Административная юрисдикция. Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств Административную юрисдикцию в судебном порядке

Соколов Е.С. Административная юрисдикция: понятие, сущность и содержание / Е.С. Соколов, Ю.П. Высоцкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 70-

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Е.С. Соколов, магистр ант

Ю.П. Высоцкая , магистр ант

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(Россия, г . Калининград )

Аннотация . В настоящей статье представлены актуальные для науки администр а тивного права вопросы административной юрисдикции. Основное внимание уделено пр о блеме сущности и плюрализма мнений среди отечественных авторов относительно о п ределения административной юрисдикции. Также анализируется содержание (формы) административной юрисдикции по законодательству Российской Федерации. В резул ь тате проведенной работы выделено наиболее актуальное определение понятия «админ и стративная юрисдикция», раскрыты ее сущность и содержание (путем перечисления входящих в нее форм административных производств).

Ключевые слова: административное право, административный деликт, производство по делам об административных правонарушениях, административная юрисдикция, пр а вовое государство, юрисдикционные производства.

Правовое государство является идеал ь ной конструкцией, которая заключается в том, что высшую ценность составляют права и свободы человека и гражданина, признаваемые, соблюдаемые и защища е мые государственным образованием. С о гласно ст. 1 основного закона нашей стр а ны – Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.0 2.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Российская Фед е рация (Россия) есть демократическое ф е деративное правовое государство с ре с публиканской формой правления.

Для правового государства характерно четкое регулирование при помощи юрид и ческих норм формирования и порядка, в котором осуществляет свою деятельность «административная ветвь государственной власти». В этом плане административное законодательство и постоянный процесс его совершенствования будет являться о с новным фактором построения правового государства и рычагом развития общес т венных отношений. В объективной реал ь ности нередки случаи нарушений прав и свобод. Подобного рода деяния теорией права именуются как правонарушения. В качестве вида правонарушений выделяют административные правонарушения, кот о рые согласно действующему законод а тельству – Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (далее – КоАП РФ) определяются как пр о тивоправные, виновные действия (безде й ствие) физического или юридического л и ца, за которые законом установлена соо т ветствующая ответственность.

Эффективность защиты общественных отношений ставится в прямую завис и мость от деятельности государства по пр о тиводействию нарушению законов. С да н ной целью государство устанавливает о т ветственность за совершение подобных деяний, создает систему органов админ и стративной юрисдикции (субъектов адм и нистративной юрисдикции). Весомый вклад в данный процесс был внесен КоАП РФ, который был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002. Новый КоАП РФ впервые предоставил субъектам Росси й ской Федерации возможность устанавл и вать региональных субъектов администр а тивной юрисдикции.

Несмотря на то, что административная юрисдикция и ее субъекты являются акт у альными объектами исследований, по п о воду определения данного понятия не ко н чаются распри и споры между исследов а телями. Начало этого процесса следует о т носить послереволюционному периоду (советский период). С начала прошлого века идет нескончаемая дискуссия между учеными. Многие советские ученые и с следовали данное понятие, примером т а ких исследований могут послужить труды: Шергина А.П., Манохина В.М., Застро ж ной О.К., Козлов а Ю.М., Коренева А.П., Лазарева В.В. Труды советской школы принесли не только положительные р е зультаты в вопросе сущности администр а тивной юрисдикции, но и активно повли я ли на правоприменительную практику. Кобзарь-Фролова М.Н. подмечает, что в отличие от фундаментального характера работ советской школы современные и с следователи рассматривая проблемы а д министративной юрисдикции, наибольшее внимание уделяют вопросам администр а тивной ответственности, администрати в ной деликтности , конфликтам отношений (Д.Н. Бахрах , И.И. Веремеенко , И.А. Галаган, А.Е. Лунев, М.В. Костенников , Л.Л. Попов, Б.В. Россинский , М.Я. Саввин , М.С. Студеникина , А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие) .

