23 мая события в истории. Праздник тех, кто жует стирательные резинки. День труда на Ямайке

Истинная иноческая жизнь – ежедневный крест

Немощам и неисправлениям, о коих упоминаешь ты в своих письмах, – врачевство одно: отчаиваться отнюдь не надо, а приносить покаяние, смиряться и укорять себя во всем; и так на всякий день полагать начало к исправлению себя, а Господь, видя наше доброе произволение и терпение, подаст и всесильную помощь Свою довершить начатое нами поприще, которое есть, как нам, инокам, и объявлено сие ясно, ежедневный крест: претерпевый до конца, той спасен будет ()… (II, 90,141–142 ).

Монастырь – духовная школа, где происходит преображение ветхого человека в нового

Ты, утомившись мирскими скорбями, болезнями, думала найти покой в обители, ибо тебе казались все, живущие в обители, счастливыми, к чему и ты простиралась: но теперь познала над собой труд и скорбь от немощей душевных и телесных. Точно, надобно считать счастливыми их, потому что они позваны от Бога на служение Ему. Он дарует и покой, но не тотчас, а по мере нашего смирения; между сим же бывают духовные брани невидимого врага; мы побеждаемся и побеждаем, падаем и восстаем, пока утрудимся, познаем свою немощь и смиримся. Бог, призывая нас к себе, сокрывает многотрудность жизни монашеской; ибо если бы мир знал, какие будут воздаяния инокам правоживущим, то все бы пошли в монастырь; а когда бы знали, какие будут искушения и скорби, то никто бы не пошел (Иоанн Лествичник, Степень 1, гл. 23), и мы должны быть уверены, крест наш делан непременно из того древа, которое росло на почве нашего сердца; и ежели оставить нас в безскорбной жизни, то мы впадем в гордость и в разные страсти, а сим совершенно от Бога отдалимся. Ты надеялась в обители вести жизнь смиренную и просто святую и лететь на небо теплейшею молитвою; а теперь, видя в себе холодность, приходишь в уныние, от чего надобно больше бы смиряться, и даже сей духовный крест нести с благодарением. Заметь за собою, когда помолишься с теплотою, тогда не избежишь о себе мнения, и чем далее, тем более можешь приходить в гордость; а при отнятии сего дара и пришедшей холодности невольно должна смириться и иметь себя хуже всех. Ты себя считаешь хуже всех, а это Богу приятнее, мнимых тобою, твоих теплых молитв. Не предавайся унынию, но смиряйся; когда смиришься, тогда и согреется. Читай духовные книги и, видя свое убожество и недостоинство, паче смиряйся. Откровение<помыслов>тебе оттого трудно, что нет смирения; уничтожь себя в мысли, и можешь свободно обнажать свои язвы, и они будут получать исцеление. Искус всему тебя научит (V, 535, 715–717).

Нынче бывают по большей части бедственны участи супружеств: то как можно сравнить с оными райское, тихое житие монастырское? Хотя же и есть брань, но зато надежда воздаяния несравненно больше (IV, 75,186–187 ).

…Вы скажете: везде есть спасение, и в мире с женами можно спастися. Истинно правда! но там более требуется труда к исполнению заповедей Божиих: жена, дети, попечение о стяжании богатства, мирская слава; все сие служит большим препятствием к благоугождению Божию. всем повелено исполнять, а не одним монахам; монахам же точию излишнее: сохранение себя в девстве и нестяжание, которые способствуют к сохранению прочих заповедей. Не заботимся о пище и одеянии, ибо в оных Промыслом Божиим оскудения не имеем… В мирском же житии удобнее увлекаются в преступление заповедей; имуще в сердце залог страстей, не только не пекутся о искоренении их, но и не считают за нужное, и при всяком случае пришедшей вине является действие страстей. Скажем о сребролюбии. Пишет св. апостол Павел (): а хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть. Кто избегает сего злого корения? Всякий старается о стяжании, иногда и с неправдою, с лихоимством, с божбою и прочими небогоугодными делами. Здесь уже не спрашивай о любви к ближнему, о которой Сам Господь так много заповедал во святом Евангелии и святые Апостолы учили. О сластолюбии. Оное также господствует в мире, против коего Господь заповедует тако: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ()… Кто себе откажет в наслаждении, от которого разжигается сильнее пламень похоти плотской? А оная отлучает ум от Бога и ввергает в ров страстных плотских падений; за что сколь великие постигают от Бога наказания… Хотя же и позволено имети мирскому жену, но каким он обяжется попечением и печальми! По Писанию же: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (). С сим же попечением сопряжены многие скорби и заботы, а паче когда еще несогласие с женою; сети же и козни вражии предстоят на вожделение других, к сопротивлению Божию.

Слава же мирская сколько увлекает человека от Бога и святых Его заповедей, известно из слов Господних: возлюбиша человецы паче славу человеческую, неже славу Божию ()… Видите, что и самая вера от славы человеческой оскудевает, то может ли исполниться любовь к Богу и ближнему?..

