Кто такие либералы, консерваторы, социалисты? Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития Что такое социализм, и кто такие социалисты
В XIX веке в Западной Европе сформировались три основных общественно - политических учения: Консерватизм, либерализм и социализм. Каждое из данных учений по-своему объясняло, каким должно быть государство и общество.
Консерватизм - учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых устоявшихся порядков и традиционных ценностей.Традиционными ценностями считалось следующее:1. Религия2. Монархия3. Национальная культура4. Семья5. «Порядок»Государство, по мнению консерваторов, должно быть сильным, подчинять личность, контролировать экономику. Но при необходимости можно провести и некоторые реформы.Перед вами выдающиеся политические деятели XIX века, имеющие консервативные взгляды - это английский лидер Консервативной партии и премьер-министр Бенджамин Дизраэли и Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи
Либерализм – это учение, провозглашающее право любого человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.…Главная ценность либерализма - индивидуальная свобода. Известная формула либералов звучит так: «Разрешено все, что не запрещено законом».Перед вами таблица, в которой отражены основные принципы либерального устройства государства:В политике это: - Разделение ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная)и- Реформирование всех сфер жизни.В экономике приветствовался - рынок свободной конкуренции, а государство обязано обеспечить гражданам неприкосновенность частной собственности.…Перед вами на экране выдающийся английский либерал Уильям Гладстон.
Социализм - это учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную …и защите государством общественных интересов.Можно выделить три направления в социалистическом учении:- Утопический социализм - марксизм - ревизионизм
Проводниками идей утопического социализма были Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Социалисты-утописты говорили о необходимости упразднения частной собственности и создании общества, в котором люди абсолютно равноправны. Пути создания такого общества были, увы, утопичны, то есть -…нереальны.
Развивая идеи социалистов-утопистов, философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают учение, которое получило название по имени одного из них - «марксизм». В основе марксизма лежит теория социалистической революции.Алгоритм ее такой – сначала происходит:1. Обнищание народа (беднейших слоев),и2. Все большее обогащение буржуазии.3. В этот момент обостряется классовая борьба…И 4. К власти приходит пролетариат (рабочий класс). Происходит социалистическая революция…И…5. Диктатура пролетариата
Немецкий идеолог ревизионизма, социал-демократ, публицистЭдуард Бернштейн пересмотрел учение Маркса (то есть подверг «ревизии») и пришел к выводу, что социалистическое переустройство общества способно осуществиться путем реформ в условиях расширения избирательных прав граждан и развития акционерных форм собственности.
Конспект урока по новой истории в 8 классе по теме: « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
Цели: — познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;
— выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»
Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?
1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.
2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.
3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.
4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?
_____________________________________________________________________________
5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?
_____________________________________________________________________________
6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?
____________________________________________________________________________
7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?
___________________________________________________________________________
8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.
____________________________________________________________________________
9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?
___________________________________________________________________________
10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?
_____________________________________________________________________________
Ключ к заданию:
« Собор Парижской богоматери». В. Гюго |
|
« Голубые танцовщицы» Э.Дега |
|
« Лесной царь» Ф. Шуберт. |
|
« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона |
|
« Жанн Самарии» О. Ренуар |
|
« Книга джунглей» Р. Киплинг |
|
« Кармен» Ж. Бизе |
|
« Законодательное чрево» О. Домье |
|
Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес |
|
« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог. |
3. Сообщение темы и целей урока.
План урока:
1.Каким быть обществу?
2.Разрешено всё, что не запрещено.
3.Сохранять традиционные ценности.
4.Почему появились социалистические учения.
5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
7.Анархизм.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:
1) Как развивается общество?
2) Что предпочтительнее: реформа или революция?
3) Куда движется история?
— Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:
1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?
2) как выстроить отношения между личностью и церковью?
3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?
— Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.
В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:
1) либерализм
2) консерватизм
3) социализм
— Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.
Линия сравнения |
Либерализм |
Консерватизм |
Социализм |
Социализм |
||
Главные принципы |
||||||
Роль государства в экономической жизни |
||||||
Отношение к социальным вопросам |
||||||
Пути решения социальных вопросов |
— рассмотрим основные принципы либерализма.
от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.
— Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?
Принципы:
Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
Право на свободу слова, печати собраний.