Понятие административной юрисди к ции не имеет определения в действующем законодательстве. Данный факт и вызыв а ет плюрализм мнений в данном аспекте, который опосредуется сложностью иссл е дуемого объекта. Кобзарь-Фролова М.Н. отмечает, что отчасти эту ситуацию во з можно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводс т во, не формирует правовых норм, а осущ е ствляет их применение в конкретных с и туациях .

Современные исследователи также по-разному рассматривают явление админ и стративную юрисдикцию. Так, В.В. Денисенко понимает под администр а тивной юрисдикцией подведомственность и компетенцию по осуществлению прав о применительной, государственно -властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных прав о нарушениях, осуществляемая государс т венными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционные производства . В качестве данных производств автором н а зываются: производство по делам об а д министративных правонарушениях (при наличии административного правонар у шения); производство по жалобам (выд е ляется на основании принятия федерал ь ного закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) « О порядке рассмотрения о б ращений граждан Российской Федер а ции » ); согласительное производство (да н ное производство стало возможно выд е лить по причине принятия Конституции РФ, в ст. 85 которой закреплена возмо ж ность применения согласительных проц е дур Президентом Российской Федерации).

Точку зрения Денисенко В.В. подде р живают Позднышов А.Н. и Миха й лов А.А., которые рассматривают а дмин и стративную юрисдикцию как подведомс т венность и компетенцию по осуществл е нию, а также само осуществление прав о применительной, правоохранительной г о сударственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разреш е нию юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонаруш е ниях государственными органами и орг а нами местного самоуправления . Предполагается, что такая дефиниция не вполне соответствует содержанию данного понятия. Авторами не учтено, что ра с смотрение дел об административных пр а вонарушениях возможно не только кваз и судебными органами, но и судьями. Такой вывод следует из содержания глав 22 и 23 КоАП РФ. Далее Денисенко В.В., Поз д нышов А.Н. и Михайлов А.А. игнорируют тот факт, что количество производств а д министративно-юрисдикционной деятел ь ности указанных в его исследовании не ограничивается производствами, име ю щими ограничительный (принудительный характер).

В данном контексте следует учитывать мнение Пановой И.В., которая включает в содержание административной юрисди к ции, помимо ранее названных, следующие виды производств: исполнительное (де я тельность по исполнению актов с прим е нением мер принуждения); администр а тивно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не явля ю щихся мерами ответственности); дисци п линарное .

Головко В.В. же предлагает понимать административную юрисдикцию в ее ш и роком смысле как установленную законом или иными нормативными правовыми а к тами совокупность полномочий соответс т вующих государственных или муниц и пальных органов регулировать общес т венные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые сп о ры и рассматривать дела об администр а тивных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного хара к тера . Автор также предлагает д о полнить производства, названные ранее, включая в их состав: нормотворческое производство; правонаделительное прои з водство (регистрационное, разрешител ь ное и тому подобное); производство по возмещению причиненного ущерба .

В свою очередь, Минашкин А.В. утве р ждает, что данным понятием следует сч и тать особого рода деятельность органов исполнительной власти и иных уполном о ченных органов по рассмотрению админ и стративных дел, споров и коллизий, а та к же, в случае необходимости, по примен е нию соответствующих юридических сан к ций . Поддерживая Минашк и на А.В., Салищева Н.Г. определяла адм и нистративную юрисдикцию как устано в ленную законодательными актами де я тельность органов государственного управления и должностных лиц по разр е шению индивидуальных администрати в ных дел и применению соответствующих юридических санкций в администрати в ном порядке .

Дополняя предыдущих авторов, Д.Н. Бахрах отмечает, что она (админис т ративная юрисдикция) чаще всего опред е ляется как юрисдикционная деятельность административных органов на основе а д министративно-процессуальных норм .

Некоторые авторы (Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова) н а стаивают на том, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти, подзаконного, прав о применительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках т а ких законодательно закрепленных адм и нистративно-ю рисдикционных прои з водств, как:

а) разбирательство споров;

б) применение мер административного принуждения;

в) деятельность по исполнению гос у дарственного принуждения, и выполня ю щая функции охранительную, воспит а тельную, регулятивную .