Все сии три главнейшие страсти: сребролюбие, сластолюбие и славолюбие многое делают препятствие к исполнению заповедей Христовых, и пребывающему в мире трудно с оными бороться и не быть от них уязвлену… Не с тем сие пишу, чтобы судить мир; это не наше дело, – всем судия, Он силен и из оных многих привести в чувство: скорбями, болезнями или другим каким образом отлучить сердца их от пристрастия мира, вреждающего их, и спасти их души; ибо Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ()… Мир же, о котором пишется, не любити его и который повреждает нас, суть наши страсти, действуемые между людьми, и хотящему спастися и благоугодити Богу невозможно быть не уязвлену от них, от сообращения и упражнения в суете мира и с людьми, плотская мудрствующими, и потому сие к вам пишу, дабы показать, в чем состоит вред от мира для хотящих благоугодити Господу… Что мы все не безгрешны, и в монастыре живущие, в том нельзя прекословить; никтоже чист есть от греха, Аще и един день жития его будет (); в беззакониях бо зачинаемся и во гресех рождаемся и возрастаем (). Однако в монастыре удобнее к восстанию и покаянию: часто исповедуются пред духовником и причащаются Святых Тайн; Аще же случится что на совести, то в то же время прибегают к духовнику, каяся и зазирая себя, и тут же получают и разрешение и остаются в совести спокойны. По правилам отеческим и введенным обычаям в обителях, многие даже и ежедневно очищают совесть свою кратким признанием и исповеданием и малых своих поползновений пред отцем духовным. Сокрушение сердца и соболезнование всегдашнее о грехах и для нас нужно и необходимо. А в мирском обычае едва в год единожды сходят к духовнику на исповедь, но и тогда, за множеством народа, пришедшего к нему на исповедь, весьма кратко с ним изъясняются; в прочее же время года и не подумают поговорить пли посоветоваться с духовным отцом о спасении души, а некоторые два года и более остаются без сего душеспасительного врачевания.

Предложу тебе повесть от старчества, приличную к сей материи: «Брат некий вопроси старца, глаголя: како в мире суще мирстии людие, пост и молитвы презирающе и всякими брашны питающеся, без воздержания ядуще и пиюще, и иже даяти и взимати, друг друга снедающе и по вожделению похотей своих всегда творяще, и в клятвопреступлении дни свои провождающе, и не глаголют, яко падохом или согрешаем, ни от Причащения себя отлучают. Мы же постом и молитвами и бдении и сухоядением пригвождаеми и всякаго покоя плотскаго лишаеми, присно плачуще и сетующе и глаголем, яко погибохом и Царствия Небеснаго отпадохом, и повинни есьмы геенне? Сия слышав старец воздохнув и глаголаше: добре рекл еси, чадо, яко мирстии не падают; падоша бо единою дивным и лютым падением и ниже встати могут, ниже к тому пасти, и кая убо печаль диаволу бороти долу лежащих и николиже возстающих? Иноцы же не тако: но овогда побеждающе, овогда же побеждаемы; падающе и паки возстающе; оскорбляеми и оскорбляют; борими и борют диавола. Мирстии же не к тому; первый бо падеж многаго ради нечувствия приемши, ниже видят, яко пали суть, и отсюду не возстают. Обаче да увеси, чадо, яко не точию аз и ты, иже мнимся иноцы быти, требуем всегда трезвитися и плакатися, но и велиции постницы требуют слез и труда многа"…

Любезный брате! Не подумай, что я пишу к вам из каких-либо видов моих, но единственно от сострадания к тебе; сей мой совет не от моего скудоумного разума, но от Священного Писания и от отеческих учений, оставляю на избрание благого твоего произволения (II, 72, 100–101, 102–104, 105–107, 108 ).

…Все роды жизни имеют свои кресты и утешения, это вам довольно известно, а ежели вы будете представлять себе в семейной жизни одни только удовольствия, а, напротив, в монастырской одни только трудности и кресты, то само собой воля плоти возьмет перевес над духом; а надобно представить себе и тягость семейной жизни, и, напротив, безпечалие о житейских обстоятельствах монастырской, и спокойствие совести, от малых пожертвований собою приобретаемое, то, верно, весовая стрелка станет на стороне монастырской. Святой Апостол не возбраняет жениться, только предпочитает лучше безженное жительство; а тем говорит: скорбь плоти имети будут таковии (). Вам известен образ мирской суетной жизни: надобно подражать всем ее приличиям. Рассмотрите себя, способны ли вы к оному? Вы любите заниматься словом Божиим и учением святых отцов, но так ли это удобно в мирской жизни? И вообще, когда хотите жить благочестно, то не избежите того, о чем святой Апостол говорит: а хотящии благочестно жити, гонимы будут (). Неизвестно еще, какая будет партия? Всем сим рассуждением я не возбраняю вас от светской жизни, равно и не привлекаю к монастырской. Без звания Божия невозможно презреть мир и прелести его. Ожидайте, как о вас устроит; конечно, Его устроение на лучшее происходит; а паче когда свою волю предаем совершенно Его святой воле (I, 16, 49–50 ).

Скорби монашеские и мирские

Получил письмо от К.; пишет, что сын их малютка перешел в вечность; и еще скорбь: в деревне побило градом хлеб; вот какая мирская жизнь, она растворена скорбьми, несравненно большими наших; мы скорбим о душевном устроении, что падаем и Бога прогневляем и не имеем смирения; а они о другом – житейском скорбят, которое поражает сердца их (IV, 47,104 ).

Образ жизни духовной редко кому открыт в миру

Они мирские>не понимают образа жизни духовной, думают, что все равно и тамможно молиться и прочее, но ты теперь отчасти искусила ту и другую жизнь; верно нашла, что тут истинное училище и не можно обольститься мнимыми добродетелями, а тотчас покажут, как далеко еще отстоим от настоящей жизни. А там похвала людей и бесов, и свое мнение подавало бы еще руку к мнимому доброделанию, но ежели бы ты еще пожила дома, то немудрено попасться и в дом умалишенных. Некоторые из мирских называют таковых: «зачитался», а надобно сказать: «впал в прелесть» (III, 104, 218–219 ).

Ты, описавши скорбно проведенную юность твою, признаешь непостижимый о тебе Промысл Божий, пекущийся о спасении твоем. Точно, что бы ты была с твоим пылким характером? и не имея понятия, что должно иметь борьбу со страстьми и смирением привлекать милость Божию. К сожалению, эта наука редким известна в мире: а ежели что и делают доброе или не падают, то и это служит пищею самолюбию, которое, в свою очередь, поддерживает их (III, 231, 386 ).

