Конституцию принимает и провозглашает народ.

На данном этапе конституционного развития российское конституционное право было обогащено новыми демократическими положениями. Конституционно провозглашался принцип равенства граждан перед законом и независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Расширился перечень прав граждан, особенно в социально-экономической сфере. К их числу добавились право на жилище, на охрану здоровья и ряд других. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. в определенной мере уточнила статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а также федеративный характер связей внутри РСФСР. Впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР. Расширялись права автономных образований в составе РСФСР. На этот раз не закреплялась необходимость утверждения органами РСФСР конституций автономных республик. Национальные округа были преобразованы в автономные, они впервые поименно перечислялись в Конституции. Если ранее статус автономных областей и округов регулировался положениями, то теперь в соответствии с новой Конституцией РСФСР он определялся Законом РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. отличалась более совершенной формой и содержанием. Впервые была введена преамбула, в которой закреплялось, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР. Основной текст состоял из 11 разделов, подразделявшихся, в свою очередь, на 22 главы. Значительно увеличился общий объем, усовершенствовалась систематизация конституционных норм по предметному признаку. В разделе "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Все это свидетельствовало о конституционном развитии.

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом идеале как о главной цели общественного развития и воспитания личности. Как и Конституция СССР, российская Конституция закрепляла принципы однопартийное™ и руководящей роли Компартии. Конечной целью провозглашалось построение бесклассового коммунистического общества с отмиранием государства и права как таковых. Социалистическое государство и право выступали основным орудием построения социализма и коммунизма. Трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Конституционная реформа в годы перестройки в СССР и РСФСР, начавшаяся с середины 1980-х гг., породила глубокие перемены в государственной и общественной жизни СССР и России, которые особенно очевидно проявили себя после августовского путча 1991 г. и распада Союза ССР. Эти изменения не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Ее текст на протяжении 1985–1993 гг. неоднократно и существенно изменялся.

Начало конституционной реформы в России было положено принятием в 1989 г. Законов РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР". Они значительно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов. К ведению этого огромного по составу высшего органа государственной власти был отнесен широкий круг вопросов, перечень которых был открытым, т.е. в любой момент мог быть расширен по усмотрению Съезда. К полномочиям Съезда было отнесено принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. Съезд народных депутатов избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за всю историю конституционного развития России се Верховный Совет стал двухпалатным органом, отражающим федеративное устройство республики.

Другим существенным новшеством стало изменение принципов избирательной системы. Хотя в новом избирательном законе и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. необходимость наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее указанием на состязательность выборов открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых же свободных выборах.

В 1989–1991 гг. Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР были конституционно реорганизованы и другие институты власти и управления на основе частичного внедрения принципа разделения властей в действующую государственную систему. Был учрежден и введен институт Президента России, образован Конституционный Суд РФ. Система местной власти стала трансформироваться в соответствии с принципами местного самоуправления и местной автономии.

Постепенно менялось правовое положение и природа России как республики в составе Союза ССР. Из официального названия союзного государства, республик в составе СССР и республик в составе Российской Федерации было исключено название "советская", "социалистическая". Россия стала именоваться как Российская Федерация – Россия.

Началом формирования самостоятельной конституционно-правовой политики Российской Федерации явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данной Декларации было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории над законодательством СССР, предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Российской республикой на всей ее территории. С распадом СССР конституционно-правовая политика России окончательно приобрела самостоятельность.

С конца 1980-х гг. до 1993 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. вносились многочисленные изменения и дополнения. Всего в Конституцию 1978 г. было внесено более 500 поправок и изменений. Их наибольшее число пришлось на 1991 – 1992 гг. Благодаря поправкам и изменениям были провозглашены принципы многопартийности, разделения властей, светского государства; учреждены такие неотъемлемые институты и принципы гражданского общества, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода передвижения, свобода информации и др. Одной из наиболее существенных новаций явилась отмена ведущей и направляющей роли Коммунистической партии, т.е. ее верховенства и монополии в политической системе. Были закреплены принципы политического плюрализма и идеологического разнообразия. Другим важным демократическим изменением стало закрепление множественности и равноправия форм собственности, в том числе частной.

Раздел "Государство и личность" был также значительно усовершенствован на основе включения в текст федеральной Конституции Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

Конституционные преобразования коснулись и государственного устройства. В Конституцию России были инкорпорированы положения Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Согласно данному документу края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург получили статус составных частей Российской Федерации, а бывшие автономные республики и ряд автономных областей стали именоваться республиками в составе России. Впервые составные части России вместе с центральной властью установили на договорной основе разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали. С распадом СССР, ратификацией Соглашения о создании СНГ, утверждением суверенной России из Конституции РФ были исключены статьи, вытекающие из факта пребывания России в составе СССР. Подтверждалась полная международная правосубъектность Российской Федерации, самостоятельность ее внешнеполитической и оборонной политики.

После существенных поправок Конституция России 1978 г. в новой редакции приобрела черты основного закона, закрепляющего либерально- демократический строй. Вместе с тем множественность ее изменений придала данному документу черты противоречивого акта. В новой редакции содержались противоречия внутри самого текста, сохранялись устаревшие подходы к организации политической системы и государственной власти. В Конституции РФ непоследовательно и недостаточно четко проводилось разграничение полномочий различных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, сохранялась идея полновластия Советов.

Противоречия в действующей Конституции РФ и, прежде всего, непоследовательное проведение принципа разделения властей, еще более усилились, когда с введением поста Президента России было по-прежнему сохранено всевластие высшего законодательного органа – Съезда народных депутатов. Это привело к тому, что на рубеже 1992/1993 г. вопросы конституционного развития и принятия новой российской Конституции оказались объектом жестокого политического противостояния между высшими органами законодательной и исполнительной власти. И та и другая ветвь власти осознавали, что невозможно преодолеть политический кризис постоянным латанием дыр в старой Конституции. Поэтому параллельно с изменениями и дополнениями в действующий Основной закон России стала проводиться работа по подготовке и принятию новой российской Конституции.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования. Декреты II съезда Советов были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап (октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап - Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы:

1) о федеративном устройстве (административно-территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией;

2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы).

3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года Сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года. К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования. В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно. Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства. Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей. Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность. В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты. Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы. Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию первым документом советской России, носящим конституционный характер.

Начиная с первого дня своего существования, Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.

Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918 г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте. Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов – А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я.М. Свердлов.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и И. В. Сталина.

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

Итак, страна обрела свой первый Основной закон.




Top