Таким образом, стоит понимать под а д министративной юрисдикцией устано в ленную законодательством государства совокупность полномочий , соответству ю щих государственных или муниципальных органов регулировать общественные о т ношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их прав о мерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юр и дически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера. В качестве содержания (форм) администр а тивной юрисдикции можно выделить : производство по делам об администрати в ных правонарушениях; производство по жалобам; согласительное производство; исполнительное производство; админис т ративно-процессуальное производство; дисциплинарное производство; норм о творческое производство; правонадел и тельное производство; производство по возмещению причиненного ущерба.

Библиографический список

1. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юри с дикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Администр ативное и муниципальное право. – 2013. – № 2. – С. 138- 142 .

2. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 172 с .

3. Позднышов , А.Н. Административная юрисдикция: учебное пособие / А.Н. Позднышов , А.А. Михайл ов – М.: ИМЦ ГУК МВД, 2003. – 137 с . .

4. Панова, И.В. Административ но-процессуальное право России. – М.: Проспект, 2012. – 357 с .

5. Головко, В.В . О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятел ь ности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и пр оцесс. – 2015. – №12. – С. 4- 13 .

6. Минашкин , А.В. О совершенствовании административного и административного процессуальног о законодательства в Украине // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 150 — 153 .

7. Салищева , Н.Г. Гражданин и адми нистративная юрисдикция в СССР. – М.: Юрид . лит ., 1970. – 126 с.

8 . Бахрах , Д.Н. Нужна спе циализация судей, а не судов // Российск ая юстиция. – 2003. – №2. – С. 10- 15 .

9. Административная юрисдикция в фина нсовой сфере: монография / Р.Э. Байтеряков , Д.В. Карпухин, М.В. Ко миссарова и др. / под ред. М . А . Лапиной . – М .: Палеотип , 2015. – 271 с .

ADMINISTRATIVE JURISDICTION: CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT

E.S. Sokolov , graduate student

Ju.P . Vysotckaia , graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. In this article, issues of administrative jurisdiction relevant to the science of admi n istrative law are being investigated. The main attention is paid to the problem of the essence and pluralism of opinions among domestic authors regarding the definition of administrative juri s diction. The content (form) of administrative jurisdiction under the legislation of the Russian Federation is also analyzed. As a result of the work, the most current definition of the term «a d ministrative jurisdiction» is highlighted, its essence and content are revealed (by listing the forms of administrative production included in it).

Keywords: administrative law, administrative delict , proceedings on administrative offenses, administrative jurisdiction, rule of law, jurisdictional proceedings.

Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Функции административной юрисдикции.

Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.

Признаки административной юрисдикции:

Наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

Состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

Издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства :

Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

Дисциплинарное производство - применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

Производство по жалобам - жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

Дела об административных правонарушениях;

Дела о дисциплинарных проступках;

Дела об обращениях граждан;

Дела о приеме в гражданство РФ;

Дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

Дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

Дела, связанные с административным надзором;

Арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

дисциплинарное производство;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция - установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция - это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.



Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

Административный процесс - установленный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти , государственного управления .

С юридической точки зрения административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого властным субъектом управления.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой - играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу .

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общий объект административного процесса - общественные отношения, регулируемые различными отраслями права - административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и др., кроме уголовного.

Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.

Административный процесс: особенности, содержание и принципы

Административный процесс в основном базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга.

Они имеют следующие сходные черты:

  1. в основном внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел;
  2. индивидуальность решения этих дел;
  3. регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом .

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция - установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях , а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти .

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т. е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или, возможно, ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

Способы обеспечения законности - контроль , надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаки контроля как способа обеспечения законности: между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, а контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; в некоторых случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения .

Формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования , сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти - постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

  1. опротестовывать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
  2. осуществлять уголовное преследование или производство об административном правонарушении ;
  3. вносить представление об устранении нарушений закона;
  4. выносить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Административный надзор - систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными ФОИВ в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно не подчиненных им юридических и физических лиц и их объединений, государства и общества ; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Все это объединяется понятием «обращения граждан».

Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административный и судебный.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти , при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан.

Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд, - коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц.

Административная юрисдикция базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле, основанных на оценке судебной юрисдикции. Как известно, в ее основе в соответствии с функционально-компетенционным содержанием судебной власти лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, наконец, применение в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения. Так поступают судебные органы при рассмотрении различных, - и административных дел, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Однако юрисдикционную функцию в изложенном понимании, причем в значительном объеме, повседневно и на различных уровнях системы государственного управления фактически осуществляют непосредственно исполнительные органы (должностные лица), т.е. во внесудебном порядке. Такого рода их действия выражают практическую реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности. А это означает, что тем самым они осуществляют административную юрисдикцию.

Юрисдикция, однако, не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой деятельности признаком, что является характерным для функционирования органов судебной власти. Но она - реальное явление управленческой действительности.

В принципе соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрисдикции. В соответствии со своей управленческой компетенцией они вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать и разрешать индивидуальные дела, носящие характер административно-правовых споров, самостоятельно оценивать при этом правомерность поведения участников управленческих общественных отношений, наконец, применять в необходимых случаях меры юридической ответственности - преимущественно административной или дисциплинарной.

Следовательно, соответствующие действия исполнительных органов (должностных лиц) непременно связываются с возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией; предмет их юрисдикционной деятельности составляют конкретные административно-правовые споры.

Таким образом, на первый план в качестве источника административного процесса в юрисдикционном смысле выдвигаются возникающие в сфере государственного управления споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это - споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

Они нередко возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны (например, при обжаловании неправомерных управленческих действий или решений). Как правило, такого рода споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе управляющее воздействие того или иного субъекта исполнительной власти и считающей это воздействие (например, адресованный ему правовой акт управления) дефектным.

Но это лишь один из вариантов проблемы административно-правовых споров. Споры такого рода могут возникать и по инициативе управляющей стороны (например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности). Вместе с тем административно-правовые споры возможны и между различными субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня). Наконец, такие споры могут иметь место и в случаях, когда то или иное дело возникает по инициативе специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Следовательно, как правило, основаниями рассмотрения административно-правовых споров являются жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров. Одна из спорящих сторон всегда - соответствующий исполнительный орган или представляющее его должностное лицо. Именно их действия чаще всего служат предметом административно-правовых споров, причем вне зависимости от того, кто в данной конкретной ситуации их инициирует.

Развитие федеративных отношений привело к появлению нового вида административно-правовых споров, сторонами которых могут быть органы исполнительной власти различных субъектов РФ. Для разрешения разногласий между ними, а также между ними и федеральным органами исполнительной власти Президент РФ может использовать согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Правительство РФ разрешает споры и разногласия между федеральными органами исполнительной власти и правительствами республик, администрацией иных субъектов Федерации, а также между министерствами РФ и т.п. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Таким образом, первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет - конкретный административно-правовой спор.

Очевидно, что, рассматривая и разрешая индивидуальное дело в виде конкретного административно-правового спора (например, разрешая жалобу гражданина, оспаривающего правомерность действий должностного лица), необходимо дать правовую оценку поведения спорящих сторон. Иначе нет реальной возможности для поисков правильного, т.е. основанного на требованиях действующего законодательства или подзаконных административно-правовых норм решения, подводящего итог рассмотренному спору. В этом и состоит юридический смысл самой административно-юрисдикционной деятельности.