Несогласие и раздоры в семейной жизни – наказание Божие, попущенное за грехи

Бывает же в замужстве несогласная жизнь и оскорбление от супруга, что есть явное наказание Божие, попущенное за грехи; но как ныне свет, большею частию, совсем противного мнения и образа жизни, то иногда партии не уступают друг другу в измене; и это есть также наказание Божие, на душе ослепление (I, 45,100 ).

Мир и согласие вместе живущих зависят от самоукорения, смирения и терпения

Немало посетовали мы о скорбных твоих происшествиях; враг не престает воздвигать свои козни к разрушению, а мы, немощные, не имеем против него твердого оружия – самоукорения, смирения и терпения; а напротив, с обеих сторон оправдания, отчего и тяготы друг друга не переносятся; почему не только не видно в вас понуждения к заповеди Христовой, но еще и готовность к преступлениям оных; за то и лишаемся многовожделенного дара Божия – мира и находимся более в смущении (V, 454, 618 ).

Любите укоряющих как благодетелей

…Ты, конечно, веруешь, что всякая скорбь, и от кого бы ни была, попускается от Бога; Он действует людьми как оружием в деле нашего спасения; о сем много есть у святых отцов: Марка, Дорофея, Исаака и прочих; я тебе не назначаю, сама отыщешь; прежде много о сем писал. Ведь все мы хотим спастися, идем к одной цели; но заблуждаем по распутиям, друг друга осуждаем, зазираем, уязвляем; Бог на все это смотрит и попускает сему быти для нашей же пользы; а какой, скажешь, пользы? прочти у старца Паисия в письме к иерею Дмитрию, отчего пришли у него множайшие из братии в такое устроение, что «любили укоряющих как благодетелей» и прочее; благое устроение там увидишь; не оттого ли, что были люди, которые их укоряли и делали другие многие пакости? Видно, им казалось в них нечто дурное, а того в них не было; а иначе нельзя бы было назвать и терпением. Однако не должно считать тех погибшими, ибо и они, в свою очередь, от других теми же действиями очищались; а добрые подвижники считали их не только орудием своего спасения, но и благодетелями, не исчитывая их злобу. В , думаю, вы читали, как ваша братия – сестры пробирали бедную Исидору, сделали ее как злато чисту, а сами-то неужели погибли? нет, они многие получили спасение, им казалось в ней все худое, так, как и нам в людях часто кажется худо, и мы берем на себя сан строгого судии и истязателя, забывая о своих грехах… Что же из сего выходит? Которые благодушно терпят, получают пользу; а нам остается покаяние, и в свою очередь терпение. Помни же слово, что нам кажется в людях худое, а у них или этого нет, или не видят за собою; а нельзя сего отнести суждения и истязания на всех и каждую, и злобную жизнь и нрав (III, 267, 470–471 ).

Любите враги ваша – и ад не одолеет вас

Сплетни же не иное что, как пустые сплетни; и надобно бы потерпеть, когда что на кого возносят; а тут пойдут исследования, а там вражда; и какая из сего польза? Я уже и не знаю, что делать. Но кто хощет идти правым путем, того и целый ад не может поколебать от правого пути, когда утвержден на Евангельском кресте терпения и смирения и заповеди: любите враги ваша. Нам нужно всякому входить в себя и смотреть, как еще далеки от исполнения заповеди о любви и ношения тяготы ближнего, к чему и должно себя нудить, ибо нуждницы Царствие Небесное восхищают (). Ты упоминаешь о некоторых вашей обители смущениях: где их нет? Конечно, сердцу больно; но воззришь на себя, найдешь и в себе, т. е. в обители сердца нашего, еще и более крамолы и смущений. Постараемся умиротворить оные в себе, и все умиротворятся, около нас обретающиеся (V, 271, 394–395 )

Проявления благочестивой христианской жизни

Возлагайте упование на премилосердого Господа и на заступление Пречистой Девы Богородицы; молитесь за оскорбляющих вас; приносите покаяние в согрешениях своих и оставляйте тем, кои вас оскорбляют. Вот наш христианский долг! Скорбное же что случится, принимайте с покорностию воле Божией, ибо без воли Его никтоже и ничего нам сотворити не может; а Он, по всепремудрому Своему Промыслу, вся действует к нашей пользе и спасению. Никто не избегает скорбей, и богатые и славные земли не избегают оных, по недоведомым нам судьбам Божиим. Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный, и многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие ()… Буди воля Господня на нас. Здешнее временно, а будущее вечно (I, 440, 734–735 ).

Смирение Христово памятуйте, сознавайте свою немощь, вините себя, а не других, понуждайте к удержанию себя от худого навыка; просите от Бога помощи, и Он, видя ваше произволение благое, пошлет Свою помощь, с коею удобно победите всякую страстную немощь. Но при всем том надобно иметь смирение, которое упраздняет все силы вражии; откровение другим своих немощей с самоукорением есть путь ко смирению, потому вы имели и ослабу в оных после откровения. Небольшая рассеянность в сообществе единомысленных и пекущихся о спасении не может вас повредить, но принесет пользу; только надобно стараться видеть в других хорошую сторону, ибо: око благо не узрит лукава, а за собою замечать и малые недостатки, которые врачевать вседневным покаянием. Домашнее занятие, сад и огород, необходимы для физического нашего состава, а между оными уделять время на чтение и молитву, яко нужнейшие для души (I, 22, 56 ).

