Кто такие либералы, консерваторы, социалисты? Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития Что такое социализм, и кто такие социалисты

В XIX веке в Западной Европе сформировались три основных общественно - политических учения: Консерватизм, либерализм и социализм. Каждое из данных учений по-своему объясняло, каким должно быть государство и общество.
Консерватизм - учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых устоявшихся порядков и традиционных ценностей.Традиционными ценностями считалось следующее:1. Религия2. Монархия3. Национальная культура4. Семья5. «Порядок»Государство, по мнению консерваторов, должно быть сильным, подчинять личность, контролировать экономику. Но при необходимости можно провести и некоторые реформы.Перед вами выдающиеся политические деятели XIX века, имеющие консервативные взгляды - это английский лидер Консервативной партии и премьер-министр Бенджамин Дизраэли и Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи
Либерализм – это учение, провозглашающее право любого человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.…Главная ценность либерализма - индивидуальная свобода. Известная формула либералов звучит так: «Разрешено все, что не запрещено законом».Перед вами таблица, в которой отражены основные принципы либерального устройства государства:В политике это: - Разделение ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная)и- Реформирование всех сфер жизни.В экономике приветствовался - рынок свободной конкуренции, а государство обязано обеспечить гражданам неприкосновенность частной собственности.…Перед вами на экране выдающийся английский либерал Уильям Гладстон.
Социализм - это учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную …и защите государством общественных интересов.Можно выделить три направления в социалистическом учении:- Утопический социализм - марксизм - ревизионизм
Проводниками идей утопического социализма были Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Социалисты-утописты говорили о необходимости упразднения частной собственности и создании общества, в котором люди абсолютно равноправны. Пути создания такого общества были, увы, утопичны, то есть -…нереальны.
Развивая идеи социалистов-утопистов, философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают учение, которое получило название по имени одного из них - «марксизм». В основе марксизма лежит теория социалистической революции.Алгоритм ее такой – сначала происходит:1. Обнищание народа (беднейших слоев),и2. Все большее обогащение буржуазии.3. В этот момент обостряется классовая борьба…И 4. К власти приходит пролетариат (рабочий класс). Происходит социалистическая революция…И…5. Диктатура пролетариата
Немецкий идеолог ревизионизма, социал-демократ, публицистЭдуард Бернштейн пересмотрел учение Маркса (то есть подверг «ревизии») и пришел к выводу, что социалистическое переустройство общества способно осуществиться путем реформ в условиях расширения избирательных прав граждан и развития акционерных форм собственности.

Конспект урока по новой истории в 8 классе по теме: « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: — познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;

— выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;

— развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»

Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

_____________________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

_____________________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

____________________________________________________________________________

7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

____________________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________________

10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

_____________________________________________________________________________

Ключ к заданию:

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

« Жанн Самарии» О. Ренуар

« Книга джунглей» Р. Киплинг

« Кармен» Ж. Бизе

« Законодательное чрево» О. Домье

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока:

1.Каким быть обществу?

2.Разрешено всё, что не запрещено.

3.Сохранять традиционные ценности.

4.Почему появились социалистические учения.

5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

7.Анархизм.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

— Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

— Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

1) либерализм

2) консерватизм

3) социализм

— Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в

экономической жизни

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

— рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

— Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

    Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.

    Право на свободу слова, печати собраний.

    Право на участие в решении государственных дел

— Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

— А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.(сл.

Требования, которые выдвигали либералы:

    Ограничение деятельности государства законом.

    Провозгласить принцип разделения власти.

    Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

    Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

    Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

— В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.

— Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм — учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

— Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип — сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

— в отличие от либералов консерваторы признавали:

    Право государства на сильную власть.

    Право на регулирование экономики.

— поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .

Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

— общественный и государственный строй, принципами которого являются:

1) установление политические свобод;

2) равенство в правах;

3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

4) обязанность государства регулировать экономику.

« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» — эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

— Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

— К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

— Ко второй группе (96\% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

2) работа по учебнику

3) рассказ учителя :

Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

— Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу :

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .

— Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

— Какие черты характеризовали анархизм?

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

видные представители анархизма

5. Подведение итога урока:

6. Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

Приложение:

— в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования — реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования — революция

В данной статье мы разберёмся, кто такие либералы, консерваторы и социалисты в политике, а также что лежит в основе либерализма, консерватизма и социализма. Сделать мы это попытаемся довольно простым языком.

Что такое либерализм, и кто такие либералы?

Либерализм – это общественно-политическое течение, при котором существует обеспечения и защита свободы личности, снижается или уничтожается полностью давление государства и общества на каждого отдельного человека. Либерализм в первоначальном значении – это свобода мысли, снисходительность к людям. В политику он пришёл, как ответ на авторитарные режимы, где индивид был сродни таракану, раздавать которого во блага лидера было за честь.