Так, рассмотрев жалобу гражданина на неправомерное решение или действие должностного лица, суд может признать обжалуемое действие (решение) незаконным либо законным. Естественно, что во втором случае он отказывает в удовлетворении жалобы. В первом же случае он принимает столь жесткое решение лишь тогда, когда обжалуемые действия нарушали права и свободы гражданина, либо создавали препятствия осуществлению им его прав и свобод, либо незаконно возлагали на гражданина какую-либо обязанность или его незаконно привлекали к какой-либо ответственности.

Логично предположить, что для подобного, различного по своему юридическому характеру исходу рассмотрения административно-правового спора было необходимо оценить с правовой точки зрения поведение (действия) как привлекаемого к ответственности или обжалующего принятое постановление по делу, так и того исполнительного органа (должностного лица), по инициативе которого данное дело возникло и привело к спорной ситуации. Следовательно, правовая оценка поведения сторон возникшего спора является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и эффективное разрешение административно-правового спора. Для административно-юрисдикционной деятельности она обязательна. В этом суть второй особенности административной юрисдикции.

Каковы юридические результаты соответствующих юрисдикционных действий? Прежде всего при оценке этих результатов необходимо учитывать, что стороны административно-правовых отношений не несут ответственности друг перед другом в случае нарушения требований административно-правовых норм. Природа исполнительной власти и механизм ее реализации таковы, что в них всегда находит свое выражение "публично-правовой интерес", который и нарушается при отклонении поведения участников административно-правовых отношений от требований должного поведения в сфере государственного управления. Соответственно наступает ответственность перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Исполнительные органы (должностные лица) наделены необходимыми полномочиями по применению к виновным предусмотренных законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами мер государственного (юридического) принуждения.

Имеются в виду те из них, на кого возложено осуществление административно-юрисдикционных функций.

Все это, следовательно, закономерно, если не забывать, что в рамках административно-юрисдикционной деятельности практически реализуются санкции административно-правовых норм.

Таким образом, если в ходе рассмотрения конкретного административно-правового спора будет дана негативная оценка поведению той или иной из спорящих сторон, возникает необходимость соответствующей юридической реакции в виде применения к виновной стороне одной из предусмотренных мер юридической ответственности.

При рассмотрении спорных ситуаций, возникающих в связи с совершением гражданином, должностным лицом или юридическим лицом административного правонарушения, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает для них административную ответственность. Мера ответственности определяется в соответствии с составом правонарушения и предусмотренной за его совершение санкцией (Особенная часть этого Кодекса). Для некоторых категорий физических лиц возможно наступление дисциплинарной ответственности (например, для военнослужащих).

Кроме того, судебные органы, рассматривающие жалобы граждан на действия (решения) государственных служащих, при признании их незаконными определяют меру ответственности служащего, предусмотренную Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и другими законами, вплоть до представления об увольнении. По существу, речь идет о мерах дисциплинарной ответственности.

Таким образом, третьей особенностью административной юрисдикции является возможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к виновной стороне административно-правового спора.

На базе изложенных особенностей юрисдикционного производства сама административная юрисдикция может быть определена в качестве административно-процессуальной деятельности полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемой во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Два момента этого определения необходимо особо подчеркнуть. Это - защита прав и законных интересов граждан - участников административно-правового спора и возможность применения в результате разрешения конкретного спора мер административной или дисциплинарной ответственности.

Специфической особенностью административно-юрисдикционного производства является то, что действующие административно-процессуальные нормы и управленческая практика дают определенные основания для того, чтобы само административно-юрисдикционное производство рассматривать несколько шире, т.е. не сводить его исключительно к порядку рассмотрения и разрешения спорных административно-правовых ситуаций, результатом чего возможно применение соответствующих мер юридической ответственности.

Ранее неоднократно обращалось внимание на тот факт, что в соответствии с действующим законодательством исполнительные органы (должностные лица) во внесудебном порядке совершают большое число действий по применению мер административного принуждения, не носящих характер административной ответственности. При этом в центре внимания - также правоохранительная функция и также соответствующее индивидуальное административное дело (например, при применении мер административного пресечения).