…Пока есть для вас необходимость жить в мире, собственно для устроения детей ваших, живите; пекитесь более всего о исполнении заповедей Христовых; для познания же оных читайте святое Евангелие и Апостольские Деяния и Послания, также и святых отцов учения, о страстях и добродетелях нас учащие; проходя путь жития, познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите Господу покаяние о неисправлении; отнюдь же не полагайте надежды на дела свои, но на милосердие Божие. Правило молитвенное исполняйте по силе и, по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея. Св. Исаак пишет: «кто не помышляет себе быти грешна, его несть благоприятна пред Богом» (Слово 55). За высокое делание и за большое правило не беритесь; тот же св. Исаак поучает, что «умеренному деланию цены несть». Но храните совесть свою. Воздаяния же здесь не ищите в утешении, оставьте это на волю Божию: Он знает, когда дать. Пока сего для вас довольно, а ежели воззовет вас Господь пойти вслед Его и вселиться во святую обитель, тогда и путь жития откроется вам практикою, а не теориею (I, 72, 750–751 ).

При внешних заботах надо иметь попечение и о будущей жизни

…Надобно при внешних заботах и попечениях иметь попечение и о будущей жизни, приобретать то богатство, которое туда с нами пойдет, и стяжать такое одеяние душе своей, в котором бы можно внити в чертог Небесный! Вы скажете: «скуден есмь и наг» – время еще есть; торг не разошелся; приобретайте, есть много средств к тому. «Не судите и не осуждени будете; отпустите и отпустится вам», и при скудости добродетели, помогает нищета духовная, которую блажит Сам Господь. Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину смирения; а оно и едино, кроме дел, сильно о нас ходатайствовать ко Господу. Мытарь оправдался чем? – смирением! разбойник – покаянием. Да будут сии две нищие и последние добродетели с нами: то из последних соделают первыми; и дарует Господь вся нужная, довольная и полезная (I, 338, 670 ).

Где бы мы ни находились, везде надо исполнять заповеди Божии

Стремление к приближению к Богу есть звание Его, к которому надобно присовокупить наше содействие, исполнением святых Его заповедей: где бы мы ни находились, в пустыне ли или в сообществе, в мире или в монастыре, – везде надобно пещись о исполнении заповедей, и везде есть искус произволению нашему и противоборство со стороны врага, попущением Божиим бываемое. А мы должны самовластие наше преклонять к исполнению воли Божией. Видя же свою немощь или неудобство, как вы пишете, надобно повергать себя пред величием Божиим, прося Его помощи и заступления от врагов видимых и невидимых; получивши же помощь и исправив что благо, берегитесь помысла, хвалящего вас, а других осуждающего; это также сеть вражия, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетелей отъемлющая (I, 92, 195–196 ).

Преступая заповеди, лишаемся благодати Божией

…Мы одарены от Бога разумом и волею свободною и ограждены святейшим Его законом; оными душевными силами нашими должны мы избирать и следовать закону Божию, уклоняясь всего того, что противно воле Божией, в законе Его изъясненной. Как же скоро человек волею преступит заповедь Божию, то уже и получает от Бога наказание духовное: он лишается благодати Божией, изнемогает в хотении и избрании лучшего, кое (т. е. хотение) не преклоняется на доброе, помрачается в разуме и, делаясь рабом страстей, уже неволею влечется к оным и приемлет от них, вместо удовольствия, наказание (I, 53,118–119 ).

Сделанный вами вопрос превышает мой ум: как помочь тому, что мы, обременяя ум, душу и духовную жизнь оставляем в запустении? По скудоумию моему, мне кажется, нужны и необходимы и науки поставленным Промыслом Божиим на таком пункте, с которого должно отражать стрелы вражии, пускаемые на Православную , дабы сохранить в целости и в чистоте святое учение, на котором основывается и наше спасение, но подобает и сия творити, и оных не оставляти (), то есть пешись о душе и духовной жизни, начало которой не от умозрений, но от делания заповедей Божиих начинается и совершается; а умозрения или видения даруются по мере очищения от страстей и водворения смирения (II, 14, 22–23 ).

Чрез внешние наши действия познается и внутреннее устроение

Вы упомянули, что требуется от вас внешних исправлений, а не внутренних; чрез внешность познавается и внутреннее наше устроение; когда вы печетесь о внутреннем благом устроении, то и внешнее исправляется; а когда корень свят, то и ветви святы; а вы доказываете худое ваше устроение, смущаясь за укоризны; посему вы только мните, что занимаетесь внутренним, а когда послано вам ко искусу, то и видите себя отстоящими далеко от сего; познавайте ж свою немощь и смиряйтесь… (V, 466, 631 ).

Вы пугаетесь при мысли о тесном пути: боитесь ложного стыда миролюбцев, насмешек, преследований и озлоблений: но все это происходит от самолюбия, гордости и от маловерия; по мере веры вашей и смирения, и страх сей исчезнет. Когда веруете, что без Божией воли и влас главы нашей не погибнет, то кольми паче касающееся до чувств сердца не может быть без Его воли, а когда что и случится, то, верно, к искусу нашему и для пользы нашей, по Его воле попустится; тут надобны: вера и смирение, покорность воле Божией и о укреплении (1,89,192 ).

Одно сохранение девства не спасет человека

Ты с чувством слушала в житии св. апостола Фомы о девстве и целомудрии, и «горящим желанием возжелала сохранить свое девство, да сподобишься с мудрыми девами наследовать чертог Жениха Небесного». Но не одно девство нужно для сего; девы же были, но не вошли потому, что не имели в сосудах своих елея, и светильницы их угасли. Пока есть торг и не затворены двери чертога, приобретаем елей сей деланием заповедей Божиих и смирением; а случаи всегда к оному готовы, чтобы познать свою немощь; а где немощь наша, там не можем считать себя лучшими других (III, 258, 448 ).