Право на участие в решении государственных дел
— Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»
— А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.(сл.
Требования, которые выдвигали либералы:
Ограничение деятельности государства законом.
Провозгласить принцип разделения власти.
Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня
— В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.
Новые либералы требовали:
Ввести страхование по безработице и инвалидности
Ввести пенсионное обеспечение престарелых
Государство должно гарантировать минимальную з/п
Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию
Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.
— Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.
от латин. conservatio – охранять, сохранять.
Консерватизм — учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей
— Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип — сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.
— в отличие от либералов консерваторы признавали:
Право государства на сильную власть.
Право на регулирование экономики.
— поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения
« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .
Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что
1) общество должно стать более демократичным,
2) необходимо расширить избирательные права,
3) государство не должно вмешиваться в экономику
В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.
Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.
— общественный и государственный строй, принципами которого являются:
1) установление политические свобод;
2) равенство в правах;
3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.
4) обязанность государства регулировать экономику.
« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» — эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.
Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.
— Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?
— К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.
— Ко второй группе (96\% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.
Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.
2) работа по учебнику
3) рассказ учителя :
Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.
— Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн
Эдуард Бернштейн увидел, что
1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;
2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои
3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.
4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.
Он пришёл к выводу :
Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.
Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .
— Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.
— Какие черты характеризовали анархизм?
1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.
2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.
3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.
видные представители анархизма
5. Подведение итога урока:
6. Домашнее задание:
Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.
Приложение:
— в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:
Линия сравнения |
Либерализм |
Консерватизм |
Социализм |
Главные принципы |
Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей |
Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти |
Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод |
Роль государства в экономической жизни |
Государство не вмешивается в экономическую сферу |
Государственное регулирование экономики |
|
Отношение к социальным вопросам |
Государство не вмешивается в социальную сферу |
Сохранение сословных и классовых различий |
Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам |
Пути решения социальных вопросов |
Отрицание революции, путь преобразования — реформа |
Отрицание революции, реформа как крайнее средство |
Путь преобразования — революция |
В данной статье мы разберёмся, кто такие либералы, консерваторы и социалисты в политике, а также что лежит в основе либерализма, консерватизма и социализма. Сделать мы это попытаемся довольно простым языком.
Что такое либерализм, и кто такие либералы?
Либерализм – это общественно-политическое течение, при котором существует обеспечения и защита свободы личности, снижается или уничтожается полностью давление государства и общества на каждого отдельного человека. Либерализм в первоначальном значении – это свобода мысли, снисходительность к людям. В политику он пришёл, как ответ на авторитарные режимы, где индивид был сродни таракану, раздавать которого во блага лидера было за честь.
Либералы – это последователи и сторонники либерализма. Они считают, что государство создано для того, что защищать человека от других насилия людей, влиятельных групп и давать свободу индивиду. Либералы всегда стремились ограничить наследственность власти (сделать честные выборы), расширить круг лиц, которым доступно право голоса, внедрить парламентское правление, гарантировать и защитить свободы граждан.
Что такое консерватизм, и кто такие консерваторы?
Консерватизм – это политическая идеология, которая подразумевает сохранение всего, что уже сформировалось: государственная и общественная жизнь, морально-правовые нормы нации, религии, семьи. Консерватизм – это борьба с нововведениями, если они противоречат текущему укладу.
Консерваторы – люди, которые поддерживают консерватизм. Как правило, они выступают против радикальных реформ, защищают традиционные ценности и не приемлют изменений в государственном устройстве страны.
Что такое социализм, и кто такие социалисты?
Социализм – это учения, где главным в государстве является социальная справедливость, свобода и равенство. Если сказать кратко, то все люди равны в своих правах и свободах, а также перед законом.
Социалисты – это люди, приверженцы социализма. Их устраивает только такая система, где процесс производства и распределения доходов контролируется обществом.
Честно говоря, сейчас нашей стране очень сильно не хватает некоторых черт, свойственных либерализму и социализму, а вот консерватизма можно и поменьше.