Либералы – это последователи и сторонники либерализма. Они считают, что государство создано для того, что защищать человека от других насилия людей, влиятельных групп и давать свободу индивиду. Либералы всегда стремились ограничить наследственность власти (сделать честные выборы), расширить круг лиц, которым доступно право голоса, внедрить парламентское правление, гарантировать и защитить свободы граждан.

Что такое консерватизм, и кто такие консерваторы?

Консерватизм – это политическая идеология, которая подразумевает сохранение всего, что уже сформировалось: государственная и общественная жизнь, морально-правовые нормы нации, религии, семьи. Консерватизм – это борьба с нововведениями, если они противоречат текущему укладу.

Консерваторы – люди, которые поддерживают консерватизм. Как правило, они выступают против радикальных реформ, защищают традиционные ценности и не приемлют изменений в государственном устройстве страны.

Что такое социализм, и кто такие социалисты?

Социализм – это учения, где главным в государстве является социальная справедливость, свобода и равенство. Если сказать кратко, то все люди равны в своих правах и свободах, а также перед законом.

Социалисты – это люди, приверженцы социализма. Их устраивает только такая система, где процесс производства и распределения доходов контролируется обществом.

Честно говоря, сейчас нашей стране очень сильно не хватает некоторых черт, свойственных либерализму и социализму, а вот консерватизма можно и поменьше.

Дата: 28.09.2015

Урок: история

Класс: 8

Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 28.09.2015

Урок: история

Класс: 8

Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Ход урока

Организационное начало урока.

Проверка домашнего задания:

Проверка знаний по теме: «Культура XIX века»

Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

Как называется этот роман и кто его автор?

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

___________________________________________________________________

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

___________________________________________________________________

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

___________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

___________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

___________________________________________________________________

7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

___________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________

10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

___________________________________________________________________

Ключ к заданию:

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

« Жанн Самарии» О. Ренуар

« Книга джунглей» Р. Киплинг

« Кармен» Ж. Бизе

« Законодательное чрево» О. Домье

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

Сообщение темы и целей урока.

(слайд) Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.

Изучение нового материала.

  1. рассказ учителя:

(слайд) Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

(слайд) В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

1) либерализм

2) консерватизм

3) социализм

Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу (слайд)

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в

экономической жизни

(слайд) - рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

  1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
  2. Право на свободу слова, печати собраний.
  3. Право на участие в решении государственных дел

Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ (слайд)

(слайд) Требования, которые выдвигали либералы:

  1. Ограничение деятельности государства законом.
  2. Провозгласить принцип разделения власти.
  3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
  4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
  5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

(слайд) Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

(слайд) Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.

(слайд) - Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

(слайд) - Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

В отличие от либералов консерваторы признавали:

  1. Право государства на сильную власть.
  2. Право на регулирование экономики.

(слайд) - поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .

(слайд) Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

(слайд) В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

(слайд) Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

Общественный и государственный строй, принципами которого являются:

1) установление политические свобод;

2) равенство в правах;

3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

4) обязанность государства регулировать экономику.

(слайд) « Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

(слайд) Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

(слайд) Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

работа по учебнику

(слайд)

рассказ учителя :

(слайд) Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

(слайд) Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу :

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

(слайд) Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .

Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

Какие черты характеризовали анархизм?

(слайд) 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

(слайд) видные представители анархизма

Подведение итога урока:

(слайд)

(слайд) Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

Приложение:

В ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

Приложение 1

Либералы, консерваторы, социалисты

1. Радикальное направление либерализма.

После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям. В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.

В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм. Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т.е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.

Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т.е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т.е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.

В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

2. Консерваторы.

Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности, а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности. Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.

3. Социализм.

Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т.е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.

Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.

4. Ревизионизм.

В 90е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития - эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение - раскол.

С критикой классического марксизма выступил немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения - служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX-XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное - это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

5. Анархизм.

Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia - безвластие) - политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения - и «левые» и «правые», самые разные выступления - от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта - отрицание необходимости государства.

М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842-1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей - государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

Вопросы и задания:

  1. Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

Вопросы для сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм (марксизм)

Ревизионизм

Анархизм

Роль государства

в экономической жизни

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Пределы индивидуальной свободы

  1. Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества?
  2. Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
  3. Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?
  4. На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Либерализм:

роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ

пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.

Консерватизм:

роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.

пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.

Социализм (марксизм):

роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию

пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция


Самые популярные философские и общественно-политические течения в современной науке. На протяжении XX века большой популярностью пользовались также анархизм и марксизм, однако сейчас они находят все меньше сторонников.