Промысл Божий в духовной жизни

Описанное тобою четырехдневное устроение показывает тебе изменение нашего устроения и случаев прискорбных и утешительных; и в сем действует всепремудрый о нас Божий Промысл, по мере душевного нашего устроения; и дабы мы в скорбях и в мучительстве страстей прибегали к Нему, прося Его помощи и заступления. Никого не обвиняй, но считай себя достойною скорбей и смиряйза страстные мысли или движения, за кои и попускаются скорби; равно и ко искусу твоего устроения, чтобы ты познала, что в тебе много кроется многоразличных страстей: гордость, тщеславие, гнев, ярость, зависть и прочие… а познавши, старалась о искоренении их; видя же свою немощь, смирялась и просила бы от Бога помощи; не будь же случаев, показывающих тебе твои страсти, то ты не можешь их познать, но увлечешься в мнение о себе и в гордость; что всего противнее Богу. Ежели ж угодно будет Богу чем тебя утешить, то не увлекайся и не мни, что ты будто того достойна; и не думай: аз рех в обилии моем: не подвижуся (); но помни следующие слова псалма: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (). Наблюдай во всем средину и старайся приучать себя к равнодушию, как в радостях, так и в скорбях. Знай, что скорби не отвне приходят, но от нашего устроения бывают (III, 194, 332–333 ).

По решению Собора православной церкви расстрижен и предан церковному проклятию протопоп Аввакум Петров. Начало церковного раскола на Руси

Иван Тургенев получил звание доктора гражданского права в Оксфордском университете. Он был одним из первых русских и первым в мире писателем, удостоенным такой чести

Писатель Иван Бунин с женой приехал на Савеловский вокзал, чтобы навсегда оставить Москву, а вскоре и Россию

Уолт Дисней (Walter Elias Disney) создал свою первую компанию «Лаф-о-Грам Филмз», которая вскоре прогорела

Нобиле (Umberto Nobile) предпринял попытку отправиться на Северный полюс на жёстком итальянском дирижабле «Италия». На обратном пути воздушное судно потерпело катастрофу. Нобиле и большая часть его команды остались в живых, но Амундсен (Roald Engebreth Gravning Amundsen), присоединившийся к международной спасательной экспедиции, погиб

Первым орденом Ленина награждена газета «Комсомольская правда». До начала Великой Отечественной орденом Ленина было награждено более 6 500 человек, ещё 41 тысяча орденов была вручена во время войны. К 1977 году количество награждённых перевалило за 400 тысяч

Первый полёт экспериментальной крылатой ракеты, проектированной под руководством С. П. Королева в ГИРД, оснащённой гибридным ракетным двигателем

Вступил в силу Основной закон (конституция), принятый 8 мая 1949 года Парламентским советом, а затем и большинством федеральных земель в западных зонах оккупации. Таким образом, была провозглашена Федеративная республика Германия со столицей в Бонне. В ответ Советский Союз создал в своей оккупационной зоне второе германское государство - ГДР. Много лет в Советском Союзе наименование ФРГ искажалось - страну называли «Федеративная республика ГерманиИ», а не «Германия» - давая понять, что это лишь часть, а не целое. История внесла поправку в 1989 году, и теперь есть только республика Германия, столица которой вернулась в Берлин

В течение 48 часов в Литве арестованы и депортированы почти 37 тысяч крестьян, отказывавшихся вступить в колхозы (операция «Весна»)

Василий Гроссман заключил с редакцией журнала «Знамя» договор о публикации романа «Жизнь и судьба». Роман не опубликуют, рукопись книги, над которой писатель работал много лет, все копии, черновики и даже копирки арестуют - как человека, и произойдёт это не в сталинские времена, а во времена Хрущёва. Случай был уникальный: автор ходил на свободе, а под тюремным замком томилось его детище. Но несколько копий всё же уцелело. Роман был опубликован только в 1988 году

В США на экраны вышел фильм Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) «Сияние», поставленный по роману Стивена Кинга (Stephen King) и с Джеком Николсоном (Jack Nicholson) в главной роли

В американский прокат вышел второй фильм о приключениях отчаянного археолога Джонса «Индиана Джонс и храм судьбы». Сценарист Джордж Лукас (George Walton Lucas Jr.), режиссёр Стивен Спилберг (Steven Allan Spielberg)

В США женщина, проходившая лечение от бесплодия, родила семь близнецов. Лишь трое из новорожденных остались в живых, но все имели медицинские отклонения от нормы. Это была одна из первых крупных неудач методики «ребёнок из пробирки»

Лиссабонский протокол (протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений)

Фильм Квентина Тарантино (Quentin Jerome Tarantino) «Криминальное чтиво» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» как лучший фильм на 47-м Международном кинофестивале в Каннах

На экраны США вышел фильм Стивена Спилберга «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» - продолжение «Парка Юрского периода»

За свою дебютную роль в фильме «Танцующая во тьме» Бьорк получила в Каннах звание лучшей актрисы

Москва официально вступила в борьбу за право проведения Олимпийских игр 2012 года, присоединившись к Парижу, Лондону, Нью-Йорку, Мадриду, Гаване и Лейпцигу

Празднование 300-летия Петербурга началось с концерта в ледовом дворце. В зрительном зале дворца собрались жители Петербурга, почётные граждане города, ветераны Великой Отечественной войны, дипломаты, аккредитованные в Санкт-Петербурге, и делегации, прибывшие из городов-побратимов

Стал известен список победителей в основных номинациях Каннского кинофестиваля. «Золотую пальмовую ветвь» получил документальный фильм «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура (Michael Moore). С 1956 года это - первый неигровой фильм, который удостоили такой чести. Картина - яростное обличение президента Джорджа Буша(George Herbert Walker Bush)

23 мая 1618 года участники протестантского съезда в Праге, возмущенные религиозными притеснениями со стороны властей, выбросили из окон Чешской канцелярии имперских чиновников. Эта акция, приведшая в итоге к боевым действиям на религиозной почве, положила начало Тридцатилетней войне в Европе.