Дата: 28.09.2015
Урок: история
Класс: 8
Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 28.09.2015
Урок: история
Класс: 8
Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационное начало урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания: Проверка знаний по теме: «Культура XIX века» Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор? 1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо. Как называется этот роман и кто его автор? 2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование. ___________________________________________________________________ 3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора. ___________________________________________________________________ 4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется? ___________________________________________________________________ 5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал? ___________________________________________________________________ 6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор? ___________________________________________________________________ 7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку? ___________________________________________________________________ 8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины. ___________________________________________________________________ 9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»? ___________________________________________________________________ 10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор? ___________________________________________________________________ Ключ к заданию:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение темы и целей урока. (слайд) Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала.
(слайд) Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы: 1) Как развивается общество? 2) Что предпочтительнее: реформа или революция? 3) Куда движется история? Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества: 1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью? 2) как выстроить отношения между личностью и церковью? 3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими? Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте. (слайд) В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: 1) либерализм 2) консерватизм 3) социализм Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу (слайд)
(слайд) - рассмотрим основные принципы либерализма. от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике. Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят? Принципы:
Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом» А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ (слайд) (слайд) Требования, которые выдвигали либералы:
В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния. (слайд) Новые либералы требовали: Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию (слайд) Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии. (слайд) - Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм. от латин. conservatio – охранять, сохранять. Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей (слайд) - Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. В отличие от либералов консерваторы признавали:
(слайд) - поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство . (слайд) Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что 1) общество должно стать более демократичным, 2) необходимо расширить избирательные права, 3) государство не должно вмешиваться в экономику (слайд) В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. (слайд) Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма. Общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. (слайд) « Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества. Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов. Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй? К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники. Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники. (слайд) Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. (слайд) Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
работа по учебнику (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
рассказ учителя : (слайд) Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины. Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн (слайд) Эдуард Бернштейн увидел, что 1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники; 2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои 3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда. 4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом. Он пришёл к выводу : Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. (слайд) Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие . Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров. Какие черты характеризовали анархизм? (слайд) 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. (слайд) видные представители анархизма | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итога урока: (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
(слайд) Домашнее задание: Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно. |
Приложение:
В ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:
Линия сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм |
Главные принципы | |||
Государственное регулирование экономики |
|||
Отношение к социальным вопросам | |||
Пути решения социальных вопросов |
Приложение 1
Либералы, консерваторы, социалисты
1. Радикальное направление либерализма.
После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям. В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.
В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм. Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т.е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.
Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т.е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.
В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.
Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т.е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.
В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.
2. Консерваторы.
Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности, а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности. Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.
3. Социализм.
Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т.е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.
Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.
4. Ревизионизм.
В 90е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития - эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение - раскол.
С критикой классического марксизма выступил немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:
1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.
2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения - служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.
3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.
4. Он писал о том, что на рубеже XIX-XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.
Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное - это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.
Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.
5. Анархизм.
Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia - безвластие) - политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения - и «левые» и «правые», самые разные выступления - от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта - отрицание необходимости государства.
М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.
В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842-1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.
Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей - государственной власти и частной собственности.
Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.
Вопросы и задания:
- Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».
Вопросы для сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм (марксизм) | Ревизионизм | Анархизм |
Роль государства в экономической жизни | |||||
Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем | |||||
Пределы индивидуальной свободы |
- Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества?
- Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
- Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?
- На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?
Либерализм:
роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ
пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.
Консерватизм:
роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность
позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.
пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.
Социализм (марксизм):
роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.
позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию
пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.
Линия сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм |
Главные принципы | Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей | Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти | Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод |
Роль государства в экономической жизни | Государство не вмешивается в экономическую сферу | Государственное регулирование экономики | Государственное регулирование экономики |
Отношение к социальным вопросам | Государство не вмешивается в социальную сферу | Сохранение сословных и классовых различий | Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам |
Пути решения социальных вопросов | Отрицание революции, путь преобразования - реформа | Отрицание революции, реформа как крайнее средство | Путь преобразования - революция |
Самые популярные философские и общественно-политические течения в современной науке. На протяжении XX века большой популярностью пользовались также анархизм и марксизм, однако сейчас они находят все меньше сторонников.
При этом знать и уметь отличать все эти общественно-политические течения необходимо, чтобы разбираться в обществознании и правоведении.
Либеральные учения
Социализм, либерализм, консерватизм - общественно-политические течения, представителей которых сегодня больше всего в парламентах стран во всем мире. Рассмотрим их подробнее.