Подобного рода дела далеко не во всех случаях должным образом процессуально оформлены. Но их разрешение является прямой обязанностью соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), причем в своем подавляющем большинстве подобные индивидуальные дела возникают по инициативе именно этих органов и лиц (например, по инициативе милиции, контрольно-надзорных инспекций и т.п.). Очевидно, что такого рода действия, прямо затрагивающие законные интересы не только физических, но и юридических лиц, нуждаются в соответствующей процессуальной регламентации.

Речь идет о специальных полномочиях по применению не ответственности, а иных мер административного принуждения: административно-предупредительных и административно-пресекательных. Их применение, конечно, не является формой юридической реакции на административно-правовые споры. Тем не менее они предусматриваются санкциями административно-правовых норм и являются административно-принудительными средствами, равно как и применение, например, мер административной ответственности. Их специфика, следовательно, состоит лишь в отсутствии административно-правового спора.

В практике реализации исполнительной власти непосредственное административное принуждение (без применения мер ответственности) используется достаточно широко и, что не менее важно, достаточно широким кругом исполнительных органов (должностных лиц). В частности, их используют практически все контрольно-надзорные органы (должностные лица), относящиеся к аппарату исполнительной власти.

Процессуальное оформление применения подобных мер принудительного характера осуществляется на различном юридическом уровне. Например, оно имеет место в ряде законодательных актов: антимонопольном, о стандартизации, об экологической экспертизе, в Таможенном кодексе и т.п. Правительством РФ утвержден ряд правил, например: о порядке проведения государственной экологической экспертизы; о государственном ветеринарном надзоре; о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и т.д. Процессуальные нормы такого рода содержатся также в положениях о контрольно-надзорных органах.

Процессуальное регулирование применения административно-предупредительных и пресекательных мер осуществляется также специальными ведомственными правилами (например, Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования; Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства; Порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; Порядок выдачи предписаний при проведении этого контроля; Инструкция о порядке изъятия должностными лицами Федеральной налоговой службы документов, свидетельствующих о сокрытии доходов, и т.п.).

Равнозначны с ними и процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, как-то: доставление; административное задержание физического лица; привод; личный досмотр и досмотр вещей; досмотр транспортных средств; изъятие документов и вещей; отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.п.

Налицо, таким образом, значительное количество ярко выраженных административно-принудительных мер, не носящих характер юридической ответственности и не имеющих спорного содержания. В конечном счете они могут вызывать административно-правовой спор, например при обжаловании примененных принудительных мер, результатом чего может быть наступление юридической ответственности виновных. Но пока этого нет, а потому интерес вызывает именно юридическая природа названных мер, точнее - действий исполнительных органов (должностных лиц) по их практическому применению. Процессуальная их обеспеченность очевидна, ибо применяются данные меры в отношении большого числа физических и юридических лиц.

Таким образом, сопоставление ранее охарактеризованных основных признаков административной юрисдикции с анализом юридических свойств, присущих мерам административного принуждения (исключая лишь меры административной ответственности), дает возможность определить административную юрисдикцию шире, а именно в качестве административно-процессуальной деятельности, осуществляемой во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения.

Еще по теме 5. Административная юрисдикция:

  1. 39 Нѣкоторыя доктрины относительно природы административной фунКЦІИ.
  2. Регулирование административной ответственности удельных крестьян
  3. § 2. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов и пути ее совершенствования
  4. Совершенствование административно-юрисдикционной деятельности по привлечению несовершеннолетних к административной ответственности
  5. 2.2. Административно-юрисдикционная деятельность участкового уполномоченного полиции в курортном регионе
  6. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел как вид административно-юрисдикционной деятельности
  7. §1. Административная деятельность милиции, как сфера применения правовых презумпций
  8. § 2. Общеотраслевые презумпции в административной деятельности милиции
  9. § 2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях в области законодательства о трудовой миграции
  10. 3.1 Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -




Top