Тридцатилетнюю войну (1618-1648) можно назвать ранней репетицией Мировых войн XX века. Это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Также это была последняя значимая религиозная война в Европе, породившая вестфальскую систему международных отношений, которая действует и сегодня. В основе вестфальского мира лежит «принцип национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории.

Также появилась идея баланса сил, суть которой сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их соседей.

Все началось в июне 1617 года, когда бездетный император Священной Римской империи Матвей (он же король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Воспитанный иезуитами, Фердинанд был фанатичным приверженцем католической церкви и славился нетерпимостью по отношению к протестантам. Понятно, что в Чехии, основная часть населения которой была протестантской, сразу усилилось брожение.

Ещё до восшествия наследника на престол Матвей стал отказываться от уступок протестантам со стороны его предшественника и брата Рудольфа II, зафиксированных в «Грамоте величества» 1609 года. Так принадлежавшая королю деревня Клостерграб, в которой, согласно «Грамоте величества», существовала свобода вероисповедания, была подарена королём пражскому архиепископству. Архиепископ Ян Логел заставил всё население перейти в католичество и приказал разрушить недавно построенную протестантскую церковь. Аналогичная ситуация сложилась в Браунау, где местный католический аббат запретил использование протестантского храма, а члены делегации бюргеров, возражавшей против этого, были арестованы. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне по призыву графа Турна собрались в Праге и обратились к уехавшему в Вену императору с требованием освободить заключённых и прекратить нарушение религиозных прав протестантов. Кроме того, на май был назначен ещё один, более представительный, съезд. Император в ответ запретил проведение этого съезда и объявил, что собирается покарать зачинщиков.

23 мая 1618 года участники собравшегося, несмотря на сопротивление католиков, съезда выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса. Несмотря на то, что все трое выжили, нападение на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот акт, получивший название «Второй пражской дефенестрации», стал фактическим объявлением войны и началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов.

Хотя поначалу все еще и могло кончиться миром - император Матвей по совету своего канцлера кардинала Вены Мельхиора Клезля предложил мятежникам амнистию и переговоры. Однако 28 июля наследник императора - фанатичный католик Фердинанд - совершил государственный переворот. Кзель был заточен в Тироле, а император Матвей в ходе переворота был фактически отстранён от власти. Она перешла в руки Фердинанда, который тут же развязал боевые действия против Чехии. В Европе началась Тридцатилетняя война - невиданное ранее многолетнее побоище, в которое оказался втянут практически весь тогдашний христианский мир.

К моменту начала войны на одной стороне находились династические владения Габсбургов в Центральной и Восточной Европе, большинство католических княжеств Германии, Испания, объединённая с Португалией, папский престол, Речь Посполитая.

Антигабсбургскую коалицию образовали Франция, Швеция, Дания, протестантские княжества Германии, Чехия, Трансильвания, Венеция, Савойя, Республика Соединённых провинций. В той или иной степени антигабсбургской коалиции оказывали поддержку Англия, Шотландия и Россия.


Восьмидесятилетие Верховного Совета - знаковая веха в истории татарстанского парламентаризма, поскольку именно 80 лет назад прошли первые в республике демократические выборы и был сформирован первый созыв Верховного Совета - высшего органа законодательной власти, представляющие интересы всего многонационального Татарстана. Кроме того, юбилей республиканского парламента - важное мероприятие, проходящее в рамках столетия ТАССР, которое общественность республики отметит в 2020 году.

На торжественное мероприятие сегодня были приглашены депутаты Верховного Совета ТАССР X - XII созывов, Государственного Совета I - V созывов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители органов государственной власти, руководители судебных и правоохранительных органов, главы муниципальных образований, руководители крупнейших предприятий и организаций, представители общественных объединений и политических партий, религиозных конфессий, Герои Советского Союза и Социалистического труда, руководители дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованные в Казани, представители общественности.

Театр им. Тинчурина как место проведения торжественного собрания выбран не случайно. Именно здесь прошел I съезд Советов автономной ТССР, на котором были сформированы два высших органа власти республики - Центральный Исполнительный Комитет ТАССР и Совет народных комиссаров.

«В этом году исполнилось 80 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет ТАССР, высшего законодательного органа государственной власти республики, который сыграл значительную роль в становлении современной системы татарстанского парламентаризма и основ республиканского законодательства, - подчеркнул Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, - Верховный Совет дважды принимал Конституцию Татарстана, достойно работал в период Великой Отечественной войны, сложнейшие годы послевоенных пятилеток, перестройку, сформировал правовой фундамент современного Татарстана. Как бы мы сегодня ни оценивали события прошлого, какие бы суждения и исторические вердикты ни выносились, факт остается фактом: Верховный Совет во многом способствовал росту гражданского общества в республике, становлению правовой культуры общества ».

«Безусловно, тот факт, что Татарстан сегодня - регион с мощной экономикой, устойчивой социальной сферой, слаженной работой всех уровней власти, успешно развивающимся гражданским обществом, является заслугой в том числе и Государственного Совета республики», - отметил Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Институт парламента в России существует уже более ста лет, его становление проходило в сложных условиях революционных изменений, сказал Рустам Минниханов. «Достаточно вспомнить противоречивый период конца 30-х годов прошлого века, когда большие успехи в экономике и социальной сфере были сопряжены с массовыми репрессиями и отступлением от законности, - добавил он. - Впервые выборы 1938 года прошли как всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании ».

По его мнению, сильными сторонами этих выборов были привлечение в парламент представителей различных социальных групп населения, качественно новый уровень предвыборной агитации, а также утверждение отношения к выборам как к исполнению гражданского долга, а к голосованию - как к своеобразному празднику.

В 90-е годы прошлого века начался новый этап развития государственности республики, заметил Президент республики. «В период системных преобразований парламент Татарстана сыграл важнейшую роль в их законодательном обеспечении. Принятие законов о мягком вхождении в рынок, ликвидации ветхого жилья, противодействии преступности способствовали стабилизации общественной жизни республики », - подчеркнул Рустам Минниханов.