Большую популярность в XX веке набрало либеральное течение. Либерализм однозначно выступает за права и свободы любого человека, независимо от его национальности, религии, убеждений и социального положения. При этом ставит эти права и свободы превыше всего, провозглашая их главной ценностью. Более того, при либерализме они представляют основу экономической и общественной жизни.
Влияние церкви и государства на общественные институты строго контролируется и ограничивается в соответствии с конституцией. Главное, чего добиваются либералы, разрешения свободно высказываться, выбирать религию либо отказываться от нее, свободно голосовать на честных и независимых выборах за любых кандидатов.
В экономической жизни социализм, либерализм, консерватизм делают ставку на разные приоритеты. Либералы выступают за полную свободную торговлю и ведение предпринимательской деятельности.
В области юриспруденции главным является верховенство закона над всеми ветвями власти. Перед буквой закона равны все, независимо от социального и финансового статуса. Сравнение либерализма, консерватизма, социализма помогают лучше запомнить и осознать, чем отличается друг от друга каждое из этих течений.
Социализм
Социализм во главу угла ставит принцип социальной справедливости. А также равенства и свободы. В широком смысле слова социализм - это общественный стой, который живет по вышеуказанным принципам.
Глобальной целью социализма является свержение капитализма и строительство в будущем совершенного общества - коммунизма. Этот общественный строй должен закончить предысторию человечества и стать началом его новой, подлинной истории, - утверждают основатели и идеологи этого течения. Для достижения этой цели мобилизуются и применяются все ресурсы.
Социализм, либерализм, консерватизм отличаются по своим главным принципам. У социалистов это отказ от частной собственности в пользу общественной, а также введение общественного контроля за использованием природных недр и ресурсов. Все в государстве воспринимается как общее - это один из основополагающих принципов учения.
Консерватизм
Главное в консерватизме - следование традиционным, устоявшимся ценностям и порядкам, а также религиозным доктринам. Сохранение традиций и имеющихся общественных институтов - главное, за что выступают консерваторы.
Во внутренней политике для них основной ценностью является имеющийся государственный и общественный порядок. Консерваторы категорически против радикальных реформ, сравнивают их с экстремизмом.
Во внешней политике приверженцы этой идеологии уделяют основное внимание усилению безопасности при воздействии извне, допускают применение силы для решения политических конфликтов. При этом дружеские отношения поддерживают с традиционными союзниками, с недоверием относясь к новым партнерам.
Анархизм
Говоря про либерализм, консерватизм, социализм, анархизм нельзя не упомянуть. Это которая основывается на абсолютной свободе. Ее главная цель - уничтожение любого возможного способа эксплуатации одного человека другим.
Вместо власти анархисты предлагают ввести взаимовыгодное сотрудничество индивидов. Власть, по их мнению, следует упразднить, так как она основана на подавлении богатыми и статусными людьми всех остальных.
Все отношения в обществе должны основываться на личной заинтересованности каждого человека, а также на его добровольном согласии, максимальной взаимопомощи и персональной ответственности. При этом главное - ликвидация любых проявлений власти.
Марксизм
Для того чтобы досконально изучить консерватизм, либерализм, социализм, марксизм также необходимо знать и понимать. Это учение наложило серьезный отпечаток на большинство общественных институтов XX века.
Основано это философское учение в XIX веке Карлом Марксом и При этом впоследствии разные партии и политические движения часто по-своему трактовали это учение.
По сути, марксизм - одна из разновидностей социализма, у них много общего во всех сферах. Ключевое значение в этой теории имеют три составляющих. Исторический материализм, когда история человеческого общества понимается как частный случай естественного Также учение о когда окончательная цена товара не определяется правилами рынка, а зависит только от затраченных для его производства усилий. Кроме того, основа марксизма - идея о диктатуре пролетариата.
Сравнение научных теорий
Для того чтобы досконально разобраться, что означает каждая из теорий, лучше всего применить вопросы для сравнения. Либерализм, консерватизм, социализм в этом случае предстанут как четкие и ясные понятия.
Главное, в чем предстоит разобраться, - роль государства в экономической жизни при каждом из этих учений, позиция по решению социальных общественных проблем, а также, в чем каждый строй видит пределы личной свободы гражданина.