При этом знать и уметь отличать все эти общественно-политические течения необходимо, чтобы разбираться в обществознании и правоведении.

Либеральные учения

Социализм, либерализм, консерватизм - общественно-политические течения, представителей которых сегодня больше всего в парламентах стран во всем мире. Рассмотрим их подробнее.

Большую популярность в XX веке набрало либеральное течение. Либерализм однозначно выступает за права и свободы любого человека, независимо от его национальности, религии, убеждений и социального положения. При этом ставит эти права и свободы превыше всего, провозглашая их главной ценностью. Более того, при либерализме они представляют основу экономической и общественной жизни.

Влияние церкви и государства на общественные институты строго контролируется и ограничивается в соответствии с конституцией. Главное, чего добиваются либералы, разрешения свободно высказываться, выбирать религию либо отказываться от нее, свободно голосовать на честных и независимых выборах за любых кандидатов.

В экономической жизни социализм, либерализм, консерватизм делают ставку на разные приоритеты. Либералы выступают за полную свободную торговлю и ведение предпринимательской деятельности.

В области юриспруденции главным является верховенство закона над всеми ветвями власти. Перед буквой закона равны все, независимо от социального и финансового статуса. Сравнение либерализма, консерватизма, социализма помогают лучше запомнить и осознать, чем отличается друг от друга каждое из этих течений.

Социализм

Социализм во главу угла ставит принцип социальной справедливости. А также равенства и свободы. В широком смысле слова социализм - это общественный стой, который живет по вышеуказанным принципам.

Глобальной целью социализма является свержение капитализма и строительство в будущем совершенного общества - коммунизма. Этот общественный строй должен закончить предысторию человечества и стать началом его новой, подлинной истории, - утверждают основатели и идеологи этого течения. Для достижения этой цели мобилизуются и применяются все ресурсы.

Социализм, либерализм, консерватизм отличаются по своим главным принципам. У социалистов это отказ от частной собственности в пользу общественной, а также введение общественного контроля за использованием природных недр и ресурсов. Все в государстве воспринимается как общее - это один из основополагающих принципов учения.

Консерватизм

Главное в консерватизме - следование традиционным, устоявшимся ценностям и порядкам, а также религиозным доктринам. Сохранение традиций и имеющихся общественных институтов - главное, за что выступают консерваторы.

Во внутренней политике для них основной ценностью является имеющийся государственный и общественный порядок. Консерваторы категорически против радикальных реформ, сравнивают их с экстремизмом.

Во внешней политике приверженцы этой идеологии уделяют основное внимание усилению безопасности при воздействии извне, допускают применение силы для решения политических конфликтов. При этом дружеские отношения поддерживают с традиционными союзниками, с недоверием относясь к новым партнерам.

Анархизм

Говоря про либерализм, консерватизм, социализм, анархизм нельзя не упомянуть. Это которая основывается на абсолютной свободе. Ее главная цель - уничтожение любого возможного способа эксплуатации одного человека другим.

Вместо власти анархисты предлагают ввести взаимовыгодное сотрудничество индивидов. Власть, по их мнению, следует упразднить, так как она основана на подавлении богатыми и статусными людьми всех остальных.

Все отношения в обществе должны основываться на личной заинтересованности каждого человека, а также на его добровольном согласии, максимальной взаимопомощи и персональной ответственности. При этом главное - ликвидация любых проявлений власти.

Марксизм

Для того чтобы досконально изучить консерватизм, либерализм, социализм, марксизм также необходимо знать и понимать. Это учение наложило серьезный отпечаток на большинство общественных институтов XX века.

Основано это философское учение в XIX веке Карлом Марксом и При этом впоследствии разные партии и политические движения часто по-своему трактовали это учение.

По сути, марксизм - одна из разновидностей социализма, у них много общего во всех сферах. Ключевое значение в этой теории имеют три составляющих. Исторический материализм, когда история человеческого общества понимается как частный случай естественного Также учение о когда окончательная цена товара не определяется правилами рынка, а зависит только от затраченных для его производства усилий. Кроме того, основа марксизма - идея о диктатуре пролетариата.

Сравнение научных теорий

Для того чтобы досконально разобраться, что означает каждая из теорий, лучше всего применить вопросы для сравнения. Либерализм, консерватизм, социализм в этом случае предстанут как четкие и ясные понятия.

Главное, в чем предстоит разобраться, - роль государства в экономической жизни при каждом из этих учений, позиция по решению социальных общественных проблем, а также, в чем каждый строй видит пределы личной свободы гражданина.




Top