Он напомнил, что некоторые законодательные инициативы того времени получили признание на федеральном уровне и были распространены на другие регионы.

«Менялись эпохи, но неизменным оставалось стремление депутатов нашего парламента внести свой вклад в процветание республики и улучшение жизни татарстанцев », - заключил Рустам Минниханов.

С основным докладом выступил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин. Глава парламента республики подробно остановился на истории становления и развития татарстанского парламентаризма, которая, безусловно, прочно вписана в летопись жизни самой республики.

Как отметил Председатель Государственного Совета, Верховный Совет долгие годы оставался кузницей профессиональных управленческих кадров. «Здесь приобретались политические навыки государственного администрирования, отрабатывались основные парламентские практики и процедуры, формировалась правовая культура общества », - сказал он.

По словам Фарида Мухаметшина, летопись Верховного Совета вобрала в себя множество сложных и противоречивых реалий Отечественной истории конца 30-х - начала 90-х годов ХХ века: начиная от политических репрессий сталинской эпохи и до распада Советского Союза.

Верховным Советом были приняты многие судьбоносные решения и основополагающие документы, определившие архитектуру политического устройства современного Татарстана. Впервые была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан и итоги впервые же проведенного в России референдума по государственному статусу республики. Республика выступила первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики.

«За всеми этими стратегическими шагами - масштабная аналитическая, законодательная, организационная работа татарстанских депутатов, кропотливое согласование общественных интересов. И, как результат, - доверие, основанное на широкой поддержке населением политики, проводимой органами власти и руководством республики, - подчеркнул Фарид Мухаметшин, - залог наших успехов - во многом, в тесном, взаимосогласованном сотрудничестве с Президентом и Правительством Татарстана, всеми субъектами права законодательной инициативы».

Полный текст доклада Председателя Государственного Совета размещен на сайте парламента.

«Татарстан стал первым регионом России, заявившим о своих правах, -напомнил Государственный Советник республики, первый Президент Татарстана и последний Председатель Верховного Совета Минтимер Шаймиев, - в последнем созыве Верховного Совета мы смогли сказать свое слово. Сегодня нас окружает новое поколение, которое выросло в свободной стране. Но нужно понимать, как важно беречь Российскую Федерацию, другой такой многонациональной федерации нет в мире ».

Минтимер Шаймиев сегодня выступил с идеей нового проекта, который будет реализовываться при поддержке Фонда Возрождения. Государственный советник предложил построить в Казани современную школу нового поколения, которая при этом была бы трехъязычной - обучение на русском, татарском и английском языках. Минтимер Шаймиев напомнил, что в республике много межнациональных браков, к тому же каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее образование. «Новая школа призвана снять противоречия между родственниками », - сказал он. Государственный советник отметил, что работа в данном направлении уже ведется. В частности, обсуждается местоположение «школы будущего».

С трибуны торжественного собрания сегодня также выступили ветераны - академик Академии наук республики, депутат Государственного Совета I - III созывов Индус Тагиров, профессор кафедры конституционного права и прав человека Казанского федерального университета, член Конституционной комиссии 1990 года Борис Железнов, депутат Верховного Совета ТАССР XI, XII созывов, депутат Государственного Совета I - IV созывов Валентина Липужина.

Завершилось торжественное собрание награждением ветеранов почетным знаком Государственного Совета «За вклад в развитие парламентаризма ». Этой высокой награды удостоены заместитель Председателя Государственного Совета (1995 - 1999 годы) Зиля Валеева, депутат республиканского парламента (1990 - 2014 годы), руководитель Комиссии по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках (2004 - 2014 годы) Роберт Миннуллин, поэт, депутат Верховного Совета двенадцатого созыва и Государственного Совета первого и второго созывов Ренат Харисов. Депутату Верховного Совета седьмого - одиннадцатого созывов, ветерану Великой Отечественной войны Абдрахиму Муртазину Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин вручил награду накануне.

Во время торжественного собрания в фойе театра работала выставка «Верховный Совет Татарстана: люди, события, факты », на которой были представлены уникальные документы и фотографии, в том числе из семейных архивов татарстанцев.

Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан, фото Андрея Данилова

Последние новости Татарстана по теме:
Татарстан отметил 80-летие Верховного Совета ТАССР

Казань

20 ноября 2018 года в Татарском государственном театре им.К.Тинчурина состоялось Республиканское собрание общественности, посвященное 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва.
19:43 21.11.2018 Министерство культуры

Казань

Об этом заявил сегодня на республиканском собрании общественности, посвященном 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва, в Татарском государственном театре им.
12:45 21.11.2018 TatPressa.Ru

Казань

Фото: tatarstan.ru Государственный советник РТ принял участие в республиканском собрании общественности, посвященном 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР I созыва.
20:40 20.11.2018 ИА Татар-информ

Казань

Фото: tatarstan.ru В Казани отметили 80-летие избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва.
17:45 20.11.2018 ИА Татар-информ

Казань

Фото: Денис Гордийко (Город Казань KZN.RU, 20 ноября). Сегодня в Казани состоялось республиканское собрание общественности, посвященное 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва.
16:00 20.11.2018 Администрация г. Казань

Татарстан отметил 80-летие Верховного Совета ТАССР - Казань

Сегодня в Татарском государственном театре им. К. Тинчурина состоялось Республиканское собрание общественности, посвященное 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва.
15:50 20.11.2018 Государственный Совет РТ

Казань

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов отметил заслуги Государственного Совета РТ в развитии экономики и социальной сферы республики.
15:41 20.11.2018 Республика Татарстан

Казань

Сегодня состоялось республиканское собрание общественности, посвященное 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва.
15:17 20.11.2018 Конституционный суд

Казань

Пришло время получить немного полезной информации о 23 мая и о том, что случилось в истории такого числа.

Международные праздники 23 мая 2019 года

Всемирный день черепахи

Во многих государствах 23 мая отмечает День черепахи. Такое животное всегда было символом богатства, долголетия и мудрости. Торжество зародилось в 2000 году. Инициатором его было Американское сообщество спасения черепах.

Целью торжества можно назвать привлечение внимания общественности к проблемам гибели большого количества черепах из-за соседства с людьми. Во всех местах обитания этих животных 23 мая проводят акции. Именно на них добровольцы спасают черепах и делают им переходы под оживленными трассами в местах миграции. Кроме этого жители стран добиваются для морских берегов статуса охраняемых законом территорий, где как раз и проживают черепахи.

В последние годы такое торжество празднуют не только в тех местах, где водятся такие животные. Некоторые люди даже исключают из своего рациона суп из черепах 23 мая.

Что еще празднуют в мире 23 мая 2019 года

День работников Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана

По распоряжению президента страны такой праздник был установлен от 16 мая 2007 года. Экология республики в последние несколько десятилетий в первую очередь, складывается исходя из воздействий человека на окружающую среду. Человеческий фактор, конечно же, влияет на экологию страны.

И каждое государство должно уделять большое значение контролю над экологической ситуацией в разных регионах. Сюда же надо отнести контроль над природными ресурсами. Дату праздника выбрали из-за того, что в 2001 году по Указу президента было создано Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана. Министерство сегодня отвечает за регулирования деятельности в стране, которая связана с охраной окружающей среды и ее экологией.

А еще Министерство разносит информацию об экологической ситуации на оккупированных территориях страны, таких как разрушение лесного хозяйства в Физулинском районе.

День труда на Ямайке

На Ямайке каждый год 23 мая проходит День труда. Впервые это торжество было отмечено в 1939 году. Другими словами, 23 мая является общенациональным субботником. Ямайка же, это остров, который благословлен уникальной и удивительной красотой. Только вот время в целом вместе с бездумными действиями человека смогло подорвать окружающую среду и постепенно привести ее в упадок.

Предпосылками для Дня труда стали: возникшая проблема устранения самых разных проблем, которые связаны с ремонтом школ, больниц, дорог и полицейских участков, а также низкие темпы экономического роста. В День труда на Ямайке была создана традиция – местные жители бесплатно должны работать на благо общества 23 мая. И, несмотря на то, что жители понимают всю значимость участия в таком дне, с каждым годом количество участников – уменьшается. Ведь многие просто хотят отдохнуть в такой день.

Какие еще торжества есть 23 мая 2019 года

Возвещение Баба

Баб был пророком-предтечей веры бахаи. Он сказал, что его миссия будет в городе Шираз в 1844 году. Такой день у местных жителей считается зарождением веры Бахаи. В такой день, когда-то давно, молодой персидский купец Сийид Али Мухаммад, который принял после сего имя Баб, провозгласил, что он явился рассказать миру о близящемся пришествии Обещанного всех религий и подготовить людей к Его приходу.

Самый первый раз о своей миссии Баб рассказал молодому ученому-богослову, который носил имя Мулла Хусейн. И Мулла полностью доверился Бабу и положился на Божественный Промысел. Впервые их встреча произошла в Ширазе. Тогда же Мулла поразился тому, как свободно разговаривает с ним молодой человек. Поначалу Мулла не поверил Бабу, но потом, тот привел два доказательства. После этого Мулла без разговоров стал помогать парню.

Что отмечаем в народном календаре 23 мая 2019 года

Симон Посев

В такой день люди отмечают память Симона Кананита. Симон был одним из учеников Иисуса. Как говорит придание, Симон проповедовал в Иудее, Ливии и Египте. Также есть некоторые сведения, говорящие о том, что Симон был в Великобритании. В народном календаре день памяти Симона совпадает с более древним торжеством – именами Матушки Сырой Земли. Наши предки любили землю очень сильно, ведь она была кормилицей всего народа. В такой день крестьяне брались за плуг, не рыли ямы и не нарушали покой земли.

Симона на Руси 23 мая считали лучшим временем для поиска кладов. Также люди искали лекарственные растения и коренья. А чтобы они были наделены целебной силой, собирать их надо было умеючи – соблюдать определенное время и разные обряды. В частности, человек перед походом за травами, должен был тщательно покупаться и надеть чистое белье. Некоторые травы даже срывали не просто чистыми руками, а через платки или рушники.

Именины людей 23 мая 2019 года

Василий, Таисия, Кирилл.

Что было в истории 23 мая

  • 1592 – в Венеции инквизицией арестован Джордано Бруно, обвиненный в ереси.
  • 1930 – первым орденом Ленина награждена газета – Комсомольская правда.
  • 1949 – день образования Федеративной Республики Германия.
  • 2003 – Москва официально вступила в борьбу за право проведения Олимпийских игр 2012 года.

Кто родился 23 мая

  1. Карл Линней 1707 – шведский врач.
  2. Франц Месмер 1734 – австрийский врач.
  3. Алина Шариго 1859 – жена французского художника Пьера-Огюста Ренуара.
  4. Пер Лагерквист 1891 – шведский писатель.
  5. Арти Шоу 1910 – американский джазовый кларнетист.
  6. Григорий Чухрай 1921 – советский кинорежиссер.
  7. Виталий Вульф 1930 – российский искусствовед.
  8. Роберт Муг 1934 – американский предприниматель.
  9. Михаил Багдасаров 1945 – российский артист цирка.
  10. Анатолий Карпов 1951 – российский шахматист.
  11. Лариса Гузеева 1959 – российская актриса.



Top